Научная статья на тему 'Постсоветские «Народные фронты»'

Постсоветские «Народные фронты» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
831
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / "НАРОДНЫЙ ФРОНТ" НОВОЙ "ВОЛНЫ" / МНОГОПАРТИЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / "NATIONAL FRONTS" OF THE "NEW WAVE" / TRANSFORMATION PERIOD / MULTI-PARTY INSTITUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ульянова Ю. С.

Период перестройки отличился возникновением разнообразных по целям «народных фронтов», часть которых действовала и в трансформационный период. В наши дни создание «народных фронтов» «новой волны» осуществляется без должного учета исторического опыта предыдущих, анализу которого посвящена статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-SOVIET «NATIONAL FRONTS»

Soviet «Perestroika» has given birth to a number of «national fronts» differing in their goals. Some of these fronts have emerged in transformation period. Nowadays this historical experience is not taken into account in creating «national fronts» of the so-called «new wave».

Текст научной работы на тему «Постсоветские «Народные фронты»»

УДК 94(470)

ПОСТСОВЕТСКИЕ «НАРОДНЫЕ ФРОНТЫ»

Одним из важных феноменов перестроечной поры на территории бывшего СССР стало появление различного рода политизированных неформальных организаций. В общей массе этих организаций наиболее конструктивно проявил себя «народный фронт» [6]. Деятельность разно -образных «политических фронтов» (Объединенного трудящихся, Интернационального, Патриотического, Национально-патриотического, Народно-патриотического, Национального спасения, Народного спасения, Народного единства и др. [5]) сыграла определенную роль в перестроечном процессе. Они были ориентированы на поиск более желательного на -правления дальнейших изменений социально-политической жизни страны. Первоначально активисты этих организаций вели агитационную работу в массах в пользу выборов внушающих доверие кандидатов в депутаты союзного и республиканского рангов (1989 - 1990 гг.). Затем они стали образовывать политические партии, чтобы самим определять кандидатов. Были приложены усилия по формированию избирательных объединений (1993 - 1998 гг).

Сегодня, в условиях сохранившейся тенденции к созданию «народного фронта» нового поколения, крайне важно проанализировать деятель -ность «народных фронтов» уже в постсоветский период на территории бывшего СССР. Необходимо определить, с какими отличиями создавали его инициаторы на пространстве бывшего СССР, кто в них был заинтересован, учтен ли при этом опыт прошлого.

Исследователи перестроечных «народных фронтов» связывают их появление с подготовкой к XIX Всесоюзной партийной конференции (28.06.1988 - 01.07.1988), понимая их как средство поддержки перестро -ечных усилий генсека М.С. Горбачева [1]. Однако есть данные о том, что до этого года в Прибалтийских республиках (и не только там) уже действовали конспиративные организации бывших политических осужденных, диссидентов, ждавших момента легализации. Эти обстоятельства и сам факт того, что с распадом СССР и отступлением от социализма история советских «народных фронтов» не закончилась, обусловливают необхо -димость более детального изучения этой проблемы. Рассмотрим последовательно этот процесс.

В России после распада СССР городские фронты (Московский, Ленинградский, Ярославский, Ставропольский и др.) перестали действовать. Из-за идеологических разногласий не сложился «Российский народный фронт». Перешел рубеж 1991 г «Объединенный фронт трудящихся» (ОФТ), а в 1992 г. сложился «Фронт национального спасения». После 1999 г. все они исчезли с политической арены.

17 марта 2002 г. группа инициаторов через электронные СМИ обратились к населению с предложением создать «Советский народно-революционный фронт борьбы». Эта организация ставила своей целью возврат России к самостоятельности на мировой арене, упразднение многопартийности. Враги России были названы «Антантой - II».

Организаторы движения выступали против «засилья чиновничества». Их подтолкнул к решительным действиям скачок цен на подмосковную землю. Руководители расположенных на ней предприятий вели дела к банкротству, чтобы занятая земля перешла к перекупщикам, готовым про -давать ее строителям дач и коттеджей. С этой целью они скупали немно -гочисленные акции у рядовых работников. Но это не в интересах рядовых тружеников. Недовольные не остановились перед обращением к губернатору Б.В. Громову и Президенту В.В. Путину Без силовых действий здесь не обходится, а обращения в суд не дают никаких результатов [17]. Надежды связаны с созданием и деятельностью специального «фронта».

Ту же цель преследовали организаторы нового движения на Псковщине - председатель общественного комитета по борьбе с коррупцией, бюрократизмом и «оборотнями в пиджаках и погонах» Вадим Гузинин и уполномоченный по правам человека в Псковской области Виктор Яшин.

Ю.С. Ульянова,

кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гу манит арных наук, филиал С еверо-Кавказского государственного тех-ниче-ского университета (г. Пятигорск)

В ходе проведенного учредительного Конгресса было принято заявление «Об имеющих место политических репрессиях и преследованиях граждан - жителей области на Псковщине». Речь идет о защите рабочего Андрея Лисина и руководителя регионального отделения избирательного блока «Родина» Геннадия Астахова. По-видимому они критиковали действующую власть.

В Саратове 12 февраля 2005 г. прошли три митинга в поддержку Президента, но с одновременным выражением недовольства действиями губернатора Д.Ф. Аяцкова [9]. В них приняли активное участие члены КПРФ, партий «Яблоко» и «Единая Россия». Среди собравшихся были также члены ЛДПР РКРП-РПК, действующей КПСС и других организаций, о которых мало известно. От КПРФ выступили Н. Солдатов и Г Турунтаев, от «Единой России» - В. Бутылев. Это мероприятие, названное митингом «народного фронта», было похоже на блокировку разных партий по текущим вопросам по совокупности сходных позиций.

Инициатором митинга выступил депутат областной думы Вячеслав Мальцев, возглавивший «Комитет по борьбе с Д.Ф. Аяцковым», ведущим был Д. Олейник. Поводом сбора послужило недовольство не только руководящей деятельностью этого губернатора, но и общим положением в стране.

Как создание «народного фронта» оценивает сближение леворадикалов из Национал-большевистской партии и социал-либералов из «Яблока» главный редактор бюллетеня «Партинформ» Ю. Г Коргунюк [4]. Причина недовольства союзников - использование бюджетных средств не в соответствии с интересами «бюджетополучателей». Среди поводов - недовольство монетаризацией льгот.

Идея создания нового «народного фронта» была также выражена председателем «Народной партии России» Геннадием Гудковым. Главный смысл ее деятельности - борьба с коррупцией (при готовности объединения этой партии со «Справедливой Россией»). Вначале планировалось название «Народный фронт по борьбе с коррупцией», затем остановились на «Народном фронте борьбы за социальную справедливость». Подобные идеи высказывали члены партии «Союз правых сил». Есть основания полагать, что создание Государственной Думой антикоррупционного комитета - ответ на такие умонастроения.

В Магнитогорске также предпринимались усилия по созданию «народного фронта» «Набат». Наибольшую активность в этом направлении обнаружили члены КПРФ. Среди поводов для призывов к объединению всех оппозиционных сил оказалась монетаризация льгот. Однако сыграл роль еще один беспокоящий фактор - события 3 - 4 октября 1993 г. Как известно, в эти дни силой был разогнан Верховный Совет РСФСР далее Указом Президента страны был введен новый Закон о выборах со структурой органов государственной власти, которая была предусмотрена только в одном из двух альтернативных проектов Конституции страны. К тому же выборы 12 декабря 1993 г были проведены до прохождения этого проекта через референдум. Среди призывов и лозунгов -«создание единой и сильной России» (как будто среди россиян есть противники этого).

Идея воссоздания «политического фронта» сблизила молодежное крыло «Яблока» и активистов «Союза

правых сил», взявшихся за разработку избирательной программы «Комитет-2008». В этой связи планировал -ся конгресс, среди участников которого ожидали лидеров КПРФ, СПС, партии «Яблоко», в частности С. Глазьева, И. Хакамаду, В. Рыжкова. Скептики обратили внимание на то, что перед выборами в декабре 2003 г. «Яблоко» и СПС не объединились.

Если установки на образование «фронта» серьезны, реализуемы, то история повторится. Во время перестройки «народный фронт» счел уместным потеснить правящую партию, сейчас пробуют действовать по тому же сценарию. О. Дмитриева прямо заявила, что «диктату» «Единой России» следует противопоставить создание широкого оппозиционного «народного фронта». Под таким «фронтом» она понимает коалицию мало -численных партий, которым в одиночку пробиваться в парламент страны трудно. Говорится о «народном фронте», но предлагается название «Объединенные демократы» [9]. Очевидно, предполагается, что в «Единой России» демократов уже нет. Но создание разными немногочисленными партиями избирательного блока бесперспективно. Решимость депутатов от «Единой России» отказаться от мажоритарной системы, допуск к выборам только партий, 7-процентный барьер обесценили предложение О. Дмитриевой.

Мысль о блоке КПРФ с недавними политическими врагами в качестве крайних либералов привлекла также Д. Фурмана, выступившего на страницах «Московских новостей» со статьей «Непротивоестественный союз»: «Ведь либералы находятся в оппозиции к путинскому режиму справа, коммунисты - слева, «партия власти» же оказывается в беспроигрышном положении в «центре»» [10]. Он посчитал, что коммунистам и либералам не следует бояться друг друга, это усиливает партию центра.

«Народные фронты» в трансформационное время действовали и в других постсоветских республиках. Украинский «народный фронт» (РУХ) начал свое актив -ное самодеятельное политическое оформление с середины 1988 г Установка на реформирование общества, принятая на уровне высшего партийного руководства в 1987 - 1988 гг., привлекла в первую очередь тех, кто в разные годы был репрессирован, терпели притеснения. Осенью 1988 г стала действовать правозащитная организация «Украинско-Хельсинская спилка», задачей которой было информирование общественности о случаях нарушения прав человека в республике.

РУХ инициировал диспуты по вопросам националь -ного самосознания, национального языка, которые подчас проходили на уровне трудовых коллективов, производственных совещаний, в СМИ. Постепенно стали навязчивыми идеи национального сепаратизма. РУХу удалось завоевать места в парламенте республики, использовать парламентскую трибуну для пропаганды сепаратистских идей. Агитационные усилия этого движения способствовали тому, что 16 апреля 1990 г. Украинская Рада провозгласила суверенитет Украины. РУХ решал вопрос о доверии или недоверии избранному президенту Леониду Кучме. Единого мнения на этот счет не сложилось, вследствие чего ряд авторитетных членов этой организации решились на выход из нее. Однако этот процесс прошел практически безболезненно.

Если в центре Украины «народный фронт» получил название РУХ, то в Крымской автономной области -«Народный фронт». Возникший 2 февраля 2005 г. в этом регионе «фронт» задался целью склонить к отставке главу регионального правительства, обвиненного в коррупции. Это было недовольством регионального масштаба. В данном случае «Народный фронт» действовал в составе более широкого «фронта», в котором в блоке состояли крымские организации «За Украину», «За Ющенко!», инициативная группа «За демократию!», гражданская кампания «Пора!», «Союз предпринимателей и работодателей Крыма».

В Молдавии «Народный фронт» республики (МНФ) избрал прорумынскую ориентацию. Неприятие вести о решении властей продолжать преподавать и изучать в школах русский язык говорит о его антирусской позиции. Но в этой республике 2 марта 2002 г СМИ объявили о создании второго по счету фронта - «Гагаузского народ -ного фронта», направленного против первого. Открылись официальные сайты руководства Гагаузии, а также информационного агентства «Гагауз-пресс». Это был своего рода прорыв информационной блокады.

Созданный в мае 1989 г МНФ вначале поддерживал КПСС в ее перестроечном начинании. Но последующая программа, принятая на II съезде (30 июня 1990 г.), уже имела антикоммунистическую и сепаратистскую ориентацию. Вслед за МНФ создается ряд новых партий и движений. Среди них «Объединенный Совет трудовых коллективов» (ОСТК, август 1989 г, председатель -И. Смирнов), «Демократическая партия Гагаузии» (ДПГ, июль 1990 г, лидер партии - С.Булгар) и др.

МНФ начал свою деятельность, стремясь придать молдавскому языку статус государственного. Эта линия не устроила русскоязычное население республики, компактно проживающее на левом берегу Днестра. В целях участия в дискуссии по государственному языку рабочие леводнестровских предприятий создали «Совет трудовых коллективов» (СТК). После того, как его позиция была проигнорирована, и государственным языком был объявлен молдавский (31 августа 1989 г.), СТК объявил себя политической партией, субъектом политической власти на Приднестровье. 25 февраля 2001 г. в Молдавии прошли досрочные выборы, на которых коммунисты одержали внушительную победу - 2/3 мест в парламенте. Народ отказал в поддержке МНФ, коммунисты приобрели доверие народа [2].

«Белорусский народный фронт» (БНФ), созданный в июне 1988 г., в настоящее время раздвоился: «наверху» - партия с наличием нужных атрибутов, а «внизу» -массы, поддерживающие лиц, официально не зарегистрированных. Но на верхнем уровне произошел раскол с объединением части членов (традиционалистов) вокруг прежнего лидера - Зенона Поздняка, а другой части - нового лидера - Винцука Вячерки. Сторонники прежнего лидера создали свою партию под названием «Консервативно-христианская партия Белорусского народного фронта» (КХП БНФ). Тем временем конституционно-юридические нормы Республики Беларусь наложили запрет на использование в названии политической партии термина «народный», поскольку не весь белорусский народ состоит в составе такой партии.

БНФ активно участвовал в выборах народных представителей всех уровней, но его достижения оказались

скромными. В марте 1991 г. в Минске состоялся его II съезд. Был обновлен устав, выдвинут призыв к ликвидации КПСС. Этот съезд придал «фронту» черты партии. Прием осуществлялся на основе личного заявления, были введены уплата членских взносов, исключение из организации.

Лидер партии Зенон Поздняк баллотировался на выборах в президенты республики (1991 г.) и набрал в первом туре 12,8% голосов, а во второй тур не прошел. В его предвыборной программе говорилось: «Никаких «содружеств» с Россией не должно быть - это погибель для белорусской экономики и белорусской независимости государства. Наш путь - путь Балтии, путь возврата в Европу» [3, с. 12]. Сегодня бывшего лидера БНФ З. Поздняка нет в стране. Он давно уже в США, получил американское гражданство, руководит «фронтом» из-за границы, не теряя надежды завоевать президентский пост. 31 июля 1999 г. на VI съезде БНФ председательствующий Ю. Ходыко объявил о недопустимости положения, при котором лидер партии З. Поздняк вот уже три года находится за границей, и предложил съезду избрать нового лидера. Новым лидером «фронта» стал В. Вячерка.

Самым ранним перестроечным «народным фронтов» по всей территории СССР является «Эстонский народный фронт» (ЭНФ). Его возникновение относят к 1987 г. Лидеры ЭНФ сотрудничали с руководителями Литовского и Латвийского «народных фронтов», а со временем - и новых партий. Не без влияния ЭНФ 11 сентября 1988 г. эстонский язык был объявлен государственным, 16 ноября 1988 г было провозглашено верховенство республиканских законов над союзными. Под влиянием агитации активистов ЭНФ КП Эстонии покидает состав КПСС (25.03.1989 г.). В декабре 1989 - январе 1990 г. на сессиях Верховного Совета Прибалтийских республик параграф 6 республиканских конституций был переформулирован так, чтобы стало возможным создание новых партий. В августе 1991 г состоялся очередной съезд ЭНФ. На нем обсуждались вопросы достижения суверенитета республики. Путч ГКЧП спровоцировал власти Эстонии, Латвии и Литвы на закрытие своих границ с СССР Было предъявлено требование о признании собственной независимости, проведении двусторонних переговоров с целью заключения межгосударственного договора. Примечательно, что ЭНФ мирно завоевала власть, подтвердив тем самым опасения русскоязычного населения об их дискриминации. Для ЭНФ сепаратистская задача оказалась важнее демократических.

«Латвийский народный фронт» (ЛНФ) получил название «Пробуждение». Его учредительный съезд прошел летом 1988 г., а II съезд - 7 - 8 октября 1989 г. На нем были существенно пересмотрены программа и устав. Если раньше речь шла о «перестройке», то теперь -о «национально-демократической революции». Было изменено название организации. ЛНФ стал называться «Радикальным объединением народного фронта Латвии». Реакция руководства КП Латвии на образование «народного фронта» была отрицательной. Оно постановило, что коммунисты участвовать в ЛНФ не должны. Это устроило центральное руководство КПСС, которое не понимало того, что умалчивание «движения», самоустранение от дискуссии будет способство-

вать переходу народа под влияние лидеров ЛНФ. В целом, следует отметить, что исторические и политические условия возникновения и поведения ЛНФ те же, что и у ЭНФ. Совпадают также и конечные результаты. И в этой республике были диссидентское движение, помощь лиц, эмигрировавших в другие страны. Были быстро восстановлены политические партии, которые прекратили свою деятельность после вступления республики в состав СССР ЛНФ действовал и как движение, и как политическая партия, и как партийная коалиция.

«Литовский народный фронт» получил название «Саюдис», что означает «Единство» (ЛНФС). Возник он в октябре 1988 г. Главная цель - завоевание суверенитета республики. ЛНФС показал себя более целенаправленным, дееспособным и волевым, нежели стоящая у власти КП Литвы. ЛНФС принимал резолюцию об изменении тех статей конституции Литовской ССР, которые выглядели как антидемократические, сковывающие инициативу республиканских органов государственного управления. Его лидеры старались склонить к тем же действиям депутатов Верховного Совета республики. Но большинство депутатов не пошли им навстречу. Это привело лидеров «фронта» к убеждению в том, что следует завоевать законодательную власть. 16 февраля 1989 г. «Саюдис» выступил за самоопределение республики, включился под этим лозунгом в избирательную компанию по выборам народных депутатов республики (4 марта 1989 г) и одержал победу Из 133 мандатов были получены 100. После признания независимости прибалтийских республик со стороны СССР, а затем и РСФСР прибалтийские «народные фронты» стали править независимо.

«Народный фронт» строили также и в Средней Азии, но он практически сложился лишь в Таджикистане (ТНФ). В среднеазиатском регионе не было особого

желания распада СССР, поворота к рыночной экономике. В Таджикистане «фронт» сложился в связи противодействием исламскому фундаментализму ТНФ сплотил противников теократизма, подавил военные действия боевиков, обеспечил установление светской республики, одинаково относящейся ко всем конфессиям.

Таким образом, в одних бывших союзных республиках «народный фронт» пришел к власти, в других - нет, а где-то его власть оказалась временной. Часть «фронтов » сформировала новые партии, другие стараются действовать как политические партии. В целом же «фронт» - это в большей степени результат отхода общества от однопартийности к многопартийности

1. Вьюницкий В.И. Неформалы: Кто они? Куда зовут? М.: Издательство политической литературы, 1990.

2. Грызлов В.Ф. Непризнанная республика (Приднестровье в контексте общественных и российских проблем) // ...Изм. 1998. № 2 (17).

3. Козлович А. 13 дней (О Белорусском народном фронте) // Литературная газета. 1989. 28 июня.

4. Коргунюк Ю.Г Новый народный фронт, или в ожидании цунами // URL: http: // www.indem.ru/publicatii/korgunuk.5415.

5. Ульянова Ю.С. Социологический анализ массовых неформальных движений, инициированных перестройкой. М.: Московский гуманитарно-экономический институт, 2002. С. 32 - 34.

6. Ульянова Ю.С. Политический фронт. Пятигорск: Технологический университет, 2001.

7. URL: http://www.chat.vluki.ru/ html.

8. URL: http://www.rkrp-rpk.ru/index.01?paction=news&tunc= new&id=443.

9. URL: http://www.rosbalt.ru/2004/04/23/157580/html.

10. URL: http://www.rpk/len.ru/docs/2003/dec09002.html.

УДК 94(470)

ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ МОДЕЛЕЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ

В.И. Федотов,

кандидат исторических наук, Международный институт менеджмента для объединений предпринимателей (Москва)

Институты общественных объединений предпринимателей существовали с древнейших времен. Начало их образования может быть отнесено к временам языческих религий. Примером тому может служить коллегия купцов, известная во времена Древнего Рима. В 495 г до н. э. купцы Рима учредили первую известную в мире коллегию торговцев-меркуриалов. Каждый год 15 мая купцы отмечали день рождения бога торговли Меркурия. Они приносили к так называемым жертвенным водам Меркурия свой товар и осуществляли особый ритуал, окропляя товар, чтобы защитить от порчи [12, с. 537].

Период Средневековья сохранил многочисленные свидетельства о деятельности торговых гильдий и ремесленных цехов. Их влияние в Средние века было столь велико, что предприниматели имели возможность забирать в свои руки власть средневековых городов, совмещая по сути бизнес с государственной деятельностью. Примером огромного влияния купеческих гильдий является многовековая история Ганзейского союза (XII - XVI вв.), когда вольные города Любек, Гамбург, Бремен и другие с помощью своих торговых людей организовали систему международной торговли от Лондона (Великобритания) до Новгорода (Россия). В систему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.