Научная статья на тему 'Социологическая модель изучения политических партий'

Социологическая модель изучения политических партий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2170
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МОДЕЛЬ / ФАКТОРЫ / ПЕРИОДЫ / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / POLITICAL PARTIES / CASE STUDIES / MODEL / FACTORS / PERIODS / THE PARTY SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Котляров И. В.

Предложены принципиально новый социальный механизм научного анализа современных политических партий, многомерная четырехзвенная социологическая модель их изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL STUDY OF A MODEL OF POLITICAL PARTIES

Fundamentally new social scientific analysis of the mechanism of modern political parties is proposed in this article, multivariate model of four sociological study of heir.

Текст научной работы на тему «Социологическая модель изучения политических партий»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

УДК 329(476)

И. В. КОТЛЯРОВ,

доктор социологических наук, профессор,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск, Беларусь

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Предложены принципиально новый социальный механизм научного анализа современных политических партий, многомерная четырехзвенная социологическая модель их изучения.

Ключевые слова: политические партии, социологические исследования, модель, факторы, периоды, партийная система.

В последние годы во всем мире резко возрос интерес к политическим партиям. Скоро в США за пост президента страны поспорят представители республиканской и демократической партий. Значительно активизировались политические партии во Франции. Да и в Беларуси на последних президентских выборах половина из кандидатов опирались на идеологию, структуру и членов различных политических партий страны. По мере приближения выборов в белорусский парламент растет активность белорусских политических партий.

По утверждению многих теоретиков и практиков, политическая партия -это наиболее активная, сознательная и организованная часть какой-либо социальной группы или общественного класса, которая формулирует и выражает их интересы, борется за политическую власть или участие в ее осуществлении. Политические партии представляют в законодательных органах политические, экономические и другие интересы различных социальных групп, содействуют политической социализации граждан, являются посредниками между населением и государством, своеобразным механизмом саморегуляции общественной жизни. Как показывает политическая реальность, политические партии - самые подвижные и активные элементы современного общества, основные инструменты взаимосвязи между государством и людьми. Важнейшая задача современных политических партий - это суммирование частных и групповых интересов, формирование на их основе идеологических и политических позиций, поиск и подготовка кандидатов для избрания в представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Именно партии направляют неуправляемую стихийную энергию социальных протестов в русло легитимной борьбы за лучшее будущее.

В современных условиях достаточно важно научное изучение деятельности политических партий. Диалектическое единство объектов, субъектов, средств, методов, приемов, других категорий, благодаря которым осуществляется социологическое изучение политических партий и которые направлены на научное определение их параметров и будущих состояний, представляет социальный механизм изучения политических партий.

На основании многолетних исследований белорусских политических партий автор данной работы предлагает многомерную четырехзвенную модель исследования политических структур. Были выделены четыре важнейшие системы координат, определяющие место партии в политическом пространстве и потенциал ее влияния на властные процессы.

Первое звено - получение необходимой первичной эмпирической информации о политических партиях, их целях и структуре, членах и сочувствующих. К методам сбора такой информации относятся контент-анализ партийных программ и заявлений партийных лидеров, опрос, интервью, прямое наблюдение и т. д. Однако важнейшим для анализа белорусских политических партий является социологический мониторинг изучения социально-политической ситуации - систематически повторяющиеся социологические исследования, проводимые по специально разработанной методике с применением специализированного инструментария.

Как показывает научный анализ, на деятельность политических партий влияют самые различные факторы. Среди них можно выделить следующие, наиболее существенные внешние факторы:

политическая и социально-экономическая ситуация в стране; наличие политических процессов, существенно влияющих на жизнь государства и требующих участия в них определенных политических сил; мифология общественного сознания;

наличие или отсутствие общественных противоречий, требующих целенаправленных политических действий;

социальные слои или группы, на которые опирается политическая партия; наличие или отсутствие административного ресурса; поддержка или противодействие средств массовой информации; связи, контакты, поддержка населения и массовых общественных организаций;

наличие партийных фракций в парламенте, способных представлять и защищать интересы сторонников в законодательном органе; законодательство государства; менталитет большинства населения страны; международные связи, поддержка партии из-за рубежа и т. д.

Анализ этих факторов представляет второе звено методологии изучения политических партий. Современная политическая партия должна обладать комплексом необходимых внутренних параметров, причем существующих не

номинально, а реально, вне зависимости от политической ситуации, поддержки государства или присутствия членов партии в парламенте. Важнейшими среди них являются:

способность партии участвовать или влиять на принятие политических и управленческих решений;

стремление политической партии к участию во властных процессах; соответствие целей и задач политической партии желаниям широких народных масс;

системообразующая идеология;

идеи политической партии, их популярность в обществе; наличие в партии харизматического лидера, способного повести за собой людей;

профессионализм, компетентность партийного аппарата; наличие определенного количества политически и социально активных членов;

стабильность партийных рядов; существенная теоретическая деятельность;

значительная идеологическая работа, наличие идеологических структур; строго организованная система партийного строительства; система собственных или подконтрольных СМИ, включая телеканалы, поддержка общенациональных и региональных средств массовой информации; наличие сети первичных партийных структур; наличие независимого источника финансирования партии; наличие интеллектуального потенциала, эффективных «фабрик мысли»; правильные тактика и стратегия политической партии, особенно на переломных этапах развития общества;

наличие молодежных организаций, структур, фракций; долговременное присутствие партии на политической арене и т. д.

Это третье звено социологического изучения политических партий. Эффективность политических партий наиболее ярко проявляется в переломные для общества моменты. За время «новейшей» белорусской многопартийности можно выделить десять основных политических периодов, существенно повлиявших на направленность политических процессов в Республике Беларусь:

1-й: 1991-1993 гг. - переход белорусского общества от одного качественного состояния к другому;

2-й: 1994 г. - выборы первого Президента Республики Беларусь;

3-й: 1995 г. - выборы Верховного Совета Республики Беларусь XIII созыва и всебелорусский референдум;

4-й: 1996 г. - референдум по вопросам изменения политической системы Республики Беларусь, увеличение полномочий Президента страны, введение двухпалатного белорусского парламента;

5-й: 2000 г. - выборы Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь второго созыва;

6-й: 2001 г. - выборы Президента Республики Беларусь;

7-й: 2004 г. - выборы Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь третьего созыва, общереспубликанский референдум;

8-й: 2006 г. - выборы Президента Республики Беларусь;

9-й: 2004 г. - выборы Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва;

10-й: 2010 г. - выборы Президента Республики Беларусь.

Это четвертое звено модели социологического изучения политических партий.

Процесс формирования «новой» многопартийности в Республике Беларусь можно разделить на несколько этапов. Первый - создание неформальных общественных организаций в 1985-1987 гг. Это было время массового образования различных неформальных объединений, период легализации зачатков многопартийности, которые стихийно возникали в Советском Союзе с начала перестройки.

Второй период начался в середине 1987 г. Это было время формирования в республике первых общественных политических структур. Главной среди них стало широкое народное движение - Белорусский народный фронт «Адрад-жэнне» в поддержку перестройки. БНФ был первой массовой и достаточно сильной организацией, оппозиционной правящей КПСС-КПБ.

Третий этап начался в 1988 г. XIX Всесоюзная конференция КПСС, которая прошла в Москве в июне-июле этого года, была последней партийной конференцией, на которой Компартия выступала как реальная политическая сила. После конференции в соответствии с ее решениями КПСС начала передачу власти Советам народных депутатов [4; 5].

1990 г. - начало четвертого этапа формирования «новой» многопартийности. В марте этого года было принято решение Съезда народных депутатов об отмене шестой статьи Конституции СССР. Таким образом, фактически признавалось право на существование в Советском Союзе не только КПСС, но и других политических партий.

Современная, или «новейшая», партийная система Республики Беларусь насчитывает более двадцати лет. В конце 80-х годов ХХ в. в Белорусской ССР была одна политическая партия - Коммунистическая партия Белоруссии. Однако, если рассматривать ее с научных позиций, это была типично государственная структура, которая являлась основой политической системы белорусского общества [4; 5; 7].

Учредительный съезд первой политической партии в «новейшей» истории Беларуси - Национальной демократической партии Беларуси - состоялся 23 июня 1990 г. Через год она была зарегистрирована Министерством юстиции республики.

Объединенная демократическая партия Беларуси - первая официально зарегистрированная партия в республике (создана в ноябре 1990 г., зарегистрирована в марте 1991 г.). Ее цель - создание гражданского общества и правового

государства, основанного на приоритетах общечеловеческих ценностей, плюрализме во всех сферах общественного развития.

В феврале 1991 г. была создана и в апреле 1991 г. зарегистрирована Белорусская крестьянская партия. Она ставила перед собой следующие задачи: защиту политических прав и экономических интересов крестьянства, его возрождение путем возвращения права собственности на землю и другие средства производства; возвращение самосознания белорусского народа, его культуры и языка.

В мае 1991 г. была вновь зарегистрирована одна из старейших партий страны - Белорусская социал-демократическая Громада. Ее основными целями стали создание гуманитарного демократического общества на основе многоукладной экономики; утверждение принципов свободы личности, социальной справедливости и солидарности; возрождение основ духовности; достижение и отстаивание политической независимости Беларуси как полноправного члена европейского и мирового содружества [6; 7].

Как показывает социологический анализ, на популярность политических партий Беларуси в 1991 г. влияло множество факторов. Однако наметилось явное противостояние двух основных политических сил страны - Коммунистической партии Белоруссии и Белорусского народного фронта. Используя четырехзвенную модель исследования политических структур, проанализируем наиболее важные социологические факторы формирования партийной популярности.

Наличие в стране политических процессов, требующих участия в них политических сил. Советский Союз и Белорусская ССР находились накануне грандиозного события - перехода от одного качественного состояния общества к другому. Во всем мире модернизация является катализатором образования новых политических партий и повышения эффективности действующих. Так произошло и в Советском Союзе.

Способность партий влиять на принятие политических и управленческих решений. КП Белоруссии являлась правящей партией. Она могла в принципе способствовать принятию любого политического решения, однако, во-первых, ее руководители четко не представляли, какие решения следует принимать, во-вторых, постоянно действовали с оглядкой на Кремль, в-третьих, многие решения были запоздалыми и не продуманными. БНФ и его сторонники постоянно перехватывали инициативу, предлагали принципиально новые подходы к решению имеющихся задач, начиная от введения полного хозяйственного расчета до предоставления республике независимости. Это было ново, оригинально, интересно, воспринималось с надеждой и нравилось народу, особенно людям с низкой политической культурой.

Стремление политических партий к участию во властных процессах. До августа 1991 г. КПБ долгие годы являлась правящей политической партией. Она привыкла работать в комфортных условиях, по теории элит и закону «олигархических тенденций» устала и не могла в сложнейших условиях эф-

фективно выполнять властные функции. БНФ стремился занять это место и прилагал максимум усилий. Другие партии, имея огромные амбиции, из-за своей малочисленности глобальных целей не ставили.

Идеология политических партий. Идеи КПБ - коллективизм, равенство, социальная справедливость - были популярны в белорусском обществе, однако за 70 лет существования советской власти к ним привыкли, они стали будничными. Кроме того, идеология КПБ оказалась в руках людей, совершенно не компетентных, не способных быстро ориентироваться в сложнейших условиях кризиса. Эти люди даже не пытались своевременно ответить на вопросы идеологических оппонентов, постоянно толкали партию на компромисс, даже сотрудничество с буржуазией. Взгляды БНФ были новыми, необычными, непривычными, идеологи интересны, компетентны и наступательны. На митингах коммунисты постоянно проигрывали БНФ.

Поддержка деятельности партий со стороны государственных структур. До августа 1991 г. КПБ была частью государственного механизма, шестая статья Конституции СССР объявляла ее ведущей и направляющей силой, она получала полную государственную поддержку. После августа положение кардинально изменилось: КПБ оказалась в жесточайшей оппозиции, ее членов не брали на государственную службу, они подвергались политической и моральной травле. БНФ, ОДПБ, БКП, БСДГ до августовских событий не имели официальной государственной поддержки, однако по не подтвержденным фактам все они создавались с помощью Кремля.

Взглянем на наших соседей. На вопрос журналиста Павла Шеремета: «В «Саюдисе» были сильны позиции КГБ?» первый министр обороны независимой Литвы, один из лидеров «Саюдиса» Аудрюс Буткявичюс ответил: «Все фронты балтийских государств были созданы по инициативе из центра. Если совсем пооткровенничать, то литовская организация так и называлась «Саюдис для поддержки перестройки». Он даже был сформирован так: один поляк, один русский, один ученый, один рабочий...» [8]. После августовских событий белорусское государство стало относиться к бывшим оппозиционным политическим партиям лояльно, некоторые их члены стали министрами и работниками государственных структур.

Профессионализм, компетентность партийного аппарата. 90-е годы ХХ в. были временем дилетантов. Профессиональные структуры КПСС-КПБ к августу 1991 г. были практически уничтожены. Можно вспомнить требования некоторых руководителей ЦК КПСС бить бюрократов на местах снизу, а мы поможем сверху. «Мы через политические реформы создали теперь такую атмосферу, выявили такую силу снизу, что давление идет на нас мощнейшее. Иногда в некоторых регионах оно сметает правящие структуры. Но мы и хотели этого - в главном, конечно. И это правильно - при всех издержках», -утверждал М. С. Горбачев на встрече с руководством США [1]. Как результат, на место профессионалов в партийные структуры КПСС-КПБ пришли любители, которые допускали грубые ошибки. Лидеры партии не смогли четко

сказать коммунистам, своим сторонникам, кто есть друг, кто - враг, не могли спрогнозировать развитие социально-политической и экономической ситуации. Правда, не лучше была кадровая ситуация и в других политических партиях.

Социальная опора политических партий. Официально КПБ была партией рабочих и крестьян, всего трудового народа, однако по мере развития перестройки, ухудшения социально-экономической ситуации в стране число ее сторонников резко уменьшилось. БНФ опирался, прежде всего, на творческую интеллигенцию, и с усилением критики существующей власти количество его поддерживающих постоянно росло. Среди сторонников БНФ, БСДГ, НДПБ и ОДПБ было достаточно много творческих, здравомыслящих людей, которые искренне хотели белорусскому народу достойной жизни. Стоит отметить и то, что в оппозиционных партиях нашли себе место многие обиженные жизнью люди, явные неудачники, которые с помощью политической деятельности стремились подняться по карьерной лестнице. Основа БКП - крестьяне, которые хотели иметь свою землю и вести фермерское хозяйство.

Наличие в партиях харизматического лидера. КПБ, ОДПБ, БКП, БСДГ и НДПБ не имели харизматического лидера, способного повести за собой народные массы. Первый секретарь ЦК КПБ Анатолий Малофеев был смелым человеком, но, по типологии Макса Вебера, являлся «бюрократическим» лидером, не имел харизматических качеств, не любил открытых полемик, редко бывал в трудовых коллективах. Лидера НДПБ Виктора Науменко практически никто не знал. Над Евгением Лугиным откровенно смеялись: подполковник, который никогда не работал на земле, стал «командовать» крестьянами [3]. В то же время лидер БНФ Зенон Позняк был харизматическим политиком. Многолетняя и непримиримая борьба против коммунистов и советской власти принесла ему значительный политический капитал. На встречи с ним приходили тысячи его сторонников и просто недовольных жизнью и советской властью.

Организационное строение партий. КПБ имела стройную, широко разветвленную сеть первичных структур. В каждом населенном пункте, в каждом трудовом коллективе была первичная партийная организация. Решения высших партийных органов достаточно быстро доводились до партийных низов и, как правило, широко обсуждались. Однако были люди, и достаточно много, которые стали членами КПБ из карьеристских соображений. Поэтому, когда была снята подобная мотивация, а партийный билет перестал быть пропуском в «высший свет», многие члены КПБ, некоторые ее руководители отошли от активной политической деятельности. После августовских событий численность КПБ уменьшилась в десятки раз. У Белорусского народного фронта хорошо организованные партийные «суполкі» были созданы только в крупных городах. В сельской местности практически не было «сяброу» БНФ. ОДПБ, БКП, БСДГ, НДПБ также не имели разветвленной организационной структуры. В большинстве населенных пунктов страны они вообще не имели партийных организаций [6; 7].

Финансовые ресурсы политических партий. До августа 1991 г. КПБ имела большие финансовые возможности, «не отрывала» себя от государства. После

1991 г. ситуация резко изменилась. Партия оказалась без финансовых средств, подавляющее большинство членов партии ушло из КПБ. Членских взносов оставшихся партийцев не хватало даже на поездки из регионов в столицу, на венки умершим членам партии.

БНФ поддерживали различные финансовые организации, зарождавшиеся предпринимательские структуры, международные организации. Кроме этого, многие люди, особенно в начальный период работы БНФ, достаточно охотно жертвовали деньги в его фонд. ОДПБ, БКП, БСДГ, НДПБ существовали на членские взносы, разовые пожертвования и поддержку различных оппозиционных сил.

Поддержка или противодействие средств массовой информации. Достаточно сложная ситуация создалась в 1991 г. у КПБ со средствами массовой информации. С одной стороны, Компартия Белоруссии имела много газет и журналов, созданных и подчиненных ЦК партии. С другой стороны, эти газеты и журналы вели откровенную антикоммунистическую деятельность. Так, например, газета «Звязда» - орган Центрального Комитета Компартии Белоруссии - выступала с антипартийных позиций, предоставляла свои страницы лидерам оппозиции, а после событий августа 1991 г. все журналисты газеты вышли из Компартии Белоруссии. На Белорусском телевидении была создана телепередача «Крок», откровенно выступавшая против существовавшего в стране государственного строя, против многих положений Конституций СССР и БССР, выливавшая ушаты грязи на тех, за чьи деньги она существовала.

Белорусский народный фронт имел свое небольшое издание - газету «На-вшы БНФ». Эта газета издавалась за пределами Белорусской ССР, имела небольшой тираж, распространялась подпольным методом, как правило, в Минске и существенно не влияла на общественное мнение. В то же время одно из самых популярных и многотиражных изданий, орган Верховного Совета Белорусской ССР «Народная газета» фактически стала органом БНФ, доносила его взгляды до широких народных масс. То же самое можно сказать

о некоторых других белорусских газетах. «Лггаратура i мастацтва», «Культура» и другие охотно предоставляли свои страницы активным членам оппозиции.

Поддержка населения и массовых общественных организаций. Компартия Белоруссии длительное время пользовалась существенной поддержкой большинства населения страны. Многие люди вообще не представляли, что в стране может быть более одной партии. Перестройка, выступления демократов в различных средствах массовой информации, публикации ранее неизвестных документов, уничтожение «белых пятен» истории разбудили общественное сознание. Резкая критика КПСС-КПБ привела к тому, что число сторонников партии стало уменьшаться; люди выходили из КПБ. Однако в конце 1980-х годов стал наблюдаться обратный процесс. Ухудшение эконо-

мического положения в стране, постоянная девальвация советского рубля, межнациональные и межконфессиональные конфликты привели людей к разочарованию в перестройке и демократии. Начался обратный процесс: люди вновь пошли в КПСС-КПБ, однако произошли августовские события.

Белорусский народный фронт опирался на протестный электорат, который с началом перестройки постоянно рос. Сам БНФ начинался с небольшой общественной организации «Мартиролог - 28», перерос ее, трансформировался сначала в широкое общественное движение, а затем - в политическую партию. Он опирался на целый ряд общественных организаций («Талака», «Ту-тэйшыя» и др.). Эти «суполю» поддерживала, прежде всего, молодежь, которая стремилась к существенным общественным переменам.

Наличие интеллектуального потенциала. Компартия Белоруссии имела существенный интеллектуальный потенциал, в ее состав входили ученые, преподаватели, успешно разрабатывавшие теоретические положения партии, политические технологии влияния на общественное сознание. Правда, внедрению теоретических и практических новинок мешала косность организационных структур КПБ. Был у Коммунистической партии и свой научный институт - Институт истории партии. Эффективность его деятельности была равна нулю. Некоторые его сотрудники вскоре стали ярыми сторонниками оппозиции и функционерами ее политических партий.

БНФ также широко опирался на ученых и преподавателей страны. Лидер БНФ Зенон Позняк долгое время работал в Институте истории АН БССР, там же трудились и некоторые его сторонники. Многие теоретические документы БНФ родились в недрах БГУ и института «Белгоспроект». Белорусская социал-демократическая Громада имела достаточно большое количество сторонников в научной среде, на высоком научном уровне обосновывала свои теоретические посылки, члены партии активно печатались в газете «Лггаратура

i мастацтва».

Наличие партийных фракций в парламенте. Практически весь Верховный Совет Республики XII созыва состоял из членов Компартии Белоруссии. Однако фракция коммунистов оказалась совершенно недееспособной. Ее постоянно раздирали противоречия. После августовских событий 86% депутатов Верховного Совета Белорусской ССР, проголосовавших за запрет КПБ, носили партийные билеты КПБ. «Фракция коммунистов, хотя и называлась по-другому, - возмущался Премьер-министр страны В. Кебич, - но была такой по сути, обладала явным перевесом в голосах. Им ничего не стоило заблокировать проект решения, внесенного в повестку фракцией БНФ, насчитывавшей в тот момент всего 34 депутата. Но партийные лидеры, еще перед самым путчем державшиеся высокомерно, требовавшие от правительства решительных действий, вели себя, как бараны, которых гонят на убой. Было такое впечатление, что кто-то выключил их сознание, парализовал волю... За исключением первого секретаря ЦК, за приостановление деятельности компартии голосовали все ее лидеры - секретари обкомов, райкомов партии. Они запре-

щали не чью-то, а свою собственную деятельность! Это было странное зрелище.» [2, с. 139-141]. БНФ имел очень активную фракцию, которая постоянно поднимала в парламенте самые острые вопросы, будоражила общественное сознание, существенно поднимая рейтинг партии. ОДПБ, БКП, БСДГ, НДПБ своих фракций в парламенте не имели.

Тактика и стратегия политических партий. В моменты обострения политической борьбы тактика и стратегия КПБ, по мнению многих политиков и аналитиков, была глубоко ошибочна. Партия отставала от событий, «шла в хвосте» Кремля, была не способна адекватно оценивать события, допускала грубые ошибки в кадровых вопросах. Например, на XXXI съезде КПБ не был принят Устав партии, не завершена разработка ее программы. Как результат, ее деятельность после августовских событий была приостановлена, а сама партия практически распалась. Существенные ошибки допускал и Белорусский народный фронт. Он сделал ставку на откровенный национализм, на резкую критику всей предыдущей истории страны. БНФ допускал грубейшие выпады в адрес простых коммунистов и беспартийных активистов. Все это отталкивало от фронта значительную часть белорусского общества [6; 7].

Первые социологические исследования, направленные на определение популярности белорусских политических структур, были проведены в марте и ноябре 1991 г. (табл. 1) [7, с. 287].

Таблица 1. Рейтинг белорусских политических партий в 1991 г.

Партии Март 1991 г. Ноябрь 1991 г.

БНФ 9,1% 18,6%

КПБ 52,1% 5,1%

НДПБ, ОДПБ, БКП, БСДГ 3,6% 4,2%

Наибольшего расцвета белорусская многопартийность достигла перед выборами первого парламента независимого белорусского государства. В ноябре 1995 г. в Беларуси насчитывались 34 политические партии. Они активно включились в предвыборную борьбу, предлагали новые решения существенных проблем. О партиях как политических реалиях заговорили во всех регионах молодого белорусского государства.

Выборы в Верховный Совет Республики Беларусь XIII созыва проходили в сложных экономических и политических условиях [4; 5]. Многочисленные проблемы белорусского общества широко обыгрывались кандидатами в депутаты парламента от различных политических партий. Ими предлагались различные методы их решения. БНФ подготовил законопроект об изменении избирательной системы в стране, о переходе от мажоритарной к смешанной системе. После того, как Верховный Совет Республики Беларусь принял решение проводить выборы в парламент по территориальным округам, интерес к политическим партиям резко снизился. Однако вскоре многие политики поняли, что при помощи политических партий можно стать кандидатом в депу-

таты, не собирая голосов избирателей, легче пробиться в средства массовой информации, быть более заметной политической фигурой. Интерес к партиям вновь возрос.

События, произошедшие в Республике Беларусь после 1991 г., привели к глубочайшему кризису, охватившему все сферы общественной жизни и перераставшему в национальную катастрофу. Падали объемы промышленного производства. Стояли фабрики и заводы. Происходило разрушение денежнофинансовой системы, наблюдалось отчуждение производителя от средств производства. Продолжались растаскивание и дикая «прихватизация» государственной собственности. Наблюдался рост безработицы. Как показывали социологические исследования, на первом месте среди проблем, особо беспокоивших людей, оказался рост цен: только проезд в городском транспорте за перестроечные и постперестроечные годы вырос в сто тысяч раз. Разрушался агропромышленный комплекс. На грани истощения находилась земля, ее потенциал существенно уменьшился. В социальной сфере усилились процессы расслоения общества на богатых и бедных. Социальная дифференциация населения Беларуси подошла к той черте, за которой социальные группы, создающие материальные блага, считали, что они живут хуже других. По объему потребления материальных благ Беларусь оказалась отброшенной на десятки лет назад. По данным социологических исследований, более четверти пенсионеров покупали мясо один раз в месяц. Были практически уничтожены лучшие в мире системы дошкольного и внешкольного воспитания, сведены на нет системы социальной защиты населения, бесплатного образования и медицинского обслуживания. В духовной сфере все отчетливее проявлялись кризис морали, потеря нравственных идеалов, норм, ценностей, развал всей системы нравственного и духовно-культурного воспитания. В правовой сфере наблюдалось отсутствие необходимого комплекса законов, способных на должном уровне защитить жизнь, честь и достоинство граждан Беларуси, обеспечить бесперебойное функционирование различных систем общества. В условиях правового беспредела происходило сращивание финансовых структур с криминальными группами. Усилили активность мафиозные структуры. В республике продолжалась ускоренная криминализация общества, и могла начаться настоящая война между различными преступными кланами: старыми, скопившими себе богатство еще во времена «болоньевых плащей», и новыми «компьютерными» олигархами. В социологических интервью многие интервьюеры утверждали, что идеи БНФ полностью внедрены в жизнь, а что получилось? [4; 5; 6].

Наиболее адекватно интересы большинства жителей страны отражала Партия коммунистов Беларуси. Это была партия людей, приверженных социалистической перспективе развития общества. Ее целью было освобождение трудящихся от эксплуатации всех видов, построение государства социальной справедливости и обеспечение социальных гарантий и уверенности в завтрашнем дне.

Первые парламентские выборы в истории независимого белорусского государства стали катализатором создания и роста влияния многих политических партий. Верховный Совет Республики Беларусь XII созыва был избран совершенно в другой стране. Многие депутаты за время пребывания в парламенте переехали из глубинки в столицу, нашли хорошую работу, им было совершенно безразлично, что будет со страной дальше. Большинство депутатов - членов КПСС-КПБ спрятали или выбросили свои партийные билеты. В 1992 г. в Верховном Совете была создана парламентская фракция Партии коммунистов Беларуси. Ее большинство составляли депутаты, избранные от организаций ветеранской и инвалидов. Во фракцию входили 58 депутатов, причем только 12 из них были членами ПКБ. Эффективность этой фракции была не велика. Только фракция БНФ вела целенаправленную и достаточно продуктивную работу.

Законодательство белорусского государства в целом способствовало развитию многопартийности. Правда, в 1994 г. Верховный Совет XII созыва принял Закон Республики Беларусь «О политических партиях», согласно которому минимальное количество членов, необходимое для регистрации политической партии, было увеличено от ста до пятисот человек. После вступления данного закона в действие была проведена перерегистрация, которую прошли все 24 существовавшие политические партии.

Государство в целом заняло совершенно нейтральную позицию. Оно выполняло только положенные по законодательству функции, не помогало ни материально, ни информационно ни одной из политических партий.

За годы перестройки и первые годы независимости прошла существенная сегментация белорусского общества. Поэтому очень трудно, практически невозможно было определить, на какую социальную группу опирается та или иная политическая партия. Премьер-министр Вячеслав Кебич для обеспечения победы на президентских выборах создал две политические партии -Белорусский научно-производственный конгресс и Объединенную аграрнодемократическую партию Беларуси, в которых не было ни рабочих, ни крестьян, ни демократов. Социологические исследования помогли определить рейтинг политических партий (табл. 2) [7; с. 304-305].

По результатам повторных выборов депутатов Верховного Совета Республики Беларусь XIII созыва в ноябре 1995 г. число избранных депутатов достигло 198, что было достаточно для правомочности нового белорусского парламента. В его состав было избрано только 18 человек из Верховного Совета XII созыва. 170 депутатов (85,9%) стали парламентариями впервые. 105 депутатов являлись членами 16 политических партий, 93 - беспартийными.

По итогам майских выборов и довыборов в ноябре 1995 г. парламентские мандаты получили Партия коммунистов Беларуси - 44 человека; Аграрная партия - 34; Партия народного согласия - 8; Объединенная гражданская партия - 8; Белорусская социал-демократическая Громада - 2; Партия всебело-

русского единства и согласия - 2; Белорусская крестьянская партия - 1; Белорусская патриотическая партия - 1; Республиканская партия труда и справедливости - 1; Белорусская партия труда - 1; Белорусская народная партия - 1; Либерально-демократическая партия - 1 [7, с. 305]. В то же время в парламент нового созыва не удалось попасть ни одному представителю Белорусского народного фронта.

Таблица 2. Рейтинг политических партий Республики Беларусь в 1995 г.

Партии Май 1995 г. Октябрь 1995 г.

1. Аграрная партия 5,8 7,4

2. Белорусская гуманитарная партия 0,3 0,1

3. Белорусская крестьянская партия 2,1 1,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Белорусская народная партия 3,9 2,7

5. Белорусская национальная партия 0,4 0,9

6. Белорусская объединенная спортивная партия 0,1 0,1

7. Белорусская партия «Зеленый мир» 0,7 1,3

8. Белорусская партия труда 2,3 2,8

9. Белорусская республиканская партия 0,4 0,4

10. Белорусская социал-демократическая Громада 1,3 1,1

11. Белорусская социалистическая партия 0,9 1,6

12. Белорусская социально-спортивная партия 0,4 0,2

13. Белорусская экологическая партия 1,9 2,0

14. Белорусский народный фронт 8,9 6,5

15. Белорусский научно-производственный конгресс 0,4 0,5

16. Белорусский христианско-демократический союз 0,8 0,6

17. Белорусская патриотическая партия 0,3 0,1

18. Гражданская партия 0,4 1,1

19. Либерально-демократическая партия 0,6 0,2

20. Национально-демократическая партия Беларуси 0,8 0,1

21. Объединенная демократическая партия Беларуси 0,5 0,8

22. Партия всебелорусского единства и согласия 1,3 0,8

23. Белорусская партия женщин «Надзея» 9,5 6,9

24. Партия здравого смысла 3,6 3,8

25. Белорусская партия зеленых 1,0 0,9

26. Партия любителей пива 3,6 4,2

27. Партия коммунистов Беларуси 26,5 34,9

28. Партия народного согласия 2,4 1,6

29. Польское демократическое объединение 0,1 -

30. Республиканская партия 0,6 1,0

31. Республиканская партия труда и справедливости 2,0 0,8

32. Славянский Собор «Белая Русь» 1,4 1,3

33. Белорусская христианско-демократическая партия - 0,2

34. Народная партия «Возрождение» - 0

35. Христианско-демократический выбор - 0,5

В настоящее время в стране 15 политических партий. По данным социологического мониторинга, постоянно проводимого Институтом социологии НАН Беларуси, им доверяет 9,18% населения Беларуси, не доверяет - 43,44%. Если бы в ближайшее время в нашей стране происходили выборы в парламент по «партийным спискам», то 31,68% избирателей проголосовали бы против всех политических партий. Почти две трети респондентов вполне вероятно вообще бы не пошли на выборы, так как они ничего не знают о белорусских политических партиях. Избирательный барьер следовало бы установить минимальный - один процент. Однако его преодолела бы только одна политическая партия страны. И это тогда, когда партийный спектр белорусского политического пространства полностью заполнен. Все граждане Республики Беларусь могут выбрать политическую партию, отвечающую их политическим пристрастиям и требованиям, личностному пониманию дальнейшего развития белорусского общества. Правда, почти все белорусские партии «правильные», ровненькие: причесанные, выглядят «на одно лицо» или, точнее, вообще его не имеют. Так что у белорусских граждан и есть выбор, и нет его. Следует вновь подчеркнуть, что партии - это действительно важные и нужные политические системы, но их деятельность требует обязательного соблюдения правил. В противном случае партийная жизнь превращается в хаос.

Если внимательно проанализировать структуру и состояние современных белорусских политических партий, то можно сделать вывод, что большинство из них партиями в классическом понимании этой дефиниции не являются. Они не обладают набором признаков, необходимых для этого политического института. Существует достаточно большое количество партий-фантомов, созданных либо под конкретного лидера, либо в интересах предвыборной борьбы, либо для удовлетворения собственных амбиций. Как говорил Винни-Пух, то ли они есть, то ли их нет. Типичный пример, Социал-демократическая партия народного согласия, которая добрый десяток лет не предпринимала никаких политических действий. У многих партий нет своего устойчивого электората, а количество членов, по меткому замечанию, «может уместиться в пределах одного дивана». Да и что можно говорить о партии, которую готовы поддержать 1,0 процент населения страны, выступить против - 99% (табл. 3).

Используя четырехзвенную социологическую модель изучения политических партий, попробуем определить важнейшие причины полного краха белорусской многопартийности в современных условиях. Последние годы социально-политическая ситуация в Беларуси отличалась стабильностью и устойчивым развитием, успешным решением существующих проблем. Это не способствует активности политических структур. Одним из ключевых вопросов современных политических партий является содержание их повседневной деятельности. Это то, что люди постоянно видят и чувствуют, или, по крайней мере, должны. Если политические партии не заявляют о себе в повседневной жизни, не принимают активного участия в политических но-

вовведениях, не откликаются на злободневные события, не инициируют коммуникационные процессы, то таким политическим структурам предстоит весьма недолгая жизнь.

Чем настойчивее, последовательнее и целеустремленнее политические партии реализуют программные требования, тем стабильнее и эффективнее будет поддержка электората. Если политическая структура в угоду политическому моменту изменяет своим программным целям и переходит в другой сектор политического пространства, то она сразу же теряет существенную часть своего электората и практически ничего взамен не получает. Тот сектор давно занят, а перебежчиков нигде не любят, Иуд - тем более. Кроме того, в Беларуси многие партии от выборов до выборов представляют аморфную, желеобразную массу, которую не реально встряхнуть, но и трудно выбросить. Может быть, партийные боссы считают, что такие партии еще когда-нибудь пригодятся для решения их личных проблем?

Таблица 3. Рейтинг политических партий Беларуси на ноябрь-декабрь 2011 г.

Партии %

1. Консервативно-Христианская партия БНФ 1,22

2. Белорусская социал-демократическая Громада 0,82

3. Либерально-демократическая партия 0,81

4. Объединенная гражданская партия 0,78

5. Белорусская партия «Зеленые» 0,68

6-7. Партия БНФ 0,72

6-7. Коммунистическая партия Беларуси 0,72

8. Республиканская партия труда и справедливости 0,65

9. Белорусская социально-спортивная партия 0,57

10. Белорусская аграрная партия 0,42

11. Белорусская социал-демократическая партия «Громада» 0,33

12. Белорусская партия левых «Справедливый мир» 0,19

13-14. Республиканская партия 0,11

13-14. Социально-демократическая партия Народного Согласия 0,11

15. Белорусская патриотическая партия 0,06

Одна из главных функций современных политических партий - представлять и защищать на высшем государственном уровне интересы своих избирателей, своего электората. Белорусские партии делают это крайне не эффективно. На сессиях парламента никто из членов партии не выступает от ее имени и по ее поручению, не отстаивает ее точку зрения, не представляет интересы простых членов. Разработка законопроектов и партийная жизнь идут параллельными курсами. Думаю, в стране не найдется ни одного человека, который смог бы точно ответить на вопрос: сколько сейчас партийцев в парламенте. Уже стало обыденным, когда депутаты перед парламентскими выборами специально вступают в ту или иную политическую партию, чтобы выдвинуться от партийной структуры в Палату представителей Национального собрания

Республики Беларусь. Так это сделать намного проще, чем собирать голоса тысячи избирателей, особенно в том округе, где ты практически не бывал. После выборов такие члены теряли к партии всякий интерес, а партийные билеты клали в «долгий» ящик. Известный ученый Роберт Михельс в свое время открыл «железный закон олигархических тенденций» и показал, что партийная демократия обязательно перерождается в партийную олигархию, а демократы становятся олигархами. Что-то подобное произошло и в нашей стране. Большинство политических партий сегодня выражают и представляют интересы не широких партийных масс, а партийной верхушки, своих друзей и родственников, знакомых и близких, обслуживают лоббистские задачи партийных кланов [4; 7].

Лидеры современных политических партий, как правило, являются их брендами, особенно в ходе избирательных кампаний и общении со средствами массовой информации. Они во многом проецируются на политическую партию, в некоторых случаях полностью отождествляются с ней. Партийные лидеры обязаны быть отражением настроений электората, своих избирателей, как говорил Василий Иванович Чапаев, всегда находиться впереди «на белом коне». Их роль особенно важна в современных условиях, когда партии сталкиваются с огромным количеством проблем. Во-первых, у многих людей полностью отсутствует интерес к политике как способу решения своих интересов и потребностей. Как показывают социологические исследования, проведенные Институтом социологии НАН Беларуси, только 4% жителей страны считают, что активное участие в политической деятельности поможет им решить существующие проблемы. Во-вторых, развитие информационных технологий, электронных средств массовой информации заставляет партийных лидеров жить по новым, ранее совершенно не знакомым и непонятным им правилам - быть интеллигентными и компетентными, интеллектуальными и мобильными, элегантными и эрудированными, выражать социальные ожидания и заказы людей. Баба Яга на метле и в ступе, пытающаяся заклинаниями звать электорат к лучшей жизни или комиссар с маузером в руке уже давно не воспринимаются избирателями. В-третьих, современные партийные лидеры, как правило, не допускают честной и открытой конкуренции, боятся ее. Как результат, новый партийный руководитель выскакивает, как черт из табакерки, не известно откуда и не известно по чьей прихоти. Но прекрасно известно, как к нему относятся простые партийные массы.

Современные политические условия требуют формирования принципиально нового политического имиджа партийных лидеров. Это, к сожалению, в Беларуси не произошло. Как результат, у большинства белорусских политических партий нет запоминающихся лидеров, отвечающих современным требованиям и способных в трудные политические периоды принимать ответственные политические решения или, по крайней мере, демонстрировать, что они готовы взять на себя ответственность за положение дел в государстве. Руководители многих политических партий просто-напросто не интересны. У них полностью

отсутствует не только харизма, но даже элементарная привлекательность. Профессионализм в партийной жизни сейчас не в моде. Наступило время откровенных любителей. Но самое главное - подавляющее большинство руководителей политических партий не интересует простой человек. Для себя собрались, поговорили, поспорили, а что с Родиной будет, их давно не волнует. Следует особо подчеркнуть, что, как показывают социологические исследования, о подавляющем большинстве партийных лидеров многие люди вообще никогда не слышали. Их рейтинг, как говорится, ниже плинтуса - 0, 00... процента [5; 7].

Очень слабое звено - партийный аппарат, спичрайтеры, имиджмейкеры, аналитики политических партий. Они малопрофессиональны и очень часто -коррумпированы. Мало того, что совершенно не поймешь, о чем они говорят и пишут, но их точка зрения и ее направленность может меняться несколько раз за неделю в зависимости от полученного гонорара. Проблемой политических партий страны является отсутствие серьезной теоретическое работы. Наблюдается ярко выраженный эффект «замороженности». Для многих партий политическое время остановилось. Партийные программы практически не менялись с момента создания партий. Нельзя в программе современной политической партии использовать определения из «Краткого курса истории Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Современные партийные концепции, заявления, обращения оказались не способными ответить на вызовы и риски быстро летящего времени. Типичный пример. Несмотря на существующие проблемы, ни одна политическая партия страны не разработала более-менее приемлемой модели выхода из социально-экономического кризиса.

Важным структурным элементом любой политической партии является ее идеология. Белорусские партии не имеют четкой идеологии, которая бы в простой и доходчивой форме рассказывала: чего хочет партия в долгосрочной перспективе, чего добивается в краткосрочной. Идеологические платформы многих партий неясны, неточны, аморфны, эклектичны, не имеют относительно внятных ориентиров. У партий нет интеллектуального потенциала, эффективно работающих «фабрик мыслей», прорывных идей, способных привлечь к себе избирателей. Они не являются генераторами новых социальнополитических и экономических идей, катализаторами интеллектуального прогресса. Но самое грустное и смешное, что партии достаточно часто отказываются от помощи профессионалов в своем деле. Однако как донести такие партийные идеологии до широких народных масс, убедить людей в правильности партийных идей? Ни у кого из партийных идеологов нет однозначного ответа на этот вопрос. Белорусское государство занимается идеологией именно потому, что политические партии страны оказались не способными это делать.

У политических партий страны нет популярных средств массовой информации - «Искры», из которой возгорится пламя». А те, которые есть, не способны эффективно выполнять свои функции. Например, газета КПБ «Коммунист Беларуси. Мы и время» больше похожа на стенгазету захудалого колхоза

середины прошлого века, чем на средство массовой информации современной политической партии. Но, с другой стороны, у многих партий и этого нет. Отсутствие собственных коммуникационных каналов с социальными группами и слоями белорусского общества оставляет политические партии страны на обочине активного политического движения.

Инициатива и партийная демократия оказались в дефиците. Партийные собрания похожи на внутренние разборки. Все это не только не способствует росту популярности политических партий, не привлекает, а отталкивает от них людей. Придут молодые ребята на партийные собрания, посмотрят, чем занимаются их старшие товарищи, и уйдут с желанием никогда больше сюда не возвращаться. А ведь вполне реально вынести на обсуждение широких партийных масс, на партийную дискуссию поиск решения важных государственных и партийных проблем, тех вопросов, которые волнуют значительную часть белорусского общества. Это будет огромная польза как для государства, так и для членов партии, которые почувствуют свою необходимость и общественную значимость. К сожалению, многие белорусские партийные начальники боятся партийной дискуссии: чтобы она негативно не отразилась на их авторитете, которого, впрочем, и так нет.

Не работает на рейтинг политических партий и законодательство белорусского государства. После того, как были внесены изменения в Закон Республики Беларусь «О политических партиях», благодаря которым число учредителей партий увеличилось от 500 до 1000 человек, количество политических партий в стране уменьшилось на десять. Некоторые политики и журналисты считают, что необходимо и сейчас провести в стране ряд законодательных изменений, которые дадут возможность белорусским партиям стать реальной политической силой. Среди них, например, называют переход с мажоритарной на пропорциональную избирательную систему. Однако будет ли лучше? В политические партии полезут карьеристы, авантюристы, проходимцы, популисты и демагоги, стремящиеся и здесь получить собственную выгоду, что, кстати, уже было. Однако, несмотря на многочисленные и существенные проблемы, уже трудно представить независимую Республику Беларусь без сильных политических партий, активно участвующих в жизнедеятельности белорусского общества. Сегодня многие из них - мифы, фантомы, но должны стать опорой демократии, быть яркой политической реальностью, признаваемой всеми акторами политических процессов и работающей на благо белорусских народа и государства.

Литература

1. Встреча М. С. Горбачева с руководством конгресса США // Известия. - 1990. - 4 июня. -С. 1, 3.

2. Кебич, В. Искушение властью. Из жизни премьер-министра / В. Кебич. - Минск: Парадокс, 2008. - 480 с.

3. Катляроу, I. Калі Я. Лугш нарэшце з’есць сваю заметку? / I. Катляроу // Звязда. - 1995. -1 лш.

4. Котляров, И. В. Государственное управление и политическое лидерство. Социально-политический анализ / И. В. Котляров, А. И. Веруш. - Минск: Беларуская навука, 2010. - 277 с.

5. Котляров, И. В. Политическая социология: теория, история, методология, методика / И. В. Котляров. - Минск: МИУ, 2004. - Т. 1. - 286 с. - Т. 2. - 284 с.

6. Котляров, И. В. Политические партии Беларуси: теория, история, современность / И. В. Котляров. - Минск: МИУ, 2006. - Т. 1. - 364 с. - Т. 2. - 240 с.

7. Котляров, И. В. Социология политических партий / И. В. Котляров. - Минск: Беларуская навука, 2011. - 388 с.

8. Шеремет, П. Аудрюс Буткявич: «Рассказываю, как мы обманули «большого медведя», а сам не верю в это» / П. Шеремет // Белорусская деловая газета. - 2001. - 9 авг.

I. V. KOTLIAROV

SOCIOLOGICAL STUDY OF A MODEL OF POLITICAL PARTIES

Summary

Fundamentally new social scientific analysis of the mechanism of modem political parties is proposed in this article, multivariate model of four sociological study of heir.

Key words: political parties, case studies, model, factors, periods, the party system.

Поступила 10.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.