И. В. КОТЛЯРОВ,
доктор социологических наук, профессор,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ БЕЛАРУСИ В НАЧАЛЕ XXI в.: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В статье показана история формирования современной многопартийности в Республике Беларусь. Отмечены основные недостатки политических партий Беларуси в настоящее время. Предложены конкретные меры по повышению эффективности белорусских политических партий.
Современные политические партии представляют собой сложные социальные модели, в которых органически соединены партийные лидеры и простые члены партии, политические идеологии и установки, идеи и программы, целенаправленная деятельность партийных структур по удовлетворению тех или иных потребностей людей, отношение партии к политическим явлениям и процессам и т. д. Как показывает политическая реальность, политические партии - это наиболее сознательная и организованная часть какой-либо социальной группы или класса, которая активно борется за политическую власть или участие в ее осуществлении. Это самые подвижные и активные элементы современного общества, основные инструменты взаимосвязи между государством и людьми. Именно политические партии формулируют и выражают политические, экономические и другие интересы различных социальных групп, представляют их в законодательных органах, содействуют политической социализации граждан, являются своеобразным механизмом саморегуляции общественной активности. Основное функциональное предназначение современных политических партий - это организация политических процессов, выражаемая в суммировании общественных и личных интересов, принятие на их основе политических решений, формирование идеологических и политических позиций, поиск и продвижение кандидатов для избрания или назначения в органы государственной власти и местного самоуправления. Именно они направляют неуправляемую стихийную энергию социальных протестов в русло легитимной борьбы за политическую власть, за лучшее будущее.
В настоящее время в мире не существует ни одной «беспартийной демократии». Как утверждает известный ученый Ф. Шмиттер, «представительная демократия, контролируемая посредством многопартийных, состязательных
выборов, служит ориентиром демократической трансформации поставтори-тарных обществ в любом культурно-географическом регионе мира» [1, с. 27].
Современной, или «новейшей», многопартийной системе Республики Беларусь чуть меньше двадцати лет. Ее возникновение стало возможным после январского (1990 г.) съезда народных депутатов, где было принято решение об отмене шестой статьи Конституции СССР, февральского (1990 г.) Пленума ЦК КПСС, на котором Коммунистическая партия Советского Союза отказалась от статуса «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы». Решения данного пленума и III съезда народных депутатов СССР создали реальную возможность для признания различных неформальных объединений легитимными политическими структурами и превращения их в политические партии. В октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях» и «Временное положение о порядке образования и деятельности общественных объединений граждан в Белорусской ССР». Эти документы институализировали создание политических партий, их регистрацию, обретение права юридического лица, вступление в блоки, участие в избирательном процессе и т. д.
Первая политическая партия в новейшей белорусской истории была создана в 1990 г., зарегистрирована - в 1991 г. С того времени в стране созданы 43 политические партии. Сейчас их осталось по разным причинам лишь 15. Первые социологические исследования, направленные на определение популярности белорусских политических структур, были проведены группой социологов под руководством автора в марте и ноябре 1991 г., в процессе которых выявились следующие рейтинги (табл. 1):
Таблица 1. Рейтинги политических партий в Беларуси в 1991 г., %
Партия Март 1991 г. Ноябрь 1991 г.
БНФ 9,1 18,6
КПБ 52,1 5,1
Вновь созданные партии (из социологических анкет) 3,6 4,2
После распада Советского Союза, становления независимого национального государства в Республике Беларусь сформировалась многопартийная система. Авторитет политических партий постепенно рос. Особенно это ярко проявлялось во время знаковых политических кампаний. Социологические исследования помогли определить популярность политических партий во время первых парламентских выборов в независимой Беларуси (табл. 2). Следует подчеркнуть, что парламентские выборы в принципе подтвердили правильность результатов социологических исследований. Победу на выборах среди политических партий одержали коммунисты, которые получили больше всего депутатских мандатов - 45. Второе место заняла Аграрная партия, которая провела 33 своих сторонников. Остальные политические партии провели в парламент значительно меньшее число своих членов.
Таблица 2. Рейтинги политических партий в Беларуси в 1995 г., %
Партия Рейтинг
Партия коммунистов Белорусская (ПКБ) 34,9
Аграрная партия (АП) 7,4
Белорусская партия женщин «Надежда» (БПЖ«Н») 6,9
Белорусский народный фронт (БНФ) 6,5
Партия любителей пива (ПЛП) 4,2
Партия здравого смысла (ПЗС) 3,8
В настоящее время белорусская многопартийная система находится в состоянии глубочайшей бифуркации, стоит на пороге системного кризиса, который проявляется в деформациях всех ее подсистем и блоков, всех уровней порядка. Причем почти все политические партии Беларуси переживают несколько локальных кризисов - кризис доверия, кризис лидерства и кризис идеологической идентичности. По данным социологического мониторинга, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси, им доверяют только 6,9% населения страны, не доверяют - 45,3%. Если бы в ближайшее время в нашей стране проходили выборы в парламент по пропорциональной избирательной системе или «партийным спискам», как, например, в России, то 22,3% избирателей проголосовали бы против всех политических партий республики. Две трети граждан вполне вероятно вообще бы не пошли на выборы, так как они ничего о белорусских политических партиях не знают. Избирательный барьер следовало бы устанавливать минимальный - два процента. И то его преодолела бы только одна политическая структура страны - Либерально-демократическая партия. Популярность некогда мощной политической силы - Коммунистической партии Беларуси упала за последние 18 лет почти в 40 раз (с 52,1% в марте 1991 г. до 1,4% в настоящее время). Перед выборами в Верховный Совет XIII созыва каждый третий житель страны был готов поддержать коммунистов. А что теперь? Не лучше положение и в других политических партиях страны.
Попробуем определить основные причины подобного положения, провести концептуальный анализ этой сложнейшей политической ситуации. На первом месте в таблице «народной любви» находится самая многочисленная в республике политическая структура - Либерально-демократическая партия. Она достаточно успешно ведет организаторскую работу, на всех парламентских выборах старается выставить своих кандидатов во всех избирательных округах. Во время президентских выборов ее лидер, известный в стране политик Сергей Гайдукевич был одним из кандидатов на этот пост. Ранее он избирался депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Теперь о партии знают во всех регионах страны. Главной проблемой для Либерально-демократической партии является отсутствие понятных народу популярных лозунгов, признанных многими людьми партийных идей.
Однако почему такой оглушительный провал случился с некогда мощной политической силой - КПБ? Есть несколько существенных проблем. В партии
практически не ведется теоретическая и идеологическая работа. Иногда кажется, что руководители КПБ никогда не читали Карла Маркса и Владимира Ильича Ленина, не могут отличить Бернштейна от Бронштейна. По-прежнему слаба периодическая печать. Годами лидеры КПБ не выходят на большой экран и страницы многотиражных газет, нулевые позиции в среде интеллигенции. Депутаты-коммунисты в белорусском парламенте ни разу не выразили мнение партии по актуальным проблемам развития белорусского государства. В КП Беларуси состоят прежде всего пожилые люди, юношей и девушек значительно меньше. Основная причина подобного положения - неверие молодых людей в ценности партии, которые в партийных документах выражены крайне невразумительно. Практически отсутствует организационная работа. Секретари ЦК КПБ редко бывают в низовых партийных организациях - они или боятся людей, или им нечего сказать. Но самая главная проблема КПБ -отсутствие у многих ее руководителей крепкого идеологического стержня, сформированного в труднейшие времена распада СССР и КПСС, в сложнейшей борьбе против противников Советского Союза и социализма. Ведь в руководстве партии практически не осталось людей, состоящих в партии в самый трудный для нее период (1991-1993 гг.).
Белорусский народный фронт в начале 90-х годов прошлого столетия собирал на митинги десятки тысяч своих сторонников. Сегодня суммарный рейтинг обеих политических партий БНФ около 2%. Националистический угар приелся избирателям, националистический огонь погас и, судя по социологическим исследованиям, уже не возгорится никогда.
Огромное количество проблем и у других политических партий страны. Каких и почему? Как утверждает социально-политическая теория, современные политические партии должны обладать комплексом необходимых параметров, причем существующих не формально, а реально, вне зависимости от конъюнктуры и политической ситуации, поддержки государства или наличия в парламенте своих представителей. Важнейшими среди них являются организационные структуры и система партийного строительства, идеи политических партий и их популярность в обществе, стремление политических партий к участию во властных процессах и наличие харизматического лидера, теоретическая деятельность и целенаправленная идеологическая работа и т. д.
В идеале необходимо наличие всех этих параметров, однако отсутствие одного-двух из них может быть компенсировано эффективностью и стабильностью других параметров. Например, при четкой и хорошо разработанной, с точки зрения избирателей, идеологии личность лидера имеет особо важное значение. Политическая история или социальная база помогают партиям находиться долгое время на верху «турнирной таблицы» даже при отсутствии «продвинутого», раскрученного лидера. Однако если внимательно проанализировать современные белорусские политические партии, то можно сделать вывод, что ни одна из них не обладает даже большинством из необходимых параметров и характеристик.
Политические партии должны быть открытыми структурами, их действия должны быть понятны избирателям и всем другим субъектам политических процессов. Деятельность любой политической организации должна вызывать ограниченный и одновременно достаточный набор понятий, характеристик, представлений, ассоциаций, четко и конкретно показывающих ее основное назначение, цель и место в обществе и государстве. Люди, чьи интересы партия поддерживает, выражает и представляет в представительных органах власти, не должны воспринимать ее как закрытую, совершенно не понятную им организацию. У нас чаще всего бывает так: собрались партийцы на собрание или митинг, поговорили о чем-то своем, поругали оппонентов и разошлись.
Важный структурный компонент любой политической партии - ее идеология. Партийные идеологии формируют общие концептуальные устремления политических партий, представляют комплекс их основных способов борьбы за политическую власть и системообразующих позиций по вопросам будущего. Партийные идеологии являются идентификационными признаками политических партий, позволяющих отличать их друг от друга и формировать политические предпочтения у граждан. Партии, не имеющие хорошо разработанной и популярной системы идей, не могут быть полноценными субъектами политического процесса, так как полностью лишены политического смысла. Идеологические платформы подавляющего большинства белорусских политических партий неясны, неточны, эклектичны, повторяются с небольшими отклонениями друг от друга. Как донести такие партийные идеологии до широких народных масс, убедить людей в правильности партийных идей? Практически ни у кого из партийных идеологов нет однозначного ответа на этот вопрос.
Одним из ключевых вопросов современных политических партий является содержание их деятельности. Если политическая партия не заявляет о себе в публичной политике, не принимает активного участия в политической деятельности, не инициирует политические и информационные процессы, то такой политической силе предстоит недолгая жизнь. Содержательная направляющая деятельность политической партии формируется через систематическое взаимодействие с людьми, электоратом и обществом, благодаря которому у широких народных масс появляются конкретные представления об идеалах, перспективах и установках политической организации. В прошлом году в ходе социологических интервью во время грузино-осетинского конфликта многие люди спрашивали: «Почему молчат коммунисты? Почему они активно не протестуют?» Однако ответы на эти вопросы до сих пор никто так и не смог дать. Еще хуже, когда повседневная деятельность не соответствует программным заявлениям партии. В Беларуси многие партии от выборов до выборов представляют аморфную, желеобразную массу, которую нереально встряхнуть, но и очень трудно выбросить. Может быть, они еще понадобятся партийным боссам для решения собственных проблем?
Как показывает политическая реальность, белорусские политические партии практически не претендуют на политическую власть. Когда в Беларуси
обсуждают «большую политику», они стараются дистанцироваться от принятия важнейших политических решений.
Особое место в современных политических партиях занимают политические лидеры. Они, как правило, являются их брендом, особенно в ходе избирательных кампаний и общении с людьми и средствами массовой информации. Партийные лидеры обязаны выражать существующие интересы, в этом смысле - быть отражением настроений партийного электората, своих избирателей -находиться впереди «на белом коне». Они во многом проецируются на политическую партию, в некоторых случаях полностью отождествляются с ней, растворяются в ней. Роль партийных лидеров особенно важна в современных условиях, когда партии сталкиваются с огромным количеством проблем. Во-первых, у многих людей полностью отсутствует интерес к политике как способу решения своих интересов и потребностей. Как показали социологические исследования, проведенные Институтом социологии НАН Беларуси, только 4% жителей страны считают, что активное участие в политической деятельности поможет им решить существующие проблемы. Во-вторых, политические партии постепенно превращаются в институт, решающий главным образом электоральные задачи, причем прежде всего партийной элиты. В-третьих, развитие информационных технологий заставляет партийных лидеров жить по новым, ранее совершенно не знакомым и не понятным им правилам - быть компетентными и мобильными, элегантными и эрудированными, выражать социальные ожидания и заказы людей, а не быть «бабой-ягой», пытающейся заклинаниями звать за собой электорат к лучшей жизни. Это требует полной смены поведенческой парадигмы современных партийных лидеров, формирования их принципиально нового имиджа. Что, к сожалению, в Беларуси не произошло и не скоро произойдет.
У подавляющего большинства белорусских политических партий нет запоминающихся лидеров, отвечающих современным требованиям и способных в трудные политические периоды принимать ответственные политические решения или хотя бы демонстрировать, что они готовы взять на себя ответственность за положение дел в государстве. Не поэтому ли они в моменты политических кризисов выступают в одной и той же роли - пассивных наблюдателей или политических комментаторов, а не политических деятелей, ответственных за свой электорат и от действий которых хоть что-то зависит? Руководители многих политических партий просто-напросто неинтересны. У них полностью отсутствует не только харизма, но даже элементарная привлекательность. Их нереально представить на каком-то митинге или демонстрации, ведущих за собой людей. Никто никуда за ними не пойдет. Следует особо подчеркнуть, что, как показали социологические исследования, о подавляющем большинстве партийных лидеров очень многие люди вообще никогда не слышали. Их рейтинг, как говорится, «ниже плинтуса» - 0, 00...%.
Рассматривая лидерские проблемы политических партий Беларуси, следует также отметить полное отсутствие у многих из них кадрового потенциала и тен-
денцию к несменяемости лидеров, руководителей; неспособности многих старых партийных кадров осуществлять политическую мобилизацию масс и воздействие на поведение политически и социально активной части белорусского общества.
Серьезной проблемой всех политических партий страны является полное отсутствие теоретической работы. Политические программы многих белорусских политических партий практически не изменились с момента их создания. Их политические лидеры мыслят категориями последней трети прошлого столетия. Для них политическое время остановилось. Программы партий не учитывают современные политические реалии, не способны ответить на вызовы быстро летящего политического времени. Типичный пример - Беларусь начинает активно сотрудничать в Восточном партнерстве. Но практически никакой реакции - ни положительной, ни отрицательной - со стороны партийных «тяжеловесов» не наблюдается.
У многих политических партий страны отсутствует стройная организационная работа. У большинства партий во многих регионах нет первичных партийных структур. У одной из политических структур - Белорусской партии «Зеленые» до последнего времени была лишь одна областная партийная организация. А это грубейшее нарушение Закона Республики Беларусь «О политических партиях».
Не работают партийные группы в законодательных органах. В Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь депутаты не выступают как члены политической партии, не озвучивают ее требования по важнейшим проблемам. Были случаи, когда депутаты белорусского парламента специально вступали в ту или иную политическую партию, так как выдвинуться кандидатом на следующие выборы от партийной структуры намного легче, чем собирать голоса избирателей. Тем более, в избирательных округах, где они себя ничем не зарекомендовали. После парламентских выборов такие «партийцы» теряли к партии всякие интерес и любовь и, как правило, уходили из нее.
В развитых странах подавляющее большинство депутатов представляют ту или иную политическую партию. Об эффективности данной функции у нас говорит хотя бы тот факт, что из 110 избранных депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь третьего созыва лишь 12 были партийцами. В новом составе парламента число членов политических партий еще меньше.
У политических партий страны нет популярных и высокопрофессиональных средств массовой информации - «Искры», из которой возгорится пламя». Они не способны эффективно выполнять свои функции. Например, газета КПБ «Коммунист Беларуси. Мы и время» перед последними парламентскими выборами не напечатала ни одной предвыборной программы своих кандидатов. А у многих партий вообще нет газет.
Кроме того, у всех политических партий отсутствуют яркие, запоминающиеся лозунги. Партийные собрания похожи на внутренние разборки. Нет инициативы и демократии. Все это не способствует росту популярности политических партий, не привлекает, а отталкивает от них людей.
На глубочайший кризис современной белорусской многопартийности указывает и «эффект узнаваемости». Многие белорусские политические партии ничем не отличаются друг от друга. Электорат не способен выделить их из серой массы. Наиболее узнаваемой является партия БНФ, но со временем ее политические черты стали размываться. Люди очень хорошо знают о наличии коммунистической партии в Беларуси, но благодаря прежним заслугам коммунистов. Современные руководители совершенно ничего не сделали для роста ее авторитета. Как результат КПБ и ПКБ многие различают с огромным трудом. Постоянная и целенаправленная работа ЛДП дает определенные результаты. Ее уже знают во многих регионах белорусского государства. Остальным политическим партиям похвастаться практически нечем. Правда, можно сделать упрек средствам массовой информации, прежде всего электронным, которые не так часто допускают на свои страницы и экраны лидеров партий. Но, с другой стороны, зачем туда идти, если идти-то не с чем.
Следует особо подчеркнуть, что белорусское законодательство не способствует усилению роли партий в политической жизни общества. Для преодоления кризиса современной белорусской многопартийности необходимо провести в стране целый ряд законодательных изменений, которые дадут возможность политическим партиям стать реальной политической силой. Среди них некоторые аналитики называют следующие: введение пропорциональной избирательной системы или выборов «по партийным спискам», формирование избирательных комиссий из представителей политических партий, получивших на предыдущих выборах определенный законом минимум голосов избирателей; обеспечение права политическим партиям выдвижения на должности в системе исполнительной власти; введение государственного финансирования политических партий, получивших на выборах определенный законом минимум голосов избирателей и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод, что белорусская многопартийность переживает в настоящий момент кризисный период своего развития. Политические партии страны в состоянии с той или иной степенью эффективности реализовывать свои функции. Они еще не способны взять на себя конституирующую и интегрирующую функции. В организационном плане подавляющее большинство белорусских партий представляет собой малочисленные организации с неинтересными лидерами, неразвитой региональной сетью и ограниченным уровнем формализации внутрипартийных отношений. Белорусская многопартийность представляет собой многослойный конгломерат - в одном политическом пространстве и времени существуют структуры, возникшие в различные исторические эпохи и предназначенные для достижения различных целей, но, как правило, работающие совершенно не эффективно.
Политические партии - это локомотивы истории. В Беларуси они оказались на запасном пути. История показывает, что партии будут нужны до тех пор, пока они служат людям, выполняют, отражают и представляют на высшем управленческом уровне их запросы и интересы, эффективно и целеустремленно сражаются за них. Политические партии Беларуси не научились этого делать.
Литература
1. Шмиттер, Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии / Ф. Шмиттер // Полис. - 1996. - № 5 - С. 16-27.
2. Котляров, И. В. Белорусская многопартийность: история болезни (социальнополитический и концептуальный анализ) / И. В. Котляров // Весн. Гродзенскага дзярж. ун-та імя Яню Купалы. Сер. 1.- 2009. - № 2.- С. 158-163.
3. Котляров, И. В. Кому сидеть на мешке с шерстью, или О роли политических партий в жизни белорусского общества / И. В. Котляров // Проблемы управления. - 2008. - № 4. -С. 138-143.
4. Котляров, И. В. Политические партии Беларуси как важнейшие структурные элементы гражданского общества / И. В. Котляров // Иппокрена. - 2007. - № 2. - С. 5-16.
5. Котляров, И. В. Политические партии Беларуси как субъекты идеологической и воспитательной деятельности / И. В. Котляров // Адукацыя i выхаванне. - 2008. - № 7. - С. 68-74.
6. Котляров, И. В. Политические партии как социальные системы: теоретико-методологические аспекты / И. В. Котляров // Управление в социальных и экономических системах: материалы 17 Междунар. научн.-практ. конф. - Минск: МИУ, 2008. - С. 106-108.
7. Котляров, И. В. Политические партии Беларуси: теория, история, современность /
И. В. Котляров. - Минск: МИУ, 2006. - Т. 1. - 364 с.
8. Котляров, И. В. Политические партии в истории и жизни белорусского общества /
И. В. Котляров. - Неман. - 2008. - № 9. - С. 130-141.
9. Котляров, И. В. Феномен многопартийности в современном белорусском обществе / И. В. Котляров. - Минск: ФУ Аинформ, 2009. - 320 с.
I. V. KOTLIAROV
POLITICAL PARTIES IN BELARUS AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY: SOCIO-POLITICAL ANALYSIS
Summary
The history of forming the contemporary multi-party system in the Republic of Belarus is shown in the article. The main imperfections of political parties in Belarus at the present time are noted. The concrete measures for Belarusian political parties’ effectiveness increase are offered.