Научная статья на тему 'Партии в отсутствие политического процесса'

Партии в отсутствие политического процесса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
120
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юрий Чаусов

Для белорусских политических партий 2009 год прошёл под знаком внутри-организационных перестановок и активного коалиционного строительства. Во многом это обусловливалось «промежуточным» характером – в описываемый период не происходило избирательных кампаний. Таким образом, сам избирательный календарь определил сосредоточенность партий на внутренних перестановках, межпартийном взаимодействии и подготовке к будущим избирательным кампаниям. Многие процессы партийного строительства, наблюдаемые в 2009 г., следует оценивать сквозь призму подготовки партий к выборам депутатов местных Советов депутатов XXVI созыва в апреле 2010 г. и, особенно, к президентским выборам, которые должны состояться в начале 2011 г. Интенция подготовки партийной системы к будущим кампаниям очевидным образом определяла и государственную политику в области правового регулирования в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Партии в отсутствие политического процесса»

ПАРТИИ В ОТСУТСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Юрий Чаусов

Резюме

Для белорусских политических партий 2009 год прошёл под знаком внут-риорганизационных перестановок и активного коалиционного строительства. Во многом это обусловливалось «промежуточным» характером - в описываемый период не происходило избирательных кампаний. Таким образом, сам избирательный календарь определил сосредоточенность партий на внутренних перестановках, межпартийном взаимодействии и подготовке к будущим избирательным кампаниям. Многие процессы партийного строительства, наблюдаемые в 2009 г., следует оценивать сквозь призму подготовки партий к выборам депутатов местных Советов депутатов XXVI созыва в апреле 2010 г. и, особенно, к президентским выборам, которые должны состояться в начале 2011 г. Интенция подготовки партийной системы к будущим кампаниям очевидным образом определяла и государственную политику в области правового регулирования в этой сфере.

Тенденции:

• законодательно расширен перечень оснований для отказа в регистрации политических партий, продолжен «мораторий» на регистрацию новых партий;

• изменение политической ситуации в отсутствие избирательных кампаний способствовало сосредоточению партийной жизни вокруг коалиционного строительства и внутрипартийных дискуссий;

• размежевание партийного поля по ценностным и внешнеполитическим ориентирам и образование двух блоков могут привести к выдвижению двух кандидатов в президенты на выборах 2011 г.

Условия для создания и деятельности политических партий

По состоянию на 1 января 2010 г., в Беларуси насчитывается 15 политических партий и 994 зарегистрированных и поставленных на учёт местных партийных организационных структур. В 2009 г. зарегистрировано и поставлено на учёт 18 новых организационных структур политических партий. Несмотря на это, общее количество организационных структур полити-

ческих партий в 2009 г. уменьшилось — ликвидирован и снят с учёта ряд организационных структур оппозиционных партий (на 1 января 2009 г. их насчитывалось 1008).

В 2009 г. внесены изменения в законодательство о политических партиях в части, касающейся административной процедуры регистрации новых партий. Одиннадцатого декабря Палата представителей приняла Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур», вступивший в силу 5 февраля 2010 г. Закон предусматривает, помимо прочего, упрощение процедуры регистрации некоторых форм некоммерческих организаций, в том числе политических партий, и значительно расширяет перечень возможных оснований для отказа в регистрации. В этой части цель законопроекта очевидна: он призван узаконить существующую практику немотивированных, произвольных отказов в регистрации тех объединений, легализация которых нежелательна для власти.

В предыдущей редакции Закона «О политических партиях» несоответствие устава создаваемой партии требованиям законодательства могло являться основанием для отказа лишь тогда, когда это несоответствие касалось целей, задач, методов либо территории деятельности партии. Иные несоответствия устава трактовались как исправимые и не могли служить основанием для отказа в регистрации. Теперь же любые, даже незначительные, нарушения законодательства в уставе создаваемой партии становятся препятствием для регистрации. Кроме того, введены и новые основания для отказа в регистрации: в связи с представлением партией иных документов (помимо устава) и/или сведений, не соответствующих требованиям законодательства, в том числе подложных, поддельных, недействительных документов. Таким образом, новая редакция закона практически лишила смысла понятие исправимых недостатков в поданных на регистрацию пакетах документов.

Иные внесённые в закон изменения не являются концептуальными. Незначительные технические новшества, трактуемые государственными СМИ как прогрессивные, таковыми не являются. Предусмотренное законом предоставление электронной копии устава не упрощает процедуру подготовки до-

кументов для регистрации объединений. Это касается и упрощения постановки на учёт в налоговой инспекции, статистических и иных государственных органах учёта после регистрации, что актуально только для тех партий и объединений, которые пройдут через «сито» регистрационной цензуры. Замена существующей отсрочки в регистрации на новое понятие «приостановление регистрации» лишь вводит новый термин, за которым скрывается старое содержание. Таким образом, в очередной раз оказались узаконенными репрессивные практики, изобретаемые белорусскими чиновниками в целях ограничения прав граждан. Под видом упрощения процедуры регистрации произошло упрощение процедуры отказа в регистрации.

Со вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса РБ снижены ставки государственной пошлины, взимаемой за действия, связанные с государственной регистрацией политических партий, их организационных структур, внесением изменений и дополнений в уставы партий. Размер пошлины за подачу заявления на регистрацию партий, их союзов (ассоциаций) уменьшился более чем вдвое — с 50 до 20 базовых величин. С 1 января 2010 г. не взимается государственная пошлина за выдачу разрешений на право изготовления печатей политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений и фондов. Предложения по уменьшению размеров государственной пошлины за вышеуказанные действия были подготовлены и направлены Министерством юстиции при разработке проекта Особенной части Налогового кодекса РБ.

Изменения в Избирательный кодекс РБ приняты парламентом 11 декабря 2009 г. и вступили в действие уже в январе 2010 г. Государственная пресса озвучивала официальную трактовку этих изменений, в том числе, как направленных на расширение возможностей участия политических партий в избирательном процессе. Как позитивное изменение расценивалось введение квоты для политических партий и общественных объединений при формировании избирательных комиссий. Согласно нововведениям ЦИК, теперь не менее трети членов избирательных комиссий (кроме Центральной комиссии) будут составлять представители политических партий и общественных объединений. Упрощаются выдвиже-

ние и регистрация кандидатов в депутаты Палаты представителей и местных советов от партий: партиям разрешено выдвигать своих кандидатов во всех избирательных округах независимо от наличия там нижестоящих организационных структур партии.

В сфере организации наблюдения за выборами партиям разрешено направлять на участки для голосования и в избирательные комиссии своих представителей не только из числа членов партии, но также и беспартийных лиц. По словам председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Лидии Ермошиной, в этих поправках учтена значительная часть требований ОБСЕ и Евросоюза. В то же время оппозиционные партии в целом расценили эти поправки как косметические, не учитывающие в полной мере пожелания и интересы политических партий.

Безуспешные попытки регистрации новых партий

Изменения в законодательстве в отношении регистрации партий не привели к каким-либо изменениям на практике. В 2009 г четыре попытки регистрации, осуществлённые группами по созданию новых партий, не увенчались успехом (с 2000 г. в Беларуси не зарегистрировано ни одной новой политической партии). В конце 2008 г. регистрация Движения «За свободу», осуществлённая с четвёртой попытки, в среде многих незарегистрированных организаций породила осторожные надежды на упрощение реальной процедуры регистрации новых общественных объединений. Несколько незарегистрированных организаций заявили о намерении вновь подать документы на регистрацию.

Наиболее настойчиво добивалась государственной регистрации в 2009 г. Партия «Белорусская христианская демократия» (БХД), успевшая за год дважды подать документы на регистрацию. Но, несмотря на свою настойчивость, инициативная группа так и не смогла получить документы на легализацию и в виде партии (ранее БХД дважды отказывали в регистрации в форме общественного объединения). Минюст обосновал отказы в регистрации БХД тем, что ряд учредителей отказались от участия в новой партии. Лидеры БХД считают,

что эти отказы явились следствием давления властей на учредителей партии.

Не смогла добиться легализации и Белорусская партия трудящихся (БПТ), являющаяся правопреемницей ликвидированной в 2005 г. Белорусской партии труда. Как и в случае БХД, данной партии отказано на основании данных опроса учредителей партии. Руководители БПТ считают, что опрос осуществлялся с применением давления с целью вынудить учредителей партии отказаться от своих подписей.

18 апреля 2009 г. в Могилёве состоялся учредительный съезд Партии свободы и прогресса (ПСП). Это была уже четвёртая за последние несколько лет попытка сторонников Владимира Новосяда зарегистрировать политическую партию. Партии отказано в регистрации на основании того, что ряд учредителей отозвали свои подписи. Отказ в регистрации подтверждён решением Верховного суда.

С отказами в регистрации столкнулся и ряд местных организационных структур оппозиционных партий. В мае 2009 г. в регистрации отказано гродненской областной организации Партии БНФ на основании того, что предоставленные на регистрацию документы оформлены ненадлежащим шрифтом. Того же рода претензии выдвинуты и против ряда организационных структур Объединённой гражданской партии (ОГП).

В 2009 г. не зафиксировано случаев ликвидации либо временного приостановления деятельности политических партий. В то же время регистрирующий орган — Министерство юстиции — использовало более мягкие механизмы воздействия на политические партии, нарушающие законодательство. В частности, в июне 2009 г. Министерство юстиции вынесло письменные предупреждения двум политическим партиям — Белорусской аграрной партии и Республиканской партии.

Показательно, что эти предупреждения вынесены в адрес партий, поддерживающих существующий политический режим, в связи с тем, что эти партии и их организационные структуры уклонялись от предоставления в регистрирующий орган ежегодных отчётов о своей деятельности, что является грубым нарушением требований законодательства. Республиканской партией также не соблюдались установленная уставом периодичность проведения заседаний руководящих ор-

ганов и порядок ведения делопроизводства. Эти факты наилучшим образом свидетельствуют о том, что даже поддерживающие власть партии не являются важным элементом белорусской политической системы и вряд ли могут считаться активно действующими организациями.

Смена руководства в Партии БНФ

Пожалуй, наиболее значимым событием для белорусской партийной жизни явилась смена лидера в Партии БНФ. Итогом очередного XII отчётно-выборного съезда, который состоялся 5 сентября в Минске, стало избрание на пост председателя партии 33-летнего Алексея Янукевича, до этого занимавшего должность заместителя председателя. Для белорусских политических партий необычно то, что избрание нового лидера произошло в результате острой борьбы программ, а не как следствие раскола либо операции «преемник».

Смене лидера в Партии БНФ предшествовала дискуссия относительно места партии в политической системе, о стратегии и тактике партийной работы. Не последнюю роль сыграли и коалиционные факторы: если старое руководство видело Партию БНФ в качестве участника Объединённых демократических сил (ОДС), то А. Янукевич выступил за партнёрство с идеологически близкими национально-демократическими объединениями.

Лявон Борщевский занял должность председателя партии на предыдущем съезде в декабре 2007 г. в качестве компромиссной фигуры в патовой ситуации, когда никто из основных претендентов не набрал необходимого количества голосов. Решение носило временный характер, и председатель воспринимался как переходная фигура, призванная разрешить внутренний кризис в партии и снять конфликты между поколениями. Тем не менее, в дальнейшем Л. Борщевский заявил о своём намерении баллотироваться на пост президента от Партии БНФ.

За две предыдущие президентские кампании в БНФ окрепло желание выдвинуть собственного кандидата в президенты, который являлся бы членом партии и был связан идеологическими положениями партийной программы. Поддержка идеологически расплывчатых кандидатов от безликой

«общедемократической» коалиции вызывала недовольство в партийных структурах.

Программа А. Янукевича рассчитана до 2015 г. и является по сути долговременной стратегией для партии. Кандидат заявил о самостоятельной позиции партии и необходимости формирования национально-демократической коалиции из числа идеологически близких к БНФ политических структур — БХД, Движения «За свободу» и, возможно, национально ориентированных сил в ОГП. Для внутрипартийного электората привлекательным является тезис о недопустимости союза БНФ с теми силами, которые отстаивают российские интересы в Беларуси, то есть с лидерами Партией коммунистов Белорусской, открыто выступающими, например, за отказ от национальной валюты и введение российского рубля, признание Абхазии и Южной Осетии, развитие союза с Россией.

А. Янукевич заявил также о необходимости внутрипартийного примирения между различными группировками. В его программе много внимания уделяется проблемам партийного строительства. Предлагается отойти от привычной системы иерархичного построения партийных структур и сделать ставку на сообщества сторонников вокруг сильных региональных лидеров, что де-факто уже происходило.

На руку оказалась и усталость от старого руководства партией: после того как Винцука Вечёрку сменил Лявон Бор-щевский, в партии не только не произошло обновления либо изменения стиля руководства, наоборот, из старой колоды были вытянуты идеи 1990-х, а руководство осуществлялось единоличными приказами председателя. В поддержку А. Яну-кевича выступил А. Милинкевич и его Движение «За свободу», в значительной степени состоящее из бывших и действующих членов Партии БНФ.

Таким образом, ключевыми вопросами противостояния на съезде Партии БНФ явились: обсуждение формата участия партии в президентских выборах и обоснованность выдвижения собственного кандидата, а также связанные с этим дискуссии по взаимоотношениям с иными субъектами демократической оппозиции и внутрипартийному развитию. После объявления итогов голосования на съезде Борщевский заявил, что любое решение, которое принимает съезд, не должно рас-

колоть партию. Он призвал своих сторонников воздержаться от каких-либо демаршей и действовать в рамках общей программы.

Внутрипартийная полемика в ОГП

В других оппозиционных партиях споры о направлении партийной работы не сопровождались такими жёсткими столкновениями, как в случае Партии БНФ. Однако и в Объединённой гражданской партии также происходили дискуссии по переосмыслению места в политической системе и поиску новых подходов. Инициаторами дискуссии о путях реформирования в ОГП выступили региональные организационные структуры. Попытка смены руководства в гродненском партийном отделении показала, что потенциально эта партия также может стать объектом воздействия со стороны Движения «За свободу». Но в дальнейшем эти процессы были локализированы и направлены в русло конструктивной дискуссии.

27 декабря 2009 г. принято заявление отчётно-выборной конференции Минской областной организации ОГП, в котором говорилось о необходимости реформирования партии в направлении «большего прагматизма как в работе с избирателями, так и в работе с партийными кадрами». Председатель Минской областной организации Владимир Малярчук выразил несогласие с документом и назвал это заявление популистским.1 В ответ инициаторы дискуссии подчеркнули, что суть их предложений сводится к смене партийных приоритетов. Заместитель председателя ОГП Лев Марголин отметил, что инициаторы заявления «повторяют ошибки Милинкевича», однако признал, что само предложение и возникшая вокруг него полемика — явление положительное, особенно в преддверии очередного съезда ОГП.

Вспыхнувшая в ОГП полемика, равно как и характер аргументов её участников, является свидетельством тех концептуальных разногласий, которые имеются в белорусской оппозиции. Деление на сторонников жёсткой оппозиции режиму и сторонников «социального популизма» как тактики

Полемика о реформах / Белорусы и рынок. 2010. 15 — 21 февраля. №7(893).

партийной работы характерно для многих политических структур. В конечном счёте оппозиционные партии испытывают значительные затруднения в поиске своего места в национальной политической системе: общей бедой для них является изоляция от общества.

Оппозиционные коммунисты: дискуссии о ребрендинге

Партия коммунистов Белорусская (ПКБ) в 2009 г. переименована в Белорусскую партию левых «Справедливый мир» (изначально в новом названии также указывалось словосочетание «объединённых левых», но по настоянию Минюста оно было скорректировано). Решение о переименовании принято 25 октября 2009 г. по итогам голосования на втором заседании XIV внеочередного съезда партии (первая сессия состоялась весной). Как считает С. Калякин, новое название позволит партии привлечь в свои ряды не только молодёжь, но и представителей других левых организаций, не прошедших официальную регистрацию.

За год до этого представители ПКБ публично заговорили о необходимости модернизации партии. В мае, накануне проведения первого заседания внеочередного съезда ПКБ, пресс-секретарь партии Сергей Возняк в интервью БелаПАН заявил: «Вопрос смены названия — только маленькая часть этой проблемы. Дело в том, что 18 лет мы работали так, как работала коммунистическая партия Советского Союза. Однако за эти годы многое изменилось. Образ коммунизма начал приобретать негативный оттенок и отпугивать молодых людей. С этим связана идея переименования партии»2.

По словам Возняка, партия также намерена выдвинуть своего кандидата для участия в президентских выборах 2011 г. При этом лидер партии Сергей Калякин неоднократно заявлял о собственных президентских амбициях. Эксперты полагают, что лидеры коммунистов и пошли на переименование в связи с предстоящими в 2011 г. президентскими выборами.

Первая сессия съезда ПКБ 23 мая 2009 г., на которой проходила основная часть внутрипартийных дискуссий, в том

См.: Хартия'97: http://charter97.org/ru/news/2009/10/25/23091/

числе и о переименовании организации, была закрыта для прессы. Однако известно, что некоторая часть партийцев выступила с критикой Калякина, в том числе и его инициативы по партийному ребрендингу. Вопрос о доверии Калякину был даже поставлен на голосование и набрал почти треть голосов делегатов съезда. Помимо критики по вопросу ребрендинга партии, в адрес Калякина звучали обвинения в излишнем сотрудничестве с правыми оппозиционными силами.

Часть делегатов заявили о несогласии с решением съезда и об инициативе создать свою «настоящую коммунистическую партию». 29 августа под Минском, в городском посёлке Мачулищи, прошло совещание представителей организаций ПКБ — избранных делегатов XIV внеочередного съезда партии, не разделявших взгляды руководства ПКБ по вопросам дальнейшего партийного строительства. Присутствовали представители от всех областей республики и Минска, за исключением Гомельской области. В дальнейшем сторонники и противники переименования партии обменялись резкими заявлениями. Всё закончилось выходом из партии ряда лиц, несогласных с устранением из названия указания на коммунистическую идеологию.

Коалиционные перестановки в преддверии будущих избирательных кампаний

В начале 2009 г. в белорусской оппозиции был единый координационный центр — Объединённые демократические силы (ОДС), куда входили все более-менее влиятельные структуры. К концу года ситуация оказалась не столь однозначной: ряд организаций вышли из состава ОДС, образовав альтернативную коалицию — Беларусю Незалежнщю Блок (БНБ).

В первой половине года деятельность ОДС в значительной степени определялась выработкой антикризисной платформы — документа, содержащего концептуальные предложения оппозиции по экономической политике в условиях кризиса. Этот документ был принят с подачи ОГП и в основном опирался на разработки экономистов, связанных с этой партией.

В 2009 г. активность ОДС в целом и её отдельных субъектов также связывалась с выработкой позиции относительно участия Беларуси в программе Евросоюза «Восточное парт-

нёрство». В целом коалиция выступила за присоединение страны к этой программе, но с условиями и оговорками, которые касаются вопросов либерализации и демократизации внутри Беларуси. Эта позиция была сформулирована, несмотря на то что присутствующие в ОДС коммунисты выступают за тесное сотрудничество Беларуси с Россией.

В значительной степени создание БНБ стало возможным именно в силу различных внешнеполитических ориентаций субъектов, которые в начале 2009 г. входили в ОДС. Именно пророссийские заявления Калякина явились стратегической основой для отмежевания от ОДС проевропейских политических структур. Это отмежевание стало технически возможным в сентябре, когда к руководству в Партии БНФ пришли силы, ориентированные на сотрудничество с идеологически близкими партнёрами из числа национально-демократических структур.

27 октября представители ряда демократических движений Беларуси подписали соглашение о создании БНБ. В состав новой коалиции вошли Партия БНФ, Движение «За свободу», Правый альянс, Партия БХД, Молодой фронт и ряд иных объединений. При этом лишь Партия БНФ обладает статусом зарегистрированной политической структуры (в ОДС таким статусом обладают четыре субъекта). Декларацию также подписали руководители оргкомитетов по созданию движения «Молодая Беларусь» Артур Финькевич, движения солидарности «Разам» Вячеслав Сивчик, молодёжного христианского социального союза «Молодые демократы» Александр Шумкевич.

Приоритетными направлениями деятельности нового политического блока названы: создание условий для проведения в Беларуси свободных и справедливых выборов; инициирование рыночных реформ для обеспечения благосостояния граждан Беларуси с приоритетной поддержкой малого и среднего бизнеса; защита прав граждан на свободу слова, свободу совести, свободу ассоциаций и собраний; проведение работы, направленной на прекращение политических репрессий в стране и освобождение политических заключённых; содействие беларусизации учебных учреждений, СМИ и других государственных и общественных организаций Беларуси; осуждение тоталитарных идеологий коммунизма и фашизма;

установление стратегического сотрудничества со странами, принимающими участие в программе «Восточное партнёрство», и странами Евросоюза.

Напрямую выход из ОДС не связывался с созданием БНБ. Однако жёсткая критика только что созданного БНБ со стороны лидеров ОДС, обвинения в соглашательстве с режимом и даже в коллаборационизме, а также в действиях по указке спецслужб — всё это сделало невозможным дальнейшее сосуществование пророссийских и проевропейских сил в рамках ОДС. 21 ноября Сойм Партии БНФ констатировал, что ОДС прекратили своё существование как коалиция. За две недели до этого, 4 ноября, руководящий орган Движения «За свободу» принял постановление о выходе из ОДС.

Сложно определить, чем именно являлись ОДС на момент принятия этих решений. Однако очевидно, что они перестали быть коалицией внутри Беларуси, оставаясь скорее брендом для внешнего пользования, конгломератом проектных инициатив, слабо связанных между собой и освящённых ореолом былого реального сотрудничества в рамках избирательной кампании 2005 — 2006 гг. Действительно, сугубо внутрипартийные инициативы ОГП в рамках работы Национального комитета ОДС приобретали статус предложений всего объединения, камерные инициативы отдельных политиков проталкивались через механизмы ОДС и становились формально делом всех демократических сил страны.

Органы управления коалицией реально не функционировали: более года не собирался представительный орган управления — Политический совет, избранный на Конгрессе 2007 г. Даже Президиум Политического совета, более узкий по составу орган, практически не собирался в кворумном составе. Реально все решения коалиции принимались на основе неформального обсуждения, которое прикрывалось статусом коалиционных органов.

Формальное учреждение ОДС произошло 20 ноября 2004 г., когда десять лидеров оппозиционных политических партий подписали соглашение о создании Постоянно действующего совещания демократических сил (позднее переименованного в ОДС). В качестве целей этого союза заявлялись «разработка, принятие и реализация механизма выдвижения единого кандидата от демократических сил на президентских

выборах». Потом менялись названия объединения, состав участников, механизм работы и формат принятия решений. В конце концов, объединение уже было не в состоянии выполнять свою основную функцию механизма согласования единого кандидата от оппозиции — и потеряло смысл своего существования.

Таким образом, ОДС как коалиция прожила ровно пять лет — значительный по белорусским меркам срок. Изменившиеся политические обстоятельства обусловили перемены в расстановке сил внутри оппозиции. Логично объединяться перед лицом тотальных репрессий — их уменьшение обусловило размежевание в среде оппозиции. Оппозиция уже давно не является единым кулаком — таков дух времени. Ни одну из представительных делегаций белорусской оппозиции невозможно представить без участия лидеров БХД (которая не входила в ОДС), без участия Милинкевича (который демонстративно отказался от статуса сопредседателя ОДС и не скрывает своих президентских амбиций). Ни одно из значимых решений оппозиция не принимает в формате органов ОДС, но в рамках более широких консультаций. Одно из таких совещаний, посвящён-ное обсуждению представительства белорусской оппозиции в парламентской ассамблее «Восточного партнёрства», прошло под Минском 17 ноября 2009 г. Участники, представлявшие все основные оппозиционные организации, пришли к общему решению, не используя сомнительные механизмы обсуждения в рамках ОДС.

Различие внешнеполитических ориентаций в составе двух блоков и различное отношение к процессам примирения белорусского режима с Западом не должны вводить в заблуждение — методы политической борьбы остаются прежними. В этом смысле задачи, стоящие перед БНБ, достаточно просты. Новое коалиционное образование имеет одно существенное преимущество — такая оппозиция народу понятна. Это оппозиция белорусскоязычная, проевропейская, консервативная, антикоммунистическая. Лицом новой коалиции, очевидно, будет Александр Милинкевич, которого многие помнят как единого кандидата от объединенной оппозиции на предыдущих президентских выборах. Как таковые содержательная программа либо качественно новая стратегия в деклара-

ции БНБ пока не содержатся — там есть лишь констатация ценностного единства участников.

Положение ОДС более двусмысленно — их субъектам теперь приходится доказывать свою оппозиционность, объяснять электорату, почему именно они (а не БНБ с Партией БНФ в числе участников) являются альтернативой действующей власти. В отличие от БНБ, у ОДС отсутствует не только программа, но и ценностное единство. Поэтому ОДС ничего не остаётся, кроме как позиционироваться от противного: «Та, другая оппозиция — подставная, контролируемая, фальшивая».

В течение 2009 г. ряд партий (Партия БНФ, Партия левых «Справедливый мир») начал собственную предвыборную кампанию, стремясь выдвинуть своего кандидата в президенты. Сейчас мало кто верит в успех операции «единый кандидат» — даже те, кто публично отстаивает именно такую стратегию. Всё более популярным становится тезис о том, что на будущих президентских выборах будет выдвинуто два кандидата от оппозиции — от правых и от условно левых. И правый, и левый кандидаты будут иметь достаточно людских ресурсов для кампании, а переформатирование донорского поля под подобную конфигурацию происходит уже сейчас. Политтех-нологи начали разговоры о подготовке к президентским выборам 2015 — 2016 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.