3. Фигурное катание на коньках: примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / И.В. Абсалямова, Е.В. Жгун, Л.С. Хачатуров, С.П. Кандыба, В.В. Агапова. - Москва : Советский спорт, 2006. - 154 с.
REFERENCES
4. Vagusheva, T. (2010), Basics of training in twists and outliers in pair figure skating, St. Petersburg.
5. Moskvina, T. N. and Moskvin, I,B.(1984), Free program of pair skating, Physical Education and Sports, Moscow.
6. Absalyamova I.V., Zhgun E.V., Khachaturov L.S., Kandyba S.P., Agapova V. V. (2006), Figure skating: An approximate program for the system of additional education of children: children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve. Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация: natalanz@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 25.02.2022
УДК. 796.56
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ И ИХ РОЛЬ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Юрий Сергеевич Воронов, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Сергеевич Якушев, кандидат педагогических наук, доцент, Вера Викторовна Воронова, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск
Аннотация
В статье раскрываются теоретические и практические основы организации спортивного отбора в кроссовых видах ориентирования с учётом роли интеллектуальных способностей в прогнозировании результативности соревновательной деятельности на этапе высшего спортивного мастерства. Установлено, что более 86% квалифицированных ориентировщиков применяют в тренировочном процессе специализированные задания, направленные на развитие интеллектуальных способностей. При этом 96,5% респондентов считают, что уровень развития интеллектуальной работоспособности оказывает значительное влияние на результативность соревновательной деятельности в ориентировании бегом.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, интеллектуальные способности, интеллектуальная подготовка, спортивный отбор, квалифицированные спортсмены, определение перспективности, прогнозирование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p85-90
INTELLECTUAL ABILITIES OF ORIENTEERING ATHLETES AND THEIR ROLE IN PREDICTING PREDISPOSITION TO SPORTS ACTIVITY
Yuri Sergeevich Voronov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Dmitry Sergeevich Yakushev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vera Viktorovna Voronova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State University of Sports
Abstract
The article reveals the theoretical and practical foundations of the organization of sports selection in cross-country orienteering, taking into account the role of intellectual abilities in predicting the effectiveness of competitive activity at the stage of higher sportsmanship. It is established that more than 86% of qualified orienteers use specialized tasks aimed at developing intellectual abilities in the training process. At the same time, 96.5% of respondents believe that the level of development of intellectual perfor-
mance has a strong impact on the effectiveness of competitive activities in orienteering running.
Keywords: orienteering, intellectual abilities, intellectual training, sports selection, qualified athletes, determination of prospects, forecasting.
ВВЕДЕНИЕ
Ещё в 1883 году английский учёный Френсис Гальтон сформулировал идею измерения интеллекта человека. Он отметил, что вся воспринимаемая нами информация о внешних событиях поступает к нам через каналы органов чувств, при этом, чем более тонкие различия способны воспринимать органы чувств человека, тем больше у него возможностей для формирования суждений и осуществления интеллектуальной деятельности. Однако в настоящее время в вопросах измерения интеллектуальных способностей мы сталкиваемся со значительными трудностями, в первую очередь связанные с тем, что нет однозначного определения интеллекта человека.
Наиболее очевидным, а поэтому и имеющим давние традиции, является понимание интеллекта как активного процесса, обеспечивающего эффективность взаимодействия индивида с окружающей средой [1, 12].
Теория и методика спортивной деятельности, прежде всего, оперирует такими понятиями, как интеллект измеренный, т.е. выраженный с помощью количественных показателей. Это говорит о том, что интеллект конкретного спортсмена должен быть измерен с помощью соответствующих тестов, которые условно можно назвать «психометрические контрольные испытания». В этой связи стоит отметить, что в настоящее время нет строгой классификации тестов для измерения интеллектуальных способностей. Отечественные и зарубежные специалисты используют такие термины, как «тесты интеллекта», «умственные тесты», «тесты специальных способностей», «тесты общего интеллекта».
К основным факторам, характеризующим интеллектуальные способности спортс-менов-ориентировщиков, в первую очередь, можно отнести скорость умственных действий. Данный показатель во многом обусловлен генетически. Несомненно, что такая сознательная умственная деятельность значительно влияет на скорость преодоления соревновательной дистанции, поэтому становится очевидной актуальность разработки эффективных методик интеллектуальной подготовки на всех этапах многолетнего тренировочного процесса и выявление роли интеллектуальных способностей в прогнозировании предрасположенности юных спортсменов к различным видам ориентирования.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе кафедры туризма и спортивного ориентирования ФГБОУ ВО «СмолГУС». Применялись такие методы исследования, как теоретический анализ, опрос (анкетирование), экспертная оценка и методы математической статистики (программная платформа статистического анализа IBM SPSS Statistics 23.0). В опросе приняли участие 146 спортсменов-ориентировщиков, из них 97 мастеров спорта, 45 КМС, 3 МСМК и 2 заслуженных мастера спорта. Анкета включала 15 вопросов, направленных на оценку проблем организации интеллектуальной подготовки в спортивном ориентировании.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В связи с усилением конкуренции на международной арене, необходим поиск новых направлений повышения эффективности управления тренировочным процессом. Одним из таких направлений может стать более полное и осмысленное использование педагогических технологий, направленных на развитие интеллектуальных способностей спортсменов различного возраста и уровня мастерства.
Несомненно, что интеллект имеет большое значение в спортивной деятельности. Если рассматривать интеллект как способность к абстрактному мышлению и как процесс
эффективной адаптации к сложной внешней среде, то интеллектуальная подготовка в спорте обеспечивает: единство сознания и деятельности; выявление и учёт причинно-следственных связей, определяющих результативность выполнения соревновательного упражнения; гибкость в схемах взаимодействия с соперником, сформировавшихся в течение многолетней соревновательной деятельности [5, 6, 7, 8, 11].
Однако многие спортсмены-ориентировщики недооценивают роль интеллекта в процессе повышения уровня своей интегральной подготовленности.
В результате проведённого нами опроса установлено, что у 13,7% ориентировщи-ков в тренировочном процессе не использовались методики, направленные на развитие интеллектуальных способностей, а 16,4% респондентов не проводят предварительный сбор и анализ информации о соперниках и условиях предстоящих соревнований. Из 146 спортсменов, участвовавших в анкетировании, только 82 человека (56,2%) указали, что в процессе анализа своих выступлений, используют такой эффективный способ оценки путей движения и возникающих ошибок, как изучение вР8-треков.
Общеизвестно, что интеллект наиболее отчётливо проявляется в задачах, в которых задействованы элементарные когнитивные процессы. С этих позиций, респонденты на первое место поставили наглядно-образное мышление, которое представляет собой совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих представление различных соревновательных ситуаций, оперирование образами основных компонентов рельефа без выполнения реальных практических действий с ними (таблица 1).
Таблица 1 - Влияние психических процессов на результативность соревновательной деятельно^_
Показатели Баллы Ранг
Наглядно-образное мышление 6,0 1
Оперативное мышление 5,7 2
Объём внимания 5,7 2
Устойчивость внимания 5,5 4
Долговременная память 4,7 5
Распределение внимания 4,6 6
Переключение внимания 4,6 6
Наглядно-образная память 4,2 8
Оперативная память 4,0 9
Наглядно-образное мышление позволяет наиболее полно воссоздавать всё многообразие различных геоморфологических особенностей местности соревнований. При мыслительном процессе, осуществляемом с помощью наглядно-образного мышления, активно используются воображение, пространственное восприятие направлений, логическое построение структурных цепочек соревновательной деятельности, оценивание стандартных и нестандартных ситуаций, т.е. соревнующийся ориентировщик способен представить любой объект местности без наличия его в поле зрения.
Общеизвестно, что интеллектуальная подготовка спортсмена включает в себя два раздела: интеллектуальное образование и развитие интеллектуальных способностей [9, 11].
Участвующие в опросе спортсмены указали, что в реальном тренировочном процессе эти два компонента подготовки должны иметь одинаковую степень значимости (44,9% и 55,1% соответственно). При этом выделили важность отдельных практических заданий, направленных на развитие интеллектуальной подготовленности на этапе высшего спортивного мастерства (таблицы 2-3).
Таблица 2 - Степень важности отдельных составляющих интеллектуального образования спортсменов-ориентировщиков_
Средства интеллектуального образования Баллы Ранг
Умение проводить анализ собственных наблюдений 5,8 1
Средства интеллектуального образования Баллы Ранг
Способность к самостоятельному стратегическому мышлению 5,5 2
Знание эффективных форм ведения тактической борьбы на дистанции 4,9 3
Учёт предварительной информации о местности соревнований 4,3 4
Умение составлять и эффективно реализовывать тактический план 4,2 5
Знание современных тенденций организации тренировочного процесса 4,0 6
Умение проводить анализ своего выступления в соревнованиях 4,0 6
Знание правил соревнований по спортивному ориентированию 3,2 8
Таблица 3 - Степень важности отдельных упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей спортсменов-ориентировщиков
Средства развития интеллектуальных способностей Баллы Доля в %
Упражнения на выбор пути движения между контрольными пунктами 106 72,6
Упражнения с картами (перевёртыши, пазлы, перерисовка УЗ и др.) 96 65,8
Запоминание и перенос с карты на чистый лист бумаги различных тактических ситуаций или конкретных технико-тактических действий 55 37,7
Топографический диктант на точность (фиксация на карте словесного описания маршрута движения с указанием местоположения КП) 52 35,6
Компьютерные игры с элементами ориентирования 52 35,6
Игры на развитие оперативного мышления (стратегии, логические и математические задачи и др.) 45 30,8
Рассматривая в методологическом аспекте отбор и прогнозирование предрасположенности юных ориентировщиков к спортивной деятельности, мы опирались на понимание прогнозирования как процесса научного предвидения на основе знания объективных законов развития спорта и диалектического анализа закономерностей соревновательной деятельности [9, 10, 13]. Проявление высших достижений в спортивном ориентировании теснейшим образом связано не только с уровнем развития двигательных качеств, но и с интеллектуальными способностями. В условиях напряжённой соревновательной деятельности ориентировщики с низким уровнем интеллектуального развития оказываются в невыгодном положении, так как все основные психические процессы, обеспечивающие безошибочное чтение спортивной карты, визуальное восприятие геоморфологических особенностей местности и оперативный альтернативный выбор вариантов пути движения между контрольными пунктами, вследствие своей низкой функциональной устойчивости, не могут в течение длительного времени функционировать на высоком уровне, что приводить к ошибкам и снижению результативности соревновательной деятельности [2, 3, 4].
Исходя из этого, нами, в процессе четырёхлетних наблюдений за группой квалифицированных (МС-КМС) спортсменов, специализирующихся в ориентировании бегом, изучалась динамика показателей, определяющих уровень их интеллектуального развития (таблица 4).
Таблица 4 - Корреляция между повторными измерениями показателей интеллектуальной подготовленности у квалифицированных спортсменов-ориентировщиков 17-20 лет_
Показатели Возрастные периоды, лет
17-18 17-19 17-20 18-19 18-20 19-20
Наглядно-образная память 0,351 0,327 0,631 0,313 0,354 0,456
Наглядно-образное мышление 0,629 0,881 0,755 0,611 0,615 0,849
Распределение внимания 0,782 0,643 0,585 0,514 0,734 0,782
Оперативное мышление 0,723 0,617 0,809 0,814 0,797 0,723
Переключение внимания 0,661 0,819 0,834 0,673 0,698 0,923
Пространственное восприятие направлений 0,550 0,721 0,296 0,654 0,412 0,601
Оперативная память 0,332 0,341 0,198 0,354 0,408 0,653
Объём внимания 0,421 0,414 0,365 0,616 0,319 0,727
Устойчивость внимания 0,676 0,769 0,781 0,728 0,617 0,907
Проведённое исследование позволило по степени достоверности прогноза ожидаемого развития способностей, выделить интеллектуальные показатели, обладающие высокой стабильностью и представляющие особую ценность для отбора спортсменов-
ориентировщиков. К ним относятся: наглядно-образное (г=0,881-0,611) и оперативное (г=0,814-0,617) мышление, а также переключение (г=0,923-0,661) и устойчивость (г=0,907-0,617) внимания. Изучение уровня стабильности данной группы тестов говорит о том, что каждый вид спорта характеризуется специфическим набором наиболее стабильных показателей, которые могут быть использованы при прогнозировании ожидаемых достижений и отборе на различных этапах многолетней подготовки.
ВЫВОДЫ
Рассматривая спортивную подготовку как сложное, многофакторное явление, необходимо обратить пристальнее внимание на её структурные компоненты, детерминирующие формирование готовности к рефлексии, творческому участию в тренировочном процессе, осмысленному осуществлению соревновательного упражнения. Практическая реализация данного методического положения находит своё конкретное выражение в разработке информативных тестов комплексного контроля уровня развития интеллектуальных способностей, и использовании полученных данных при отборе детей и подростков для занятия конкретным видом ориентирования. При этом интеллект спортсмена-ориентировщика следует рассматривать как структурированную совокупность умственных способностей, обеспечивающих эффективное оперирование пространственными отношениями, быстроту и точность установки визуальных подробностей, сходства и различия отдельных объектов местности, выбор и реализацию оптимального варианта пути движения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 352 с.
2. Воронов Ю.С. Основы интеллектуальной подготовки в спортивном ориентировании / Ю.С. Воронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 63-67.
3. Воронов Ю.С. Интеллектуальная подготовка в тренировочном процессе по спортивному ориентированию / Ю.С. Воронов, Д.С. Якушев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 6. - С. 79.
4. Воронов Ю.С. Организационно-педагогическое обеспечение развития системы подготовки спортивного резерва в кроссовых видах ориентирования / Ю.С. Воронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 54-58.
5. Воронова В.В. Сбивающие факторы в кроссовых видах спортивного ориентирования и их влияние на соревновательную деятельность квалифицированных спортсменов / В.В. Воронова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 38-42.
6. Казанцев С.А. Психология спортивного ориентирования: монография / С.А. Казанцев. -Санкт-Петербург : [б. и.], 2007. - 110 с.
7. Костюнина Л.И. Развитие аналитических способностей спортсменов в процессе тренировочной и соревновательной деятельности / Л.И. Костюнина, М.О. Маркин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 5. - С. 66-70.
8. Кузнецова В.В. Факторная структура специальной подготовленности квалифицированных спортсменов 19-20 лет, специализирующихся в беговых видах ориентирования / В.В. Кузнецо -ва // Физическая культура и спорт Северо-Запада России. - 2011. - № 5. - С. 41-44.
9. Курамшин Ю.Ф. Проблемы прогнозирования высших спортивных достижений / Ю.Ф. Курамшин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - № 18. - С. 40-58.
10. Лапин А.Ю. Прогнозирование спортивных результатов на основе психологических особенностей спортсмена / А.Ю. Лапин, И.В. Бабичев, О.И. Жихарева // Вестник спортивной науки. -2016. - № 4. - С. 16-18.
11. Назаренко Л. Д. Роль интеллекта в спортивной деятельности / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 10. - С. 9-12.
12. Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии / С.А. Рубинштейн. - Москва : Педагогика, 1973. - 424 с.
13. Таймазов В.А. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности спортсменов с учётом генетических основ тренируемости / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - № 18. - С. 81-90.
REFERENCES
1. Burlacyk, L.F. (2007), Psychological testing: a textbook for high schools, Peter, St. Petersburg,
2. Voronov Yu.S. (2018), "Fundamentals of intellectual training in orienteering", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 63-67.
3. Voronov Yu.S., Yakushev D.S. (2020), "Intellectual preparation in the training process of orienteering", Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 6, pp. 79.
4. Voronov Yu.S. (2021), "Organizational and pedagogical support for the development of the sports reserve training system in cross-country orienteering", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 192, No. 2, pp. 54- 58.
5. Voronova V.V. (2018), "Knocking down factors in cross-country types of orienteering and their influence on the competitive activity of qualified athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 38-42.
6. Kazantsev S.A. (2007), Psychology of sport orienteering, St. Petersburg.
7. Kostyunina L.I., Markin M.O. (2014), "Development of analytical abilities of athletes in the process of training and competitive activity", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 66-70.
8. Kuznetsova, V.V. (2011), "The Factor structure of the special preparedness of qualified athletes of 19-20 years, specialized in the running types of orientation", Physical culture and sport of NorthWest Russia, Smolensk, No.5, pp. 41-44.
9. Kuramshin Yu.F. (2005), "Problems of forecasting higher sports achievements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 18, pp. 40-58.
10. Lapin A.Y., Babichev I.V., Zhikhareva O.I. (2016) "Prediction of sports results based on the psychological characteristics of an athlete", Bulletin of sport science, No. 4, pp. 16-18.
11. Nazarenko, L.D. (2013), " The role of intelligence in sports activities", Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 9-12.
12. Rubinstein S.A. (1973), Problems of general psychology, Pedagogic. Moscow
13. Taymazov V.A., Bakulev S.E. (2005), "Forecasting the success of competitive activity of athletes taking into account the genetic foundations of trainability", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 18, pp. 81-90.
Контактная информация: sgafkorient@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 08.02.2022
УДК 796.011.1
ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Мария Руслановна Глухарева, старший преподаватель, Надежда Руслановна Сенти-зова, студент, Семен Александрович Владимиров, студент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск
Аннотация
Каждое новое поколение спортсменов становится быстрее, выносливее, мощнее, улучшается координация, ловкость, умение держать равновесие. В данной статье раскрывается сущность полезности раннего развития общефизической подготовки детей, важность разминки перед тренировкой, укрепление стопы, улучшения жизненно важных качеств современного спортсмена. Также даны наиболее приемлемые методы развития ребенка, приобщение его к систематическим физическим занятиям, подведение подготовленного организма к основной части тренировки. В этом возрасте следует уделять большое внимание голеностопным суставам, так как в любом игровом виде спорта ключевую роль играет именно голеностоп. Актуальность данной темы определена тем, что в юном возрасте закладывается основа физического развития человека, заинтересованность тем или иным видом спорта, появляется мотивация для занятия спортом, а физическая подготовка, для это-