Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В КРОССОВЫХ ВИДАХ ОРИЕНТИРОВАНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В КРОССОВЫХ ВИДАХ ОРИЕНТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронов Юрий Сергеевич

В статье представлены результаты изучения динамики показателей физической и интеллектуальной подготовленности спортсменов-ориентировщиков в возрасте от 9 до 18 лет, соревновательной деятельности в кроссовых видах ориентирования на основе оценки путей движения, эффективной и фактической скорости бега, а также возрастных этапов формирования спортивного мастерства и многолетней динамики тренировочной нагрузки. Установлено, что повышение эффективности подготовки спортивного резерва в кроссовых видах ориентирования происходит на основе приоритетного формирования у юных спортсменов базового компонента интегральной подготовленности - техники чтения спортивной карты, что в дальнейшем предопределяет высокую степень согласованности между двигательными и интеллектуальными функциями организма соревнующегося ориентировщика и обеспечивает долговременную адаптацию к местности различного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воронов Юрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF THE TRAINING SYSTEM OF SPORTS RESERVE IN CROSS-COUNTRY ORIENTEERING

The article presents the results of studying the dynamics of indicators of physical and intellectual fitness of orienteering athletes aged 9 to 18 years, competitive activity in cross-country orienteering based on the assessment of movement paths, effective and actual running speed, as well as age stages of the formation of sports skills and long-term dynamics of training load. It is established that the increase in the effectiveness of long-term training of the sports reserve in cross-country orienteering is based on the priority formation of the basic component of integral fitness in young athletes - the technique of reading a sports map, which further determines a high degree of consistency between the motor and intellectual functions of the body and provides long-term adaptation to the terrain of various types.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В КРОССОВЫХ ВИДАХ ОРИЕНТИРОВАНИЯ»

5. Volkova, L.M., Golubev, A.A. and Mitenkova, L.V. (2016), "Physical training for students to acquire the professional qualification of a civil aviation pilot and a technosphere safety specialist", Physical culture and health, No. 2 (57), pp. 47-51.

6. Rodionova, I.A. and Shalupin, V.I. (2020), "Organization of distance learning of students in physical culture in conditions of self-isolation during the coronavirus pandemic", Proceedings of the Tula State University, No. 12, pp. 56-63.

7. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2017), "Program of innovative development of distance educational technologies at Lesgaft University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (143), pp. 207-212.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 10.02.2021

УДК 796.56

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В КРОССОВЫХ ВИДАХ

ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Юрий Сергеевич Воронов, доктор педагогических наук, профессор, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

В статье представлены результаты изучения динамики показателей физической и интеллектуальной подготовленности спортсменов-ориентировщиков в возрасте от 9 до 18 лет, соревновательной деятельности в кроссовых видах ориентирования на основе оценки путей движения, эффективной и фактической скорости бега, а также возрастных этапов формирования спортивного мастерства и многолетней динамики тренировочной нагрузки. Установлено, что повышение эффективности подготовки спортивного резерва в кроссовых видах ориентирования происходит на основе приоритетного формирования у юных спортсменов базового компонента интегральной подготовленности - техники чтения спортивной карты, что в дальнейшем предопределяет высокую степень согласованности между двигательными и интеллектуальными функциями организма соревнующегося ориентировщика и обеспечивает долговременную адаптацию к местности различного типа.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, юные спортсмены, факторная структура специальной подготовленности, содержание этапов многолетней подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p54-58

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF THE TRAINING SYSTEM OF SPORTS RESERVE IN CROSS-COUNTRY

ORIENTEERING

Yury Sergeevich Voronov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism

Abstract

The article presents the results of studying the dynamics of indicators of physical and intellectual fitness of orienteering athletes aged 9 to 18 years, competitive activity in cross-country orienteering based on the assessment of movement paths, effective and actual running speed, as well as age stages of the formation of sports skills and long-term dynamics of training load. It is established that the increase in the effectiveness of long-term training of the sports reserve in cross-country orienteering is based on the priority formation of the basic component of integral fitness in young athletes - the technique of reading a sports map, which further determines a high degree of consistency between the motor and intellectual functions of the body and provides long-term adaptation to the terrain of various types.

Keywords: orienteering, young athletes, factor structure of spécial training, content of stages of long-term training.

ВВЕДЕНИЕ

Продуманная и эффективная подготовка спортивного резерва для сборных команд страны в настоящее время является наиболее актуальным направлением научных исследований в спорте высших достижений.

Такой подход, в первую очередь, вызван тем, что на практике целенаправленная работа по формированию специальной подготовленности юных спортсменов в соответствии с закономерностями возрастного развития достаточно часто подменяется интенсификацией тренировочного процесса, направленной на получение сиюминутного результата. При этом практически не проводится отбор наиболее одарённых юных спортсменов и индивидуализация их подготовки на перспективу, чему во многом способствуют положения, характеризующие систему оценки деятельности спортивных школ в Российской Федерации.

Поскольку качество подготовки спортивного резерва в кроссовых видах ориентирования значительно влияет на результаты выступления сборных команд различного уровня на международной арене, то становится очевидной актуальность научного обоснования организационно-педагогических условий планирования и реализации тренировочного процесса юных спортсменов, специализирующихся в конкретном виде ориентирования (кроссовом, лыжном или велоориентировании).

МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с теорией адаптации функциональных систем П.К. Анохина [1], эффективное управление учебно-тренировочным процессом невозможно без знания тех факторов, которые определяют результативность соревновательной деятельности спортс-менов-ориентировщиков на различных этапах многолетней подготовки [2, 4, 7].

В целях установления общих закономерностей соревновательной деятельности (СД) в кроссовых видах ориентирования, мы предприняли комплексное изучение её количественных и качественных показателей, таких как объём технико-тактических действий; эффективной и фактической скорости бега; коэффициента удлинения дистанции; структуры соревновательных дистанций различного вида и т.д. В общей сложности было изучено более 550 соревновательных дистанций заданного направления различного вида.

Объективная регистрация выше указанных показателей позволила установить, что с 10 до 18 лет происходит поступательное увеличение сложности соревновательной деятельности, что выражается в увеличении доли такого способа ориентирования, как движение по точному чтению карты (с 23,9 до 47,5%) и в постановке контрольных пунктов (КП) на объектах местности, которые требуют для их прохождения высокого уровня технической подготовленности (например, в воронках, промоинах, ямах и т.п.). Заметно возрастает эффективная скорость бега по дистанции (на 125,6%) и достигает, в среднем, 2,82 м/с у юношей и 2,02 м/с у девушек 18-ти лет (таблица 1).

Таблица 1 - Изменение структуры СД у ориентировщиков 10-18 лет при преодолении беговых классических дистанций заданного направления_

Характеристики соревновательной деятельности Возрастные группы

М-10 n=45 М-12 n=59 М-14 n=63 М-16 n=72 М-18 n=48

Длина дистанции, м 2525,0±262,8 3120,0±275,1 4216,2±235,3 6378,8±655,5 10800,1±2518,5

Количество КП 5,2±0,3 7,3±0,6 9,5±0,5 14,2±1,1 22,4±5,5

Коэффициент удлинения 2,1 2,3 2,2 2,2 1,09

Эффективная скорость, м/с 1,25±0,45 1,33±0,26 1,85±0,36 1,93±0,27 2,82±0,3

Длинные перегоны, в % 2,8 2,4 2,5 4,7 7,5

Средние перегоны, в % 51,3 45,4 44,3 45,3 38,2

Короткие перегоны, в % 45,9 52,2 53,2 50,0 54,3

В факторной структуре специальной подготовленности на всех этапах многолетнего тренировочного процесса в ориентировании бегом ведущую роль играет способность быстро принимать решения в условиях неопределённости и интеллектуального риска, а также сохранять высокий уровень психических процессов на фоне нарастающего физического утомления. При этом вклад данного фактора в общую дисперсию выборки увеличивается с 25,2% на этапе предварительной подготовки, до 59,9% на этапе углубленной тренировки, что согласуется с результатами, полученными другими специалистами [5, 6].

Установление состава и значимости доминантных факторов специальной подготовленности на различных этапах многолетнего тренировочного процесса дало возможность выделить в качестве приоритетных сторон спортивного совершенствования, отбора и комплексного педагогического контроля уровень развития специальной выносливости, переключения и распределения внимания, наглядно-образного и оперативного мышления. У спортсменов-ориентировщиков 9-18 лет в возрастном развитии каждого, отдельно взятого интеллектуального или физического качества выявлены периоды повышенной чувствительности к внешним воздействиям, что даёт возможность избирательно совершенствовать общую выносливость в 10-11 лет, специальную выносливость в 15-16 лет, переключение внимания в 10-14 лет, распределение внимания в 9-13 лет, а оперативное мышление в 12-15 лет [3].

Выявленный гетерохронный характер развития основных физических и интеллектуальных способностей позволяет организовать тренирующие воздействия адекватно ритмам возрастного становления параметров двигательной функции и умственной работоспособности ребёнка и выделить возраст 15-16 лет как «определяющий» в плане становления технико-тактического мастерства юных ориентировщиков.

Проблема планирования и контроля тренировочных нагрузок - одна из важнейших в системе подготовки спортивного резерва в ориентировании. Хорошо известно, что нагрузки, с одной стороны, должны быть адекватны возрастным особенностям, а с другой - ориентированы на уровень, характерный для этапа высшего спортивного мастерства. Учитывая актуальность данного вопроса, мы изучили динамику тренировочных нагрузок в процессе многолетней подготовки ориентировщиков, специализирующихся в кроссовых видах ориентирования, и экспериментально обосновали модельные величины тренировочных нагрузок на разных этапах возрастного развития. Для расчёта должных норм нагрузки у ориентировщиков различного возраста нами применялось уравнение логистической кривой, свойства которой соответствуют дидактическому принципу доступности и вполне объяснимы с биологической точки зрения.

Анализ циклических тренировочных нагрузок у квалифицированных ориентировщиков (МС-МСМК) показал, что наиболее часто в течение годичного цикла применялся кроссовый бег различной интенсивности (69,8%), бег с ориентированием (15,8%), передвижение на лыжах (10,4%) и специальные беговые упражнения (4,0%). Следует отметить, что в период с 14 до 18 лет наблюдается значительный рост диапазона применения циклических нагрузок в тренировочном процессе. Например, в возрасте 14-15 лет общий объём циклической нагрузки (ООЦН) у юношей в среднем составляет 2305,7 км и изменяется от 1459 до 3245 км, а в 17-18 лет ООЦН в среднем составляет 4026 км в год и изменяется от 2600 до 5930 км - разница составляет более 3300 км. Конечно, не исключена возможность варьирования годового объёма нагрузки у спортсменов одного возраста. Такое изменение диапазона нагрузок неизбежно, так как физические возможности ориенти-ровщиков даже одного возраста существенно отличаются. Однако не на столько, что бы разница в объёмах превышала 3000 и более километров в год, что говорит об определённых просчётах в организации тренировочного процесса.

Понятно, что значимость различных средств подготовки для достижения высокого результата в ориентировании бегом неоднозначна. При рассмотрении взаимосвязи между спортивным результатом в настоящем и прошедшем спортивных сезонах выявлена самая

высокая степень связи (г=0,982). Такая высокая корреляционная связь даёт основание заключить, что спортивный результат в ориентировании является продуктом непрерывной многолетней подготовки. Объём бега средней (г=0,922) и высокой (г=0,704) интенсивности указывает на то, что данные показатели оказывают существенное влияние на спортивный результат. Можно утверждать, что объём циклических упражнений, выполняемых в смешанном и анаэробном режимах энергообеспечения, определяет развитие потенциальных возможностей организма спортсмена-ориентировщика.

Изучение структуры средств подготовки ориентировщиков также позволило установить, что их многолетний тренировочный процесс характеризуется возрастанием годовых объёмов средств технической и беговой направленности в среднем на 12-20% в год. Нагрузки максимальной интенсивности в общем объёме циклической нагрузки у спортс-менов-ориентировщиков составляют 0,6-1,1%. Прирост около предельных и предельных годовых тренировочных нагрузок обусловливается возможностями растущего организма, и составляет 3-4% на этапе начальной спортивной специализации и 8-10% на остальных этапах многолетней подготовки.

Проведённые расчёты, на основе использования уравнения логистической кривой, позволили обосновать модельные объёмы циклической нагрузки в кроссовых видах ориентирования. Установлено, что в возрасте 11-ти лет ООЦН должен составлять 1400 км, в 15-16 лет - 2600-3200 км, в возрасте 18-20 лет варьировать в пределах от 4500 до 6500 км в год. Разработанная нами технология планирования тренировочных нагрузок способствовала более высоким темпам прироста показателей специальной выносливости юных спортсменов-ориентировщиков и росту их технико-тактического мастерства.

ВЫВОДЫ

Практическая реализация педагогической технологии управления многолетней подготовкой спортивного резерва в ориентировании, направленной на достижение высших уровней мастерства, осуществляется на основе: а) приоритетного формирования и совершенствования базового компонента интегральной подготовленности, обозначенного нами как «техника чтения спортивной карты», что обеспечивает формирование кумулятивной адаптации к местности различного типа; б) целенаправленного повышения качественного аспекта процесса интеллектуальной подготовки путём постоянного стимулирования мысленной активности юных спортсменов-ориентировщиков; в) адекватности содержания тренирующих воздействий индивидуальным биоритмологическим особенностям возрастного развития физических и интеллектуальных способностей ориентиров-щиков, что позволяет сформировать специализированную двигательную функциональную систему спортсмена с соответствующим моторным, соматовегетативным и энергетическим обеспечением, достичь должных на каждом возрастном этапе показателей спортивного мастерства и вывести подготовку на новый, доминирующий уровень.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - Москва : Медицина, 1975. - 448 с.

2. Воронов, Ю.С. Повышение эффективности обучения юных спортсменов-ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам на основе учёта возрастной структуры соревновательной деятельности / Ю.С. Воронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - №3 (85). - С. 53-58.

3. Воронов, Ю.С. Основы интеллектуальной подготовки в спортивном ориентировании / Ю.С. Воронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 63-67.

4. Воронова, В. В. Сбивающие факторы в кроссовых видах спортивного ориентирования и их влияние на соревновательную деятельность квалифицированных спортсменов / В.В. Воронова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 38-42.

5. Воронова, В.В. Прогнозирование перспективности квалифицированных спортсменов, специализирующихся в кроссовых видах ориентирования, на основе анализа стабильности

показателей их интеллектуальной и физической подготовленности / В.В. Воронова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11(189). - С. 101-104.

6. Кузнецова, В.В. Факторная структура специальной подготовленности квалифицированных спортсменов 19-20 лет, специализирующихся в беговых видах ориентирования / В.В. Кузнецова // Физическая культура и спорт Северо-Запада России. - 2011. - №5. - С. 41-44.

7. Ширинян, А.А. Современная подготовка спортсмена-ориентировщика /А.А. Ширинян, А.В. Иванов. - Москва : Советский спорт, 2010. - 112 с.

REFERENCES

1. Anokhin, P.K. (1975), Essays on the physiology of functional systems, Medicine, Moscow.

2. Voronov, Yu.S. (2012), "Improving the effectiveness of training young orienteering athletes in technical and tactical actions and skills based on the age structure of competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol.85, No.3, pp. 53-58.

3. Voronov, Yu.S. (2018), "Fundamentals of intellectual training in orienteering", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No.9, pp. 63-67.

4. Voronova, V.V. (2018), "Knocking down factors in cross-country types of orienteering and their influence on the competitive activity of qualified athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 38-42.

5. Voronova, V.V. (2020), "Forecasting the prospects of qualified athletes specializing in crosscountry orienteering based on the analysis of the stability of their intellectual and physical fitness indicators", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 189, No. 11, pp. 101-104.

6. Kuznetsova, V.V. (2011), "The Factor structure of the special preparedness of qualified athletes of 19-20 years, specialized in the running types of orientation", Physical culture and sport of North-WestRussia, No. 5, pp. 41-44.

7. Shirinyan, A.A. and Ivanov, A.V. (2010), Modern training of orienteering athletes, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: sgafkorient@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.02.2021

УДК 796.011.3

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОМПЛЕКСА ГТО В ДОМАШНИХ

УСЛОВИЯХ

Евгения Владимировна Гарина, старший преподаватель, Наталья Николаевна Воронова, старший преподаватель, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Аннотация

На сегодняшний день, несмотря на стремительное развитие технологий и медицины, наблюдается ухудшение состояния здоровья молодого поколения и снижение показателей их физического развития. Цель работы - подготовить студентов с низким уровнем физической подготовленности к выполнению нормативов ГТО в домашних условиях. С помощью выполнения нормативов из комплекса ГТО (VI ступень) были выявлены студенты с самыми низкими показателями. По специально разработанной программе студенты выполняли комплексы упражнений в домашних условиях, следили за своим самочувствием, фиксируя данные в дневник самоконтроля, и готовились к завершающим контрольным испытаниям, взятых из комплекса ГТО. Проводился сравнительный анализ результатов до и после выполнения студентами программы в домашних условиях для выполнения нормативов из комплекса ГТО. Выявлено, что специально разработанная программа тренировок для студентов в домашних условиях положительно влияет на результаты выполнения контрольных испытаний комплекса ГТО, уменьшая общее количество студентов, не сдавших указанные нормативы ранее, и постепенно увеличивая количество студентов, выполняющих нормативы на серебро и золото.

Ключевые слова: контрольные испытания, физические упражнения, физическая подготовленность, студенты, комплекс ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.