Научная статья на тему 'Интеллектуальные ресурсы: основа современного общественного производства'

Интеллектуальные ресурсы: основа современного общественного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
794
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальные ресурсы / знания / информация / интеллектуальный капитал / intellectual resources / knowledge / information / intellectual capital

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворова Светлана Дмитриевна, Теванян Анна Михайловна

В статье рассмотрены особенности современного общества в период становления «экономики знаний» сучетом возрастания роли интеллектуальных ресурсов в общественном производстве. Авторами раскрыты содержание, структураи особенности интеллектуальных ресурсов, выявлено их влияние на развитие современной экономики,а также проведен сравнительный анализ их традиционной и интеллектуальной экономической формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL RESOURCES: THE BASIS FOR MODERN SOCIAL PRODUCTION

The article reviewsthe increasing role of intellectual resources in social productionat the emerging "knowledge economy” stage. The authors alsoexamined thecontent, features and structure of the intellectual resources, and revealed their impact on the development of modern economy. The comparative analysis of intellectualandtraditional economicresources is also considered in this paper.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные ресурсы: основа современного общественного производства»

State Educational Institution of Higher Professional Education Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino, Russia TECHNOLOGY OF THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS

The article considers the technology of organizing students' project activities. Based on the requirements of a competence-based approach, modern higher education institutions should build the learning process in such a way as to bring the conditions of the university closer to the real professional conditions. Therefore, the article focuses on project training as one of the elements necessary for the formation of an independent graduate, ready for professional activity. Proposed conditions conducive to the formation of skills of project activities. Defined teaching methods that are needed in the organization of project activities.

Key words: high school, project activities, graduate student, competence approach.

УДК 330.1

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Суворова Светлана Дмитриевна, к.э.н., доцент Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Россия (e-mail: suvorova_sd@mail.ruj Теванян Анна Михайловна, аспирант Дипломатическая академия Министерства иностранных дел

Российской Федерации (e-mail: ladyanna4@yandex.ru)

В статье рассмотрены особенности современного общества в период становления «экономики знаний» сучетом возрастания роли интеллектуальных ресурсов в общественном производстве. Авторами раскрыты содержание, структураи особенности интеллектуальных ресурсов, выявлено их влияние на развитие современной экономики,а также проведен сравнительный анализ их традиционной и интеллектуальной экономической формы.

Ключевые слова: интеллектуальные ресурсы; знания; информация; интеллектуальный капитал.

В эпоху индустриального развития общества для создания любой продукции необходимо наличие физических ресурсов: сырья, комплектующих, энергии и др., чем и определяется ее созданная стоимость[1]. Сегодня современное производство представляет собой преимущественно нематериальное воздействие на материальные ресурсы [2], и его основной характеристикой является использование интеллектуального потенциала. Как следствие, традиционное материальное производство становится вторичным по отношению к производству, базирующемуся на информации и знаниях.

Происходящие изменения предвещают системные изменения структуры стоимости производимых и потребляемых продуктов и услуг. Данные обстоятельства обусловливают необходимость рассмотрения и уточнения особенностивлияния интеллектуальных ресурсов на современное общественное производство.

В научной литературе многие исследователи по-разному определяют современный этап развития общества:

- «информационное общество» (Ю. Хаяси, Й. Масуда, Ф. Махлуп и др.)[3,4,5];

- «постиндустриальное общество» (Д. Белл, Д. Рисмен, Дж. Гэлбрейт и др.)[6,7,8];

- «экономика, основанная на знаниях» (П. Друкер, М. Гиббонс и др.)[9,10];

- «глобальное сетевое общество» (М. Кастельс)[11];

- «обучающееся общество» (Р. Хатчинс, Т. Хусен и др.)[12,13].

Существуют также и другие его названия: «эра знаний», «цифровая

эра», «золотая эра»,«эра информации», «постэкономическая эра»,«эра парадоксов», а в некоторых отечественных публикациях встречается термин «новая экономика» (О.В. Дьяченко,О. Красильникова и др.)[14,15].

Отметим, что ни одна из этих дефиниций не получила однозначного приоритета, поскольку каждая из них акцентирована лишь на определенных аспектах современного развития[16]. Тем не менее,общие признаки развития современного производства следует рассматривать в контексте с его эволюционной составляющей [17, с.9]:

- становление знания как ключевого ресурса развития;

- радикальное изменение структуры производства и занятости;

- возрастание глобальной конкуренции на основе создания наукоемких продуктов и услуг;

- значительное ускорение научно-технического прогресса;

- сокращение жизненного цикла новых продуктов и технологий;

- уменьшение в совокупном общественном продуктедоли материального производства;

- развитие и расширение сектора информациии услуг;

- появление нового типа ресурсов, вовлеченных в производство,- интеллектуальных.

Начиная с конца 70-х гг. ХХ века роль интеллектуальных ресурсов значительно возрастает и предопределяет вектор дальнейшего развития всей мировой экономики[18]. В новых условиях социально-экономических отношений все участники(коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации) вынуждены функционировать и вести свою хозяйственную деятельность по-новому. Вследствие чего важнейшей задачей всех экономических субъектов любого масштаба - от малого предприятия до национальной и мировой экономики, становится накопление, развитие и управление интеллектуальными ресурсами.

Смещение акцентов общественного производства и изменение его структуры повлекло за собой возникновение вопросов определения, классификации и актуальности того или иного ресурса в экономическом хозяйстве. Несмотря на существующее множество классификаций структуры экономических ресурсов можно выделить три основные традиционные составляющие, необходимые для производства продуктов и услуг: предметы труда, средства труда и рабочую силу[19]. Однако если в доиндустриаль-ной экономике основу производства составлялитрудовыеи природные ресурсы, а в индустриальной - материальные, финансовые и предпринимательские, то в постиндустриальном обществе основная роль отведена - интеллектуальным.

Таблица 1 - Отличительные и схожие особенности интеллектуальных _и традиционных экономических ресурсов_

№ п/п Интеллектуальные ресурсы Традиционные ресурсы

1 Нематериальная форма выражения Материальная форма выражения

2 Находятся в неограниченном количестве, т.е. они неиссекаемы, при использовании не расходуются Находятся в ограниченном количестве, т.е. они иссекаемы, при использовании расходуются

3 Увеличиваются мультипликативно Уменьшаются пропорционально

4 Ограничены носителем Ограничены в пространстве

5 Перерождаются в процессе использования: их можнохранить, представлять, передавать, менять форму, а некоторые трансформировать и приводить к унифицированному или единообразному виду (например, обратить в цифровой код). Константны или мало преобразуемые в процессе использования: в сопоставимом, по отношению к интеллектуальным ресурсам, универсальном виде или в пластичной форме почти не представляются.

6 Потребление не влияет на износ Потребление влияет на износ

7 Отклонение между входящим и исходящим объемом затрат интеллектуальных ресурсов не имеет однозначного экономического соответствия Отклонение между входящим и исходящим объемом затрат материальных ресурсов имеет экономическое соответствие

8 «Себестоимость» не зависит от числа пользователей и доступных экземпляров «Себестоимость» напрямую зависит от числа пользователей или «тиражирования»

9 В структуре себестоимости «материализованного знания», выраженного, например, в единицах наукоемких товаров или услуг, превалирует тенденция к преобладанию издержек на первоначальной стадии производства В структуре себестоимости товаров и услуг преобладает тенденция к возникновению издержек на всех стадиях производства

10 Оцениваются, исходя из понятия доступности или редкости, или лимитиро-ванности

11 Ценность определяется только в контексте конкретной стратегии

12 Подвержены старению или потере актуальности

С экономической точки зрения, понятие «ресурсы» определяется как средства, способствующие экономической деятельности, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей людей. В общем понимании интеллектуальные ресурсы можно определить как невещественные, самогенерируемые, непрерывно обновляемые и неисчерпаемые интеллектуальные авуары, используемые для производства благ, ценность которых выражается в увеличении конкурентных преимуществ их обладателя. Их базисными компонентами являются информация и знания, составляющие основу интеллектуального капитала. Знания представляют собой весомый экономическийпродукт или услугу, часть информационной экономики, рыночную информацию, а также конкурентное преимущество при капиталовложении в значительную часть материальных активов [20].

Так к частным примерам интеллектуальных ресурсов можно отнести знания, умения, творческий потенциал и уровень образования работников, а также патенты, лицензии, авторские права, торговые марки и т.п.

Рассматривая интеллектуальные ресурсы как фактор экономического роста необходимо отметить их существенные особенности в сравнении с материальными факторами общественного производства. Они обладают рядом свойств, отличающих их от традиционных ресурсов организации: трудовых, финансовых, технических и природных.

Таким образом, основными особенностями интеллектуальных ресурсов являются их нематериальность, неиссякаемость, мультипликативность, пластичность, инвариантность способности применения и представления, адаптивность и др. Исходя из перечисленных свойств ресурсов, формируется интеллектуальный капитал (ИК) предприятия и складывается его инновационный потенциал.

При этом особое значение приобретают следующие компоненты:

- взаимопроникновение;

- взаимосвязь;

- диффузия;

- творческая генерация;

- использование знаний и информации.

Перечисленные компоненты делают возможным процесс управления ИК с целью конвертации его в полезные качества конкурентоспособности и обеспечения стрессоустойчивости на рынке[21].

Учитывая вышеизложенное, авторы предполагают, что современная экономика знаний строится посредством образования новых рынков инновационных продуктов, разработок, технологий, интеллектуальной собственности, вытесняя тем самым старые структуры экономики или переводя их в новое качество. Такие эволюционные процессы в первую очередь обусловлены тем, что базовые ресурсы интеллектуального капитала, т.е. знаний и информации, приобретают эквивалент фундаментальной ценно-

сти общественного производства и становятся решающим фактором, оказывающим влияние на инновационное развитие экономических субъектов.

Грамотное управление знаниями и их производительное использование поможет определять имеющийся потенциал национальной экономики. Открытость общества для развития и интеграции разнообразных знанийи информации, по мнению авторов, ускорит дальнейшее социально-экономическое развитие общества.

Дальнейшее рассмотрение вопросов, связанных с агрегацией, формированием и использованием знаний и информации представляет особую важность для решения задач в таких областях как инновационное развитие, стрессоустойчивость и инвестиционная привлекательность экономических субъектов.

Список литературы

1. Гапоненко А.Л. Управление знаниями. - М.: ИПК Госслужбы, 2001. - 52 с.

2. Паникарова С. В. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом: учебное пособие / ВласовМ. В., Паникарова С. В.; М-во образования и науки Российской Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд. Уральского ун-та, 2015. — 140 с.

3. Хаяси Ю. «Информатизированное общество: от индустриального общества к интеллектуальному обществу». - Токио, 1969.

4. Masuda Y. The information society as PostIndustrial Society. -USA, 1981.

5. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США.-М.:Изд. Прогресс, 1966.

6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество— М., 1999.

7. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследова-ния.1993. - № 5, № 7. - С.244-151.

8. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. Перевод с англ. яз. М.: АСТ: Транзиткнига СПб.: Терра Фантастика, 2004. 602 с.

9. Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Друкер. - М.: Вильяме, 2001.

10. Gibbons M., Limoges C., Novotny H., Thenew production of knowledge. London.-1994. -153 p.

11. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - Пер-д с англ. яз. под ред. О.И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

12. Hutchins R.M. The learning society. -USA: Praeger, 1968.

13. Husen T. The learning society. - London: Methuen & Co.,1974.

14. Дьяченко О.В. К сущности категории «новая экономика» // Вестник Челябинского гос.ун-та .-2010.-№ 5.

15. Красильников О.Ю. Знания и информация в концепциях «новой» экономики // Известия Сарат-го ун-та. Новая серия: Экономика. Управление. Право .-2012.-Т. 12.-№ 2.

16. Казакова, Н. В. Экономика и знания /Н. В. Казакова. - Саратов: СГТУ, 2002.-172с.

17. Суворова С.Д. Международная логистика. Практикум: учеб. пособие / С.Д. Суворова, Н.М. Егорова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - 96 с.

18. Головчанская Е.Э. Интеллектуальный ресурс в структуре экономических ресурсов // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 7-1. - С. 151-155;

19. Ильина И.В., Сидоренко О.В. Понятие и классификация ресурсов процесса производства // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. -№ 18.

20. Куликова О.М., Теванян А.М., Суворова С.Д. Влияние инновационных технологий на уровень занятости на мировом рынке труда// Экономика и предпринимательство. -2014. -№11-2 (52-2). С. 59-61

21. Теванян А.М. Адаптация экономических систем к стрессовым нагрузкам посредством управления интеллектуальным капиталом // Креативная экономика. - 2017. -Том 11. - № 11. - С. 1133-1144. - doi: 10.18334/ce.11.11.38473

Suvorova Svetlana Dmitrievna, Ph.D. in Economy, Associate Professor

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint-Petersburg, Russia

(suvorova_sd@mail.ru)

Tevanyan Anna Mikhaylovna , Ph.D. student

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the RussianFederation, Moscow, Russia

(Ladyanna4@yandex.ru)

INTELLECTUAL RESOURCES: THE BASIS FOR MODERN SOCIAL PRODUCTION

Abstract: The article reviewsthe increasing role of intellectual resources in social productionat the emerging "knowledge economy" stage. The authors alsoexamined thecontent, features and structure of the intellectual resources, and revealed their impact on the development of modern economy. The comparative analysis of intellectualandtraditional economicresources is also considered in this paper.

Key words: intellectual resources; knowledge; information; intellectual capital.

УДК 658.71

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ПРОЦЕССА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ Терехова Анастасия Николаевна

anastasya.ter2015@yandex.ru Научный руководитель: Павлова Ирина Владимировна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г.Москва pr.pavlova@mail.ru

Государственные закупки являются одним из приоритетных направлений развития экономики в последние годы. В первую очередь это связанно с тем, что за счет госзакупок происходит развитие налогового, торгового и предпринимательского потенциалов страны. В статье рассмотрены основные проблемы, существующие в Российской Федерации, связанные с процессом осуществления государственных закупок.

Ключевые слова: государственные закупки, государственные заказы, ЕИС.

Разработка и последующее совершенствование законодательства в области государственных закупок является одним из наиболее приоритетных направлений развития как макроэкономики страны, так и микроэкономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.