Научная статья на тему 'Интеллектуальные ресурсы как фактор экономического роста'

Интеллектуальные ресурсы как фактор экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2276
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. / INTELLECTUAL RESOURCES / ECONOMIC GROWTH / FACTORS OF ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюхматьев В. М.

В статье выясняются место и роль интеллектуальных ресурсов в современной экономической системе. Раскрыты содержание, особенности, структура интеллектуальных ресурсов общества, их влияние на развитие современной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL RESOURCES AS A FACTOR OF ECONOMIC GROWTH

The article focuses on the role and place of intellectual resources in modern economic system. The author reveals the essence, features and structure of intellectual resources, their influence on the development of modern economy.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные ресурсы как фактор экономического роста»

лучили рекламные деньги и начали искать другие способы монетизации собственного трафика. В результате многие владельцы «партнерок» почувствовали заметный рост интереса к ним и адекватно на него среагировали.

Таким образом, в условиях рецессии мировой экономики наглядна трансформация потребительского спроса, которая характеризуется различными трендами.

1. Кокшаров А. Красим губы -и в «Макдоналдс» // Эксперт. 2009. № 42.

2. URL: http://www.acnielsen. ru/news. php?news_id=78

3. URL: http://www.ifx.ru/txt.asp?rbr=1501&id = 1323045

4. URL: http://www.johnsoncontrols.com/publish/ru/ru/pro-ducts/automotive_experience/Capabilities/Consumer_ Re-search.html

удк 330.35 В.М. Тюхматьев

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

В статье выясняются место и роль интеллектуальных ресурсов в современной экономической системе. Раскрыты содержание, особенности, структура интеллектуальных ресурсов общества, их влияние на развитие современной экономики.

Ключевые слова: интеллектуальные ресурсы, экономический рост, факторы экономического роста.

V.M. Tyuhmatyev

INTELLECTUAL RESOURCES AS A FACTOR OF ECONOMIC GROWTH

The article focuses on the role and place of intellectual resources in modern economic system. The author reveals the essence, features and structure of intellectual resources, their influence on the development of modern economy. The key words: intellectual resources, economic growth, factors of economic growth.

В современной экономике знания, информация и творческий потенциал предпринимателей и привлеченных ими работников выступают теми ресурсами, без которых невозможно создать действительно коммерчески удачный и выгодный продукт.

Уровень вовлечения и эффективность использования знаний и информации в производственном процессе определяют не только объем и качество производимой продукции, но и конкурентоспособность и самодостаточность экономики страны, ее место и роль в мировом экономическом пространстве. Начиная с кон -ца 70-х гг ХХ в. роль этих ресурсов все более возрастает, поскольку они предопределяют вектор развития всей глобальной мировой экономики.

Интеллектуальные ресурсы - это накопленные невещественные, внутренне самогенерируемые, непрерывно обновляемые, а потому и неисчерпаемые ресурсы, обладающие способностью к созданию новых интеллектуальных активов. В процессе воспроизводства интеллектуальных ресурсов часть их может материализоваться и использоваться другими субъектами обособленно от носителя этих ресурсов. Другая часть данных ресурсов (неявные знания) не отделима от их носителей. Ни один из традиционных видов ресурсов не обладает в совокупности такими качествами.

Рассматривая интеллектуальные ресурсы как фактор экономического роста, следует отметить их существенные особенности по сравнению с материальными факторами общественного производства. Первая особенность состоит в том, что формирование интеллектуальных ресурсов обеспечивается комплексом отраслей, сравнительно недавно занявших самостоятельное место рядом с отраслями реального сектора эко-

номики и целиком зависящих от него. Экономика образования, информационная экономика, экономика науки совсем недавно выделились в самостоятельное направление в связи с развитием общественного разделения труда, усилением значимости и эффективности этих видов деятельности.

Вторая особенность заключается в том, что взаимодействие отраслей интеллектуального обеспечения производства с реальным сектором экономики не укладывается в обычную схему рыночной экономики. Формирование образовательного и культурного потенциала населения и накопление знаний всегда были прерогативой государства и разного рода общественных институтов.

Третья особенность сводится к тому, что стоимостная оценка интеллектуальных ресурсов на макроуровне в качестве фактора экономического роста чрезвычайно затруднена.

Вместе с развитием средств и методов производства, обработки, обмена и потребления целесообразной информации происходит развитие специфической сферы деятельности - информационного производства.

Субъектам рыночной экономики нужна информация о производителях, потребителях, поставщиках сырья, комплектующих изделий и технологии, о ценах, о положении на рынках, о ситуации в деловой жизни, об общей экономической и политической конъюнктуре не только в собственной стране, но и во всем мире, о долгосрочных тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники, о правовых условиях хозяйствования и т.д. В развитых странах в течение последних двух десятилетий значительная часть инфор-

мации вовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию рыночных отношений, а также как самостоятельные сфера деятельности и сектор рынка, в которых создаются и предлагаются потребителям особые - информационные - продукты и услуги.

Вся структура современной экономической системы начинает перестраиваться в направлении, позво-ляющем наиболее эффективно работать с важнейшим ресурсом экономики, в качестве которого выступают информационные ресурсы. Экономическая значимость производства все более определяется не только наличием традиционных, а в главной степени использованием информационных ресурсов и технологий.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационный ресурс», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, где отразились и разные мнения и определения, и позиции разных научных школ, рассматривающих эти понятия. С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Основу информационного рынка Российской Федерации составляют государственные информационные ресурсы. Государственные информационные ресурсы -это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства. Они подразделяются на следующие группы:

1. Федеральные ресурсы.

2. Информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

3. Информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач: задачи государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, образования и т.д. Ряд федеральных органов управления можно назвать чисто информационными, поскольку их главной задачей является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят Министерство культуры РФ, Государственный комитет по статистике (Госкомстат), Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Особое место среди универсальных информационных ведомств занимает ФАПСИ, формирующее информационные ресурсы для высших органов власти. ФАПСИ генерирует более 40 баз данных по широкому тематическому спектру и на основе разнообразных источников, включая данные Госком -стата, СМИ, ведомственных и региональных источни-

ков, а также полученные на основе деятельности собственных информационных служб.

Государственные информационные ресурсы делятся на две группы:

- предназначенные для решения задач конкретного органа управления;

- ориентированные на внешнего пользователя. Ресурсы второй группы формируются, как правило, информационными или информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами. К таким системам, имеющим межведомственный универсальный характер, могут быть отнесены:

- библиотечная сеть РФ;

- архивный фонд РФ;

- государственная система статистики;

- государственная система научно-технической информации.

Важнейшими задачами по организации эффективного управления государственными информационны -ми ресурсами являются:

1. Определение наиболее важных федеральных информационных ресурсов.

2. Закрепление специальным нормативным актом обязанностей федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственными информационными ресурсами. При этом требуется четкое разграничение функций межведомственного и ведомственного управления.

3. Разграничение функций по управлению информационными ресурсами между федеральными и региональными органами управления и его закрепление в договорах о разграничении полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Организация государственной регистрации государственных информационных ресурсов и создание системы баз данных об информационных ресурсах.

5. Разработки единых классификаций информационных ресурсов (по видовым, тематическим, технологическим, имущественно-экономическим и другим признакам) и стандартизация описания информационных ресурсов.

6. Инвентаризация государственных информационных ресурсов и их учет как государственного имущества в рамках Реестра государственного имущества Российской Федерации.

С каждым днем разрабатываются все новые и новые компьютерные программы, которые облегчают получение, обработку и работу с новой информацией. Од -ной из глобальных информационных технологий является Интернет. Очевидно (подтверждено статистикой), что на данном этапе своего развития он становится все более и более массовым, и это делает возможным (и необходимым) его использование в целях бизнеса. Как глобальная телекоммуникационная система Интернет представляет собой удобное средство для оперативного обмена деловой корреспонденцией, включая обмен внутренними документами компаний с филиалами, с высокой степенью надежности и конфиденциальности.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

- превратить деятельность по оказанию информационных услуг (получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов - совокупности данных, сформированной производителем для распространения в вещественной или невещественной форме) в глобальную человеческую деятельность;

- сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

- образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

- повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

Дальнейшее развитие сетевых средств с одновременным ростом пропускной способности каналов связи и скорости передачи информации приведет к созданию принципиально новой глобальной среды человеческого общения, ресурсы которой могут быть целевым рынком для новых технологий, продукции и услуг.

Эффективность использования информационных ресурсов - это важнейший показатель информационной культуры общества. В информационной экономике особая роль отводится человеческим ресурсам. Важнейшей формой вложения в человека является образование, которое как социальный институт выполняет новаторскую, творческую и глубоко гуманистическую миссию, играющую определяющую роль в развитии способностей, дарований и созидательных качеств личности.

Именно доступность, уровень и качество образования, наряду с такими показателями, как валовой внутренний продукт на душу населения и продолжительность жизни, является одним из трех принятых в международной практике показателей индекса развития человеческого потенциала в ежегодно проводимой ООН оценке качества жизни людей мире.

Согласно официальным статистическим данным в настоящее время 2/3 (около 62%) российских работников имеют высшее или среднее специальное образование, доля лиц с высшим образованием составляет 21%. По прогнозам, через 30 - 40 лет отечественная рабочая сила будет на 2/3 состоять из лиц с высшим образованием. Казалось бы, надо радоваться, однако на деле подобная ситуация чревата серьезными проблемами.

Так, согласно имеющимся сведениям, в России непропорционально много людей с высшей и низшей квалификацией, однако остро не хватает специалистов среднего звена [1]. Если высшее образование станет практически всеобщим, государство получит массу молодых людей, не нашедших достойного места в жизни, что чревато социальной и политической дестабилизацией. Дело в том, что выпускники вузов иначе позиционируют себя, у них повышенная самооценка, они более требовательны к месту работы и зарплате. Если в советский период окончание вуза не обещало высоких заработков, то сегодня в России наличие диплома о высшем образовании обеспечивает прирост доходов в среднем на 60 - 70%, что в целом соответствует показателям в развитых странах. То есть сам по себе факт окончания вуза не гарантирует крупных доходов, одна-

ко, чтобы получить высокооплачиваемую должность, высшее образование обязательно.

Еще один важный момент - качество образования. Традиционно оно считается в России высоким, и никто не оспаривает авторитет МГУ, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана . Однако на уровень образования влияет множество различных факторов: и низкая зарплата преподавателей, заставляющая их искать источник дополнительных заработков; и распространение заочного обучения, качество которого зачастую ниже очного; и наличие платного образования, доля которого, согласно данным экономиста, депутата Госдумы О.Г Дмитриевой, достигает у нас 54%, между тем как в Европе эта цифра составляет 10%, а в США - 25 - 30%.

Важной характеристикой качества образования служат не только годы и средства, потраченные на его приобретение, но и способность человека использовать полученную информацию. Существуют международные исследования PISA (Program for International Student Assessment), призванные оценить степень подготовки учащихся по разным дисциплинам. Согласно полученным данным, 15-летние российские школьники по уровню математической грамотности заняли 29 - 31-е места среди 40 стран, в разделе естественных наук - 20 -30-е места, аналогичные показатели дети продемонстрировали и по способности решать возникающие проблемы . Навыками грамотного чтения (речь идет о способности понять смысл прочитанного) обладают лишь 36% подростков, и всего 2% российских учащихся в силах воспринимать сложные тексты, критически анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и делать выводы. Таким образом, школа в нашей стране, предоставляя детям изрядный запас знаний, не прививает им умения свободно и творчески мыслить, выходить за рамки хрестоматийных ситуаций. Это подводит к важному выводу: мало иметь доступ к информации, нужно уметь ею пользоваться - в противном случае человеческий капитал не будет эффективно работать.

Прежде такие отрасли, как образование, здравоохранение, считались потребляющими и непроизводительными. Однако оказалось, что образованное и здоровое население есть та самая продуктивная сила, которая и создает национальное богатство, а потому вложения в человеческий капитал в целом оправданы и необходимы. Поэтому, кстати, многие крупные компании считают целесообразным предоставлять своим сотрудникам бесплатные курсы повышения квалификации, стажировки и социальный пакет - затраты окупаются с лихвой. В Японии, например, работники в обязательном порядке проходят ежегодную диспансеризацию, что позволяет на ранних стадиях выявлять и лечить многие заболевания.

Система образования России по масштабам, уровню обучения и подготовке молодого поколения и взрослых, охвату существующих специальностей и профессий, контингенту иностранных учащихся является одной из немногих, имеющих большое международное значение. И поэтому процессы, происходящие в ней, выходят за рамки только одной страны.

Начавшиеся в России на рубеже веков реформы, касающиеся как общего, так и всех уровней профессионального образования, представляют собой, с одной

стороны, проявление мировых тенденций, а с другой -форму сохранения и приумножения опыта и традиций прежних поколений, способствующих дальнейшему развитию нашей самобытной культуры.

В числе перечисленных тенденций целесообразно сосредоточиться на качестве образования как общем знаменателе реформ высшей школы и развития социального диалога и партнерства. Реформа образования, проводимая в России, должна быть куда больше, чем сегодня, обращена к жизни, к интересам и нуждам конкретных людей. И этому должно помогать тщательное изучение мировых тенденций и осмысление идей, выдвигаемых ЮНЕСКО как рупором мирового сообщества. Получается так: для того чтобы действовать конкретно, надо усиливать внимание к всеобщему глобальному,

всемирному, ибо образование в конечном счете является универсальным механизмом развития человеческой цивилизации и культуры.

Интеллектуальные ресурсы России могут и должны стать главным фактором технологической модернизации страны, обеспечить ее достойное участие в процессах глобализации мировой экономики. Для этого России необходимо сконцентрировать усилия на активизации использования своего интеллектуального и культурного потенциала в борьбе за достойное место в складывающемся общемировом информационном пространстве.

1. Холлоуэй М. Капитал с человеческим лицом. URL: http:/ /www.sciam.ru/2 006/10/nauka.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.