Научная статья на тему 'Интеллектуальные основы социальной жизни современного человека. Методологический аспект'

Интеллектуальные основы социальной жизни современного человека. Методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1033
149
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТ ОБЩЕСТВА / ИНТЕЛЛЕКТ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / INTELLIGENCE / INTELLIGENCE SOCIETY / THE INTELLECT OF MODERN MAN / THE INTELLECTUAL FOUNDATIONS OF SOCIAL LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Галина Ивановна

В статье рассматриваются основные условия, принципы, механизмы формирования и востребованности интеллектуального потенциала молодого поколения. Показано, что интеллектуальные основы социальной жизни необходимо рассматривать как основной ресурс развития личности и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The intellectual foundations of the social life of modern man. Methodological aspect

The article discusses the basic terms, principles, mechanisms of formation and relevance of intellectual potential of the young generation. It is shown that the intellectual foundations of social life, must be considered as the main resource for the development of personality and society.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные основы социальной жизни современного человека. Методологический аспект»

УДК 378:001.92:37

Г. И. Егорова

Интеллектуальные основы социальной жизни современного человека. Методологический аспект

В статье рассматриваются основные условия, принципы, механизмы формирования и востребованности интеллектуального потенциала молодого поколения. Показано, что интеллектуальные основы социальной жизни необходимо рассматривать как основной ресурс развития личности и общества.

The article discusses the basic terms, principles, mechanisms of formation and relevance of intellectual potential of the young generation. It is shown that the intellectual foundations of social life, must be considered as the main resource for the development of personality and society.

Ключевые слова: интеллект, интеллект общества, интеллект современного человека, интеллектуальные основы, социальная жизнь.

Key words: intelligence, intelligence society, the intellect of modern man, the intellectual foundations of social life..

Изучение человеческих обществ начинается с изучения основных условий, которые определяют их функционирование, жизнь. Понятие «социальная жизнь» употребляется для обозначения комплекса явлений, которые возникают в ходе взаимодействия человека и социальных общностей, а также совместного использования природных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей. Различаются биологические, географические, демографические и экономические основы общественной жизни. Однако следует отметить, что наиболее значимы интеллектуальные основы общественной жизни, а общественный интеллект и индивидуальный интеллект необходимо рассматривать как основной ресурс развития личности и общества [1, с. 233].

Констатация того, что человек формируется как культурно-историческое существо, не вызывает никаких сомнений. Как не вызывает сомнений и тот факт, что такие социокультурные факторы, как язык, индустриализация, образование, институт семьи, обычаи, традиции и т.д., являются детерминантами по отношению к уровню и темпам интеллектуального развития всех членов общества. При анализе интеллектуальных основ социальной жизни следует подвергнуть анализу систему

© Егорова Г.И., 2014

взаимосвязанных понятий: «интеллект человека» и «интеллект общества».

Особенности интеллекта человека как социального субъекта связаны с возможностью человеческого труда (общения, овладения социальным опытом, накопленным предыдущими поколениями и др.). Именно интеллект человека позволяет охватить взглядом окружающую обстановку и рационально использовать свои возможности в процессе профессионального труда.

Отметим специфические свойства человека, влияющие на развитие интеллекта. К специфическим биологическим свойствам человека относится и длительная зависимость детей от родителей, медленный этап роста и полового созревания. Социальный опыт, интеллектуальные достижения не закрепляются в генном аппарате. Это требует внегенетиче-ской передачи нравственных ценностей, идеалов, знаний и навыков, накопленных предыдущими поколениями людей.

В настоящее время статус «интеллекта» как психологической, педагогической категории определен неоднозначно, хотя вот уже свыше ста лет он обсуждается довольно широко [2, с. 32]. Наиболее острые проблемы психологии интеллекта нашли отражение в исследованиях научной школы психологов Томского государственного университета. В исследованиях М. А. Холодной предлагается новый подход в изучении природы интеллекта в контексте анализа особенностей организации индивидуального ментального (умственного) опыта личности. В рамках предлагаемого подхода проблема интеллекта предстает как проблема индивидуализированного, объективированного, творческого ума. «Человек разумен в той мере, в какой он интеллектуален», - отмечает автор [4, с. 5]. Интеллект - форма организации индивидуального ментального опыта, рассматривается с точки зрения различных подходов. Культурологический подход показывает интеллект как результат социализации или результат влияния культуры в целом. В рамках генетического похода интеллект проявляется как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях, взаимодействия человека с внешним миром. В процессуально-деятельностном подходе акцент делается на интеллекте как особой форме человеческой деятельности. Образовательный подход раскрывает интеллект как продукт целенаправленного обучения. С позиции информационного подхода интеллект представлен как совокупность элементарных процессов переработки информации. В уточнении феноменологического подхода интеллект рассматривается как особая форма, связанная с содержанием сознания. Здесь разумно привести высказывание, что «интеллект обнаруживает себя там и тогда, где заканчивается власть знаний» [4, с. 10]. Структурно-уровневый подход раскрывает интеллект как систему разноуровневых познавательных процессов. В рамках регуляци-

онного подхода интеллект показан как фактор саморегуляции психической активности.

На наш взгляд, данные подходы достаточно широко и многопланово раскрывают категорию интеллекта как значимого компонента любого человека, любой деятельности.

Огромное значение для развития интеллекта человека приобретает непосредственное социальное взаимодействие людей, «живой опыт». Оно не потеряло своего значения и в наше время, несмотря на колоссальные достижения в области «материализации памяти человечества», прежде всего в письменности. При утверждении огромного значения биологической основы деятельности человека не следует абсолютизировать некоторые устойчивые различия в особенностях организмов, являющиеся основой деления человечества на расы и якобы предопределяющие социальные роли и статусы индивидов.

Отметим и тот факт, что обострившиеся социальные противоречия в современной России предъявляют повышенные требования к интеллектуальной состоятельности молодых граждан нашего общества, независимо от того, в какой сфере производства они заняты. Поясним данную позицию.

Современная цивилизация сформировала новый социум, насыщенный сложной техникой, интенсивными потоками информации, высоким уровнем межличностного взаимодействия. Всё это привело к тому, что доля интеллектуальной деятельности в жизни человека всё возрастает и становится преобладающей. И от того, как специалист интеллектуально «подкован», каков его интеллектуальный багаж, каким коэффициентом интеллектуальности он обладает, зависит его будущий профессионализм. Приоритетную роль в формировании данных показателей играет интеллектуальная направленность образовательного процесса, предназначенная для решения стратегических задач высшей школы. Интеллектуальная направленность образовательного процесса в вузе обеспечивает создание необходимых условий для свободного творческого проявления индивидуального интеллекта личности студента и преподавателя в целях, содержании, формах, методах и результатах совместной деятельности. При этом, на наш взгляд, интеллектуальная направленность обладает специфическими признаками: взаимосвязана с познанием нового; ориентирует на широкий кругозор; формирует и развивает новые качества человеческих ресурсов.

Размышляя далее, отметим, что в современных условиях важнейшей проблемой высшей школы является разработка условий и механизмов формирования и востребованности интеллектуального потенциала молодого поколения. Конструктивное решение имеет проблема интеграции фундаментального образования и профессионального обучения, которая решается через компоненты интеллектуальной подготовки. Сегодня реально защищенным в социальном отношении может быть

лишь широко образованный, интеллектуально подготовленный человек, способный гибко перестраивать направление своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка. Реализация этих стратегических задач в системе высшего профессионального образования связана с тенденциями изменения содержания профессионального образования с учетом ряда причин.

Во-первых, современный период истории - это время когда человечество стоит перед выбором между неограниченным материальным, интеллектуальным, нравственным прогрессом и весьма обострившимися социальными противоречиями. Сегодня интеллект превращается в абсолютное средство спасения человечества, «интеллект не только выдающихся личностей, а совокупный интеллект человеческого общества». Данной точки зрения придерживается А.И. Субетто. Разрабатывая теорию общественного интеллекта, ученый отмечает потребность единства науки, культуры, образования. «Знания - это субстанция общественного интеллекта, кругооборот знаний через процессы объективизации и субъективизации определяют кругооборот интеллекта в обществе, образование - ведущий механизм воспроизводства общественного интеллекта, прогрессивной эволюции его качества» [3, с.110].

В современных условиях все больше возникает потребность синтеза, взаимопроникновения понятий «интеллект» и «нравственность». Интеллект только тогда выполняет свою родовую функцию управления будущим, если он является нравственным, этическим интеллектом. Одновременно нравственность только тогда является настоящей нравственностью в интеллектогенной цивилизации, если она включает в себя такие регуляторы, как интеллект [3, с. 112].

Общественный интеллект, по мнению А.И. Субетто, выдвигает в центр социогенетических механизмов развитие. Что же представляет собой общественный интеллект? Автор вкладывает два значения в определение данного понятия. Общественный интеллект в его функциональном определении есть управление будущим со стороны общества. В общественном интеллекте синтезируется общественное сознание с общественным знанием. Знание выполняет функцию субстанции интеллекта.

Подчёркивая необходимость расширения и углубления исследований по всей совокупности проблем интеллекта, отметим некоторые исходные положения, которые могут быть положены в основу социальной жизни. Во всех приведенных высказываниях отчетливо проступают сущностные характеристики интеллекта - главные черты теоретического и практического осмысления. Можно выдвинуть положение о гетерогенности, неоднозначности интеллекта. Высказывания ученых позволяют нам говорить о соотношении духовных качеств человека и его интеллекта. Высказываются предположения, что интеллект - враг человечества. Интеллект противопоставляется нравственности. Ответ мы находим у мно-

гих учёных. Так, К.Г. Юнг использует термин «душа». Душа, согласно К.Г. Юнгу, - это психика конкретного человека. В педагогике душа - духовный мир конкретного человека. Сенека так говорит о душе: «Что принадлежит человеку? - Только его душа, а в ней совершенный разум». К.Г. Юнг говорит о соотношении души и интеллекта.

Смысловой образ интеллекта как творческого начала человеческой души задан Платоном и развит в исследованиях многих психологов, педагогов, философов. Познание, дух, чувства, воля - необходимые атрибуты интеллекта.

Для современной цивилизации востребован тот интеллект, который связан с духовностью, культурным фоном и социальным опытом субъекта. Духовность есть движение вперед, ведущее к новым творениям, которые несоизмеримы с имеющимися предпосылками и к ним не сводят-

Л V V

ся. С этой точкой зрения мы согласны, считаем, что интеллект, духовность, сознание, мышление - четыре взаимосвязанных, взаимообусловленных компонента, необходимых в формировании интеллектуальных основ социальной жизни современного человека. Можно проследить их постоянную взаимосвязь и взаимообусловленность. Мышление есть способность субъекта к рассуждению, основанному на использовании как информации, полученной от внешнего мира, так и знаний, усвоенных субъектом в процессе обучения. Сознание мы понимаем как со-знание человечества, полученное в результате индивидуального мышления и суммированное в виде коллективного опыта. С этой позиции можно утверждать, что степень развития индивидуального интеллекта влияет и на уровень развития социальной зрелости человека.

Можно указать и на ряд сущностных особенностей интеллекта, позволяющих отличить его от близких, но не тождественных ему категорий: интеллект не идентичен категориям «знание», «сознание», «мышление», «поведенческие установки»; интеллект характеризует глубинные, критериально-духовные основания личностных отношений к различным сторонам жизни, поведения и поступков; интеллект - это категория личностная и социальная, духовная и нравственная.

Для образования существенны данные особенности, так как они позволяют использовать и создавать определенные технологии, направленные на формирование и развитие интеллекта человека. Мы делаем акцент на культурном смысловом понятии «интеллекта».

С позиции социума отметим, что интеллектуальную основу современной цивилизации составляет коллективная интеллектуальная деятельность многих людей, занятых в различных организациях и сферах. Можно ли стать интеллектуальным суперменом? - спрашивают социологи. Можно, если использовать принцип эргономизации, интеллектуализации, который гласит: чтобы улучшить работу ума, необходимо улучшить когнитивное качество (знания, умения, способы мышления).

Рабочее совещание экспертов (31.07.2003) по проблемам использования интеллектуальных ресурсов страны стало первым шагом в реализации программы интеллектуального развития общества и создания Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России». Интеллектуальное развитие общества рассматривается нами как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для обеспечения возможностей объективной оценки, успешного развития и продуктивной реализации интеллектуального потенциала каждого гражданина, организаций и органов государственной власти.

Интеллектуальное развитие общества, над которым работает высшая школа, определяется не количеством специалистов, а интеллектуальной, социальной активностью выпускников, и здесь многое зависит от общества. Справедливо утверждение, что интеллектуальное развитие общества является фактором его модернизации, создания необходимых условий для полного раскрытия творческих способностей членов общества, реализации новых ресурсов и технологий. С развитием средств информатизации интеллектуальная деятельность из сферы «решения задач (выбор формул, соблюдение очередности выполнения операций, вычисление или поиск необходимой информации) переходит в плоскость выявления проблем и принятия неформализованных решений.

Интеллектуальные основы социальной жизни закреплены в провозглашении ЮНЕСКО «десятилетия культуры мира и ненасилия». Однако «начало нового тысячелетия было отмечено не прекращением войн и конфронтации, а новой волной насилия и терроризма - это результат низкого разума и интеллекта». Общество как исторически сложившаяся совокупность граждан обладает определенным интеллектуальным уровнем развития.

Установки на интеллектуальные основы в различных областях общества становятся все очевидней. Однако они носят декларативный, формализованный характер и связывают феномен «интеллектуального» с использованием и распространением математических методов, с глобальной компьютеризацией в мире, связанной с проектированием, конструированием как ведущими направлениями умственной деятельности. Дальнейшее развитие интеллектуальных основ в системе «человек-машина» осуществляется на основе антропоцентрического подхода, обеспечивает разработчикам новые технологии, наиболее естественные условия для проявления творческой активности. Каждое общество может эффективно использовать новые средства только при условии максимального развития интеллектуальных качеств его членов.

Отметим, что сам процесс развития интеллектуальных основ социальной жизни в России не может рассматриваться только на базе экстенсивного подхода, т. е. на основе роста компьютерно-

технологической, информационной вооруженности интеллекта, без качественной его перестройки. Перечислим основные признаки интеллектуальных основ развития образования по А.И. Субетто: фундаментали-зация и универсализация образования в высшей школе; гуманизация образования призвана гуманизировать интеллект, образующий единство интеллектуальности, нравственности и духовности; креатизация образования -творчество - закон жизни интеллекта; интеллектуальное развитие образования через культуру [3].

Учет интеллектуальных основ социальной жизни позволяет утверждать, что формируется новая философия общества, образования -философия будущего, философского осмысления всей сферы ценности социальной жизни.

Следующим значимым показателем интеллектуальной основы социальной жизни является усиление доли интеллектуального труда, которая присутствует во всех сферах профессиональной деятельности. Это связано с внедрением наукоемких технологий, использованием компьютерных средств, насыщением микропроцессорной техникой станков, оборудования, транспортных средств и других орудий труда. Особо значимым аспектом является создание системы и подготовки интеллектуальной элиты страны.

При анализе психолого-педагогической, философской, экономической, социологической литературы мы определили и различные дефиниции, функциональные проявления интеллектуальных основ личности, социальной жизни. Педагогика изучает интеллектуальное развитие личности на разных возрастных этапах в нескольких направлениях: совершенствование мыслительной деятельности, процесса усвоения новых знаний, ориентация на понимание изученного материала, расширение когнитивных аспектов, воспитание интеллектуальной элиты, производство духовности, нравственности, развитие новых информационных технологий. С точки зрения педагогики, это объективный педагогический феномен, который органически встроен во все множество педагогических процессов. В психологии исследуются механизмы взаимосвязи интеллектуальных основ с психологическими составляющими (эмоции, мышление, память, внимание, восприятие, чувства), особенности интеллектуальных основ в формировании высших психических функций, развитие одаренных детей. Социология выявляет особенности интеллектуального развития общества в условиях XXI в., связывает процесс интеллектуального развития с производством духовности, нравственности, духовной санации общества, формированием интеллектуальной элиты, с прекращением войн, терроризма, решением глобальных проблем современности на основе разумности и гуманности. Экономика исследует аспекты влияния интеллектуального развития на процесс формирования нового экономического мышления, направленного на изучение вопросов интеллектологии труда современного специалиста.

Учитывая рассмотренные выше междисциплинарные характеристики, мы выделили значимые аспекты содержательной трактовки понятия «интеллектуальные основы социальной жизни», которые рассматриваем с позиции ценности, системы, средства, процесса, результата. Конечно, такое аспектное разделение понятия не означает нарушения его целостности. Ценностная характеристика интеллектуальных основ социальной жизни предполагает рассмотрение интеллекта как ценности государственной, общественной и личностной.

В нашем понимании интеллектуальные основы социальной жизни -это определенная система, обладающая характерными свойствами. Как определенная система, она включает некоторую вертикальную и горизонтальную, концентрическую составляющие. Следует учитывать и территориально-региональную и национально-этническую специфику интеллектуальных основ, разные условия и возможности регионов, социально-экономические факторы. Интеллектуальные основы социальной жизни - это процесс, так как интеллектуальные процессы формируются в результате интеллектуальной деятельности. Движение от целей к результату - это процесс субъект-субъектного и субъект-объектного взаимодействия педагогов и студентов, когда студент превращается из пассивного объекта в субъект интеллектуального взаимодействия. Результат процесса формирования интеллектуальных основ социальной жизни - это формирование определенного типа человека разумного, специалиста-интеллектуала, подготовленного к включению в любую интеллектуальную систему. Интеллектуальные основы социальной жизни можно рассматривать как средство формирования общечеловеческих гуманных качеств личности, востребованных в современном социокультурном пространстве. Цивилизационный подход в совершенствовании интеллектуальных основ социальной жизни предполагает учет и изучение того своеобразного и самобытного, что есть в организации социальной жизни целого региона.

Таким образом, интеллектуальные основы социальной жизни формируются сложным комплексом понятий, сил, в которых природные явления и процессы являются только одним из элементов. Ведущая роль в развитии интеллектуального потенциала общества принадлежит системе образования, в т. ч. высшего профессионального. На основе условий, созданных природой, в системе образования проявляется сложное взаимодействие интеллекта индивидов, которое формирует новые целостности - общественный интеллект, интеллект общества, которые рассматриваются как социальные системы. Интеллектуальный труд как фундаментальная форма интеллектуальной деятельности лежит в основе развития многообразных типов организации социальной жизни.

Список литературы

1. Егорова Г.И. Интеллектуальное и социальное взаимодействие в параметрах проблемного поля жизнедеятельности современного студента. Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.Е.И. Бражник. - СПб.: Экспресс, 2012. - С. 233-340.

2. Егорова Г.И. Возрождение интеллигенции России - национальный приоритет современного образования. Специфика педагогического образования регионах России: сб. науч. тр. У-й Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень; СПб., 2012. - С. 32-36.

3. Субетто А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия. - СПб.: ПАНИ, 1999. - 827 с.

4. Холодная М.А.Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб., 2002. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.