Научная статья на тему 'Интеллектуальные ингредиенты лекарства'

Интеллектуальные ингредиенты лекарства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНГРЕДИЕНТЫ ЛЕКАРСТВА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / НОУ-ХАУ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клейман Александр

Каждое фармацевтическое предприятие выпускает продукцию разного наименования, в разной упаковке, по различным технологиям, содержащим ноу-хау. Все это объекты интеллектуальной собственности. После прохождения государственной экспертизы на новизну, полезность и так далее интеллектуальная собственность может поменять свой статус и стать промышленной собственностью: патентами на изобретения, промышленные образцы, свидетельствами на товарные знаки. У государства может и не быть обязанности охранять какой-то конвейер или склад. А вот промышленную собственность государство обязуется охранять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные ингредиенты лекарства»

тентную стратегию. В средствах массовой информации часто появляются статьи о том, что кто-то нарушил права на промышленную собственность. Такую статью пишет, как правило, сам «обиженный» владелец. Смысл статьи сводится обычно к одной фразе: «Караул! Грабят!», — и далее следуют упреки в адрес государственных органов. Хочется сказать этим правообладателям: не бывает «плохих патентных ведомств» или «плохих антимонопольных комитетов» — бывают плохие юристы, неграмотные патентоведы и недальновидные менеджеры, которые определяют патентную стратегию фирмы. Достоверно известно о предприятиях, которые боятся выйти на рынок с продукцией, поскольку обнаружилось несколько охранных документов. Им можно посоветовать: не пугайтесь, посоветуйтесь со специалистом. Если охранный документ окажется слабым или имеется возможность для его обхода — воспользуйтесь этим. Если разработчик сэкономил на патентоведах и получил слабый патент, это его проблема. Рыночная конкуренция не прощает таких ошибок. По этим законам живет весь цивилизованный мир, поэтому массовому потребителю и стали доступны высокотехнологичные предметы из самых разных областей промышленности.

Все это относится и к фармацевтическому рынку, конкуренция на котором обостряется. Ни для кого не секрет, что нынешний рост продаж у многих фирм обусловлен повышением платежеспособного спроса населения, что является следствием конъюнктуры цен на нефть. Продажи лекарственных средств и медицинской техники растут вместе с рынком. Однако доступность цены на фармацевтические препараты в будущем зависит от многих факторов — государственного протекционизма, активности объединений производителей лекарственных средств, позиции отечественных предприятий, а также общественного мнения. Пока суммарный вектор имеет негативную направленность для российского потребителя. Таким образом, в заключение хочется пожелать всем нашим гражданам вести здоровый образ жизни и в будущем не болеть.

Это не рекомендация — это прогноз.

Александр КЛЕЙМАН, к.т.н., патентно-лицензионное агентство

ШЕШТУАЛЬНЫ Е

ИНГРЕДИЕНТЫ

ЛЕКАРСТВА

Каждое фармацевтическое предприятие выпускает продукцию разного наименования, в разной упаковке, по различным технологиям, содержащим ноу-хау. Все это объекты интеллектуальной собственности. После прохождения государственной экспертизы на новизну, полезность и т. д. интеллектуальная собственность может поменять свой статус и стать промышленной собственностью: патентами на изобретения, промышленные образцы, свидетельствами на товарные знаки. У государства может и не быть обязанности охранять какой-то конвейер или склад. А вот промышленную собственность государство обязуется охранять.

Однако из всех услуг, предоставляемых государством производству, эта — наименее востребована и наименее понимаема. Вместе с тем для предприятий, выпускающих однородную продукцию, да еще в условиях отсутствия согласованности между двумя регистрирующими названия фармпрепаратов органами: Минздравом и Роспатентом, — плохо защищенная промышленная собственность является уязвимым объектом. Нередка ситуация, когда реальным производителем нового препарата является одно лицо, и оно внесено в Реестр Минздрава «Лекарственные препараты», а правообладателем товарного знака, имеющим исключительные права на его использование, — другое. Такие прецеденты при-

водят к тому, что впоследствии обладатель товарного знака чинит всевозможные препятствия реальному производителю и не дает выпускать этот препарат, диктуя свои правила. Существует много законных способов «патентного пиратства». «Подавальщиками» — называют тех, кто, например, аккуратно посещает выставки, собирает на них каталоги участников и дальше выбирает из их числа те фирмы, которые еще не успели позаботиться о регистрации своих торговых марок, и вместо них подают заявки в Роспатент или иными методами «наезжают» на истинных производителей продукции. Далее они требуют от фирм выкупить их собственные марки, а иначе через

суд угрожают конфисковать товар и отобрать доходы. Сергей Зуйков зарегистрировал на имя своих фирм более 300 товарных знаков, принадлежащих ведущим мировым корпорациям. Среди его побед решение Арбитражного суда Москвы об аннулировании регистрации товарного знака «Длянос» швейцарской фирмы Novartis. По данным исследовательского центра «Фар-мэксперт», объем продаж «Длянос» в 2003 г. составил 6,5 млн. долл. США. Зуйков считает, что Роспатент, зарегистрировав этот знак, нарушил статью 6 Закона «О товарных знаках», т. к. название препарата указывает на назначение товара, что законом запрещено.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНГРЕДИЕНТЫ ЛЕКАРСТВА

13

Зуйков заявил в Роспатент изобразительный знак, в котором словесный элемент — «Длянос» — будет неохраняемым. В печати высказывалось мнение, что после регистрации Зуйковым товарного знака с использованием элемента «Длянос» зарубежная компания, скорее всего, пойдет с ним на переговоры о выкупе этого знака. Кстати, ничего противозаконного в действиях Зуйкова и его многочисленных последователей нет. Таковы правила игры. Другие «игроки» успешно используют постулат: для восприятия важны только те цветовые пятна, которые составляют основу дизайна. Большинство потребителей, бросив один взгляд на пиратскую этикетку, сделанную с учетом этой концепции, получат прочную ассоциацию со знакомым брэндом и поверят в их качественное сходство. Так, в свое время по заявлению АО «Гедеон Рихтер» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства ЗАО «Брынцалов-А», выразившемся в реализации лекарственного препарата «Бравинтон» с использованием упаковки, сходной до степени смешения с товарным знаком, принадлежащим АО «Гедеон Рихтер». Чтобы избежать громадных штрафов, ЗАО «Брынца-лов-А» пришлось срочно менять упаковку. История знает множество подобных случаев в области производства лекарственных препаратов. Про знаменитые товарные знаки, такие как «Аспирин», «Упсарин», «Пентал-гин», «Но-шпа» или «Нош-бра» и т.п. написаны тома. Другие, менее известные, являются предметом практически ежедневного разбирательства в Роспатенте и судах всех инстанций. Продвижение товарного знака с нуля стоит очень дорого, и использование чужих знаков становится легким способом увеличения доходов — практически все заявители, с которыми имел дело автор, хотели в составе своих знаков иметь такие обозначения, как «вито», «фито», «форте», «фарма» и т.д., как приставку к известному названию. Кстати говоря, ничего предосудительного в этом нет — интересы заказчика превыше всего, только защищать их надо грамотно.

On passing through a state examine as to novelty and usefulness, an object of an intellectual property may change its status and become an industrial property: a patent for an invention, industrial sample, trade mark certificate. The author stresses the necessity of blacking out information on trademarks before receiving state papers on the right of possession, giving the striking examples of «patent piracy».

Alexander Kleiman, Tech. Sc., PhD., patent and licensing agency. Drug’s Intellectual Ingredients.

Ведь, безусловно, патентный поверенный объяснял фирме Novartis, что знак «Длянос» — слабый. А фирма все же решила его регистрировать. Далее, фирма явно решила сэкономить на регистрации изобразительных элементов упаковки, т. е. того, что им сейчас предлагает купить Зуйков. Что касается знака «Нош-бра», то его, по нашему мнению, вообще не надо было регистрировать. Гораздо проще было заявить о признании знака «Но-шпа» вошедшим во всеобщее употребление и под этой маркой выпускать свою продукцию. Резюмируя эти примеры, можно вывести правило №1, которое в них было нарушено: провоцировать конкурентов можно, но так, чтобы у суда не было оснований принять их иск к производству. Соблюдение этого правила требует больших затрат. К сожалению, сегодня, когда на рынке конкурируют не столько товары, сколько товарные знаки, затраты по их защите фирмы по-прежнему стараются минимизировать. В Америке, имеющей, конечно, более богатый, чем мы, опыт капиталистических отношений, уже много лет цена интеллектуальной составляющей продукции доминирует в составе ее себестоимости. Изобретение, товарный знак являются своего рода товаром, имеющим свою стоимость. Их можно продать или «сдать в аренду», можно даже оценить и внести в баланс по статье «Нематериальные активы». Их можно зарегистрировать на имя холдинга по поддержанию интеллектуальной соб-

ственности фирмы и пользоваться ими по договору «роялти», оптимизируя тем самым налогооблагаемую базу. По российскому законодательству истинным владельцем объекта промышленной собственности является тот, кто первый подал заявку в Роспатент и получил патент или свидетельство. Поэтому с того момента, как художник нарисовал этикетку и написал на ней придуманное название зубной пасты, например «Зубодрай», и картинка, и название пасты должны быть засекречены и по Закону РФ «О коммерческой тайне», принятому в июле 2004 г., введены дирекцией в перечень секретов фирмы. На предприятии должен быть комплект документов, регламентирующих взаимоотношения работников и руководства по соблюдению коммерческой тайны. Тайна эта должна храниться, естественно, до тех пор, пока предприятие не подало заявку в Роспатент. Что же может случиться в противном случае? Другой Закон РФ — об авторском праве и смежных правах — декларирует: независимо от того, что исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю, у автора остается право разрешать или

ООО «ЛЕГАЛ ПАТЕНТ»

КОМПЛЕКСНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

1. Патентный поиск при регистрации препаратов в Минздраве. Выдача заключений о патентной чистоте. Представительство в органах регистрации.

2. Выработка патентной стратегии для успешного продвижения препаратов на рынок РФ.

3. Оформление и подача заявок на изобретения и товарные знаки.

4. Консультации при патентных конфликтах на фармацевтическом рынке.

5. Экспертная оценка инвестиционной привлекательности проекта.

www.legalpatent.ru e-maii.legalpatent@yahoo.co.uk тел.: (095) 762-70-03

ВРУЧЕНА МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕМИЯ «ПРОФЕССИЯ — ЖИЗНЬ»

Торжественная церемония награждения международной премией «Профессия — жизнь» в области медицины, индустрии здоровья и сохранения среды обитания человека состоялась в конце прошлого года в Храме Христа Спасителя. Учрежденная благотворительным фондом «Ассамблея здоровья» при поддержке ВОЗ и Минсоцраз-вития России, международная премия «Профессия — жизнь» отмечает наиболее выдающиеся достижения компаний, учреждений и организаций, а также поощряет личностей, внесших наиболее значительный вклад в развитие науки, технологии и практики медицины. Лауреатом премии в номинации «Дистрибьютор лекарственных средств года» стала компания ЦВ «Протек». Генеральному директору ЦВ «Протек» Олегу Астафуро-ву была вручена памятная статуэтка, орден «За честь, доблесть, созидание и милосердие», нагрудный знак и сертификат «Общественное признание».

Соб. инф.

ЛУЧШИЙ ПРАЗДНИК —

В КРУГУ ДРУЗЕЙ

Более 150 партнеров компании «ИнтерКэр», в т.ч. «Нижфарм», Nycomed, «Акрихин», GlaxoSmithKline, Egis, Gedeon Richter, Novartis, Yamanouchi Pharma, Boots Healthcare, а также представители аптечной сети Москвы и Московской области стали гостями праздника, посвященного наступающему Новому году. Праздничный вечер компания «ИнтерКэр» провела 10 декабря в знаменитом московском «Шератон-отеле». На протяжении всего вечера в адрес компании от присутствующих коллег и друзей звучали новогодние поздравления, здравицы, пожелания успешного бизнеса и взаимовыгодного сотрудничества.

Соб. инф.

запрещать использовать его произведение без указания его имени. При этом автор не обязан доказывать свое авторство, доказывать обратное должен тот, кто с этим не согласен.

Но процедура регистрации стоит дорого. Например, минимальный размер госпошлины на товарный знак составляет 300 долл. Не у всех они есть. Самый дешевый, но весьма эффективный способ заявить о своем приоритете — взять картинку вышеупомянутой пасты, написать на ней: «Этот «Зубодрай» придумал я, Вася», — положить в конверт и проштамповать его на почте. Суд примет это во внимание. Испугались? Конечно, нет. Что там за «подавальщик» какой-то. Технолог-пенсионер или нищий художник Вася. Еще одна «головная боль», а вам к ней не привыкать. Абсолютно верно. Только до тех пор, пока за этим самым «яйцеголовым злоумышленником» не окажется конкурент или финансовая компания. Последние несколько лет новые владельцы «раскрученных» товарных знаков пытались запретить всем остальным делать товары без их разрешения, требуя выплаты «роялти». Некоторым это до поры до времени удавалось. Однако в целом попытки создать монополию натолкнулись на серьезное сопротивление остальных участников рынка, которые так и не отказались от производства раскрученных в былые времена брэндов, а стали обращаться в Роспатент и суды с требованием монополию отменить. Например, совсем недавно Роспатент решил аннулировать регистрацию товарного знака «Наринэ», владелица которого Таисия Анисимова пыталась запретить производство и реализацию продукта под этим именем. Очевидно, что «разруливать» все спорные ситуации в таком сложном комплексе, как интеллектуальная собственность, государству не под силу! Поэтому на практике, если группа предприятий, использующих известный брэнд, договаривается как-то между собой — государство не чинит им препятствий. Но если их отношения принимают судебный характер, то Роспатент, как правило, признает данный знак вошедшим во всеобщее употребление и ликвидирует право на него у его нынешнего владельца.

Автор не один десяток лет работал в гос-экспертизе, руководил работой патент-

ных подразделений и фирм и хотел бы дать некоторую оценку развивающихся тенденций в области защиты промышленной собственности. По всей видимости, в ближайшее время наша страна может перейти от государственной экспертизы защищаемых объектов к другой системе, которая тоже имеет место в современном мире — к явочной. То есть вы подаете заявку на изобретение или товарный знак по установленной форме, ее публикуют и через некоторое время, если не было никакой отрицательной реакции от владельцев аналогичного, раннее зарегистрированного объекта, выдают свидетельство. И все. Дальше все разногласия будут решаться в суде. Тогда, в случае необходимости, будет проводиться и патентный поиск и госэкспертиза. Наверное, это правильно. Изобретений много, товарных знаков еще больше, а экспертиза — дело дорогостоящее. Однако в случае явочной регистрации промышленной собственности стоимость судебных разбирательств, включая госпошлины, тарифы институтов Роспатента по проведению различного рода поисков на патентоспособность, новизну, тождество и сходство заявленного объекта с опубликованными и т.д., услуги судебных приставов, адвокатов и т.п. ляжет на предприятия и будет составлять суммы, соизмеримые с их годовой прибылью. Как сейчас на Западе. Например, во Франции за нарушение промышленных прав штраф в абсолютном денежном выражении (миллион франков) прописан прямо в патентном законе. Да и у нас госпошлины, например, за регистрацию товарных знаков в один день были увеличены сразу в 30 раз. Уже сейчас почти каждое предприятие, выпускающее продукцию, в цене которой немалое место занимает «раскрученность» ее наименования, прошло огонь и воду судебных разбирательств и из-за своей нерасторопности или несовершенства законодательства имеет значительные финансовые потери или сменило хозяев. Так что теперь можно говорить не только о необходимости защиты промышленной собственности предприятий, но и о защите владельцев предприятий от интеллектуальной агрессивности их конкурентов.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.