Научная статья на тему 'Промышленная собственность в РФ'

Промышленная собственность в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
667
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ФАРМИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Дмитрий

Будущее фармацевтической отрасли во многом зависит от того, останется ли она такой же привлекательной для вложения капитала, как это было на протяжении последних десятилетий. Несомненно, в XXI век фарминдустрия вступает, имея за плечами огромные успехи в области создания эффективных и безопасных фармацевтических препаратов для лечения самых различных форм патологии. На фирме, которая занимается производством новых лекарственных средств, основной доход обеспечивают патентованные лекарственные препараты. Цена товарного знака («бренда») тоже достаточно велика. От того, насколько внушителен портфель объектов промышленной собственности, зависит многое объем продаж в настоящее время, котировка акций фирмы на бирже и уверенность, что в будущем фирма сохранит на рынках сбыта достойное место.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промышленная собственность в РФ»

-»ГРАМОТНАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ — УВЕ-Р'^ННОЕ БУДУЩЕЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ СТАНОВИТСЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ

=

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ НА ФАРМРЫНКЕ]

Дмитрий ПОПОВ

ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В РФ

Будущее фармацевтической отрасли во многом зависит от того, останется ли она такой же привлекательной для вложения капитала, как это было на протяжении последних десятилетий. Несомненно, в XXI в. фарминдустрия вступает, имея за плечами огромные успехи в области создания эффективных и безопасных фармацевтических препаратов для лечения самых различных форм патологии. Но компании, которая занимается производством новых лекарственных средств, основной доход обеспечивают патентованные лекарственные препараты. Цена товарного знака («брэнда») тоже достаточно велика. От того, насколько внушителен портфель объектов промышленной собственности, зависит многое — объем продаж в настоящее время, котировка акций фирмы на бирже и уверенность, что в будущем фирма сохранит на рынках сбыта достойное место.

В РАЗДЕЛЕ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Охрана изобретений в России берет начало еще в ХVI—XVII вв. Ее юридическая форма возникла на основе выдававшихся монаршей милостью «жалованных грамот». Для сравнения — первый патент на индустриальное изобретение был зарегистрирован еще в 1421 г. в Европе, однако только в 1790 г. конгресс США принял патентный закон в виде четкой системы юридических норм, которая во многом и обусловила экономические успехи этой страны.

Россия не намного отстала от США — и первоначальная стадия охраны изобретений приобрела завершенную юридическую форму с подписанием 17 июня 1812 г. манифеста «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах». По существу, это был первый патентный закон, который регламентировал содержание и форму привилегий на изобретения, процедуру их выдачи, срок действия, пошлины, основания для аннулирования и порядок судебного разбирательства. Утвержденное 20 мая 1896 г. «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования» закрепило основные элементы более современной па-

тентной системы. Оно включало требование представления описания изобретения с выделением в нем предмета и отличительных особенностей, проведения содержательной экспертизы изобретений на новизну, предоставление исключительного права пользования изобретениями.

Патент как форма охраны изобретений был введен 12 сентября 1924 г. руководством вновь образовавшегося на территории бывшей Российской Империи Советского Союза. После последующих изменений наряду с патентом была введена форма правовой охраны изобретений с использованием авторского свидетельства. В конце прошлого века, сначала в Советском Союзе (1991 г.), а затем и в Российской Федерации (1992 г.), патентная система была восстановлена в «чистом виде».

С образованием Российской Федерации соответствующие функции патентного ведомства стали выполнять Комитет по патентам и товарным знакам (1992 г.), a с 1996 г. — Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент).

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 агентство было преобразовано в Федеральную службу, которая находится в ведении

Министерства образования и науки Российской Федерации. В настоящее время Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам имеет сокращенное наименование «Роспатент».

ОБЪЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

К фарминдустрии непосредственное отношение имеют шесть объектов промышленной собственности, охраняемые патентным законодательством, и нормативно неопределенный объект технического творчества «ноу-хау». Патенты и заявки на изобретения. Как известно, патент удостоверяет приоритет, авторство на изобретение и исключительное право (монопольное право) на его использование.

Однако не всякий объект может быть признан изобретением и защищен патентом. Для этого по заявке на выдачу патента уполномоченный государственный орган проводит экспертизу. Заявленный объект должен соответствовать критериям, изложенным в Патентном законе РФ:

а) новизна — сведения об идентичном объекте (например, лекарственном веществе) отсутствуют в доступном информационном массиве (во всем мире);

б) промышленная применимость — объект изобретения может выпускаться или использоваться в промышленности и не зависит от уникальных способностей и навыков изобретателя;

в) изобретательский уровень — полезные свойства, появившиеся у нового объекта, неочевидны для специалиста (патентное право вводит понятие «среднего» специалиста, которому должны быть известны все достижения отрасли на день подачи заявки на патент). Товарные знаки и знаки обслуживания. Товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. В основу приобретения прав на товарный знак положен принцип регистрации. Таким образом, право возникает после регистрации, что удостоверяется свидетельст-

The primary income of a company manufacturing new medicines is secured at the cost of patent drugs. The volume of an industrial property portfolio influences the volume of current sales; a company’s stock exchange quotation, as well as confidence in a company’s retaining a worthy position on sales markets in the future. The author gives a historical reference on the evolution of patent law in Russia and the specification of industrial property objects. A patent right endows a temporary monopoly, its prolongation being an unlawful competition and the infringement of generic companies’ rights. Patent law tenor is the establishment of parity between innovators and those manufacturing products for which patent protection has expired. Dmitry Popov. Industrial Property in the RF.

вом о регистрации и подтверждается публикацией в официальном бюллетене Патентного ведомства. После этого владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться товарным знаком. Товарный знак регистрируется на имя юридического лица или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, и охраняется для товаров определенного класса Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Исключительное право на товарный знак действует только в рамках однородных товаров. Таким образом, никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца.

Наряду с товарными знаками в РФ (в СССР — начиная с 1962 г.) регистрируются знаки обслуживания. Отличие от товарного знака состоит в том, что

его применяют предприятия и организации, которые не производят продукцию, а предоставляют определенного вида услуги или ведут коммерческую деятельность, не связанную непосредственно с производством.

Товарные знаки в зависимости от характера исполнения могут быть:

« словесные;

« изобразительные;

+ комбинированные;

+ объемные;

♦ другие (звуковые, обонятельные и т.д.). Фирменные наименования. К фирменным наименованиям относятся уже введенные в коммерческий оборот и устоявшиеся наименования фирм, организаций или предприятий. Согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности, на фирменное наименование не нужно подавать заявку, оно охраняется без регистрации в патентном ведомстве.

Наименование места происхождения товара. Наименование места происхождения товара — это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое на-

именование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Промышленные образцы. В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным.

Этот вид охраны может быть использован, например, для защиты дизайна медицинских приборов или упаковок для хранения фармацевтических препаратов. Полезные модели. Полезная модель признается соответствующей условиям патентоспособности, если она является новой и промышленно применимой. Полезная модель может являться только устройством. Отсутствие одного критерия по сравнению с изобретениями делает этот вид охраны более доступным для предприятий, не ведущих масштабных исследовательских работ.

Ноу-хау. Ноу-хау — это незащищенные результаты изобретательства или комплекс производственного опыта, необходимый для промышленного изготовления какого-либо изделия.

Право владельца на защиту от незаконного использования ноу-хау основано только на том, что он является фактически единственным обладателем информации.

Патенты на изобретения для фармацевтической промышленности — наиболее важная часть промышленной собственности.

Проведен мониторинг охранных документов на объекты промышленной собственности, касающихся фармацевтического рынка Российской Федерации. Предлагается анализ статистических данных об официально опубликованных в 2003 г. фармацевтических патентах. В результате патентного поиска было обнаружено 1080 новых фармацевтических патентов, официально опуб-

ликованных в бюллетене Патентного ведомства Российской Федерации в январе-декабре 2003 г. Как и все последние годы, наблюдается явное превосходство иностранных владельцев интеллектуальной собственности — иностранцы получили 671 патент, российские организации и частные лица — 409. За период 1998—1999 гг. сохраняется тенденция по превосходству нерезидентов в количестве охранных документов. Вместе с тем общее количество охранных документов, выданных в 2003 г., увеличилось как среди отечественных владельцев, так и среди иностранцев. Наиболее активные иностранные фирмы указаны в таблице 1.

Анализ активности иностранных фирм может подтвердить только тот факт, что патентная политика на западных фирмах является традиционной, тщательно

продуманной и поэтому стабильной. Нет ничего удивительного в том, что появившиеся в последние годы фармацевтические «супергиганты» занимают первые места по числу инноваций. В 2003 г. фирма Pfizer, лидировавшая по числу полученных патентов РФ до 1999 г. включительно, оказалась на 5-м месте. Сразу хочется отметить, что общее число патентов, выданных фирме Pfizer, практически не уменьшилось. За последние годы на первом месте уверенно закрепилась AstraZeneca. Фирма Fujisawa осталась единственной японской компанией в номинации «самых патентующих в России», обогнав в 2003 г. Sankyo. В целом, можно сказать, что значительное число патентов выдается не самым

крупным (по сегодняшним меркам) фармацевтическим компаниям. Это наблюдение ставит под сомнение пропагандируемый тезис, что для создания фармацевтических инноваций требуется образование фармгигантов. Такие фирмы, образовавшиеся в результате слияний и поглощений, уже нельзя назвать монополиями, это нечто большее. В отношении отечественных фирм, можно отметить, что ГНЦ «Вектор», «Акрихин» и «Нижфарм» несколько уменьшили свою патентную активность. Стабильность проявило только Акционерное курганское общество медицинских препаратов и изделий «Синтез», перевалив рубеж в 10 патентов.

Для облегчения проведения статистического анализа патенты сгруппированы по объектам изобретений (рис. 1):

♦ ПРЕПАРАТЫ — фармацевтические препараты (композиции), отличительным признаком которых является качественный и количественный состав;

♦ СПОСОБЫ — технологии получения лекарственных препаратов или веществ, используемых в фармацевтической промышленности;

♦ ПРИМЕНЕНИЕ — изобретения, касающиеся использования ранее известных в фармации веществ по новым показаниям;

♦ СОЕДИНЕНИЯ — впервые синтезированные химические соединения, проявляющие биологическую активность или имеющие перспективы для применения в фармации;

♦ БИОТЕХНОЛОГИЯ — микроорганизмы, используемые для синтеза лекарственных соединений, получение мутаций, генная инженерия, векторы.

Можно напомнить, что значительное общее количество патентов, и особенно патентов на новые химические соединения, указывает на масштабность и эффективность НИОКР, которые проводит фирма. Остальные патенты, направленные, как правило, на усовершенствование ранее известных лекарственных средств, могут свидетельствовать о дополнительном интересе к фармацевтическому рынку РФ, в т.ч. о заинтересованности в обеспечении охраны более ранних незащищенных разработок или о попытке «искусственного» продления ранее выданных охранных документов,

таблица 1| Иностранные фирмы, лидирующие

по количеству полученных патентов в 2003 г.

№ Патентообладатель* Патенты, опубликованные в 2003 г.

1. Астразенека 35

2. Авентис 26

3. Новартис 21

4. Ф.Хоффман-ля Рош 16

5. Пфайзер 10

6. Жансен Фармасетика 10

7. Санофи-Синтелябо 9

8. Бристол-Маерс Сквибб Компани 9

9. Фудзисава Фармасьютикал 8

* Названия иностранных фирм даны в транслитерации Патентного ведомства РФ

РИСУНОК 1

Распределение патентов по объектам изобретения в 2003 г.

| — Патенты, выданные российским заявителем □ — Патенты, выданные иностранным заявителем

способы

приме-

нение

соеди- биотехно-

нения логия

защищающих наиболее экономически выгодные для фирмы препараты. Эта тенденция находит свое подтверждение в статистических данных: увеличивается количество патентов, выданных иностранцам в разделах «ПРИМЕНЕНИЕ», «СПОСОБЫ», и практически паритетное соотношение наблюдается в разделе «ПРЕПАРАТЫ». Что касается раздела «СОЕДИНЕНИЯ», то отставание российских заявителей по-прежнему катастрофическое: на новые химические соединения, которые могут найти применение в фармацевтической промышленности, было получено только 9 патентов, да и то это так называемые «селективные» изобретения, относящиеся к одному или нескольким веществам (модификациям ранее известных химических структур). Обращает на себя внимание увеличение числа биотехнологических изобретений, особенно активно патентуют свои разработки фирмы из США. Как видно из рисунка 1, иностранные компании активно патентуют новые соединения, проявляющие фармакологическую активность. Этот объект изобретения является наиболее выгодным с точки зрения патентного права, поскольку последующие патенты на лекарственные формы и новые способы получения активного соединения будут зависимы от первоначального патента на химическое соединение до тех пор, пока он будет действовать. Некоторый прирост доли иностранных владельцев наблюдается в

РИСУНОК 2

Страны, лидирующие по количеству фармацевтических патентов, выданных в РФ в 2003 г.

13

1 — США, 153

2 — Германия, 114

3 — Япония, 87

4 — Швейцария, 48

5 — Франция, 45

6 — Швеция, 40

7 — Великобритания, 31

8 — Нидерланды, 19

9 — Ю.Корея, 17

10 — Индия, 13

11 — Бельгия, 12

12 — Италия, 11

13 — Остальные страны, 81

других объектах защиты, таких как «применение ранее известного вещества по новому назначению», собственно в новых фармацевтических композициях, средствах доставки лекарственных веществ и принципиально новых лекарственных формах. В 2003 г. по количеству различных биотехнологических изобретений иностранцы опять опередили отечественных патентообладателей. Относительно патентов в области биотехнологии разговор особый. Внедрение биотехнологических способов в производство сделало очевидным их экономическое значение для общества. По оценкам специалистов, оборот только в области современной генной технологии по новым фармацевтическим

препаратам будет возрастать ежегодно на миллиарды долларов. Однако сущность этого явления составляют не цифры, а необычность технологий, которые позволят поставить на службу человеку закрытые до сегодняшнего дня области. К сожалению, наличие в России специалистов мирового уровня в области биотехнологии не приводит к конкретному результату — появлению собственных запатентованных разработок, не имеющих аналогов в мире. Биотехнологические патенты, принадлежащие отечественным фирмам, направлены, как правило, на легализацию производства препаратов, уже давно внедренных западными фирмами на мировой фармацевтический рынок. Снижение патентной

активности в области биотехнологии может свидетельствовать о том, что имеются препятствия для внедрения отечественных аналогов на фармацевтический рынок, хотя зачастую патентных проблем для внедрения не существует — многие генно-инженерные лекарственные препараты уже стали дженериками, а российский рынок по-прежнему поделен между западными фирмами.

Из всех «фармацевтических» патентов Российской Федерации, опубликованных в официальном бюллетене Патентного ведомства Российской Федерации за 2003 г., большинство (63%), принадлежит иностранным владельцам. Распределение этих патентов иллюстрируется рисунком 2, на котором представлены страны, на долю которых приходится наибольшее количество патентов РФ.

За последние годы особых изменений в составе стран, лидирующих по количеству полученных патентов, не происходит. «Лидирующая тройка» — США, ФРГ, Япония — осталась без изменений.

С другой стороны, можно отметить увеличение доли патентообладателей из Южной Кореи и Индии. На долю этих стран по отдельности приходится примерно столько же патентов, сколько на все фирмы из стран Восточной Европы (Словения, Польша, Венгрия, Хорватия). Исходя из этих данных, можно сделать вывод о серьезных изменениях в патентной политике фирм. Во времена СССР страны из Восточной Европы получали столько же патентов, сколько западноевропейские страны. Это были «деблокирующие» патенты, т.е. патенты на способы получения лекарственных веществ, синтезированных фирмами США и Западной Европы. В настоящее время бывшие «главные поставщики» воспроизведенных лекарственных препаратов на территорию СССР находятся под сильным давлением законов Европейского сообщества, в которое они пытаются попасть (если уже не стали «полноправными» членами). Снижение количества патентов из стран бывшего соцлагеря носило обвальный характер. Более того, фирмы из Восточной Европы прекратили поддерживать в силе ранее полученные патенты (т.е. перестали платить ежегодные пошлины за поддер-

жание патентов в силе). Это говорит не столько о финансовых трудностях, которые испытывали фирмы из стран Восточной Европы при переходе к рыночным отношениям, сколько о давлении транснациональных корпораций на правительства этих стран.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Получение индийскими фирмами патентов РФ свидетельствует о пересмотре политики в фармацевтическом бизнесе этой страны. По-видимому, руководство индийских компаний испытывает потребность в защите своих препаратов, вызванную ужесточением конкуренции на рынке дженериков, и осознает необходимость проведения научно-исследовательских работ по созданию собственных фармацевтически активных молекул.

Можно прогнозировать, что доля фирм из Азии будет увеличиваться не только в отношении количества патентов, но и в отношении количества воспроизведенных современных препаратов, продаваемых на территории России. Эти страны не планируют примкнуть к Евросоюзу, что существенно расширяет свободу маневра для фирм из этих стран. Тем не менее, эти фирмы не смогут нарушить патенты, которые обеспечивают «прямую» защиту лекарственных веществ. Здесь успех будет определяться тем, насколько грамотно патентоведы и маркетологи сумеют определить препараты, поставка которых в Россию не будет чревата нарушением прав других патентообладателей. Без сомнения, кто раньше сумеет продвинуть препарат на рынок, тот и будет обладать преимуществом.

УСИЛЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА РЫНОК ДЖЕНЕРИКОВ

Уникальность фармацевтической промышленности заключается в наличии четко дифференцированного дженери-кового сектора. Представители этого сектора в лице дженериковых компаний с нетерпением ждут истечения срока патентной защиты на ведущие фармацевтические субстанции. Во многих странах отмечено лоббирование от имени независимого дженерикового фармацевтического сектора для обеспечения торговли патентонезащищенны-

ми препаратами (хотя в России гораздо ярче проявляется лоббирование транснациональными монополиями своих интересов).

Кроме того, известно, что доля непатентованных препаратов на мировом рынке увеличивается. Их привлекательность определяется низкой ценой. Это немаловажно как для непосредственных потребителей, так и для государственных органов социального обеспечения. В связи с постоянной нехваткой фондов социального страхования (кстати, в т.ч. в развитых странах) встает вопрос об экономии средств за счет государственного стимулирования потребления дженериков вместо дорогих патентованных препаратов. Особенно это актуально для небогатых стран, где только дженерики являются доступными для подавляющего большинства потребителей. Среди препаратов первостепенной важности, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения для развивающихся стран, доля патентованных препаратов составляет лишь несколько процентов. Все это подтверждает прогноз об увеличении на фармацевтическом рынке количества препаратов, произведенных в Азии, хотя нельзя сказать, что это будут аналоги новейших разработок, защищенные патентами, принадлежащими западным фирмам.

Патентная статистика подтверждает некоторый кризис в области инноваций. У иностранных патентообладателей наблюдается увеличение количества патентов на усовершенствование ранее известных веществ по отношению к патентам на впервые синтезированные вещества — 115% в 2003 г., 109% в 2002 г., 63% в 2001 г., 56% в 2000 г. Хотя, с другой стороны, эти данные можно интерпретировать как свидетельство увеличения интереса к фармацевтическому рынку РФ. Относительно отечественных патентообладателей достоверную цифру привести невозможно ввиду практически полного отсутствия патентов на впервые синтезированные вещества.

Тем не менее, это уже стало очевидным фактом — процент впервые открытых химических соединений уменьшается, возрастает число селективных изобретений (т.е. разработка одного химического соединения из группы ранее защищен-

ных общей структурной формулой), увеличивается предложение комбинированных средств на основе ранее известных, новых средств доставки, а также индивидуальных изомеров и полиморфных модификаций (в 2003 г. транснациональные инновационные компании получили 13 патентов на кристаллические модификации субстанций, которые уже находятся на рынке). Таким образом, можно сказать, что темпы традиционного химического скрининга замедлились, а разработки ведутся вокруг ранее известных соединений или их аналогов. Существенный прирост в количестве патентов дают изобретения, относящиеся к генной инженерии, и биотехнологии, появившиеся в результате лавинообразного нарастания объема данных, полученных в результате фундаментальных биологических исследований. Однако перспектива внедрения их в практическую медицину в ближайшие годы вызывает сомнение. Такие изобретения (или разработки на них основанные) могут появиться на рынке уже после истечения срока патентной защиты, что лишит фирму той прибыли, которую почти незамедлительно (по фармацевтическим меркам) приносит синтез на базе традиционной химии. Несмотря на бурный приток капитала в биотехнологический сектор (в т.ч. государственные ассигнования), доля препаратов, содержащих «биотехнологические» молекулы, остается довольно низкой.

Что касается большинства отечественных производителей, то полученные ими патенты по «качественным» показателям значительно уступают охранным документам, принадлежащим инофирмам. Если бы Патентное ведомство России проводило экспертизу так же строго, как 20 лет назад, то количество «отечественных» патентов уменьшилось бы минимум в два-три раза. Большинство патентов, выданных отечественным организациям и частным лицам, с большой натяжкой отвечает критериям патентоспособности, а именно критерию «изобретательский уровень». Как правило, патенты, выданные российским фирмам, составлены таким образом, что не обеспечивают монополии и не являются «деблокирующими» патентами. Единственное, что можно сделать с этими «охранными документами» — поставить их

на баланс предприятия, увеличив тем самым «нематериальные активы», проходящие по бухгалтерскому учету.

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ — ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ

На рынке всегда имеется противоречие между разработчиками и поставщиками продукции, которые хотят получить максимальную прибыль от своей деятельности, продавая товар по высокой цене, и потребителями продукции, которые хотят постоянно получать новые товары по минимальным ценам. Для того чтобы уравновесить эти две противоположные тенденции в условиях рыночной экономики, существуют различные способы. Один из главных — патентное законодательство, позволяющее поддерживать баланс между всеми участниками рынка, стимулировать исследовательские работы и способствовать практическому применению их результатов.

Государство выдает патент, гарантирующий монополию на изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажу и иное введение в хозяйственный оборот продукта, содержащего запатентованное изобретение. Патентная монополия является единственной законной монополией и действует в течение ограниченного периода времени для того, чтобы разработчик смог окупить свои затраты на создание нового продукта и продвижение его на рынок, а также получить прибыль, стимулирующую новые разработки. После истечения срока действия патента, продукт становится доступным для производства любыми другими заинтересованными предприятиями.

Необходимой составляющей для фактической охраны запатентованного изобретения является создание достаточно эффективной судебной системы для предотвращения контрафактных действий и разработка четкой системы штрафов и других мер, обеспечивающих фактическое исполнение законов. При этом следует учесть, что судебная система должна защищать не только права патентообладателей, но и интересы «дженериковых» компаний, которые законно предлагают к продаже свою продукцию по истечении срока действия первоначального патента.

При обобщении приведенных диаграмм и таблиц становится очевидным, что инновационная политика транснациональных корпораций создает «патентную основу» для контроля рынка новейших лекарственных средств и фармацевтических технологий на территории России. При этом положение ухудшается, поскольку ситуация с инновациями в России не изменяется. Патентный анализ позволяет дать примерный прогноз на 8—10 лет вперед, т.е. на тот период, когда некоторые из впервые синтезированных веществ пройдут все необходимые испытания и поступят на рынок. При твердом решении России вступить в ВТО и наличии в новой редакции Патентного закона нормы о продлении на срок до 5 лет действия патентов на объекты, требующие апробации в установленном порядке, прогноз становится неблагоприятным для наших соотечественников. При этом граждане других стран или получают зарплату (пенсию), позволяющую им купить лекарство, или имеют гарантии на получение лекарств по доступным ценам, благодаря «гибкой» позиции своего правительства.

Все участники фармацевтического рынка, административные и судебные органы должны понять, что патентное право дает временную монополию, продление которой является незаконной конкуренцией и ущемлением прав дженериковых компаний. Смысл патентного права заключается в установлении равновесия между инноваторами и производителями продукции с истекшим сроком патентной защиты. Кроме того, владелец патентов или товарных знаков должен сам бережно относиться к своей собственности. Никто не будет охранять Вашу собственность, кроме Вас самих. В задачи Патентного ведомства входит выдавать охранные документы, а не следить за соблюдением порядка на рынках. Кроме того, чтобы получить «сильный» охранный документ, в его подаче должны участвовать специалисты в области патентного права. Эксперту Патентного ведомства все равно — обойдут выданный им патент или товарный знак на рынке или нет. Он действует по инструкции. В инструкции нет слов о том, что эксперт должен заботиться о заявителе, подсказывать ему — как лучше написать формулу изобретения или какую выбрать па-

тентную стратегию. В средствах массовой информации часто появляются статьи о том, что кто-то нарушил права на промышленную собственность. Такую статью пишет, как правило, сам «обиженный» владелец. Смысл статьи сводится обычно к одной фразе: «Караул! Грабят!», — и далее следуют упреки в адрес государственных органов. Хочется сказать этим правообладателям: не бывает «плохих патентных ведомств» или «плохих антимонопольных комитетов» — бывают плохие юристы, неграмотные патентоведы и недальновидные менеджеры, которые определяют патентную стратегию фирмы. Достоверно известно о предприятиях, которые боятся выйти на рынок с продукцией, поскольку обнаружилось несколько охранных документов. Им можно посоветовать: не пугайтесь, посоветуйтесь со специалистом. Если охранный документ окажется слабым или имеется возможность для его обхода — воспользуйтесь этим. Если разработчик сэкономил на патентоведах и получил слабый патент, это его проблема. Рыночная конкуренция не прощает таких ошибок. По этим законам живет весь цивилизованный мир, поэтому массовому потребителю и стали доступны высокотехнологичные предметы из самых разных областей промышленности.

Все это относится и к фармацевтическому рынку, конкуренция на котором обостряется. Ни для кого не секрет, что нынешний рост продаж у многих фирм обусловлен повышением платежеспособного спроса населения, что является следствием конъюнктуры цен на нефть. Продажи лекарственных средств и медицинской техники растут вместе с рынком. Однако доступность цены на фармацевтические препараты в будущем зависит от многих факторов — государственного протекционизма, активности объединений производителей лекарственных средств, позиции отечественных предприятий, а также общественного мнения. Пока суммарный вектор имеет негативную направленность для российского потребителя. Таким образом, в заключение хочется пожелать всем нашим гражданам вести здоровый образ жизни и в будущем не болеть.

Это не рекомендация — это прогноз.

Александр КЛЕЙМАН, к.т.н., патентно-лицензионное агентство

ШЕШТУАЛЬНЫ Е

ИНГРЕДИЕНТЫ

ЛЕКАРСТВА

Каждое фармацевтическое предприятие выпускает продукцию разного наименования, в разной упаковке, по различным технологиям, содержащим ноу-хау. Все это объекты интеллектуальной собственности. После прохождения государственной экспертизы на новизну, полезность и т. д. интеллектуальная собственность может поменять свой статус и стать промышленной собственностью: патентами на изобретения, промышленные образцы, свидетельствами на товарные знаки. У государства может и не быть обязанности охранять какой-то конвейер или склад. А вот промышленную собственность государство обязуется охранять.

Однако из всех услуг, предоставляемых государством производству, эта — наименее востребована и наименее понимаема. Вместе с тем для предприятий, выпускающих однородную продукцию, да еще в условиях отсутствия согласованности между двумя регистрирующими названия фармпрепаратов органами: Минздравом и Роспатентом, — плохо защищенная промышленная собственность является уязвимым объектом. Нередка ситуация, когда реальным производителем нового препарата является одно лицо, и оно внесено в Реестр Минздрава «Лекарственные препараты», а правообладателем товарного знака, имеющим исключительные права на его использование, — другое. Такие прецеденты при-

водят к тому, что впоследствии обладатель товарного знака чинит всевозможные препятствия реальному производителю и не дает выпускать этот препарат, диктуя свои правила. Существует много законных способов «патентного пиратства». «Подавальщиками» — называют тех, кто, например, аккуратно посещает выставки, собирает на них каталоги участников и дальше выбирает из их числа те фирмы, которые еще не успели позаботиться о регистрации своих торговых марок, и вместо них подают заявки в Роспатент или иными методами «наезжают» на истинных производителей продукции. Далее они требуют от фирм выкупить их собственные марки, а иначе через

суд угрожают конфисковать товар и отобрать доходы. Сергей Зуйков зарегистрировал на имя своих фирм более 300 товарных знаков, принадлежащих ведущим мировым корпорациям. Среди его побед решение Арбитражного суда Москвы об аннулировании регистрации товарного знака «Длянос» швейцарской фирмы Novartis. По данным исследовательского центра «Фар-мэксперт», объем продаж «Длянос» в 2003 г. составил 6,5 млн. долл. США. Зуйков считает, что Роспатент, зарегистрировав этот знак, нарушил статью 6 Закона «О товарных знаках», т. к. название препарата указывает на назначение товара, что законом запрещено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.