Научная статья на тему 'Интеллектуальная собственность. Секрет производства или режим коммерческой тайны'

Интеллектуальная собственность. Секрет производства или режим коммерческой тайны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1560
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
интеллектуальная собственность (ИС) / научноисследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) / нематериальные активы (НМА) / учет / ноу-хау / секрет производства / intellectual property (IP) / research and development (R & D) / intangible assets (IA) / accounting / production secret / know-how.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилин Николай Павлович

В статье представлено базовое описание объекта интеллектуальной собственности: ноу-хау (секрет производства). Показаны практические особенности процесса установления в организации режима коммерческой тайны, необходимого для обеспечения возможности создания, приобретения и использования данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL PROPERTY. TRADE SECRET OR COMMERCIAL SECRET REGIME.

The article presents basis description of the category intellectual property, knowhow (production secret). The article also contains practical details of the setting process in the organization of a commercial secret, necessary for the creation, acquisition and use of this category.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная собственность. Секрет производства или режим коммерческой тайны»

Гаврилин Николай Павлович

Начальник отдела интеллектуальной собственности ЗАО «Компания НЭП» ученая степень - кандидат технических наук адрес электронной почты - nickname1980@inbox.ru

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА ИЛИ РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ Аннотация. В статье представлено базовое описание объекта интеллектуальной собственности: ноу-хау (секрет производства). Показаны практические особенности процесса установления в организации режима коммерческой тайны, необходимого для обеспечения возможности создания, приобретения и использования данной категории.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность (ИС), научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), нематериальные активы (НМА), учет, ноу-хау, секрет производства.

Gavrilin N.P.

Head of intellectual property Department

the company NEP Candidate of Engineering Sciences e-mail - nickname1980@inbox.ru

INTELLECTUAL PROPERTY. TRADE SECRET OR COMMERCIAL SECRET

REGIME.

Abstract. The article presents basis description of the category intellectual property, know-how (production secret). The article also contains practical details of the setting process in the organization of a commercial secret, necessary for the creation, acquisition and use of this category.

Keywords: intellectual property (IP), research and development (R & D), intangible assets (IA), accounting, production secret, know-how.

ВЭ Экономический научный журнал «Оценка инвестиций» ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА ИЛИ РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

В условиях современных рыночных отношениях особую ценность

приобретают разработанные в организации ценные технические, управленческие, экономические решения, научно-проектная документация,

результаты исследовательских работ, уникальные алгоритмы и статистические материалы, в общем, все, что способно приносить прибыль в силу неизвестности третьим лицам, т.е. всем остальным - так называемый секрет производства или ноу-хау. В соответствии с российским законодательством секреты производства (ноу-хау) относятся к интеллектуальной собственности и должны быть защищены режимом коммерческой тайны.

Следует отметить, что в качестве ноу-хау зачастую охраняются изобретения, базы данных, программы ЭВМ, объекты авторских прав - то есть объекты интеллектуальной собственности, по которым принято решение не регистрировать и не обнародовать их публично, а максимально скрыть от конкурентов в целях, как правило, максимального извлечения прибыли за счет преимуществ, которые данное ноу-хау предоставляет. Более того, в целях максимизации правовой защиты стратегия управления интеллектуальной собственностью организации может даже предполагать, например, патентование

технического устройства (как полезной модели или изобретения) с сохранением в его ключевом узле технологических секретов (ноу-хау), хитро обойденных в формуле изобретения.

Порядок установления данного режима установлен Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», регулирующим отношения, связанные с использованием информации, составляющей

коммерческую тайну.

В соответствии с данным законом (статья 10):

Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее

обладателем, должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну,

работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую

коммерческую тайну, грифа

"Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи.

Таким образом, выполнение данных мер является необходимым для введения и поддержания в организации режима коммерческой тайны.

Целесообразность установления режима коммерческой тайны, разумеется, зависит от стоимости затрат на проведение мероприятий, связанных с введением в организации этого режима. Во всех случаях эта стоимость не должна превышать возможного ущерба организации в результате неправомерного использования или разглашения коммерческой информации.

ал «Оценка инвестиций»

Таким образом, установив целесообразность введения в организации режима коммерческой тайны,

необходимо, прежде всего, определить круг лиц, непосредственно

осуществляющих мероприятия по охране конфиденциальности информации в организации. Можно создать

специальную службу, отдел в организации, на который возложить выполнение этой работы. Но целесообразно это делать лишь при наличии достаточно больших объемов указанных выше работ.

При этом следует иметь в виду, что состав и содержание работ по охране конфиденциальности информации и в крупной организации и в организации, выполняющей относительно небольшой объем работ, практически одинаков.

Однако, без потери качества проводимых работ, а также учитывая необходимость минимизации затрат в организации, рекомендуется ограничить, по крайней мере на первый период выполнения этих работ, состав лиц, организующих выполнение работ по охране коммерческой тайны в организации, заместителем директора -руководителем этих работ и ответственным исполнителем,

непосредственно организующим и осуществляющим указанные выше работы.

Экономический научный

Общее руководство работами с информацией, составляющей

коммерческую тайну, а также контроль за этими работами в организации рекомендуется возложить приказом директора этой организации на одного из заместителей директора - руководителя работ.

Ниже рассмотрены содержание и порядок реализации мероприятий по обеспечению режима коммерческой тайны, для удобства проведения работ разбитые на 9 этапов.

Этап 1

Работа по переходу на режим коммерческой тайны начинается с подготовки и подписания Приказа директора организации о вводе на предприятии режима коммерческой тайны и о назначении лиц, обеспечивающих эту работу в организации. Данным Приказом определяется необходимость разработки и утверждения основного документа: «Положение о коммерческой тайне», включающего «Перечень информации, составляющей коммерческую тайну».

Этап 2

Каждому сотруднику, работа которого связана со сведениями, составляющими коммерческую тайну, направляется «Уведомление об изменении условий трудового договора». Данный документ (за подписью

журнал «Оценка инвестиций»

директора) направляется каждому сотруднику за 2 месяца до изменения условий в трудовом договоре. В нем сотрудник извещается о том, что информация, работа с которой непосредственно входит в его трудовые обязанности, становится

конфиденциальной и допуск к ней возможен только в случае ознакомления с документами: «Положение о

коммерческой тайне», «Перечень информации, являющейся коммерческой тайной», а также принятием на себя обязательства о неразглашении и внесении изменений в трудовой договор.

Этап 3

Оформление обязательства

сотрудников о неразглашении

информации, в отношении к которой введен режим коммерческой тайны, в виде записей в текстах трудовых договоров (в виде дополнительного соглашения к договору или добавления пункта о соблюдении режима конфиденциальности в текст договора). Относится ко всем лицам, кто состоит с обладателем такой информации в трудовых отношениях или имеет доступ к такой информации по другим основаниям. Оформление происходит через 2 месяца после отправления документа

«Уведомление об изменении условий трудового договора» (в случае согласия сотрудника). В случае отказа сотрудника на взятие обязательств о соблюдении

режима коммерческой тайны указанный сотрудник может быть переведен на должность, не требующую работы со сведениями, составляющими

коммерческую тайну. В случае отсутствия такой должности трудовой договор может быть прекращен.

Этап 4

Дополнительное оформление

обязательства сотрудников о соблюдении режима коммерческой тайны в виде отдельного документа - «Обязательство о неразглашении коммерческой тайны и конфиденциальной информации

предприятия». Каждый сотрудник предприятия ставит подпись на двух экземплярах документа «Обязательство о неразглашении коммерческой тайны и конфиденциальной информации

предприятия». Один экземпляр вышеуказанного Обязательства

сохраняется на предприятии, а второй (на случай контактов с представителями контролирующих и правоохранительных органов) - у сотрудника.

Этап 5

Ознакомление сотрудников,

имеющих доступ к сведениям, отнесенным к коммерческой тайне с документом «Положение о коммерческой тайне». Данное Положение

регламентирует:

• полномочия руководителя

организации в области защиты коммерческой тайны;

• понятие коммерческой тайны;

• порядок отнесения сведений к коммерческой тайне;

• сведения, составляющие коммерческую тайну;

• меры по охране конфиденциальности информации;

• обязательства работника;

• порядок допуска к коммерческой тайне;

• ответственность за разглашение коммерческой тайны.

Кроме того, «Положение о коммерческой тайне» содержит следующие сведения:

• перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации;

• перечень сведений конфиденциального характера, утвержденных Указом Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188;

• перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну согласно Федеральному Закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;

• перечень должностей сотрудников, имеющих доступ к сведениям, отнесенным к коммерческой тайне.

Сотрудники, имеющие доступ к сведениям, отнесенным к коммерческой тайне, обязаны расписаться в документе «Лист ознакомления с Положением о коммерческой тайне».

Этап 6

В ходе выполнения сотрудниками своих основных обязанностей

необходимо обеспечить соблюдение и контроль режима в отделах, сотрудники которых работают со сведениями, составляющими коммерческую тайну. Для достижения данной цели в каждом отделе (или рабочем кабинете):

• хранится «Инструкция о порядке допуска к информации, составляющей коммерческую тайну»;

• ведется «Журнал инструктажей по соблюдению режима коммерческой тайны»;

• ведется «Журнал учета работников, допущенных к информации, составляющей коммерческую тайну»;

• ведется «Журнал учета информации, составляющей коммерческую тайну».

Кроме того, в должностной инструкции каждого сотрудника должен быть введен дополнительный раздел «Инструкция о порядке допуска к информации, составляющей

коммерческую тайну».

Этап 7

При дальнейшем заключении контрактов и договоров на создание, передачу и использование научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических,

инженерно-консультационных и иных

услуг необходимо внесение обязательства сторон по соблюдению режима конфиденциальности сведений. Перечень таких сведений определяется сторонами при заключении договора. Обязательства по соблюдению конфиденциальности могут быть оформлены в виде дополнительного соглашения к договору (контракту) «Соглашение о

конфиденциальности к основному договору (контракту)», либо включением соответствующего пункта в текст договора (контракта). Вышеуказанное Соглашение о конфиденциальности должно включать состав, объем и способы использования этой информации, а также способы её защиты и ответственность участников договора за ущерб, причиненный другой стороне

разглашением конфиденциальной

информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап 8

Нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (полное наименование и место нахождения организации), например: «Коммерческая тайна, АО «ХХХ», 107000, г. Москва, ул. 3 Линия, д.4».

Этап 9

Обеспечение надлежащих условий, обеспечивающих сохранность

документов с грифом «Коммерческая

тайна». Документы с грифом «Коммерческая тайна» должны храниться в служебных помещениях в надежно запираемых и опечатываемых кабинетах, шкафах или сейфах. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, содержащихся в перечисленных выше этапах 1- 9. Выполнение данных этапов -это тот необходимый минимум, который позволит если не исключить, то значительно снизить вероятность попыток неправомерного использования ноу-хау, а в случае все-таки их возникновения даст основания для защиты своих интересов в суде.

То есть специфика секрета производства (ноу-хау) такова, что: в отличие от большинства других объектов интеллектуальной собственности

исключительное право на него возникает в силу выполнения всех требований, указанных в законе «О коммерческой тайне» (с учетом указов, постановлений и других нормативных актов

применительно к его реализации).

Примечание: термин

«исключительное право» - это некий аналог права собственности (термин, применяемый в отношении результатов интеллектуальной деятельности).

Тогда как исключительное право, например на товарный знак, полезную модель, изобретение возникает при его

государственной регистрации в Роспатенте, а, например, на произведение искусства - в момент его создания на любом материальном носителе.

Следует отметить, что в последние годы в связи с активным применением информационных технологий

практически во всех отраслях экономики все более актуальным становится обеспечение режима коммерческой тайны при работе со средствами вычислительной техники, в сети интернет и т.д. Обеспечение безопасности информации в ИТ-сфере - это тема не одной, а нескольких десятков статей, поскольку риски и угрозы хищения, порчи, потери коммерческих секретов в сетях многообразны и печальные результаты всем хорошо известны. Как организационных (например, защиты от копирования, от распространения, от непреднамеренного уничтожения), так и технических (например, шифрования, защиты от хакерских атак, от вирусов) мероприятий необходимо выполнить на порядок больше, чем при работе с бумажными носителями.

Однако общий принцип тут тот же: необходимо обеспечить выполнение указанных в законе требований и, соответственно, максимально уменьшить вероятность доступа третьих лиц к секрету производства.

То есть, наряду с указанными мерами, обладатель информации, составляющей

коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты

конфиденциальности этой информации, а также другие, не противоречащие законодательству Российской Федерации, меры.

Отсутствие должного внимания к защите своей интеллектуальной собственности привело, как во всем мире так и в России, к разорению или серьезнейшим убыткам огромного количества компаний - как огромных корпораций, так и малых семейных фирм. Основным препятствием в нашей стране является менталитет - боязнь внедрения нового и восприятие вопросов интеллектуальной собственности как

сложных, «далеких» и малоактуальных. Между тем, охрана собственных наработок компании в режиме коммерческой тайны является достаточно эффективным методом, достаточно сказать, что практически все иностранные компании-гиганты - Apple, Google, IBM, Philips, Robert Bosch и др. кроме сотен и тысяч патентов имеют, как правило, еще на порядок большее количество ноу-хау. В достаточно большом количестве случаев, особенно для малых и средних компаний, режим коммерческой тайны является одним из наиболее экономически целесообразных и надежных методов защиты собственных результатов интеллектуальной деятельности.

Экономический научный журнал «Оценка инвестиций» Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ [Электронный ресурс]. Официальный текст, приводится по состоянию на 4 апреля 2017 г. Система Консультант Плюс.

2. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс]. Официальный текст, приводится по состоянию на 4 апреля 2017 г. Система Консультант Плюс.

3. Федеральный Закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». [Электронный ресурс]. Официальный текст, приводится по состоянию на 4 апреля 2017 г. Система Консультант Плюс.

4. Федеральный Закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». [Электронный ресурс]. Официальный текст, приводится по состоянию на 4 апреля 2017 г. Система Консультант Плюс.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. №153н. [Электронный ресурс]. Официальный текст, приводится по состоянию на 4 апреля 2017 г. Система Консультант Плюс.

6. Федеральный закон от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». [Электронный ресурс]. Официальный текст, приводится по состоянию на 4 апреля 2017 г. Система Консультант Плюс.

7. Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне». [Электронный ресурс]. Официальный текст, приводится по состоянию на 4 апреля 2017 г. Система Консультант Плюс.

8. Указ Президента Российской Федерации от 06.03.97 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». [Электронный ресурс]. Официальный текст, приводится по состоянию на 4 апреля 2017 г. Система Консультант Плюс.

9. Положение о сертификации средств защиты информации (Постановление Правительства РФ от 26.06.95 № 608). [Электронный ресурс]. Официальный текст, приводится по состоянию на 4 апреля 2017 г. Система Консультант Плюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.