Научная статья на тему 'Интеллектуальная собственность: практика защиты'

Интеллектуальная собственность: практика защиты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
376
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комарова Жанна

В рамках прямой линии, организованной Республиканской научно-технической библиотекой, Национальным центром интеллектуальной собственности и журналом «Наука и инновации», специалисты органов госуправления ответили на вопросы, касающиеся действующих в Беларуси мер по противодействию незаконному использованию прав на ОИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Комарова Жанна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual property: practice of protection

The government officials answered on-line to the questions related to the current measures against the illegal use of the intellectual property rights.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная собственность: практика защиты»

Проблемы охраны интеллектуальной собственности сегодня вышли в мире на первый план и стали не просто юридическим или коммерческим вопросом, они (вследствие интеллектуализации экономики) все в большей мере приобретают политическе черты, поскольку связаны с экономической безопасностью и, следовательно, требуют стратегических подходов к решению. В рамках прямой линии, организованной Республиканской научно-технической библиотекой, Национальным центром интеллектуальной собственности и журналом «Наука и инновации», специалисты органов госуправления ответили на вопросы, касающиеся действующих в Беларуси мер по противодействию незаконному использованию прав на ОИС.

Недобросовестная конкуренция

- Производители, являясь субъектами хозяйствования, нередко встречаются с таким явлением, как недобросовестная конкуренция, которая может проявляться в копировании внешнего вида товара производителя, в сознательной дискредитации продукции конкурента-производителя, «пиратской» регистрации товарных знаков, незаконном использовании средств индивидуализации участников граж-

данского оборота. Как действовать, защищая свои интересы в борьбе с недобросовестной конкуренцией?

Анна Войно,

начальник отдела по развитию и защите конкуренции управления антимонопольной и ценовой политики Мингорисполкома:

- Следует отметить, что существует два способа защиты от недобросовестной конкуренции: административный, то есть путем обращения в антимонопольный орган, чьи функции выполняет Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, и управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов (Мингорисполкома), и судебный. Последний предполагает подачу иска в Экономический суд по месту нахождения ответчика или подачу иска в Верховный Суд Республики Беларусь, если действия недобросовестного конкурента нарушили права на объект интеллектуальной собственности (например, товарный знак). Деятельность антимонопольного органа в этом направлении регулируется постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 г. №61. Контроль за недобросовестной конкуренцией осуществляется на основании заявлений хозяйствующих субъектов и обращений государственных органов. Основными мерами, направленными на устранение нарушений антимонопольного законодательства, являются: вынесение предписаний о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в ее результате; составление протоколов об административных правонарушениях в порядке,

установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях; принятие в пределах своей компетенции иных мер, например, направление писем-предупреждений.

К числу преимуществ рассмотрения дел в административном порядке можно отнести: отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины при подаче заявления; сбор доказательств ведется не только заявителем, но и антимонопольным органом; к нарушителю может быть применено наказание в виде оборотного штрафа. Если же говорить о недостатках, то это увеличение сроков рассмотрения дела в случае оспаривания решения и предписания антимонопольного органа в суде и то, что лицо, чьи права нарушены, не имеет возможности истребовать возмещение убытков в рамках административного производства, для этого необходимо обращение в суд.

Пока мы наблюдаем крайне низкую активность делового сообщества в вопросах защиты от недобросовестной конкуренции. Если в Минске количество таких дел постепенно увеличивается, то в регионах это единичные случаи. Хочу обратить внимание, что с 1 июля текущего года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 12.12.2013 г. №94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее -Закон №94-З). И в делах по недобросовестной конкуренции, касающихся так называемой пиратской регистрации товарных знаков, идет существенная подвижка для тех случаев, когда товарный знак регистрирует физическое лицо либо субъект хозяйствования, который формально не является конкурентом добросовестного приобретателя торговой марки. Закон №94-З вводит важное для нас понятие «группы лиц». И через эту призму теперь можно рассматривать дела по недобросовестной конкуренции. Если вы видите, что товарный знак зарегистрирован на физическое либо юридическое лицо, то можно оценить ситуацию на предмет того, в какую группу лиц оно входит, кто стоит за этим правообладателем.

- Подано заявление о недобросовестной конкуренции в областной орган управления. Получен ответ, который не устраивает заявителей. Каким путем можно обжаловать данное решение, не доводя дело до суда? Можно ли его передать в Министерство экономики?

- Рассматривать дела по недобросовестной конкуренции управление начало только с середины 2011 г., после внесения изменений в Постановление №61, в соответствии с которыми заявление о недобросовестной конкуренции должно подаваться в антимонопольный орган по месту

нахождения лица, в отношении которого оно подается. На сегодня имеется два прецедента, когда субъекты хозяйствования направили жалобу непосредственно в Министерство экономики. Не могу давать правовую оценку действиям Министерства экономики, это не входит в мою компетенцию, скажу только, что данное ведомство перенаправило первую жалобу на рассмотрение в Мингорисполком (управление является его структурным подразделением с правом юридического лица). В результате решение управления не было оспорено, и субъект хозяйствования обратился в Судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь. Вторую жалобу в настоящее время рассматривает Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, решение по ней еще не принято.

Исходя из практики, сторонам стоит обжаловать решение непосредственно в судебной инстанции, чтобы не тратить время и ресурсы.

- Но вместе с тем такая возможность предусмотрена Положением о Департаменте ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, согласно пунктам 5.17 и 5.17-1 которого Департамент рассматривает в пределах своей компетенции обращения (предложения, заявления, жалобы) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, участвует

в проверках соблюдения порядка рассмотрения обращений в структурных подразделениях облисполкомов, Минского горисполкома, на которые возложены функции проведения государственной экономической политики, в том числе антимонопольного и ценового регулирования и контроля...

- Регламент рассмотрения заявлений о недобросовестной конкуренции (Постановление №61) прямо не указывает, куда именно в административном порядке подается жалоба на решение антимонопольного органа по делам о недобросовестной конкуренции. В данном случае действует общий подход, такой же, как и для других обращений субъектов хозяйствования. То есть решение может быть обжаловано в вышестоящий орган или в судебном порядке. Уже давно назрел вопрос о внесении в регламент изменений и дополнений, включая необходимость конкретизации действий и сроков обжалования решений антимонопольного органа, разрешение вопроса о приостановлении сроков рассмотрения заявления в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском или административном судопроизводстве. Пока же, к сожалению, мы работаем с тем, что есть.

- Может ли антимонопольный орган в процессе рассмотрения дела о недобросовестной конкуренции самостоятельно направлять запросы в целях получения дополнительных доказательств по делу?

- Да, мы имеем право запрашивать любую информацию, имеющую значение для всестороннего и полного изучения обстоятельств дела. От заявителя требуется представить доказательства, обосновывающие его позицию, но вряд ли он может обладать исчерпывающими сведениями по делу, включая, например, информацию о субъектах хозяйствования, входящих в одну группу лиц с лицом, в отношении которого подано заявление

о недобросовестной конкуренции. Субъекты хозяйствования Республики Беларусь, столкнувшись с антимонопольным органом по вопросам защиты от недобросовестной конкуренции, не должны сомневаться в том, что недобросовестным действиям конкурента будет обязательно дана объективная правовая оценка и неотвратимым будет наказание, предусмотренное законодательством.

Таможенный контроль и параллельный импорт

- На сайте Государственного таможенного комитета опубликован таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, действующий с 23 июля 2014 г., включающий 231 товарный знак, правообладатель каждого из которых обратился к таможенным органам с просьбой помочь в пресечении ввоза контрафактных товаров на территорию Республики Беларусь. Что стоит за этим реестром?

Владимир Гарифов,

начальник отдела Государственного таможенного комитета:

- В соответствии с таможенным законодательством любой правообладатель, имеющий основания полагать, что при перемещении товаров через границу могут быть нарушены его права, может обратиться в таможенные органы с заявлением

о включении соответствующего объекта интеллектуальной собственности в реестр, подтвердив тем самым свое желание на осуществление мер по защите своих прав. При помещении товаров, содержащих ОИС, включенных в таможенный реестр, таможенные органы предпринимают меры по их защите и приостанавливают выпуск данных товаров. Далее осуществляется уведомление декларанта и заявителя-правообладателя. У последнего при этом есть четыре возможных варианта поведения.

Первый - не реагировать на уведомление о приостановлении выпуска товара, при этом товар в установленные законодательством сроки выпускается (отмечу, что с вступлением в силу

Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» такое нереагирование является основанием для исключения объекта интеллектуальной собственности из таможенного реестра).

Второй - подать заявление об отмене приостановления выпуска товара; товар также выпускается в заявленной процедуре.

Третий - обратиться в уполномоченные органы с заявлением о нарушении прав интеллектуальной собственности в рамках уголовного или административного законодательства, после чего судом будет определено, имело ли место нарушение прав интеллектуальной собственности.

Четвертый - подать гражданский иск в Судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.

Есть и еще один способ урегулирования отношений - заключить мировое соглашение между правообладателем и владельцем партии товара на любой стадии процесса до вынесения постановления судом.

- Основной признак, по которому проводится приостановлени, - это отсутствие импортера в списке уполномоченных импортеров. То есть таможенные меры не затрагивают перемещение через границу поддельных товаров, на которых само применение товарных знаков было незаконным. Вместе с тем мы видим из оперативных сводок, что такие товары, например, перемещаемые с сокрытием от таможенного контроля, выявляются и изымаются таможней. Есть ли какая-то возможность для правообладателей получать информацию

о таких товарах, чтобы предпринимать меры по борьбе не только с неуполномоченными импортерами, но и с физическим контрафактом?

- Вопрос комплексный. Я хотел бы прежде всего отметить то, что действия таможни по осуществлению мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности зависят в первую очередь от правообладателей. Могу сказать, что Государственный таможенный комитет не в большом восторге от того, что фактически мы боремся

с параллельным импортом. К сожалению, другого варианта на данном этапе развития у нас нет, потому что законодательством определено, что нарушением прав правообладателя является в том числе и ввоз товаров без его разрешения. До тех пор, пока у нас используется региональный принцип исчерпания прав на объекты ИС, таможенные органы будут вынуждены осуществлять свою деятельность, в том числе и направленную на пресечение параллельного импорта. Только в прошлом году было порядка 760 приостановлений.

Что касается информации по задержанию товаров. Достаточно редко в оперативных сводках, которые размещаются на сайте Государственного таможенного комитета или попадают в СМИ, указываются конкретные объекты ИС. В некоторых случаях это довольно трудно сделать, перечень товаров может быть очень большим, и смысловой нагрузки такая информация вообще не несет. Более того, для такого правонарушения, как сокрытие от таможенного контроля, наличие или отсутствие прав ИС является вторичным. Тем не менее, в нашей практике есть факты, когда мы предоставляли правообладателям информацию о задержаниях, связанных с их объектами ИС. Таких правообладателей немного и с ними заключаются дополнительные меморандумы о взаимопонимании, в соответствии с которыми им такая информация выдается. Любое административное правонарушение и предоставление сведений об административном правонарушении связаны с персональными данными. Я не думаю, что представителя правообладателя будет интересовать только сам факт: его будет интересовать, кто, когда, куда, сколько... Такие сведения мы можем дать, но по запросу компетентных органов. Поэтому те представители правообладателей и патентные поверенные, которые обращаются за сведениями, получают в большинстве случаев отказ, так как они не являются участниками административного процесса по административным правонарушениям, предусмотренным главой 14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

- Сколько меморандумов действует на сегодняшний день и во что выльется заключение таковых для организации?

- Мы имеем шесть таких актов. Их инициаторы - крупные транснациональные компании, которые действительно заинтересованы в защите своей репутации. Каких-либо пошлин или сборов заключение меморандума не предполагает. Есть лишь обязательства сторон. Дело в том, что эти документы направлены на борьбу с контра-фактом и контрабандой. Заключаются они не так просто. Они всегда индивидуальны - с конкретным правообладателем, там изложены его интересы.

- По различным оценкам, потери мировой экономики, обусловленные оборотом нелегальных продуктов, составляют ежегодно от 450 до 800 млрд долл. Наряду с фальсифицированной продукцией контрафактом в Беларуси считается и параллельный импорт. Одни убеждены, что

с ним нужно бороться, позволив правообладате-

лям тормозить любую партию контрафактного товара, другие - что правообладателям предоставлен неоправданно широкий спектр прав, в частности, по контролю товарного рынка, определению объема, ассортимента и цен на импорт, что позволяет устанавливать дискриминационные условия в отношении разных стран и отдельных регионов. Каково ваше отношение к этой проблеме?

- Давайте исходить из того, что если правообладатель указывает список уполномоченных импортеров, это уже говорит о том, что он собирается защищаться, в первую очередь - от параллельного импорта. Потому что на вопрос, который мы задаем представителю правообладателя: «Скажите, пожалуйста, что нам делать с товаром, идущим в адрес уполномоченного импортера?», звучит ответ: «Пропустить». Значит, речь идет о защите только от параллельного импорта. Если вы скажете, что даже поставки в адрес уполномоченного импортера должны быть приостановлены, то тогда можно говорить о подлинности товара. Ведь не исключено, что и уполномоченный импортер может под видом оригинального товара завозить поддельный, а определить это может только правообладатель. Вместе с тем практика такова, что заявлений, где признаки контрафактности являются основополагающими, очень мало. Говоря о них, я имею в виду описание товара (отличительные особенности, по которым можно определить, подлинный товар или подделка), возможную информацию о регионах или конкретных субъектах хозяйствования, которые могут поставлять поддельную продукцию. Чтобы не быть голословным, отмечу, что из 231 объекта ИС, включенного на сегодня в реестр, только 3-4 связаны непосредственно с подделкой.

Я уже отмечал, что включение объекта в реестр интеллектуальной собственности осуществляется на безвозмездной основе. Однако, подавая заявление о включении объекта ИС в таможенный реестр, правообладатель обязан не только доказать наличие соответствующих прав на товарный знак в виде свидетельства о регистрации, наличия исключительной лицензии и т.п., но и обеспечить гарантию защиты прав владельцев товаров, выпуск которых был приостановлен, в случае, если в ходе дальнейшего разбирательства будет установлено, что права интеллектуальной собственности не были нарушены. Этой гарантией, в большинстве случаев, выступает страховой договор на сумму, эквивалентную 10 тыс. евро. Еще раз хочу отметить, что эти деньги не поступают в бюджет государства, это не госпошлина.

- При приостановлении выпуска товаров импортеры часто возмущаются, что товары с товарным знаком - это лишь незначительная часть поставки. А приостанавливаться и простаивать на складе (за большие деньги) будет вся партия. Чтобы избежать дополнительных расходов на хранение всей партии, импортеры иногда пытаются отозвать и разделить поданную декларацию, чтобы «чистые» товары спокойно были выпущены. При этом отсутствует единообразная практика реагирования пунктов таможенного оформления на такую ситуацию. Некоторые сами рекомендуют импортеру такой вариант, другие категорически отказываются принимать отзывы декларации. Не могли бы вы прокомментировать отзывы и разделение декларации импортерами приостановленных товаров?

- В случаях, когда к нам обращаются по конкретным приостановлениям, мы, конечно, эту ситуацию стараемся разрешить в тех рамках, которые предусмотрены законодательством. В соответствии со статьей 192 Таможенного кодекса Таможенного союза можно отозвать декларацию и подать две или три, или сколько надо. Это первое и основное. Второе, все-таки мы полагаем, что импортеры у нас не такие уж законопослушные, и перед тем, как подавать декларацию, они могли хотя бы посмотреть, что они везут и возможно ли приостановление выпуска товаров, ведь таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности является общедоступным.

- Приостанавливает ли ГТК выпуск товаров, маркированных обозначениями, сходными с товарными знаками, внесенными в таможенный реестр? Если да, то как осуществляется экспертиза на сходство? Если нет, то почему? Ведь нарушением права на товарный знак является также введение в гражданский оборот обозначения, сходного с товарным знаком до степени смешения.

- У нас есть несколько объектов ИС, которые не направлены на параллельный импорт. В отношении их, действительно, приостановление осуществляется на основании тех сведений, которые предоставил правообладатель, то есть это похоже или не похоже. Что касается экспертизы на степень смешения, то ее таможенные органы не проводят, хотя бы потому, что приостановление делается для того, чтобы мог прибыть правообладатель или его представитель - посмотреть товар. У него есть право отобрать образцы и сказать, нарушены его права или нет.

- Будут ли вноситься в таможенный реестр Республики Беларусь иные, кроме товарных знаков, объекты ИС?

- Все зависит в первую очередь от правообладателя, а во вторую - от таможенных органов и от того, сможем ли мы этот объект ИС идентифицировать при выпуске товара. Могу сказать, что если ранее теоретически у правообладателя была возможность подать заявление на включение в реестр всех объектов ИС, то с 23 апреля 2014 г. это только авторские и смежные права, товарные знаки и знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара. Практика рассмотрения заявлений

о включении в таможенный реестр иных объектов ИС свидетельствует, что таможенник на границе или во внутреннем ПТО не сможет идентифицировать данные объекты интеллектуальной собственности без тотального досмотра и проведения экспертизы. Давайте не забывать и о том, что основополагающее соглашение, которое регламентирует пограничные меры, - это ТРИПС. В соответствии с ним пограничные меры применяются к товарам, содержащим такие объекты интеллектуальной собственности, как наименования мест происхождения, авторские права и товарные знаки, а также могут применяться и к другим объектам ИС.

Но, в первую очередь, по тем трем объектам ИС, в отношении которых меры будут приниматься, решение зависит от правообладателя. И мы возвращаемся к первому вопросу. До тех пор, пока у нас правообладатели заинтересованы в первую очередь в защите от параллельного импорта, ситуация вряд ли кардинально изменится.

- Если правообладатель в течение дня после того, как выпуск был приостановлен, разрешает ввоз товара, это говорит о чем?

- Не могу оценивать такие ситуации, но

в большинстве случаев это свидетельство того, что между правообладателем или его представителем и импортером достигнуты договоренности. В редких случаях правообладатели обращаются за защитой своих прав. Три правонарушения, административный процесс по которым велся таможенными органами, и у нас имеются сведения о еще двух правонарушениях, рассматривающихся Верховным Судом. Кроме того, была попытка возбуждения уголовного дела, но в связи с отсутствием крупного размера органами внутренних дел в итоге был начат административный процесс. Что касается последнего примера, то там была чистой воды подделка. Таможенными органами были изъяты сигареты Marlboro и L&M, перемещавшиеся через границу с сокрытием от таможенного контроля. Представители правообладателя, с которым у нас заключен меморандум о взаимопонимании, получив информацию о данном факте, прибыли, ознакомились с имеющимися товарами и по результатам изучения образцов

определили, что это поддельные сигареты, произведенные, скорее всего, в Украине.

- Вы смотрите только на импорт?

- По таможенному законодательству защита прав на объекты ИС распространяется на все процедуры, за исключением процедуры транзита. То есть если правообладатель нам не укажет исключения, то меры будут действовать на все процедуры. Часто это очень неудобно, и в отдельных случаях мы предлагаем правообладателям исключить некоторые процедуры. Хотя бы потому, что иначе им придется, как минимум, три раза в неделю реагировать на обращения таможни. В первую очередь это касается алкоголя - процедуры беспошлинной торговли. Вот реальный пример. Товар был завезен субъектом хозяйствования, помещен под процедуру беспошлинной торговли. Позднее владелец решил направить часть товара

в другой магазин беспошлинной торговли. Процедура приостановления будет срабатывать ровно столько раз, сколько раз будет подаваться декларация. И даже в том случае, если перед этим была заявлена процедура таможенного склада, то сначала приостановление будет при выпуске товаров, помещенных под процедуру таможенного склада, а затем при выпуске товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Кстати, при разработке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предложено не осуществлять меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры беспошлинной торговли и уничтожения.

- Таможенные органы стран Таможенного союза продолжают вести национальные таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности. Планируется ли создание единого таможенного реестра?

- Этот вопрос в настоящее время находится в списке барьеров и ограничений создания Евразийского экономического союза. Что, признаться, немного странно, поскольку единый таможенный реестр вопросы обращения на территории ТС объектов ИС не регулирует. Есть национальная регистрация у всех участников Таможенного союза. И всегда будет страна, где один объект ИС подлежит охране, а другой - нет. Так что проблемы все равно останутся. В настоящее время Евразийская экономическая комиссия прорабатывает вопросы передачи полномочий по ведению единого таможенного реестра от Федеральной таможенной службы России себе, но до сих пор это нормативно не закреплено.

Записала Жанна КОМАРОВА

Предпринимательская активность в электронной экономике

Ключевые слова: электронный бизнес, электронная коммерция, интернет-магазин, интернет-предприятие, сетевая реклама, информационные услуги, маркетинговые интернет-коммуникации, сетевые технологии.

Татьяна Беляцкая,

заведующая кафедрой менеджмента БГУИР, кандидат

экономических наук, доцент

Михаил Амелин,

аспирант кафедры менеджмента БГУИР

УДК 007.51

Ядром электронной экономики, активно развивающейся во всем мире, можно назвать сетевой бизнес, который определяется как собирательное понятие различных видов коммерческой и деловой активности в сети Интернет с целью удовлетворения нужд и потребностей пользователей и получения вознаграждения взамен. Наиболее встречающимся его видом являются интернет-магазины [2], представляющие собой интерактивный веб-сайт (информационный продукт, созданный при помощи специализированных систем учета и анализа данных). Его основная цель -предоставление пользователю возможности моментальной покупки необходимого товара и услуги. При этом оплата за них осуществляется посредством интернет-платежей. Это могут быть как чисто сетевые платежные системы (ВНсот) и традиционные электронные дебетовые карты, так и гибридные виды оплаты, совмещающие информационные и бан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.