АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ
УДК 378
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА - ЦЕННОСТНЫЙ ОРИЕНТИР И ЖИЗНЕННЫЙ КРИТЕРИЙ В ОБЩЕСТВЕ
Г.И. Егорова
В статье рассматривается новое социокультурное видение интеллектуальной культуры человека с различных позиций. Раскрыто функциональное значение, методологические подходы, приоритетные роли интеллектуальной культуры в развитии российского общества. С позиции социокультурного знания интеллектуальная культура обеспечивает качество жизни современного человека. Педагогический взгляд раскрывает роль интеллектуальной культуры в повышении качества подготовки бакалавров в вузе. Внимание фокусируется на возможностях реализации системы развития интеллектуальной культуры с целью подготовки компетентного бакалавра, специалиста, востребованных в новых отраслях науки, промышленности, образования.
Ключевые слова: интеллектуальная культура, интеллектуальная компетентность, качество жизни.
INTELLECTUAL CULTURE OF HUMANS - VALUE GUIDANCE AND LIFE CRITERION IN SOCIETY
G.I. Egorova
The article discusses a new sociocultural vision of the role of human intellectual culture from various perspectives. The functional significance, methodological approaches, priority roles of intellectual culture in the development of Russian society are considered in the article. From the standpoint of sociocultural knowledge, intellectual culture ensures the quality of life of a modern person. The pedagogical view reveals the role of intellectual culture in improving the quality of bachelor training at the university.
The author's attention is focused on the possibilities of implementing the system of development of intellectual culture in order to prepare a competent bachelor, a much-needed specialist in new branches of science, industry and education.
Keywords: intellectual culture, intellectual competence, quality of life.
Исторический путь развития в России характеризуется накоплением и преумножением интеллектуальных и культурных достижений российского государства. Глобальные перемены и
новый этап развития российского государства связаны с переходом на интеллектуальный тип развития экономики, основанной на знаниях, мыслительных операциях, умениях.
Данный факт является признанием того, что современное педагогическое знание пополняется новыми категориями, одной из которых является интеллектуальная культура. Научный дискурс понятия показывает его многозначность и универсальность. Если рассматривать данное понятие с позиции психолого-педагогического, классического осмысления, то необходимо применять такие характеристики, как мыслительные операции, мышление в действии, развёртывание мышления, переход от простого к глобальному мировоззрению через процессы анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей.
Если анализировать его с позиции философского, классического осмысления, то можно утверждать об особых интеллектуальных характеристиках личности, погруженной в социально-культурные, социально-
психологические контексты [1].
Философское осмысление интеллектуальной культуры как основы становления инновационного общества наиболее полно разработано профессором И.С. Ладенко (Новосибирская научная школа) [4]. В своей работе «Проблемы интеллектуального развития общества в условиях научно-технического прогресса» автор определяет необходимые и значимые ключевые факторы развития интеллектуальной культуры общества в параметрах глобальных и локальных изменений.
На глобальном уровне это - миграционные процессы, переход «интеллектуальных умов» из одной страны в
другую, научно-технические, экономические, духовно-нравственные характеристики общества.
Сегодня на глобальном уровне существует мировой банк, определяющий конкретный рейтинг развития интеллектуальной культуры конкретного государства, который связан с параметрами использованияинтеллекту-альных достижений в реальной практике, экономике государства. При этом в рамках глобалистики интеллектуальная культура общества - это своеобразная мера эффективности реализации инновационных достижений конкретного общества для повышения его конкурентоспособности.
На локальном уровне можно утверждать, что понятие «интеллектуальная культура» - это показатель развития каждого члена общества, уровень его научных, духовно-нравственных качеств, культуры мышления при выполнении конкретных задач, которые в большей степени определяют и формируют качество жизни населения, что является приоритетным направлением и отражено в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на длительный период.
V»
С педагогической точки зрения развитие интеллектуальной культуры конкретного специалиста становится важным фактором в силу ряда причин. Успехи науки, развитие инноваций в различных областях требуют нового мышления, уникальных компетенций. Мировое научное сообщество выводит на первое место развитие конвер-
гентных технологий. Данные технологии вбирают в себя систему, основанную на 4 ключевых единицах (N -нанотехнологии; B - биотехнологии; I - информационные технологии; C -когнитивные технологии). Это технологии (NBIC), реализация которых требует высокого уровня развития интеллектуальной культуры.
Современный специалист должен обладать новым уровнем мышления, обеспечивающим понимание устройства материального мира, глобальных проблем, таких как изменение климата, обеспечение населения планеты чистой водой, пищей и энергией, сохранение окружающей природной среды.
Важным параметром является и тот факт, что новое время диктует необходимость повышения качества профессиональной подготовки не только специалистов, но и бакалавров, магистров в условиях вуза. Сертифицирование программ подготовки осуществляется на основе потенциала культуры, компетентности, компетенций и определяется рядом требований: союзом науки, образования, производства; знанием инновационных технологий; пониманием интеграционных процессов и перспектив своей специализации. Обозначенные факторы настоятельно подчеркивают развитие интеллектуальной культуры человека, востребованной в различных областях.
Основные методологические приоритеты, принципы раскрыты на основе системного, синергетического, культурологического подходов и их доми-
нантных характеристик. Доминантные структурные компоненты системы развития интеллектуальной культуры (целевой, деятельностный, содержательный, критериальный) обусловлены сферой институционального (субъ-ект-субъе ктного, субъе кт-объе ктного) взаимодействия с учетом анализа выявленных критериев и показателей, а также особой социально значимой характеристики «качество жизни человека». Необходимо отметить, что для более глубокого описания системы развития интеллектуальной культуры необходимо привлекать различные подходы и вытекающие из них решения, принципы.
Приведем некоторые результаты и их обсуждение.
Интеллектуальная культура сегодня, играя приоритетную роль в системе социального взаимодействия, обеспечивает качество жизни человека [2]. Раскроем основные положения, доказывающие данный тезис. Во-первых, качество жизни населения определяется потенциалом общества, входящими в него социальными группами, отдельными гражданами и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности интеллектуальным потребностям, ценностям и целям. Во-вторых, качество жизни проявляется в субъективной удовлетворенности людей самими собой, уровнем своего развития и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как
биологическому, психическому, (духовному) и социальному явлению.
Как социально значимое понятие «качество жизни» включает структуру интеллектуальных потребностей конкретного человека и возможности их реализации. Безусловно, многие ученые рассматривают понятие «качество жизни» через призму экономической стороны и материальной составляющей обеспеченности жизни человека. При этом сталкиваемся и с противоположной точкой, раскрывающей качество жизни через призму уровня развития интеллектуальной культуры [5].
В нашем понимании, классическое социально значимое определение понятия «качество жизни» (степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей) человека уточняем с включением показателей, критериев развития интеллектуальной культуры.
В ходе проведенного исследования доказано, что индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) вбирает в себя важнейшие приоритеты. Среди главных приоритетов - интеллектуальная культура как результат образовательной деятельности, обеспечивающей равенство возможностей, фактор доступа к достижениям науки и культуры различных поколений. Ведущая роль в развитии и становлении интеллектуальной культуры человека принадлежит образованию. Их интегральная взаимообусловленность и взаимосвязь отражает главные для человека социальные параметры: здоровую жизнь, достойный уровень жизни и
культуры общества [2]. Очевидная существенная взаимосвязь образования и элементов интеллектуальной культуры проявляется в трудовой, научной, умственной деятельности человека, составляя фонд совокупной интеллектуальной компетентности (духовное богатство) человека, которое передается от поколения к поколению и одновременно является предпосылкой для развития самого человека. Такой взаимообусловленный процесс является точкой роста эффективности процесса в целом [3]. Остановимся на некоторых особенностях и показателях интеллектуальной культуры общества и человека в целом.
Среди выделенных критериев приоритетны: интеллектуальная компетентность, готовность к жизнедеятельности. Интеллектуальную компетентность (ИК) - познавательную ёмкость формирует готовность к жизнедеятельности. Интеллектуальные умения задают широту познавательной деятельности [3]. Готовность к жизнедеятельности позволяет оценивать социокультурные явления, оценивать и наращивать собственные ресурсы, осуществлять рефлексию, благодаря которой личность становится во внешнюю позицию по отношению к своей интеллектуальной культуре. Методология исследования определена совокупностью подходов. Культурологический подход - это мировоззренческая база для встраивания гуманности, нравственности в понятие «интеллектуальная культура». Эти качества сформировались у лучших представи-
телей российской науки, деятелей культуры. Системный подход необходим и рассматривает понятие «интеллектуальная культура» как некоторую систему структурных компонентов, которые мы соотносим и сочетаем с системой профессиональной подготовки специалиста и бакалавра.
Процессуальные характеристики развития интеллектуальной культуры рассматриваем с позиций синергети-ческого подхода и его качественной характеристики - самоорганизации. Характеристика синергетических взаимодействий и проявлений происходит с учетом принципов: упорядоченности, целенаправленности при возможной неупорядоченности отдельных подсистем.
Практика реализации системы развития интеллектуальной культуры бакалавров, специалистов строилась с учетом исследовательской, проектной деятельности.
Для определения уровня развития интеллектуальной культуры были выделены основные виды деятельности в учебной, научно-исследовательской работе по следующим показателям.
1. Деятельность на учебном занятии /интеллектуальная активность, решение заданий повышенной сложности, подготовка мини-проектов, выполнение исследовательского практикума).
2. Научно-исследовательская деятельность /участие в конкурсах, выставках, научные публикации, доклады, исследовательские задачи, проекты).
3. Культура умственного труда (рациональность использования времени,
ответственность, планирование, целе-полагание, когнитивные техники, приемы по развитию памяти, внимания, мышления).
4. Рефлексивная деятельность (анализ, моделирование деятельности; самоорганизация, предвидение препятствий).
5. Опыт коммуникативного взаимодействия (конструктивное поведение в профессиональных ситуациях, способность к сотрудничеству, проявление коммуникации, элементов общей культуры).
Показатели развития интеллектуальной культуры анализировались и учитывались на каждом курсе (с 1 по 5 курс) для специалитета; с 1 по 4 курс соответственно для бакалавриата. Интерпретация контрольных срезов позволяет проследить положительную динамику развития интеллектуальной культуры. Отметим, что основные компоненты системы развития интеллектуальной культуры были внедрены в экспериментальные группы (ЭГ). В контрольных группах (КГ) обучение строилось традиционно, согласно рабочим программам. Анализ полученных результатов показывает, что в экспериментальных группах (ЭГ) величина прироста показателей развития интеллектуальной культуры значительно выше, чем в контрольных группах (КГ), что доказывает решение поставленных задач и достижение цели проведенного исследования.
Из каждого показателя развития интеллектуальной культуры было отобрано по одному индикатору (интел-
лектуальные умения, умственный кругозор, система знаний), которые были заложены в основу уровня развития интеллектуальной культуры. Результаты экспериментальной группы (ЭГ) свидетельствуют о том, что 8% обучающихся первого курса и 57% обучающихся пятого курса вышли на творческий уровень развития интеллектуальной культуры. При этом 27% первокурсников и 34% выпускников показали продуктивный уровень. На репродуктивном уровне было соответственно 65% первокурсников и только 9% выпускников на пятом курсе показали репродуктивный уровень развития интеллектуальной культуры (ЭГ).
Как показывают наблюдения за дальнейшей деятельностью выпускников с высоким уровнем развития интеллектуальной культуры, они востребованы в научной, производственной, общественной деятельности.
Таким образом, высокий уровень развития интеллектуальной культуры предполагает активную включенность обучающихся в научно-практическую деятельность, ориентирующую на получение конкретного результата, что обеспечивает в будущем профессиональный успех, качество жизни специалиста, бакалавра различных направлений и специальностей.
Список литературы
1. Егорова Г.И. Миссия образования в развитии интеллектосферы и ноосферы глобализирующегося мира // Развитие ноосферных идей в педагогической науке и образовательной практике. - СПб -Тюмень: ТОГИРРО - РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. - 80 с.
2. Егорова Г.И. Технологии развития интеллектуальной культуры будущего специалиста: Учебное пособие для студентов, преподавателей высшей школы. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. - 188 с.
3. Егорова Г.И., Суртаева Н.Н. Интеллектуальная компетентность при подготовке специалиста в вузе: учеб. пособие. - СПб.: ИОВ РАО, 2003. - С. 61.
4. Ладенко И.С. Проблемы интеллектуального развития общества в условиях научно-технического прогресса / Концепция комплексных программ научных исследований. - Новосибирск: Препринт, 1990. - С. 15.
5. Мироедов А.А. Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития. - М.: Вопросы статистики, 2008. - 125 с.
References
1. Egorova G.I. Missiya obrazovaniya v razvitii intellektosfery i noosfery globaliziruyushchegosya mira // Razvitie noosfernyh idej v pedagogicheskoj nauke i obrazovatel'noj praktike. - SPb -Tyumen': TOGIRRO - RGPU im. A.I. Gercena, 2018. - 80 s.
2. Egorova G.I. Tekhnologii razvitiya intellektual'noj kul'tury budushchego specialista: Uchebnoe posobie dlya studentov, prepodavatelej vysshej shkoly. - Tyumen': TyumGNGU, 2016. - 188 s.
3. Egorova G.I., Surtaeva N.N. Intellektual'naya kompetentnost' pri podgotovke specialista v vuze: ucheb. posobie. - SPb.: IOV RAO, 2003. - S. 61.
4. Ladenko I.S. Problemy intellektual'nogo razvitiya obshchestva v usloviyah nauchno-tekhnicheskogo progressa / Koncepciya kompleksnyh programm nauchnyh issledovanij. - Novosibirsk: Preprint, 1990. - S. 15.
5. Miroedov A.A. Kachestvo zhizni v statisticheskih pokazatelyah social'no-ekonomicheskogo razvitiya. - M.: Voprosy statistiki, 2008. - 125 s.