УДК 377.031
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БАКАЛАВРОВ Г.И. Егорова
Д-р пед. наук, Тобольский индустриальный институт
(филиал Тюменского государственного индустриального университета),
egorovagi@list. ru
В статье представлена система процесса развития полиэтнической культуры бакалавров. Обосновано сочетание целевого, когнитивного, личностного, деятельностного, оценочного компонентов, направленных на приращение системы полиэтнических знаний, умений, качеств и опыта по их приобретению, с учетом усложнения видов поисковой деятельности, на основе принципов: гуманизма, интеграции, непрерывности, преемственности, диалога культур, межпредметности. Показано, что эффективность процесса достигалась путем реализации учебно-методическо-го комплекса (программы, содержательных модулей, комплекта средств на краеведческом материале) и педагогических условий для эффективного полиэтнического, межкультурного взаимодействия бакалавров. Обоснован краеведческий материал как элемент содержания, неотъемлемый уровень процесса развития полиэтнической культуры, средство образования личности. Раскрыты особенности средств на основе краеведческого материала, влияющих на поиск полиэтнической информации, смысла полиэтнического факта, явления с учетом содержательных вариативных и инвариантных содержательных направлений.
Ключевые слова: полиэтническая культура, полиэтническая культура как система и процесс, разноуровневые средства на основе краеведческого материала в активизации процесса и получения качественного результата.
POLYETHNIC CULTURE OF BACHELORS G.I. Egorova
Doctor of pedagogical sciences, Tobolsk Industrial Institute (Tyumen State Industrial University branch), [email protected]
The article deals with the system development process of a multi-ethnic culture of bachelors. The author proves the combination of such components as target, cognitive, personality, activity and evaluation which are aimed at the increase of the system of multiethnic knowledge, skills, qualities and experience to acquire them, given the complexity of the search activity types, based on the principles: humanity, integration, continuity, the dialogue between cultures and inter-disciplinary principle. It is shown that the efficiency of the process was achieved through the implementation of educational - methodical complex (program, content modules, a set of tools to study materials) and pedagogical conditions for effective multi-ethnic, intercultural interaction. Local history material, as part of the content, an essential level of the development process-ethnic culture, a means of education of the person is also substantiated. The peculiarities of the means on the basis of local history materials are developed that affect the search of multiethnic information, the meaning of a
multiethnic fact, taking into account the effects of content of variant and invariant content areas.
Keywords: multi-ethnic culture, multi-ethnic culture as a system and a process, the means of different levels based on local history material in the intensification of the process and the production of quality results.
Развитие высшей школы невозможно без осознания огромной роли полиэтнической культуры и полиэтнического образования,
самореализации педагога и обучающегося. Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение поликультурных ценностей
объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания полиэтнической личности
обучающегося. Но какие бы перемены ни происходили в высшей школе, все они обязательно касаются
преподавателя вуза, педагога и ученого как носителей научного знания, культурно-исторического опыта многонационального общества. В полиэтнической культуре обучающегося и педагога проявляется социокультурный, интеллектуальный, нравственный, полиэтнический
потенциал, который должен быть своевременно востребован и рационально использован.
К сожалению, имеющиеся научно-педагогические исследования,
передовой педагогический опыт приводят лишь к частичным усовершенствованиям компонентов
V» —.V»
полиэтнической культуры. В своей принципиальной основе ей не уделяется достаточного внимания, она остается неизменна. Объясняется это, на наш взгляд, недостаточным осознанием и теоретической
неразработанностью самой сути полиэтнической культуры
обучающегося, недооценкой
преобразований в содержании, технологии и результатах учебно-воспитательного процесса в вузе.
Необходимость повышения уровня развития полиэтнической культуры обусловлено возрастающими
требованиями к уровню
общекультурной и специальной подготовки выпускников вузов: сменой общеобразовательных
парадигм, утверждением новых ФГОС, фиксирующих ключевые требования к уровню развития общекультурных и профессиональных компетенций, с учетом перехода от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим; подготовкой будущих бакалавров к профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии. С этой целью педагогическая подготовка
преподавателей вузов,
удовлетворяющая требованиям
обучения, развития, воспитания обучающихся в рамках традиционной образовательной системы, оказалась сегодня малоэффективной для обеспечения действительного
профессионализма и компетентности будущих специалистов. Сложившаяся ситуация в высшей школе привела к возникновению противоречия между
требованиями, предъявляемыми обществом к уровню подготовки в новых социально-экономических условиях, и уровнем полиэтнической культуры обучающихся. Это противоречие порождает целый комплекс проблем, связанных с определением содержания
педагогической подготовки будущего педагога, выявлением возможностей и разработкой теоретических основ, условий и механизмов развития полиэтнической культуры будущего учителя.
Для разрешения этих проблем должны быть включены
социокультурные,
общепедагогические, личностно-творческие механизмы,
укрепляющие и стимулирующие педагогическую деятельность
преподавателя.
Отметим, что вопросы развития полиэтнической культуры отражены во многих нормативно-правовых
документах, регламентирующих
деятельность образовательных
учреждений. Федеральный закон Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 г., «Национальная доктрина образования Российской Федерации», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и другие документы указывают на
необходимость создания условий для развития полиэтнической культуры обучающихся, как условия построения российского гражданского общества [1]. Актуальность процесса развития полиэтнической культуры
подчеркивается ключевыми
направлениями развития
педагогического знания: кросс-культурное образование (Дж. Бэнкс),
школа диалога культур (B.C. Библер), поликультурное образование
(Л.Л. Супрунова), поли-культуризм в образовании (Г.М. Коджаспирова), поликультурное воспитание (A.A. Реан, А.Н. Джуринский), многокультурное образование (Г.Д. Дмитриев), сложнокультурный подход (В.А. Тишков), воспитание конвертируемого человека (В.Д. Семенов), глобальное образование (А.Ю. Коджаспиров) и многими другими.
Изучение и анализ современного состояние проблемы позволили уточнить сущностные основы понятия «полиэтническая культура» [2]. В нашем понимании полиэтническая культура - часть общей культуры личности и система взаимосвязанных компонентов: полиэтнических знаний (понятия, факты, явления
межэтнического характера из науки, истории, культуры различных этносов); умений межкультурного познания; личностных качеств (позитивное отношение к этническому общению), обеспечивающих готовность к межкультурному взаимодействию на основе толерантности, гуманности.
Учитывая многие авторские позиции [3, с. 25; 4, с. 27], мы говорим о сущностных основах процесса развития полиэтнической культуры, под которым понимаем сложную динамическую систему количественных и качественных изменений, происходящих в деятельности обучающегося в связи с овладением им полиэтнического опыта взаимодействия с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей его психики.
Полиэтнические знания бакалавра развиваются с учетом культурно-исторических достижений, традиций в
многоэтническом мире. Система полиэтнических умений бакалавра обеспечивает адаптацию личности в полиэтническом пространстве,
формирует готовность к
межэтническому взаимодействию с учетом развития собственных этнических ресурсов и задают широту полиэтнического взаимодействия.
Отметим и тот факт, что развитие полиэтнической культуры мы рассматриваем как процесс взаимообогащения этнический
культуры бакалавра, на основе краеведческого материала,
принципов гуманизма, интеграции, непрерывности, преемственности, диалога культур, межпредметности. Процесс развития полиэтнической культуры - это еще и результат, который проявляется в степени развития полиэтнических знаний, умений, качеств личности
обучающегося, что, на наш взгляд, обеспечивает высокий уровень полиэтничности как важного качества человека, живущего в
поликультурном обществе [5].
Нами разработаны специальные средства на основе краеведческого материала, включенные учебно-методический комплекс, среди них: средства на печатной основе (ситуативный уровень развития полиэтнической культуры) развивают первоначальное представление о полиэтнических явлениях, фактах; средства информационно-коммуникативных технологий (презентации Power Point; интерактивные занятия, Web весты), позволяющие
визуализировать, осуществлять поиск полиэтнической информации, смысла полиэтнического факта, явления с учетом содержательных направлений
(продуктивный уровень); система поисковых заданий, проектов исследовательского характера,
технологий (продуктивный уровень) развития полиэтнической культуры.
Отработанные и закрепленные полиэтнические умения, знания развиваются по спирали на основе операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения по поиску, закреплению полиэтнической
информации и положены в основу различного уровня развития. Ситуативный уровень связан с выполнением элементарно-
поисковых заданий по отработке полиэтнической информации:
поставьте вопрос, составьте карту по образцу; узнайте...; перескажите...; воспроизведите... и т.д. Здесь мы использовали средства на печатной основе: тексты, таблицы, именные, информационные карты
краеведческого содержания.
На допустимом уровне
использовали средства
информационно-коммуникативных технологий (презентации Power Point, интерактивные занятия, тренинги на основе краеведческого материала). При этом бакалавры были ориентированы на осознание структуры изучаемого материала (составление плана ответа, проведение доказательств,
осознание полиэтнических фактов, явлений, установление сходства и различия полиэтнических объектов, отнесение личного и общественного, единичного и многозначного, нахождение общего и т.д.).
Продуктивный уровень связан с выполнением проблемно-поискового задания (оцените результат; докажите верность выводов; придумайте
Едогоуа
способы предоставления
полиэтнической информации и т.д.). Здесь мы использовали элективные курсы, игровые технологии, исследовательские проекты.
Использование знаний из разных областей, нахождение
дополнительных источников для сравнения, самостоятельное
распределение объектов и их свойств, организация поисковой деятельности, рассмотрение объектов, явлений с различных точек зрения помогают выявить полиэтнические
закономерности.
Качественные изменения в развитии полиэтнических умений бакалавров определяются
сложностью поисковой деятельности по формированию нового знания. В рамках реализации ФГОС нового поколения нами проведено сопоставления компонентов
полиэтнической культуры и общекультурных и профессиональных компетенций.
Существенным моментом является обоснование процесса развития полиэтнической культуры с позиции совокупности подходов
(культурологического, полиэтнического, системно-
деятельностного, регионального, этнического), которые
методологически обеспечивают
встраивание процесса в
образовательную деятельность
учреждения. Руководством к действию является совокупность вытекающих принципов:
(преемственности - выявление связей между всеми участниками процесса); непрерывности - развитие полиэтнической культуры по вертикали и горизонтали
образовательного процесса);
гуманизма - признание каждого субъекта неповторимой личностью с этнических возможностей);
региональности - соотнесение процесса с реальным жизненным пространством региона); диалога культур - понимание представителей различных народностей,
межнациональное сотрудничество); межпредметных связей [2].
Для развития полиэтнической культуры имеет значение и отбор содержания с учетом принципов: научности, доступности,
систематичности, но при этом мы дополняем их, усиливая вариатив и инвариант содержания
краеведческим материалом [5]. Культурологическое направление повышает интерес бакалавров к региональным фактам, усиливает полиэтническую функцию знания (культура этносов и глобальные проблемы современности, роль культуры этноса в культуре наций и региональной культуре, в развитии региона). Историческое направление создает целостное представление об истории, роли края и величайших представителях региона в истории человечества (исторические
национальные персоналии региона в науке, первооткрыватели земли Сибирской, многонациональные стройки). Эколого-географическое направление раскрывает условия проживания этносов при быстрой смене технологий); социально-экономическое направление
показывает роль различных этносов в освоении природных ресурсов, стратегии устойчивого развития многонационального региона.
Освоение содержательных модулей
обеспечивает понимание,
накопление, проявление
полиэтнических знаний, умений, осознание их значимости для личности, межэтническое
взаимодействие - когнитивный компонент процесса.
Деятельностный компонент рассматривался с двух позиций: деятельности педагога и
деятельности обучающегося.
Деятельность педагога заключается в разработке и использовании краеведческого материала,
соответствующих содержанию
направлений, организации
деятельности бакалавров по составлению, применению, контролю усвоения информации с
использованием краеведческого материала; консультировании,
получении обратной связи. Деятельность бакалавров:
восприятие и осмысление информации, сопровождаемое
работой с краеведческим
материалом: средствами на печатной основе; ИК технологиями;
программами, элективными курсами; через сбор, обобщение, анализ краеведческого материала,
выделение структурных единиц, установление связей; выполнение поисковых заданий, презентаций. Деятельностный компонент
определялся внедрением в образовательную практику
мероприятий дополнительного
характера, научно-
исследовательскими, проектными работами (рефератами, научными статьями, конкурсами научных работ и т.д.).
Личностный компонент процесса развития полиэтнической культуры
связан с проявлением интереса к межэтническому взаимодействию, развитием полиэтнических качеств, коммуникативности, бесконфликтности, межнациональной идентичности, толерантности, что составляет основу общекультурных компетенций, является значимым не только с позиции нашего исследования, но и с позиции выполнения требований реализации ФГОС нового поколения.
Оценочный компонент позволяет провести оценку развития
компонентов процесса развития полиэтнической культуры по следующим показателям: тесты, контрольные, продуктивность научно-исследо-вательской, проектной
деятельности, портфолио достижений на основе использования
краеведческого материала.
На формирующем этапе в ходе реализации модели процесса развития полиэтнической культуры отмечали изменения в
полиэтнических знаниях, умениях. Контрольные работы включали предметные задания и знания по содержательным модулям на основе краеведческого материала. По результатам контрольной работы в каждой группе определяли средние значения конечных знаний (Кэ и Кк), рассчитывали средний для обоих видов групп показатель прироста полиэтнических знаний (ПЗ) за первый год обучения с введением экспериментального фактора.
Средний прирост полиэтнических знаний (ПЗ) для контрольных групп эксперимента составил ПЗк =3,24%, для экспериментальной группы - ПЗэ = 7,47%. Эффективность
методической системы на начальном
этапе ее реализации оценивалась по разности среднего прироста полиэтнических знаний (ПЗср) для экспериментальных и контрольных групп: ПЗср = Дэ - Дк = 7,47 -
3,24 = 4,23%. Динамика
Если на первом этапе ситуативный уровень полиэтнических умений демонстрировали в группе КГ! 49% обучающихся контрольной группы, допустимый - 39%, продуктивный -12%, то на завершающем этапе в этой же группе зафиксированы следующие результаты: ситуативный уровень показали 45%, допустимый -46%, продуктивный - 14% бакалавров. Увеличение по продуктивному уровню составило 2% студентов. В экспериментальных группах прирост полиэтнических
уровней прироста когнитивного критерия на основе использования краеведческого материала
(полиэтнические знания)
представлена на рисунке 1.
умений на продуктивном уровне составил 13%. Полиэтнические умения (межкультурная
коммуникация), освоение
полиэтнической информации на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения материала
(общеучебные, логические умения), межэтническое взаимодействие
(личностные качества), коррекция, рефлексия, выработка гуманного отношения, чувства гордости к человеку другой национальности, толерантность (личностные качества)
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
54% 55%
49% 48% 48% 45%
□
КГ1
□ КГ2
□ ЭГ1
□ ЭГ2
до после
Ситуативный уровень (%)
до после
Допустимый уровень(%)
до после
Продуктивный уровень%
Рисунок 1. Динамика уровней прироста полиэтнических знаний на основе использования краеведческого материала (когнитивный критерий процесса)
Едогоуа
бакалавров по этапам реализации на третьем этапе (рисунок 2). модели имели высокие показатели
Рисунок 2. Средняя выраженность полиэтнических умений по этапам реализации модели
Изменения личностного
компонента процесса развития полиэтнической культуры отмечены следующие. При одинаковых стартовых результатах в
экспериментальной группе в конце
эксперимента ситуативный уровень показали 18%, допустимый - от 55%, продуктивный - 27% бакалавров. При этом отмечали прирост
полиэтнических качеств (рисунок 3).
Коммуникативность
Уровень конфликтности
Межличностное взаимодействие
Толерантность
Полиэтнический интерес
■Ряд1
до эксперимента
Ряд2после
Рисунок 3. Лепестковая диаграмма динамики личностного компонента процесса развития полиэтнической культуры
1
5
2
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по всем отборочным критериям
(деятельностному, когнитивному, личностному) показал, что качественная успеваемость, общая успеваемость, накопительный рейтинг были выше в экспериментальных группах, где осуществлялось внедрение модели процесса развития полиэтнической культуры.
Достоверность различий
результатов, полученных в ходе эксперимента, определялась с помощью критерия Фишера для уровня значимости 0,05. Анализ
статистических данных показал Fкрит>Fэмп (3,44>1,92; 3,44>1,42; 3,44>1,18) для всех уровней развития полиэтнических умений, что
доказывает отличие в развитии полиэтнических умений обучающихся экспериментальных и контрольных групп. Полученные в результате констатирующего и обучающего эксперимента данные позволяют сделать вывод об эффективности предлагаемой модели процесса развития полиэтнической культуры средствами краеведческого
материала.
Список литературы
1. Егорова Г.И. Сущностные основы полиэтнической культуры современной образовательной системы // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. -№ 2 (37). - С. 92-94.
2. Егорова Г.И. Формирование полиэтнической культуры как основа социализации обучающихся в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/120-16863
3. Заббарова М.Г. Формирование полиэтнической культуры подростков в процессе усвоения традиций народов Поволжья: автореф. дис... канд. пед. н. - Ульяновск, 2014. - 24 с.
4. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений: автореф. дис... д. пед. н. - Саранск, 2012. - 41 с.
5. Сязи Н.М. Теория полиэтнической культуры: содержание и сущность // Преподавание истории в школе. - 2015. - № 4. - С. 44-48.
The list of references
1. Egorova G.I. Sushchnostnye osnovy poliehtnicheskoj kul'tury sovremennoj obrazovatel'noj sistemy // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Sociologiya. EHkonomika. Politika. - 2013. - № 2 (37). -S. 92-94.
2. Egorova G.I. Formirovanie poliehtnicheskoj kul'tury kak osnova socializacii obu-chayushchihsya v sovremennyh usloviyah // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 5. -[EHlektronnyj resurs]. URL: www.science-education.ru/120-16863
3. Zabbarova M.G. Formirovanie poliehtnicheskoj kul'tury podrostkov v processe usvoeniya tradicij narodov Povolzh'ya: avtoref. dis. kand. ped. n. - Ul'yanovsk, 2014. - 24 s.
4. Karpushina L.P. EHtnokul'turnyj podhod kak faktor socializacii uchashchihsya obshcheobra-zovatel'nyh uchrezhdenij: avtoref. dis... d. ped. n. - Saransk, 2012. - 41 s.
5. Syazi N.M. Teoriya poliehtnicheskoj kul'tury: soderzhanie i sushchnost' // Prepodavanie istorii v shkole. - 2015. - № 4. - S. 44-48.