Научная статья на тему 'Интеллектуальная компетенция школьников в контексте литературного образования: содержательный аспект'

Интеллектуальная компетенция школьников в контексте литературного образования: содержательный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ЗНАНИЙ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTELLECTUAL COMPETENCE / COMPONENTS OF KNOWLEDGE STRUCTURE / ACADEMIC ACHIEVEMENTS / LEVELS OF COMPETENCE DEVELOPMENT / LITERARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залуцкая Светлана Юрьевна, Никонова Надежда Ильинична

В статье характеризуется термин «интеллектуальная компетенция» в контексте литературного образования школьников. Представлена и описана содержательная структура интеллектуальной компетенции учащихся, формируемой на уроках литературы с опорой на личностно ориентированный, деятельностный, культурологический, аксиологический и компетентностный подходы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Раскрыты содержательные характеристики уровней (пороговый, повышенный, высокий) сформированности интеллектуальной компетенции школьников применительно к предмету «Литература». В результате обобщений определены критерии, показатели и методы диагностики исследуемой компетенции. В заключение утверждается, что благодаря развитию интеллектуальной компетенции на уроках литературы у школьников формируются способность и готовность искать и обрабатывать информацию, использовать новые технологии ее усвоения, организовывать собственные приемы обучения, а также готовность включаться в деятельность, сотрудничать и способность к рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual competence of school students in the context of literary education: a substantive aspect

The term ‘intellectual competence’ is defined in the context of literary education of school students. The research presents and describes the substantive structure of the above-mentioned skill developed in literature classes based on person-centered, activity-based, cultural, axiological, and competency-based approaches according to the requirements of the Federal State Educational Standard of Secondary (Complete) General Education. The characteristics of the levels (threshold, higher, highest ones) of school students’ intellectual competence development in relation to Literature are revealed. The criteria, indicators and diagnostic tools for a competence under review are generalized and determined. The authors argue that the development of the intellectual competence in literature lessons helps school students acquire the ability and readiness to seek and analyze information, use new technologies to digest it, apply their own learning techniques as well as lead to the willingness to be involved in activities, cooperation, and reflection.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная компетенция школьников в контексте литературного образования: содержательный аспект»

УДК 37.03:372.882

htt ps ://d oi.org/10.24158/spp.2018.5.13

Залуцкая Светлана Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

Никонова Надежда Ильинична

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация:

В статье характеризуется термин «интеллектуальная компетенция» в контексте литературного образования школьников. Представлена и описана содержательная структура интеллектуальной компетенции учащихся, формируемой на уроках литературы с опорой на личностно ориентированный, деятельностный, культурологический, аксиологический и компетентностный подходы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Раскрыты содержа-тельные характеристики уровней (пороговый, повышенный, высокий) сформированности интеллектуальной компетенции школьников применительно к предмету «Литература». В результате обобщений определены критерии, показатели и методы диагностики исследуемой компетенции. В заключение утверждается, что благодаря развитию интеллектуальной компетенции на уроках литературы у школьников формируются способность и готовность искать и обрабатывать информацию, использовать новые технологии ее усвоения, организовывать собственные приемы обучения, а также готовность включаться в деятельность, сотрудничать и способность к рефлексии.

Ключевые слова:

интеллектуальная компетенция, компоненты структуры знаний, предметные результаты, уровни сформированности компетенции, литературное образование.

Zalutskaya Svetlana Yuryevna

PhD in Education Science, Professor, Russian Language and Literature Teaching Techniques Department, North-Eastern Federal University

Nikonova Nadezhda Ilyinichna

PhD in Education Science, Associate Professor, Russian Language and Literature Teaching Techniques Department, North-Eastern Federal University

INTELLECTUAL COMPETENCE OF SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF LITERARY EDUCATION: A SUBSTANTIVE ASPECT

Summary:

The term 'intellectual competence' is defined in the context of literary education of school students. The research presents and describes the substantive structure of the above-mentioned skill developed in literature classes based on person-centered, activity-based, cultural, axiological, and competency-based approaches according to the requirements of the Federal State Educational Standard of Secondary (Complete) General Education. The characteristics of the levels (threshold, higher, highest ones) of school students' intellectual competence development in relation to Literature are revealed. The criteria, indicators and diagnostic tools for a competence under review are generalized and determined. The authors argue that the development of the intellectual competence in literature lessons helps school students acquire the ability and readiness to seek and analyze information, use new technologies to digest it, apply their own learning techniques as well as lead to the willingness to be involved in activities, cooperation, and reflection.

Keywords:

intellectual competence, components of knowledge structure, academic achievements, levels of competence development, literary education.

Современному обществу требуются конкурентоспособные, интеллектуально мобильные личности, обладающие творческим мышлением, способные оперативно реагировать на все трансформации социального, профессионального и образовательного пространств. Конкурентоспособный - значит выполняющий лучше других свою деятельность в условиях общественной системы, своевременно и самостоятельно пополняющий свои знания, овладевающий умениями и навыками, которые направлены в первую очередь на получение новых знаний и создание собственного образовательного продукта. Интеллектуально мобильный - адекватно реагирующий на изменения в обществе, обладающий высокой гибкостью мышления, способный оценивать свою компетентность, контролировать поиск цели, индивидуализировать стратегии деятельности, поддерживая свой творческий и социальный потенциал. Базовые компетенции интеллекту-

ально мобильной личности формируются в условиях специально организованной образовательной среды, функционирующей в соответствии с положениями федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС).

Требования действующего федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) [1] к выпускнику, освоившему образовательную программу, выражены в личностных, метапредметных и предметных результатах. Предметные результаты в области «Филология» (учебный предмет «Литература») включают набор предметных компетенций, характеризуют умения аналитически мыслить, критически оценивать художественные произведения «в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания» (ФГОС, ч. II, п. 9.1.1) [2].

Согласно рекомендациям ФГОС среднего (полного) общего образования, который определяет траекторию перспективного развития интеллектуальной деятельности учащихся в сотрудничестве с педагогом, учебный процесс предполагает непрерывную и динамичную интеграцию наук. Это, в свою очередь, требует разработки и реализации индивидуальной образовательной программы, направленной на развитие активной мыслительной деятельности учащихся, в том числе в процессе литературного образования. Иными словами, на уроках литературы педагог не просто знакомит школьников с художественными произведениями и историей их создания, а организует диалог учеников с писателем и героями, самим собой, актуализирует эмоциональное восприятие текстов, мотивирует на осознание художественной картины мира, в процессе чего формируются ведущие в области «Филология» компетенции: коммуникативная, информационная, интеллектуальная, читательская, культуроведческая. Они логично встроены в типологию ключевых компетенций А.В. Хуторского [3]. Автор определяет ценностно-смысловые, информационные, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникативные, социально-трудовые компетентности и компетентности личностного самосовершенствования. Среди них выделим последние, направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.

К понятию «интеллектуальная компетенция», ее структуре и содержанию в педагогической науке стали обращаться сравнительно недавно. В отсутствие однозначной трактовки данного понятия (И.А. Зимняя [4], Р. Глейзер [5], М.А. Холодная [6], Дж. Равен [7], А.В. Хуторской [8] и др.) обозначим ее как «совокупность компетенций, включающую элементы логической, методологической, общеучебной деятельности школьников, соотнесенной с реально познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности учащегося. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблемы» [9, с. 119].

Чаще всего в структуру компетенции включены образовательный результат, приобретенные знания, умения и навыки, проявляющиеся в определенной деятельности, деятельностный результат, способность человека к выполнению задач, способы деятельности, практико-ориен-тированный опыт. Поэтому приходим к выводу, что интеллектуальная компетенция предполагает наличие у учащихся сформированного интеллектуально обусловленного опыта, способности действовать самостоятельно и осмысленно в условиях адекватного применения знаний, умений и навыков. Стержнем интеллектуальной компетенции является интеллект - явление, характеризующееся учеными как сложное и многомерное, предполагающее наличие умений мыслить, размышлять, анализировать.

Интеллектуальная компетенция, формируемая в процессе литературного образования школьников, является «ключевой» и рассматривается как «метаспособность, которая, устанавливая степень познания субъектом теории и истории русской литературы, характеризуется особым типом организации предметно-специфических знаний и эффективными стратегиями принятия решений в данной предметной области» [10, с. 4]. Успешное образование интеллектуальной компетенции опирается на личностно ориентированный, деятельностный, культурологический, аксиологический и компетентностный подходы. Целенаправленная реализация методов и технологий формирования интеллектуальной компетенции на уроках литературы, применение главных принципов, характерных им, в комплексе позволяют учителю организовать образовательный процесс с учетом специфики предмета и требований ФГОС.

На основании проведенного контент-анализа научной литературы по проблеме исследования, анализа результатов опытно-экспериментальной работы учителя литературы А.К. Федоровой [11] нами было выявлено содержание осваиваемых элементов интеллектуальной компетенции учащихся, формируемой на уроках литературы в старших классах.

Таблица 1 - Содержание осваиваемых в процессе литературного образования

учащихся 10-11-х классов элементов интеллектуальной компетенции

Осваиваемые элементы компетенции Технологии формирования Средства и технологии оценки

Знает

содержание изучаемых художественных произведений, теоретико-литературные понятия Диалоговые технологии, проблемное обучение Контрольные работы, опрос, тест, поисковая деятельность, исследовательская деятельность

логику развития историко-литературного процесса на материале темы, значение творчества писателя для литературного процесса ИКТ, технологии проблемной интеграции, технологии критического мышления Контрольные работы, опрос, тест, поисковая деятельность

основные биографические сведения об изучаемом писателе, особенности произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества писателя для литературного процесса Исследовательская деятельность, диалоговые технологии, проектные технологии Контрольные работы, опрос, тест, защита проектов и исследовательских работ, исследовательская деятельность

Умеет

анализировать произведения, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями Проблемное обучение, исследовательская деятельность, технологии дебатов, технологии проблемной интеграции Опрос, проверочная работа, контрольные работы, тест

эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц Литературные практикумы, ИКТ, технология медленного чтения, технология диалога, технология творческих мастерских Терминологический диктант, практические работы, опрос, индивидуальные сообщения, исследовательская деятельность, литературное творчество

видеть главное в прочитанном тексте, аргументированно формулировать свое отношение к произведению Литературные практикумы, диалоговые технологии Рецензии, опрос, проверочные работы, исследовательская деятельность, литературное творчество

Владеет

монологическим устным и письменным ответом, различными видами пересказа, анализом и интерпретацией произведения Диалоговые технологии, технологии критического мышления, исследовательская деятельность, технологии интерпретации текста, технология проблемной интеграции, технология творческих мастерских Контрольные работы, письменные работы (сочинение, отзыв, рецензии), компетентностно-ориентированные задания, поисковая деятельность, исследовательская деятельность, литературное творчество

умением составлять планы и писать отзывы о произведениях; навыком написания сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; умением сопоставлять произведения разных видов искусства

умением целенаправленно вести поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними

На основании выделенных с учетом требований ФГОС осваиваемых на уроках литературы элементов интеллектуальной компетенции определены уровни сформированности последней (таблица 2).

Рассматривая интеллектуальную компетенцию как метаспособность, выходящую за пределы предметных результатов, возможно разработать диагностические материалы, контрольно-оценочные процедуры, позволяющие определить уровень сформированности компетенции учащихся. Так, например, на основании выделенных осваиваемых учащимися элементов содержания и уровней сформированности интеллектуальной компетенции определим критерии, по которым осуществляется диагностика исследуемой компетенции с целью оценки результативности процесса ее формирования на уроках литературы. Критерии, описание и методы их исследования представлены в таблице 3.

Таблица 2 - Уровни сформированности интеллектуальной компетенции учащихся в контексте литературного образования_

Уровень сформированности компетенции Основные признаки уровня сформированности компетенции

Пороговый Знает на общем базовом уровне литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения; базовые теоретико-литературные понятия; основные факты историко-литературного процесса, жизни и творчества писателя

Умеет на общем базовом уровне анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (проблематика, тема, пафос, система образов, жанр, композиция, художественное время и пространство, мотивы, символы, детали и др.); целенаправленно находить, анализировать, синтезировать справочную информацию и применять ее

Владеет на общем базовом уровне навыками создания связного текста различных жанров по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; навыками диалогической речи, дискуссии для развития своего интеллектуального уровня

Повышенный Знает на адаптивном уровне литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения; теоретико-литературные понятия; факты историко-литературного процесса, жизни и творчества писателя

Умеет на адаптивном уровне анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (проблематика, тема, пафос, система образов, жанр, композиция, художественное время и пространство, мотивы, символы, детали и др.); целенаправленно находить, анализировать, синтезировать справочную информацию и применять ее; устанавливать связи с произведениями других видов искусства

Владеет на адаптивном уровне навыками создания связного текста различных жанров по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; навыками сопоставления произведений различных видов искусства; навыками диалогической речи, дискуссии для развития своего интеллектуального уровня

Высокий Знает литературные произведения, предназначенные для профильного уровня; теоретико-литературные понятия для углубленного анализа текста; закономерности историко-литературного процесса, факты жизни и творческого пути писателя; историко-культурный контекст произведения

Умеет глубоко анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (проблематика, тема, пафос, система образов, жанр, композиция, художественное время и пространство, мотивы, символы, детали и др.); целенаправленно находить, анализировать, синтезировать справочную информацию и применять ее; устанавливать связи с произведениями других видов искусства; раскрывать роль художественной литературы в духовном и культурном развитии общества

Владеет устойчивыми навыками создания связного текста различных жанров по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; навыками сопоставления произведений различных видов искусства; навыками литературного творчества; навыками диалогической речи, дискуссии для развития своего интеллектуального уровня

Таблица 3 - Крите

}ии исследования интеллектуальной компетентности

Критерий Показатель Метод диагностики

Интеллектуальное развитие Общий уровень интеллекта, обучаемость, лабильность Методика «Интеллектуальная лабильность» (модификация С.Н. Костроминой) [12]

Стиль саморегуляции поведения Методика диагностики «стилевой саморегуляции поведения» В.И. Моросановой [13]

Уровень понимания информации Способность дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных Тест Дж. Равена [14]

Логическое мышление Методика «Количественные отношения» [15]

Следует отметить, что критерии исследования интеллектуальной компетентности основываются на показателях, связанных с интеллектуальным развитием учащихся, уровнем понимания информации, логического мышления, что отражает интеллект, интеллектуальные способности школьников, на которые ориентируется учитель литературы при формировании интеллектуальной компетенции.

Результаты, полученные при обследовании учащихся, позволяют разработать дорожную карту формирования интеллектуальной компетенции каждого школьника, определить адекватные педагогическим условиям образовательной организации технологии, приемы и методы преподавания литературы с учетом ее специфики как учебного предмета.

Образовательная практика убеждает, что интеллектуальная компетенция обеспечивает фундамент для освоения человеком всех образовательных областей без исключения, в том числе и такой эмоциональной, обращенной к внутреннему миру личности, как литература. Это обусловлено тем, что в интеллектуальной компетенции получают концентрированное воплощение все компоненты общепредметного содержания образования: общекультурные знания об изучаемых явлениях, общеучебные навыки, умения, надпредметные способы деятельности. Благодаря этому у учащихся формируются способность и готовность искать и обрабатывать информацию, использовать новые технологии ее усвоения, организовывать собственные приемы обучения, а также готовность включаться в деятельность, сотрудничать и способность к рефлексии.

Представленное описание элементов содержания интеллектуальной компетенции по литературе обусловлено требованиями ФГОС по данной дисциплине, которые сегодня активно обсуждаются профессиональным экспертным сообществом. Проведенное исследование убеждает, что требования образовательного стандарта к содержанию литературного образования и компетенциям как результатам подготовки учащихся нуждаются в детализации и корреляции с требованиями итогового сочинения, носящего надпредметный характер, и государственной итоговой аттестации.

Ссылки:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: 1пПр://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 04.04.2018).

2. Там же.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

5. Glaser R. Education and Thinking: The Role of Knowledge // American Psychologist. 1984. Vol. 39, no. 2. P. 93-104.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2002. 272 с.

7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация : пер. с англ. М., 2002. 395 с.

8. Хуторской А.В. Указ. соч.

9. Холодная М.А. Указ. соч. С. 119.

10. Федорова А.К. Формирование интеллектуальной компетенции на уроках литературы в старших классах : автореф. магист. дис. Якутск, 2016. 16 с.

11. Zalutskaya S.Y., Oshchepkova A.I., Nikonova N.I. Practice of Teaching Cross-cultural Communication to Humanities Master Students: Regional Specifics // Man in India. 2017. No. 6. P. 109-122.

12. Психология подростка : практикум / под ред. А.А. Реана. СПб., 2003. С. 43-46.

13. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 2001. 191 с.

14. Прогрессивные матрицы Равена : метод. рек. / сост. и общ. ред. О.Е. Мухордовой, Т.В. Шрейбер. Ижевск, 2011. 70 с.

15. Психологические тесты : в 2 т. / под ред. А.А. Карелина. М., 2002. Т. 1. 312 с.

References:

Fedorova, AK 2016, The development of intellectual competence in literature classes in high school, master's thesis abstract, Yakutsk, 16 p., (in Russian).

Glaser, R 1984, 'Education and Thinking: The Role of Knowledge', American Psychologist, vol. 39, No. 2, pp. 93-104. https://doi.org/10.1037//0003-066x.39.2.93.

Karelin, AA (ed.) 2002, Psychological tests, in 2 vols., Moscow, vol. 1, 312 p., (in Russian).

Kholodnaya, MA 2002, Psychology of intelligence: research paradoxes, 2nd ed., St. Petersburg, 272 p., (in Russian). Khutorskoy, AV 2003, 'Key competences as a component of person-centered education', Narodnoye obrazovaniye, No. 2, pp. 58-64, (in Russian).

Morosanova, VI 2001, Individual style of self-regulation: phenomenon, structure and functions in the arbitrary activity of a person, Moscow, 191 p., (in Russian).

Mukhordova, OE & Shreyber TV (comps.) (eds.) 2011, Raven's Progressive Matrices, Izhevsk, 70 p., (in Russian). Raven, J 2002, Competence in modern society: identification, development and implementation, Moscow, 395 p., (in Russian).

Rean, AA (ed.) 2003, Psychology of a teenager: a workshop, St. Petersburg, pp. 43-46, (in Russian). Zalutskaya, SY, Oshchepkova, Al & Nikonova, NI 2017, 'Practice of Teaching Cross-cultural Communication to Humanities Master Students: Regional Specifics', Man in India, No. 6, pp. 109-122.

Zimnyaya IA 2004, Key competences as the effective target basis of competency-based approach in education, Moscow, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.