ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 4. С. 207-210.
УДК 1
Е.А. Горчицкая
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭЛИТА С ПОЗИЦИЙ ФИЛОСОФИИ:
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
Осмысливаются, анализируются и сравниваются такие понятия, как интеллигенция, интеллектуалы и элита. Данная работа не только раскрывает семантическую близость и взаимозависимость вышеприведенных понятий, но и очерчивает их смысловые границы. Автор считает, что представители этих групп являются трансляторами высших культурных норм и ценностей, что, в свою очередь, способствует росту культурного уровня всего общества, его прогрессу.
Ключевые слова: интеллигенция, интеллектуалы, элита, общество, власть, знание.
Динамика меняющегося мирового сообщества требует повышенного внимания к интеллектуальной элите. Приход информационной эпохи влечет за собой изменения в приоритетах сознания и требует от своих современников более качественного мышления. Если XX в. был эпохой «восстания масс», то наступающая эпоха с ее более жесткими требованиями к информационным технологиям станет эрой господства интеллектуальной элиты.
В настоящее время существует огромное число исследований, дискуссий и направлений анализа, примыкающих к проблеме интеллектуальной элиты. Данная проблема проанализирована во множестве разноплановых аспектов, в частности в некоторых научных дисциплинах: культурологии (докторская диссертация С.С. Комиссаренко «Духовно-интеллектуальная элита как феномен отечественной культуры»); политологии (кандидатская диссертация А. А. Кравца «Интеллектуальная элита как субъект государственной идеологии в России»). Теоретический аспект проблемы связан с тем, что в науках, изучающих элиты (в социологии, культурологии, философии, социальной психологии, политологии, антропологии, педагогике), доминируют социологические аспекты анализа, а объектом изучения выступают преимущественно политические и экономические элиты. Менее всего изучена интеллектуальная элита и практически отсутствуют ее исследования с позиций философии. На философском уровне абсолютно не отработан категориальный аппарат (например, соотношение таких понятий, как интеллектуальная элита, духовное, интеллектуальное и элитарное, рациональное и интеллектуальное, неинтеллектуальное, интеллигибельный и т. д.). Нет научного инструментария, объективных критериев, которые бы позволяли относить конкретного человека к интеллектуальной элите общества.
Термин «интеллектуальная элита» достаточно часто встречается в современной научной литературе. Данное словосочетание также вошло в обыденное сознание и в обиход средств массовой информации. Однако далеко не всегда этот термин используется с должной степенью рефлексии, как правило, служа простым синонимом к понятиям «высокообразованные», «высококультурные», «интеллигенция» или «эрудиты» и употребляясь в различных контекстах, вне сколько-нибудь
© Е.А. Горчицкая, 2011
определенных смысловых рамок. Между тем абсолютно ясно, что без введения любого понятия в хотя бы наиболее общие рамки такого рода сам диалог вокруг него будет беспредметен, да и вообще невозможен. Именно поэтому мы считаем необходимым поставить вопрос о том, что же собственно нужно подразумевать под самим выражением «интеллектуальная элита общества» с точки зрения философии.
В философии данный термин имеет множество трактовок. Первым историческим и философским феноменом интеллектуальной элиты можно назвать Клуб Мудрецов. Интеллектуальную элиту как особую группу впервые выделяет в своем творчестве Платон. У Платона человеческое познание делится на знание и мнение. Знание доступно интеллекту философов, а мнение - интеллекту толпы. Следовательно, интеллектуальная элита - хранитель и носитель высшего знания [3, с. 14]. Не менее любопытны точки зрения Л. Бодена и Х. Ортеги-и-Гассета. К элите, по мнению Бодена, принадлежат люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу. Ортега-и-Гассет относит к элите лиц с исключительными интеллектуальными способностями и наивысшим чувством ответственности. К данной точке зрения близка меритократическая концепция. Ее авторы Белл и Янг исходят из того, что подлинная элита - это не просто те, кто волей рождения или случая оказался «наверху», но элита заслуг, элита ума, образованности, интеллектуального и морального превосходства, эрудиции, творческого потенциала. Термин «меритократия» введен в научный оборот М. Янгом в 1958 г. «Ме-ритократическое» общество характеризуется тем, что в нем человек поднимается наверх благодаря собственным стараниям и способностям. На вершине государственной организации находятся самые умные и деловые люди - элита. Дистрибутивные отношения в этом обществе, естественно, воплощают в себе принципы «меритократической справедливости», девизом которой является «каждому - по его заслугам» [2, с. 214].
В настоящее время среди философов существует несколько подходов к определению интеллектуальной элиты. Профессор Здравомыслов дает следующее определение: интеллектуальной элитой является та часть общества, которая производит рациональность во всех областях деятель-
ности. Если люди признают рациональное мышление как некоторую базовую основу своих действий, то значит, они подвержены влиянию интеллектуальной элиты. Владимир Шадриков считает, что к интеллектуальной элите относятся люди, обладающие следующими характеристиками: личными интеллектуальными достижениями в какой-либо области; ответственностью за предлагаемые решения; финансовой независимостью; ориентиром на национальные интересы. Профессор Владимир Ядов полагает, что к интеллектуальной элите принадлежат люди, открывающие смыслы бытия будущего и настоящего для остального общества. Яков Паппэ утверждает, что к интеллектуальной элите относится группа людей, чьи достижения признаются обществом и чей образ жизни, идеалы и ценности являются либо эталонными, либо высокоуважаемыми в обществе [4].
Лев Гудков выделяет три основные функции интеллектуалов в современном обществе: систематическую инновацию; критику и отбор наиболее важного и ценного; хранение и ретрансляцию всего того, что составляет интеллектуальный ресурс общества. Тех, кто демонстрирует наивысшие достижения в этих трех функциональных видах интеллектуальной деятельности, характеризуют общим словом «элита» [1, с. 206].
Рассмотрев данные определения, можно сделать вывод, что именно с позиций философии утверждается в качестве центральной идея о необходимости высшего интеллектуального слоя, который определяет общественную динамику и является той референтной группой, на чьи ценности, считающиеся образцовыми, ориентируется общество. Это или носители традиций, скрепляющих, стабилизирующих общество, или, в иных социальных ситуациях (обычно кризисных), наиболее активные, пассионарные элементы населения, являющиеся инновационными группами.
Главная проблема интеллектуальной элиты в том, что ее трудно бывает порой идентифицировать, так как многие ее представители часто находятся в составе иных типов элит, а это, в свою очередь, накладывает определенный отпечаток на общее положение критериев и оценок самой интеллектуальной элиты. Учитывая принцип многоосновности выделения элит (плюрализм элит), можно выделить множество профессиональных и локаль-
Интеллектуальная элита с позиций философии: структура и функции
209
ных элит. Обычно на уровне общества, страны выделяются элиты: политическая, деловая (бизнес-элита) и интеллектуальная. Интеллектуальная элита представляет собой разнокачественный, разнородный состав. Профессор К.А. Абульханова разделяет интеллектуальную элиту на следующие группы:
- в состав первой входят интеллектуалы, которые осмысливают, рефлексируют и объясняют социальные, политические, экономические проблемы, события, процессы, происходящие в обществе. В их число входят ученые, политики, журналисты и другие профессионалы. И в целом именно они оказывают влияние через печать, через различные СМИ на широкую публику, на массовое сознание в тех случаях, когда бывают приглашены к принятию участия в каких-либо решениях или, имея соответствующий статус, некоторым образом влияют на принятие этих решений;
- вторую группу представляют те профессионалы-ученые, которые своими научными исследованиями и разработками реально способствуют научно-техническому прогрессу, поддержанию мирового престижа страны, особенно в области инновационных технологий. Они вносят ощутимый вклад в развитие промышленности и экономики страны;
- третью группу составляют профессионалы с высоким уровнем компетентности, опытом и практическим мышлением, способностью к принятию решений в условиях неопределенности, быстрых изменений. Это управленцы разного уровня и профиля. И именно от их интеллектуальных способностей зависит успешность разного рода организаций, предприятий, инициатив. Это люди, обладающие не только научными знаниями, но и практическим социальным мышлением, которое иногда просто отождествляют с организаторскими способностями;
- к последней группе относятся деятели системы образования, педагоги, которые выращивают интеллектуальный потенциал следующего поколения;
- существует еще очень небольшая группа, скрытое сообщество разного рода экспертов, выполняющих функцию профессиональной, социальной и прочей оценки путем участия в различных организациях, фирмах [4].
На основе данной классификации можно констатировать, что интеллектуальной элите имманентно присуще разнообразие, в ней не может быть единства.
Интеллектуальная элита персонально может пересекаться с другими элитными группами, например, с политической или правящей элитами, но у каждой из них свои функции.
Функции интеллектуальной элиты -это производство и распространение знаний и идей, формирование интеллектуального потенциала общества, информирование его о событиях и помощь в их оценке. Далее следует отметить и своеобразную роль интеллектуальной элиты. В сущности, она лишена власти и не располагает никакими реальными ресурсами ее осуществления. В отличие от бизнес-элиты она лишена денег, не имеет орудий насилия, как правящая политическая элита и бюрократия. Но ее влияние основывается на информации, идеях и оценках, которые она продуцирует и распространяет. Интеллектуальная элита питает своими продуктами и власть, и бизнес, а также общество, формируя его настроения и сознание, идеологию, социальные институты и ценности. Поэтому, учитывая особую роль интеллектуальной элиты, следует обратить внимание на возможность создания альянса элит, который бы включал в себя политическую, экономическую и интеллектуальную элиты. Данный альянс (власть - бизнес - интеллект) оказал бы реальную помощь в решении проблем, связанных с территориальным и государственным развитием.
Исследуя интеллектуальную элиту с позиций философии, мы должны попытаться как-то локализовать ее и найти общие критерии принадлежности к ней. Для этого нам прежде всего необходимо определить саму сущность интеллектуализма, а также ограничить интеллектуальную элиту как от массы, так и от близких к ней в культурном отношении социальных слоев. Критерии принадлежности к интеллектуальной элите в таком случае вырисовываются следующие:
1. Элита - понятие социальное, включающее в себя и ведущую роль определяемой данным термином социальной группы в функционировании и развитии общества. Поэтому принадлежность к интеллектуальной элите определяется участием индивида в проложении «магистральных» путей культурно-интеллектуального развития общества, в создании или оформлении новых этико-поведенческих моделей, научных взглядов, философских систем и т. д. Данный критерий помогает отличить представителей интеллектуаль-
ной элиты как от полагающих себя интеллектуалами одиночек-маргиналов, не
внесших никакого существенного вклада в создание духовно-интеллектуального облика своей либо последующей эпохи, так и от интеллигенции, т. е. от достаточно широкого слоя рядовых работников умственного труда. Также важно обращать внимание на то, воспринимается ли тот или иной человек именно как интеллектуал, как серьезный авторитет в «умственном» плане.
2. Существование интеллектуальной элиты на протяжении длительного периода времени немыслимо без интеллектуальной традиции, а значит, без преемственности в сфере высокого образования. В соответствии с этим важным фактором, делающим человека представителем интеллектуальной элиты, является причастность его к высшему образованию по меркам той или иной эпохи, вне которого интеллектуал практически не мог сформироваться.
3. Интеллектуальной жизни общества присуща не только интеллектуальная традиция (форма накопления и передачи знаний), но и интенсивное интеллектуальное творчество. Представители интеллектуальной элиты кроме образования, эрудиции и начитанности должны обладать также способностью к творчеству, умением использовать свои знания для выработки оригинального и нового в сфере умственной деятельности.
4. Для подлинного интеллектуала умственный труд и интеллектуальное творчество являются образом жизни, экзистенциальной тягой к поиску вечных истин.
Известный ученый Тойнби в своих работах дает самую высокую оценку интеллектуальной элите. Он считает, что интеллектуальная элита - хоть и небольшой слой, но самый ценный. Основа его концепции в том, что единственным подлинным творцом всех достижений является
интеллект. Интеллект - самое большое богатство страны [5]. Поэтому, как нам кажется, не стоит забывать о принципах сохранения и пополнения интеллектуальной элиты в обществе. Даже при варваризации общество в первую очередь сохраняет свою элиту, если само не распадается. Отсюда следует, что формирование элит является консервативной тенденцией общества.
С учетом опыта прошлого сегодня становится особенно важным не допустить элитоцида, т. е. отбраковки людей волевых, самостоятельных, талантливых, совестливых, обладающих высоким ин-теллектуалитетом. Интеллектуальная элита должна регулярно пополняться лучшими представителями общества, ей необходимо обновление, предупреждение накопления балласта. А для этого должен исправно работать механизм социального лифта. Социальное перемешивание, восходящая мобильность - это лишь некоторые функции социального лифта. Очевидно, что главная его функция - повышение качества интеллектуальной элиты, введение в нее лучших граждан, самых одаренных, наделенных общественным темпераментом. Если эта функция выполняется плохо, значит элита и общество рано или поздно начнут деградировать.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гудков Л. Интеллигенты и интеллектуалы // Знамя. 1992. № 3-4. С. 203-220.
[2] Мальцев Г. В. Буржуазный эгалитаризм: эволюция представлений о социальном равенстве в мире капитала. М., 1984.
[3] Основы политической элитологии : учеб. пособие. М. : ПРИОР, 1999. 304 с.
[4] Современная российская интеллектуальная элита: Научный семинар под руководством Е.Г. Ясина «Экономическая политика в условиях переходного периода» от 27.06.2005 // http://liberal.ru/articles/1228 (дата обращения: 30.06.2011)
[5] Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.