Научная статья на тему 'Интеллектуальная элита с позиций философии: структура и функции'

Интеллектуальная элита с позиций философии: структура и функции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3216
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ / ЭЛИТА / ОБЩЕСТВО / ВЛАСТЬ / ЗНАНИЕ / INTELLIGENTSIA / INTELLECTUALS / ELITE / SOCIETY / POWER / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горчицкая Е. А.

Осмысливаются, анализируются и сравниваются такие понятия, как интеллигенция, интеллектуалы и элита. Данная работа не только раскрывает семантическую близость и взаимозависимость вышеприведенных понятий, но и очерчивает их смысловые границы. Автор считает, что представители этих групп являются трансляторами высших культурных норм и ценностей, что, в свою очередь, способствует росту культурного уровня всего общества, его прогрессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The intellectual elite from the philosophy standpoint: structure and function

In this article we analyze and compare such notions, as intelligentsia, intellectuals and elite. This work explains not only the semantic relations and interdependence of these notions, but we also precise their sense. The author of this article considers that the representatives of these groups are translators of the highest cultural norms and values, and this phenomenon contributes to the growth of the cultural level of all the society and his progress.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная элита с позиций философии: структура и функции»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 4. С. 207-210.

УДК 1

Е.А. Горчицкая

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭЛИТА С ПОЗИЦИЙ ФИЛОСОФИИ:

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Осмысливаются, анализируются и сравниваются такие понятия, как интеллигенция, интеллектуалы и элита. Данная работа не только раскрывает семантическую близость и взаимозависимость вышеприведенных понятий, но и очерчивает их смысловые границы. Автор считает, что представители этих групп являются трансляторами высших культурных норм и ценностей, что, в свою очередь, способствует росту культурного уровня всего общества, его прогрессу.

Ключевые слова: интеллигенция, интеллектуалы, элита, общество, власть, знание.

Динамика меняющегося мирового сообщества требует повышенного внимания к интеллектуальной элите. Приход информационной эпохи влечет за собой изменения в приоритетах сознания и требует от своих современников более качественного мышления. Если XX в. был эпохой «восстания масс», то наступающая эпоха с ее более жесткими требованиями к информационным технологиям станет эрой господства интеллектуальной элиты.

В настоящее время существует огромное число исследований, дискуссий и направлений анализа, примыкающих к проблеме интеллектуальной элиты. Данная проблема проанализирована во множестве разноплановых аспектов, в частности в некоторых научных дисциплинах: культурологии (докторская диссертация С.С. Комиссаренко «Духовно-интеллектуальная элита как феномен отечественной культуры»); политологии (кандидатская диссертация А. А. Кравца «Интеллектуальная элита как субъект государственной идеологии в России»). Теоретический аспект проблемы связан с тем, что в науках, изучающих элиты (в социологии, культурологии, философии, социальной психологии, политологии, антропологии, педагогике), доминируют социологические аспекты анализа, а объектом изучения выступают преимущественно политические и экономические элиты. Менее всего изучена интеллектуальная элита и практически отсутствуют ее исследования с позиций философии. На философском уровне абсолютно не отработан категориальный аппарат (например, соотношение таких понятий, как интеллектуальная элита, духовное, интеллектуальное и элитарное, рациональное и интеллектуальное, неинтеллектуальное, интеллигибельный и т. д.). Нет научного инструментария, объективных критериев, которые бы позволяли относить конкретного человека к интеллектуальной элите общества.

Термин «интеллектуальная элита» достаточно часто встречается в современной научной литературе. Данное словосочетание также вошло в обыденное сознание и в обиход средств массовой информации. Однако далеко не всегда этот термин используется с должной степенью рефлексии, как правило, служа простым синонимом к понятиям «высокообразованные», «высококультурные», «интеллигенция» или «эрудиты» и употребляясь в различных контекстах, вне сколько-нибудь

© Е.А. Горчицкая, 2011

определенных смысловых рамок. Между тем абсолютно ясно, что без введения любого понятия в хотя бы наиболее общие рамки такого рода сам диалог вокруг него будет беспредметен, да и вообще невозможен. Именно поэтому мы считаем необходимым поставить вопрос о том, что же собственно нужно подразумевать под самим выражением «интеллектуальная элита общества» с точки зрения философии.

В философии данный термин имеет множество трактовок. Первым историческим и философским феноменом интеллектуальной элиты можно назвать Клуб Мудрецов. Интеллектуальную элиту как особую группу впервые выделяет в своем творчестве Платон. У Платона человеческое познание делится на знание и мнение. Знание доступно интеллекту философов, а мнение - интеллекту толпы. Следовательно, интеллектуальная элита - хранитель и носитель высшего знания [3, с. 14]. Не менее любопытны точки зрения Л. Бодена и Х. Ортеги-и-Гассета. К элите, по мнению Бодена, принадлежат люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу. Ортега-и-Гассет относит к элите лиц с исключительными интеллектуальными способностями и наивысшим чувством ответственности. К данной точке зрения близка меритократическая концепция. Ее авторы Белл и Янг исходят из того, что подлинная элита - это не просто те, кто волей рождения или случая оказался «наверху», но элита заслуг, элита ума, образованности, интеллектуального и морального превосходства, эрудиции, творческого потенциала. Термин «меритократия» введен в научный оборот М. Янгом в 1958 г. «Ме-ритократическое» общество характеризуется тем, что в нем человек поднимается наверх благодаря собственным стараниям и способностям. На вершине государственной организации находятся самые умные и деловые люди - элита. Дистрибутивные отношения в этом обществе, естественно, воплощают в себе принципы «меритократической справедливости», девизом которой является «каждому - по его заслугам» [2, с. 214].

В настоящее время среди философов существует несколько подходов к определению интеллектуальной элиты. Профессор Здравомыслов дает следующее определение: интеллектуальной элитой является та часть общества, которая производит рациональность во всех областях деятель-

ности. Если люди признают рациональное мышление как некоторую базовую основу своих действий, то значит, они подвержены влиянию интеллектуальной элиты. Владимир Шадриков считает, что к интеллектуальной элите относятся люди, обладающие следующими характеристиками: личными интеллектуальными достижениями в какой-либо области; ответственностью за предлагаемые решения; финансовой независимостью; ориентиром на национальные интересы. Профессор Владимир Ядов полагает, что к интеллектуальной элите принадлежат люди, открывающие смыслы бытия будущего и настоящего для остального общества. Яков Паппэ утверждает, что к интеллектуальной элите относится группа людей, чьи достижения признаются обществом и чей образ жизни, идеалы и ценности являются либо эталонными, либо высокоуважаемыми в обществе [4].

Лев Гудков выделяет три основные функции интеллектуалов в современном обществе: систематическую инновацию; критику и отбор наиболее важного и ценного; хранение и ретрансляцию всего того, что составляет интеллектуальный ресурс общества. Тех, кто демонстрирует наивысшие достижения в этих трех функциональных видах интеллектуальной деятельности, характеризуют общим словом «элита» [1, с. 206].

Рассмотрев данные определения, можно сделать вывод, что именно с позиций философии утверждается в качестве центральной идея о необходимости высшего интеллектуального слоя, который определяет общественную динамику и является той референтной группой, на чьи ценности, считающиеся образцовыми, ориентируется общество. Это или носители традиций, скрепляющих, стабилизирующих общество, или, в иных социальных ситуациях (обычно кризисных), наиболее активные, пассионарные элементы населения, являющиеся инновационными группами.

Главная проблема интеллектуальной элиты в том, что ее трудно бывает порой идентифицировать, так как многие ее представители часто находятся в составе иных типов элит, а это, в свою очередь, накладывает определенный отпечаток на общее положение критериев и оценок самой интеллектуальной элиты. Учитывая принцип многоосновности выделения элит (плюрализм элит), можно выделить множество профессиональных и локаль-

Интеллектуальная элита с позиций философии: структура и функции

209

ных элит. Обычно на уровне общества, страны выделяются элиты: политическая, деловая (бизнес-элита) и интеллектуальная. Интеллектуальная элита представляет собой разнокачественный, разнородный состав. Профессор К.А. Абульханова разделяет интеллектуальную элиту на следующие группы:

- в состав первой входят интеллектуалы, которые осмысливают, рефлексируют и объясняют социальные, политические, экономические проблемы, события, процессы, происходящие в обществе. В их число входят ученые, политики, журналисты и другие профессионалы. И в целом именно они оказывают влияние через печать, через различные СМИ на широкую публику, на массовое сознание в тех случаях, когда бывают приглашены к принятию участия в каких-либо решениях или, имея соответствующий статус, некоторым образом влияют на принятие этих решений;

- вторую группу представляют те профессионалы-ученые, которые своими научными исследованиями и разработками реально способствуют научно-техническому прогрессу, поддержанию мирового престижа страны, особенно в области инновационных технологий. Они вносят ощутимый вклад в развитие промышленности и экономики страны;

- третью группу составляют профессионалы с высоким уровнем компетентности, опытом и практическим мышлением, способностью к принятию решений в условиях неопределенности, быстрых изменений. Это управленцы разного уровня и профиля. И именно от их интеллектуальных способностей зависит успешность разного рода организаций, предприятий, инициатив. Это люди, обладающие не только научными знаниями, но и практическим социальным мышлением, которое иногда просто отождествляют с организаторскими способностями;

- к последней группе относятся деятели системы образования, педагоги, которые выращивают интеллектуальный потенциал следующего поколения;

- существует еще очень небольшая группа, скрытое сообщество разного рода экспертов, выполняющих функцию профессиональной, социальной и прочей оценки путем участия в различных организациях, фирмах [4].

На основе данной классификации можно констатировать, что интеллектуальной элите имманентно присуще разнообразие, в ней не может быть единства.

Интеллектуальная элита персонально может пересекаться с другими элитными группами, например, с политической или правящей элитами, но у каждой из них свои функции.

Функции интеллектуальной элиты -это производство и распространение знаний и идей, формирование интеллектуального потенциала общества, информирование его о событиях и помощь в их оценке. Далее следует отметить и своеобразную роль интеллектуальной элиты. В сущности, она лишена власти и не располагает никакими реальными ресурсами ее осуществления. В отличие от бизнес-элиты она лишена денег, не имеет орудий насилия, как правящая политическая элита и бюрократия. Но ее влияние основывается на информации, идеях и оценках, которые она продуцирует и распространяет. Интеллектуальная элита питает своими продуктами и власть, и бизнес, а также общество, формируя его настроения и сознание, идеологию, социальные институты и ценности. Поэтому, учитывая особую роль интеллектуальной элиты, следует обратить внимание на возможность создания альянса элит, который бы включал в себя политическую, экономическую и интеллектуальную элиты. Данный альянс (власть - бизнес - интеллект) оказал бы реальную помощь в решении проблем, связанных с территориальным и государственным развитием.

Исследуя интеллектуальную элиту с позиций философии, мы должны попытаться как-то локализовать ее и найти общие критерии принадлежности к ней. Для этого нам прежде всего необходимо определить саму сущность интеллектуализма, а также ограничить интеллектуальную элиту как от массы, так и от близких к ней в культурном отношении социальных слоев. Критерии принадлежности к интеллектуальной элите в таком случае вырисовываются следующие:

1. Элита - понятие социальное, включающее в себя и ведущую роль определяемой данным термином социальной группы в функционировании и развитии общества. Поэтому принадлежность к интеллектуальной элите определяется участием индивида в проложении «магистральных» путей культурно-интеллектуального развития общества, в создании или оформлении новых этико-поведенческих моделей, научных взглядов, философских систем и т. д. Данный критерий помогает отличить представителей интеллектуаль-

ной элиты как от полагающих себя интеллектуалами одиночек-маргиналов, не

внесших никакого существенного вклада в создание духовно-интеллектуального облика своей либо последующей эпохи, так и от интеллигенции, т. е. от достаточно широкого слоя рядовых работников умственного труда. Также важно обращать внимание на то, воспринимается ли тот или иной человек именно как интеллектуал, как серьезный авторитет в «умственном» плане.

2. Существование интеллектуальной элиты на протяжении длительного периода времени немыслимо без интеллектуальной традиции, а значит, без преемственности в сфере высокого образования. В соответствии с этим важным фактором, делающим человека представителем интеллектуальной элиты, является причастность его к высшему образованию по меркам той или иной эпохи, вне которого интеллектуал практически не мог сформироваться.

3. Интеллектуальной жизни общества присуща не только интеллектуальная традиция (форма накопления и передачи знаний), но и интенсивное интеллектуальное творчество. Представители интеллектуальной элиты кроме образования, эрудиции и начитанности должны обладать также способностью к творчеству, умением использовать свои знания для выработки оригинального и нового в сфере умственной деятельности.

4. Для подлинного интеллектуала умственный труд и интеллектуальное творчество являются образом жизни, экзистенциальной тягой к поиску вечных истин.

Известный ученый Тойнби в своих работах дает самую высокую оценку интеллектуальной элите. Он считает, что интеллектуальная элита - хоть и небольшой слой, но самый ценный. Основа его концепции в том, что единственным подлинным творцом всех достижений является

интеллект. Интеллект - самое большое богатство страны [5]. Поэтому, как нам кажется, не стоит забывать о принципах сохранения и пополнения интеллектуальной элиты в обществе. Даже при варваризации общество в первую очередь сохраняет свою элиту, если само не распадается. Отсюда следует, что формирование элит является консервативной тенденцией общества.

С учетом опыта прошлого сегодня становится особенно важным не допустить элитоцида, т. е. отбраковки людей волевых, самостоятельных, талантливых, совестливых, обладающих высоким ин-теллектуалитетом. Интеллектуальная элита должна регулярно пополняться лучшими представителями общества, ей необходимо обновление, предупреждение накопления балласта. А для этого должен исправно работать механизм социального лифта. Социальное перемешивание, восходящая мобильность - это лишь некоторые функции социального лифта. Очевидно, что главная его функция - повышение качества интеллектуальной элиты, введение в нее лучших граждан, самых одаренных, наделенных общественным темпераментом. Если эта функция выполняется плохо, значит элита и общество рано или поздно начнут деградировать.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гудков Л. Интеллигенты и интеллектуалы // Знамя. 1992. № 3-4. С. 203-220.

[2] Мальцев Г. В. Буржуазный эгалитаризм: эволюция представлений о социальном равенстве в мире капитала. М., 1984.

[3] Основы политической элитологии : учеб. пособие. М. : ПРИОР, 1999. 304 с.

[4] Современная российская интеллектуальная элита: Научный семинар под руководством Е.Г. Ясина «Экономическая политика в условиях переходного периода» от 27.06.2005 // http://liberal.ru/articles/1228 (дата обращения: 30.06.2011)

[5] Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.