АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЭЛИТ*
В.А. Кольцова
Лаборатория истории и исторической психологии Институт психологии Российской академии наук ул. Ярославская, 13, Москва, Россия, 129366
А.В. Иващенко, Н.Б. Карабущенко
Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье раскрывается сущность историко-философского пути развития и становления идей, посвященных проблемам изучения элит.
Ключевые слова: элита, масса, толпа, дифференциация.
Психологическая концепция элит [3; 4] складывается из ряда параллельно развивающихся научных направлений: исследований в области психологии личности, психологии власти и лидерства, психологии творчества и интеллекта, способствующих выделению и обоснованию важнейших составляющих модели элит.
Элита (от лат. eligere выбирать, франц. elite лучшее, отборное, избранное) — высшая страта в системе социальной стратификации.
В современной науке выделяются, в частности, следующие направления в изучении элиты: ценностное (Л. Боден) — превосходство одних над другими; функциональное (Т. Дай) — элита в обществе выполняет важную функцию управления; дифференциальное (Р. Милс, Х. Ортега-и-Гасет, Т. Адорно) — разделение на элиту и псевдоэлиту, духовную и властвующую; социологическое (Г.К. Ашин, О.В. Гаман-Голутвина, Е.В. Охотский, А.В. Понеделков) — в различных сферах социальной жизни выделяется своя элита. Следовательно, элиту
*Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 09-06-00145а.
составляют люди более высокого типа (Ф. Ницше), обладающие информацией (Р. Михельс), отличающиеся выдающимися способностями (М. Алле), стремящиеся к лидерству (Э. Богардус), носители самосознания общества (А.С. Ахиезер). Элита — это творческое меньшинство (А. Тойнби), «аристократия духа» (Х. Ортега-и-Гассет), люди с высоким IQ (Р. Херрнстейн и Ч. Мюррей).
Критериями выделения различных типов элит являются следующие: аристократический («элита крови»); плутократический («элита богатства»); интеллектуальный («когнитивная элита»); меритократический («элита знаний и компетентности»).
Экскурс в историю позволяет проследить путь развития элитологических идей (табл.), осмыслить значение воззрений мыслителей разных эпох на роль выдающейся личности и ее влияние на общественное сознание и др. В этой связи представляется актуальным в данной статье обратиться к историко-философским основаниям данной проблемы.
Таблица
Дифференциация элитологических представлений в историко-философской науке
Исторический период Признак
сущностные особенности элиты особенности процесса элитизации
Период Античности Природа человека рассматривается с позиций объективно идеалистических. Выдающаяся личность — это «философ на троне» Человек должен стремиться к некоему объективному идеалу (идеи, Софии)
Эпоха Средневековья Сущность элитности рассматривается сквозь призму теологических позиций Приобщение к элите возможно через приобщение к божественной благодати и достижение святости
Эпоха Возрождения Преобладает гуманистическая направленность. Раскрываются психологические основы власти и подчинения. Человеческий ум уподобляется божественной сущности Возможность развития элитных качеств зависит от самого человека, его способностей и всесторонней развитости
Период Нового времени Сущность элитности раскрывается с позиций: субъективного идеализма («абсолютное Я» как побудитель и стимулятор развития и самосовершенствования личности); объективного идеализма (идея гениальности), иррационализма (идея «сверхчеловека») Элитности как достоинства личности достигают не только гении, но и избранное меньшинство, стремящееся к постижению «идеального», «абсолютного Я», или выходящее за пределы человеческой и природной сущности («сверхчеловеческое начало»)
Идейные истоки психологической концепции элит заложены в представлениях философов и ученых различных исторических эпох.
Так, еще в период Античности Пифагор изложил свое видение дифференцированной природы человека; он считал, что уже на земле человек имеет возможность очиститься и освободиться от пороков своего естественного бытия путем тройного посвящения. Дело посвящения состоит в приближении к великому Сущему, в уподоблении Ему, в возможном усовершенствовании и в господстве над всеми вещами посредством разума. Однако понимание этого великого закона природы дано не каждому. Самый высший человеческий идеал появляется тогда, когда к господству разума над душой и над инстинктом присоединяется господство воли надо всем существом человека. Покорив всю свою природу и овладев всеми своими способностями, человек приобретает великое могущество.
Проблеме социальной дифференциации посвящены и философские размышления Гераклита Эфесского. В своих политических и гносеологических размышлениях он часто обращался к проблеме «мудрец и толпа». Немногих «наилучших» он выделяет совсем не по знатному происхождению, тем более не по принципу богатства. Гераклит, безусловно, на стороне тех, кто делает выбор в пользу ценностей духа и добра.
Философия Платона посвящена изучению дихотомии «элита (аристократия) — масса (чернь, толпа)». В общих чертах он дает следующее определение понятия «элита»: элиту составляют те, кто обладает истинным знанием, кто достиг совершенства как высшей добродетели. Человек же «массы» является носителем искр «угасшего человеческого рода».
По мнению друга и ученика Платона, другого выдающегося древнегреческого философа Аристотеля, всякого рода превосходство всегда заключает в себе переизбыток какого-либо блага и говорить целесообразно только о справедливости. По мнению одних, со справедливостью связано «благоволение к людям»; по мнению других, справедливость заключается в том, чтобы «властвовал человек более сильный» [1]. Господином же, по утверждению Аристотеля, называют не за знания, а за особые природные свойства.
Аристотель утверждает, что люди психологически не однородны и равенство между ними относительно. Их отношения регулируются путем господства одних и подчинения других. Следовательно, властвование и подчинение не только необходимы, по мнению философа, но и полезны.
Главная задача человека, по мнению Луция Аннея Сенеки, должна заключаться в том, чтобы не следовать, подобно скоту, за вожаками стада, чтобы идти не туда, куда идут все, а туда, куда повелевает долг. Жить необходимо в соответствии со своим разумом, а не слепо подражать другим. Между философской натурой и обывателем возникает психологическая дистанция, которую порой бывает невозможно преодолеть в силу существующих серьезных духовных различий.
Последующие эпохи дали нам не менее выдающихся ученых, мыслителей, среди которых особо следует отметить Августина Блаженного и Никколо Макиавелли. Вся человеческая история, согласно убеждению Августина Блаженного, с самого своего начала определяется борьбой двух божественно-человеческих институтов — царства божьего и царства земного. Дуализм между Богом и природой вытекает из его теологической концепции относительно божественной благодати, которая непостижимым образом ведет к спасению избранное меньшинство людей и осуждает на греховную жизнь, определяемую свободой их воли, подавляющее большинство человечества. Первая элитарная часть человечества и составляет царство божье, а вторая — земное.
Идея самосовершенствования человека прослеживается во взглядах Н. Ку-занского. Он считает, что природа человека помещена над всеми творениями Бога. Поэтому человек обладает потенцией стать полнотой всех всеобщих и отдельных совершенств, через возведение всего «в высшую степень». Эта «полнота совершенств» и есть божественность. Она может быть свойственна лишь человеческой природе в целом, а не отдельному человеку. В отдельном человеке человеческая сущность находится «только ограниченно».
Основоположник современной политической психологии Никколо Макиавелли в своем программном сочинении «Государь» [5] приводит типологию политических лидеров (правителей), подразделяя их на «Львов» и «Лис». «Львы» являются сторонниками решения политических проблем силовыми методами и средствами, а «лисы» являются приверженцами идеологических методов ведения политической борьбы (интриги, заговоры, дезинформация).
Один из выдающихся мыслителей эпохи Возрождения Эразм Роттердамский, выражая идеи психологии элитности, разделял сущность человека на три части: дух, душу и плоть. «Дух делает нас богами, плоть — скотиной. Душа определяет людей вообще; дух — благочестивых; плоть — нечестивых; душа — ни тех, ни других. Все плотское — постыдно, все духовное — совершенно, все душевное — среднее и неопределенное» [7. С. 342].
Представитель немецкой классической философии Иоганн Готлиб Фихте с позиции субъективного идеализма утверждал идею, касающуюся природы элитизации своей личности (то же самое мы видим и у Сенеки, и у Августина, и у Н.А. Бердяева) [8]. Фихте пишет, что он возвысился до этого воззрения и стал новым существом. Все его отношение к данному миру коренным образом изменилось.
В XX веке в рамках социологической науки сложилась итало-германская школа «теории элит» (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс). Наиболее ярким представителем этого социологического направления в изучении элит современной наукой признан итальянский экономист и социолог, один из основателей функционализма Вильфредо Парето, которым основательно разработана концепция «остатков» (или «осадков») и «производных». Основу этой теории социального поведения составляет разделение человеческих действий на логические и нелогические. Логические действия основаны на рассуждении, а нелогические основаны на чувстве. По утверждению Парето, теории, посредством которых люди представляют свои нелогические действия в качестве логических, содержат в себе постоянный и изменчивый элемент. Первый был обозначен термином «осадок», второй — термином «производное» (или «деривация»). Парето утверждает, что во всех обществах есть привилегированное меньшинство, или элита. Элита удерживает свои позиции, сочетая силу и хитрость, так как невозможно управлять большинством, не используя силу или не убеждая его в необходимости повиновения. Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.
Эмиль Дюркгейм придавал огромное значение воспитанию, которое способствует формированию особого типа элитной личности. Личное превосходство и врожденная личная одаренность являются основными отличиями социализации элиты. Образование же, по Э. Дюркгейму, должно объединять вокруг фундаментальных моральных ценностей индивидов, способствовать их социальной сплоченности, упорядочивать отношения [2]. В то же время оно должно разделять людей, распределять их по разным отраслям деятельности и социальным группам, приспосабливать индивида к особым обстоятельствам социально-групповой деятельности.
Идеи социальной иерархии прослеживаются и в социальной философии Хосе Ортеги-и-Гассета, который в своей книге «Восстание масс» [6] утверждал,
что в основе таких социокультурных категорий, как «толпа» и «элита», лежат именно психологические факторы. «Толпа» — это понятие количественное и видимое. Всякое общество — это динамическое единство двух факторов, меньшинств и массы. Меньшинства — это личности или группы личностей особого, специального достоинства. Масса — это множество средних, заурядных людей без особых достоинств.
Представленные выше теории и философские воззрения свидетельствуют о том, что исторические основания психологической концепции элит можно найти на протяжении всей истории развития философской и научной мысли (от зарождения и до наших дней). Общим для всех теорий является принцип дифференциации и социального расслоения (разделения общества на «элиту» и «массу»).
ЛИТЕРАТУРА
[1] Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч. / Общ. ред. А.И. Доватура. — М.: Мысль, 1983.
[2] Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. — М.: Канон, 1995.
[3] Карабущенко Н.Б. Психологическая элитология как направление психологической мысли // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2008. — № 2. — С. 54—63.
[4] Карабущенко Н.Б. Теоретико-методологические основы психологии элит (история и современность): Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2007.
[5] Макиавелли Н. Государь. — М.: Планета, 1990.
[6] Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. — 1989. — № 3. — С. 120—145.
[7] Роттердамский Э. Философские произведения / Отв. ред. В.В. Соколов. — М.: Наука, 1986.
[8] Фихте И.Г. Назначение человека / Пер. с нем. М. Сиркель. — Таллинн: Ээсти раамат, 1988.
THE HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL BASES THE PSYCHOLOGICAL CONCEPT OF ELITE
V.A. Koltcova
Laboratory of history and historical psychology Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences Yaroslavl str., 13, Moscow, Russia, 129366
A.V. Ivaschenko, N.B. Karabuschenko
The Chair of Psychology and Pedagogy Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
In this article the essence of a historical and philosophical way of development and formation of the ideas devoted to problems of studying of elite reveals.
Key words: elite, weight, crowd, differentiation.