Научная статья на тему '2014. 03. 013. Богдашев И. В. Интеллектуальная элита - движущая сила экономики знаний // Вест. Акад. Знаний. - ст. Динская (Краснодар. Край), 2013. - № 4 (7). - С. 61-68'

2014. 03. 013. Богдашев И. В. Интеллектуальная элита - движущая сила экономики знаний // Вест. Акад. Знаний. - ст. Динская (Краснодар. Край), 2013. - № 4 (7). - С. 61-68 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭЛИТА / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / КРЕАТИВНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ТРУДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕНТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 03. 013. Богдашев И. В. Интеллектуальная элита - движущая сила экономики знаний // Вест. Акад. Знаний. - ст. Динская (Краснодар. Край), 2013. - № 4 (7). - С. 61-68»

2014.03.013. БОГДАШЕВ ИВ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭЛИТА -ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ // Вест. акад. знаний. - Ст. Динская (Краснодар. край), 2013. - № 4 (7). - С. 61-68.

Ключевые слова: интеллектуальная элита; экономика знаний; креативные корпорации; интеллектуализация труда; дистанционное обучение; интеллектуальная рента.

Автор, сотрудник Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Россия), рассматривает место и роль интеллектуальной элиты в формировании и развитии экономики знаний.

Сегодня научно-технический прогресс во многом определяется структурой и численностью интеллектуальной элиты, которая выступает движущей силой большинства социально-экономических процессов. Кого же следует относить к интеллектуальной элите?

Интеллектуальную элиту как особую группу впервые выделяет Платон. У Платона человеческое поведение делится на знание и мнение. Знание доступно интеллекту философов, а мнение - интеллекту толпы. Следовательно, интеллектуальная элита - хранитель и носитель высшего знания. К элите, по мнению Л. Бодена, принадлежат люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу. Х. Ортега-и-Гассет относит к элите лиц с исключительными интеллектуальными способностями и наивысшим чувством ответственности. К данной точке зрения близка и меритократическая концепция.

В настоящее время в литературе существует несколько подходов к определению интеллектуальной элиты. Так, Я. Паппэ утверждает, что к интеллектуальной элите относится группа людей, чьи достижения признаются обществом и чей образ жизни, идеалы и ценности служат либо эталоном, либо пользуются уважением в обществе. Л. Гудков выделяет три основные функции интеллектуалов: систематические инновации; критика и отбор наиболее важного и ценного; хранение и ретрансляция всего того, что составляет интеллектуальный ресурс общества. Тех, кто демонстрирует наивысшие достижения в этих трех видах деятельности, называют общим словом «элита» (с. 63).

Интеллектуальная элита, по словам автора, представлена в обществе мыслящими людьми, работниками творческих профессий

и умственного труда, главным орудием и инструментом которых является интеллект. Он выделяет те черты, по которым людей можно относить к интеллектуальной элите в условиях формирования экономики знаний:

1) выбор профессии, представляющей собой занятость преимущественно умственным высококвалифицированным и высокооплачиваемым трудом;

2) получение дохода преимущественно от использования своего интеллекта;

3) наличие высшего образования (дополненного научной степенью и ученым званием);

4) наличие активной жизненной позиции и стремления постоянно совершенствовать свой интеллектуальный потенциал;

5) преобладание творческого подхода к делу и ярко выраженный талант на профессиональном поприще.

Креативные корпорации, институт фрилансеров и дистанционное образование - происходящие сегодня в обществе трансформации, которые способны привести к максимальной реализации как творческого, так и профессионально-квалификационного потенциала - двух составных частей интеллектуального потенциала.

Креативные корпорации - это, как правило, стартапы, сформированные на личном интеллектуальном капитале своих создателей и активно генерирующие инновации.

Институт фрилансерства предполагает свободный выбор характера и графика работы, увлечений и получения вознаграждений от различных видов деятельности, независимую творческую атмосферу изобретательства и креативных способностей.

Неограниченный доступ для всех к получению образования и работы, в том числе дистанционный, позволит каждому заинтересованному лицу получить необходимые знания и навыки, реализовать свой творческий потенциал и пополнить ряды интеллектуальной элиты общества.

Кроме внутренних стимулов для роста интеллектуального потенциала в развитых странах с прогрессирующей экономикой необходимо создание условий для интеллектуализации труда. Это выражается в автоматизации большинства технологических процессов, повышении роли интеллекта и росте доли умственного труда во всех сферах и процессах.

К основным элементам экономики знаний автор относит: креативные корпорации, институт фрилансерства, дистанционное образование, интеллектуализацию труда, систему стимулирования инновационной активности, центры интеллектуальной активности.

Инвестиции в интеллект немыслимы без развития сфер науки и образования. Научный и образовательный субпотенциалы при наличии возможности их реализовать образуют интеллектуальный капитал, который способен приносить своему владельцу щедрые дивиденды. Такие дивиденды от успешного использования человеком своих знаний, умений и способностей можно назвать «интеллектуальной рентой».

На основании статистики, с сожалением отмечает автор, сегодня в России ученые и изобретатели составляют менее 1% населения, их труд является одним из низкооплачиваемых. «Поэтому, -заключает он, - необходимо как можно скорее подготовить к реализации план конкретных и адресных мер, направленных на поддержание и развитие образовательной и научной сфер. Это важно потому, что наука и образование представляют собой основу для воспроизводства интеллектуальной элиты страны, и от них зависит процветание и благополучие всего общества в условиях эволюционного пути формирования экономики знаний» (с. 68).

Т. В. Виноградова

2014.03.014. МОРИТА А. СТРАНСТВУЮЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ, МАШИНЫ И СРАВНЕНИЯ: НА ПРИМЕРЕ МОДЕРНИЗАЦИИ МЕСТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ТАИЛАНДЕ. MORITA A. Traveling engineers, machines and comparisons: Intersecting imaginations and journeys in the Thai local engineering industry // East Asian science, technology a. soc. - Dordrecht, 2013. - Vol. 7, N 2. -P. 221-241.

Ключевые слова: инжиниринг; машины; Таиланд; перемещения; передача технологий.

Недавние работы в области исследований науки и технологий (ИНТ), по словам автора, японского антрополога, показали, что распространение науки нередко осложняется теми формами, которые оно приобретает в рамках той или иной культуры. Перемещению ученых и артефактов принадлежит главное место в развитии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.