ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Канд. экон. наук О. Н. Альхименко
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье рассмотрена интеллектуальная организация как фактор, способствующий переходу российской экономики на инновационную модель развития. Выявлены понятие интеллектуальной организации, ее особенности, характеристики и подходы к организации труда персонала. Показано отличие интеллектуальной организации от рыночной и ее преимущества.
Ключевые слова и словосочетания: интеллектуальная организация, интеллектуальный труд, умственный труд, инновационная экономика, инновации, дистанционный труд, телеработник, фри-ланс, знания.
Насколько я помню, мы до сих пор не произвели ни одного приобретения, разве что приобретали таланты, что, по мне, одна из лучших вещей, которые можно было сделать.
Марк Цукерберг, основатель ГаевЪоок
Основная цель Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Председателя Правительства РФ 8 декабря 2011 г. № 2227-р, состоит в переводе экономики России на инновационный путь развития. Решающими факторами, приближающими страну к инновационному типу экономики, на наш взгляд, являются знания и интеллектуальный потенциал работников предприятий и организаций, их эффективное и целенаправленное использование в экономике страны, а также новые подходы к организации общественного труда. Главное изменение - замена труда знанием. Это означает превращение общественного производства из материального в инновационное, т. е. производство, в основе которого лежит использование новых знаний (или новое использование знаний), воплощенных в технологии, ноу-хау, новых комбинациях производственных факторов, структуре организации и управления производством и позволяющих получать интеллектуальную ренту и различного рода преимущества перед конкурентами. Из данного определения следует, что инновационное производство - это не вид, не новая сфера производства, а характер производственной деятельности, в которой центральная роль в производственном процессе смещается с механического использования информации к интеллектуальному, творческому. Переход от чисто материального к инновационному производству означает, что наряду с вещественной (осязаемой) формой бытия общественного производства появляется неосязаемая форма - информационная, интеллектуальная, полностью зависящая от человека - носителя знания.
Главной тенденцией развития общественного труда на современном этапе является его интеллектуализация, проявляющаяся в повышении удель-
ного веса работников, занятых умственных трудом, повышении значения интеллектуального труда в обществе. Во всех сферах современного производства интеллектуальный труд играет решающую роль. Выполнение функций интеллектуального труда требует от работника соответствующих способностей, определенного уровня интеллекта, высокого уровня профессиональных и общеобразовательных знаний.
Что мы относим к понятию интеллектуального труда? Итак, труд - целенаправленная деятельность человека, направленная на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и интеллектуальный (умственный) труд.
Интеллектуальный (умственный) труд - труд, при осуществлении которого рабочим органом, создающим продукт, является мозг, преобладают затраты умственной энергии. Продуктом труда является изложенная в устной форме (доклад, сообщение), на бумаге или электронном носителе мысль (идея) для передачи другим или воплощенная в чем-то (на полотне, в мраморе, в виде ноу-хау и т. д.). Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти, и заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации.
Деятельность, в которой основной движущей силой являются знания, не поддается количественному измерению. Ее нельзя измерять по произведенным затратам. Интеллектуальная деятельность определяется по ее результатам. В этом отношении число занятых и объем управленческой работы не имеют сколько-нибудь значительного влияния.
В последние десятилетия наметилась тенденция роста числа организаций, добавленная стоимость продуктов которых возрастает за счет использования знаний и креативных подходов, за счет интеллектуального труда. Примеры таких компаний - Apple, IBM, Google, Facebook. Как справедливо отмечено в высказывании Марка Цукерберга, основателя компании Facebook, главная ценность интеллектуальной компании - это люди с их знаниями, интеллектом и новыми креативными идеями, за счет которых и функционирует компания, причем весьма результативно.
В интеллектуальной организации каждый работник использует личный интеллект, чтобы установить, какие проблемы и с кем надо решить, как лучше выполнить работу, и должен иметь возможность проявить свой талант, знания, опыт.
Интеллектуальная организация отличается от иерархической и рыночной прежде всего преобладанием не физической, а умственной работы, т. е. интеллектуального труда, не регламентированного жестко в пространстве и времени. В интеллектуальной организации постепенно стираются грани между обучением и работой. По образному выражению Ч. Хэнди, термин «работа» наконец обретает подлинный смысл, превращается из места, куда мы хо-
дим, в процесс, который совершаем (то, что мы делаем), все чаще за пределами офиса1. В связи с этим возрастает необходимость пересмотра организации труда персонала. Численность «портфельных работников», или «интеллектуальных кочевников», в развитых странах уже достигла 11% (а в Великобритании - 15%) от общего числа работников.
Интернет и потребности интеллектуальных организаций способствуют широкому распространению и эффективному применению дистанционной (удаленной) работы, телеработы - нового, прогрессивного вида труда, который возник и развивается благодаря широкому использованию телекоммуникационных технологий. По статистике, в США удаленно трудятся 5,8% населения, практически 17 млн человек. Причем их доходы почти в два раза превышают оклады не занятых во фрилансе людей: 50 тыс. долларов в год против 30 тыс. долларов. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. дистанционные рабочие места в США и странах ЕС занимали примерно 30 млн человек. Сегодня, по разным оценкам, количество специалистов, сделавших свой дом работой, достигает примерно 55-60 млн человек2. Лидерами в развитии технологий и удаленных офисов являются США, Финляндия, Канада, Швеция, Дания. В Финляндии количество людей, находящихся на дистанционных рабочих местах, составляет примерно треть от всего работающего населения.
Следует отметить, что на Западе в системе фриланс трудятся только уже состоявшиеся профессионалы, действительно лучшие из лучших. В России же, как правило, обратная ситуация: телеработа может стать стартом к большим доходам и славе. По данным сайта Free-lance.ru, в основном в этой сфере работают лица до 18 лет. В возрасте 18-22 лет доля работающего населения составляет 7%, фрилансеров - 20%. В возрасте 23-26 лет доля работающих -11%, доля фрилансеров - 20%. В РФ численность фрилансеров не дотягивает до 1 млн человек. По данным официальной статистики, в нашей стране фри-лансеров всего 200 тыс., что составляет 0,3% от всех работающих россиян. Многие эксперты считают, что в действительности их в несколько раз больше, просто большинство отечественных фрилансеров предпочитают не распространять сведения о своей деятельности, опасаясь претензий налоговых органов. Однако в России рынок «свободного» труда значительно отстает на сегодняшний день от американского и европейского.
При удаленной занятости работник распределяет свое рабочее время и время отдыха самостоятельно, а длительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется трудовым договором, если таковой имеется. Но далеко не всегда между работником и работодателем заключается трудовой договор. Примером вышеотмеченного может служить одна из форм реализации дистанционной занятости - интернет-занятость, где интернет выступает основным источником рабочего места или, по крайней мере, служит главным каналом трудовых коммуникаций. Участники интернет-занятости высокообразованны, мобильны и исповедуют отличные от традиционно занятых коллег
1 См.: Хэнди Ч. Слон и муха: будущее крупных корпораций и мелкого бизнеса. -Бизнес Букс, 2004. - С. 102.
2 URL: http://top.rbc.ru/economics/24/08/2011/611970.shtml
М. : Альпина
трудовые ценности (индивидуально-информационные в отличие от коллективно-нормативных). Наиболее типичными для этой сферы занятиями являются интернет-трейдинг (торговля на бирже посредством Интернета) и офшорное программирование (работа по контракту для специалистов по информационным технологиям через Интернет). Занятость в Интернете чаще, чем занятость в других сферах, связана с контрактами на временную работу и характеризуется высокой трудовой мобильностью.
Одна из популярных на сегодняшний день разновидностей интернет-занятости - фриланс. Слово фриланс происходит от английского freelance. Дословно free - свободный, lance - копье. Фриланс означает работу без контракта, внештатным сотрудником или «свободным художником». Фрилансер -человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определенного перечня работ (внештатный работник). Будучи вне постоянного штата какой-либо компании, фрилансер может одновременно выполнять заказы для разных клиентов. Логично такой вид занятости, на наш взгляд, классифицировать как свободную занятость.
Фриланс заключается в поиске заказов через глобальную сеть, их выполнении и получении за это денег. Иногда фриланс в Интернете называют удаленной работой, телеработой или дистанционной работой. Но это не одно и то же. Фриланс в узком смысле слова связан с выполнением конкретной работы для клиента, найденного через Интернет. Обычно заказчиков либо находят на биржах удаленной работы (биржах freelance-проектов), форумах для фрилансеров и других сайтах по удаленной работе, либо фрилансер сам предлагает свои услуги через Интернет, газетные объявления или пользуясь личными связями. Фриланс особенно распространен в таких областях деятельности, как журналистика (и другие формы деятельности, связанные с написанием текстов), компьютерное программирование и дизайн во всех его проявлениях (реклама, веб-дизайн, дизайн интерьера и т. д.), перевод, разного рода консультационная деятельность, частная фото- и видеосъемка. Это связано с тем, что результаты их труда можно отправить по электронной почте. Таким образом западные компании могут нанять на работу лучших российских программистов за небольшие (по западным меркам) деньги, а московские газеты и журналы - толковых региональных журналистов. Например, клиент может заказать написание текста (контента) для сайта или пресс-релиз. Фрилансер делает работу и отправляет текст по электронной почте. За это работник получает деньги через платежные системы webmany (вебмани) или Яндекс. Современные средства связи позволяют отправлять работу и получать оплату мгновенно, что значительно упрощает сотрудничество через Интернет.
Так называемые интеллектуальные организации не впечатляют размерами (большая часть должностных обязанностей осуществляется вне рабочего места), имеют более четко выраженную горизонтальную и весьма невысокую иерархическую структуру, большинство их сотрудников молоды. Менеджер интеллектуальной организации в большей степени лидер, исследователь и дизайнер, чем администратор и контролер. Управление поведением персонала интеллектуальной организации состоит в создании условий для обучения, творчества, естественного обмена знаниями и их накопления в коллективной
памяти организации, самореализации сотрудников в общих интересах, в формировании общего информационного и интеллектуального пространства.
Признаки интеллектуальной организации:
1. Производимый компанией продукт - интеллектуальный, в нем максимально проявляется компонент мыслительной деятельности людей на всех этапах производства. Работа над его созданием удовлетворяет духовные потребности персонала.
2. Творчество вытесняет рутинную работу. В создании интеллектуального продукта значительную часть занимают те виды деятельности, которые относятся непосредственно к стадии обслуживания: создание нового продукта, инжиниринг; маркетинг, реклама, продвижение товара на рынок; транспортировка, логистика; информационное обеспечение процесса производства; управление финансовыми активами; организация бухгалтерского учета, аудит.
Производство в такой компании - это во многом деятельность ума, т. е. преимущественно нематериальное воздействие со стороны инженеров, конструкторов, программистов, дизайнеров, художников, специалистов по сбыту, маркетингу в зависимости от сферы деятельности компании.
3. Рыночная стоимость организации превышает бухгалтерскую оценку основных фондов, материальных и финансовых средств. По мнению экспертов, превышение рыночной оценки стоимости над бухгалтерской должно быть многократным и носить стабильный характер, не подверженный эпизодическим рыночным перекосам. Одни считают, что интеллектуальный капитал обычно в 3-4 раза превышает стоимость материальных средств производства и финансов. Другие определяют это соотношение следующим образом: от 5:1 до 16:1. Например, такая крупная корпорация, как Microsoft, рыночная капитализация которой составляет сотни миллиардов долларов, имеет на своем балансе материальные фонды стоимостью лишь в несколько миллиардов долларов. В то же время отсутствие на балансе компании значительного количества материальных ресурсов в виде основных фондов и оборотных средств, используемых в процессе производственной деятельности, не является принципиальным, поскольку современная интеллектуальная компания может привлекать ресурсы со стороны. Подсчитано, что денежная единица, затраченная на исследования и разработки, приносит в восемь раз большую прибыль, чем та, которая вложена в технику.
4. Размер инвестиций, направляемых на исследования и разработки, превышает объем вложений в основные фонды. Интеллектуальная компания получает основной доход от использования умственных способностей сотрудников.
5. Организационная культура обладает следующими особенностями: компания становится предпринимательским и творческим местом работы; люди, готовые рисковать, считаются лидерами; приветствуется экспериментирование и новаторство; в долгосрочной перспективе фирма планирует рост и приобретение новых ресурсов; успех означает производство/предоставление новых, уникальных продуктов, услуг; компания стремится к лидерству на своем рынке; поощряется личная инициатива сотрудников.
6. Самообучаемость - один из важнейших признаков интеллектуальной организации, который означает создание условий для постоянного развития
индивидуального мастерства всех работников и в результате - совершенствование компании. Ее конкурентное преимущество состоит в способности сотрудников обучаться, т. е. не только накапливать знания, но и осознанно их использовать. Это возможно в работе либо над совместным проектом с самообучением его участников, либо над собственным проектом каждого сотрудника с последующим групповым анализом промежуточных и конечных результатов.
7. Интеллектуальная активность является основным и определяющим компонентом деятельности работников. Знания доступны всем, но сосредотачиваются они лишь у относительно узкого круга людей. Неотъемлемыми условиями для развития интеллектуальной активности являются достаточно высокий уровень знаний и общей культуры, сформированная система ценностей, нравственных установок. Самомотивация сотрудника, инициативность, способность взяться за работу и довести ее до конца, а также контролировать страх неудачи играют более значимую роль, нежели просто мыслительные способности. Стимулирование труда в организации, в которой сотрудники интеллектуально активны, основано на реализации их потребностей в творчестве, самоактуализации.
8. Управление знаниями - основная функция менеджмента интеллектуальной организации. На высоком уровне развития она характеризуется как 1еап-организация, т. е. совершенная, не имеющая ничего лишнего для достижения максимальной эффективности.
Кроме того, необходимо создать возможность совместного использования знаний внутри интеллектуальной организации. Для этого целесообразно создать у работников мотивацию по совершенствованию совместного использования знаний, развить систему поощрения совместного их использования. Большое значение сегодня имеет процесс повышения интеллектуального уровня компании, а не только отдельно взятых работников. Организационный интеллект - это способность фирмы целенаправленно обрабатывать, интерпретировать, цифровать, манипулировать знаниями и иметь к ним доступ для повышения адаптационного потенциала компании во внешней среде.
Таким образом, для того чтобы Россия максимально быстро и эффективно осуществила переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития, необходимо поддерживать и развивать интеллектуальные организации, способствовать эффективной реализации интеллектуального потенциала работников, а также повышать имидж знаний и непрерывного образования среди молодежи.
Список литературы
1. Гнездилова Е. Н. Роль интеллектуальной собственности в формировании экономики инновационного типа // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 2 (38).
2. Рубинштейн М., Фирстенберг А. Интеллектуальная организация : пер. с англ. - М., 2003.
3. Эдвидссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. - М., 2005.