и бизнесу в интерактивном режиме. Не секрет, что традиционное госуправление медленно адаптируется к инновациям в сфере ИКТ, которые являются вызовом для значительной части чиновников. В этой связи следует прислушаться к мнению ведущих отечественных экспертов о том, что «электронное правительство - это в большей мере административная реформа в стране, чем просто некое внедрение электронных элементов» [4]. Поэтому решение поставленных задач предполагает, прежде всего, электронно-ориентированное правительство.
Развитие ЭП - та область, где особо востребовано изучение лучшего опыта, в том числе наших партнеров по ЕАЭС и Эстонии, значительно опережающих Беларусь в рейтинге ООН. Важно использовать наработки лидеров в этой сфере, внедрять новшества и следовать системному подходу при переходе к ЭП. Как известно, Главой государства определен срок, отведенный на создание электронного правительства, -1 января 2016 г. К этой дате все госорганы, а также юридические лица с долей государства должны успеть подключиться к единой системе электронного документооборота в стране. Как справятся с этой задачей соответствующие республиканские структуры, покажет время.
See: http://innosfera.org/2014/09/e-goverment
Литература
1. Об утверждении Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 гг. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2011 г. №384 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №38, 5/33546) (опубликовано 5 апреля 2011 г.).
2. United Nations E-Govemment Survey 2014: E-Government for the Future We Want. Electronic resource: http://unpan3.un.org/ egovkb/Reports/UN-E-Government-Survey-2014.
3. Сергеев С.П.Рейтинг МСЭ: Беларусь среди наиболее динамичных стран в развитии ИКТ//Наука и инновации. 2014,№1. С. 50-52.
4. Валерий Цепкало: в Беларуси что-то делается в направлении e-government. Электронный ресурс: http://e-gov.by/ themes/ekspert/cepkalo-elektronnoe-pravitelstvo.
Интеллектуализация деловых услуг как основной фактор
формирования «новой экономики»
Окончание. Начало в №8
Резюме. Рассматривается роль интеллектуальных деловых услуг в формировании «новой экономики», которую можно характеризовать как экономику деловых услуг по организации взаимодействия рынков, субъектов и объектов экономической деятельности и совершенствованию экосистемы современного бизнеса. Показано, что интеллектуализация, осуществляемая на основе развитой информационно-коммуникативной инфраструктуры и инструментов экономического анализа, является необходимым условием модернизации и инновационного развития современной экономики взаимодействия.
Ключевые слова: деловые услуги, новая экономика, интеллектуализация, инфраструктура, науко- и знаниеемкий сектор.
О понятии «новая экономика» в контексте интеллектуализации деловых услуг
Понятие «новая экономика» еще в полной мере не сложилось, так как дискуссии по поводу термина не окончены. Поэтому его дефиниции даются разными авторами в достаточно широком диапазоне, начиная от определения «новой экономики» как фундаментальной концепции, основанной на повышении глобальной конкурентоспобности за счет применения новых технологий, и заканчивая использованием в управлении и производстве информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). При этом можно выделить четыре подхода к определению понятия «новая экономика»:
■ комплекс наукоемких отраслей, занятых производством и обслуживанием информационно-коммуникационного оборудования (то есть вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные ИКТ);
■ как организационные
и институциональные новации в различных (в том числе и традиционных) отраслях экономики ряда развитых стран (концепция Совета экономических консультантов при Президенте США. Согласно ей, американская экономика последнего десятилетия ХХ века в целом характеризуется как новая в связи с экстраординарным приростом ее показателей, что стало результатом комбинированного эффекта от взаимодействия достижений в технологии, деловой практике и экономической политике [8, 9]);
Борис Паньшин,
профессор кафедры
экономической
информатики
экономического
факультета
Белорусского
государственного
университета,
доктор технических
наук
■ одна из вершин международной финансовой экономики (финансовой модели хозяйствования), символизирующей широкое использование инструментария информационно-технологических инноваций в валютно-финансовой системе;
■ совокупность отраслей, характеризующихся более значительным удельным весом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами, то есть производство знаний является источником экономического роста. В этой трактовке «новая экономика» включает в себя сферу образования, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций, оказание интеллектуальных услуг (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинг)
с учетом динамики современного этапа общественного прогресса.
Из перечисленных подходов следует, что «новую экономику» характеризует преобразование организационных структур под влиянием ИКТ, интеллектуализация систем взаимодействия субъектов хозяйствования с рынком, приоритетное развитие человеческого потенциала. Ее концептуальной основой является то, что инфраструктура ИКТ и деловых услуг, технологии и инструменты электронного бизнеса, систематически организованные в рамках производственно-распределительных циклов и нормативно-правового регулирования, формируют качественно новую экосистему бизнеса и социально-экономического взаимодействия производителей и потребителей. Подходы, инструменты и технологии «новой экономики» способствуют более успешному и ускоренному инновационному росту хозяйствующих субъектов, повышению уровня
их сотрудничества и взаимодействия, что в совокупности и приводит к более полной реализации принципов устойчивого социально-экономического развития страны в целом.
Основные признаки и структура «новой экономики»
Основными признаками «новой экономики» в контексте интеллектуализации деловых услуг являются:
■ увеличение числа компаний, основная продукция которых - информационные и деловые услуги с высокой долей добавленной стоимости (интеллектуальные информационные и деловые);
■ формирование информационных ресурсов в электронной форме и рост применения электронного документооборота на основе национальных и международных стандартов и технологий кодирования
и представления информации о товарах и услугах;
■ возрастающая степень информатизации основных
и вспомогательных бизнес-процессов предприятий реального сектора экономики;
■ рост электронного контента СМИ и других сегментов рынка информации с одновременной диверсификацией контента, а также средств и форм его представления и доставки потребителю;
■ расширение использования различных электронных сервисов отдельными людьми, домашними хозяйствами, малым и средним бизнесом;
■ возрастание числа государственных услуг, представляемых населению и бизнесу в электронной форме (электронное правительство).
Основные факторы формирования «новой экономики» представлены на рис. 1.
В структуре «новой экономики» можно выделить три составные части:
■ инфраструктура ИКТ,
■ информационные услуги,
■ интеллектуальные деловые услуги.
Важнейшим признаком «новой экономики» является сетевая экономика, посредством которой резко снижается значение расстояния между экономическими агентами, в первую очередь, с точки зрения организационного управления. При этом растет значение децентрализации и формирование «плоских» организационно-управленческих структур, необходимых для гибкого и специализированного ведения бизнеса с высокой степенью адаптации к конъюнктуре и динамике рынков. Но одновременно резко возрастает сложность организационно-экономических взаимодействий субъектов хозяйствования. Противоречие между сложностью экономической системы и возможностями управленческих структур разрешается путем применения ИКТ и бизнес-аналитики для интеллектуализации деловых услуг. Таким образом, если «третий информационный барьер» преодолевается за счет Интернета и центров обработки данных, то для того, чтобы взять современный барьер «динамичной сложности», необходима надстройка из сети «центров знаний», которая и составляет важнейшую часть инфраструктуры новой экономики.
На развитие сегмента интеллектуальных услуг также влияют:
■ совершенствование сервисов и технологий прикладных систем;
■ формирование баз данных по различным сферам деятельности в соответствии с национальными и международными
стандартами и развитие технологий доступа к данным;
■ увеличение количества пользователей, применяющих аутсорсинг вспомогательных бизнес-процессов;
■ рост инвестиций в сферу информатизации деловых услуг и создание в этом сегменте новых рабочих мест.
Развитие «новой экономики» определяется востребованностью услуг, направленных на взаимодействие с рынком, а также социальной, культурной, административной и правовой поддержкой. Одновременно на ее формирование влияет развитие концепции сетевой экономики. В странах-лидерах эти технологии широко развернуты и являются фактором модернизации и повышения конкурентоспособности промышленных и сервисных предприятий.
В практическом плане формирование в экономике сегмента интеллектуальных деловых услуг осуществляется в следующем порядке: вначале отдельные, не согласованные приложения; затем оказание комплекса услуг на их основе; в итоге - образование универсальных платформ для оказания интеллектуальных деловых услуг. То есть посредством интеллектуальных услуг создается модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа и взаимодействия субъектов хозяйствования с рынками и между собой с минимальными усилиями по взаимодействию с поставщиком услуг.
Фактор
«новой экономики» в экономическом росте
Возрастающая роль информационных технологий и Интернета, особенно в области организационного управления и торговли, обусловливает
новые и всевозрастающие требования к эффективности и надежности функционирования центров знаний. Следовательно, актуальны исследование и создание эффективных подходов и инструментов интеллектуализации деловых услуг, оценки их роли как фактора снижения издержек на организацию взаимодействия и проведение торгово-закупочных операций.
Методологической основой для анализа развития «новой экономики» может послужить сформулированное академиком В. М. Глушковым фундаментальное положение о том, что «сложность задач управления экономикой растет быстрее числа занятых в экономике людей» [15]. Это положение объясняет процесс возникновения информационных узлов взаимодействия промышленных предприятий с цепочками поставок и сбыта продукции. Эти узлы отличаются наибольшей интенсивностью информационных обменов между ними и приводят к формированию, по мере усложнения взаимодействий и роста сложности их анализа, центров знаний, составляющих каркас инфраструктуры «новой экономики» и характеризующих функциональные возможности и направления ее развития.
Для преодоления информационного барьера в современной экономике требуется создание специальных баз данных и «центров знаний», интеллектуальных роботов, способных отрабатывать экспоненциально возрастающее количество деловой информации. При этом главным является принцип системности, то есть согласованного и взаимообусловленного развития инфраструктуры «новой экономики» и системы организационно-технологического управления процессами оказания деловых услуг. Прак-
Основные факторы «новой экономики»
Динамичность изменения внутренней и внешней среды бизнеса
Инновационность производства товаров и услуг
_
«Массовая кастомизация» (массовое производство сливается со специализацией на потребности каждого потребителя)
Сетевая экономика (сетевое взаимодействие производителей товаров и услуг)
тика показывает, что производство необходимо дополнять рабочими местами в связанных с ним сферах деловых услуг, таких как логистика, маркетинг или правовое обеспечение. Например, в ЕС уже в 2010 г. их соотношение было 1:3.
Таким образом, можно сделать вывод, что если в индустриальной экономике феноменом экономического роста справедливо было считать влияние объема денежной массы, то в постиндустриальной - развитость сегмента интеллектуальных деловых услуг, что достигается за счет разветвленной ИКТ-инфраструктуры и интеллектуализации. Это важно, в первую очередь, для развития малого и среднего бизнеса и его кооперационного взаимодействия с крупными
Рис. 1.
Характеристики «новой экономики»
предприятиями и между собой. Фактически предпринимательская и инновационная активность экономики как бы «подтягивается» за уровнем экосреды малого и среднего бизнеса.
Уровень интеллектуализации национального делового сегмента выступает в качестве своего рода показателя восприимчивости государственных мероприятий по стимулированию экономики. Малый и средний бизнес в этом случае может эффективно «абсорбировать» денежные потоки, субсидии и генерируемые инновации. Если же уровень деловой среды отстает от уровня господдержки, то инвестиции и преференции будут использованы неэффективно, а произведенные новшества останутся в экономике в качестве мертвого груза. Таким образом, опережающий рост господдержки при недостаточной развитости деловой среды представляет собой неэффективное и во многом бессмысленное расходование ресурсов страны.
Между тем вполне возможна и обратная ситуация. В этом случае формируется высокая восприимчивость малого и среднего бизнеса, стимулируется спрос на интеллектуальные деловые услуги, что и позволяет на следующем витке экономического развития повысить инновационную активность. Однако рассматриваемое опережение не должно быть слишком большим, так как в экономической системе может возникнуть напряжение из-за неудовлетворенности спроса на новые технологические решения.
Как свидетельствует опыт Финляндии, Сингапура, Южной Кореи, вмешательство государства в инновационные процессы нужно для того, чтобы в частном секторе
создать стимулы к инновациям, которые не генерирует в достаточной степени несовершенная институциональная среда. Эти проблемы являются актуальными для инновационного и устойчивого развития экономики Беларуси. Об этом свидетельствует и все больший накал дискуссий по приоритетным направлениям модернизации, госинвестиций и институ-циальным реформам в нашей стране [16].
Литература
1. ЗайцевН.Г.Технология обработки данных в языковой форме.- Киев, 1989.
2. Левина М.Б. Интеллектуальные услуги как ключевой фактор постиндустриального общества // Интернет-журнал «Экономические исследования»: http://www.erce.ru/ internet-magazine/magazine/24/365/.
3.Мониторинг сектора интеллектуальных услуг: разработка и пилотная апробация методики и инструментария, проведение аналитических исследований. Электронный ресурс: http://www.hse.ru/science.
4. Clark C. The Conditions of Economic Progress London 1940; Ольсевич Ю.Я. Теория экономического развития К. Кларка // Веб.: Критика теорий современных буржуазных экономистов.- М., 1963.
5. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. Venture in Social Forecasting.- N.-Y., 1973.
6. Гасанов Эйваз. Структура информационной экономики и ее основные функции//Электронный журнал«Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права». 2005, №1. Электронный ресурс: www.hse.ru/science.
7. Малинецкий Г.Г. Футурополисы и новая индустриализация. Сайт ladoga-park.ru. Электронный ресурс: www.ladoga-park.ru.
8. А New Economy? The Changing Role of Innovation and Information Technology in Growth.- Paris. OECD, 2000.
9. Bosworth Barry P. Triplett Jack E. What s New About the New Economy? It, Economic Growth and Productivity. Brookings Institution, International Productivity Monitor contend: incongruity, incondite, inconclusive // Spring. 2001, №2. Р. 19-30.
10. Вернадский В.И. Избранные труды.- М., 1993.
11. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под научн. ред. О.И. Шкарата-на.- М., 2000.
12. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society.- Wash., 1981.
13. Тоффлер Э. Третья волна.- M., 2010.
14. Друкер П. Эра социальной трансформации. Электронный ресурс: http://www.archipelag.ru/geoeconomics/osnovi/ leader/transformation.
15. Глушков В.М. Введение в АСУ.- Киев, 1974.
16. Рудый К.В. Новая экономика: конкуренция, эффективность, институты // «Народная газета» от 11 июня 2014 г.
новшества
и проблемь
практического применения
В республике продолжается разработка ряда правовых актов, которыми будут внесены дополнения и изменения в действующее законодательство, касающееся интеллектуальной собственности. Среди них проект Договора о товарных знаках Единого экономического пространства и наименованиях мест происхождения товаров, а также вступившие в этом году в силу Закон «О присоединении Республики Беларусь к Сингапурскому договору о законах по товарным знакам» и Положение о порядке проведения экспертизы заявки на выдачу патента на сорт растения и вынесения решения по ее результатам. Этим и другим новшествам в области патентного права была посвящена прямая линия, организованная Республиканской научно-технической библиотекой и журналом «Наука и инновации». На вопросы заинтересованных лиц отвечали специалисты Национального центра интеллектуальной собственности и коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.
Совершенствование законодательства
- Чем вызвана необходимость изменений
в законодательстве в области интеллектуальной собственности?
Петр Бровкин,
генеральный директор Национального центра интеллектуальной собственности:
- Дело в том, что Республика Беларусь стремится присоединиться к договору ВТО, для чего следует привести нормы нашего законодательства в соотвествие с требованиями этой органи-