Научная статья на тему 'Интеллектуализация деловых услуг как основной фактор формирования «Новой экономики»'

Интеллектуализация деловых услуг как основной фактор формирования «Новой экономики» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛОВЫЕ УСЛУГИ / НОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / НАУКОИ ЗНАНИЕЕМКИЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паньшин Борис

Рассматривается роль интеллектуальных деловых услуг в формировании«новой экономики», которую можно характеризовать как экономику деловых услуг по организации взаимодействия рынков, субъектов и объектов экономической деятельности и совершенствованию экосистемы современного бизнеса. Показано, что интеллектуализация, осуществляемая на основе развитой информационно-коммуникативной инфраструктуры и инструментов экономического анализа, является необходимым условием модернизации и инновационного развития современной экономики взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business service intellectualization as a key factor of the “new economy”

The article considers the intellectual business services role in the process of the new economy formation and ecosystem of modern business improvement.

Текст научной работы на тему «Интеллектуализация деловых услуг как основной фактор формирования «Новой экономики»»

и бизнесу в интерактивном режиме. Не секрет, что традиционное госуправление медленно адаптируется к инновациям в сфере ИКТ, которые являются вызовом для значительной части чиновников. В этой связи следует прислушаться к мнению ведущих отечественных экспертов о том, что «электронное правительство - это в большей мере административная реформа в стране, чем просто некое внедрение электронных элементов» [4]. Поэтому решение поставленных задач предполагает, прежде всего, электронно-ориентированное правительство.

Развитие ЭП - та область, где особо востребовано изучение лучшего опыта, в том числе наших партнеров по ЕАЭС и Эстонии, значительно опережающих Беларусь в рейтинге ООН. Важно использовать наработки лидеров в этой сфере, внедрять новшества и следовать системному подходу при переходе к ЭП. Как известно, Главой государства определен срок, отведенный на создание электронного правительства, -1 января 2016 г. К этой дате все госорганы, а также юридические лица с долей государства должны успеть подключиться к единой системе электронного документооборота в стране. Как справятся с этой задачей соответствующие республиканские структуры, покажет время.

See: http://innosfera.org/2014/09/e-goverment

Литература

1. Об утверждении Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 гг. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2011 г. №384 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №38, 5/33546) (опубликовано 5 апреля 2011 г.).

2. United Nations E-Govemment Survey 2014: E-Government for the Future We Want. Electronic resource: http://unpan3.un.org/ egovkb/Reports/UN-E-Government-Survey-2014.

3. Сергеев С.П.Рейтинг МСЭ: Беларусь среди наиболее динамичных стран в развитии ИКТ//Наука и инновации. 2014,№1. С. 50-52.

4. Валерий Цепкало: в Беларуси что-то делается в направлении e-government. Электронный ресурс: http://e-gov.by/ themes/ekspert/cepkalo-elektronnoe-pravitelstvo.

Интеллектуализация деловых услуг как основной фактор

формирования «новой экономики»

Окончание. Начало в №8

Резюме. Рассматривается роль интеллектуальных деловых услуг в формировании «новой экономики», которую можно характеризовать как экономику деловых услуг по организации взаимодействия рынков, субъектов и объектов экономической деятельности и совершенствованию экосистемы современного бизнеса. Показано, что интеллектуализация, осуществляемая на основе развитой информационно-коммуникативной инфраструктуры и инструментов экономического анализа, является необходимым условием модернизации и инновационного развития современной экономики взаимодействия.

Ключевые слова: деловые услуги, новая экономика, интеллектуализация, инфраструктура, науко- и знаниеемкий сектор.

О понятии «новая экономика» в контексте интеллектуализации деловых услуг

Понятие «новая экономика» еще в полной мере не сложилось, так как дискуссии по поводу термина не окончены. Поэтому его дефиниции даются разными авторами в достаточно широком диапазоне, начиная от определения «новой экономики» как фундаментальной концепции, основанной на повышении глобальной конкурентоспобности за счет применения новых технологий, и заканчивая использованием в управлении и производстве информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). При этом можно выделить четыре подхода к определению понятия «новая экономика»:

■ комплекс наукоемких отраслей, занятых производством и обслуживанием информационно-коммуникационного оборудования (то есть вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные ИКТ);

■ как организационные

и институциональные новации в различных (в том числе и традиционных) отраслях экономики ряда развитых стран (концепция Совета экономических консультантов при Президенте США. Согласно ей, американская экономика последнего десятилетия ХХ века в целом характеризуется как новая в связи с экстраординарным приростом ее показателей, что стало результатом комбинированного эффекта от взаимодействия достижений в технологии, деловой практике и экономической политике [8, 9]);

Борис Паньшин,

профессор кафедры

экономической

информатики

экономического

факультета

Белорусского

государственного

университета,

доктор технических

наук

■ одна из вершин международной финансовой экономики (финансовой модели хозяйствования), символизирующей широкое использование инструментария информационно-технологических инноваций в валютно-финансовой системе;

■ совокупность отраслей, характеризующихся более значительным удельным весом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами, то есть производство знаний является источником экономического роста. В этой трактовке «новая экономика» включает в себя сферу образования, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций, оказание интеллектуальных услуг (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинг)

с учетом динамики современного этапа общественного прогресса.

Из перечисленных подходов следует, что «новую экономику» характеризует преобразование организационных структур под влиянием ИКТ, интеллектуализация систем взаимодействия субъектов хозяйствования с рынком, приоритетное развитие человеческого потенциала. Ее концептуальной основой является то, что инфраструктура ИКТ и деловых услуг, технологии и инструменты электронного бизнеса, систематически организованные в рамках производственно-распределительных циклов и нормативно-правового регулирования, формируют качественно новую экосистему бизнеса и социально-экономического взаимодействия производителей и потребителей. Подходы, инструменты и технологии «новой экономики» способствуют более успешному и ускоренному инновационному росту хозяйствующих субъектов, повышению уровня

их сотрудничества и взаимодействия, что в совокупности и приводит к более полной реализации принципов устойчивого социально-экономического развития страны в целом.

Основные признаки и структура «новой экономики»

Основными признаками «новой экономики» в контексте интеллектуализации деловых услуг являются:

■ увеличение числа компаний, основная продукция которых - информационные и деловые услуги с высокой долей добавленной стоимости (интеллектуальные информационные и деловые);

■ формирование информационных ресурсов в электронной форме и рост применения электронного документооборота на основе национальных и международных стандартов и технологий кодирования

и представления информации о товарах и услугах;

■ возрастающая степень информатизации основных

и вспомогательных бизнес-процессов предприятий реального сектора экономики;

■ рост электронного контента СМИ и других сегментов рынка информации с одновременной диверсификацией контента, а также средств и форм его представления и доставки потребителю;

■ расширение использования различных электронных сервисов отдельными людьми, домашними хозяйствами, малым и средним бизнесом;

■ возрастание числа государственных услуг, представляемых населению и бизнесу в электронной форме (электронное правительство).

Основные факторы формирования «новой экономики» представлены на рис. 1.

В структуре «новой экономики» можно выделить три составные части:

■ инфраструктура ИКТ,

■ информационные услуги,

■ интеллектуальные деловые услуги.

Важнейшим признаком «новой экономики» является сетевая экономика, посредством которой резко снижается значение расстояния между экономическими агентами, в первую очередь, с точки зрения организационного управления. При этом растет значение децентрализации и формирование «плоских» организационно-управленческих структур, необходимых для гибкого и специализированного ведения бизнеса с высокой степенью адаптации к конъюнктуре и динамике рынков. Но одновременно резко возрастает сложность организационно-экономических взаимодействий субъектов хозяйствования. Противоречие между сложностью экономической системы и возможностями управленческих структур разрешается путем применения ИКТ и бизнес-аналитики для интеллектуализации деловых услуг. Таким образом, если «третий информационный барьер» преодолевается за счет Интернета и центров обработки данных, то для того, чтобы взять современный барьер «динамичной сложности», необходима надстройка из сети «центров знаний», которая и составляет важнейшую часть инфраструктуры новой экономики.

На развитие сегмента интеллектуальных услуг также влияют:

■ совершенствование сервисов и технологий прикладных систем;

■ формирование баз данных по различным сферам деятельности в соответствии с национальными и международными

стандартами и развитие технологий доступа к данным;

■ увеличение количества пользователей, применяющих аутсорсинг вспомогательных бизнес-процессов;

■ рост инвестиций в сферу информатизации деловых услуг и создание в этом сегменте новых рабочих мест.

Развитие «новой экономики» определяется востребованностью услуг, направленных на взаимодействие с рынком, а также социальной, культурной, административной и правовой поддержкой. Одновременно на ее формирование влияет развитие концепции сетевой экономики. В странах-лидерах эти технологии широко развернуты и являются фактором модернизации и повышения конкурентоспособности промышленных и сервисных предприятий.

В практическом плане формирование в экономике сегмента интеллектуальных деловых услуг осуществляется в следующем порядке: вначале отдельные, не согласованные приложения; затем оказание комплекса услуг на их основе; в итоге - образование универсальных платформ для оказания интеллектуальных деловых услуг. То есть посредством интеллектуальных услуг создается модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа и взаимодействия субъектов хозяйствования с рынками и между собой с минимальными усилиями по взаимодействию с поставщиком услуг.

Фактор

«новой экономики» в экономическом росте

Возрастающая роль информационных технологий и Интернета, особенно в области организационного управления и торговли, обусловливает

новые и всевозрастающие требования к эффективности и надежности функционирования центров знаний. Следовательно, актуальны исследование и создание эффективных подходов и инструментов интеллектуализации деловых услуг, оценки их роли как фактора снижения издержек на организацию взаимодействия и проведение торгово-закупочных операций.

Методологической основой для анализа развития «новой экономики» может послужить сформулированное академиком В. М. Глушковым фундаментальное положение о том, что «сложность задач управления экономикой растет быстрее числа занятых в экономике людей» [15]. Это положение объясняет процесс возникновения информационных узлов взаимодействия промышленных предприятий с цепочками поставок и сбыта продукции. Эти узлы отличаются наибольшей интенсивностью информационных обменов между ними и приводят к формированию, по мере усложнения взаимодействий и роста сложности их анализа, центров знаний, составляющих каркас инфраструктуры «новой экономики» и характеризующих функциональные возможности и направления ее развития.

Для преодоления информационного барьера в современной экономике требуется создание специальных баз данных и «центров знаний», интеллектуальных роботов, способных отрабатывать экспоненциально возрастающее количество деловой информации. При этом главным является принцип системности, то есть согласованного и взаимообусловленного развития инфраструктуры «новой экономики» и системы организационно-технологического управления процессами оказания деловых услуг. Прак-

Основные факторы «новой экономики»

Динамичность изменения внутренней и внешней среды бизнеса

Инновационность производства товаров и услуг

_

«Массовая кастомизация» (массовое производство сливается со специализацией на потребности каждого потребителя)

Сетевая экономика (сетевое взаимодействие производителей товаров и услуг)

тика показывает, что производство необходимо дополнять рабочими местами в связанных с ним сферах деловых услуг, таких как логистика, маркетинг или правовое обеспечение. Например, в ЕС уже в 2010 г. их соотношение было 1:3.

Таким образом, можно сделать вывод, что если в индустриальной экономике феноменом экономического роста справедливо было считать влияние объема денежной массы, то в постиндустриальной - развитость сегмента интеллектуальных деловых услуг, что достигается за счет разветвленной ИКТ-инфраструктуры и интеллектуализации. Это важно, в первую очередь, для развития малого и среднего бизнеса и его кооперационного взаимодействия с крупными

Рис. 1.

Характеристики «новой экономики»

предприятиями и между собой. Фактически предпринимательская и инновационная активность экономики как бы «подтягивается» за уровнем экосреды малого и среднего бизнеса.

Уровень интеллектуализации национального делового сегмента выступает в качестве своего рода показателя восприимчивости государственных мероприятий по стимулированию экономики. Малый и средний бизнес в этом случае может эффективно «абсорбировать» денежные потоки, субсидии и генерируемые инновации. Если же уровень деловой среды отстает от уровня господдержки, то инвестиции и преференции будут использованы неэффективно, а произведенные новшества останутся в экономике в качестве мертвого груза. Таким образом, опережающий рост господдержки при недостаточной развитости деловой среды представляет собой неэффективное и во многом бессмысленное расходование ресурсов страны.

Между тем вполне возможна и обратная ситуация. В этом случае формируется высокая восприимчивость малого и среднего бизнеса, стимулируется спрос на интеллектуальные деловые услуги, что и позволяет на следующем витке экономического развития повысить инновационную активность. Однако рассматриваемое опережение не должно быть слишком большим, так как в экономической системе может возникнуть напряжение из-за неудовлетворенности спроса на новые технологические решения.

Как свидетельствует опыт Финляндии, Сингапура, Южной Кореи, вмешательство государства в инновационные процессы нужно для того, чтобы в частном секторе

создать стимулы к инновациям, которые не генерирует в достаточной степени несовершенная институциональная среда. Эти проблемы являются актуальными для инновационного и устойчивого развития экономики Беларуси. Об этом свидетельствует и все больший накал дискуссий по приоритетным направлениям модернизации, госинвестиций и институ-циальным реформам в нашей стране [16].

Литература

1. ЗайцевН.Г.Технология обработки данных в языковой форме.- Киев, 1989.

2. Левина М.Б. Интеллектуальные услуги как ключевой фактор постиндустриального общества // Интернет-журнал «Экономические исследования»: http://www.erce.ru/ internet-magazine/magazine/24/365/.

3.Мониторинг сектора интеллектуальных услуг: разработка и пилотная апробация методики и инструментария, проведение аналитических исследований. Электронный ресурс: http://www.hse.ru/science.

4. Clark C. The Conditions of Economic Progress London 1940; Ольсевич Ю.Я. Теория экономического развития К. Кларка // Веб.: Критика теорий современных буржуазных экономистов.- М., 1963.

5. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. Venture in Social Forecasting.- N.-Y., 1973.

6. Гасанов Эйваз. Структура информационной экономики и ее основные функции//Электронный журнал«Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права». 2005, №1. Электронный ресурс: www.hse.ru/science.

7. Малинецкий Г.Г. Футурополисы и новая индустриализация. Сайт ladoga-park.ru. Электронный ресурс: www.ladoga-park.ru.

8. А New Economy? The Changing Role of Innovation and Information Technology in Growth.- Paris. OECD, 2000.

9. Bosworth Barry P. Triplett Jack E. What s New About the New Economy? It, Economic Growth and Productivity. Brookings Institution, International Productivity Monitor contend: incongruity, incondite, inconclusive // Spring. 2001, №2. Р. 19-30.

10. Вернадский В.И. Избранные труды.- М., 1993.

11. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под научн. ред. О.И. Шкарата-на.- М., 2000.

12. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society.- Wash., 1981.

13. Тоффлер Э. Третья волна.- M., 2010.

14. Друкер П. Эра социальной трансформации. Электронный ресурс: http://www.archipelag.ru/geoeconomics/osnovi/ leader/transformation.

15. Глушков В.М. Введение в АСУ.- Киев, 1974.

16. Рудый К.В. Новая экономика: конкуренция, эффективность, институты // «Народная газета» от 11 июня 2014 г.

новшества

и проблемь

практического применения

В республике продолжается разработка ряда правовых актов, которыми будут внесены дополнения и изменения в действующее законодательство, касающееся интеллектуальной собственности. Среди них проект Договора о товарных знаках Единого экономического пространства и наименованиях мест происхождения товаров, а также вступившие в этом году в силу Закон «О присоединении Республики Беларусь к Сингапурскому договору о законах по товарным знакам» и Положение о порядке проведения экспертизы заявки на выдачу патента на сорт растения и вынесения решения по ее результатам. Этим и другим новшествам в области патентного права была посвящена прямая линия, организованная Республиканской научно-технической библиотекой и журналом «Наука и инновации». На вопросы заинтересованных лиц отвечали специалисты Национального центра интеллектуальной собственности и коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.

Совершенствование законодательства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Чем вызвана необходимость изменений

в законодательстве в области интеллектуальной собственности?

Петр Бровкин,

генеральный директор Национального центра интеллектуальной собственности:

- Дело в том, что Республика Беларусь стремится присоединиться к договору ВТО, для чего следует привести нормы нашего законодательства в соотвествие с требованиями этой органи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.