ИКТ-кластеры - движущая сила
интеллектуализации и электронизации экономики
Резюме. В статье содержится анализ преимуществ информационно-коммуникационных кластеров, которые предоставляют уникальные возможности владения рынками для промышленных предприятий. Отечественная экономическая политика может быть направлена на устранение наиболее существенных барьеров формирования национальной электронной экономики и ИКТ-кластеров, способна еще в большей степени улучшить показатели делового, инновационного и инвестиционного климата; стимулировать научные и образовательные инициативы в сфере ИКТ и электронной экономики.
Ключевые слова: интеллектуализация, электронизация, ИКТ-кластер, ИКТ-индустрия, ИКТ-сектор, прямые иностранные инвестиции.
Интеллектуализация и электронизация экономики и бизнеса - одна из центральных задач формирования глобального информационного общества, концепция которого сформировалась в Японии в начале 1960 гг. и получила развитие в публикациях Кисе Куро-кава, Тудао Умесао, Юджиро Хаяши, Енеджи Масуда и Коничи Кохума. Приведем некоторые определения термина «информационное общество», наиболее удачно отражающие современное представление о нем:
■ общество, которое организует знания в интересах социального контроля и управления, инноваций и изменений (Даниэл Бэлл);
■ новый тип общества, в котором владение информацией, а не материальными благами является движущей силой его преобразования и развития и где процветает интеллектуальное творчество человека (Енеджи Масуда);
■ общество, где информация используется как ресурс, в результате чего процветает отрасль, которая ее производит (Ник Мур);
■ социальная структура, основанная на свободном создании, распределении, доступе и использовании информации и знаний (Венгерская национальная стратегия информатики, 1995 г.).
Движущие силы формирования и развития информационного общества определены следующим образом:
■ знания и информация - интеллектуальный капитал стал стратегическим фактором;
■ изменения - непрерывные, быстрые и сложные, создающие неопределенность и сокращающие предсказуемость;
■ лобализация - в научно-технических разработках, технологиях, производстве, торговле,
финансах, коммуникациях и информации, приводящая к открытию экономик, глобальной гиперконкуренции;
■ коммуникация - способность компании адекватно целям и задачам передавать информацию во внутреннюю и внешнюю среду функционирования.
Опыт, приобретенный странами с развитыми ИКТ-кластерами, подтверждает, что последние играют серьезную и возрастающую роль в формировании экономик информационного общества по показателям ВВП. ИКТ-индустрия растет значительно быстрее, чем иные сегменты: на 10% ежегодно в период с 2003 по 2006 г., в сравнении с общим ростом экономики на уровне 6%. Капитал, концентрируемый в этом секторе, включая инвестиции в электронную технику и оборудование, программное обеспечение, увеличился на 20% от общего ВВП в начале 2000 г.; производительность труда (оцененная как ВВП на одного занятого) выше, чем в иных отраслях. Так, в США и Канаде этот показатель поднялся на 4,1-4,8% в период с 1995 по 1999 г., по сравнению с 1,2-1,7% роста совокупной производительности труда за тот же период. В США индустрия высоких технологий на протяжении 2001-2005 гг. вносила наибольший вклад в формирование ВВП. Общий индекс производства, измеряемый по выпуску продукции, добыче полезных ископаемых и коммунальным услугам, поднялся на 1%, этот же показатель в ИКТ вырос на 12%.
Формирование кластеров, как подтверждает статистика, чрезвычайно эффективно, но на пути их создания существуют определенные барьеры.
Высокие темпы развития ИКТ-индустрии и Интернета вовлекли в процесс использования
Татьяна Беляцкая,
заведующая кафедрой
менеджмента БГУИР, кандидат
экономических наук, доцент
Мария Кудрейко,
магистрант БГУИР
электронных технологии и продуктов широкие слои населения с одноИ стороны, но с другоИ -способствовали возникновению в обществе ситуации, идентифицируемой как цифровое неравенство. Этот термин иллюстрирует разрыв между отдельными лицами, домашними хозяйствами, предприятиями, а также географическими районами в возможности доступа к информационным и коммуникационным технологиям, в использовании Интернета для решения повседневных задач профессионального и бытового характера.
Цифровое неравенство среди домохозяйств обусловлено двумя основными факторами: уровнем реально располагаемого дохода и уровнем образования в области ИТ. В настоящее время ведутся дискуссии относительно того, увеличивается оно или уменьшается. В отдельных отчетах утверждается, что со временем большинство людей будет находиться в Сети, и никакой политики вмешательства этот процесс не требует. Другие исследователи, напротив, подчеркивают увеличение степени расхождения между различными сегментами населения и отмечают необходимость внешнего регулирования этого процесса.
ИКТ-кластеры привлекают бизнес, так как содержат возможности получения быстрого экономического эффекта, связанного с новым характером возврата инвестиций, при котором наибольший (до 80%) объем капитала приходится на интеллектуальные составляющие (создание программного обеспечения, проектирование полупроводников или чипов и т.п.). Но последующие копии (массовое производство) интеллектуальных продуктов этого сектора стоят беспрецедентно дешево. Рентабельность увеличивается и в результате кластеризации, которая позволяет небольшим игрокам получить масштабный эффект.
Существует достаточное большое количество подходов к определению и выделению информационно-коммуникационных кластеров. Так, Министерство промышленности Канады определяет их через следующие составляющие: производство нематериальных услуг, услуг, связанных с товарами, что в свою очередь может быть детализировано следующим образом:
■ телекоммуникации (производство оборудования, оптовая торговля, поставщики телекоммуникационных услуг);
■ разработка программного обеспечения (создание, техническая, консультационная поддержка, системная интеграция, обработка данных);
■ производство, конструкторские разработки компьютеров и их компонентов, прочей электронной техники, измерительной аппаратуры, дисков DVD;
■ оказание услуг в области ремонта, технической поддержки компьютеров, компьютерной периферии, графического дизайна;
■ образовательные программы;
■ оптовые продажи компьютеров, электронной техники и технологий, программного обеспечения;
■ разработчики контента: писатели, журналисты, продюсеры, производители цифровых изданий (телевидение, радио, кино, блоги, сайты и т.п.), производители нецифровых форматов (журналы, газеты и т.п.) [12].
Таким образом, ИКТ-кластер включает телекоммуникационные и информационные технологии, ИТ-промышленность и контент-производителей. В то же время имеется четкая тенденция перекрытия перечисленных профессиональных областей.
Кластеризация, происходящая на основе лицензирования, партнерств, взаимопроникновения в бизнес-процессы посредством телекоммуникаций и программного обеспечения, а также мультипликационные экономические эффекты, которые она позволяет достигать, привели к формированию гибридных организаций. Это компании, использующие разные аспекты каждой из шести крупных сфер ИКТ. Яркий пример гибридной организации - Google.
Отличительной чертой ИКТ-кластера является его формирование на основе единой бизнес-платформы. К примеру, на японском промышленном предприятии «Коматсу» - одном из мировых лидеров по производству машин для горнодобывающей и строительной отрасли, а также прочей автомобильной техники - в начале 2000-х была внедрена уникальная электронная бизнес-система. Она основана на телекоммуникационных технологиях (Интернет и GPS) и интегрировала процессы взаимодействия с клиентами, малыми и средними организациями, продающими запасные части, оказывающими услуги по сервисному обслуживанию. На основе этой платформы корпорация объединила огромное число географически распределенных поставщиков, дилеров и потребителей в единую сеть, создав виртуальный электронный кластер. Его внедрение осуществлялось в рамках реализации стратегии развития бизнеса, ориентированной на увеличение объемов продаж услуг и продукции в рамках процессов послепродажного сервиса. Благодаря этим новеллам в 2008 г. годовой объем продаж составил более 20 млрд долл., объединены в виртуальную электронную систему 164 организации, 115 из которых находятся за пределами страны, и около 40 тыс. человек персонала (51% из которых - иностранные граждане) [10].
Система позволяет получать оперативную информацию с каждой проданной и эксплуатируемой машины в любой момент времени. Терминал, установленный в ней, автоматически отправляет сведения о расходах топлива, динамике работы агрегатов и пр. Причем связь эта двусторонняя: и машина имеет обратную связь с сервером, и собственнику доступны все данные о ней через удаленную информационную систему [11]. Это позволяет клиентам экономить значительные средства, связанные с эксплуатацией и ремонтом техники, что выражается в финансовых и рыночных индикаторах компании. Стратегически важно, что электронная система снижает себестоимость услуг и продуктов «Коматсу», таким образом создавая серьезные конкурентные преимущества.
Пример корпорации показывает, как ИКТ-кластеры решают задачи глобального сервиса, увеличивая ценность товара для клиента и ориентируясь при этом на решение задач стратегического менеджмента. Поддержка развития кластеров за счет создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников -составная часть национальной экономической политики [4].
В состав классической модели ИКТ-кластера входят:
■ организации, специализирующиеся на производстве продукции и услуг в сфере ИКТ для предприятий и/или населения;
■ компании, которые обеспечивают доступ к объектам транспортной, энергетической, информационной, инженерной инфраструктуры;
■ научно-исследовательские и образовательные центры;
■ консалтинговые группы, субъекты инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры трансфера и коммерциализации технологий и др.);
■ финансовые учреждения;
■ представители органов государственного управления [7].
ИКТ-кластер также налаживает тесные связи с партнерами - центрами Research & Development (R&D) и крупнейшими корпорациями, осуществляющими научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы на территории кластера [8].
Беларусь обладает серьезными конкурентными преимуществами для развития ИКТ-ус-луг: высоким уровнем профессиональной подготовки специалистов в сфере менеджмента и информатики, низкой по мировым меркам
стоимостью рабочей силы [8]. Сейчас в этом сегменте работает 25 тыс. айтишников, ежегодно к ним добавляется 2,5-4 тыс. выпускников. Большинству специалистов - до 30 лет. После достижения указанного возраста многие из них либо становятся ИТ-директорами, либо уезжают работать за рубеж. Сравнительная характеристика заработных плат отечественных и зарубежных программистов говорит о значительном (2-2,5 раза) отставании этого показателя на нашем рынке труда [6], вызывающего, в свою очередь, рост конкурентоспособности (прежде всего по ценовому фактору) аутсорсинга ИТ-услуг.
В настоящий момент ИКТ-кластеров в республике не существует. Наиболее перспективным является их создание на основе соединения интеллектуальных ресурсов резидентов Парка высоких технологий, научно-технологической ассоциации «Инфопарк», Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Беларуси, высших учебных заведений страны (БГУ, БНТУ, БГУИР). Деятельность такого кластера откроет новые возможности для выполнения в нашей стране инновационных проектов, позволит широко привлечь в них отечественных специалистов, активизировать инвестиционную деятельность, реализовать имеющийся интеллектуальный и научный потенциал [8].
Формирование ИКТ-кластеров во многом зависит от привлечения средств в этот сегмент, для чего в системе национальной экономики необходимо формировать инновационный и инвестиционный благоприятный климат. Привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) является одним из приоритетов внешней экономической политики Республики Беларусь. В 2012 г. привлечено в основной капитал 151,9 трлн руб., или в сопоставимых ценах 90,2% к уровню 2011 г. При этом доля инвестиций в машины и оборудование в общем объеме инвестиций составила 42,5%, в строительно-монтажные работы - 48,3%. Снижение темпа роста в определенной мере обусловлено осуществлением политики сжатия внутреннего спроса, оптимизацией финансирования государственных программ и сокращением собственных средств организаций и кредитования экономики. При этом не в полной мере осуществлено замещение выпадающих объемов внутренних источников иностранными, величина которых невелика - 9,2% [9].
Удельный вес инвестиций в основной капитал в ВВП составил 28,8%. Всего за 2012 г. в реальный сектор (без банков) поступило 14,3 млрд долл. валовых иностранных инвестиций, из них прямых - 10,4 млрд (73% от общего объема), портфельных - 0,02 млрд, прочих - 3,9 млрд долл.
В топ-10 стран-доноров ПИИ в Республику Беларусь в 2012 г. вошли: Россия - 48,6%, Соединенное Королевство - 32,0%, Кипр - 4,6%, Украина - 3,4%, Германия - 1,4%, Польша - 1,2%, Литва - 1,2%, США - 1%, Австрия - 1%, Китай - 0,8%. На долю прочих приходится 4,7%. Прямые иностранные инвестиции были направлены в организации по видам экономической деятельности: оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (45,3%), транспорт и связь (37,8%), промышленность (9,9%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (2,7%), строительство (0,9%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (0,4%), гостиницы и рестораны (0,2%) и др. ПИИ на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) было использовано в 2012 г. 1376,5 млн долл. [9].
Для формирования и развития ИКТ-класте-ров необходима определенная среда. Условия, созданные в Беларуси, в целом позитивно оцениваются международными организациями. В докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса 2012» по индексу легкости ведения бизнеса республика заняла 69-е место из 183 стран, поднявшись с 91-го в 2010 г. (с учетом произошедшей корректировки методологии определения рейтингов). Для сравнения: Российская Федерация занимает 120-е место, Украина - 152-е [1]. По итогам упомянутого доклада наша страна признана одним из ведущих в мире реформаторов за последние 6 лет и замыкает тройку наиболее активных государств по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса.
Отчет «Ведение бизнеса 2013», кроме сравнения с другими странами, оценивает прогресс каждого государства относительно себя самого в период с 2005 по 2012 г. По мнению соавторов отчета, Беларусь является третьей из 185 стран по масштабам реформ за последние 8 лет. В прошлом году были улучшены показания по следующим индикаторам: «Доступ к электроснабжению» - 171-е место (175-е в предыдущем году), «Уплата налогов» - 129-е (156), «Условия международной торговли» - 151-е (154), «Регистрация собственности» - 3-е (4), «Получение разрешений на строительство» - 30-е (42). Наша страна вошла в топ-10 по индикатору «Открытие бизнеса» - 9-е место (9-е место в прошлогоднем исследовании с учетом проведенной в этом году корректировки).
В рейтинге 2013 г. Беларусь привлекательно выглядит на фоне России (112-е место) и Украины (137-е), но существенно проигрывает западным соседям - Латвии (25-е), Литве (27-е).
Из граничащих с нами стран наиболее близок рейтинг Польши - 55-е место [2].
Подводя итоги теоретического исследования, направленного на отражение вопросов интеллектуализации и электронизации отечественной экономики, отметим, что формирование информационного общества - неизбежный процесс современного странового развития. Базовым сектором экономики являются информационные технологии. Наибольших экономических эффектов разрозненные игроки данного сегмента достигают в условиях кластеризации. ИКТ-кла-стеры предоставляют уникальные возможности владения рынками для промышленных предприятий. Несмотря на низкую себестоимость процессов воспроизводства в ИКТ-индустрии, создание «первой копии» требует значительных финансовых и интеллектуальных инвестиций. Учитывая серьезную правительственную поддержку ИКТ-сектора и процессов электронизации экономики США, Канадой, Австралией, отдельными странами ЕС, отечественная экономическая политика может быть направлена на устранение наиболее существенных барьеров формирования национальной электронной экономики и ИКТ-кластеров: снижение уровня «цифрового неравенства» в обществе и в секторах экономики; еще в большей степени улучшить показатели делового, инновационного и инвестиционного климата; стимулировать научные и образовательные инициативы в сфере ИКТ и электронной экономики.
See:http://innosfera.org/2014/04/ict_clusters
Литература
1. Доклад о мировых инвестициях, 2012 г.: материалы конференции ООН по торговле и развитию. Женева, июнь 2012 г. - Женева, 2012.
2. Доклад о мировых инвестициях, 2013 г.: материалы конференции ООН по торговле и развитию. Женева, июнь 2013 г. - Женева, 2013.
3. Об утверждении стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года: постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 18.01.2012 г. №51/2.
4. Боган С.А. Эффективность инвестиционной политики Республики Беларусь / Боган С.А.// Эк. бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2012, №5. С. 20-25.
5. Мартинкевич А.М. Кто готовит кадры для резидентов ПВТ. Электронный ресурс: http://dev. by/blogs/main/kto-gotovit-kadry-dlya-rezidentov-pvt.
6. Репина И. Сколько зарабатывают белорусские ИТ-специалисты? Электронный ресурс: http://www.migom.by/news/skolko_zarabatyvayut_belorusskie_it_specialisty.
7. Рындин И.О. Развитие кластера информационно-коммуникационных технологий в Санкт-Петербурге: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05/ И.О. Рындин; С.-Петерб. ун-т управления и экономики. - СПб, 2012.
8. Тихонович С.В. Развитие кластеров ИКТ-услуг в Республике Беларусь / Тихонович С.В. // Эк. бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2012, №10. С. 45-50.
9. Сайт Министерства экономики РБ. Электронный ресурс: http://www.economy.gov.by/.
10. Shuuji Arakawa. Development and Deployment of KOMTRAX STEP 2, 2002. Vol. 48, No.150.
11. Makoto Hirano. Co-Evolving Management with Virtual Cluster: What we can learn from Komatsu's networking strategy.
12. Published by the Economic Development Office, The City of Mississauga www.mississauga.ca/business.