Научная статья на тему 'Интеллектуальный каркас экономики'

Интеллектуальный каркас экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / КОНСАЛТИНГ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ТОЧКИ РОСТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паньшин Борис

В статье рассмотрены факторы влияния интеллектуальных деловых услуг и информационных технологий на инновационное развитие и формирование экономики знаний, особенности оценки эффективности инвестиций в развитие информационно-коммуникационных технологий и современные проблемы их эффективного применения в управлении и межорганизационном взаимодействии экономических объектов. Обосновывается необходимость подготовки государственной программы формирования сегмента интеллектуальных деловых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The intellectual frame of the economy

The article describes the influence of smart business services and IT on innovation development and formation of the knowledge economy, the evaluation features of the investments in ICT effectiveness and current problems of their effective use in management and inter-organizational interaction of the entities.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный каркас экономики»

Интеллектуальный

каркас

экономики

Резюме. В статье рассмотрены факторы влияния интеллектуальных деловых услуг и информационных технологий на инновационное развитие и формирование экономики знаний, особенности оценки эффективности инвестиций в развитие информационно-коммуникационных технологий и современные проблемы их эффективного применения в управлении и межорганизационном взаимодействии экономических объектов. Обосновывается необходимость подготовки государственной программы формирования сегмента интеллектуальных деловых услуг. Ключевые слова: модернизация, интеллектуализация экономики, консалтинг, институциональная среда, точки роста.

Преодоление энтропии рынков

В одном из исследований Всемирного банка отмечено, что экономическое развитие является в большей степени процессом накопления знаний, чем капитала (World Development Report, 1998). Мировая экономика усложняется, рынки становятся все динамичнее. Их энтропия растет. Все чаще происходит модернизация производства и в целом отраслей, она, по сути, становится непрерывной, а ее темпы убыстряются. Целью модернизации в ее широком смысле является трансформация традиционного общества в общество модерна, а с точки зрения экономики -выпуск и сбыт конкурентоспособных товаров и услуг.

Эффективная модернизация предполагает научное обеспечение, предсказательную аналитику и интеллектуальную составляющую, происходит на стыке технологических укладов и в условиях резко увеличившихся сложности и скорости ведения бизнеса, что требует формирования в стране соответствующей экономической и деловой среды. Речь идет о создании «интеллектуального каркаса» экономики, вклю-

Борис Паньшин,

профессор кафедры

экономической

информатики

экономического

факультета БГУ,

доктор

технических наук

чающего в себя современные центры коммуникаций и обработки данных, электронной торговли товарами и услугами, аналитические и информационно-консалтинговые службы, ориентированные на предоставление информационных и интеллектуальных деловых услуг и снижение издержек на организацию и ведение бизнеса, особенно малого и среднего.

В советское время интеллектуализация экономики успешно осуществлялась посредством сети центров научно-технической информации, в которых высококвалифицированные специалисты готовили аналитические материалы для ученых, управленцев, сотрудников патентных служб. Это позволяло «держать руку на пульсе» и отслеживать тенденции в развитии продуктов, технологий, рынков. За рубежом поиск новых рынков и диверсификация операций осуществлялись в основном через создание в рамках крупных компаний инновационных фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на рынках новых изделий и технологий.

Возрастающая сложность экономики требует постоянного увеличения ее информационной и интеллектуальной составляющей и создания систем для межорганизационного информационного взаимодействия. Эта тенденция четко проявилась еще в 80-х гг. прошлого века. Уже в то время в США около двух третей заработной платы шло на содержание работников информационной сферы, а одну треть всего оборудования, закупленного в 1984 г., составили ЭВМ и связанные с ними устройства. Ранее, в 1970-х гг., теорию информационных барьеров в управлении экономикой сформулировал академик В.М. Глушков. Он предложил создать в СССР общегосударственную сеть вычислительных центров (ГСВЦ) и интеллектуальный каркас экономики - общегосударственную автоматизированную систему управления (ОГАС).

Концепция ОГАС базировалась на том, что просто количественное наращивание электронно-вычислительного потенциала само по себе может привести к сколько-нибудь серьезным изменениям в качестве

управления и в уровне производительности труда управленческого аппарата, обеспечить существенные сдвиги в его организации и эффективности деятельности. Принципиальное значение имеет возможность систематизации и анализа информации для подготовки вариантов управленческих решений, их своевременного принятия и изменения. Одной из приоритетных подсистем ОГАС являлась система диалогового планирования - ДИСПЛАН, динамично, в диалоговом режиме, интегрирующая планы отраслей и республик. Эти идеи актуальны и сегодня.

Отрасль интеллектуальных деловых услуг - это та часть общей экономики, которая в современных условиях является основной движущей силой для формирования новых и преодоления энтропии традиционных рынков. Материальная основа «новой экономики» - информационная инфраструктура, включающая центры обработки данных и центры оказания информационных и консалтинговых услуг.

Консалтинг-инструмент управления

Структуры управления традиционно рассматриваются преимущественно с точки зрения текущих задач, в статике, а не в динамике. Они трактуются как раз и навсегда данный набор линейных и функциональных служб, берущих свое начало в 1930-х гг., и не учитывают новые задачи и пути развития. Основной упор в большей мере делается на дифференциацию и специализацию функций, а не на их интеграцию и взаимодействие применительно к общим целям организации. Между тем по мере увеличения сложности как объектов, так и процессов управления повышается роль не отдельно взятых служб -

технической, экономической, производственно-снабженческой и др., а их взаимосвязи и координации. Должна учитываться множественность условий работы предприятия, требующих множественности и разнотипности управленческой деятельности. Едва ли не главный урок многолетнего опыта внедрения современной информационной технологии в нее - нельзя автоматизировать устаревшие способы работы. Одновременно система управления должна обеспечивать возможность быстрых изменений производства в зависимости от запросов рынка. В экономике, как и в живой природе, в ходе эволюции выживают не самые сильные, а те, кто способны быстро приспосабливаться к изменениям.

Важно учитывать и то, что объемы управленческой информации столь велики, что требуется интеллектуализация ее обработки. Как рыночный ответ на эту потребность экономики возникли различные информационно-консалтинговые службы. В развитых странах они сформировались по отдельным отраслям, например по сельскому хозяйству в США. Появилось понятие консультан-товооруженности экономики, сформировался сегмент консалтинговых услуг. Так, в Германии на одного работающего в промышленности приходится три специалиста по маркетингу и управлению, в Южной Корее насчитывается более 10 тыс. независимых консультантов в сфере экономики, без учета информационно-аналитических служб крупных предприятий. Они анализируют ситуации на рынках, делают прогнозы, предупреждают риски. Предвидение спроса и умение соединять товары и рынки - стандартные проблемы и для руководителя, и для инвестора.

Одновременно деятельность информационно-консалтинговых структур является ключевым фактором формирования рационального экономического ценоза путем постепенных и последовательных преобразований крупных предприятий в сторону баланса малых, средних и больших субъектов хозяйствования, повышения уровня их самостоятельности и мобильности. Нужно, чтобы рыночные механизмы саморегуляции играли свою роль, чтобы шло софинансирование совместных программ, выполняемых малыми предприятиями, государством и крупным бизнесом на принципах взаимовыгодности и взаимодополнения. На рынке стран экономического авангарда присутствует множество консультантов, оказывающих помощь в формировании видения проекта, получении наилучших условий для его реализации, подготовке материалов, взаимодействии с инвесторами, а также медиаторов, позволяющих выйти на нужных людей. Ведь часто предприниматели не задумываются о перспективах развития своего бизнеса. Анализ практики стартапов той же Силиконовой долины показывает, что бизнес-планы, как правило, никогда не работают, и инвесторов больше интересует общее понимание проекта и почему он должен «выстрелить». Исследования подтверждают, что только 30-40% предпринимателей хотя бы примерно представляют, где и как можно применить их разработку.

Научно-техническая сторона многих белорусских технологий традиционно сильна, так как в их основе лежат оригинальные, по-настоящему инновационные идеи. Однако их рыночная составляющая не конкретизируется и требует

серьезного совершенствования. Отсутствие четкого понимания методов «раскрутки» проекта и экономических расчетов по его продвижению порождает иллюзии относительно возможности получения больших и быстрых прибылей. Общая проблема - недостаток понимания рынка и ниш новых продуктов. Для этого требуются серьезные исследования, проводимые на регулярной, профессиональной основе, а простое «вбрасывание» средств на поддержку малого и среднего бизнеса результатов не дает. Российский опыт это наглядно показывает.

Многие разработчики не имеют представления, сколько усилий, времени и ресурсов необходимо, чтобы реализовать их проекты. Для этого нужны совершенно другие квалификации, а значит, и другие специалисты. Знание и понимание рынков являются важнейшим условием организации и ведения бизнеса в настоящее время. Особенно это касается хай-тек-индустрии, так как специфика товара требует, чтобы и маркетологи, и менеджеры хорошо разбирались в тонкостях высокотехнологичного продукта. Как следствие, все больше внимания уделяется аналитике Больших данных (Big Data Analytics), которую называют наукой о данных. Появились специалисты, изучающие извлечение сведений и превращение их в информационный ресурс. Возникла сеть компаний, выполняющих посреднические функции между органами госуправления, предприятиями и научными организациями. Эта работа -составная часть интеллектуального каркаса экономики.

В развитых странах сформирована сеть консалтинговых центров, развивается институт специализированных управля-

ющих компаний, образованы государственные и частные агентства по поддержке бизнеса. Конечно, такая система складывалась десятилетиями, и нам еще предстоит пройти сложный путь ее формирования. Главное - должны быть определены государственная политика создания отрасли консультирования и механизмы ее связи и взаимодействия с отраслями и предприятиями. Работу по анализу ситуации и выработке путей развития национальной экономики нельзя передавать на зарубежный аутсорсинг, поскольку экономический и управленческий консалтинг - фактор национальной безопасности.

Сокращение издержек

и «шейпинг» -

суть структурных реформ

Экономика постоянно развивается по подобию сложных экосистем и подчиняется законам ценологии. Транзакцион-ные издержки в ней доходят до 40 и более процентов. Для малых предприятий наличие аналитики по товарным рынкам и получение консультаций по организации и ведению бизнеса - это возможность сократить различные непроизводственные издержки, которые, по оценкам экспертов, в Беларуси и России доходят до 10% валовой выручки, в то время как за рубежом они составляют не более 3,5%. Согласно исследованиям Высшей школы экономики, более 70% желающих открыть свой бизнес в России не могут в итоге осуществить свое намерение. Среди основных препятствий:

■ бюрократизация - необходимость сбора большого количества документов и длительность рассмотрения различных вопросов;

■ финансовые проблемы, например невозможность получить кредит, или инвестицион-

ные сложности, и чрезмерное налогообложение;

■ недостаточность государственной поддержки (несовершенство законодательства, нехватка финансирования малого бизнеса), а также дороговизна аренды или сложности с нахождением места;

■ нехватка знаний у предпринимателя: неумение найти свою нишу, проблемы с подрядчиками и квалификацией персонала.

В результате, если по рейтингу активности (по оценкам экспертов Oracle Capital Group - OCG) Россия занимает 8-е место, обгоняя почти всю Западную Европу, то по качеству институциональной среды и состоянию финансового рынка - 121-е, по индикатору доступности кредитов - 104-е. То есть основные проблемы развития связаны с институциональной сферой и качеством государственного и корпоративного управления, что, в свою очередь, зависит от системы предоставления бизнесу различных услуг. Порядка 95% российских стартапов прекращают существование уже в первый год. Оптимизация деловой среды - важнейшее условие развития малого и среднего бизнеса, которое является фактором роста и дополнительной устойчивости национальных экономик. Так, в США сегодня более 20 млн индивидуальных предпринимателей, не имеющих сотрудников, только лишь с помощью своих интеллектуальных ресурсов уже производят продуктов более чем на триллион долларов (около половины ВВП России).

Материальной основой упрощения деловой среды являются новые институты -информационно-консалтинговые службы и государственные агентства развития. В их формировании и состоит суть

институциальной реформы экономики, о чем много говорят эксперты МВФ. Рекомендуя оздоравливать ее путем приватизации и ослабления госрегулирования, они почему-то умалчивают о том, что предварительно должны быть созданы механизмы для эффективного взаимодействия предпринимателей с рынками, государством и между собой. В результате ускоренными темпами развивается посреднический, торговый, сырьевой бизнес, а не производственный, который требует анализа и концентрации ресурсов.

Пока мы еще используем инерцию интеллектуализации, заложенную советскими НИИ, КБ, информационными и патентными службами, но экономика требует нового качества деловых услуг и управления. Созданные многочисленные маркетинговые структуры не смогут восполнить этот недостаток, так как нацелены преимущественно на сбыт уже произведенных продуктов, в то время как в период кризисов в большей степени востребованы прогноз и эффективные методы управления. При этом конкурентная борьба все более осуществляется не за передел процентов и долей процентов рынка, а за вывод и самой фирмы, и отрасли, и экономики в никем не заполненные «голубые океаны» неудовлетворенного спроса. Именно стратегию поиска свободных «океанов» современные теоретики конкурентоспособности считают наиболее перспективной. Но для этого необходима профессиональная аналитика состояния и динамики рынков.

Задачами развития должны заниматься специальные структуры, подчиненные руководству страны. В управлении экономикой нужны постепенные и последовательные преобразования в сторону баланса

малых, средних и больших предприятий, их самостоятельности и мобильности. Их соотношение в странах с устойчивым развитием (Германии, Дании, Франции) следующее: 70-22-8%. Такая расстановка сил позволяет включить максимальное число жителей в активную деловую жизнь и обеспечить устойчивость экономики. В Южной Корее один из популярных лозунгов -«Малый бизнес - движущая сила экономического роста». Для этого сегмента экономики новые технологии разрабатывают специализированные институты и центры, а также корпорация промышленного малого бизнеса.

Для приближения белорусской экономики к эталонному соотношению нужно создавать государственные и частные агентства развития, деятельность которых была бы ориентирована на средний и мелкий бизнес и инвесторов путем оказания им различных услуг: юридических, оценочных, маркетинговых, по подбору кадров и т.д. Одновременно для производственных предприятий должны быть более доступны кредиты, чему будут содействовать специализированные агентства. По данным Всемирного банка, который исследовал работу подобных структур в разных странах, на каждый доллар, вложенный в их создание, приходится почти 200 долл. прямых инвестиций. Это эффект профессиональных решений по использованию ресурсов.

В «шейпинге» экономики, крупных предприятий и отраслей, а не в их приватизации состоит, на мой взгляд, суть структурных реформ. В соответствии с мировой практикой оптимальная численность занятых в больших компаниях -700 человек, остальные должны

работать по аутсорсингу на основе концепции «спирали роста», предложенной кембриджским профессором Карлотой Перес, суть которой - формирование больших модернизированных кластеров на основе быстрого роста ряда экономических секторов или отраслей, на продукцию которых есть реальный спрос. То есть для качественного развития экономики страны надо научиться использовать потенциал «естественной инновационности», выделить «точки роста» и обеспечить их синергетическое взаимодействие. В настоящее время для Беларуси в качестве таковых можно рассматривать: сельское хозяйство и сельхозмашиностроение, образование и здравоохранение, строительство, агротуризм, интеллектуальные деловые услуги, включая программирование.

Таким образом, чтобы создать новые возможности для развития, необходимо опираться на сегменты «новой экономики»: информационно-аналитические услуги, управляющие компании для формирования и функционирования кластеров, сетевые методы взаимодействия предприятий.

Измерения и оценка роли «новой экономики»

Начиная с 1999 г. американский Фонд информационных технологий и инноваций рассчитывает индекс «новой экономики» штатов, который показывает, насколько та или иная территориальная единица в состоянии отвечать на современные вызовы. Индекс использует 25 показателей в пяти категориях: профессионализм работников; глобализация как оценка вовлеченности штата в региональные и мировые хозяйственные связи; экономическая динамика как свидетельство наличия быстро

развивающихся стартапов или отдельных сегментов; степень информатизации экономики и инновационный потенциал как оценка затрат на НИОКР; наличие заделов по созданию принципиально новых товаров и технологий.

В первую пятерку штатов традиционно входят Массачусетс, Делавэр, Калифорния, Вашингтон и Мэриленд, где наибольшее количество университетов и исследовательских лабораторий, а также консалтинговых компаний, то есть наиболее высокий уровень развития человеческого капитала. Значит, устойчиво развиваются даже в период кризиса те регионы, где создаются высокотехнологичные рабочие места и сети высококвалифицированных посредников, оказывающих деловые услуги в различных сферах: строительстве, проектировании, маркетинге. Одновременно это является условием активизации малого бизнеса и конкурентоспособности крупных предприятий.

Слой «новой экономики» не имеет пока еще ярко выраженной концепции формирования, не обозначены четко миссия и цели системы поддержки предпринимательства, а потому и недостает структур, помогающих крупному и малому бизнесу эффективно и комплексно развиваться. Сложные системы не могут управляться просто, не могут быть привнесены извне, их нужно взращивать самим, учитывая национальные особенности экономики.

В настоящее время при подготовке и реализации мер по стимулированию роста монетарными методами не в полной мере учитываются следующие аспекты:

■ первый - недостаточное количество экономических субъектов для того, чтобы достичь синергетического эффек-

та от финансовой поддержки бизнеса (нужно привести количество крупных, средних и малых предприятий к соотношению 8-22-70 соответственно);

■ второй - несовершенство деловой среды, вызванное недостатком информационно-консалтинговых

и управляющих компаний («капиллярная система» для преобразования денег в конкурентную продукцию);

■ третий - качество институтов управления, их совершенствование, тонкая настройка каждого элемента существующей системы регулирования. Это более сложная задача, чем организация преференций и мер кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса.

На первом этапе реформ были сформированы вертикаль госуправления, системы аккумуляции и распределения финансов, обеспечения безопасности бизнеса. Недостроенным остается слой системной поддержки производственного предпринимательства. Поэтому необходима государственная программа формирования инфраструктуры консалтинга, специализированных агентств управляющих компаний. Их можно основать на базе государственных и коммерческих банков, частично превращая их из «кредитных фабрик» в центры развития, зарабатывающие деньги совместно с предпринимателями. По сути, таким образом можно будет создать новую модель роста и совершить leapfrog, прыжок лягушки, то есть, как говорил академик В.М. Глушков, перегнать не догоняя.

Формирование экономики знаний, решение задач по развитию малого и среднего бизнеса, совершенствованию управления во всех звеньях народно-хозяйственного ком-

плекса связан в современных условиях, в первую очередь, с ИТ-услугами и их интеллектуализацией. Одновременно это и перспективная отрасль экспорта и создания новых привлекательных рабочих мест. Движение в этом направлении позволит занять достойное место в мировой экономике, поскольку сегмент интеллектуальных услуг является составной частью нового технологического уклада. Отставание может стать точкой невозврата именно потому, что этот уклад самый наукоемкий и междисциплинарный из всех и на его освоение требуется время, ресурсы и государственная поддержка.

See: http://innosfera.org/2014/10/intel_frame

Литература

1. Глушков В.М. Введение в АСУ.- Киев, 1974.

2. Реформы управления и управление реформами: в 2 ч. / Б.З. Мильнер; Рос. акад. наук. Ин-т экономики.-М., 1994. Ч. 2.

3. Григорян А.Л. На пути к «новой экономике»: концепции инновационного развития России // Государство и общество.- М., 2005. С. 82-85.

4. Шаталова Н. Добрый взгляд на капитал // Поиск. Январь 2003 г.

5. Economic Report of the US President. 2001.

6. Авдокушин Е.Ф. «Новая экономика»: сущность и структура // Экономическая теория на пороге XXI века - 5. Неоэкономика / под ред. Ю.М. Осипова и др.- М., 2001.

7. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Новая экономико-политическая реальность глобального мира:будущее России// Новая политика для новой экономики. Доклады и выступления / под ред. А.В. Бузгалина.- М., 2003.

8. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы.- М., 2000.

9. Григорян А.Л. Проблемы определения термина «новая экономика» // Экономика и менеджмент: ученые записки. Вып. 5. Ч. 2.- Воронеж, 2007.

10. Browning J., Reiss S. Encyclopedia of the New Economy.

11. Кофнер Ю.Ю. Становление Новой экономики в России -зарубежный опыт и национальная стратегия. Электронный ресурс: yeurasia.org.

12. Мир новой экономики. Электронный ресурс: http://www. worldneweconomy.ru.

13. Кудрин Б.И.Классика технических ценозов.Общая и прикладная ценология.Вып.31: Ценологические исследования.-Томск, 2006.

14. Где живут самые активные предприниматели в мире. Эксперты Oracle Capital Group (OCG) посчитали рейтинг предпринимательской активности. Электронный ресурс: www. kommersant.ru.

15. The 2012 State New Economy Index. Электронный ресурс: www.itif.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.