Экономика сервиса и туризма
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
УДК 334 ББК 65.291.212 Ж 86
РАЗВИТИЕ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СЕРВИСНЫХ УСЛУГ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
(Рецензирована)
Трубилин Алексей Григорьевич,
преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (861) 233 88 59, e-mail: [email protected]
Жуков Борис Михайлович,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (861) 233 39 38, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проведен анализ состояния рынка интеллектуально-сервисных услуг Краснодарского края, раскрыты возможности региона по повышению эффективности исследований и реализации результатов научных разработок, определены приоритетные направления развития. Отмечено, что активно занимаются разработками интеллектуального продукта и инноваций предприятия агропромышленного, строительного и транспортного комплексов, недостаточно результативны организации социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства.
Ключевые слова: рынок интеллектуально-сервисных услуг, научных разработки, инновации, интеллектуальный продукт, регион, экономическая эффективность.
the development of the market of intellectual services in Krasnodar
KRAI
Trubilin Alexey G.
lecturer, Department of management, marketing and entrepreneurship, southern Institute of management, Krasnodar. Ph.: (861) 233 88 59, e-mail: [email protected]
Zhukov Boris,
doctor of economic Sciences, Professor, head of Department of management, marketing and entrepreneurship, southern Institute of management Krasnodar. Ph.: (861) 233 39 38, e-mail: [email protected]
Summary. The article analyzes the state of the market of intellectual services of the Krasnodar region, of the potentialities of the region on enhancing the effectiveness of research and implementation of research and development, and identified priority areas for development. Noted that actively engaged in the development of intellectual products and innovations of the enterprises of agricultural, construction and transport complexes, a sufficiently efficient organization of the social sphere, housing and utilities.
Keywords: the market of intellectual services, research and development, innovation, intellectualny product, region, economic efficiency.
Анализ рынка интеллектуально-сервисных услуг Краснодарского края позволяет говорить о способности и возможности региона выполнять свои функции по повышению эффективности ис-
следований и реализации результатов научных раз работок.
Следует отметить, что большинство иннова ционных предприятий Краснодарского края зани
46
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
Экономика сервиса и туризма
мается разработкой интеллектуального продукта и инноваций в агропромышленном и транспортном комплексах, а таким социально значимым областям, как образовательные услуги и медицина, в инновационном плане уделяется недостаточно внимания. Проведенный мониторинг субъектов интеллектуально-сервисной деятельности показал: 69 % предприятий разрабатывают и внедряют инновации самостоятельно, за счет собственных средств, и очень заинтересованы в получении средств от бизнес-ангелов, венчурных фондов и бюджетных организаций. Эффект от приобретения интеллектуальной услуги, по мнению представителей инновационных предприятий, содержится в большинстве своем в повышении прибыли (73,0 %), качества производимых товаров и услуг (67,0 %), расширении рынков сбыта (50,0 %), увеличении объемов продаж (42,0 %)[5].
Главными ограничениями на пути партнерства науки и бизнеса, по мнению значительной части респондентов, являются такие факторы, как не высокая степень защиты интеллектуальной собственности, недостаток информации у бизнеса о научных разработках и отсутствие у сторон потребности в сотрудничестве.
Респонденты заинтересованы в государственном регулировании: инфраструктурной составляющей интеллектуально-сервисной деятельности (47,6 %), роста объемов государственных заказов на интеллектуальный продукт (45,2 %), субсидий на часть затрат интеллектуальных услуг (42,9 %), налоговых льгот (37,1 %), информационного обеспечения интеллектуально-сервисного рынка (35,7 %), сертификации продукции (33,3 %), венчурных ярмарок (27,6 %), документооборота на получение поддержки (19,0 %), процентной ставки по привлеченным кредитам, направляемым на инновационные цели (23,7 %) [1].
Обследование выявило ряд проблем интеллектуально-сервисной деятельности в регионе и обозначило направления их преодоления:
Приоритетными должны быть меры по созданию условий устойчивого развития предприятий, занимающихся разработкой интеллектуального продукта и повышение их международной активности.
Повысить объемы интеллектуальных услуг в социальной сфере.
Инновационную активность в Краснодарском крае можно проследить по темпам выручки от реализации интеллектуальных услуг. Согласно статистическим отчетам объемы реализации интеллектуальных услуг следующие: на информационные услуги приходится большая часть выручки и составляет порядка 59,4 %; далее идет налоговый
консалтинг - 5%; финансовое управление 4,91 %; оценочная деятельность 3,42 %; общее управление и администрирование 3,18 %; юридические услуги 2,98 %; управление персоналом 2,32 %; маркетинг 1,87 %; производство 1 % реструктуризация предприятий 0,78 % и на прочие услуги приходится порядка 15,14 % (таблица 1) [2]. Объемы реализации интеллектуальных услуг отражены в таблицах 3-8.
Таблица 1
Структура краевого рынка интеллектуальных услуг по объему выручки в 2014 г.[3]
Услуги % от общего объема выручки
Информационно- технологические 59,4
Налоговый консалтинг 5
Финансовое управление 4,91
Оценочная деятельность 3,42
Общее управление и администрирование 3,18
Юридические услуги 2,98
Управление персоналом 2,32
Маркетинг 1,87
Реструктуризация предприятий 0,78
Производство 1
Прочее 15,14
Максимальный спад на 75% наблюдался в 2014 году в сегменте реструктуризации предприятий. Отрицательные тенденции в данном секторе были инициированы кризисной ситуацией в 2014 году. По тем же причинам, что и в секторе реструктуризации предприятий, в 2014 году наблюдался резкий на 50% спад в сегменте оценочной деятельности (табл.2).
Таблица 2
Объемы реализации оценочных услуг в Краснодарском крае [3]
Оборот, млн.руб. Год
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
4,85 5,87 5,23 5,39 5,81 7,08 3,52
Снижение спроса на оценочные услуги может быть также обусловлено тем, что в связи с рецессией в экономике предприятия среднего и малого бизнеса стали меньше заказывать услуги по оценке предпринимательской деятельности. Если рассматривать сегменты финансового консалтинга и оценки вместе, то в принципе они остаются достаточно емкими сегментами и суммарно на их долю в 2014 году пришлось порядка 13% общей выручки,
47
Экономика сервиса и туризма
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
т.е. порядка 15,9 млн. рублей. Можно отметить, что в 2014 году регулярные и повторяющиеся задачи в сфере финансового управления компании предпочитали решать самостоятельно, прибегая к помощи консультантов в тех случаях, когда необходимо, например, разработать и внедрить «с нуля» какую-то функцию.
Если рассматривать остальные сегменты регионального рынка интеллектуальных услуг, то можно отметить, что их рост также получил отрицательную динамику, связанную с общей негативной ситуацией в экономике.
Таблица 3
Объемы реализации услуг финансового консультирования в Краснодарском крае [3]
Оборот, млн.руб. Год
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
3,19 2,87 2,74 3,54 4,35 5,99 5,02
Можно говорить о том, что в целом экономическая ситуация стала более сложной, происходит постоянные поиск новых методов оптимизации бизнеса.
Кризисный 2014 год, в котором наблюдался экономический спад, многие субъекты рынка интеллектуально-сервисных услуг оказались просто не готовы к глобальным изменениям, выраженным в изменении конъюнктуры, девальвации рубля и т.д. Можно говорить о том, что сегодня компании готовы к различным внешним воздействиям, как положительным, так и отрицательным, они точно знают, что и как делать, ищут пути оптимизации, причем не ограничиваются достаточно простыми способами в виде сокращения затрат, а ищут именно пути настоящей оптимизации бизнеса. Наблюдается постоянный рост спроса на управленческий консалтинг, услуги в области оптимизации бизнеспроцессов.
Среди сегментов регионального рынка интеллектуальных услуг необходимо также выделить налоговый консалтинг, который по результатам 2014 года меньше всех пострадал благодаря вмешательству государства и его спад составил всего 0,8%, а также юридические услуги.
Таблица 4
Объемы реализации услуг налогового консалтинга в Краснодарском крае [3]
Оборот, млн.руб. Год
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
3,45 4,08 2,95 3,67 4,48 5,18 5,40
Рассматривая сектор налогового консалтинга отметим, что на процесс его развития всегда оказывали наибольшее влияние налоговое законодательство и администрирование. Основная цель, поставленная в 2014 году, перед налоговым консалтингом может звучать как сохранение прибыли предприятием.
Таблица 5
Объемы реализации юридических услуг в Краснодарском крае
Оборот, млн.руб. Год
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
2,18 2,54 2,04 2,33 3,01 3,41 3,06
Рассматривая сектор налоговых и юридических услуг отметим: повышение качества всех видов контроля за деятельностью организаций среднего и малого бизнеса, постоянно меняющееся при этом законодательство - вот основные причины повышения спроса на интеллектуальные услуги данной направленности. Наращивание налогового администрирования вызывает востребованность услуг финансовых консультантов, аудиторов, юристов, оказывающих помощь в сопровождении налоговых проверок, разрешении экономических споров. Именно поэтому предприятия сферы малого бизнеса стремятся отстоять свои интересы с привлечением организаций интеллектуально-сервисных услуг. Как показывает практика, спрос на услуги управленческого консалтинга в ближайшей перспективе будет нарастать.
Говоря о сегменте интеллектуальных услуг в сфере управления персоналом, следует отметить некоторое снижение его востребованности..
По итогам 2014 года наблюдалось снижение суммарных доходов: по сопоставимым данным, прирост составил - 2%, да и объем выручки по-прежнему наименьший (2,39 млн.рублей).
Таблица 6
Объем оказания услуг в отраслевых составляющих управления персоналом в Краснодарском крае [3]
Оборот, млн.руб. Год
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
1,06 1,59 0,86 1,05 1,99 2,52 2,39
Впрочем, возможности для роста в сегменте услуг по управлению персоналом имеются, и, прежде всего, за счет разработки и внедрения более сложных интеллектуальных услуг по перестройке и полной реорганизации служб управления пер-
48
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
Экономика сервиса и туризма
соналом предприятий с акцентом на мотивацию персонала на результат и активизацию внедрения ИТ-технологий, а именно ИТ-решений - специализированных решений по управлению талантами (SAP Talent Management, Taleo, Success Factors), значительно повышающих результативность административного персонала.
Рынок ИТ-услуг в 2014 году вырос практически на 30%, достигнув 59% в общем объеме рынка интеллектуальных услуг.
В 2014 году единственным стабильным сегментом оставались госзаказы, финансируемые из федерального и местного бюджетов.
Таблица 7
Объемы реализации ИТ услуг в Краснодарском крае [3]
Оборот, млн.руб. Год
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
28,36 29,01 25,63 21,80 36,97 47,25 61,09
Росту объема выручки в сегменте ИТ-услуг способствовала интеграция в 2012 году «Энвижн Групп» с активами «Ситроникс» и последовавшее объединенное предоставление ИТ услуг для бизнеса.
Среди крупнейших проектов года, обусловивших масштаб доходов, - исследовательские услуги для работы с заказчиками в розничном секторе Сбербанка; системы мониторинга и управления затратами для группы ВТБ; интеграция всех бизнесструктур добывающего сектора в скоординированное информационное пространство. Также были оптимизированы управление розничным кредитованием в одном из крупнейших банков: проведен аудит механизмов принятия и рассмотрения заявок, разработаны решения их оптимизации и автоматизации. Клиенты всегда имели потребность в консалтинговых услугах, а в связи с тенденциями
мирового кризиса эти потребности стали острее. Ведь прежде, чем компания приступит к оптимизации бизнеса или повышению его эффективности, она должна определить, за счет чего это можно сделать, выявить уязвимости, просчитать риски. Рост за счет клиентуры, стремящейся к оптимизации, ощутили практически все компании сегмента. Причем некоторым удалось заметно перегнать рынок. Прирост доходов от ИТ-услуг был в основном обусловлен успехом направлений бизнес-аналитики и консалтинга, связанного с созданием центров обработки данных. Основной рост пришелся на госсектор, энергетику и телекоммуникации. Среди факторов, поддерживающих спрос, можно отметить повышение интереса к обновлению ИТ-услуг. В лидерах остаются ИТ-системы, поддерживающие критические области: в ритейле - это логистика и складской учет, в финансах - работа с клиентом или с просроченной задолженностью, автоматизация кредитования и так далее. Интеграция и интеллектуализация ИТ востребована и на производстве [4].
Таким образом, компании постепенно приобретают опыт, перестраивают инфраструктуру и процессы для лучшего использования новых ресурсов и преимуществ. Итоги 2014 г. по рынку интеллектуальных услуг показали, что кризисные явления, которые наблюдаются не только в РФ, но и в мире, заставляют компании задуматься над своей стратегией и позиционированием себя у конкурентов, контрагентов и клиентов, поэтому интеллектуальные услуги по разработке стратегии и маркетингу лидируют по росту доходов в 2014 г. Несмотря на рост разработки стратегий на рынке интеллектуальных услуг показали, что лидирующее положение по структуре выручки занимают услуги в области информационных технологий с результатом в 45%.
Ценовой диапазон интеллектуальных услуг, в которых участвовали заказчики интеллектуальных услуг в г.Краснодаре, представлен на рис. 1.
150-500
100-150
50-100
20-50
0 12 5 4
Рисунок. ценовой диапазон интеллектуальных услуг (тыс. руб)
5
49
Экономика сервиса и туризма
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
Данные по ценам на интеллектуальные услуги в г. Краснодаре можно считать усредненными и применимыми на других территориях РФ, так как в зависимости от дифференциации экономического состояния того или иного региона стоимость интеллектуальных услуг может увеличиваться или уменьшаться.
Ряд секторов экономики в меньшей степени использует помощь предприятий интеллектуальных бизнеса, среди которых выделяются: финансовый сектор, нефтяная и нефтегазовая промышленность, металлургический комплекс, химический комплекс, электроэнергетика. Данная тенденция обусловлена отсутствием у малых производителей интеллектуальных услуг необходимой финансовой устойчивости, кадровых возможностей и необходимого опыта, профессионализма для сопровождения проектов крупнейших компаний в вышеперечисленных отраслях.
ИСТОЧНИКИ:
1. Краснодарский край в цифрах: 2014 (краткий статистический сборник) Краснодар. 2015.
2. Наука в Краснодарском крае: стат. сб. / под ред. Л.В. Богославской. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, 2015.
3. Краевая служба государственной статистики. http://www.gks.ru/
4. Новиков В.С. Фактологическое исследование сферы интеллектуальных услуг в аспекте виртуализации и информатизации экономики современной России // 2013. - Т. 616. - № 5. - С. 616.
5. Новиков В.С. Государственно-частное партнерство как механизм трансформации сферы образовательных услуг. Монография / В. С. Новиков; Негос. частное образовательное учреждение высш. проф. образования Южный ин-т менеджмента. Краснодар, 2010.
50