Научная статья на тему 'Интеллектуализация деловых услуг как основной фактор формирования «Новой экономики»'

Интеллектуализация деловых услуг как основной фактор формирования «Новой экономики» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛОВЫЕ УСЛУГИ / НОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / НАУКОИ ЗНАНИЕЕМКИЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паньшин Борис

Рассматривается роль интеллектуальных деловых услуг в формировании «новой экономики», которую можно характеризовать как экономику деловых услуг по организации взаимодействия рынков, субъектов и объектов экономической деятельности и совершенствованию экосистемы современного бизнеса. Показано, что интеллектуализация, осуществляемая на основе развитой информационно-коммуникативной инфраструктуры и инструментов экономического анализа, является необходимым условием модернизации и инновационного развития современной экономики взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business service intellectualization as a key factor of the “new economy”

The article considers the intellectual business services role in the process of the new economy formation and ecosystem of modern business improvement.

Текст научной работы на тему «Интеллектуализация деловых услуг как основной фактор формирования «Новой экономики»»

Интеллектуализация деловых услуг как основной фактор

формирования «новой экономики»

< гл

и

Резюме. Рассматривается роль интеллектуальных деловых услуг в формировании «новой экономики», которую можно характеризовать как экономику деловых услуг по организации взаимодействия рынков, субъектов и объектов экономической деятельности и совершенствованию экосистемы современного бизнеса. Показано, что интеллектуализация, осуществляемая на основе развитой информационно-коммуникативной инфраструктуры и инструментов экономического анализа, является необходимым условием модернизации и инновационного развития современной экономики взаимодействия. Ключевые слова: деловые услуги, новая экономика, интеллектуализация, инфраструктура, науко- и знаниеемкий сектор.

«Новая экономика» - это экономика деловых услуг по организации взаимодействия рынков, субъектов и объектов экономической деятельности и совершенствованию экосистемы современного бизнеса на основе широкого и комплексного применения современных информационных технологий. Под влиянием «новой экономики» кардинально и динамично изменяются формы организации производства и общественной жизни. Естественным этапом развития «новой экономики» является рост интеллектуальной составляющей в деловых услугах.

Формирование сегмента деловых услуг и их интеллектуализация является для Беларуси актуальной проблемой в связи с реализацией концепции «электронного общества», мероприятий по улучшению показателей бизнес-климата и государственными задачами по «обгоняющей модернизации», под которой подразумевается ускоренная смена производственных технологий и отношений в экономике и обществе. Принятый в стране курс предполагает не только приспосабливание государственных институтов к новым функциям в экономике XXI века, но и появление сегментов «новой экономики». В первую очередь речь идет о создании инфраструктуры и технологий, за счет которых осуществляется инновационное удешевление материального производства, упрощение организационного управления, снижение административных барьеров во взаимодействии предприятий и населения с органами государственного регулирования и управления. В этой связи актуальным и приоритетным для Беларуси является дальнейшее развитие

Борис Паньшин,

профессор кафедры

экономической

информатики

экономического

факультета

Белорусского

государственного

университета,

доктор технических

наук

49

инфраструктуры деловых услуг и технологий их интеллектуализации с тем, чтобы сократить издержки на взаимодействие предприятий с рынком и сформировать экосистему ведения бизнеса, адекватную сложности современной экономики и возрастающей динамике рынков сбыта продукции и услуг.

Формирование деловой среды во многом определяется развитием в стране информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и различных информационно-консалтинговых служб, так как с их помощью можно добиваться сокращения издержек на управление материальным производством на всех уровнях и упрощения его самого.

Расширению инфраструктуры деловых услуг в нашей стране уделяется достаточное внимание: приняты Указы и Директивы Президента по развитию деловой среды, утверждена Стратегия развития информационного общества, разработана Национальная программа ускоренного развития услуг на 2011-2015 гг., особое место в которой занимает подпрограмма «Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура». Последней предусмотрено наряду с внедрением в республике мультисервисных сетей электросвязи следующего поколения также и создание институциональной и технологической среды для оказания электронных услуг населению и бизнесу. Обозначенные государственные приоритеты соответствуют мировым тенденциям формирования на основе инфраструктуры ИКТ современной экономики знаний (экономики взаимодействия на основе знаний), или «новой экономики», так как посредством интеллектуализации деловых услуг традиционные центры

обработки и распространения информации превращаются в «центры знаний» и предоставления интеллектуальных деловых услуг с высокой долей добавленной стоимости, что повышает эффективность взаимодействия. Технологический базис создания сети «центров знаний» (или «центров взаимодействия на основе знаний») -современные центры обработки данных, смартфоны и информационно-коммуникационные сети, на основе которых реализуются облачные и мобильные технологии, социальные сети, в том числе и по принципу пиринговых сетей, образующих платформу для «горизонтального» взаимодействия людей и предприятий и перехода к «плоским» структурам организационного управления.

В совокупности все это формирует условия для освоения и задействования более сложных факторов роста экономики, чем льготы, кредиты и финансовая поддержка субъектов хозяйствования. К числу этих факторов относятся: повышение эффективности управления, совершенствование условий введения бизнеса, развитие инновационного предпринимательства, реструктуризация крупных предприятий за счет кооперации с предприятиями малого и среднего бизнеса. В совокупности эти факторы должны обеспечить реальный рост конкурентоспособности, внедрение инноваций в технологиях производства и управления, более эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. При этом важнейшим условием является формирование инфраструктуры деловых услуг и их интеллектуализация в контексте государственных задач инновационного развития и модернизации экономики.

О понятии «интеллектуальные услуги»

Динамичный рост сферы услуг - одна из глобальных тенденций современной экономики. Темпы прироста объемов продаж на мировом рынке интеллектуальных услуг, согласно данным Всемирного банка, составляют от 20 до 24% в год. Таким образом, этот сектор развивается опережающими темпами по сравнению с другими видами услуг. При этом наиболее быстро растет доля деловой интеллектуальной деятельности, которая включает в себя сбор, анализ (обработку) и презентацию (предоставление) информации, поэтому интеллектуальные услуги оказываются науко- и знание-емкими, в силу того, что базой для производства и его орудием является человеческий интеллект. Как следствие, ускоренными темпами создаются новые рабочие места для интеллектуально одаренной молодежи.

Важно учитывать, что информация - это еще не ресурс, а признак или знак ресурса [1]. Чтобы превратить ее в ресурс, нужна интеллектуальная работа для поиска лучших решений. Эффективность знаковых действий по сравнению с материальными и побуждает людей изучать знаки, искать информацию, получать знания и превращать их в материальный продукт. В этом и состоит суть интеллектуальных услуг и создание сети «центров знаний». То есть нужно стремиться к тому, чтобы органично вписать услуги «новой экономики» в бизнес-модели традиционной, усилив ключевые сферы и компетенции управления: управление, закупки, инновации и маркетинг и т.д.

Известно, чтобы увеличить производство в 2 раза, нужно увеличить объем знаний

вчетверо. Соответственно, десятикратный рост производства требует увеличения объема знаний в 100 раз. Это является следствием того, что выпуск материальных продуктов усложнился одновременно с усложнением схем сбыта продукции, и чтобы решать возникающие задачи, информацию необходимо генерировать в десятки, а то и сотни раз быстрее. Поэтому в историческом соревновании победит та социально-экономическая система, которая сумеет делать это более качественно, в большем объеме и будет эффективнее ее анализировать и применять. Естественно, что это требует формирования и постоянного развития информационной инфраструктуры, подготовки и предоставления интеллектуальных деловых услуг.

Наиболее распространенный их тип - так называемые деловые услуги, то есть услуги категории В2В: консалтинговые, финансовые, юридические, исследовательские, информационные и т.п. (в ряде стран к таковым относят еще и образование со здравоохранением). Интеллектуальные услуги сопровождают весь процесс производства и реализации продукции и становятся необходимым условием успешной деятельности всех компаний. По некоторым оценкам, мультипликатор прироста данного сегмента в 5 раз больше, чем от торговли сырьем [2, 3].

Интеллектуальные деловые услуги образуют отдельный сектор экономики. Представление о секторальной структуре существует в экономической науке уже более полувека. Предложено оно было Колином Кларком, подразделившим экономику на три сектора: традиционное производство, обрабатывающая промышленность и производство услуг [4], что отвечало

потребностям макроэкономического анализа в контексте концепций индустриального общества. Позднее Д. Белл предложил выделить пять секторов экономики, поделив на три части быстро развивающийся третичный сектор (транспортные и коммунальные услуги; торговля, финансы, страхование и операции с недвижимостью; здравоохранение, образование, общегосударственное управление, научная деятельность и проч.) [5].

Трансформация экономик развитых стран под влиянием информационной революции привела к преобразованию трехсекторной модели - кардинальному сокращению первичного сектора в пользу сегментов производства информации и знаний. Эти новые отрасли и создают новый третичный сектор. Почти все исследователи указывают на «преобладание третичного сектора (в первую очередь информационную сферу и сферу услуг) над вторичным и первичным секторами» [6].

Это объективно обусловлено постоянно возрастающей сложностью экономики и, как следствие, ростом информационной деятельности по обеспечению взаимодействия всех звеньев производства товаров и услуг, что и приводит к формированию в экономике новой инфраструктуры («новой экономики» или экономики взаимодействий), в состав которой входят также и электронная коммерция, и электронный бизнес в целом, и электронное правительство. Как правило, чем более развита страна, тем выше удельный вес сектора услуг в экономике, то есть его доля в структуре ВВП и численность занятых в нем.

Главный фактор востребованности интеллектуальных услуг - усложнение экономики

при одновременном требовании упрощения управлении и повышения эффективности взаимодействия субъектов экономической деятельности. То есть происходит переосмысление государственного устройства и появление нового государственного менеджмента на основе концепций электронного и «открытого правительства». В перспективе, как отмечено в работе Ж. Фурастье [6] и что подтверждается современной практикой развитых стран, оптимальная структура общества «потребления» будет достигнута тогда, когда в третичном секторе окажется примерно 85% экономически активного населения, во вторичном - 10%, а в первичном - 5%. Однако в настоящее время оптимальная структура, судя по опыту ряда стран Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), подчиняется «правилу одной пятой и половины»:

■ экономика = 20% обрабатывающая промышленность + 25% финансы + 22% услуги + остальное;

■ обрабатывающая промышленность = 20% высокотехнологичный сектор + 30% средневысокотехнологичный сектор + все остальное [7].

Кардинальным отличием сектора интеллектуальных услуг является то, что вследствие «знаниеемкости» они предполагают соответствующую подготовку пользователя для понимания их сути и умения применения (то есть эффективность деловых услуг зависит от качества человеческого капитала, от умения их понимать и применять). Таким образом, для возникновения спроса на интеллектуальные деловые услуги необходимо сочетание всех трех факторов рынка услуг: потребности, платежеспособности и способности к восприятию [8, 9].

При анализе сегмента интеллектуальных деловых услуг в контексте «новой экономики» важно рассматривать две группы основных управленческих процессов:

первая - четко обозначенные, явно регламентируемые процессы (учет, планирование, их автоматическая инициация, контроль надежности и безопасности транзакций и др.). Для этой группы характерны, как правило, хорошо обоснованные нормы и критерии, ее составляют в основном изученные процессы технологического обеспечения (решаются либо самостоятельно, либо с привлечением специализированных компаний);

вторая - группа процессов организационного управления, которые вследствие сложности и большой комбинаторики трудно поддаются регламентации. Здесь речь идет уже в большей мере об аналитике и налаживании взаимосвязей между различными процессами, определении совокупностей их возможных отношений, форм и методов взаимодействия человека (менеджера, технолога, дизайнера и т.д.) с процессами, обеспечивающими технологии производства и управления (решаются, как правило, путем обращения к специализированным компаниям).

Исходя из этого, одним из основных положений теории «новой экономики» может рассматриваться постулат о непростых причинно-формирующихся системных процессах в производстве и управлении, являющихся отражением (проекцией) более сложных производственных, торговых и социально-экономических процессов, в осуществлении которых используются современные информационные технологии. Этим положением освещается генеральная логика

«новой экономики»: чтобы изучить ее развитие, нужно не только рассматривать внутренние процессы, но и влияние на них внешних условий. То есть «новой экономики» вне среды, ее окружающей, вне управляемых процессов оказания конкретных услуг нет.

Интеллектуальные услуги электронной торговли

Основное направление развития в электронном бизнесе -это переход от предоставления услуг на основе разрозненных приложений к созданию высо-коинтегрированных интеллектуальных платформ, позволяющих оказывать различные услуги по самостоятельному выбору пользователей и в автоматическом режиме (например, универсальные платежные системы или электронные торговые площадки, или «торговые роботы» в биржевой торговле, посредством которых реализуется принцип «высокочастотной торговли»).

На активизацию электронной торговли оказывают влияние следующие факторы:

■ стремительный рост номенклатуры товаров и услуг, что обусловливает проблему их идентификации и строгого применения международных и страновых стандартов кодирования информации

и внедрения электронного документооборота;

■ резкое повышение объемов внутренней и внешней торговли и качественное изменение ее технологий, сопровождающееся увеличением количества и глубины связей между производителями и потребителями продукции и различными организациями, обеспечивающими товарооборот как внутри страны, так и за рубежом;

■ развитие интернет-технологий и их влияние на фор-

мирование информационного общества и бизнеса;

■ рост благосостояния населения и его стремления к индивидуализации потребления.

Развитие электронной торговли зависит от технической инфраструктуры и технологий электронных платежей, уровня безопасности транзакций и в существенной мере определяется международной и стра-новой инфраструктурой систем кодирования и идентификации информации о товарах, предприятиях, логистических операциях, а также инфраструктурой доставки товаров потребителям. Например, системы электронных закупок или управления цепочками поставок позволяют предприятиям осуществлять необходимые действия через Интернет и в целом эффективно взаимодействовать со своими поставщиками. Тем самым электронная торговля вносит существенные изменения в распределительно-обменную сферу всего цикла воспроизводства, ускоряя и удешевляя бизнес-процессы.

Если рассматривать этапы развития с точки зрения субъект-объектных отношений, то первый этап, как уровень B2C (бизнес - потребитель), когда товары продаются массовому потребителю, в настоящее время можно считать уже пройденным. Определяющим фактором эффективности и конкурентоспособности стало умение производителей увязывать персональные предпочтения клиентов с системой выпуска и планирования, то есть речь идет о реализации фактически индивидуальных заказов при сохранении доступности цен и высоком уровне качества.

В этой связи настоящее и будущее электронной торговли можно охарактеризовать как переход к «smart-trade» - качественно новому этапу, когда ее

технологии рассматриваются как трудосберегающие, сокращающие торговые, транспортные и временные издержки, формирующие новую предпринимательскую культуру и новый и активный «биологический вид розничной торговли» - электронные торговые сети. Интеллектуализация услуг в этой сфере заключается во все большей автоматической персонализации покупателя и индивидуализации заказов, оптимизации цепей производства и поставок, формировании так называемых инновационных пирамид, когда рассчитываются требуемые доходы от продаж уже созданных товаров для перехода к разработке и освоению выпуска новых.

Продолжение в следующем номере

See: http://innosfera.org/2014/08/new_economy

Литература

1. Зайцев Н.Г. Технология обработки данных в языковой форме.- Киев, 1989.

2. Левина М.Б. Интеллектуальные услуги как ключевой фактор постиндустриального общества // Интернет-жунал «Экономические исследования»: http://www.erce.ru/internet-magazine/magazine/24/365/.

3. Мониторинг сектора интеллектуальных услуг: разработка и пилотная апробация методики иинструментария, проведение аналитических исследований. Электронный ресурс: http://www. hse.ru/science.

4. ClarkC. The Conditions of Economic Progress. London 1940; ОльсевичЮЯ.Теория экономического развития К.Кларка // Веб.: Критика теорий современных буржуазный экономистов.-М., 1963.

5. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. Venture in Social Forecasting.- N.- Y., 1973.

6. Гасанов Эйваз. Структура информационной экономики и ее основные функции // Электронный журнал «Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права». №1, 2005. Электронный ресурс: www.hse.ru/science.

7. Малинецкий Г.Г. Футурополисы и новая индустриализация. Сайт ladoga-park.ru. Электронный ресурс: www.ladoga-park.ru.

8. А New Economy? The Changing Role of Innovation and Information Technology in Growth.-Paris. OECD, 2000.

9. Bosworth Barry P. Triplett Jack E. What s New About the New Economy? It, Economic Growth and Productivity. Brookings Institution, International Productivity Monitor contend: incongruity, incondite, inconclusive // Spring. №2, 2001. Р. 19-30.

10. Вернадский В.И. Избранные труды.- М., 1993.

11. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под научн. ред. О.И. Шкаратана.- М., 2000.

12. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society.-Wash., 1981.

13. Тоффлер Э. Третья волна.- M., 2010.

14. Друкер П.Эра социальной трансформации. Электронный ресурс: http://www.archipelag.ru/geoeconomics/osnovi/leader/ transformation.

15. Глушков В.М. Введение в АСУ.- Киев, 1974.

16. Рудый К.В. Новая экономика: конкуренция, эффективность, институты // «Народная газета» от 11.06.2014 г.

Многофункциональный измерительный комплекс UNIPRO

J ля исследования и генерации аналоговых и цифровых элек-I j трических сигналов в широких амплитудных, временных, а также частотных диапазонах специалистами предприятия «Унитехпром БГУ» разработан измерительный комплекс UNIPRO. Он представляет собой многофункциональную метрологическую станцию для решения широкого спектра задач. Прибор работает в режиме дистанционного управления через интерфейсы ЕРР/ ЕСР, RS-232 любой сертифицированной ПЭВМ типа IBM РС. Интегрированное программное обеспечение создано для операционной системы Microsoft Windows 9X/2K/NT/XP.

Комплекс имеет гибкую перестраиваемую структуру. Его конфигурация может быть собрана из произвольного сочетания измерительных блоков, входящих в состав базового комплекта, который включает в себя, помимо корпуса с блоками питания и интерфейса, цифровой осциллограф, генератор сигналов произвольной формы и логический анализатор. По мере разработки в состав прибора могут быть включены новые разновидности измерительных блоков. ■

Адгезивы для защитных покрытий и многослойных полимерных изделий

Сотрудниками Института механики металлополимерных систем им. В.А. Белого НАН Беларуси создана технология получения адгезивов - специальных веществ, способных соединять материалы путем поверхностного сцепления. Эта разработка может быть использована при производстве полимерных многослойных пленок и изделий, защитных покрытий на металлах, композиционных материалов конструкционного и общетехнического назначения. В отличие от зарубежных аналогов, отечественные адгезивы выпускаются с возможностью варьирования показателей реологических и механических свойств, в том числе с низким индексом расплава и улучшенными показателями относительного удлинения при растяжении. Благодаря этому они могут быть применимы при формовании изделий раздувом и при изготовлении рукавной пленки. Основное экономическое преимущество разработки - сравнительно низкая стоимость. Ее производство позволяет расширить белорусский рынок сырья и полимерной продукции без значительных капиталовложений, увеличить марочный ассортимент пленочных материалов, защитных покрытий различного назначения и отказаться от их импорта. ■

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.