Аннотация. Рассмотрены теоретические основы, этапы, движущие силы, факторы эффективности современной цифровизации и цифровой экономики. Представлены ключевые составляющие термина «цифровая экономика»: цифровые технологии, экосистемы и трансформации с учетом их взаимосвязи и взаимообусловленности, а также преемственности с ранее выработанным понятийным рядом - информатизацией, интеллектуализацией и роботизацией. Для четкого понимания объекта и предмета исследования показана важность сущности явления цифровой экономики и этапов его развития. Отмечено, что цифровая экономика является составной частью информационной (цифровой) среды, формируемой в соответствии с потребностями реального сектора экономики и запросами социума, изменяющимися под воздействием технологических инноваций.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, цифровая экономика, цифровые экосистемы
Термин «цифровая экономика» широко применяется как в теории, так и на практике, однако единого мнения относительно его трактовки не существует. Согласно известным утверждениям, сформулированным Стэном Капланом в его методиках анализа рисков, 50% проблем в мире возникают из-за ситуаций, когда используются одинаковые слова для обозначения разных понятий, и столько же появляется потому,
Борис Паньшин,
профессор кафедры экономической информатики экономического факультета БГУ, доктор технических наук
что одни и те же понятия трактуются различными словами [1]. Это умозаключение характерно и для сферы цифровой экономики, где зачастую для привлечения внимания к цифровой теме термин «цифровая экономика» широко употребляется журналистами и специалистами применительно к самым различным направлениям цифровизации, в результате чего темп смысловых изменений постоянно увеличивается и, как следствие, возникает риск размытия границ новой сферы знаний, потери ею своей идентичности и инвестиционной привлекательности.
Актуальность проблем формирования цифровой экономики обусловлена как ростом масштабов социальных коммуникаций посредством социальных сетей, так и эффективностью цифровых платформ, повышающих скорость и многообразие обменов (путем применения технологий, построенных на использовании признаков дискретности, программируемости
48 наука и инновации №3 (193) | Март 2019 | http://innosfera.by
и алгоритмичности производственных процессов), что в целом открывает принципиально новые и более широкие возможности роста эффективности массового производства, развития экономики и общества. По оценке экспертов Всемирного экономического форума, потенциал цифровых трансформаций (и как следствие массового применения цифровых технологий для сокращения различных затрат, и как средство оптимизации процессов в экономике, социуме, и как результат появления новых отраслей) оценивается в объеме свыше 100 трлн долл [2]. Многие страны определили стратегии цифрового развития как высокоприоритетные и реализуют комплекс мер по цифровизации экономики и социума. В их числе и Беларусь, избравшая курс на расширение процессов информатизации на 2016-2022 гг. и осуществляющая его в рамках госпрограммы по цифровой экономике и Декрета №8 «О развитии цифровой экономики», предполагающих совершенствование ключевой инфраструктуры, формирование и поставку данных, кадровое и нормативно-правовое обеспечение, комплексную поддержку взаимодействий бизнес-процессов по всем отраслям и видам деятельности, а также переход от аутсорсинговой к продуктовой модели оказания компьютерных услуг, что позволит стране больше зарабатывать на послепродажном обслуживании поставляемых на экспорт программных продуктов.
Возвращаясь к термину «цифровая экономика», следует отметить, что направления, формы и виды деятельности, связанные с применением ИКТ, цифровых
технологий и анализом больших данных развиваются столь стремительно, что за ними не поспевают даже определения. В этой связи актуальны как уточнение понятийного аппарата цифровизации, так и оценка ее текущего состояния и перспектив, что требует соответствующих теоретических обоснований этого феномена. Следует указать на его два основных аспекта: цифрови-зацию и цифровую экономику. Первая представляет собой длительный, сложный и многоаспектный процесс перевода производственных и управленческих технологий и информационных ресурсов в состояние, пригодное для эффективного применения цифровых устройств и технологий и предполагает достижение следующих целей:
■ удешевление и повышение надежности сбора, систематизации, передачи и анализа данных (за счет дискретных датчиков - Интернета вещей, ЯГЮ-меток и др.);
■ снижение стоимости и упрощение коммуникаций в экономике и социуме (цифровизация контента и каналов связи);
■ создание системы для муль-тивзаимодействия людей и бизнес-процессов по вертикали и горизонтали (межорганизационные цифровые системы).
Так же, как информатизация и автоматизация, цифровизация, по определению Дж. Нейс-бита, является мегатрендом развития экономики, в основе которого лежат кибернетические методы и средства управления, инструментарий анализа больших данных и искусственный интеллект [2]. Достижение критической отметки в цифровизации
какого-либо бизнес-процесса (или предприятия в целом) приводит к его качественно новому состоянию (трансформации), характеризующемуся более высокой эффективностью.
Движущие силы и источники эффективности цифровизации и цифровой экономики
Процесс цифровизации целесообразно рассматривать в широком и узком смыслах. В первом -понимаются многоаспектные организационно-технологические процессы массового применения новых цифровых технологий в производстве и управлении с целью сокращения издержек и повышения скорости осуществления бизнес-процессов. Во втором, более узком, техническом плане она означает переход с аналоговой формы передачи, обработки и представления данных (информации) на цифровую, осуществляемую посредством применения соответствующих технологий и платформ.
Согласно экономической логике становятся очевидными преимущества цифровизации, которые определяются следующими факторами эффективности [4] (рис. 1):
■ ускорение использования предприятиями новых рыночных возможностей вследствие прямых цифровых сигналов от внешней среды;
■ улучшение качества обслуживания заказчиков за счет упрощения и удешевления сбора данных для персонализации их запросов и поддержания постоянной связи с ними;
Рис. 1. Базовое различие между информатизацией и цифровизацией
■ расширение возможности оптимизации бизнес-процессов (путем максимального исключения задержек), а также их упрощения и ускорения за счет цифровых устройств;
■ увеличение целевой аудитории и географического охвата предприятия за счет использования всех форм цифровых каналов и точек их соприкосновения. Эти факторы имеют тактическое значение и в большей степени характерны для предприятия, переходящего на использование цифровых технологий в производстве и сбыте продукции.
Для формирования национальной стратегии в сфере цифрови-зации и цифровой экономики важно учитывать, что актуальность цифровизации обусловлена ростом масштабов социальных коммуникаций, осуществляемых посредством сетей и цифровых платформ, повышающих скорость и многообразие обменов и открывающих принципиально более широкие возможности для развития экономики и общества [5]. Поставщики и потребители все чаще взаимодействуют друг с другом без посредников,
а ценовые факторы увязки спроса и предложения вытесняются новыми механизмами сотрудничества, что, в свою очередь, расширяет рынки по составу участников и разнообразию продуктов, приводит к ускоренному применению технических и организационных инноваций на предприятиях, которые становятся более гибкими и маневренными. Одновременно формируется распределенная модель координации взаимосвязей производителей и потребителей через сетевые узлы (гибридный сетевой порядок), позволяющая системам всех уровней повышать свою адаптивность к изменениям внешней среды [5].
Преимущества горизонтальных сетевых взаимодействий перед иерархичными - основа нового экономического роста, который всегда зависит от скорости и многообразия обменов. По мнению нобелевского лауреата О. Вильямсона постиндустриальная экономика выстраивает себя в виде совокупности горизонтальных (неиерар-хичных) сетевых партнерств, которые намного гибче по своей конфигурации, чем жесткие
вертикальные иерархии, и одновременно более интегрированы, чем гибкие, но атомистичные рынки [5]. То есть создание государством возможностей объединения и умелого использования информации (знаний) в ходе коммуникаций посредством сетей и платформ является важнейшим условием инноваций и роста постиндустриальной экономики.
Следствие цифровизации - более полное применение в управлении механизмов обратных связей, так как именно они позволяют определить меры повышения устойчивости и эффективности хозяйственной деятельности в соответствии с планами [5].
Исходя из данных теоретических положений можно предположить, что цифровизация - не цель, а средство, а цифровая экономика не может рассматриваться отдельно от остальной экономики и должна трактоваться как сегмент деятельности, когда материализация добавленной стоимости в производстве товаров и услуг осуществляется с помощью цифровых технологий, особенно для отраслей, являющихся интернет-зависимыми. При этом она имеет смысл и ценность в том случае, если цифровые технологии и инфраструктура содействуют сотрудничеству во всех сферах экономики и уровней хозяйствования. Одновременно формируется комфортная среда для появления, выращивания и реализации различных стартапов.
Основы теории цифровой экономики
Цифровая экономика формируется на основе цифровизации и имеет свою специфику, которая состоит в следующем:
■ приоритетная роль индивидуума в создании и контроле личного контента (драйверами роста являются знания и люди, обладающие этими знаниями);
■ предмет труда - информация - играет активную роль, в то время как в реальном секторе она пассивна;
■ преимущественно сетевая структура коммуникаций экономических агентов;
■ интегрированные цифровые платформы выступают основой экосистемы и трансформации бизнеса;
■ искусственный интеллект -как практически неограниченная комбинаторика различных средств производства и производственных отношений. Цифровая экономика существенно изменяет отношения, складывающиеся в системе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Это выражается, прежде всего, во внедрении человекозаменя-ющих систем на основе концепции интеллектуального управления предприятием (IEM), предполагающей переход от планирования ресурсов в парадигме ERP к прямому управлению бизнес-процессами путем однократного ввода и многократного использования данных, реализацию принципа самоорганизации, а также автоматического исполнения производственных и бизнес-процессов без участия персонала [6]. Источник прибыли в таких системах формируется за счет роста эффективности управления предприятием путем высокоскоростной обработки массива данных в цифровой форме и генерации полезной информации. Таким образом, сутью цифровой экономики является превращение имеющихся
на предприятии (в стране, городском хозяйстве) информационных ресурсов и технологий в такие активы, используя которые можно реально сокращать транзакционные издержки и повышать скорость и эффективность бизнес-процессов. Совокупность этих особенностей и характеристик оцифрованного производства и управления определяет возникновение и устойчивость самостоятельного применения термина «цифровая экономика».
Основой для теоретического обоснования подходов к определению понятия «цифровая экономика» и источников ее эффективности, по нашему мнению, могут служить следующие теории и концепции:
• положение, о трех ключевых задачах экономики, сформулированное лауреатом Нобелевской премии по экономике Полом Са-муэльсоном. На его взгляд, нужно иметь четкое представление о том, какие блага, в каких количествах, как и для кого производить (то есть из каких ресурсов и с помощью какой технологии). Применительно к цифровой экономике эти задачи определяют необходимость учета важности соответствия применяемых цифровых технологий уровню развития конкретного производства или систем управления и оценки их реального влияния на общественное производство, экономический рост страны и качество жизни населения [1].
• теория экономического порядка Вальтера Ойкена. Она предполагает, что хозяйственная деятельность может регулироваться либо централизованно согласно планам (форма централизованно управляемого хозяйства), либо в соответствии с программами,
самостоятельно разработанными многочисленными индивидуальными предприятиями и домашними хозяйствами, которые вступают в экономические отношения друг с другом. Это массовые и повседневные сделки, деятельность которых координирует рынок. То есть административная и рыночная экономика не два различных способа производства, а способы организации управления производством, отличающиеся методами согласования хозяйственных планов и решений [5]. Из этого следует, что главной задачей цифровизации экономики на современном этапе ее развития является создание интегрированных цифровых платформ (ИЦП) для практической реализации стремлений и способностей людей и предприятий совместно использовать информацию и технологии для воплощения своих планов (горизонтальное взаимодействие) [5]. При этом эффективность регулирующей роли государства в цифровой экономике многократно возрастает за счет постоянного и комплексного совершенствования порядка взаимосвязи и взаимодействия экономических агентов, основанного на естественной потребности (мотивации) людей объединяться для совместной работы на принципах взаимовыгодности и взаимодополнения. Это, в свою очередь, создает условия и предпосылки наиболее успешного протекания экономических и социальных процессов и увеличения притока инвестиций во все сферы.
• модель архетипов отраслей,
предложенная Глобальным институтом McKinsey, - позволяет учитывать специфику конкретных секторов экономики для разработки стратегий инновационного развития, конкретизировать
направления цифровизации с точки зрения инноваций и определять особенности и факторы ее эффективности в конкретных условиях:
■ для оптимизации производственных процессов - снижение расходов, повышение качества управления и скорости процессов;
■ для определения баланса в потребительском сегменте -маркетинговые инновации, позволяющие быстро изменять оцифрованные бизнес-процессы и продукты в зависимости от запросов потребителей;
■ для инновационного развития - создание новых продуктов и промышленных технологий, основанных на инженерных инновациях и интеграция предприятий в рамках промышленных кластеров [6].
В теоретическом плане также представляет интерес двойной подход к рассмотрению сути понятия цифровой экономики,
«Классическим» подход
Экономика основана на цифровых технологиях
Электронные товары и услуги
Телемедицина, дистанционное оборудование, медиаконтент
сформулированный профессором Р. М. Мещеряковым, который заключается в следующем (рис. 2):
■ классический - когда цифровая экономика рассматривается как экономика, основанная на цифровых технологиях в области электронных товаров и услуг (телемедицина, дистанционное обучение, продажа медиаконтента и т.д);
■ расширенный - как экономическое производство с использованием цифровых технологий, включая цепочку товаров и услуг, оказываемых с их помощью (логистика, Интернет вещей, Индустрия 4.0, умная фабрика, сети связи пятого поколения, инжиниринговые услуги, прототипирование и т.д.) [7].
Предпосылки развития цифровой экономики
Рост транзакционного сектора (различного рода услуг по взаимодействию предприятий
«Расширенный» подход
Экономическое производство с использованием цифровых технологий
Цепочка товаров и услуг, которые оказываются
с использованием цифровых технологий
Интернет вещей, умная фабрика, сети, связи 5-го поколения, инжиниринговые услуги
с рынком) и формирование бизнес-процессов на основе Интернета вещей выступают базой развития информационных и цифровых технологий. Резкое снижение цен на последние стало для предприятий и организаций стимулом к дополнению и замене существующих факторов производства(рабочей силы и капитала) информационными и цифровыми технологиями, а также к роботизации некоторых видов деятельности. То есть цифровой сегмент определил новую парадигму ускоренного развития экономики, основанную на обмене данных в реальном масштабе времени и росте уровня интеллектуальности их обработки в целях совершенствования автоматизированного и автоматического управления производством.
К технологическим основам цифрового развития традиционно относят большие данные, социальность, мобильность и облачность. Их сочетание позволяет существенно удешевить бизнес-процессы, аналитически адаптировать продукты к потребностям конкретного клиента (ка-стомизация) и поставлять товары и услуги тогда и туда, где они необходимы.
Производственной составляющей цифровой экономики становятся технологии, которые первоначально были в большей степени связаны с хранением и передачей аудио- и видеоинформации в электронном виде. С ростом объемов и качества аудиовидеоконтента и масштабов применения технологий Интернета вещей совершенствовались техника и технологии передачи, регистрации, систематизации и анализа данных в цифровой форме, что
Рис. 2. Двойной подход к определению сути понятия «Цифровая экономика»
Подходы к определению термина «цифровая экономика»
постепенно нашло применение в реальном секторе экономики.
Генезис понятия «цифровая экономика»
Термин «цифровая экономика» - зонтичный. Он используется для описания рынков, которые фокусируются на цифровых технологиях и отражают переход от третьей промышленной революции к Индустрии 4.0, то есть к замене аналоговых электронных и механических устройств в конце XX в. на цифровые. Существует большое многообразие трактовок «цифровая экономика». Так, в фундаментальной работе Р. Бухта, Р. Хикса приведено свыше двух десятков значений термина и отмечается нечеткая определенность их границ [4].
Понятие «цифровой экономики» было введено в оборот Н. Негропонте в 1995 г. как метафора новой информационной культуры, органической частью которой стал контент в цифровой форме (музыка, фильмы, картины, игры и т.д.), что вначале определялось как «компьютирование». Со временем оно в большей степени стало применяться к экономике, что подтверждает тезис главенствующей роли культуры в создании новых смыслов и ценностей.
Согласно определению Всемирного банка, под цифровой экономикой понимается система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании ИКТ. Однако эта дефиниция недостаточно полная, она не учитывает ключевую роль создания «бесшовных» информационных систем, когда цифровой сигнал «пронизывает» все уровни
производства и сбыта продукции, начиная от приобретения клиентом товара (услуги) и заканчивая системой формирования заказа на сырье и комплектующие для производства.
Исходя из теории Ф. Броделя об одновременном существовании в экономике кортежа способов производства, на наш взгляд, правильнее говорить не о цифровой экономике, а о ее цифровом сегменте. Фактически различные способы производства тесно связаны друг с другом - самые передовые зависят от состояния самых примитивных и наоборот.
Экономика нового уклада -продукт развития информационного общества. За последние 30 лет она прошла три этапа:
■ 1990-е гг. - возникновение и развитие Интернета, с которым связывают качественные сдвиги в производстве и управлении, ставшие основой цифровой экономики;
■ начало 2000-х гг. - когда цифровая экономика рассматривалась как деловая активность на базе Интернета (электронная торговля, в том числе торговля цифровым контентом);
■ 2010-е гг. - цифровая экономика стала рассматриваться в комплексе с развитием ИКТ и внедрением цифровых датчиков (Интернет вещей), что создало предпосылки для изменений в бизнес-процессах и хозяйственной системе предприятий.
Кардинальным отличием цифрового сегмента экономики является то, что вследствие «зна-ниеемкости» цифровые технологии зависят от качества человеческого капитала, то есть от соответствующей подготовки
пользователя, его умений и способности к их адекватному восприятию и применению.
Дальнейшее формирование электронного сегмента экономики можно охарактеризовать как переход к умному управлению -качественно новому этапу, когда цифровые технологии будут рассматриваться как трудосберегающие, сокращающие торговые, транспортные и временные издержки, формирующие новую предпринимательскую культуру и активный «биологический вид» - цифровые экосистемы, позволяющие осуществлять автоматическую персонализацию покупателя и индивидуализацию заказов, оптимизацию цепей производства и поставок. Происходит формирование так называемых инновационных пирамид, когда рассчитываются требуемые доходы от продаж уже созданных товаров для перехода к разработке, освоению новых.
Важно учитывать, что процессы, обусловившие цифровизацию, вызревали постепенно и задолго до появления понятия «цифровая экономика», которая стала составной частью информационной среды, формируемой в соответствии с потребностями реального сектора экономики и запросами социума, изменяющимися под воздействием передовых технологий.
Цифровые технологии
Применительно к цифровой экономике цифра понимается как сигнал, передающий число или управляющий импульс, который доходит до каждого экономического агента (поставщика, потребителя, посредника и т.п.), что создает качественно
новые возможности по автоматическому управлению производственными и логистическими процессами в рамках предприятия и в целом экономики страны. Максимальный уровень эффективности достигается в том случае, когда все транзакции проводятся автоматически по всей цепочке (сквозные технологии), без участия человека, и транзак-ционные издержки снижаются практически до нуля. К сквозными цифровым технологиям относятся:
■ большие данные (Big Data);
■ искусственный интеллект (AI) и нейротехнологии;
■ системы распределенного реестра (blockchain);
■ квантовые технологии;
■ промышленный Интернет (IoT);
■ компоненты робототехники и сенсорика;
■ технологии беспроводной связи (внедрение сетей стандарта 5G);
■ технологии виртуальной и дополненной реальностей, которые становятся все более доступными для массового применения.
Понятие «цифровая экосистема» - следующее в иерархии понятийного аппарата цифровой экономики. Бизнес-эффекты цифровых технологий проявляются через изменения потребительского спроса, конкуренции и цепочек поставок. Более комплексный подход включает в себя редизайн ключевого потребительского предложения компании путем превращения его в интегрированное решение или платформу. Поэтому в экономическом плане суть цифровизации состоит в переходе к созданию партнерств с целью построения экосистемы вокруг цифровой
платформы. Примерами цифровых экосистем являются платформы таких интернет- гигантов, как Amazon, Alibaba, социальная сеть «Фейсбук» и другие масштабные интернет-системы комплексного взаимодействия потребителей с поставщиками товаров и услуг.
Представление о цифровой экосистеме базируется, в свою очередь, на следующих положениях:
■ концепции цифрового двойника, модели некоторого объекта с присущими ему взаимосвязями с внешним миром. В отношении реального производства это создание виртуальных прототипов конкретного физического изделия или процесса с целью сбора и повторного использования цифровой информации;
■ автоматическом управлении цепочками взаимодействия как дальнейшего развития кли-ентоориетированного подхода, реализуемого ранее в рамках известной концепции логистического управления VMI, суть которой состоит в том, что уровнем запасов того или иного товара на складе розничного продавца управляет его поставщик;
■ концепции комплексного управления жизненным циклом продукта, реализуемой с помощью соответствующего инструментария, позволяющего отслеживать каждую партию (и даже каждый экземпляр) продукта на всех этапах жизненного цикла - выявление потребности потребителя, учитывая его разнообразные требования, все этапы производства, отгрузки и эксплуатации, а также утилизации в конце срока службы и архивирование всей информации. Цифровизация предполагает
применение датчиков, встраиваемых в оборудование и перманентно определяющих его состояние, то есть речь идет об Интернете вещей. Функционирование цифровой экосистемы обусловливает развитие аутсорсинга (сервисной модели) по принципу «продукт - услуга».
Цифровая трансформация как еще одно ключевое составляющее понятия «цифровая экономика» предполагает не столько внедрение цифровых технологий, сколько изменение бизнес-процессов и институтов управления таким образом, чтобы предприятие, организация или орган государственного управления могли воспользоваться преимуществами новых технологий.
Наиболее полно понятия «цифровая трансформация» и «цифровые технологии» приведены в Рабочем докладе Института исследований развивающихся рынков бизнес-школы Сколково. В нем отмечено, что успешная цифровая трансформация реализуется путем преобразования существующих на предприятии бизнес-процессов в направлении их «бесшовности» и следования принципу концепции интеллектуального управления, за счет чего происходит переход от планирования на основе обработки информации посредством ИКТ, когда информация представляется в виде изображения численного значения, к прямому автоматическому управлению на основе сквозного цифрового сигнала.
При этом, если традиционные информационные технологии направлены в большей степени на анализ состояния предприятия и решение отдельных задач, формальных, контролируемых и находящихся под централизованным
управлением, то применение цифровых технологий в большей степени ориентировано на решение задач пользователя, которые в основном носят неформальный характер и направлены на интересы и удобство клиентов.
На уровне предприятия цифровая трансформация означает переход от традиционной ИТ-службы (ориентированной на решение отдельных задач, формализованной, контролируемой, управляемой и дорогостоящей) к миру открытых систем, направленных на человека (неформальных, спонтанных, эмпатических и доступных по цене). В результате информационные и цифровые технологии перестают быть внутренними ресурсами и активами предприятия и превращаются в факторы формирования и развития новых рынков товаров и услуг на основе новых бизнес-моделей.
Таким образом, трансформация бизнес-моделей под влиянием цифровых технологий и формирования цифровых экосистем объективно обусловлена постоянно возрастающей сложностью экономики и, как следствие, ростом информационной деятельности по обеспечению взаимодействия всех звеньев производства товаров и услуг и все большего учета индивидуальных запросов потребителей.
Цифровая экономика формируется на основе цифровизации и имеет свою специфику, определяемую характером создания добавленной стоимости путем наращивания и систематизации цифрового контента (предмета труда), роста интеллектуализации алгоритмов его обработки автоматически (без участия человека и со все большим учетом нелинейности реальных процессов)
и в зависимости от сигналов внешней среды. Одной из ключевых характеристик цифровой экономики является скорость изменений в производстве товаров и услуг, в применяемых бизнес-моделях и менеджменте.
Количественные изменения в бизнес-моделях под влиянием удешевления и массовости применения цифровых устройств привели к появлению новых цифровых технологий, которые являются основой современной экономики, базирующейся на преимущественно горизонтальных взаимодействиях (самоорганизации и сингулярности), инновационном предпринимательстве (саморазвитии), информационном инжиниринге (самосовершенствовании) и автоформализации (автоструктурировании) экономических процессов.
По темпам цифровизации экономики и социума Беларусь не отстает от передовых стран, о чем свидетельствуют высокие рейтинги в сфере ИКТ, электронного правительства, разработки программного обеспечения, формирования законодательства. Вместе с тем известно, что при быстром развитии процесса при отсутствии ограничений на разработку и применение различных организационных схем и продуктов многократно возрастают различные риски,
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
приводящие к искажению первоначально намечаемых целей. Поэтому целесообразно учитывать прямую взаимосвязь оцифровки процессов на производстве с соответствующим совершенствованием аналоговой составляющей (организационной структуры, подготовки кадров, методик и инструкций). Драйверами роста в цифровой экономике являются данные, знания и люди, обладающие этими знаниями. Следовательно, прежде чем перестраиваться на применение цифровых технологий на предприятии, необходимо провести анализ бизнес-процессов и определить экономически целесообразную степень цифровизации, разработать логику внедрения новых технологий, определить ключевые бизнес-задачи для трансформации производства и управления. Качественные и систематизированные знания - необходимая основа для цифровизации предприятий, так как собственно обработка и анализ данных составляют менее 20% времени и усилий, остальные 80% -это бизнес-аналитика и подготовка (оцифровка) данных.
Качество оцифрованных данных, подготовленные кадры, приоритет горизонтальных связей и координация со стороны государства определят успех цифровизации.
1. Kaplan S.The Words of Risk Analysis // Risk Analysis. 1997. N17(4). P. 407-417.
2. Нейсбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. М., 1992.
3. Digital Transformation Initiative. In collaboration with Accenture. Unlocking $100 Trillion for Business and Society from Digital Transformation. https:// www.accenture.com/t20170116T084450__w__/us-en/_acnmedia/Accenture/Conversion-Assets/WEF/PDF/Accenture-DTI-executive-summary.pdf
4. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // https://iorj.hse.ru/data/
5. Смородинская Н. Ф. Усложнение организации экономических систем в условиях нелинейного развития. spkurdyumov.ru//uslozhnenie-organizacii-ekonomicheskix-sistem.
6. Иванов В. В., Малинецкий Г. Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива. - М., 2017
7. Ефимушкин В. А. Понятие цифровой экономики //https://bi.hse.ru/
8. Цифровые технологии // https://ru.wikipedia.org/wiki.