Научная статья на тему 'Интеллектономика (о главном от главного редактора)'

Интеллектономика (о главном от главного редактора) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектономика (о главном от главного редактора)»

Чекмарёв В. В.

ИНТЕЛЛЕКТОНОМИКА (о главном от главного редактора)

Уважаемые читатели!

Вот уже одиннадцать лет подряд Вы оказываете большую честь журналу, сотрудничая с ним в различных формах - от чтения его страниц до публикации своих статей, от написания писем в редакцию до рекламирования среди коллег.

Спасибо!

В докладе общественной палаты Российской Федерации «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» отмечается, что образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях, - экономики постиндустриального, информационного общества. Оно не просто готовит специалистов под конкретные рабочие места и не просто расширяет профессиональный и общекультурный кругозор человека. Сегодня оно - важнейшее средство и ресурс становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции. Принцип «образование длиною в жизнь» делает этот вид деятельности базовым для любого человека нашего времени - тем важнее становится задача постоянной модернизации самого образования. Мы - наследники образовательной системы индустриальной эпохи и, не проведя ее трансформации для новой экономики и новых общественных процессов, обрекаем себя на цивилизационное отставание.

Необходимым предварительным условием успешности такой трансформации выступает национальное согласие в отношении миссии образования на актуальную перспективу. Такое согласие может быть достигнуто вокруг таких важнейших для общества и государства задач как: охранение, развитие и консолидация российского народа; поддержание конкурентоспособности России в глобальном соревновании инновационных экономик.

Решение первой из названных задач требует осмысления роли образования как мощнейшего фактора, формирующего у молодого поколения чувство включенности в общее дело социально-культурного созидания новой России как средства преодоления барьеров между различными культурными и социальными группами. Решение второй задачи требует взгляда на образование с точки зрения конкурентоспособности страны. Для этого наша система образования должна сравнить себя с другими эффективно развивающимися системами, добиваться не столько самобытности и уважения к былым заслугам, сколько конкурентных преимуществ в мировом соревновании в сфере образования.

Сегодня эти две ключевые задачи системы образования - развитие и сплоченность народа и повышение конкурентоспособности страны - решаются недостаточно эффективно. И причин существует достаточно много. Речь идет не только о ресурсной необеспеченности образования. Можно полагать, что существует недостаточная согласованность основных целевых установок всех заинтересованных в образовании сторон. И редколлегия журнала основной своей задачей считает задачу сближения различных целевых установок на основе публикаций статей авторов из разных городов нашей страны, статей, в которых отстаиваются зачастую прямопротивоположные позиции, а также статей иностранных ученых.

© Чекмарёв В. В., 2010

Экономика образования ♦ № 1, 2010|

Что нового появится на страницах журнала в 2010 году? Больших изменений в его структуре, основных рубриках не предполагается. Однако упразднение Рособразования может быть поводом к изменению со второго номера журнала редколлегии и редсовета, может быть, и изменится обложка журнала.

В связи с необходимостью формирования в России принципиально новой системы образования представляется необходимым в политике журнала выделить следующие семь основных вызовов XXI века, которые, безусловно, должны найти свое отражение при определении стратегических приоритетов развития системы образования России и тех новых задач, которые должна решать эта система.

Такими вызовами, по нашему мнению, являются следующие:

- технологический вызов;

- демографический вызов;

- экологический вызов;

- информационный вызов;

- динамический вызов;

- мировоззренческий вызов;

- нравственный вызов.

Представляется, что именно системный анализ основного содержания этих вызовов с учетом общецивилизационных, геополитических, социально-экономических и научно-технических факторов развития современного общества должен позволить исследователям сформировать некоторый более или менее реалистичный образ будущего, который необходим для определения главных стратегических целей и задач развития системы образования.

Несколько слов о названии моего обращения к читателям. Интеллектономика - почему уместно это понятие для главного редактора? А дело вот в чем. Экономическая наука постепенно расширяет, а точнее более предметно идентифицирует уровни анализа теории и практики экономической жизни общества. На сегодня это нано-, номо-, микро-, мезо-, макро-, суб- и мегауровни. Наноэкономика - это экономика физических лиц. Формирование постиндустриального общества с помощью знания усиливает роль наноэкономики в части интеллектуального труда. Применительно к образованию можно вести речь об интеллектономике как характеристической особенности наноэкономики.

Более подробно это состояние будет объяснено в статьях, которые планируются к публикации в рубрике «экономическая теория образования». Я уже определял ранее свою позицию по поводу соотношения экономики образования и экономической теории образования. Напомню ее базовую составляющую.

Об экономике образования следует говорить с точки зрения нужд и перспектив развития образовательной деятельности. Об экономической теории образования - с точки зрения системности объединения и прогнозирования экономической теорией процессов воспроизводства ЧЕЛОВЕКА.

Экономическая теория образования возникает как рефлексия на крушение баланса силы рынка и мудрости государства, на необходимость восполнения образовывающейся лакуны соединения рациональности и духовности как альтернативных способов постижения истины экономического поведения человека.

В предмет экономической теории образования входят прежде всего явления, процессы, феномены, состояния, определяющие роль и место ЧЕЛОВЕКА в обществе и среде обитания, роль и место интеллектономики.

Очевидно, что некоторые аспекты проблемы становления (формирования) экономической теории образования сформированы как гипотезы.

Ну что же, давайте подискутируем на страницах журнала!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.