Научная статья на тему 'Интеллект-карты в технологии кадрового продюсирования как средство повышения эффективности образовательного процесса'

Интеллект-карты в технологии кадрового продюсирования как средство повышения эффективности образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / МАЙНД-МЕНЕДЖМЕНТ / ТЕХНОЛОГИЯ КАДРОВОГО ПРОДЮСИРОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДБОР ПЕРСОНАЛА / ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротченко Елена Андреевна, Гейне Ирина Анатольевна

В статье анализируются проблемы трудоустройства будущих специалистов в области информационных технологий и описывается применение интеллект-карт для повышения эффективности образовательного процесса. В качестве основных методов исследования использовались: наблюдение, анкетирование и интервьюирование, системный и структурный анализ. Материалы статьи могут быть полезны сотрудникам центров содействия трудоустройству выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротченко Елена Андреевна, Гейне Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллект-карты в технологии кадрового продюсирования как средство повышения эффективности образовательного процесса»

Коротченко Е.Л.1, Гейне И.Л.2

1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск, аспирант факультета прикладной информатики в экономике,

elen . gams@gmail . com 2 Сибирская государственная геодезическая академия, г. Новосибирск, магистр направления «Геодезия и дистанционное зондирование», irina. gams @ gmail. com

Интеллект-карты в технологии кадрового продюсирования как средство повышения эффективности образовательного процесса

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Интеллект-карта, майнд-менеджмент, технология кадрового продюсирования, профессиональная компетентность, подбор персонала, игровые методики, геймификация.

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются проблемы трудоустройства будущих специалистов в области информационных технологий и описывается применение интеллект-карт для повышения эффективности образовательного процесса. В качестве основных методов исследования использовались: наблюдение, анкетирование и интервьюирование, системный и структурный анализ. Материалы статьи могут быть полезны сотрудникам центров содействия трудоустройству выпускников.

1. Введение в проблему

Цель внедрения компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования - улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение уровня компетентности выпускников ВУЗов, обновление образовательной среды. Согласно ГОС ВПО нового поколения выпускник вуза должен обладать универсальными (общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные) и профессиональными компетенциями, обеспечивающие успешное вхождение выпускника вуза в профессиональную среду, адаптацию в ней и активное продвижение его к вершинам профессионализма [8]. Рынку нужны специалисты, готовые к непрерывному профессиональному росту, обладающие социальной и профессиональной мобильностью.

Динамика развития ИТ-отрасли в комплексе с другими социально-демографическими показателями говорят о том, что в ближайшие несколько лет потребности в ИТ-кадрах будут непрерывно расти. Потребность в специалистах IT-отраслидо 2018г. оценивается более чем в 350 тыс. человек. Из них 150 тыс., будут подготовлены в рамках бюджетной

основы по линии Минобрнауки, таким образом, остается дефицит в объеме около 200 тыс. человек [10]. Нехватка кадров заставляет работодателей тщательно присматриваться к молодым специалистам, однако, по мнению работодателей, в большинство выпускников не обладают достаточным для начала работы уровнем развития профессиональных компетенций [7]. Решением проблемы может стать подготовка будущих ИТ-специалистов совместными усилия компаний и высших образовательных учреждений.

В рамках исследования «Работа по специальности. Миф или реальность?» авторами было опрошено 300 студентов и выпускников технических специальностей ВУЗов города Новосибирска и Новосибирской области в возрасте от 21 до 27 лет. Из общего числа нетрудоустроенных респондентов 85% хотели бы трудоустроиться по специальности, но на текущий момент они не имеют опыта и соответствующего уровня квалификации [5].

Авторами было опрошено 50 представителей крупных ИТ-компаний города Новосибирска, принимающих решения в области подбора персонала. Около 76 % респондентов согласны принять на работу студентов, имеющих необходимые навыки и компетенции. По итогам опроса был составлен перечень навыков и компетенций, которые являются необходимым условием для вступления в должность менеджера проекта, программиста, менеджера по продажам ИТ-продуктов [7].

На основе проведенных исследований можно сделать вывод, что многие молодые ИТ-специалисты проявляют интерес к работе по специальности, но испытывают сложности с трудоустройством в связи с отсутствием опыта работы. Причина в том, что работодатели испытывают потребность в квалифицированных кадрах и отдают предпочтение специалистам, имеющим необходимые навыки и компетенции, а на текущий момент производственные практики в ВУЗах не дают нужного опыта.

Высшие общеобразовательные учреждения формируют базовые компетенции, которых, как показал опрос, в 73% случаев оказывается недостаточно для эффективного решения задач и проблем за пределами учебного заведения. Студенты в ВУЗах получают обширные теоретические знания, при этом 92% обучающихся (из общего числа респондентов) не обладает информацией об эффективных способах запоминания и усвоения нового материала. В связи с этим информация усваивается только на короткий промежуток времени, а процесс «доучивания» специалистов на рабочих местах затягивается и вызывает недовольство работодателей.

Для получения подготовленных специалистов ИТ-компании должны выстроить коммуникации с образовательными учреждениями для повышения качества подготовки будущих ИТ-специалистов. Для полноценного раскрытия кадрового потенциала молодых специалистов недостаточно организации прохождения летней практики студентов в компании или предоставления тем для курсовых и дипломных работ,

необходимо активное участие в формировании учебной программы, привлечение экспертов из компаний к преподаванию и реализация совместных программ подготовки специалистов с использованием современных методик и инструментов.

2. Технология кадрового продюсирования

Технология кадрового продюсирования16 подразумевает тесное сотрудничество с организациями города, которые заинтересованы в привлечении стабильного потока кадров, и основана на применении игровых методик для подбора и обучения персонала. Целью университета остается — формирование ключевых компетенций. Целью технологии кадрового продюсирования является - формирование уровня компетентности, достаточного для решения бизнес-проблем.

На базе Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) в 2014 году по технологии кадрового продюсирования были разработаны программы подготовки специалистов для вступления в должность по следующим вакансиям:

1. Менеджер проектов;

2. Программист;

3. Инженер-тестировщик;

4. Менеджер по продажам ИТ-продуктов.

Все программы имеют большое практическое значение и разработаны с учетом специфики подготовки специалистов НГУЭУ, рассчитаны на студентов старших курсов и выпускников следующих кафедр:

• кафедра информационной безопасности;

• кафедра прикладных информационных технологий;

• кафедра экономической информатики. Все программы имеют схожую структуру:

1. Выявление необходимых компетенций;

2. Программа обучения, для развития навыков и компетенций;

3. Знакомство с функциональной картой вида профессиональной деятельности (за исключением программы по подготовке менеджера по продажам ИТ-продуктов);

4. Деловые игры для получения опыта работы в проектной команде;

5. Мастер класс «Составление резюме»;

6. Мастер класс «Прохождение собеседования»;

7. Мастер класс «Гибкие методологии»;

8. Итоговое задание для конкурсного отбора.

Как показала практика, результативность прохождения студентами программы обучения, для развития навыков и компетенций по

16 Технология кадрового продюсирования - это новый способ подбора персонала, который строится на развитии профессиональных навыков и компетенций с помощью применения игровых методик [5].

определенной вакансии во многом зависит от уровня развития компетенций до обучения и скорости запоминания информации.

3. Использование интеллект-карт в технологии кадрового продюсирования

Майнд-менеджмент - это популярное направление в тайм-менеджменте, позволяющее повысить эффективность различных видов деятельности с помощью интеллект-карт. Использование интеллект-карт -не только способ развития творческого мышления, но и эффективная технология решения бизнес-задач, которую уже взяли на вооружение многие крупные компании.

Человеку свойственно воспринимать информацию в виде символов -букв и цифр, которые удобны для восприятия левым полушарием. А если добавить к символам образы, цвета, пространственные связи, то такая информация будет быстро восприниматься одновременно и правым, и левым полушарием.

В повседневной жизни абсолютно все прибегают к помощи «творческого» правого полушария. Например:

1. Переходя улицу, мы ориентируемся на сигналы светофора. Красный сигнал в качестве запрещающего выбран, потому что он быстрее других цветов воспринимается нашим мозгом. Зеленый цвет воспринимается дольше других, а это важно с точки зрения безопасности -есть время осмотреться;

2. Мы постоянно используем схемы и графики. Ведь анализировать большие объемы данных гораздо проще, когда они представлены в наглядном виде, например, отслеживать динамику продаж или рост прибыли значительно проще используя графики, а не большой объем финансовой информации в текстовой форме;

3. Для того, чтобы нанести визит друзьям, необязательно помнить точный адрес, достаточно запомнить дорогу визуально. Это прекрасный пример активной работы двух полушарий мозга: правое отвечает за пространственную память, а левое - за физическое запоминание.

В основу составления интеллект-карт положен принцип «радиального мышления». Радиальное мышление - это ассоциативное мышление, отправной точкой которого является центральный образ, от которого расходится бесконечное число ассоциаций.

Как пишет Тони Бьюзен в книге «Супермышление» 95 % населения планеты (согласно проведенным им и коллегами исследованиями) при конспектировании используют повествовательный стиль, т.е. излагают в виде связанного рассказа, состоящего из пунктов и подпунктов [9].

Идея интеллект-карты проста: в центре листа располагают ключевое слово, а от него в разные стороны отходят ответветвления с подыдеями, которые потом тоже могут разделяться.

В обучении по одной из программ участвовали 2 группы студентов от

20 до 25 человек. В процессе обучения первой группы студентов использовались технологии интеллект-карт, в процессе обучения второй группы - нет. Причем на стадии выявления компетенций студенты были разделены на группы таким образом, чтобы средние показатели уровня развития ключевых компетенций17 были примерно равны (отклонение не более, чем на 4% по группе).

В ходе обучения студентам первой группы были предложены теоретические материалы, многие из которых были представлены в формате интеллект-карт. На одном из практикумов напротив информация была представлена в стандартном виде, а у студентов было задание структурировать ее и представить в виде интеллект-карт, используя при этом только:

1. Чистые белые листы формата А3;

2. Цветные карандаши или фломастеры;

3. Стикеры разных цветов и размеров.

Основная идея помещалась в центр листа. Это изображение должно привлекать внимание в первую очередь. Одной из задач было предельно четко и коротко сформулировать основную идею максимально четко и коротко, для оформления использовались подходящие рисунки и яркие цвета.

Над ветками необходимо было написать идеи первого уровня - слова-ассоциации, раскрывающие главную идею. Делалось это для того, связанные наглядно ключевые слова помогали мозгу воспринимать информацию максимально быстро. Подписывались ветки печатными буквами тоже для того, чтобы ускорить процесс восприятия информации.

Ветки первого уровня в свою очередь разделялись на несколько ответвлений - ветки второго уровня. Эти ответвления должны раскрывать идеи первого уровня и, одним из условий было нарисовать эти линии тоньше линий первого порядка. Для того чтобы сделать интеллект-карту удобной для восприятия, было введено ограничение: использовать не более 5-7 ответвлений для каждой ветки.

После прохождения данного практикума студентам было необходимо было создать новую версию интеллект-карты, используя одно из бесплатных программных средств Free Mind или XMind.

Тони Бьюзен приводит идеальный график работы с интеллект-картой и рекомендует возвращаться к ней несколько раз:

• через 10-30 минут;

• через сутки;

• через неделю;

• через месяц;

• через 3 месяца;

17 Ключевые компетенции по мнению работодателей выявленные в рамках исследования «В поисках идеального сотрудника» [7].

• спустя полгода [3].

В процессе обучения студенты получили необходимые навыки для построения интеллект-карт, также были ознакомлены с графиком Тони Бьюзена, что позволило им сделать материалы, полученные в процессе обучения часью своей долгосрочной памяти.

Во время одной из деловых игр для получения опыта работы в проектной команде участникам было необходимо устроить коллективный мозговой штурм и проработать идею проекта в виде интеллект-карты. Придерживаясь следующего алгоритма работы:

1. Тренировка. Подготовительный этап, направленный на активацию творческого мышления участников. Включает в себя мини-мозговые штурмы на простые темы, например, «нестандартные способы использования листа бумаги». Для проведения тренировки достаточно 5-7 минут;

2. Концепция. На данном этапе участникам озвучивается тема мозгового штурма, очень важно убедиться, что все понимают ее одинаково. Важно четко определить пределы, критерии завершения и цели мозгового штурма;

3. Генерация идей. Для достижения максимальной эффективности этот этап является индивидуальным: от каждого участника требуется нарисовать собственную интеллект-карту по предложенной теме.

4. Коллективная карта. На этом этапе происходит обобщение и объединение всех идей в единую интеллект-карту. Для этого стоит взять большой лист бумаги.

5. Перерыв. После составление общей интеллект-карты, необходимо сделать небольшую паузу. Это позволит участникам чуть дольше подумать над задачей, и вероятно, поспособствует возникновению новых идей.

6. Вторая редакция. Требуется повторить этапы 3 и 4. В качестве исходного материала каждый участник имеет индивидуальные интеллект-карты первой редакции, общую интеллект-карту первой редакции и новые идеи, возникшие на во время перерыва. Задача участников на этом этапе отредактировать индивидуальные карты ещё раз и объединить все варианты в общую карту мышления.

7. Подведение итогов. В силу того, что интеллект-карта - лишь инструмент для наиболее эффективного представления всей информации по теме, которую удалось собрать, участникам необходимо еще раз осмыслить идею проекта, над которой они работали и принять окончательное решение об ее реализации.

В виде интеллект-карты процесс коллективного мозгового штурма можно изобразить как карту мышления (рис.1).

Как показали результаты исследования, применение технологий майнд-менеджмента позволило повысить эффективность

образовательного процесса на 22%. Студенты первой группы быстрее

запоминали информацию и во время прохождения итогового задания для конкурсного отбора показали более высокие показатели.

шэле ;4!у.ът.зэд МТренировка иннюгсы идон " ".Подведение итогов " --

привике рйя^я

нуген^-алная карга

вмлектменая -jf3

06. Версия 2j0

Мозговой штурм

¿.Концепция

тве рами

критерии

ЧЬИ

мо(яещ«и С-Е.Перерые

f ^.Генерация и^ей

щея

иц.ет'.злиал ßpia

iCf.T.TcöC Ь^ЕИ

4.Кодле<тнвн^я карта

пространсад ■лист)

Рисунок 1. Процесс коллективного мозгового штурма Карты мышления позволяют представлять информацию в виде образов и структурировать ее, чтобы ускорить процесс восприятия, быстро понять её и запомнить. Использование интеллект-карт позволяет сделать процесс обучения студентов более эффективным, интерактивным и интересным.

Литература

1. Актуальные проблемы компетентностного подхода в образовании и реализации ФГОС нового поколения: материалы всероссийской научно-практической конференции (28 февраля 2013 г.). - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования», 2013 .183 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос: Интернет-журн. 10.09.2005. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 20.11.2013).

3. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. М: Попурри, 2007, с.-320.

4. Воронина Ю.В. Космонавты в пролете. Эксперты рассказали о профессиях будущего // Российская Бизнес-газета: Инновации. - 2013. - №924. URL: http://www.rg.ru/2013/11/26/studenty.html (дата обращения 12.12.2013).

5. Коротченко Е.А., Гейне И.А Игровые методы формирования профессиональной компетентности в технологии кадрового продюсирования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история/Сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 1 (33). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. 164 с.

6. Коротченко Е.А., Гейне И.А. Основные аспекты технологии кадрового продюсирования будущих специалистов в области информационных технологий // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2014. № 2 (3). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/952 (дата обращения 01.03.2014).

7. Коротченко Е.А., Родионова З.В. Метод проверки профессиональной компетентности с помощью игровой имитации в технологии кадрового продюсирования. В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. №2.1(50) (Естественные и технические науки). 412 с.

8. Лапшина Е. Г. Компетентностный подход как условие формирования профессиональной компетентности специалиста в сельскохозяйственном вузе/ Е. Г. Лапшина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011, с. 74-76.

9. Медведев Н. Современные методы конспектирования // Технологии чтения. URL: http://tehread.ru/sovremennyie-metodyi-konspektirovaniya.html (дата обращения: 01.09.2014).

10. Минкомсвязи: Дефицит кадров в IT-отрасли до 2018г. составит 200 тыс. человек // Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг». URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130715152048.shtml.

11. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 3 - стр. 67-68. URL: www.rae.ru/use/? section=content&op=show_article&article_id=7778001 (дата обращения: 20.03.2014).

12. PICTET: EQF-based professional ICT training for Russia and Kazakhstan. URL: http://pictet-tempus.sstu.ru/ (дата обращения 26.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.