Научная статья на тему 'Интеллект-карты как средство формирования метапредметных компетенций младших школьников'

Интеллект-карты как средство формирования метапредметных компетенций младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ИТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орноева Ж. Г.

Автор рассматривает метод интеллект-карт как современное эффективное средство формирования метапредметных компетенций младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллект-карты как средство формирования метапредметных компетенций младших школьников»

Теория и методика обучения и воспитания

129

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Орноева Ж.Г.*

Средняя общеобразовательная школа № 26, г. Якутск

Автор рассматривает метод интеллект-карт как современное эффективное средство формирования метапредметых компетенций младших школьников.

Ключевые слова: познавательная активность младших школьников, ителлект-карты, метапредметные компетенции.

Пространственно-временные изменения современного мира существенно влияют на способы модернизации и оптимизации образовательного процесса. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается, а значит, кардинальные сдвиги должны произойти и в ее усвоении. Стало общепринятым утверждение, что сегодня уже не столь важно дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Не случайно, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Для того, чтобы научить ребенка работать в постоянно увеличивающемся потоке информации, необходим поиск эффективных методов. Одним из таких методов, на наш взгляд, является применение интеллект-карт.

Интеллект-карты, в оригинале «mind maps», разработаны американским учёным Тони Бьюзеном. Точного перевода на русский язык не существует, поэтому можно встретить в различных источниках несколько названий: «карты разума», «интеллект-карты», «карты осознания», «ментальные карты», «карты представлений», «мыслительные карты» и т.д. В переводах книг Тони Бьюзена используется термин «интеллект-карты».

В основе построения интеллект-карт (майндмэппинга) лежит разработанная Т. Бьюзеном теория радиантного (многомерного) мышления. Автор считает, что каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту), может быть представлен в виде центрального сферического

Учитель начальных классов.

130

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона «крючков». Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количество использованных ассоциаций можно считать тем, что называют памятью, т.е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть. То есть, в основе метода интеллекткарт лежит предположение о том, что для человеческого мозга характерно ассоциативное и иерархическое мышление. Так же важная роль уделяется визуализации информации, которая позволяет структурировать, а, следовательно, лучше понимать, обрабатывать и запоминать информацию. Мысленные образы воспринимаются нашим подсознанием так же «реально», как и события, происходящие в действительности. Визуализация - это способ передачи информации о внешней реальности в наше подсознание путём создания мыслительных образов.

На основе теоретического осмысления метода применения интеллекткарт мы в своей практической деятельности определили педагогическую цель: научить детей перерабатывать информацию и систематизировать ее для актуального использования в учебной деятельности.

В соответствии с этим определены задачи:

- развитие творческого потенциала будущего исследователя;

- развитие умений сотрудничать и работать в группе;

- развитие у школьников умений систематизировать информацию.

Мы предположили, что в результате применения интеллект-карт можно

активизировать мыслительную деятельность учащихся и развить ряд компетенций:

- ставить вопросы;

- выделить главное;

- делать сравнение;

- устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения;

- видеть смысл в информации, понимать проблему в целом, а также способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Внедрение метода интеллект-карт в процесс обучения в начальной школе, должно осуществляться поэтапно.

На первом этапе реализации данного метода в практической деятельности интеллект карта используется в качестве наглядного пособия, составленного учителем, с целью изучения или закрепления нового материала.

Теория и методика обучения и воспитания

131

При этом учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учащихся, тем самым, стараясь включить их в процесс создания.

Вторым этапом освоения метода интеллект-карт становится групповая работа по их созданию. Для этого необходимо ознакомить детей с подробным алгоритмом ее построения, который рекомендует Бьюзен.

1. Учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман (групповая работа) цветные карандаши, фломастеры.

2. Кладут лист горизонтально, в его центре располагается картинка или слово, обозначающее тему, проблему урока (центральное понятие).

3. От центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации. Рисуя интеллект-карту, применяют как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или картинки.

4. От каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек -уточнение понятий.

В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект-карт в группе можно перейти к составлению индивидуальных интеллект карт, также сначала процесс будет происходить под руководством учителя, а в дальнейшем перейдет в сформированный навык.

При работе над картами мы предусматриваем возможные ошибки детей:

- выбор второстепенной информации;

- нерациональное распределение времени;

- отсутствие связей между компонентами.

Создание интеллект-карт - это эффективный и интересный метод обучения на любом уроке. В частности, по предмету «Окружающий мир» учащиеся должны освоить объемный материал, содержащий различные исторические факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации, например, по темам «Птицы», «Растения», «Животные», «Системы организма человека» и т.д. На уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации, связанные с ними, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.

Систематическое применение интеллект-карт позволяет развивать у школьников познавательные учебные действия, такие как:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

132

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- знаково-символические моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (кодирование, замещение, декодирование);

- умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Неоднократное составление интеллект-карт по любому предмету школьной программы способствует систематизации знаний учащихся по предмету, высокому качеству усвоенного материала, приобретению учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего обучения в средней и старшей школе; повышению уровня качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета. В результате систематической работы по созданию интеллект-карт учащиеся вырабатывают свой собственный стиль их построения, что придает образовательному процессу творческий характер, способствует развитию личности ребенка, его индивидуальности и самобытности. Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / пер. с англ. Е.А. Самсонов; Худ. обл. М.В. Драко. - 2-е изд. - Мн.: ООО «Попурри», 2003. - 304 с.

3. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В., Программа «Окружающий мир» по ОС «Школа 2100» (для четырёхлетней начальной школы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.school2100.ru/ uroki/elementary/okrmir.php.

4. Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iatnlp.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.