Теория и методика обучения и воспитания
129
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Орноева Ж.Г.*
Средняя общеобразовательная школа № 26, г. Якутск
Автор рассматривает метод интеллект-карт как современное эффективное средство формирования метапредметых компетенций младших школьников.
Ключевые слова: познавательная активность младших школьников, ителлект-карты, метапредметные компетенции.
Пространственно-временные изменения современного мира существенно влияют на способы модернизации и оптимизации образовательного процесса. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается, а значит, кардинальные сдвиги должны произойти и в ее усвоении. Стало общепринятым утверждение, что сегодня уже не столь важно дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Не случайно, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Для того, чтобы научить ребенка работать в постоянно увеличивающемся потоке информации, необходим поиск эффективных методов. Одним из таких методов, на наш взгляд, является применение интеллект-карт.
Интеллект-карты, в оригинале «mind maps», разработаны американским учёным Тони Бьюзеном. Точного перевода на русский язык не существует, поэтому можно встретить в различных источниках несколько названий: «карты разума», «интеллект-карты», «карты осознания», «ментальные карты», «карты представлений», «мыслительные карты» и т.д. В переводах книг Тони Бьюзена используется термин «интеллект-карты».
В основе построения интеллект-карт (майндмэппинга) лежит разработанная Т. Бьюзеном теория радиантного (многомерного) мышления. Автор считает, что каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту), может быть представлен в виде центрального сферического
Учитель начальных классов.
130
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона «крючков». Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количество использованных ассоциаций можно считать тем, что называют памятью, т.е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть. То есть, в основе метода интеллекткарт лежит предположение о том, что для человеческого мозга характерно ассоциативное и иерархическое мышление. Так же важная роль уделяется визуализации информации, которая позволяет структурировать, а, следовательно, лучше понимать, обрабатывать и запоминать информацию. Мысленные образы воспринимаются нашим подсознанием так же «реально», как и события, происходящие в действительности. Визуализация - это способ передачи информации о внешней реальности в наше подсознание путём создания мыслительных образов.
На основе теоретического осмысления метода применения интеллекткарт мы в своей практической деятельности определили педагогическую цель: научить детей перерабатывать информацию и систематизировать ее для актуального использования в учебной деятельности.
В соответствии с этим определены задачи:
- развитие творческого потенциала будущего исследователя;
- развитие умений сотрудничать и работать в группе;
- развитие у школьников умений систематизировать информацию.
Мы предположили, что в результате применения интеллект-карт можно
активизировать мыслительную деятельность учащихся и развить ряд компетенций:
- ставить вопросы;
- выделить главное;
- делать сравнение;
- устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения;
- видеть смысл в информации, понимать проблему в целом, а также способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Внедрение метода интеллект-карт в процесс обучения в начальной школе, должно осуществляться поэтапно.
На первом этапе реализации данного метода в практической деятельности интеллект карта используется в качестве наглядного пособия, составленного учителем, с целью изучения или закрепления нового материала.
Теория и методика обучения и воспитания
131
При этом учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учащихся, тем самым, стараясь включить их в процесс создания.
Вторым этапом освоения метода интеллект-карт становится групповая работа по их созданию. Для этого необходимо ознакомить детей с подробным алгоритмом ее построения, который рекомендует Бьюзен.
1. Учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман (групповая работа) цветные карандаши, фломастеры.
2. Кладут лист горизонтально, в его центре располагается картинка или слово, обозначающее тему, проблему урока (центральное понятие).
3. От центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации. Рисуя интеллект-карту, применяют как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или картинки.
4. От каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек -уточнение понятий.
В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект-карт в группе можно перейти к составлению индивидуальных интеллект карт, также сначала процесс будет происходить под руководством учителя, а в дальнейшем перейдет в сформированный навык.
При работе над картами мы предусматриваем возможные ошибки детей:
- выбор второстепенной информации;
- нерациональное распределение времени;
- отсутствие связей между компонентами.
Создание интеллект-карт - это эффективный и интересный метод обучения на любом уроке. В частности, по предмету «Окружающий мир» учащиеся должны освоить объемный материал, содержащий различные исторические факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации, например, по темам «Птицы», «Растения», «Животные», «Системы организма человека» и т.д. На уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации, связанные с ними, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.
Систематическое применение интеллект-карт позволяет развивать у школьников познавательные учебные действия, такие как:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
132
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- знаково-символические моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (кодирование, замещение, декодирование);
- умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Неоднократное составление интеллект-карт по любому предмету школьной программы способствует систематизации знаний учащихся по предмету, высокому качеству усвоенного материала, приобретению учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего обучения в средней и старшей школе; повышению уровня качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета. В результате систематической работы по созданию интеллект-карт учащиеся вырабатывают свой собственный стиль их построения, что придает образовательному процессу творческий характер, способствует развитию личности ребенка, его индивидуальности и самобытности. Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / пер. с англ. Е.А. Самсонов; Худ. обл. М.В. Драко. - 2-е изд. - Мн.: ООО «Попурри», 2003. - 304 с.
3. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В., Программа «Окружающий мир» по ОС «Школа 2100» (для четырёхлетней начальной школы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.school2100.ru/ uroki/elementary/okrmir.php.
4. Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iatnlp.ru.