УДК 378+159.923+37
Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Уразова М.Б. Узбекистан, Ташкент, тел. +9(9890)976-94-18; e-mail: [email protected]
Tashkent state university of teaching named after Nizami
The chair of methods of teaching Russian
language and literature
PhD, associate professor Urazova M.B.
Uzbekistan, Tashkent,
tel. +9(9890)976-94-18;
e-mail: [email protected]
М.Б. Уразова
ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
И ЛИТЕРАТУРЕ
В статье описан опыт внедрения метода интеллект-карт в методику преподавания русского языка и литературы, способствующий развитию предметной компетенции будущих учителей русского языка и литературы, формирующий у них умения анализировать, классифицировать, систематизировать, структурировать, обобщать информацию, успешно обучать будущих учеников русскому языку и литературе. В результате использования интеллект-карты можно увидеть, насколько полно студент усвоил информацию, как структурировал и связал элементы между собой.
Ключевые слова: интеллект-карты, методика преподавания русского языка и литературы, будущий учитель, мышление
M.B. Urazova
LEARNING THE FUTURE TEACHERS TO USE INTELLECT-CARDS ON OCCUPATION OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE
In article is described experience of the introducing the method intellect-cards in methods of the teaching the Russian language and literature, abetting development to subject competency of the future teachers of the Russian language and literature, forming beside them skills to analyses, classify, systematize, структурировать, generalize information, successfully train future pupil on Russian language and literature. As a result of use intellect-cards possible to see, insofar packed student has adopted information, as структурировал and has ad elements between it.
Key words: intellect-cards, methods of the teaching the Russian language and literature, future teacher, thinking
Стратегия модернизации образования в Республике Узбекистан предъявляет новые требования, определяющие главную цель высших образовательных учреждений -формирование творческой и активной личности. Сегодня студент должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.
© Уразова М.Б., 2013
Задача преподавателя - вовлечь студентов в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В формировании выше сказанных умений помогает метод интеллект-карт (ИК).
Интеллект-карты - это графически выражают процесс мышления и поэтому являются наиболее естественным способом мышления человеческого мозга. Это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию потенциала, имеющегося в мозгу каждого. Интеллект-карты помогают нам понять разницу между способностью к хранению определенного объёма информации, которая может быть запечатлена в памяти и эффективностью хранения информации, для чего этот метод и предназначен [4; с.31].
Эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание. И чем больше информации усваивается, тем сильнее становятся память, мышление и интеллект. Карты Ума представляют собой шаг вперед на пути от одномерного линейного логического мышления сквозь латеральное (двухмерное) мышление к многомерному, неограниченному мышлению[1; с.16].
Карты Ума - это удобная техника для представления процессов мышления или структурирования информации в визуальной форме. Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Карты Ума можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования [1; с.16].
Интеллект-карты мы начали применять в своей педагогической деятельности после освоения специального программного обеспечения Mind Genius, Concept Draw MIND MAP [4; 5]. Тщательное изучение перечисленных программ позволило нам сформулировать собственное определение карт разума - это промежуточная стадия между размышлениями и переносом мыслей на бумагу. Наведение моста между мышлением и письменным изложением представляет собой решающий фактор успеха в учебной работе.
Интеллект-карта реализуется нами на занятиях по определенным правилам, разработанным Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге «Супермышление»:
1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры.
5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
7. Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово.
8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки-ассоциации [2; с.11].
Интеллект-карты успешно практикуются нами при ведении лекционных и семинарских занятий по «Методике преподавания русского языка и литературы», «Современным педагогическим технологиям в преподавании русского языка и литературы» при пояснении научных терминов: введении новых терминов и их закрепление. Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание значения сложных научных терминов, так как студенты, представляя каждый термин в виде картинки, используют сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга: слова - это функция левого полушария, а образы и фантазия - правого. Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт. Таким об-
разом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать новые термины.
При изучении и закреплении новых терминов во время лекционного занятия нами применяются следующие способы работы с картами:
• Составление мыслительных карт педагога совместно со студентами на занятии.
• Составление мыслительных карт студентами на занятии индивидуально, в группе.
• Составление мыслительных карт студентами дома индивидуально, в группе.
• Для контроля знания новых терминов эффективно составление мыслительных карт студентами индивидуально на занятии и дома [3; с.211].
Порядок и особенности создания мыслительных карт покажем на примере темы «Понятие о педагогических технологиях».
1. В центре располагаем основную тему, то есть пишем термин «технология» (можно нарисовать любую технику в виде компьютера или другой образ, ассоциирующийся с техникой).
2. Далее рисуются толстые ветви (оптимальным является 5,6, но не меньше 3), каждая своим цветом. Над каждой ветвью пишется название техники, например, «компьютер», «телефон», «машина» и т.д. Можно добавить к каждому слову картинку или рисунок, обозначающий данное слово.
3. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово «компьютер» ассоциируется у нас с серым цветом, следующая ветвь - мысли о компьютере - непрерывный процесс между элементами, входящими в данный компьютер. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше мысль, может ассоциироваться с взаимодействием компьютера с человеком и т.д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков для лучшего запоминания слов, особенно при введении нового термина.
4. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей; и так с каждой по очереди. Если во время работы с какой-либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.
5. Поскольку время урока ограничено, мы рекомендуем ограничиться ветвями 3 или 4 порядка. Однако специфической особенностью мыслительных карт является, то, что никогда нельзя сказать, что карта завершена полностью, их необходимо постоянно дополнять и расширять по мере возникновения новых идей, расширения лексического запаса студентов. Однако возможно ограничиться существующей картой, особенно при контроле термина.
6. При совместной работе над созданием карты педагога и студентов, мы рекомендуем педагогу давать студентам возможность высказывать их собственное мнение, самостоятельно вспоминать слова, давать ассоциации, придумывать картинки, только слегка, направляя их, выступая лишь в роли «художника». При введении нового термина необходимо также соблюдать это правило, давая возможность студентам высказываться, развивать их самостоятельное суждение о данном термине. Опыт использования интеллект-карт позволяет нам сделать вывод о том, что если педагог сам рисует мыслительную карту на доске или показывает уже готовую, а студенты только перерисовывают её к себе на листы, составление карты является бессмысленным! Тем не менее, мы рекомендуем педагогу составить свою мыслительную карту заранее, чтобы не упустить термины, входящие в программу, и знать, в каком направлении работать. Однако мыслительная карта, созданная вместе со студентами, может отличаться от нарисованной педагогом самостоятельно, поскольку у каждого человека могут возникать свои ассоциации, связанные с тем или иным словом.
Составляя интеллект-карты, т.е. рисуя мысли, студенты демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность
становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у студентов в процессе деятельности.
При составлении мыслительных карт на занятии совместно со студентами педагог может рисовать карты на доске цветным мелом, а студенты - на листах формата A4 или на ватмане.
Оценивание мыслительных карт происходит с учётом соблюдения правил составления мыслительных карт, предложенных Тони Бьюзеном:
- правильность написания научных терминов и выражений;
- соответствие используемых слов, рисунков заданной теме, проблеме;
- наличие оригинальных идей, оформительских решений;
- проявление творческой деятельности студентов, их индивидуальности [3; с.211].
Эффективны интеллект-карты и при изучении жизни и деятельности писателей,
которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д. На занятиях по методике преподавания русского языка и литературы мы обучаем будущих учителей применять метод интеллект-карт при изучении творчества писателей. Приведем пример использования данного метода при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму». На лабораторных занятиях по методике преподавания литературы вместе со студентами составляем интеллект-карту «Герасим», выделяем ключевые ветви: отношение к людям, отношение к работе, каморка. Рассматриваем жилье героя. Выразительно читаем описание каморки, называем предметы, окружающие Герасима (они являются следующим ответвлением ветви «каморка»). Затем, работая в парах, студенты продолжают дополнять карту, описывая предметы жилья более подробно. После составления ветви «каморка» студентам не составляет труда сделать соответствующие выводы о Герасиме и составить устное описание каморки героя. Дома студенты завершают работу с интеллект-картой. Так студенты незаметно для себя обучаются анализировать, классифицировать, систематизировать, структурировать, обобщать информацию.
Таким образом, внедрение метода интеллект-карт в методику преподавания русского языка и литературы способствует развитию предметной компетенции будущих учителей, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно студент усвоил информацию, как структурировал и связал элементы между собой.
Библиографический список
1. Архангельский Г. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005.
2. Бьюзен Т. и Б., Супермышление. Минск: Попурри, 2003. - 211с.
3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2007. -341с.
4. Общие ресурсы по программе Explain: сайт Олега Набатова. — 2009 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.10.2011. — URL: http://www.mindmap.ru/download/setupxpl.exe (дата обращения: 05.10.2008).
5. Общие ресурсы по программе ConceptDraw MindMap: сайт Малыгина Андрея.-2007 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.03.2009. — URL http://www.mindmap.ru/soft/concept.htm(дата обращения: : 05.03.2009
References
1. Archangelsk Period-драйв: What have time to to live and work. M.: Mannas, Ivanov and Ferber, 2005.
2. Biyuzen T. and B., Supermyshlenie. Minsk: Pot-pourri, 2003. - 211с.
3. Luriya A.R. The Lectures on the general psychology. SPB.: Peter, 2007. -341с.
4.Facility on program Explain: site Olega Nabatova. - 2009 [Electronic resource]. The Date of the renovation: 05.10.2011. - URL: http://www.mindmap.ru/download/setupxpl.exe (the date of the address: 05.10.2008).
5.Facility on program ConceptDraw MindMap: site Malygina Andreya.-2007 [Electronic resource]. Date of the renovation: 05.03.2009. - URL http://www.mindmap.ru/soft/concept.htm(date of the address: : 05.03.2009
УДК 808.2(1-87):371.32
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Ревякина Т.Л. Россия, г. Воронеж, тел. +7(473) 271-50-48;
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры русского языка Щур В.В.
Россия, г. Воронеж, тел. 8-910-586-27-91;
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Преподаватель кафедры русского языка Федотова Н.В.
Россия, г. Воронеж, тел. 8-910-770-27-48;
Voronezh state university of architecture and civil engineering
The chair of Russian language and cross-cultural communication, PhD, associate professor Revyakina T. L. Russia, Voronezh, tel. +7(473) 271-50-48;
Military training scientific center of air forses «Academy of air forses named after professor N.E. Zhukovskiy and J.A. Gagarin»
The chair of Russian language and cross-cultural communication, PhD, senior lecturer Shchur V. V. Russia, Voronezh, tel. 8-910-586-27-91;
Military training scientific center of air forses «Academy of air forses named after professor N.E. Zhukovskiy and J.A. Gagarin»
The chair of Russian language and cross-cultural communication, Lecturer Fedotova N.V. Russia, Voronezh, tel. 8-910-770-27-48;
Т.Л. Ревякина, В.В. Щур, Н.В. Федотова ЧТЕНИЕ КАК АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ
В статье рассматриваются основные особенности обучения чтению как виду речевой деятельности на занятиях по РКИ. Указывается, что чтение - важное средство усвоения иностранного языка, а также источник знаний о стране изучаемого языка. Дается понятие о видах чтения. Предлагаются рекомендации по выработке навыков и умений, необходимых для достижения максимально полного восприятия и понимания написанного текста в зависимости от уровня владения языком.
54