ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
М. Б. Уразова Б. Х. Ходжаев
В статье описан опыт внедрения метода интеллект-карт, способствующий развитию предметной компетенции будущих учителей, формирующий у них умения анализировать, классифицировать, систематизировать, структурировать, обобщать информацию, успешно обучать будущих учителей.
The article is presenting the experience of intellect-cards method introducing, contributing to the development of subject competency of the future teachers, forming their skills to analyses, classify, systematize, structure, and generalize information.
Ключевые слова: интеллект-карты, будущий учитель, мышление.
Key word: intellect-cards, future teacher, thinking.
Интеллект-карта (далее - ИК) - это графическое выражение процесса мышления и поэтому являются наиболее естественным способом мышления человеческого мозга. Это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию потенциала, имеющегося в мозге каждого. ИК помогают нам понять разницу между способностью к хранению объёма информации, которая может быть запечатлена в памяти, и эффективностью хранения информации, для чего этот метод и предназначен [4; с. 31]. Эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание. И чем больше информации усваивается, тем сильнее становятся память, мышление и интеллект. Карты Ума представляют собой шаг вперед на пути от одномерного линейного логического мышления, сквозь латеральное (двухмерное) мышление к многомерному, неограниченному мышлению [1, с. 16].
Карты Ума - это удобная техника для представления процессов мышления или структурирования информации в визуальной форме. Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Карты Ума можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования [1, с. 16]. ИК реализуется нами на занятиях по определенным правилам, разработанным Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге «Супермышление»: (1) основная идея, проблема или слово располагается в центре; (2) для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки; (3) каждая главная ветвь имеет свой цвет; (4) для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры; (5) главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями; (6) ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева); (7) над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово; (8) для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки-ассоциации [2, с. 11]. ИК успешно практикуются нами при ведении лекционных и семинарских занятий по «Педагогике» и «Совре-
389
менным педагогическим технологиям» при пояснении научных терминов (их введение и закрепление). Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание значения сложных научных терминов, так как студенты, представляя каждый термин в виде картинки, используют сложный набор навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга: слова - это функция левого полушария, а образы и фантазия - правого. Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт. Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать новые термины. При изучении и закреплении новых терминов во время лекционного занятия нами применяются следующие способы работы с картами: (а) составление мыслительных карт педагога совместно со студентами на занятии; (б) составление мыслительных карт студентами на занятии индивидуально, в группе; (в) составление мыслительных карт студентами дома; (г) для контроля знания новых терминов [3, с. 211].
Оценивание мыслительных карт происходит с учётом соблюдения правил, предложенных Тони Бьюзеном: (а) правильности написания научных терминов и выражений; (б) соответствия используемых слов, рисунков заданной теме, проблеме; (в) наличия оригинальных идей, оформительских решений; (г) проявления творческой деятельности студентов, их индивидуальности [3, с. 211]. Таким образом, внедрение метода Ик в обучении будущих учителей способствует развитию их предметной компетенции, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. ИК позволяет увидеть, насколько полно студент усвоил информацию, как структурировал и связал элементы между собой.
Список литературы
1. Архангельский Г. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. - М.: Манн, Иванов и Фер-
бер, 2005.
2. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. Минск: Попурри, 2003. - 211 с.
3. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 341 с.
4. URL: http://www.cfin.ru/
5. URL: http://ru.wikipedia.org/
6. URL: http://barmin-aleksandr.ru/
7. URL: www.ifc.com
390