ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА КАК ПРИЁМ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Халиков А.А.
Халиков Аъзамжон Абдусаломович — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра методики начального обучения, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье показан метод интеллект-карт. Он поможет студенту в концентрации внимания и запоминании информации.
Ключевые слова: студент, преподаватель, вуз, обучение, методика.
Вузовское обучение требует от студентов хранения в памяти огромного объема информации. Это продиктовано разнообразием учебных дисциплин и ежегодным накоплением знаний. Сохранить все эти данные в голове студента поможет интеллект-карта. Интеллектуальная карта, известная как диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта - это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.
Интеллектуальные карты на сегодняшний день - это один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации.
Автор этой методики - английский писатель и популяризатор науки Тони Бьюзен [1, с. 37], обратил внимание, что традиционные методы запоминания и конспектирования малоэффективны. Они требуют много времени, усилий, к тому же не приносят желаемых результатов. Это побудило его серьёзно заняться изучением мышления и процессов запоминания информации. Он систематизировал имеющиеся в науке знания о законах мышления.
Наиболее эффективное и плодотворное мышление имеет нелинейный характер. Оно начинается с возникновения центрального образа, идеи и распространяется в разные стороны за счёт активизации нейронов головного мозга. Процесс возбуждения распространяется от одной нервной клетки к другой, захватывая всё новые отделы головного мозга, и активизируя различную информацию, хранящуюся в памяти. Такое мышление учёный назвал радиантным мышлением («радианта» - точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока). В основе этого мышления лежат ассоциации - это связи, возникающие в коре головного мозга.
Радиантное мышление позволяет студенту подключить к решению проблемы информацию из совершенно разных областей и избежать столь распространенного явления, когда мысль мечется в рамках одного ассоциативного пространства, и он не в состоянии посмотреть на проблему по-новому, увидеть нестандартное решение. Т. Бьюзен разработал очень интересный и во многих отношениях полезный способ активизации радиантного мышления - составление интеллект-карт.
Интеллектуальная карта строится вокруг центрального объекта. Каждое слово и графическое изображение становятся по определению центром очередной ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему.
Интеллект-карта строится на плоскости и представляет собой трехмерную реальность - в пространстве, времени и цвете. Значит, интеллект-карта - это графическое выражение процесса радиантного мышления и является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. Поэтому метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности или решать разнообразные интеллектуальные задачи. Учёный подчеркивал, что при рисовании интеллект-карт существенно включается в работу правое полушарие мозга, отвечающее за эстетику и целостный подход.
На основе рисунка легко сделать вывод, что за ведение классических записей отвечает левое полушарие, а правое при этом отдыхает. А поскольку интеллект-карты интегрируют изображения, цвета и символы, можно говорить о них как о методе «целостного» мышления.
Великие мыслители древности использовали рисунки, коды и соединительные линии. Центральную идею этой теории лучше всего представить следующими словами: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей.
Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью.
В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть».
Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:
а) объект изучения кристаллизован в центральном образе;
б) основные темы, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;
в) ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются ключевыми словами или образами;
г) ветви формируют связанную узловую систему.
Список литературы
1. Бьюзен Т. Супермышление. 2-е изд. Минск: Попурри, 2003. 304 с.
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Абдуллаева Б.С.
Абдуллаева Барно Сайфутдиновна — доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и инновациям, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье речь идёт о цифровизации образования. Показана значимость её для развития вуза.
Ключевые слова: педагог, вуз, цифровизация образования, инновации, педагогическая наука, технология, условие, процесс, компонент.
24 января 2020 года Президент Узбекистана выступил с Посланием Олий Мажлису, где обозначил конкретные шаги по повышению уровня образования [1]. Спустя некоторое время была принята Государственная программа «Года развития науки, просвещения и цифровой экономики». В данном нормативно-правовом документе сказано: «принять меры в 2020 году по активизации фундаментальных и прикладных исследований в таких направлениях, как математика, химия, биология и геология, а также созданию всех необходимых условий для учёных» [2]. Реализация на практике данного Указа главы государства тесно связана с цифровыми технологиями, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в условиях современного общества. Эти технологии оказывают существенное влияние на трансформацию содержания и методов образования. Они обеспечивают продвижение современных инноваций и технологий, тем самым влияя на процесс информатизации образования.
Одним из важных компонентов, демонстрирующих эффективное внедрение информационных технологий в образовательный процесс, является чёткое понимание целей и задач, решаемых образовательной организацией на основе применения цифровых технологий. В этом случае под конкретные цели необходимо отобрать соответствующие цифровые технологии и методы их использования, которые будут наилучшим образом влиять на достижение поставленных целей.
Одним из ключевых направлений вовлечения преподавателей вузов в трансформацию системы образования является предложение таких инициатив, которые не только позволят обучить будущих педагогов использованию информационных и телекоммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности, но и освоить новые цифровые технологии, способные поднять образовательный процесс на более высокий уровень. Здесь важна цифровая культура, которая способна оказать влияние на преобразование образовательного процесса.
39