Научная статья на тему 'Эвристический метод обучения в техническом вузе'

Эвристический метод обучения в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эвристический метод обучения в техническом вузе»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

С.С. АМИРОВА, доктор педагогических наук, профессор РМ ОДИНАБЕКОВА кандидат педагогических наук, ст.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Р.Н. ГАЛИАХМЕТОВА, кандидат педагогических наук, доцент Е.В. ТУМАЕВА, ст. преподаватель нижнекамский химикотехнологический ИНСТИТУТ

В современном представлении эвристика представляет собой науку о продуктивном мышлении, или, другими словами, науку о закономерностях организации процессов творческого, продуктивного мышления. В данном разделе будет приведен конкретный пример организации творческой деятельности в процессе усвоения студентами технического вуза курса «Общая электротехника».

Опыт организации творческой деятельности по данному курсу составляет 7 - 10 лет и имеет положительные результаты, которые выразились как на успеваемости, так и на интеллектуальном развитии студентов. Организация продуктивного мышления в нашем опыте базируется на известных теориях продуктивного мышления (А.М. Леонтьев, П.Ю. Галькерон, В.В. Давыдов, М.М. Махмутов, А.В. Хуторской, Т. Бьюзен, Б. Бьюзен). Опыт организации заключается в следующем.

I. Анализ содержания курса, выделение основных разделов в соответствии со стандартом образования (было выделено девять основных разделов).

II. Анализ содержания каждого раздела и разработка интеллект -карт с учетом принципов радиантного мышления и в принятой ныне системе ведения конспектов четырех недостатков.

В ходе непрекращающихся биохимических реакций и благодаря вездесущим нейронам, формирующим неимоверно сложную трехмерную «паутину», рождаются и получают развитие мыслительные системы, «карты» нашего разума. В концепции радиантного мышления находит отражение естественная структура нашего мозга и процессы, происходящие в нем. Интеллект-карта является графическим выражением процесса

радиантного мышления и открывает необозримые возможности для эффективного применения своего интеллекта.

Согласно исследованиям П. К. Анохина мышление представляет собой мощный ассоциативный механизм, а мозг сверхмощный

биокомпьютер, в котором мысли подобно лучам, расходятся от практически бесконечного числа информационных узлов. То есть мозг функционирует в соответствии с принципами радиантного (интегрированного) мышления. Интеллект-карта является прямым приложением и формой графического выражения радиантного мышления.

Интеллект-карта всегда строится вокруг центрального объекта. Каждое слово и графическое изображение становится по определению центром очередной ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему. Хотя интеллект-карта строится на плоскости, например листе бумаги, она представляет собой трехмерную реальность - в пространстве, времени и цвете. Она не имеет тех недостатков, которые присущи традиционному конспектированию.

1. Теряются ключевые слова.

Важные идеи получают выражения посредством ключевых слов -обычно существительных или глаголов, которые предоставляют нашему мышлению необходимые ассоциации, когда мы что-то читаем или слушаем. В традиционных конспектах ключевые слова нередко встречаются на разных страницах и теряются в массе менее важных слов. В итоге затрудняется формирование необходимых ассоциаций, связывающих ключевые понятия, концепты.

2. Информацию трудно запомнить

Традиционные одноцветные конспекты в буквальном смысле не радуют глаз, наводят скуку. Содержащаяся в них информация в итоге оказывается нередко обреченной на забвение. Кроме того, традиционные конспекты часто построены в виде бесконечных однообразных перечней пунктов. Именно это однообразие приводит к тому, что мозг теряет остроту восприятия, подобным образом страдает и память.

3. Теряется много времени

Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:

• записывается много ненужной информации;

• теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;

• теряется время на повторное прочтение ненужной информации;

• теряется время на поиск ключевых слов.

4. Не обеспечивается стимулирование творческих сил мозга.

По своей природе линейное представление информации не обеспечивает должной свободы формирования ассоциаций мешая творческому подходу к обработке информации и эффективному запоминанию. Кроме того, особенно имея дело с конспектами,

построенными в виде перечней пунктов, мозг оказывается в плену ощущения, что в какой-то момент вся информация оказывается исчерпанной, а дело, таким образом, законченным. Это ложное ощущение завершенности действует как ментальный наркотик, замедляющий и сковывающий мыслительный процесс (Т. Бьюзен, Б. Бьюзен).

III. Ознакомление студентов с системой организации творческой деятельности с применением метода интеллект-карт и его преимуществом перед линейным конспектированием:

• экономия времени от записывания только относящихся к делу слов: от 50 до 95%;

• экономия времени от чтения только относящихся к делу слов: более 90%;

• экономия времени в ходе работы с конспектами, организованными в виде интеллект - карт: более 90%;

• экономия времени на поиск ключевых слов среди большого объема прочего текста: более 90%;

• высокая концентрация внимания на существенных вопросах.

• ключевые слова более заметны и воспринимаются с большей легкостью;

• ключевые слова сведены в единое поле зрения, способствуя высокой творческой отдаче и высокой степени усвоения материала;

• ключевые слова связаны между собой ясными и уместными ассоциациями;

• мозгу легче воспринимать и запечатлевать в памяти разноцветную многомерную интеллект-карту, нежели монотонный, притупляющий внимание линейный конспект;

• в процессе составления интеллект - карты человек постоянно пребывает на грани открытия чего-то нового. Это способствует непрерывному и потенциально бесконечному процессу мышления;

• метод интеллект-карт отвечает естественному стремлению мозга к законченному и целостному восприятию, в целом, к познанию нового;

• в результате постоянного использования всех кортикальных способностей своего мозга человек становится интеллектуально более активным и восприимчивым к новой информации, а равно уверенным в своих силах (Т. Бьюзен, Б. Бьюзен).

IV. На первой лекции (раздел «Цепи постоянного тока») педагог излагает содержание первого раздела, а основная функция студента прослушивание и мысленные составления собственной интеллект - карты по данному разделу. В конце лекции студенту выдается образец интеллектуальной карты (рис. 1), которую он

должен запомнить, самостоятельно используя учебное пособие («Общая электротехника», Казань, 2003 г.)

71а/шмеюры

Рис. 1

V. На второй лекции (раздел «Явления резонанса») педагог излагает содержание раздела, студенты «прокручивают» поданную педагогом информацию и конспект под диктовку не пишут. После лекции педагог выдает задание: разработать по данному разделу собственную интеллект-карту. На рис. 2 приводится образец интеллект-карты выполненный студентом Романовым И. (гр. 1403, НХТИ). Предложенная выше система организации применяется при усвоении последующих тем курса «Общая электротехника» (т.е. по третьему разделу « Трехфазные цепи» педагогом выдается готовая структура интеллект - карты, которую студент заполняет, а при усвоении четвертого раздела «Трансформаторы» студенты приобщаются к разработке собственной интеллектуальной карты и т. д.). В итоге студент в процессе усвоения курса 5 карт заполняет готовых, а 4 карты разрабатывает самостоятельно.

VI. Промежуточный контроль усвоения по интеллект - картам осуществляется на лабораторных и практических занятиях, а итоговый контроль на экзамене.

До итогового контроля преподаватель проверяет, анализирует и выставляет оценку за каждую интеллект-карту. Средняя суммарная оценка по интеллект - картам составляет ориентир экзаменационной оценки. Но эта оценка «защищается» студентом на экзамене.

Из девяти интеллект - карт преподаватель выдает на экзамене студенту две карты (одна по первому разделу курса

«Электрические цепи» другая по второму разделу «Электрические машины»). В зависимости от владения методом интеллект-карт студент получает либо ориентировочную оценку, либо завышенную, либо заниженную, т.е. на экзамене студент имеет возможность повысить или понизить итоговый балл по курсу.

VII. Что дает использование интеллект-карт?

• Устраняется закомплексованность студента.

• Открывает студенту невообразимые возможности для эффективного применения собственного интеллекта.

• Собственное активное осмысления изучаемого материала.

• Обеспечивает целостное восприятие изучаемого учебного объекта, что составляет условие успеваемости усвоения.

• Развивает способность к мышлению, восприятию мира, память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.