Великие мыслители древности использовали рисунки, коды и соединительные линии. Центральную идею этой теории лучше всего представить следующими словами: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей.
Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью.
В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть».
Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:
а) объект изучения кристаллизован в центральном образе;
б) основные темы, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;
в) ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются ключевыми словами или образами;
г) ветви формируют связанную узловую систему.
Список литературы
1. Бьюзен Т. Супермышление. 2-е изд. Минск: Попурри, 2003. 304 с.
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Абдуллаева Б.С.
Абдуллаева Барно Сайфутдиновна — доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и инновациям, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье речь идёт о цифровизации образования. Показана значимость её для развития вуза.
Ключевые слова: педагог, вуз, цифровизация образования, инновации, педагогическая наука, технология, условие, процесс, компонент.
24 января 2020 года Президент Узбекистана выступил с Посланием Олий Мажлису, где обозначил конкретные шаги по повышению уровня образования [1]. Спустя некоторое время была принята Государственная программа «Года развития науки, просвещения и цифровой экономики». В данном нормативно-правовом документе сказано: «принять меры в 2020 году по активизации фундаментальных и прикладных исследований в таких направлениях, как математика, химия, биология и геология, а также созданию всех необходимых условий для учёных» [2]. Реализация на практике данного Указа главы государства тесно связана с цифровыми технологиями, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в условиях современного общества. Эти технологии оказывают существенное влияние на трансформацию содержания и методов образования. Они обеспечивают продвижение современных инноваций и технологий, тем самым влияя на процесс информатизации образования.
Одним из важных компонентов, демонстрирующих эффективное внедрение информационных технологий в образовательный процесс, является чёткое понимание целей и задач, решаемых образовательной организацией на основе применения цифровых технологий. В этом случае под конкретные цели необходимо отобрать соответствующие цифровые технологии и методы их использования, которые будут наилучшим образом влиять на достижение поставленных целей.
Одним из ключевых направлений вовлечения преподавателей вузов в трансформацию системы образования является предложение таких инициатив, которые не только позволят обучить будущих педагогов использованию информационных и телекоммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности, но и освоить новые цифровые технологии, способные поднять образовательный процесс на более высокий уровень. Здесь важна цифровая культура, которая способна оказать влияние на преобразование образовательного процесса.
39
Для её развития в образовательной организации необходимо сформировать: прозрачность общения и сотрудничества, эффективное использование информационных и телекоммуникационных технологий на основе применения современных цифровых инструментов.
Современные темпы изменений, связанные с внедрением цифровых технологий в систему вузовского образования, наглядно демонстрируют скорость, с которой эти технологии проникают во все сферы деятельности человека. Стремление к непрерывному развитию всех участников образовательного процесса в области использования и применения цифровых технологий требует обеспечения свободного доступа к ресурсам и платформам, позволяющим совершенствовать свои навыки и умения в области эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий. Конкурентоспособному высшему учебному заведению в современном цифровом обществе необходимо осуществлять работу по развитию информационной культуры всех участников образовательного процесса, обеспечению обмена опытом и знаниями в сфере использования цифровых технологий, обеспечению непрерывного обучения педагогических кадров.
Для достижения этой цели в нашем университете предоставлен всем преподавателям доступ к платформам, технологиям и учебным программам. Они позволят постоянно повышать свой уровень в соответствии с основными тенденциями и технологическими изменениями, происходящими в обществе. Поскольку современные преподаватели ориентируется не столько на проведение занятий, сколько на возможность профессионального роста. На следующем этапе с целью расширения возможностей педагогических кадров в образовательной организации необходимо усилить проектную и интерактивную самостоятельную работу, повышать вовлеченность преподавателей во все сферы деятельности вуза. Обеспечить непосредственно на рабочем месте постоянное знакомство участников образовательного процесса с новыми технологиями и платформами.
Всё это позволит участникам образовательного процесса быть в курсе новых технологических тенденций и разработок, которые происходят в сфере применения цифровых технологий в высшем образовании.
Успех трансформации образования в условиях развития цифровых технологий во многом зависит от готовности участников образовательного процесса к формированию цифровой культуры, обеспечению непрерывного обучения в области использования цифровых технологий, поощрения сотрудничества участников образовательного процесса.
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020/ (дата обращения: 25.05.2020).
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uza.uz/ru/documents/o-gosudarstvennoy-programme-po-realizatsii-strategii-deystvi-03-03-2020/ (дата обращения: 01.06.2020).