Научная статья на тему 'Интегрированное занятие как способ активации познавательной деятельности слушателей программ дополнительного профессионального образования'

Интегрированное занятие как способ активации познавательной деятельности слушателей программ дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ADULT LEARNING / ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / TRADITIONAL LEARNING / ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE LEARNING / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ТРЕНИНГ / TRAINING / МЕТОДИКА / TECHNIQUE / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / SKILLS / АКТИВИЗАЦИЯ / ACTIVATION / СЛУШАТЕЛЬ / LISTENER / ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каришина Ирина Евгеньевна, Суховеева Оксана Ивановна

Интегрированное занятие рассматривается как способ активации познавательной деятельности слушателей программ дополнительного профессионального образования сотрудников налоговых органов. Актуальность проблемы использования активных форм обучения, а именно интегрированных занятий в процессе повышения квалификации сотрудников налоговых органов и их эффективность на сегодняшний день очевидна. Современная ситуация развития государства требует в первую очередь высококвалифицированного кадрового состава, при обучении которого должны использоваться наиболее современные и эффективные формы обучения. Интегрированное занятие, как форма обучения, позволяет активно включить в процесс обучения именно слушателя, с его опытом, помогает рассмотреть проблематику с разных сторон и направлений профессиональной деятельности. Интеграция правовых и психологических знаний при решении кадрового вопроса отбор персонала позволяет глубже рассмотреть проблематику, дать уникальные знания, развить практические умения и сформировать новые профессиональные навыки. Методика проведения данного вида занятий на примере интегрированного занятия тренинга «Методы отбора и подбора персонала на государственной гражданской службе») разрабатываться с учетом основополагающих принципов интерактивного обучения, основная форма обучения психотехническая и ролевая игра с последующим анализом полученного опыта. Исследование эффективности занятия и удовлетворенности слушателей программы повышения квалификации демонстрирует положительную сторону данного вида обучения легкость усвоения материала, высокий уровень заинтересованности, получение реального опыта и активное желание применять полученные знания в профессиональной деятельности. Данная форма обучения может быть успешно применена при обучении государственных гражданских служащих в институтах повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каришина Ирина Евгеньевна, Суховеева Оксана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED LESSON AS A WAY OF ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITIES OF STUDENTS OF PROGRAMS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The integrated lesson as a way of activation of cognitive activities of students of programs of additional professional education of tax officials. The importance of using active forms of learning, namely, integrated lessons in the process of raising qualification of employees of tax authorities and their effectiveness to date is evident. Modern situation of development of the state requires, first, highly qualified personnel, in teaching which must be the most modern and effective forms of training. Integrated lesson as a form of training allows you to actively engage in the learning process is the listener, with his experience, helps to consider problems from different sides and directions of professional activities. Integration of legal and psychological knowledge in personnel matters selection of personnel allows us to consider problems, to give unique knowledge, develop practical skills and to form new professional skills. Methodology for conducting this type of training on sample-integrated lessons training "Methods of selection and recruitment in the civil service") developed based on fundamental principles of interactive learning, the main form of psycho-education and role-play with subsequent analysis of the obtained experience. Study of the effectiveness of lessons and satisfaction of the participants of the qualification demonstrates the positive side of this type of learning ease of learning, high level of interest, getting real experience and an active desire to apply the received knowledge in professional activity. This form of learning can be successfully applied in the training of civil servants in the institutions of excellence.

Текст научной работы на тему «Интегрированное занятие как способ активации познавательной деятельности слушателей программ дополнительного профессионального образования»

Каришина Ирина Евгеньевна, Суховеева Оксана Ивановна ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СПОСОБ АКТИВАЦИИ ...

УДК 159.9

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СПОСОБ АКТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2016

Каришина Ирина Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-правовых дисциплин Суховеева Оксана Ивановна, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии профессиональной деятельности Приволжский Институт повышения квалификации ФНС России (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Грузинская, д48, e-mail: ksenyasuh@mail.ru)

Аннотация. Интегрированное занятие рассматривается как способ активации познавательной деятельности слушателей программ дополнительного профессионального образования - сотрудников налоговых органов. Актуальность проблемы использования активных форм обучения, а именно интегрированных занятий в процессе повышения квалификации сотрудников налоговых органов и их эффективность на сегодняшний день очевидна. Современная ситуация развития государства требует в первую очередь высококвалифицированного кадрового состава, при обучении которого должны использоваться наиболее современные и эффективные формы обучения. Интегрированное занятие, как форма обучения, позволяет активно включить в процесс обучения именно слушателя, с его опытом, помогает рассмотреть проблематику с разных сторон и направлений профессиональной деятельности. Интеграция правовых и психологических знаний при решении кадрового вопроса - отбор персонала позволяет глубже рассмотреть проблематику, дать уникальные знания, развить практические умения и сформировать новые профессиональные навыки. Методика проведения данного вида занятий на примере интегрированного занятия -тренинга «Методы отбора и подбора персонала на государственной гражданской службе») разрабатываться с учетом основополагающих принципов интерактивного обучения, основная форма обучения психотехническая и ролевая игра с последующим анализом полученного опыта. Исследование эффективности занятия и удовлетворенности слушателей программы повышения квалификации демонстрирует положительную сторону данного вида обучения -легкость усвоения материала, высокий уровень заинтересованности, получение реального опыта и активное желание применять полученные знания в профессиональной деятельности. Данная форма обучения может быть успешно применена при обучении государственных гражданских служащих в институтах повышения квалификации.

Ключевые слова: обучение взрослых, традиционная форма обучения, интерактивная форма обучения, интеграция, тренинг, методика, компетенция, знания, умения, навыки, активизация, повышение квалификации, слушатель

INTEGRATED LESSON AS A WAY OF ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITIES OF STUDENTS OF PROGRAMS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

© 2016

Carichina Irina Evgenyevna, candidate of economic Sciences, associate Professor of socio-legal disciplines Suhoveeva Oksana Ivanovna, candidate of psychological Sciences head of chair of psychology of professional activity Privolzhskiy Institute of advanced training of the FTS of Russia (603950, Nizhni Novgorod, street Georgian, д48, e-mail: ksenyasuh@mail.ru)

Abstract. The integrated lesson as a way of activation of cognitive activities of students of programs of additional professional education of tax officials. The importance of using active forms of learning, namely, integrated lessons in the process of raising qualification of employees of tax authorities and their effectiveness to date is evident. Modern situation of development of the state requires, first, highly qualified personnel, in teaching which must be the most modern and effective forms of training. Integrated lesson as a form of training allows you to actively engage in the learning process is the listener, with his experience, helps to consider problems from different sides and directions of professional activities. Integration of legal and psychological knowledge in personnel matters - selection of personnel allows us to consider problems, to give unique knowledge, develop practical skills and to form new professional skills. Methodology for conducting this type of training on sample-integrated lessons - training "Methods of selection and recruitment in the civil service") developed based on fundamental principles of interactive learning, the main form of psycho-education and role-play with subsequent analysis of the obtained experience. Study of the effectiveness of lessons and satisfaction of the participants of the qualification demonstrates the positive side of this type of learning - ease of learning, high level of interest, getting real experience and an active desire to apply the received knowledge in professional activity. This form of learning can be successfully applied in the training of civil servants in the institutions of excellence.

Keywords: adult learning, traditional learning, interactive learning, integration, training, technique, skills, knowledge, abilities, skills, activation, training, listener

Налоговые органы играют важнейшую роль в функционировании государства, обеспечивая в рамках своих полномочий действенный контроль за соблюдением налогового законодательства, наполняемостью бюджета, эффективное налоговое администрирование. В этой связи проблемы правового и социально-психологического обеспечения деятельности ФНС России и ее территориальных органов имеют большое значение. Современные требования к профессиональной компетентности сотрудника достаточно высоки и включают в себя наличие развитых профессионально-личностных компетенций, навыков и умений. Для достижения задачи развития кадрового потенциала Федеральной налоговой службы России созданы Институты повышения квалификации, где не реже 1 раза в 3 года сотрудники проходят обучение. Обучение взрослых в настоящее время является

менее разработанной областью, нежели обучение студентов и школьников. В большей степени как форма обучения используется традиционная форма обучения - лекционное или лекционно-практическое занятие.

Традиционный подход к учебному процессу имеет ограниченную эффективность, так как в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации, что является пассивным методом обучения. Информация транслируется преподавателем, а слушатель только принимает информацию, сам не всегда участвует в процессе взаимодействия и обратной связи, а преподаватель не имеет возможности проконтролировать усвоение материала. Опорным аспектом обучения является опыт самого преподавателя, а опыт сотрудника, как профессионала практически не используется, что значительно уменьшает развивающий

Каришина Ирина Евгеньевна, Суховеева Оксана Ивановна психологические

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СПОСОБ АКТИВАЦИИ ... науки

компонент занятия, а также не дает возможности преподавателю получать ценный практический опыт от специалистов на местах. Слушатель находится в ситуации, когда он только читает, слышит, иногда говорит, но при этом занимает лишь пассивную позицию воспринимающего. Причем зачастую активизация происходит односторонне и изменяется лишь тогда, когда слушатель задает вопрос или преподаватель спрашивает его о чем-либо. В этом случае мы можем говорить о двусторонней коммуникации, но она ситуативна, непостоянна, а порой может иметь негативный характер, а также слабо контролироваться. Таким образом, данная форма работы в меньшей степени способствуют активизации слушателя и его включенность в процесс обучения.

Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% - услышанного; 30% - увиденного; 50% - увиденного и услышанного; 80% - того, что говорит сам; 90% - того, до чего дошел в деятельности.

Исходя из того, что при повышении квалификации существует высокая необходимость не только получения знаний, но и развития конкретных коммуникативных компетенций мы считаем, что необходимо включение активных форм обучения в учебный процесс.

Интерактивные методы обучения в настоящее время рассматриваются как передовые технологии, которые способствуют активному включению слушателя в процесс обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - «взаимный», «act» - действовать. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.

Целью исследовательской работы явилось изучение проблемы использования активных форм обучения, а именно интегрированных занятий в процессе повышения квалификации сотрудников налоговых органов и их эффективности, а также анализ ее эффективности (на примере интегрированного занятия - тренинга «Методы отбора и подбора персонала на государственной гражданской службе»).

При подготовке тренинга «Методы отбора и подбора персонала на государственной гражданской службе» возникла проблема - для проведения конкурса необходимо иметь знания, умения и навыки в двух разных областях преподавания - психологическое и правовое обеспечение деятельности.

Основным методом замещения должностей государственной гражданской службы является конкурс. Это один из наиболее объективных методов отбора кандидата на должность. Конкурсная процедура позволяет выбрать из числа претендентов на замещение вакантной должности наиболее достойных и наиболее способных к реализации задач, поставленных перед конкретным государственным органом.

Процедура конкурса проводится для оценки профессионального уровня претендентов и их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности государственной гражданской службы. Основное преимущество конкурса - возможность участия в нем неограниченного круга лиц, открытость, гласность, равный доступ граждан к государственной службе. Это один из основных принципов государственной гражданской службы. Он означает равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и при-422

надлежности к общественным объединениям. Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации. Положением определяются порядок и условия проведения конкурса. Приказом Федеральной налоговой службы от 15.04.2009г. № ММ-7-4/241@ утверждена Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, состава, сроков и порядка работы конкурсных комиссий Федеральной налоговой службы.

Таким образом, для решения данной задачи был разработан интегрированный тренинг, который проводят два преподавателя - психолог и юрист в области правового обеспечения государственной гражданской службы.

Впервые об интеграции в обучении мы можем прочитать в трудах педагога Я.А.Каменского, который утверждал: «Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком». Он утверждал, что все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным. Интегрированное обучение дает возможность обеспечить всестороннее развитие профессиональных навыков, активизации когнитивных процессов, побуждает к обобщению знаний, развитие компетенций, которые могут использоваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.

Интеграция становится важным и перспективным методологическим направлением в образовании, а также может успешно применятся и в обучении взрослой аудитории. Интеграция - это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области

В толковом словаре современного русского языка Д.Н.Ушакова дано определение понятия интеграция -это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов. Интегрированное обучение в узком смысле слова подразумевает под собой проведение бинарных лекций с широким употреблением меж предметных связей.

В основе интегрированного тренинга лежит методика проведения психотехнических игр (в том числе ролевые игры, моделирующие конкретные ситуации профессиональной деятельности). Психотехнические игры - это распространенный метод развития необходимых профессиональных навыков налогового инспектора, применяемый для формирования профессионально-личностных качеств с помощью игрового поведения. Данная методика включает в себя ролевое взаимодействие - слушатели выполняют определенные роли (в нашем случае - председатель комиссии, рядовой член комиссии, начальник отдела, секретарь, кандидат на замещение вакантной должности). Это предусматривает изменение ролевого поведения при выполнении определенных ролей, взаимные действия. Таким образом, моделируются ситуации, близкие к тем, с которыми слушатели сталкиваются в процессе работы, то есть практическим, имевшим место в реальной действительности. В тренинге «Методы отбора и подбора персонала» была смоделирована ситуация подготовки и проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы. Слушатели предстали в нескольких ролях - члены комиссии, конкурсанты и аналитики.

Также учитывается и моделирование особых условий и трудностей в при проведении конкурсной процедуры, как вида профессиональной деятельности - это комплекс приемов, способов и средств, позволяющих создать внешние и внутренние (психологические) условия, близкие к реальным условиям конкурса в условиях налоговой службы.

При проведении профессионально-психологического тренинга мы руководствовались определенными АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

Каришина Ирина Евгеньевна, Суховеева Оксана Ивановна ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СПОСОБ АКТИВАЦИИ ...

принципами его организации. В качестве таких принципов определены следующие: научность и обоснованность методов, целесообразность тренинга; профессиональная направленность тренинга; последовательность в его проведении; активизация сознательности и активности слушателей, фиксация обратной связи.

Профессиональная направленность тренинга выражается в получение конкретного результата (в нашем случае это подготовка реальных кейсов и вопросов, которые сотрудники могут использовать в реальной конкурсной процедуре, исходя из особенностей профессиональной деятельности именно сотрудников налоговой службы и испытываемых ими психологических и организационных трудностей. С учетом этого и подбираются учебные задачи, методика, кейсы, позволяющие смоделировать условия и действия.

Данная форма обучения с интересом принята коллегами, отмечена практическая значимость данного метода работы, желание и дальше освоить методику проведения тренингов, в чем преподаватели нашей кафедры всегда готовы помочь.

Для обсуждения вопроса об эффективности тренингов и интегрированных занятий в учебном процессе было проведено анкетирование слушателей, проходивших обучение с использованием данной формы обучения. В опросе приняли участие 70 человек. В соответствии с программой обучения в данных группах было проведено несколько видов тренингов, в том числе интегрированное занятие - тренинг по теме: «Методы отбора и подбора персонала»

По результатам анкетирования можно отметить, что, по мнению слушателей, данная форма работы позволяет получить практические знания, которые могут быть применены в их профессиональной деятельности, 96% опрошенных ответили, что нужно включать изучение вопросов психологии в программу курсов повышения квалификации, 53% считают, что занятия по психологии лучше проводить в форме тренинга, 44,8% считают, что необходимо сочетание лекции и тренинга, 2% считают , что обучение должно проходить в форме лекции.

В предложениях по проведению обучения слушатели отмечают следующее:

• больше проводить практических занятий, тренингов;

• в организации курсов следуют больше внимания уделить практике и психологии. В частности больше тренингов;

• сделать больше практических занятий с разбором конкретных ситуаций, встречающихся в работе;

• увеличить количество практических занятий, проводить рассмотрение конкретных рабочих ситуаций;

• на занятиях надо больше практики;

• очень интересно организованы практические интегрированные занятия;

• очень понравилось проведение психологических тренингов, хотелось больше часов уделить данному направлению;

• количество тренингов можно увеличить, мы ведь практики;

• курс организован продуманно, занятия проведены по актуальным темам, имеющим практическое значение, и знания, навыки и умения, приобретенные за время обучения обязательно будут применены в производственной деятельности, на службе. Высокая квалификация преподавательского состава, понимание проблем и направленности на практическое использование знаний и навыков в повседневной деятельности. Как предложение: выделить чуть больше часов на тренинги.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная форма проведения занятий при обучении взрослых дает возможность получить конкретные навыки практической работы, имеет положительный отклик как у взрослой аудитории, так и у профессорско-преподавательского состава, а интеграция позволяет не только развивать

компетенции в разных областях профессиональной деятельности, но и помогает объединять эти компетенции при решении той или иной профессиональной задачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Морозова Н.А. Дополнительное образование -многоуровневая система в непрерывном образовании России. М.: МГУП, 2001. С.279.

2. Васютин Ю.С. Профессиональное образование кадров государственной службы и местного самоуправления [Текст] / Ю.С. Васютин. - Орел: ОРАГС, 1998.370 с.

3. Karnikau R., McElroy F. Соттшкайои for the Safety Prоfessiоnal: СЬ^о, 1975. 370 S.

4. Гапонова С.А., Мартынова Н.А. Влияние моделей обучения на динамику психических состояний взрослых учащихся. //Психологический журнал, 2003. Т.24, №6, с. 86-93

5. Воронина Л.И. Кадровое планирование, построение модели сотрудника и служебная дисциплина в государственных и муниципальных заведениях\\ Менеджмент в государственных структурах: Альманах.

- М., 2010.- с 23-24

6. Акимова Е.Ю. Психологическое сопровождение профессионального становления государственных и муниципальных служащих в процессе обучения в вузе \Психологические аспекты профессионального становления. Сборник материалов Всероссийской межвузовской научной конференции. - М.: РИПО ИГУМ

7. Беляева Е.Н. Формирование профессиональных компетенций учителя в процессе повышения квалификации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 39-41.

8. Бирюкова Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды. /Технологии совершенствования подготовки кадров: теория и практика. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 14/ Сост. и науч. ред. Р.Ш.Маликов. - Казань: Изд-во Татар, гуманитарно- пед. ун-та, 2010 - 194 с.

9. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 2000. - 456 с.

10. БодалевА.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условные достижения. М., 1998.

11. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков //Педагогика.- 2003.- № 10. - С.8-14.

12. Гапонова С.А., Корнилова Н.С. Формирование толерантности у будущих государственных служащих в образовательной среде вуза //Государственная служба.

2013, №5 (85). - С. 66-69.

13. Казлев С.С. Технология интерактивного обучения. - Минск: 2005. 356 с.

14. Метелева Л.А. Формирование коммуникативной компетентности как средство развития ситуативной адаптивности студентов в процессе обучения иностранному языку // Балтийский гуманитарный журнал.

2014. № 2. С. 45-47.

15. Методы эффективного обучения взрослых: учеб-метод. Пособие. Москва-Берлин: Ин-т повышения квалификации гос. служащих Рос. Акад. Гос. службы при Президенте Российской Федерации, 1998.

16. Психолого-акмеалогическое сопровождение работы с персоналом/Л.И.Катаева, Е.Б.Касьян; под общей редакцией А.А.Деркача. -М.:Изд-во РАГС, 2009. - 146 с.

17. Саглам Ф.А. Интерактивные методы изучения практикоориентированных разделов психолого-педагогических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 65-68.

18. Сидакова Н.В. Презентация как одна из форм интерактивного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 143-145.

19. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В.Бордовской. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013.

- 432с.

Каришина Ирина Евгеньевна, Суховеева Оксана Ивановна ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СПОСОБ АКТИВАЦИИ .

20. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.

21. Чекалдин А.М. Анализ подготовки и повышения квалификации персонала организации // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 92-99.

22. Ясаревская О.Н. Коммуникативная компетенция - основа иноязычной коммуникативной компетенции // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 178-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.