Научная статья на тему 'Опыт актуализации учебного материала в дополнительном профессиональном образовании государственных и муниципальных служащих'

Опыт актуализации учебного материала в дополнительном профессиональном образовании государственных и муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / НАГЛЯДНОСТЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ / FURTHER EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PUBLIC SERVANTS / TEACHING ACTIVITIES / LEARNING MATERIAL UPDATING / PRESENTATION OF LEARNING MATERIAL / PERCEPTION OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокин Владислав Яковлевич

Статья посвящена проблеме повышения качества дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих. Цель исследования распространение практического опыта актуализации учебного материала в дополнительном профессиональном образовании государственных и муниципальных служащих. В ходе исследования получены следующие результаты: раскрыт опыт актуализации учебного материала в преподавании дисциплины «Разработка управленческого решения» для слушателей дополнительной профессиональной программы переподготовки специалистов «Менеджмент государственной и муниципальной службы» в Чайковском филиале Пермского национального исследовательского политехнического университета; обоснован алгоритм и приведен пример актуализации учебного материала на занятиях путем увязывания теории, правовых норм Российской Федерации и практики государственного управления; приведен пример использования учебного материала, активизирующего аудиальную, визуальную и эмоционально-чувственную сферы слушателей в процессе освоения предмета. Сделаны выводы об эффективности применяемой методики, что выразилось в повышении качества обучения слушателей дополнительной образовательной программы переподготовки «Менеджмент государственной и муниципальной службы», а также о необходимости распространения опыта актуализации учебного материала, раскрытого автором статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фокин Владислав Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learning material updating practices in further education of public servants

The paper discusses the problem of improving the quality of public servants’ further education. The purpose of the study is to share the practical experience of learning material updating during further education of public servants. The following results are obtained. The research reveals the learning material updating practices while teaching a course in Management Decision-Making to the students of the proficiency enhancement program on State and Municipal Management in the Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University. The algorithm and an example of learning material updating are provided by linking theory, legal rules of the Russian Federation with public administration practices. The research illustrates the use of learning material activating auditory, visual sensors and affections of the trainees while grasping the subject. It is concluded that the applied methods improve the quality of further education for State and Municipal Management program’s students. That is why, it is necessary to share the experience of learning material updating revealed by the author.

Текст научной работы на тему «Опыт актуализации учебного материала в дополнительном профессиональном образовании государственных и муниципальных служащих»

УДК 378.046.4:371.321.5 Фокин Владислав Яковлевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и предпринимательства Чайковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета

ОПЫТ АКТУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

https://doi.org/10.24158/spp.2018.3.10 Fokin Vladislav Yakovlevich

PhD in Economics, Associate Professor, Economics, Management and Business Department,

Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University

LEARNING MATERIAL UPDATING PRACTICES IN FURTHER EDUCATION OF PUBLIC SERVANTS

Аннотация:

Статья посвящена проблеме повышения качества дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих. Цель исследования - распространение практического опыта актуализации учебного материала в дополнительном профессиональном образовании государственных и муниципальных служащих. В ходе исследования получены следующие результаты: раскрыт опыт актуализации учебного материала в преподавании дисциплины «Разработка управленческого решения» для слушателей дополнительной профессиональной программы переподготовки специалистов «Менеджмент государственной и муниципальной службы» в Чайковском филиале Пермского национального исследовательского политехнического университета; обоснован алгоритм и приведен пример актуализации учебного материала на занятиях путем увязывания теории, правовых норм Российской Федерации и практики государственного управления; приведен пример использования учебного материала, активизирующего аудиальную, визуальную и эмоционально-чувственную сферы слушателей в процессе освоения предмета. Сделаны выводы об эффективности применяемой методики, что выразилось в повышении качества обучения слушателей дополнительной образовательной программы переподготовки «Менеджмент государственной и муниципальной службы», а также о необходимости распространения опыта актуализации учебного материала, раскрытого автором статьи.

Summary:

The paper discusses the problem of improving the quality of public servants' further education. The purpose of the study is to share the practical experience of learning material updating during further education of public servants. The following results are obtained. The research reveals the learning material updating practices while teaching a course in Management Decision-Making to the students of the proficiency enhancement program on State and Municipal Management in the Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University. The algorithm and an example of learning material updating are provided by linking theory, legal rules of the Russian Federation with public administration practices. The research illustrates the use of learning material activating auditory, visual sensors and affections of the trainees while grasping the subject. It is concluded that the applied methods improve the quality of further education for State and Municipal Management program's students. That is why, it is necessary to share the experience of learning material updating revealed by the author.

Ключевые слова:

дополнительное профессиональное образование, профессиональное развитие государственных и муниципальных служащих, педагогическая деятельность, актуализация учебного материала, наглядность учебного материала, восприятие информации.

Keywords:

further education, professional development of public servants, teaching activities, learning material updating, presentation of learning material, perception of information.

Актуальность реализации педагогической деятельности посредством изучения учебного материала, соответствующего текущим и перспективным потребностям субъектов дополнительного профессионального образования - государственных и муниципальных служащих, обусловлена продолжающимися в стране реформами (административной и местного самоуправления), усложнением задач государственного и муниципального управления, непрерывными процессами ротации государственных гражданских и муниципальных служащих.

В соответствии с нормами российского законодательства, дополнительное профессиональное образование является составной частью профессионального развития государственных гражданских служащих. Оно осуществляется в течение всего периода прохождения ими гражданской службы и направлено «...на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей.» [1].

Необходимость дополнительного профессионального образования государственных служащих, задействованных в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти («на местах»), и муниципальных служащих обусловлена рядом значимых факторов, рассмотренных в научных работах российских ученых.

Во-первых, это стремление получить дополнительное профессиональное образование, демонстрируемое самими государственными и муниципальными служащими. В диссертации А.Г. Ерегиной приведены результаты социологического исследования, демонстрирующие, что большая часть опрошенных государственных служащих «считает существенным влияние дополнительного профессионального образования как формы профессионального развития на результаты профессиональной деятельности» [2, с. 47].

Во-вторых, это институционализация государственной кадровой политики в отношении государственных и муниципальных служащих. В соответствии с российским законодательством и муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные служащие обязаны через определенные временные интервалы проходить переподготовку и повышать квалификацию с целью обновления теоретических и практических знаний согласно своим функциям, полномочиям и кругу решаемых задач в организациях системы дополнительного профессионального образования [3].

О необходимости профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих как факторов их профессионального развития, обусловленной законодательными и нормативными актами Российской Федерации, пишут А.В. Сидорова и И.Е. Каришина. Они подчеркивают важность соответствия содержания дополнительных профессиональных программ квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, реализуемым государственными служащими в процессе исполнения ими должностных обязанностей, определенных нормами законодательства, регулирующими государственную службу в Российской Федерации [4].

Вместе с обязанностью периодически повышать квалификацию государство законодательно закрепило право государственных и муниципальных служащих на повышение квалификации в соответствии с реализуемыми функциями и полномочиями согласно занимаемой должности. При этом, как пишет О.В. Чаадаева, образовательные организации должны создать все необходимые условия для повышения уровня профессионализма и компетентности служащих посредством предоставления качественного дополнительного образования [5, с. 196].

Перечисленные обстоятельства обусловливают необходимость построения дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих «на принципе актуального восполнения и пополнения знаний, необходимых для успешного решения современных практических задач» [6, с. 63]. Следование этому принципу требует адаптации программ переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, содержательного наполнения и методического обеспечения этих программ, соответствующего потребностям общества в сфере государственного и муниципального управления.

Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета (ЧФ ПНИПУ) на протяжении 10 лет успешно занимается дополнительным профессиональным образованием государственных и муниципальных служащих. Центром дополнительного образования филиала реализуется программа профессиональной переподготовки специалистов «Менеджмент государственной и муниципальной службы» (по основной образовательной программе 08.03.04 «Государственное и муниципальное управление») в объеме 528 часов.

Целью реализации программы является переподготовка слушателей, по результатам которой им предоставляется право ведения профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления для обеспечения эффективной деятельности территориальных органов государственного управления, органов муниципального управления, муниципальных учреждений и их организационных структур, функционирующих на территории Чайковского муниципального района и в граничащих с ним территориальных образованиях Пермского края.

Программа переподготовки состоит из шести модулей, охватывает вопросы правоведения, системы государственного и муниципального управления, социологии, менеджмента, управления персоналом в системе государственной и муниципальной службы и экономики государственного и муниципального сектора.

В статье рассматривается опыт актуализации учебного материала в преподавании дисциплины «Разработка управленческого решения», являющейся составной частью модуля «Менеджмент», осваиваемого слушателями в процессе переподготовки в Центре дополнительного образования ЧФ ПНИПУ.

Исходя из определения профессиональной деятельности как определенного вида деятельности, «требующего для выполнения специальных знаний, компетенций и качеств» [7, с. 122], предложенного Э.Ф. Зеером, а также основываясь на принципе актуализации учебного материала, слушатели совместно с автором статьи выполняют ряд действий в соответствии с представленным ниже алгоритмом.

1. Повторение базовых основ теории принятия управленческих решений.

2. Теоретическое изучение процедур принятия управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления, базирующихся на нормах законодательства Российской Федерации, с учетом ознакомления с их последними редакциями.

3. Изучение опыта принятия государственных и муниципальных решений, являющихся откликом на потребности граждан Российской Федерации, принимаемых с учетом интересов конкретных групп населения.

Актуализация учебного материала для государственных и муниципальных служащих, осваивающих дисциплину «Разработка управленческого решения», осуществляется посредством увязывания теории и практики государственного и муниципального управления. Для этого в методических предписаниях по изучению дисциплины в качестве конкретного примера принятия государственного управленческого решения представлено изучение процедуры повышения до прожиточного минимума уровня МРОТ в РФ. Что касается методического аспекта проведения учебного занятия, оно строится на принципе наглядности учебного материала. Это является основой повышения результативности благодаря эмоциональному включению, стимулированию внимания и использованию суггестивного запоминания [8].

Такое задание вызывает активный интерес со стороны слушателей курсов переподготовки, так как напрямую или опосредованно затрагивает каждого слушателя, активизирует эмоционально-чувственную сферу восприятия информации. Для этого после повторения основных положений теории принятия управленческих решений слушатели курсов совместно с преподавателем проделывают следующую работу.

1. Изучение статей Конституции РФ, содержащих информацию о социальной направленности политики государства, в рамках реализации которых создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь человека, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, и статей, регламентирующих порядок принятия решений субъектами государственного и муниципального управления [9].

2. Поиск в сети Интернет рейтинговой таблицы и сопоставление уровня МРОТ в 2017 г. в России с аналогичным показателем других стран, входящих в список ООН, расположенных в различных частях мира. В результате проведенного анализа выявляется проблема низкого МРОТ в РФ, характеризующаяся удручающе низким рейтинговым местом этого показателя по сравнению с показателями других стран. Выясняется тот факт, что МРОТ в РФ, например, в 13 раз ниже, чем во Франции (Россия - 7 800 р., или 132,63 долл. США, Франция - 1 480,27 евро, или 1 757,82 долл. США), и находится на уровне Республики Молдовы - 2 380,40 леев, или 133,20 долл. США в 2017 г. [10].

На основании результатов проведенного анализа обучаемые приходят к выводу о необходимости принятия государственного решения, направленного на сокращение разрыва уровня МРОТ в России по отношению к другим странам.

3. В процессе изучения процедур практического принятия решения о повышении МРОТ в РФ слушатели изучают стенограмму совещания, проведенного президентом РФ В.В. Путиным с членами правительства 11 сентября 2017 г., на котором среди других важных вопросов обсуждались пути увеличения МРОТ в РФ. Затем просматривается видеоотчет совещания, загруженный с официального сайта президента РФ [11].

4. Чтение стенограммы и просмотр видеоотчета о проведении совещания сопровождаются обсуждением и констатацией соответствия порядка принятия решения президентом РФ о повышении МРОТ законодательству РФ и теоретическим аспектам принятия управленческих решений.

5. На последнем этапе проведения занятий по освоению дисциплины «Принятие управленческих решений» слушатели знакомятся с процедурой законодательного оформления и мерами реализации принятого президентом решения о повышении МРОТ. Изучаются содержание поручения Правительству Российской Федерации, направленного на обеспечение повышения МрОт до прожиточного минимума трудоспособного населения с одновременной корректировкой проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.», и временные интервалы реализации этого решения, дальнейшие действия профильных министерств, правительства, Госдумы, Совета Федерации и президента по законодательному оформлению принятого решения.

Для закрепления материала аналогичная методика проведения учебных занятий применяется и при изучении алгоритма принятия актуальных управленческих решений на региональном и муниципальном уровне.

Полагаем, что использование описанной методики обучения слушателей дополнительной образовательной программы переподготовки «Менеджмент государственной и муниципальной службы» в освоении дисциплины «Разработка управленческого решения» повышает качество дополнительного профессионального образования. Это достигается посредством:

- соотнесения теории и реального опыта принятия управленческих решений на федеральном, региональном и муниципальном уровне;

- повышения интереса слушателей к процессу обучения, к осваиваемому предмету и к преподавателю как организатору получения дополнительных управленческих компетенций в сфере государственно-муниципального управления;

- использования и развития навыков слушателей по работе в сети Интернет, со справочно-правовыми системами, зарубежными и российскими статистическими базами данных;

- интеграции аудиальной, визуальной и эмоционально-чувственной сфер слушателей в восприятии учебного материала;

- работы с действительно актуальным учебным материалом, соответствующим задачам дополнительного профессионального образования, определенным российским законодательством, и отвечающим потребностям граждан, получающих дополнительное образование в сфере государственно-муниципального управления, и целям реализации этого образования.

Ссылки:

1. О внесении изменений в федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 июля 2017 г. № 275-ФЗ (послед. ред.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Ерегина А.Г. Дополнительное профессиональное образование как фактор профессионального развития государственных гражданских служащих : дис. ... канд. социол. наук. М., 2015. 193 с.

3. Гацко М.Ф. Дополнительное образование государственных и муниципальных служащих // Наука, образование, общество. 2015. № 4 (6). С. 105-113. https://doi.org/10.17117/no.2015.04.105.

4. Сидорова А.В., Каришина И.Е. Необходимость дополнительного профессионального образования в профессиональной деятельности государственного гражданского служащего // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. № 16. С. 144-149.

5. Чаадаева О.В. Повышение компетентности государственных гражданских служащих в процессе дополнительного профессионального образования // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 31. С. 196-201.

6. Заруба Н.А. Адаптивное повышение квалификации как условие развития профессиональной компетентности государственных гражданских и муниципальных служащих в транзитивном обществе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 4 (16). С. 58-65.

7. Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 122-127.

8. Мадзтон В.М., Дорошенко Ю.О., ЛапЫський В.В. Педагопчы аспекти створення i використання електронних засобiв навчання // Проблеми сучасного пщручника. 2003. Вип. 4. С. 70-82.

9. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

10. Minimum Wages - Countries [Электронный ресурс]. URL: https://wageindicator.org/main/salary/minimum-wage (дата обращения: 12.11.2017).

11. Совещание с членами Правительства [Электронный ресурс]. 2017. 11 сент. URL: http://kremlin.ru/events/presi-dent/news/55590 (дата обращения: 12.01.2018).

References:

Chaadaeva, OV 2014, 'Upgrading the competence of public servants in the process of further vocational education', Prob-lemy iperspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii, no. 31, pp. 196-201, (in Russian).

Eregina, AG 2015, Further vocational education as a factor in professional development of public servants, PhD thesis, Moscow, 193 p., (in Russian).

Gatsko, MF 2015, 'Additional education of state and municipal employees', Science, Education, Society, no. 4 (6), pp. 105113. https://doi.org/10.17117/no.2015.04.105.

Madzigon, VM, Doroshenko, YuO & Lapinsky, VV 2003, 'Educational aspects of creation and use of electronic teaching aids', Problemy sovremennogo uchebnika, iss. 4, pp. 70-82, (in Russian).

Minimum Wages - Countries 2017, viewed 12 November 2017, <https://wageindicator.org/main/salary/minimum-wage>. Sidorova, AV & Karishina, IE 2015, 'The need for further vocational education of a public servant in his activities', Gosudar-stvennoye i munitsipal'noye upravleniye vXXI veke: teoriya, metodologiya, praktika, no. 16, pp. 144-149, (in Russian).

Zaruba, NA 2014, 'Adaptive professional development as a way to develop professional competence of public and municipal servants in a transitive society', Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom, no. 4 (16), pp. 58-65, (in Russian).

Zeer, EF 2012, 'The concept of professional development of a person in the system of continuing education', Pedagog-icheskoye obrazovaniye v Rossii, no. 5, pp. 122-127, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.