Научная статья на тему 'Интеграция землеустроительных и кадастровых работ - основа эффективного управления земельными ресурсами на уровне муниципальных образований'

Интеграция землеустроительных и кадастровых работ - основа эффективного управления земельными ресурсами на уровне муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
317
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДАСТРОВОЕ ДЕЛЕНИЕ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР / УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Воробьев А. В., Смыков А. В.

Проблемы интенсификации использования земель в регионе необходимо решать на основе комплексных разработок в системе землеустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция землеустроительных и кадастровых работ - основа эффективного управления земельными ресурсами на уровне муниципальных образований»

АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ

УДК 332.3:528

ИНТЕГРАЦИЯ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ И КАДАСТРОВЫХ РАБОТ - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

INTEGRATION LAND SURVEY AND CADASTRAL WORKS - THROUGH EFFECTIVE LAND MANAGEMENT AT THE

MUNICIPAL LEVEL

A.B. Воробьев, кандидат экономических наук А.В. Смыков, кандидат сельскохозяйственных наук

ФГОУВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

A.V. Borobjev, A.V. Smykov

Volgograd state agricultural academy

Проблемы интенсификации использования земель в регионе необходимо решать на основе комплексных разработок в системе землеустройства.

Problème of intensification of land use in the région need to be addressed in an integrated development in the land.

Ключевые слова: кадастровое деление, земельный кадастр, управление земельными ресурсами.

Key words: cadastral division, land cadastre, land administration.

В соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», значительные функции по управлению земельным фондом осуществляются в муниципальных образованиях: городских или сельских поселениях, муниципальных районах, либо в городских округах.

Методы управления земельными ресурсами в Волгоградской области на уровне муниципальных образований сложились с учетом доминирующих там форм собственности и в целом направлены на создание эффективного землепользования.

За годы реформ в границах бывших коллективных сельскохозяйственных предприятий появилось много новых пользователей, владельцев, собственников, арендаторов земельных участков [1], распоряжение которыми, особенно на уровне сельских поселений, при отсутствии сведений, всесторонне характеризующих земельный фонд территории как объекта управления, весьма затруднительно.

Действующим законодательством установлено, что оформление сделок с земельными участками, формируемыми и учитываемыми в качестве объектов недвижимости возможно только после постановки земельных участков на государственный кадастровый учет и присвоения кадастровых номеров.

Для этих целей территория Волгоградской области (кадастровый округ № 34) поделена на 39 кадастровых районов. Созданная система кадастрового деления призвана обеспечить присвоение кадастровых номеров земельным участкам, определение их местоположения с точностью до границ кадастрового квартала.

Всего на территории области образовано 5728 кадастровых кварталов. Нами обобщены и впервые приводятся сведения (табл. 1) о количестве кадастровых кварталов в разрезе муниципальных районов и городских округов, с разделением их по местоположению.

Особенность кадастрового деления Волгоградской области заключается в том, что в границах муниципальных районов кадастровые кварталы объединены в более крупные единицы (блоки и массивы), при этом границы блоков, как правило, совмещены с границами территорий сельских и городских поселений.

^___________Таблица 1 - Кадастровое деление Волгоградской области_____

№ № п/ п Наименование муниципальных районов и городских округов Территория, муниципальн. образования (тыс. га) Количество, кадастровых кварталов, всего Кадастровых кварталов в населен, пунктах Кадаст. кварталов вне населен, пунктов Номер кадастрового района

1 2 3 4 5 6 7

1 Алексеевский муниципальный район 229,7 91 58 33 34:01

2 Быковский муниципальный район 341,0 67 28 39 34:02

3 Г ородищенский муниципальный район 247,1 139 47 92 34:03

4 Даниловский муниципальный район 296,1 68 35 33 34:04

5 Дубовский муниципальный район 314,0 184 117 67 34:05

6 Еланский муниципальный район 267,2 110 58 52 34:06

7 Жирновский муниципальный район 297,0 67 41 26 34:07

8 Иловлинский муниципальный район 415,5 111 54 57 34:08

9 Калачевский муниципальный район 421,7 513 357 156 34:09

10 Камышинский муниципальный район 356,3 150 68 82 34:10

11 Киквидзенский муниципальный район 207,1 64 34 30 34:11

12 Клетский муниципальный район 355,5 149 45 104 34:12

13 Котельниковский муниципальный район 347,1 123 57 66 34:13

14 Котовский муниципальный район 244,4 65 30 35 34:14

15 Ленинский муниципальный район 260,0 133 43 90 34:15

16 Михайловский муниципальный район 362,5 92 52 40 34:16

1 2 3 4 5 6 7

17 Нехаевский муниципальный район 218,3 86 51 35 34:17

18 Николаевский муниципальный район 343,6 176 96 80 34:18

19 Новоаннинский муниципальный район 308,1 291 215 76 34:19

20 Новониколаевский муниципальный район 236,3 113 57 56 34:20

21 Октябрьский муниципальный район 381,1 125 44 81 34:21

22 Ольховский муниципальный район 322,6 141 96 45 34:22

23 Палласовский муниципальный район 1236, 1 167 99 68 34:23

24 Кумылженский муниципальный район 295,8 182 86 96 34:24

25 Руднянский муниципальный район 194,7 100 69 31 34:25

26 Светлоярский муниципальный район 330,5 80 29 51 34:26

27 Серафимовичский муниципальный район 432,4 103 71 32 34:27

28 Среднеахтубинский муницип. район 203,9 145 68 77 34:28

29 Старополтавский муниципальный район 407,7 147 41 106 34:29

30 Суровикинский муниципальный район 339,9 107 45 62 34:30

31 Урюпинский муниципальный район 346,0 228 99 129 34:31

32 Фроловский муниципальный район 325,9 65 49 16 34:32

33 Чернышковский муниципальный район 308,0 83 47 36 34:33

34 городской округ Волжский 14,5 73 73 34:35

35 городской округ Волгоград 56,5 764 764 34:34

36 городской округ Михайловка 6,1 212 212 34:37

37 городской округ Фролово 5,.8 48 48 34:39

38 городской округ Камышин 7,8 26 26 34:36

39 городской округ Урюпинск 3,9 140 140 34:38

ИТОГО 11 287,7 5728 3649 2079 -

Совмещение границ кадастрового деления с границами муниципальных образований дает возможность проводить в регионе более углубленную интеграцию землеустроительных и кадастровых мероприятий, обеспечивать органы управления земельными ресурсами современной землеустроительной документацией [2].

В процессе землеустройства в границах муниципального образования:

• разрабатывают программы использования и охраны земельных ресурсов и схемы землеустройства;

• составляют проекты по организации новых и упорядочению существующих землевладений и землепользований с устранением чересполосицы, обоснованием оптимальной площади землепользований, землевладений, размещают их границы [3];

• разрабатывают проекты внутрихозяйственного землеустройства и другие проекты, связанные с использованием и охраной земель, формированием и поддержанием устойчивых природных ландшафтов;

• разрабатывают рабочие проекты по рекультивации нарушенных земель, защите почв от водной и ветровой эрозии, по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, сохранению и повышению плодородия почв;

• обосновывают размещение и установление границ территории с особыми природоохранными, рекреационными и природнозаповедными, историко-культурными и оздоровительно-лечебными режимами;

• проводят установление (восстановление) и закрепление в натуре (на местности) границ муниципальных образований;

• обеспечивают целевое использование земель, сохранение ценных земель в сельскохозяйственном производстве;

• перераспределяют земли, создают условия для равноправного развития различных форм собственности на землю, рационального функционирования сельскохозяйственного производства;

• разрабатывают землеустроительные проекты при предоставлении и изъятии земельных участков для несельскохозяйственных целей;

• проводят топографо-геодезические, картографические, почвенные, агрохимические и другие обследования и изыскательские работы;

• проводят инвентаризацию земель и выявляют неиспользуемые, нерационально используемые, используемые не по целевому назначению земельные участки [2];

• устанавливают и изменяют черту населенных пунктов;

• составляют карты (планы) объектов землеустройства и т.д.

В целях исключения дублирования многочисленных разработок, сокращения сроков изготовления конечной продукции (документации), упорядочения технологии производства работ и экономии средств, нами предложены приоритетные виды землеустроительных и кадастровых работ (в таблице 2 показаны знаком +), проведение которых осуществляется только на одном из соответствующих уровней муниципального образования.

***** юшстш*****

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Библиографический список

1. Волков, С. Н. Землеустройство [Текст]: в 9 т. Т.З. Землеустроительное проектирование. Межхозяйственное (территориальное) землеустройство: учебник /С.Н. Волков. - М.: Колос, 2002. - С. 189-247.

2. Варламов, A.A. Земельный кадастр [Текст]: в 6 т. Т. 2. Управление земельными ресурсами / A.A. Варламов. - М.: КолосС, 2004. - С. 271-339.

3. Воробьев, A.B. Землеустройство и кадастровое деление Волгоградской области [Текст]: справочное издание / A.B. Воробьев. - Волгоград: Станица-2, 2002. - 92 с.

E-mail: gidro-wgshaPmail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.