Научная статья на тему 'Интеграция векторов развития образовательного рынка России'

Интеграция векторов развития образовательного рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева К. В.

Рассмотрена концепция эффективной интеграции отечественного образовательного рынка в европейское научно-образова-тельное пространство. Предложенная методика апробирована в РЭА им. Г. В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of effective integration of Russian educational market in European scientific and educational space is considered in the article. The proposed methodology was tested in Russian Plekhanov Academy of Economics.

Текст научной работы на тему «Интеграция векторов развития образовательного рынка России»

НОВОЕ В ОБУЧЕНИИ

Канд. экон. наук К. В. Исаева

ИНТЕГРАЦИЯ ВЕКТОРОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЫНКА РОССИИ

Рассмотрена концепция эффективной интеграции отечественного образовательного рынка в европейское научно-образовательное пространство. Предложенная методика апробирована в РЭА им. Г. В. Плеханова.

Выбор инструмента для описания инновационного развития вуза в постиндустриальном обществе

Развитие образовательного рынка России требует глобальной, национальной и регионально-корпоративной координации. Пространство высшего образования в настоящее время находится в самоорганизованном с элементами регулирования временно компенсированном промежуточном порядке (по Л. Никулину [4. С. 164], А. Егорову [5. С. 200-207], П. Пимашкову [6. С. 5962]). Поэтому нужно отказаться как от крайностей традиционных (классических, рационалистических) концепций, например, тейлоризма или советского менеджмента (порядок, стабильность и равновесность), так и от крайностей неоклассических концепций (хаос в предметной области - все, порядок - ничто).

С учетом требований перехода к Болонскому процессу образ (модель) предметной области координации - образовательного пространства - в социально-экономических системах как совокупности автономных систем и механизмов (механистический образ) ускоренно и объективно сменяется образом (интегральной моделью) системной организации с возможным эволюционным переходом от локальной к глобальной компьютеризированной самоорганизованной сети отношений координаторов (преподавателей, менеджеров, маркетологов) с клиентурой, в том числе со студентами.

В качестве основы для оценки соответствия уровня развития отечественного образовательного рынка требованиям Болонского процесса предлагается научная гипотеза об интеграции векторов развития рынка образовательных услуг, учитывающая, как минимум, две основные тенденции: сохранения лучших традиций и инновационности развития в рамках Болонского процесса. С ее помощью на концептуально-методическом уровне удастся объяснить, например, почему неэффективны многие положения традиционного менеджмента и маркетинга применительно к развитию высшей школы в условиях адаптации под требования Болонского процесса.

Естественно, как каждая конкретная научная гипотеза, она должна представлять собой открытую систему знаний, требующих определения своей достоверности в методической и фактографической формах и последующего анализа.

Мы исходили из следующих положений применительно к менеджменту и маркетингу развития образовательного рынка:

1. Имеет место векторный тип развития характеристик предметной области теории и практики менеджмента и маркетинга единого сетевого пространства.

2. Возможна линейная аппроксимация динамики изменений и развития предметной области по трем направлениям (векторам) (рис. 1, 2):

а) модернизированному тейлоризму с непрерывным инновационным (на основе ноу-хау) влиянием и угрозами (МТИ);

б) по институциональным правилам игры с учетом требований Болон-ского процесса и инновационных аспектов системообразования (ИИ);

в) инновационно-виртуальному с учетом угроз и непрерывных изменений характеристик предметной области менеджмента и маркетинга образовательного рынка из-за ее нестабильности, неравновесности и кризисности (ИВ).

Рис. 1. Динамика изменений и развития теории и практики менеджмента и маркетинга

3. Имеет место функциональная линейная зависимость от времени характеристик предметной области в рамках возможной интеграции принципов как менеджмента, так и маркетинга.

Рис. 2. Предполагаемая динамика развития теории и практики менеджмента и маркетинга образовательного рынка после 2005 г.

Т(год)

4. Характеристики каждого из указанных векторов связаны с совокупностью своих принципов, отображающих конкретных носителей знаний.

5. Все принятые к использованию принципы менеджмента и маркетинга образовательного рынка могут быть кластеризированы по каждому из выбранных нами векторов.

6. Для идентификации каждого из кластеров принципов могут быть использованы два метода: индуктивный метод «остатков» и метод комплексного анализа В. Плюты [9. С. 32-33, 84-85]. Системные оценки состояния менеджмента-маркетинга образовательного пространства должны быть даны с определенной точностью и вероятностью.

7. Как множество принципов, так и кластеры по каждому из векторов могут отображаться своими принципами-репрезентантами.

8. Каждый кластер принципов и их трехвекторное множество можно отобразить своими диагностическими показателями-репрезентантами, кото-

рые с определенной точностью и вероятностью должны быть связаны с принятыми (текущими) принципами-репрезентантами.

9. Концептуально векторы развития предметной области менеджмента и маркетинга государственной образовательной организации и индикативной области образовательного пространства в рамках Болонского процесса могут траекторно совпадать в следующих сочетаниях:

- характеристики модернизированного тейлоризма с инновационным влиянием и угрозами (МТИ) и образовательные требования Болонского процесса (О);

- характеристики институциональности с инновационным влиянием (ИИ) и рекомендательные требования Болонского процесса (Р);

- инновационно-виртуальные характеристики (ИВ) и факультативные требования Болонского процесса (Ф).

10. Концептуально как все множество временно интегрированных векторов, так и каждое их сочетание (МТИ + О; ИИ + Р; ИВ + Ф) могут быть отражены интеллектуально общими принципами и их кластерами с выделением из их состава для методической реализации также интегрированных принципов-репрезентантов и диагностических показателей, в том числе индикативных принципов Болонского процесса с последующей классификацией результатов количественно и качественно (рис. 3).

МТИ+О

ИИ+Р

ИВ+Ф

2000

2005

2010

2005

2010

Рис. 3. Индикативная траекторная динамика развития теории и практики менеджмента и маркетинга образовательного рынка

Таким образом, выдвинутая нами научная гипотеза, с одной стороны, отображает сложность концептуально-методических положений перехода России к болонской модели единого европейского пространства высшего образования, с другой - допускает разработку конкретных концепций и методики в предположении их опоры на прикладной аспект менеджмента и маркетинга деятельности государственного вуза.

При концептуализации данной научной гипотезы с ее реализацией в форме методики оценки уровня развития образовательного рынка были использованы:

1. Классификация оценок качества, проводимая по шести классам: А -высший (отличный); В - отличный (очень хороший); С - хороший; В - удовлетворительный (средний); Е - посредственный; ^ - плохой [2; 8].

2. Классификация количественных оценок качества реализации требований Болонского процесса по трем кластерам, трем принципам-репрезентантам и в целом.

3. Интегральная (между традиционными и болонскими данными) кластеризация векторов [1; 4; 7] в рамках Болонского процесса:

а) обязательный с учетом тейлоризма и инноваций предмета труда;

б) рекомендательный с учетом институционализма и инноваций в «правилах игры»;

в) факультативный с учетом виртуальности и инноваций предметной области менеджмента и маркетинга образовательного рынка.

4. Кластеризация принципов в принятом в соответствии с Болонским процессом составе по векторам: обязательный вектор может содержать временные наборы принципов, отбираемых в основном по критериям Ф. Котле -ра [3], заключающимся в том, что «компании должны отдать всю полноту власти в руки менеджеров по рынку», и Л. Никулина [7] о менеджменте-маркетинге как взаимозависимой системе отношений с базой (субстратом) у менеджмента и функциональности - у маркетинга.

Первый (обязательный) кластер по вектору Болонского процесса, формирующий в общем всю систему образовательных отношений в ЕС с учетом участия в нем РФ, должен включать:

1) разделение труда;

2) авторитет;

3) единство руководства;

4) вознаграждение;

5) иерархию;

6) компетенцию;

7) здравый смысл;

8) менеджмент как главный носитель роли координации;

9) направленность;

10) трехуровневость системы высшего образования (бакалавр, магистр, доктор);

11) академическое кредитование по ЕСТС при учете трудоемкости и взаимозачетов мобильности;

12) академическую мобильность студентов и преподавателей;

13) формирование единого европейского исследовательского образовательного пространства;

14) контроль качества высшего образования.

Состав принципов 10-14 не должен изменяться в процессе перехода к единому европейскому образовательному пространству, так как является научно-бюрократическим императивом для всех участников процесса. Содержание и состав принципов 1-9, а также других традиционных для тейлоризма принципов могут изменяться количественно и по содержанию в зависимости от конкретной ситуации в образовательном пространстве.

Второй (рекомендательный) кластер по вектору Болонского процесса должен суммарно содержать также две группы принципов. Он обеспечивает формирование и анализ необходимости изменений предметной области как системы отношений в рамках менеджмента и маркетинга развития конкретного вуза. Кластер включает:

1) самопроизвольное проявление;

2) «погруженность»;

3) горизонтальность;

4) сочетаемость горизонтальной самоорганизации и вертикального администрирования;

5) сочетание скачков и эволюций;

6) полупрозрачность системных границ на всех этапах перехода к исполнению болонских требований;

7) самоорганизацию;

8) уровень клиентов (участников процесса) в период перехода;

9) кластеризацию;

10) каскадирование (по этапам перехода);

11) единство европейских оценок;

12) гармонизацию содержания образов по направлениям подготовки;

13) активную вовлеченность;

14) социальную поддержку малообеспеченных;

15) образование как непрерывный процесс жизни.

Принципы 11-15 отображают ход Болонского процесса.

Третий (факультативный) кластер по вектору Болонского процесса состоит из виртуальных и переходных принципов, суммарно интегрированных и отражающих нестабильность, неравновесность предметной области, таких, как:

1) беспрецедентность;

2) беспарадигмальность предметной области (в РФ);

3) повсеместность (в РФ);

4) сцепление малых автономных организаций;

5) разделение предметной области на киберпространство и сеть традиционных отношений;

6) рабочая гипотеза как функция системы перехода;

7) «надтреснутость» систем;

8) прогнозируемость переходных процессов до 2010 г.;

9) «растворение» жестких структур иерархии в горизонтальных сетях отношений;

10) временная взаимозаменяемость;

11) нелинейные траектории обучения;

12) модульная структура системы обучения;

13) дистанционность обучения;

14) академические рейтинги преподавателей;

15) академические рейтинги студентов.

Принципы 11-15 отображают содержание Болонского процесса.

Таким образом, концептуализация принятой нами научной гипотезы построена на учете всех 45 принципов, суммарно интегрированных в три кластера на основе динамики Болонского процесса.

Важнейшим концептуально-методическим моментом оценки соответствия показателей деятельности вуза требованиям Болонского процесса является выбор принципа-репрезентанта. По обязательному кластеру базовым принципом-репрезентантом с учетом текущей приоритетности можно выбрать принцип контроля качества высшего образования. По рекомендательному кластеру в качестве базового (исходного для оценок) принципа-репрезентанта выбран принцип единства европейских оценок (реализуется в работе как базовый классификатор). По факультативному кластеру базовым принципом выступает беспарадигмальность предметной области менеджмента и маркетинга деятельности государственного высшего заведения в РФ.

Общесистемным принципом-репрезентантом из всего многообразия предлагаемых принципов может в качестве базового быть принят рекомендательный принцип сочетания скачков и эволюций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другим важнейшим моментом доказательства возможности интеграции векторов развития образовательного рынка является выбор соответствующих диагностических показателей, количественно отображающих кластеры и принципы-репрезентанты в пределах индикативных коридоров Болонского процесса. Как состав принципов-репрезентантов, так и их идентификация с помощью соответствующих диагностических показателей представляют собой непрерывно изменяющиеся категории в зависимости от вкусов менеджеров, состояния предметной области и характера элементов Болонской модели.

В качестве примера рассмотрим следующий вариант преобразований образовательного пространства РФ, дающий возможность получения количественных данных:

- для принципа-репрезентанта «Контроль качества высшего образования» в качестве диагностического показателя можно рекомендовать оценку знаний, умений и навыков, которые приобретают выпускники вуза, как долю выпускников, трудоустроившихся по заявкам организаций любой страны ЕС;

- для принципа-репрезентанта «Единство европейских оценок» - долю отличных оценок;

- для принципа-репрезентанта «Беспарадигмальность предметной области менеджмента и маркетинга деятельности государственного высшего учебного заведения в РФ» - долю авторских программ лекторов;

- для общесистемного отображения принципа-репрезентанта «Сочетание скачков и эволюций» - долю курсов по выбору.

Изменяя каждый принцип-репрезентант и подбирая каждый диагностический показатель, можно оптимизировать развитие образовательного рынка РФ в ходе включения государственного образовательного учреждения в Бо-лонский процесс. Из результатов наших концептуальных обобщений можно сделать важные для разработки и интерпретации рабочей методики заключения:

1) к настоящему времени предметная область теории и практики менеджмента и маркетинга рынка образовательных услуг вузов РФ имеет, как минимум, три вектора развития с размытыми инновациями предмета труда траекториями;

2) если концептуально принять идею трехвекторности траекторного развития указанных систем, то видно, что в ЕС и РФ в соответствии с Болон-ским процессом развитие образовательного пространства идет (или должно идти) достаточно автономно;

3) констатируется наличие обязательных (О), рекомендательных (Р) и факультативных (Ф) тенденций развития образовательного рынка в 20052010 гг., что позволит разбить все три вектора по пяти интегративным аспектам.

Для реализации методики вхождения российского высшего образования в Болонский процесс требуется в конечном итоге выявить и проанализировать необходимые, по мнению менеджера, диагностические показатели в следующих линейных зависимостях:

- по вектору МТИ + О = 5 + Х1;

- по вектору ИИ + Р = 5 + Х2;

- по вектору ИВ + Ф = 5 + Х3;

- по системе в целом = 3 + Х4.

Если цифра 5 отображает количественный состав принципов (и требований) Болонского процесса по каждому из трех направлений - обязательному (МТИ + О), рекомендательному (ИИ + Р) и факультативному (ИВ + Ф), то цифра 3 связана с их интеграцией в единую систему представлений. В свою очередь Х1, Х2, Х3 могут последовательно изменяться от единицы до 9, 10, 11.

Методика оценки уровня соответствия показателей образовательной деятельности требованиям Болонского процесса

Содержание предлагаемой нами методики оценки уровня соответствия показателей деятельности конкретного государственного высшего учебного заведения требованиям Болонского процесса мы сформулировали в виде таблиц (табл. 1-3).

Из результатов проведенного анализа следует (табл. 1), что формирование концепции временной интеграции векторов развития образовательного рынка на основе управления знаниями может быть представлено в виде принципов, в том числе применительно к предметной области теории и практики менеджмента и маркетинга рынка образовательных услуг.

Т а б л и ц а 1

Методика оценки уровня соответствия показателей деятельности вуза требованиям Болонского процесса

№ п/п Кластеризация векторов и принципов Количество принципов в рамках Принцип-репрезентант Диагностический показатель уровня соответствия (А)

исходных Болонско-го процесса всего Наименование % в РЭА им. Г. В. Плеханова

1 Обязательные (О) как результат интеграции модернизированного тейлоризма с инновационным влиянием и Болонского процесса 9 5 14 Принцип контроля качества высшего образования Доля отличных оценок 40

2 Рекомендательные (Р) как результат интеграции институционального, инновационного и Болонского процессов 10 5 15 Принцип единства европейских оценок Доля выпускников, трудоустроенных по заявкам организаций любой страны 50

3 Факультативные (Ф) как результат интеграции инновационно-виртуальных процессов с Болонским процессом 10 5 15 Принцип беспарадигмаль-ности высшего образования РФ Доля авторских программ лекторов 10

4 Системные (С) на основе осреднения диагностических показателей 1 - 1 Принцип кластеризации Доля академической мобильности 5

Системные (С) как результат обобщения принципов 30 15 45 Принцип сочетания скачков и эволюций Доля курсов по выбору 10

Т а б л и ц а 2

Балльная оценка уровня соответствия показателей деятельности вуза требованиям Болонского процесса

(на примере РЭА им. Г. В. Плеханова)

№ п/п Болонский показатель как база, % Соотношение значений критериев соответствия показателей* Классификация критериев (А / Б), баллы Индикативные экспертные предложения и рекомендации

А В С D Е F

Отлично (от 80 до 100) Очень хорошо (от 60 до 80) Хорошо (от 40 до 60) Удовлетворительно (от 20 до 40) Посредственно (от 0 до 20) Плохо (0 или более 120)

1 (О) 5 < Б1 < 10 А1 / Б1 = 4,0 + Требуется перенести акцент с системы оценки квалификации на систему оценки компетенции

2 (Р) 50 < Б2 < 100 А2 / Б2 = 0,5 + Имеющийся уровень следует поддерживать, в том числе и с помощью развития независимых экспертных центров, включающих высококвалифицированных работодателей

3 (Ф) 25 < Бз < 50 Аз / Бз = 0,2 + Требуется принципиальное развитие методик самоорганизации учебного процесса как метода учета нелинейности развития

4 (С) 3 < БЕ1 < 12,5 АЕ1 / БЕ1 = 0,4 + Необходимо непрерывно развивать академическую мобильность через большую адаптивность стандартов, программ и планов

В среднем по системе 50 АЕ2 / Бх2 = 0,2 + Следует принципиально увеличить долю самостоятельных работ при развитии самоорганизации с использованием интернет-ресурсов

* А / Б = 1 соответствует 100 баллам.

Т а б л и ц а 3

Экспресс-диагностика уровня соответствия показателей деятельности вуза требованиям Болонского процесса

Критерии эффективности Фактические значения уровней соответствия

А! / Б! = 4,0 А2 / Б2 = 0,5 А3 / Б3 = 0,2 Ае1 / Би = 0,4 АЕ2 / БЕ2 = 0,2

Семантическая сила Смысл обязательных принципов очень высок, так как обосновывает связь требований Болонского процесса с принципами менеджмента и маркетинга деятельности вуза Смысл рекомендательных принципов Болон-ского процесса обосновывается с учетом научно-институционально-инновационных принципов Факультативные принципы Болонского процесса конкретизируются за счет ИТ-технологий и учета особых свойств виртуальных корпораций В среднем идентификация по одному принципу кластеризации обеспечивает необходимую для практики обоснованность принципиальных решений Значимость данного критерия очень высока, допускается любое чередование принципов-репрезентантов

Многозначность Обязательный вектор в принципе не может иметь однозначности, так как его базой является множество принципов Рекомендации Болон-ского процесса размыты изначально, но этот момент конкретизируется перебором содержания данного кластера Факультативная многозначность критерия А3 / Б3 может быть либо минимизирована через принципы-репрезентанты, либо оптимизирована на уровне интерпретации Множественность оценок их интерпретаций обеспечивает любое многообразие направлений развития Критерий многозначности определяет рекомендации Болонского процесса в целом, в переходный период это возможно

Компактность Компактность обязательного вектора обеспечивается достаточно надежно с помощью обоснования принципов-репрезентантов Рекомендации с учетом принципов Болонского процесса в каждом отдельном случае могут быть компактными, если аргументированно выбирать принцип-репрезентант и его диагностику Факультативная компактность реализации во многом опосредована из-за нестабильности предметной области как менеджмента и маркетинга деятельности вуза, так и Болонского процесса Каждый кластер и их интеграция вполне комплектны для использования при укрупненном управлении переходом в формате Болонского процесса Данный критерий во многом размыт из-за сочетательности скачков и эволюции в переходном периоде к болонским требованиям

По каждому из векторов изменений образовательного рынка существует своя тенденция развития, в связи с чем из многообразия принципов менеджмента (до 20) и маркетинга (до 50) выбирается минимальное количество, которое может быть различным.

Мы пришли к выводу, что для адекватного отражения нашей позиции достаточно 9 принципов - для отображения вектора модернизированного тейлоризма (МТ), 10 принципов - для отображения институционально-инновационного вектора и 10 принципов - для отображения виртуально-инновационного вектора. Эти 29 исходных концептуальных принципов, по нашему мнению, могут быть также интегрированы с основными направлениями Болон-ского процесса.

Концепция интеграции векторов развития образовательного рынка при вступлении России в Болонский процесс требует выполнения 45 принципов, с одной стороны, отражающих инновационный характер процесса, а с другой -обеспечивающих эффективность переходного процесса при реализации требований Болонской конвенции с учетом трехвекторности развития.

В соответствии с рабочей гипотезой с использованием индуктивного метода «остатка» из данного многообразия вычленены четыре принципа-репрезентанта, как по каждому из трех векторов, так и по системе отношений в целом. Принцип-репрезентант не является постоянным или обязательным, так как зависит от мнения менеджера, а также от актуальности вектора развития предмета. В этой связи в исследовании взяты принципы-репрезентанты, отражающие лишь нашу позицию. Каждый принцип-репрезентант может быть отображен любым диагностическим показателем развития образовательного рынка, в том числе и на основе отчетных данных конкретной организации.

В табл. 2 приведена балльная оценка уровня соответствия показателей деятельности вуза требованиям Болонского процесса с учетом болонского показателя как базы. Фактические балльные характеристики уровня соответствия требованиям переходного процесса обычно получают на основе результатов независимой экспертизы при прохождении конкретным вузом комплексной оценки. В результате могут быть выявлены соответствующие индикативные экспертные предложения по формированию целевого регулирования рынка образовательных услуг.

В табл. 3 приведена экспресс-диагностика уровня соответствия показателей деятельности вуза требованиям Болонского процесса (А / Б), при этом использовались известные критерии Ч. Медоу. В результате получены характеристики всех критериев уровня соответствия требованиям Болонского процесса. Для менеджера и маркетолога-практика мы предлагаем целый набор возможных рекомендаций количественного и качественного характера, необходимых для совершенствования состояния координации по каждому из векторов развития образовательного рынка и по учету состояния уровня менеджмента и маркетинга деятельности вуза требованиям Болонского процесса.

Для оценки эффективности деятельности вуза требованиям Болонского процесса мы использовали критерии эффективности, которые обеспечивают хотя и неточные, но объективные оценки по выбранным принципам-репрезентантам и их диагностическим показателям.

В табл. 4 приведены результаты анализа при апробации данной методики в конкретных условиях вуза (ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова»). Величины взаимозависимости вероятности (л), объемов выборки (п) и погрешности определения (А) используемых значений диагностических показателей и критериев качества рассчитывались по формуле

х+1 < дУй—1

2 " ^ (?) '

где 8п(?) - функция Стьюдента.

Т а б л и ц а 4

Оценка соответствия деятельности вуза требованиям Болонского процесса (в %)

Значение вероятности критериев качества (л) Погрешность оценки (А) при объеме выборки п

50 кафедр 26 независимых экспертов 10 случайных экспертов

80 ±13 ±19 ±30

60 ±11,4 ±16 ±27

В результате подробного анализа многочисленных отечественных и зарубежных источников по теории и практике менеджмента и маркетинга и проведенного исследования мы пришли к выводу, что в условиях перехода государственных образовательных учреждений РФ к Болонскому процессу ни менеджмент, ни маркетинг предметной области автономно не способны повысить качество системной координации образовательных процессов (ни концептуально, ни методически).

Анализ институционального, инновационного и индикативного типов развития рынка образовательных услуг РФ выявил три возможных и фактически параллельно действующих вектора его развития, что требует их временной интеграции. Поэтому изменения рынка образовательных услуг следует рассматривать не через структурную реорганизацию, а как систему отношений по наполнению парадигмы перехода к Болонскому процессу инновационными подходами.

Выдвинутые базовая и рабочая научные гипотезы участия конкретных вузов РФ в Болонском процессе обеспечили создание концепции интеграции векторов развития образовательного рынка, разработку методики оценки соответствия маркетинга и менеджмента образовательного рынка требованиям Болонского процесса, ее апробацию в РЭА им. Г. В. Плеханова и разработку соответствующих рекомендаций, а именно:

- прежде чем реформировать менеджмент-маркетинг деятельности ГОУ и изменять оргструктуру вуза, следует дать оценку состояния образовательного рынка с помощью предлагаемой нами методики с учетом стандартов, регламентируемых Болонским процессом;

- при оценке уровня соответствия показателей деятельности вуза требованиям Болонского процесса следует определить его необходимое состояние, изменяя значения А, л, n в нужной взаимозависимости;

- если значения показателей соответствия по всем принципам менеджмента и маркетинга с учетом Болонского процесса будут хуже классов D и Е, то требуется срочная перестройка данных систем;

- перестройку деятельности вуза согласно требованиям Болонского процесса необходимо осуществлять исходя из обязательных, рекомендательных и факультативных кластеров и по трем векторам развития образовательного рынка (О, Р, Ф);

- особый акцент следует делать на реализацию обязательного вектора (с опорой на модернизированный тейлоризм, инновационные процессы и требования Болонского процесса) при одновременном учете двух других векторов развития и соответствующих кластеров;

- полученные количественные оценки уровня соответствия показателей деятельности вуза требованиям Болонского процесса в каждом конкретном случае должны рассматриваться как выбор значений целевых функций регулирования.

Список литературы

1. Барбер Д. Сетевой маркетинг. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

2. Кириллов В. Б., Гладков Г. И. Единое европейское пространство высшего образования и российские вузы. Болонский процесс. М.: Восток-Запад, 2005.

3. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. М.: ООО «АСТ», 2000.

4. Никулин Л. Ф., Бусалов Д. Ю. Менеджмент самоорганизованных мягких систем. М.: ИА РАН, 2005.

5. Никулин Л. Ф., Егоров А. Ю. «Пульсирующий» менеджмент. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

6. Никулин Л. Ф., Пимашков П. И. Сетевой менеджмент: двести принципов. Красноярск: ПИК «Офсет», 1999.

7. Никулин Л. Ф., Синько И. В. Менеджмент - размышления без повода. М.: Век книги, 2004.

8. Никулин Л. Ф., Синько И. В. Менеджмент-XXI: введение к основам общей теории. М.: Век книги, 2003.

9. Плюта В. Сравнительный многомерный анализ в экономических исследованиях. М.: Статистика, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.