Научная статья на тему 'Интеграция векторов развития образовательного рынка России'

Интеграция векторов развития образовательного рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция векторов развития образовательного рынка России»

МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

К. В. Исаева ИНТЕГРАЦИЯ ВЕКТОРОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЫНКА РОССИИ*

Актуальность диссертационного исследования обусловлена усилением интеграционных процессов в высшем образовании Европы и взятым Россией курсом на вхождение в единое Европейское образовательное пространство. В соответствии с основными принципами Болонского соглашения предполагается дальнейшее расширение академической мобильности, осуществление совместных программ обучения, практическое обеспечение трудоустройства выпускников, проведение совместных научных, инновационных исследований в области высшего образования.

Основной при этом остается проблема оценки положительных и отрицательных сторон интеграции российской высшей школы в глобальный рынок образовательных услуг, определение правил такой интеграции, критериев инновационности, а также проектирование динамики развития критериев оценки качества.

Проблематика диссертационной работы имеет много аспектов и охватывает три направления исследований, которым посвящено большое число публикаций отечественных и иностранных авторов. Во-первых, это работы по теории и практике классического маркетинга и менеджмента: Ф. Котлера, П. Дойля, П. Диксона, Э. Раиса, П. Смита, А. Пулфорда, К. Бэрри, Д. Барбера, Г. Фоксола, Р. Голдсмита, С. Брауна, Л. Роджерса, Д. Эванса, Б. Бермана и др., а также отечественных исследователей -Т. Данько, Б. Соловьева, И. Герчиковой, Л. Брагина, Н. Голубковой, Е. Голубкова, В. Демидова, П. Завьялова, А. Мешкова, Э. Уткина, И. Флягиной, Л. Цой, Т. Никитиной, Л. Балабановой. В. Пурлик и многих других.

Во-вторых, работы, отображающие особенности модернизации и развития современных ры-

ночных отношений и управления ими (И. Ан-софф, П. Друкер, С. Крейнер, К. Клок, Дж. Голдсмит, Г. Саймон, Г. Минтцберг, Л. Хайден, Т. Ле-витт, Ю. Бусск, Р. Дим, В. Мейтус, Э. Короткое, Л. Никулин, И. Синько, Б. Райзенберг, Б. Чернышев, Л. Егоров, Ю. Одегов, М. Кулапов и др.).

В-третьих, работы, посвященные вхождению России в Европейское образовательное пространство в рамках присоединения к Болонскому процессу (С. Бондарева, Д. Фельдштейн, А. Глазунов, Б. Есаджанян, В. Слободчиков, А. Бодалев, В. Максимова, Д. Колесов, Т. Базаров, М. Кузьмина, М. Крымчанинова, И. Жуковский, В. Краевский, Ю. Хотунцев, А. Кондаков, Е. Коротаева, С. Гав-ров, А. Зятьков, Р. Рогова и др.).

В данных публикациях процессы изменения российской системы образования в условиях активных перемен и поиска инновационных путей развития, происходящих на рынке образовательных услуг, не рассматриваются. В связи с этим основное внимание автора было сосредоточено на рассмотрении макроэкономических трудностей и противоречий, характеризующих современное состояние рынка образовательных услуг, и на поиске инструментария инновационного развития этого рынка.

Цель диссертационного исследования — разработка научно-методических рекомендаций по индикатированию инновационной траектории включения российской высшей школы в Болонский процесс. Реализация поставленной цели определяет необходимость решении следующих задач:

- исследование теоретической проработанности данной тематики в рамках общей теории менеджмента и маркетинга, управления знаниями;

* Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (специализация: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами - сфера услуг). Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. Москва, 2006.

© К. В. Исаева, 2008

Экономика образования ♦ № 4, 2008

105

- определение методологического аппарата гипотезы исследования и ее рассмотрение;

- анализ состояния рынка образовательных услуг, правил вхождения российской высшей школы в Болонский процесс;

- выбор инструментария методологических основ исследования;

- разработка показателей инновационности развития вуза;

- кластеризация векторов инновационного развития вуза;

- разработка шкалы показателей при кластеризации векторов инновационного развития вуза;

- экспресс-оценка уровня соответствия показателей деятельности вуза требованиям Болонского процесса;

- сравнение экспресс-оценки уровня соответствия показателей с существующей балльной оценкой деятельности вуза.

Объект диссертационного исследования -рынок образовательных услуг РФ.

Предмет исследования - институционально-индикативные отношения, механизмы оценки и регулирования субъектов рынка образовательных услуг.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются теория менеджмента и современные концепции маркетинга, теория управления знаниями. Достоверность научных выводов и практических рекомендаций определяется методами исследования, среди которых сравнительный анализ, метод группировок, графический анализ, методы ста-тистически-математического моделирования и метод экспертных оценок. Для индикатирования состояния развития вуза использован индуктивный метод «остатков» с последующей оценкой точности и вероятности результатов.

Информационную базу исследования составили отечественные и зарубежные публикации, посвященные проблемам рынка образовательных услуг, а также требования по гармонизации отечественных образовательных систем, являющееся условием их вхождения в единое Европейское образовательное пространство. В работе использованы статистические и аналитические данные о тенденциях развития рынка образовательных услуг, материалы международной аккредитации образовательных программ, результаты оценки зарубежными экспертами знаний, умений, навы-

ков учащихся, слабых сторон и других аспектов организации учебного процесса в России, а также личные исследования автора.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке научно-методических рекомендаций по определению показателей оценки инновационности и характера траектории развития субъектов образовательного рынка России при вхождении в Европейское образовательное пространство. В частности, в диссертационном исследовании:

- определены индикаторы уровня развития образовательных услуг, проведена оценка конкурентности и соотношения сил на рассматриваемом рынке;

- выявлены основные области конкретных несоответствий положениям Болонского процесса, требующие коррекции и разработки механизмов их устранения;

- предложена поливекторная концепция проектирования направлений инновационного развития образовательного рынка;

- разработана классификация концептуальных принципов инновационного развития по трем векторам: инновационно-модернизированному тейлоризму, инновационной институционально-сти и инновационной виртуальности;

- проведена кластеризация векторов инновационности развития вуза и предложена шкала показателей для построения траекторий развития;

- выдвинута базовая научная гипотеза об интеграции векторов инновационного развития образовательного рынка Российской Федерации;

- осуществлена экспресс-диагностика уровня соответствия показателей деятельности вуза требованиям Болонского процесса;

- разработана методика балльной оценки уровня соответствия показателей деятельности вуза требованиям Болонского процесса;

- осуществлена оценка эффективности деятельности вуза в рамках вхождения Российской Федерации в Болонский процесс.

Практическая значимость результатов исследования состоит в использовании разработанных методик и рекомендаций в качестве эффективного инструментария по реализации стратегии и тактики при вхождении отечественных вузов в общеевропейское образовательное пространство в части эффективной координации и формирования соответствующих целевых функций регулирования образовательного рынка.

Концептуальные положения, связанные с возможностью временной интеграции векторов развития в рамках присоединения к Болонскому процессу, могут быть использованы в учебном процессе, подготовке учебных и методических указаний (практикумов) для студентов и аспирантов по специальности «Менеджмент организации» и специализации «Корпоративный менеджмент» в контексте их интеллектуализации, интернационализации и стандартизации применительно к образовательному рынку Европы.

Основные концептуально-методические положения диссертации автор предлагает использовать при проведении научных исследований, касающихся изучения опыта интеграции высшего образования Российской Федерации и Европейского союза.

Структура диссертационного исследования включает:

Введение

Глава 1. Генезис категорий менеджмент и маркетинг применительно к управлению знаниями

1.1. Воздействие процессов глобализации на мировую индустрию высшего образования

1.2. Влияние изменений толерантности и характера межличностных отношений на сближение предметных областей категорий менеджмент и маркетинг

1.3. Управление знаниями как основа реструктуризации современного высшего образования

Глава 2. Индикатирование современного состояния рынка образовательных услуг РФ

2.1. Характеристика основных индикаторов развития образовательного процесса в постиндустриальном обществе

2.2. Факторы влияния тенденций в европейском образовании (Болонский процесс) на рынок образовательных услуг России

2.3. Анализ состояния рынка образовательных услуг РФ и обоснование позиции по методологическому обеспечению инновационности его развития

Глава 3. Векторно-динамическое моделирование развития рынка образовательных услуг

3.1. Обоснование выбора методического инструментария описания инновационного развития вуза

3.2. Рабочая гипотеза выбора векторов развития образовательного рынка

3.3. Методика векторно-динамического развития образовательного рынка

Заключение и рекомендации

Библиография

В результате подробного анализа многочисленных отечественных и зарубежных источников по теории и практике менеджмента и маркетинга и проведенного исследования делается вывод о том, что в условиях перехода государственных образовательных учреждений РФ к Болонскому процессу ни менеджмент, ни маркетинг предметной области автономно не способны повысить качество системной координации образовательных процессов ни концептуально, ни методически.

Анализ институционального, инновационного и индикативного типов развития рынка образовательных услуг РФ выявил три возможных и фактически параллельно действующих вектора его развития, что требует их временной интеграции. Поэтому изменения рынка образовательных услуг следует рассматривать не как структурную реорганизацию, а как систему отношений по «наполнению» парадигмы перехода к Болонскому процессу инновационными подходами.

Выдвинутые автором базовая и рабочая научные гипотезы участия конкретных вузов РФ в Болонском процессе обеспечили создание концепции категории интеграции векторов развития образовательного рынка, разработку методики оценки соответствия маркетинга и менеджмента образовательного рынка требованиям Болонского процесса, ее апробацию в РЭА им. Г.В. Плеханова и разработку соответствующих рекомендаций.

- Прежде чем реформировать менеджмент-маркетинг деятельности ГОУ и изменять организационную структуру вуза, следует дать оценку состоянии образовательного рынка с помощью предлагаемой нами методики с учетом перехода к Болонскому процессу.

- При оценке уровня соответствия показателей деятельности вуза требованиям Болонского процесса следует оценить необходимое состояние перебором по принципам и их кластерам,

изменяя значения А, Я и п.

- Если значения показателей соответствия по всем принципам менеджмента и маркетинга с учетом Болонского процесса будут хуже классов «Д» и «Е» при их точности (А) хуже ±30%, то требуется срочная перестройка данных систем.

- Перестройку деятельности вуза согласно требованиям Болонского процесса нужно осуществлять исходя из обязательных, рекоменда-

Экономика образования ♦ № 4, 2008І

107

тельных и факультативных кластеров и по трем векторам развития образовательного рынка (О, Р, Ф).

- При реализации предлагаемых концепции и методики диагностики, анализ и оценка уровня соответствия показателей деятельности вуза требованиям Болонского соглашения могут рассматриваться как основа реализации Болонского процесса при параллельном реинжиниринге организации конкретного научно-учебного и методического процессов.

- Особый акцент следует делать на реализацию обязательного вектора (с опорой на модернизированный тейлоризм, инновационные процессы и требования Болонского процесса) при одновременном учете двух других векторов развития и соответствующих кнастеров.

Полученные количественные оценки уровня соответствия показателей деятельности вуза требованиям Болонского процесса в каждом конкретном случае должны рассматриваться как выбор значений целевых функций регулирования.

Л. П. Пачикова ГЕНЕЗИС ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Когда в Закон «Об образовании» в 1995 году было введено понятие «платные образовательные услуги», эти новые, по существу рыночные, категории вызвали проблемы восприятия и осмысления, повлекшие за собой дискуссии о нравственности основ воспроизводства общественной жизни. Что же с педагогической точки зрения означает термин «платные образовательные услуги»?

В Толковом словаре русского языка данный термин определяется следующим образом: услуга - «действие, приносящее пользу, помощь другому», образовательный - «содействующий образованию, просвещению», платный - «оплачиваемый, такой, за который платят». Согласно этим определениям, платные образовательные услуги

- это действие, направленное на оказание помощи кому-либо, а никак не «деятельность... направленная на получение прибыли», каковой является предпринимательство. Тем не менее, несмотря на внутреннее содержание термина «платные образовательные услуги», не позволяющее относить его к терминологии предпринимательства, в Законе «Об образовании» особо оговаривается, что платная образовательная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если доход от нее реинвестируется в образовательный процесс.

В образовательной деятельности экономический термин «инвестировать» предполагает использование денег для приобретения реально-

го капитала (зданий, оборудования, машин, компьютеров и т.д.), а реинвестировать - значит полученные на образовательный процесс и не использованные в течение отчетного периода деньги направлять непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. При этом подчеркнем, что, согласно закону, понятие «образовательный процесс» подразумевает реализацию как основных образовательных программ, определяющих его статус, так и дополнительных. В аспекте заработной платы понятие «реинвестирование» расширяется, в него включаются не только затраты на процесс накопления основных средств, но и затраты на оплату труда.

Новые экономические категории, впервые в нашей стране закрепленные законодательным актом, отразили глобальные изменения в социальной деятельности и при глубоком осмыслении определили не только новые экономические отношения в образовании, но и, прежде всего, адекватные им требования к воспитанию и образованию.

Анализ социальной и экономической природы платных образовательных услуг выявляет, что их законодательное закрепление в России стало необходимой мерой для сохранения и даже, можно сказать, самосохранения вузов.

108

© Л. П. Пачикова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.