Иногда, характеризуя управленческие парадигмы, авторы пользуются антиномиями «централизация-децентрализация», «стабильность-изменчивость», «индивидуально-коллективная» работа, упуская из виду, что крайние характеризуют неординарные ситуации.
Действительность свидетельствует, что одних невнятных призывов к смене управленческих парадигм оказалось недостаточно для реального улучшения дел в управленческой сфере.
Характер проведенной приватизации, нерегулированность правового поля предпринимательской деятельности, размытость экономических правил и норм, недостатки банковской и финансовой систем, тесное сращивание государственных чиновников с олигархией приводят к дополнительным хозяйственным рискам, которые значительно увеличивают трансакционные издержки, сокращают область эффективных управленческих решений по повышению конкурентоспособности отечественного бизнеса. Главные усилия
менеджмента в этих условиях смещаются с совершенствования продуктовых и технологических инноваций, создания конкурентоспособных преимуществ во внепроизводственную «договорную» сферу для получения нерыночных преимуществ.
В такой неоднозначной и многоаспектной ситуации требуется от менеджмента новое решение - в виде т.н. конвенциональноадминистративного менеджмента, согласующими учет самоорганизации (через конвенции как временные договоренности) и жесткое регулирование узлов сети и сети в целом административными методами.
Литература:
1. Никулин Л. Ф., Бусалов Д. Ю. Менеджмент самооргани-зованных мягких систем. - М.: ИА РАН, 2006
2. Никулин Л. Ф., Синько И. В. Менеджмент XXI - введение к основам общей теории. - М.: Век книги, 2003
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБЪЕКТА МЕНЕДЖМЕНТА
Бусалов Д.Ю., к.э.н., доцент РЭУ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА
На общем фоне оргпроектирования приводится методическая позиция о возможности наличия единой методики, с помощью которой может анализироваться, оцениваться и координироваться система практически любой масштабности и значимости (от субъекта РФ до самоорганизованных сетевых (временных) структур.
Ключевые слова: индуктивный метод, лингвистическая переменная, сеть, самоорганизация, принцип - репрезентант.
ANALYTICAL APPROACH TO THE STUDY OF OBJECT MANAGEMENT
Busalov D., Ph.D., Associate Professor, Plekhanov REU
On the general background orgproektirovaniya is methodical stance on the possibility of having a single methodology, through which can be analyzed, evaluated and coordinated system of virtually any magnitude and the significance (of the RF subbed to self-organized network (temporary) structures.
Keywords: inductive method, the linguistic variable, the network self-organization principle - reprezentant.
Трансформация методологии организационного проектирования отражает эволюцию концепций управления, означающую отказ от технократического рационализма в пользу современной инновационной парадигмы менеджмента. В трудах большинства современных исследователей указывается на два подхода к построению организации: механический и органический. Однако, по нашему мнению, процесс формирования методологии организационного проектирования целесообразно структурировать более глубоко с выделением следующих этапов.
1. Механистический подход (технократический, инструментальный) -основан на концепции научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет), характерной для индустриальной эпохи начала XX века. Он характеризуется жесткой детерминацией организационного устройства, строго фиксированной консервативной системой иерархии, сопротивлением изменениям, властно-авторитарным типом руководства однонаправленным (нисходящим) характером коммуникаций.
2. Рационалистический подход (бюрократический - основан на концепции рациональной бюрократии (М. Вебер, А. Файоль, Л. Урвик) первой четверти XX века. Он характеризуется формализацией правил и процедур, централизацией принятия решений. Узкой специализацией и регламентацией деятельности каждого исполнителя, четко определенной ответственностью и строго фиксированной иерархией управления.
3. Гуманистический подход (ориентированный на человеческие отношения) - основан на достижениях теории человеческих отношений и поведенческих наук (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Ч. Барнард, Ф. Селзник, Д. МакГрегор, К. Аджирис и др.), сформировавшихся в 30-е гг. и развитых в гуманистической концепции управления (С. Бир, П. Вейлл, П.Э. Лэнд и др.) в середине XX века.
4. Органический подход (гибкий, адаптивный) - основан на проведении аналогии организационной модели с живым организмом, который обладает способностью сравнительно легко видоизменяться, приспосабливаясь к изменившимся условиям и органически вписываясь в новую, усложненную среду обитания.
5. Инновационный подход (прогрессивный) - связан с передовыми научно-практическими разработками в области менеджмента и управленческих технологий конца XX - начала XXI века (П.
Друкер, Т. Питере, Р. Уотермен, И. Ансофф, У. Деминг и др.). Он постулирует, что на построение и функционирование организации в постиндустриальную эпоху в большей степени воздействуют нематериальные активы. Определяющие инновационную готовность, открытость передовым технологиям и достижениям, направленность на реинжиниринг бизнес-процессов и реализацию бизнес-стратегий. Современная парадигма управления, вызвавшая переход к инновационным моделям организационного устройства, обусловила пересмотр традиционных взглядов на сущность организационных структур. По нашему мнению, под организационной структурой следует понимать упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в оптимальных отношениях и обеспечивающих необходимый уровень организационной эффективности на основе продуктивной внутренней и внешней интеграции. Следовательно, ключевыми компонентами современных структур управления следует считать не структурные подразделения, а взаимосвязи и взаимоотношения элементов, обеспечивающие функционирование и развитие организации как единого целого исходя из общих целевых ориентиров и задач.
Таким образом, в динамике подходов к организационному проектированию прослеживается эволюционный процесс углубления содержания приемов и моделей организационного строительства, суть которого отражают следующие трансформации: Переход от закрытых моделей построения, где основное внимание концентрируется на конструировании внутренних переменных организаций, к открытым моделям, результативность функционирования которых зависит от взаимодействия между собой и внешним миром; отказ от моно-центрического подхода к определению организационной эффективности (технократические или гуманистические элементы) в пользу масштабного полицентрического видения факторов успеха организации в многообразном рыночном пространстве; замена жестких связей и отношений бюрократического типа гибкими формами организации работы; отход от признания приоритетности материально-вещественных компонентов производства к нематериальным ценностям организации (интеллектуальные, информационные, социальнопсихологические, культурные, поведенческие факторы); уход от авторитарных, формализованных подходов, построенных на строгой иерархии и централизации власти, к демократическим партисипа-
тивным моделям, развивающим самоорганизацию, инициативу, творчество и самоконтроль; переход от акцентированного внимания на проблемах долгосрочного стратегического на оперативный характер управления; переключение со стандартных способов проектирования, приемлемых для большинства организационных образований, на альтернативные приемы организационного строительства, включая нетрадиционные креативные методики (настройка по ситуации, организационный дизайн (субкультура), корпоративная культура и т.д.), позволяющие учесть уникальность и неповторимое своеобразие организации, в особенности самоорганизованной сетевой. Иначе - учет социальных сетей.
Ведущие принципы горизонтального подхода к проектированию организации можно обобщить следующим образом:
1. Построение организации как сети, а не только вокруг процесса или задачи - вместо создания структур на основе набора функций и департаментов система строится вокруг основных процессов со специфическими целями на основе сочетания фрагментарных задач;
2. Формирование гетерархических структур - за счет сокращения вертикального администрирования обеспечивается распространенность горизонтальных связей, децентрализация и минимизация уровней управления, что приводит к появлению плоских моделей управления (сетей). 3.Развитие эдхократических отношений - за счет развития инициативы, активности, самостоятельности и ответственности достигается максимальное использование творческого потенциала и компетентности персонала и клиентов сети, их вовлеченность в процесс управления (координации). 4.Организация команд - выделение автономных высокопрофессиональных групп (бригад), которые объединяют немногочисленные группы равноправных специалистов с взаимодополняющими навыками для достижения целей на основе партнерства, высокой сплоченности, групповой самоорганизации и солидарной ответственности. 5. Клиентоориентированность организации на основе идеологии маркетинг-менеджмента - целью и критерием оценки работы являются рыночная ориентация и удовлетворение запросов разнообразных групп клиентов (под клиентами понимается все потребители организационной культуры и продуктов деятельности организации - персонал, поставщики, покупатели, посредники, партнеры, акционеры, инвесторы, общественность, государство); б.Формирование «внутренних рынков» - принципы предпринимательства и рыночных отношений переносятся на взаимоотношения внутри сетей организации и, как следствие, появляются даже предпринимательские подразделения, взаимодействующие между собой на основе рыночных принципов и образующие т.н. «внутрифирменную экономику». 7.Создание инфраструктуры принятия решений - формируется единая система обеспечения данной сетевой системы (отчетность, коммуникации, стимулы, политика, культура и др.). 8.Экспансия, поиск новых рынков, территорий диверсификация операций - развивается деятельность, ориентированная на производство и продвижение на рынок новых изделий и технологий на принципах «рискового финансирования» (характерно для торговых сетей). 9.. Становление новой корпоративной модели - расширение контактов с поставщиками, потребителями, конкурентами на основе усиления внутренней и внешней интеграции, кооперирование ресурсов и усилий для использования рыночных возможностей. ^Формирование новой корпоративной культуры и морали - в результате становления атмосферы взаимного доверия, ответственности и партнерства преобразуется мышление участников бизнес-процесса, обеспечивается формирование эгалитарной среды, что отражается в идеологи и философии компании.
Таким образом, горизонтальное структурирование позволяет максимально полно использовать организационные ресурсы для эффективного взаимодействия с динамично изменяющимся внешним окружением, совершенствования бизнес-процессов и реализации стратегических целей. Горизонтальная организация характеризуется сокращением уровней в узлах управленческой иерархии, расширением диапазона контроля. Все так или иначе базируется на новом понимании менеджмента. В то же самое время. В. May (2010) акцентирует внимание на уже известные вызовы, но в условиях турбулентности глобализации, отличающей их от кризисов предыдущих лет.
Таким образом, новое парадигмальное направление в менеджменте должно базироваться на такой методологии, которая является синтетической, т.к. ее предметная является не столько однознач-
но кризисный, сколько турбулентно-глобальный и, главное, подверженный перманентным изменениям из-за гуманитарно-экономических интервенций. Иначе - менеджмент РФ столкнулся не только со спецификой управления и координации как таковых, но и новыми методами хозяйствования, относительно низкой покупательной способностью населения и т.д.
Проблематику такого типа С. Никаноров (2008) определил как «создающую новые возможности». Совокупность институциональных систем и норм морали должна определять «норму общества». Однако неизбежные отклонения иногда могут рассматриваться как «патология общественного здоровья». Но С. Никанорову, заданная нормативность, например, объекта обеспечивается напряженной повседневной работой руководителей всех уровней. В этой связи (2007) автор утверждает следующее: в предметных областях практической деятельности переход однако качества в другое путем количественных изменений иллюстрируется примером перехода от одной песчинки к куче песка. Ни один из атрибутов понятия «песчинка» не является атрибутом понятия «куча (песчинок)». Это указывает на то, что «куча» - иное качество, чем «песчинка». Но в нашем случае - это отвергает принцип конгруэнтности кода в менеджменте, что в работе считается основополагающим положением.
Особенности России уникальны. Нет ни одного государства на земном шаре, которое бы отличалось разнообразием в столь значительном числе измерений: и по числу наций и народностей, и по разнообразию природных условий, и по представителям религий. Сохранять все это в одной стране могла только империя со всеми ее атрибутами силового воздействия.
Еще в работе 1939 года «Экономические условия межгосударственного федерализма» лауреат Нобелевской премии по экономике Ф. Хайек отмечал, что правильный выбор формы федерализма уменьшает вероятность войн. Он говорил, в основном, о межгосударственном федерализме, вариант которого мы теперь можем наблюдать на примере Европейского союза.
Согласно действующей Конституции РФ субъектами Федерации являются области, края, национальные республики, автономные округа. Налицо неоднородность в определении субъекта Федерации как административной и политической единицы.
Теоретические исследования, показывают, что чем больше и разнообразнее население, тем больше должно быть число уровней правительства. При этом центральное (федеральное) правительство управляет сравнительно небольшим числом правительств следующего за ним уровня иерархии (5-10). Каждый следующий уровень иерархии управляет большим числом правительств. Самый нижний уровень - муниципалитеты состоит из сравнительно небольшого населения (100-3000 человек), что и измеряет степень близости власти к населению. В мире наблюдается большое разнообразие в указанной иерархической структуре построения всех видов правительств. Под локальными юрисдикциями в США понимаются муниципалитеты (города, большие и малые, поседения, главный признак - многоцелевое назначение), школьные округа и специальные округа (одноцелевое назначение).
В период с 1962 по 1972 год число юрисдикции уменьшилось с 91186 до 78218 за счет сокращения на 54,5% числа школьных округов и городских поселений осталось на том же уровне, а число специальных округов, наоборот, выросло на 30,4%.
В России пестрая картина. Уровень, следующий за федеральным, - федеральные округа. Их, стало девять и главная их функция - обеспечивать единство федеральных законов. Далее идут субъекты Федерации. Следующий уровень - муниципальные округа, и, наконец. Внизу - муниципальные образования. В итоге получается пять уровней.
Муниципалитет формально не считается органом государственной власти, хотя реально наделен всеми полномочиями последней. Граждане РФ не считают местных начальников менее легитимными, чем региональных или федеральных. Особенно учитывая теперешний переходный период введения в жизнь закона 131 о реформе местного самоуправления, когда разрешено глав муниципалитетов не выбирать, а назначать.
Следует сказать, что при проведении реформы местного управления в России, принят принцип постепенности, принцип введения нового порядка по мере готовности.
Если использовать т.н. лингвистическое моделирование по общему типу Л. Заде, то объект и предмет описываемого менеджмента могут быть представлены следующим образом:
• Объект как парадигма «О»={(Т+М+Х)хФп};
• Предмет как система отношений «Пх»={(А+Б+С)хФп}, где:
Т - теория (понятийный аппарат + гипотеза + система принципов);
М - метод (индуктивный метод «остатка» как базовый)^ - прочие аспекты постиндустриальных изменений парадигмы в т.ч. предмет (П); Ф - «функция принадлежности» (0 10), т.е. степень конкретизации; А - административные отношения соподчинения; Б - бизнес - отношения; С - самоорганизованные горизонтальные отношения.
Таким образом, предмет и объект, в принципе, способны адекватно отображать весь комплекс объектовых парадигмальных положений (с учетом индуктивного метода «остатков»). Эти положения, с одной стороны - отображают общие моменты парадигмы конвенционально-административного менеджмента, с другой, - типичные элементы, с помощью которых индуктивный метод «остатка» способен подтвердить свою эффективность, даже учитывая эффект воздействия самоорганизации. Приведенные общие характеристики объекта и предмета для их реализации с помощью метода такого «остатка», потенциального субъекта как региона РФ - во многом подтверждают данную позицию. Действительно, объект, определяет ориентацию диссертации и границ исследования рассматривает, с одной стороны, глобально, с другой, - как полупрозрачные национально-корпоративно-муниципальные, обеспечивающие самопроизвольную самоорганизацию. При этом предмет как факт взаимозависимости административного и конвенционального характера зафиксирован отношениями менеджмента с учетом принятых векторов парадигмальных изменений.
Следовательно, имеется возможность с определенной точностью и вероятностью на основе принципа «конгруэнтности кода» на примере состояния менеджмента конкретного региона отобразить перспективность и содержательность предлагаемой парадигмы как объекта в формате конвенционально-административного менеджмента. В этой связи авторская позиция заключается в том, что любой объект, в том числе субъект РФ, способен выявлять особенности предлагаемой парадигмы менеджмента РФ начала XXI в.
Предлагая априори понятие репрезента в рамках метода «остатка», имеются в виду следующие категории, совокупно и взаимозависимо используемые в нижеследующей методике: субъект-репрезент;
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ КОММЕРЧЕСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ АУКЦИОНОВ
Романов В.М., соискатель ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
В данной статье обосновывается необходимость отвода земельных участков под застройку на принципах и механизмах ускоренного привлечения частных инвестиций.
Ключевые слова: инвестиционная активность, городское строительство, земельные аукционы
IMPROVED MANAGEMENT OF WORKING CAPITAL CONSTRUCTION ORGANIZATIONS BASED ON COMMERCIAL LENDING FOR THE IMPLEMENTATION OF LAND AUCTION
Romanov V., the applicant, GOU VPO Nizhny Novgorod State Architectural University
This article is describing the necessity of withdrawal of land plots for development in the principles and mechanisms of accelerated private investment.
Keywords: investment activity, urban construction, land auctions
Потребность современного российского общества в жилье, объектах инфраструктуры и нежилой недвижимости невозможно осуществить без необходимых денежных средств. Поэтому в условиях рыночной экономики активная роль в стратегическом развитии строительной отрасли принадлежит инвестиционной политике. Инвестиционная политика включает в себя выбор источников и методов финансирования инвестиций, определение сроков реализации строительства объекта и создание благоприятного инвестиционного климата. Под инвестиционным климатом подразумевается финансовая среда, в которой протекают инвестиционные процессы и формируются риски инвестиций.
В зависимости от складывающегося инвестиционного климата в отрасли, формируется инвестиционная политика инвесторов, стимулирующий приток или отток финансового капитала. Известно, что в условиях благоприятного инвестиционного климата в отрасли наблюдается приток капиталов. С другой стороны, неблагоприятный климат снижает эффективность и повышает риск инвестирования, что приводит к утечке финансового капитала из отрасли со всеми вытекающими негативными последствиями для экономики строительных предприятий. Решению важнейшей проблемы обеспечения экономического роста в строительной отрасли способствует повышение инвестиционной активности. В свою очередь, рост инвестиционной активности влияет на эффективность производства, развитие рынка строительных материалов, строительных работ и услуг, мощностей строительных предприятий.
принцип-репрезент; диагностический показатель-репрезентант.
Их актуализации на примере конвенционально-административного менеджмента, предлагаемого в настоящей работе может быть подтверждена целым рядом аспектов субъективно-авторского видения проблемы и формально-объективного (косвенного) понимания задач и возможностей.
Произведенный анализ типовой и конкретной предметных областей показал принципиальную потребность в предлагаемой новой парадигме на основе конвекционально-административного менеджмента и одновременно -возможность ее соответствующего моделирования, учитывающего трехвекторность саморазвития, системную нестабильность и временность отношений, кризисность, турбулентность и самоорганизацию бизнес-процессов и т.д. Индуктивный метод «остатка» в рамках разработанной методики обеспечивает необходимую репрезентативность результатам при использовании концептуальных принципов, отображающих каждый из секторов саморазвития и соответствующих данным конкретной предметной области диагностическим показателям-репрезентантам.
Если конвенциональный аспект менеджерской парадигмы в основном базируется на учете институционального и виртуального векторов, то административный - на тейлоризме третьего вектора. Методика, кроме того, может обеспечивать количественную и качественную оценки системной ситуации в форме состояния менеджмента на базе всех трех векторов в их совокупном взаимодействии.
Семантическая структурно-понятийная методология при этом формирует однозначно горизонтальную (плоскую) сетевую реализацию предлагаемой парадигме, в том числе в части возможности распространения на любые социально-экономические системы РФ.
Литература:
1. Лафта Дж. Менеджмент. - М.: ПБОЮЛ Григорян, 2000
2. Клейнер Г. Системная парадигма и теория предприятия/ / Вопросы экономики. 2002. №10
3. Никулин Л. Ф., Пимашков П. И. Сетевой (параллельный) менеджмент: ... принципов. - Красноярск: Офсет, 1999
4. Никулин Л. Ф., Бусалов Д. Ю., Исаева К. В. Управление изменениями. - М.:Прима-пресс Экспо, 2009