Научная статья на тему 'Интеграция уровня формирования ценностного отношения у младших школьников этнокультурным традициям в поликультурной среде'

Интеграция уровня формирования ценностного отношения у младших школьников этнокультурным традициям в поликультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
814
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурные традиции / ценностное отношение к культурным традициям / формирование ценностного отношения к культурным традициям / младший школьный возраст / этнические традиции / поликультурное образование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожурова Алина Алексеевна

В статье обоснована проблема интеграции уровней формирования ценностного отношения у младших школьников к этническим традициям в поликультурной среде. Описывается анализ научных подходов к поликультурному образованию, анализ школьной практики, а также определены уровни сформированности с помощью диагностического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожурова Алина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers integration of formation levels of primary school children"s value attitude to ethnocultural traditions in the polycultural environment. The author analyses the scientific approaches to polycultural education and school practice and also defines the levels of formation by means of diagnostic study.

Текст научной работы на тему «Интеграция уровня формирования ценностного отношения у младших школьников этнокультурным традициям в поликультурной среде»

А. А. Кожурова

ИНТЕГРАЦИЯ УРОВНЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Работа представлена кафедрой педагогики начального обучения Педагогического института Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор М. Д. Гермогенова

В статье обоснована проблема интеграции уровней формирования ценностного отношения у младших школьников к этническим традициям в поликультурной среде. Описывается анализ научных подходов к поликультурному образованию, анализ школьной практики, а также определены уровни сформированности с помощью диагностического исследования.

The article considers integration of formation levels of primary school children's value attitude to ethnocultural traditions in the polycultural environment. The author analyses the scientific approaches to polycultural education and school practice and also defines the levels of formation by means of diagnostic study.

Проблема формирования ценностного отношения у младших школьников к культурным традициям в современных условиях приобретает все большую остроту. Усложнение социальной среды, стремительный темп жизни общества, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи, общества негативным образом сказываются на процессах воспитания детей младшего школьного возраста в условиях поликультурной среды, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды.

В последние годы многие исследователи (Г. С. Голошумова, О. А. Белобрыкина, Т. Д. Молодцова и др.) констатируют интенсивное увеличение числа детей с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, вызванными трудностями адаптации к условиям поликультурной среды1. Это обусловлено уси-лением интеграционных процессов мирового сообщества, с присущим им полиэт-ничностью и поликонфессиональностью, и последующей трансформацией социокультурных составляющих воспитывающей

среды, которая все чаще характеризуется на -личием различных этнических групп, оказывающим непосредственное влияние как на коммуникативное пространство среды, так и на целостный воспитательный процесс.

В контексте изучаемой проблемы особый интерес у нас вызвали исследования влияния поликультурной среды у детей младшего школьного возраста и в развитии их личностного потенциала, способностей к самопознанию и самореализации в этих условиях. Из указанных положений вытекает проблема интеграции уровней формирования ценностного отношения у младших школьников к этнокультурным традициям поликультурной среде.

Целью исследования является: разработка и научное основание поликультурной модели формирования ценностного отношения к этнокультурным традициям в условиях поликультурной среды; ориентирование учебно-воспитательного процесса на развитие учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоопределению и самообразованию; подготовка младшего школьника к жизни в поликультурной среде.

В рамках опытно-экспериментальной работы разработана программа «Мы новое поколение Якутии за мир и содружество» (с 1-го по 4-й класс). Структура программы: «Родина», «Семья», «Язык», «Культура народов Якутии». Раздел «Родина» предполагает воспитание патриотизма, формирование толерантности, исторического мышления, гражданской позиции. «Семья» восстанавливает связь времен, преемственность поколений, не допускает забвения семейных традиций и обычаев, вырабатывает убеждение, что «основа всего - родительский дом». «Язык» рассматривает язык с позиции существования нации. «Культура» развивает уважительное отношение к культурным ценностям народов Якутии.

Таким образом, программа основана на следующих концептуальных идеях:

• возрождение этнокультуры народов Якутии, использование ее потенциала в

нравственном, духовном и социальном ста -новлении современных школьников;

• осуществление поликультурного подхода в формировании ценностного отношения;

• создание целостности, системности и глубины учебно-воспитательного процесса, так как реализация программы предполагает многоуровневый исследовательский и аналитический подход.

Программа проходила апробацию в условиях средних общеобразовательных школах г. Якутска и других школах Республики Саха (Якутия).

Цель апробации: разработка и научное обоснование поликультурной модели формирования ценностного отношения к этнокультурным традициям в условиях поли -культурной среды как программы межкультурного ориентирования и коммуникации.

Цели реализации:

• Педагогическая: оказывать педагогическую поддержку и создавать условия для формирования ценностного отношения у младших школьников.

• Воспитательная: формировать нормы ценностного отношения как основы поликультурной коммуникации.

• Психологическая: развивать эмоциональную культуру межличностного общения (чувство уважения, солидарности, толерантности к другим народам).

• Методическая: разработать систему инновационных технологий и форм для реализации поликультурной модели формирова-ния ценностного отношения к этнокультурным традициям в поликультурной среде.

Поскольку нам приходилось решать эту проблему педагогическими средствами, в начальной школе ведущим методологическим и дидактическим принципом становится поликультурность образовательного процесса. Именно с этой позиции отбирается его содержание и происходит процесс обучения.

Согласно по принципу формирования ценностного отношения у младших школьников «ценностные знания ^ ценностные

Интеграция уровней формирования ценностного отношения у младших школьников..,

ориентации ^ ценностные отношения», мы выделяем уровни личностно-нравственной воспитанности младших школьников:

• идентификационный уровень - осознание социокультурной (этнической) идентичности;

• когнитивный уровень - формирование знаний о ценностях традиций и их проявление на уровне понятий, идей;

• рефлексивно-деятельностныйуровень -формирование и развитие навыков у младшего школьника личностных ценностей в результате перехода от ситуативно-эмоциональной оценки к оценочному суждению, а затем - к ценностным ориентациям;

• действенно-практический уровень - отражает динамику сформированное™ ценностных отношений у младших школьников к этнокультурным традициям, к людям, к себе. Деятельностный характер ценностного отношения реализуется в активности младшего школьника, в умении проявить уважения и терпимость к другим людям, анализировать их отношения;

• гуманистически-ориентированный уровень - это способность действия на формирование национального самосознания и межнациональных отношений.

В результате опытно-экспериментальной работы выявлены уровни сформированное™ у учащихся экспериментальной и контрольной групп. Экспертные оценки производились в индивидуальном, а затем в коллективном порядке, с опорой на таблицу «Характеристика уровней сформированнос-ти ценностного отношения у младших школьников к традициям». Выявлено: в контрольной группе 32,5% детей находятся на индифферентном уровне сформированнос-ти ценностных отношений, 54% - на сознательном, 5% - на ценностном (в экспериментальной группе соответственно 41, 46, 6%). Такие показатели отражают недостаточную степень сформированное™ ценностных отношений у учащихся, подтверждают актуальность рассматриваемой проблемы.

Реализация поликультурной модели процесса формирования ценностного отно-

шения у младших школьников к этнокультурным традициям рассматривается нами как система воспитательной работы, охватывающая и внеучебную, и учебную деятельность, что соответствует принципу системности поликультурного образования. Цель данной системы - сформировать ценностное отношение до максимально возможного уровня (с учетом возрастных и личностных особенностей) в процессе формирования ценностного отношения к культур -ным народным традициям в условиях поликультурной среды. Важным педагогическим условием здесь являлись интеграционные процессы: интеграция учебных дисциплин, учебных и внеучебных занятий, деятельности младших школьников и родителей, современного образования и основ народной культуры. Так, интеграция учебных дисциплин способствует раскрытию перед школьниками мира межличностных отношений разных народов, нуждающихся в бережном отношении к культурным ценностям.

На основе научно-литературного ана-лиза нами разработана инновационная методика формирования ценностного отношения к этническим традициям в условиях поликультурной среды с учетом индивидуальных особенностей младших школьников. При разработке использован принцип осознанного отношения к этнокультурным традициям. При определении измеримых целей обучения с помощью данной методики учитывались личностно значимые отношения, нравственные качества учащихся младшего школьного возраста.

Мы использовали для разработки заданий проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ори-ентаций «Домики» О. А. Ореховой2; элементы национальной культуры и специально разработанные интегрированные задания (фольклор, родной язык и литература, природоведение, математика, музыка).

Задания выполнялись только в экспериментальной группе. Для получения объективных данных сформулированы критерии оценки результатов выполнения данных

заданий, где четко обозначены цели, учтены средства и способы их выполнения. При детальном анализе выполненных учащимися заданий мы использовали метод оценки статистической сложности каждого задания для экспериментальной и контрольной групп (табл. 1). Для оценки статистической сложности заданий рассчитывался коэффициент статистической формулы К по формуле К = 1- ппр./побщ., где ппр. - количе-

ство правильно выполненных задании, побщ. - общее количество правильно выполненных заданий.

Результат выполнения данного задания приведен на рис. 1, где четко прослеживается положительная динамика при работе учащихся экспериментальной группы с заданиями. Успешное выполнение задания требует самостоятельных действий учащихся, высокой степени сформированное™ пере-

Таблица1

Коэффициент статистической сложности задания в контрольной и экспериментальной группе

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 0,6/0,4 - /0,3 - /0,5 0,6/0,3 0,4/0,1 0,8/0,5 0,9/0,4 1/0,7 0,6/0,1

2 - /0,3 - /0,2 - /0,7 - /0,3 0,9/0,6 0,6/0,3 0,9/0,4 1/0,8 0,5/0,1

3 0,4/0,1 - /0,3 - /0,8 - /0,3 0,6/0,5 0,6/,02 0,8/0,4 1/0,7 0,5/0,1

4 - /0,3 - /0,2 - /0,4 - /0,2 0,4/0,2 0,6/,02 0,6/0,3 1/0,5 0,5/0,2

5 0,9/0,1 - /0,1 - /0,4 - /0,4 0,7/0,3 0,5/0,1 0,6/0,3 1/0,6 0,5/0,1

6 0,4/0,1 - /0,1 - /0,2 - /0,2 0,7/0,2 0,4/0,1 0,6/0,3 1/0,4 0,4/0,1

7 0,6/0,1 - /0,2 - /0,2 - /0,3 0,6/,02 0,6/,02 0,7/0,4 1/0,4 0,4/0,1

8 0,4/0,1 - /0,2 - /0,1 - /0,3 0,6/,02 0,5/0,1 0,8/0,2 1/0,3 0,4/0

9 0,4/0,1 - /0,1 - /0,1 - /0,2 0,6/,02 0,4/0,1 0,8/0,2 1/0,2 0,4/0,2

10 1/0,1 - /0,1 - /0,1 - /0,2 0,6/,02 0,4/0,1 0,8/0,2 1/0,2 0,4/0

Примечание: числитель - контрольная группа, знаменатель - экспериментальная группа.

численных выше умений и достаточно высокого уровня сформированное™ ценностного отношения. Постепенное снижение статистической сложности учебных задач свидетельствует о положительной динамике формирования необходимых качеств ценностного отношения и терпимости.

Таким образом, результаты выполнения свидетельствуют в целом о различной динамике и о различной степени сформированное™ у них необходимых умений и навыков формирования ценностного отношения.

Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать выводы об эффективности разработанной методики и устойчивом существенном различии показателей сформированное™ и их динамики в контрольной и экспериментальной группах. Применение интеграционного подхода к учебно-воспитательному процессу и нестандартных заданий позволяет выявить и проверить сфор-мированность ценностного отношения у учащихся. Оценка ценностного отношения учащихся в процессе обучения убедительно

свидетельствует о развитии положительной мотивации формирования ценностного отношения к этнокультурным традициям.

Динамика формирования ценностного отношения у младших школьников отслеживалась с помощью описательных (экспертные оценки) и числовых методов. Данной методикой выявлялись уровни нравственной мотивации (способность нравственно реагировать на ситуации), моральной устойчивости (выбор между добром и злом), самооценки (осознание себя как члена поликультурного общества и т. д.) младших школьников. Выявлено: формирование ценностного отношения к этнокультурным традициям повышает уровень нравственной мотивации (в экспериментальной группе показатели низкого уровня мотива -ции снижены на 10%, в контрольной, напротив, возросли на 6%); способствует росту моральной устойчивости (рост экспериментальной группы - 21%, в контрольной - понижение на 4%), положительно отражается на способности младших

Интеграция уровней формирования ценностного отношения у младших школьников.,

Рис. 1. Динамика результатов уровней сформированности ценностного отношения

1,2

0,8

0,6

0,4

0,2

школьников к самооценке (количество учащихся экспериментальной группы, обладающих самооценкой, увеличивается с 65 до 81%, контрольной - с 66 до 74%).

По данным экспериментальной работы, за 3 года уровень сформированности ценностных отношений в экспериментальной группе повысился (табл. 2).

Таким образом, внедрение предлагаемой поликультурной модели и интеграция способствуют успешному формированию ценностного отношения у младших школьников к этнокультурным традициям. Успешность

4 5 6 7 8 9

Номер задания

обеспечивается тем, что народные традиции представлены не только в фольклорно-раз-влекательной форме, а именно интегратив-ный подход является эффективным педагогическим условием. Теоретическое и прак-

Таблица 2

Динамика формирования ценностного отношения у младших школьников в процессе приобщения к этнокультурным традициям в поликультурной среде

Уровень сформированности Показатель Индифферентный, % Сознательный, % Ценностный, %

Практический этап Ценностно-установочный аспект КГ 36 45 5

ЭГ 28 78 10

Ценностно-ориентировочная составляющая КГ 32 59 9

ЭГ 16 80 14

Ценностно-поведенческий компонент КГ 38 47 13

ЭГ 6 89 30

Примечание: КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа.

тическое раскрытие ценностного содержания народных традиций во многом способствует формированию ценностного отношения у младших школьников к этнокультурным традициям. Апробация и внедрение результатов исследования позволяют говорить об эффективности поликультурной модели, устойчивой повторяемости результатов.

Таким образом, опытно-экспериментальная проверка поликультурной модели по формированию ценностных отношений в процессе приобщения учащихся младшего школьного возраста к народ -ным традициям показала ее эффективность и, следовательно, истинность гипотезы исследования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Молодцоеа Т. Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждение и преодоления дезадаптации подростков. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1997.

2 Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.