8. Савенков А.И. Идентификация одаренных детей как педагогическая проблема // Школьные технологии. - 2000. - № 1. - С. 236-244.
9. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогические аспекты детского суицида // Образование личности. -2012. -№ 4.-С. 8-11.
Ю.Фингелькурц Ан.А., Фингелькурц Ал.А. Межпо-лушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 111-121.
11.Alexander J.E., O'Boyle M.W., Benbow C.P. Developmentally advanced EEG alpha power in gifted male and female adolescents // Inter. J. Psychophysiol. - 1996.-V. 23.
12.Meehl P.E. Factors and taxa, traits and types, differences of degree and differences in kind // J. Personal.- 1992.-V. 60.
THE RESULTS OF EMPIRICAL RESEARCH AND THE IMPLEMENTA TIONOF THE PROGRAM OF FORMA TIONOF VALUABLE RELATIONS OF YOUNGER STUDENTS TO THE CULTURE OF TURKMEN ETHNICITY IN PEDAGOGICAL PRACTICE Lidak Lyudmiia Valentinovna, DScofPsychological sciences, Professor, Chair ofintercuiturai Communication, Didactics, Pedagogical Technologies of Training and Education, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk E-mail:ludalidaktg>maii. ru
Timonkina Lyudmiia Pavlovna, Primary School Teacher, Secondary School № 1, Minerainie Vody E-mail: timonkinal955@maii.ru
Bazarova Guinur Zeriphanovna, Post-graduate Student, Supervisor, Regional Center of Development of Creativity of Children and Youth Behalf Gagarin, Stavropol E-mail: sta vropoibazarova@yandex.ru
The article presents the aim of the empirical research of peculiarities of the value orientations of younger students, the ethnic composition of municipalities, took part in the study described the distinctive features of Charter schools, presents the main indicators of value relations of younger schoolboys to ethnic culture of the people, describes the implementation of the "Flower of friendship - Dostiigin gyii", of course "Native origins", which was aimed at familiarizing students with the culture of the Turkmen people through the use of folklore, poetry, folk songs and virtual games around the world: Turkmenistan ".
Keywords: value attitude; ethnic culture of the Turkmen people; a theoretical model of formation of valuable relations of younger students to the culture of the Turkmen ethnic group; the motivational-value, cognitive, connotative indicators of formation of value attitude to the culture of the Turkmen ethnic group in the juniors.
CO
i-H
о
CU
-О Q-LQ CK b-X
LjJ
u
о cu
со
S
33
РЕЗУЛЬ ТА ТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬ ТУРЕ ТУРКМЕНСКОГО ЭТНОСА В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ
В статье представлена цель эмпирического исследования, особенности ценностных ориентации младших школьников, этнический состав муниципальных районов, принявших участие в исследовании, описаны отличительные особенности Уставов школ, представлены основные показатели ценностного отношения младших школьников к этнической культуре народа, описано внедрение программы "Цветок дружбы - Достлыгын, гули", спецкурса "Родные истоки", которые были направлены на ознакомление школьников с культурой общения туркмен через использование фольклора, поэзии, народных песен и виртуальной игры "Путешествие вокруг света: Туркмения". Ключевые слова: ценностное отношение; этническая культура туркменского народа; теоретическая модель формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса; мотивационно-ценност-ные, когнитивные, конативные показатели сформированноети ценностного отношения к культуре туркменского этноса у младших школьников.
УДК 373.3:39 ВАК РФ 13.00.02
©ЛидакЛ.В., 2016 © Тимонькина Л.П., 2016 © Базарова Г.З., 2016
Формирование ценностного отношения младших школьников к этнической культуре разных народов является одной из важных предметных областей педагогической науки и практики. В этой связи возникает необходимость обосновать педагогические условия формирования ценностного отношения к этническому наследию у
•х.
>
<
I ш
з: ж а
<
а ш
а
34
ЛИДАК Людмила Валентиновна, доктор психологических наук, профессор, кафедра Межкуль тур ной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания, Пятигорский государственный университет, Пятигорск 1ис1аНс1ак@таИ. г и
ТИМОНЬКИНА Людмила Павловна, учитель начальных классов, Средняя
общеобразова тельная школа № 1, Минеральные воды Итопкта 1955@mail.ru
БАЗАРОВА Гульнур Зерипхановна, аспирант, методист, Краевой центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А. Гагарина, Ставрополь угоро!Ьагаго уа@уап с/ех. г и
младших школьников, проживающих и обучающихся в особых условиях - в условиях многонациональных регионов Российской Федерации. Одним из таких регионов является Ставропольский край, в котором компактно проживают представители туркменского этноса (Благодарненский, Нефтекумский, Туркменский районы). Предпосылками формирования этнокультурных ценностей в младшем школьном возрасте является интенсивное развитие национальной идентичности, эмоциональной сферы, познавательных интересов, нравственных форм поведения и освоения разных видов деятельности. Эти показатели в структуре личности обеспечивают школьнику успешное взаимодействие с представителями различных этносов и культур. Использование этнокультурного фактора и культурно-исторических традиций в воспитании молодого поколения являются основой формирования ценностного отношения личности к культуре различных этносов. Теоретическое обоснование позволило сформировать основу для проведения опытной работы и внедрения программы формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса.
Эмпирическое исследование формирования ценностного отношения к культуре туркменского этноса в практике современной школы заключалась в достижении цели - сформировать у младших школьников ценностное отношение к этнической культуре туркменского народа. Задачи разработки эмпирического исследования предполагали их поэтапную реализацию в условиях констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента. Параллельно осуществлялись мероприятия по внедрению предварительных и окончательных результатов в практику школ.
Экспериментальной базой исследования были выбраны средняя общеобразовательная школа №14 аула Эдельбай, начальная школа №15 аула Чур, начальная общеобразовательная школа №16 села Летняя Ставка, средняя общеобразовательная школа №1 г. Минеральные Воды. Общее количество испытуемых составило 336 человек.
В данных школах преобладает смешанный этнический состав школьников. В Туркменском районе большинство русских семей -44,5%, однако, туркменские семьи составляют значительное количество от общего числа - 32,8%. В Благодарненском районе, соответственно статистике: русских-44,4%;туркмен -21,6%; семей иных этносов и смешанных семей - 29%. В Минераловодском районе туркменских семей - 0,2%; русских семей - 78,4%; смешанных - 21 %.
В экспериментальных образовательных учреждениях использовался метод статистического анализа, который показал следующие результаты:
- начальная школа №15 аула Чур, Туркменского района, Ставропольского края школьников туркменской национальности - 70%, русской - 5%, таджикской - 6,25%, татарской -12,5%; из семей смешанных национальностей - 6,25%.
- начальная общеобразовательная школа №16 села Летняя Ставка, Туркменского района, Ставропольского края из числа обучающихся - 53,9% составляют русские ребята, 36,1 % - туркменские ребята, 5,4% - из смешанных семей, 4,6% представители армянских, грузинских, дагестанских, ингушских, чеченских и других семей;
- средняя общеобразовательная школа №14 аула Эдельбай, Бла-годарненского района, Ставропольского края обучаются дети из туркменских семей - 90,9%; татарских -1,2%; русских -1,8%; даргинских - 0,4%; корейских - 0,4%; чеченских - 0,4%; ногайских - 2,1%;
калмыцких - 0,3%; армянских - 0,2%; смешанных - 2%; других семей - 2,3%.
В Минераловодской школе №1 следующий национальный состав: русские дети - 62%; ногайцы - 8%; армяне -14%; украинцы - 3%; карачаевцы - 2%; дагестанцы - 5%; цыгане - 2%; чеченцы - 2%; представители из смешанных семей - 2%.
Содержание воспитательной работы в экспериментальных школах носило идентичный характер, а главная цель образования реализуется всеми школами в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", принятом 29 декабря 2012 года №273-Ф3 [1].
Данный документ провозглашает в качестве ведущих принципов единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства [2; 27-28].
В Уставах и другой документации школ учитываются положения Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Так, в содержании Устава начальной школы №15 аула Чур отмечены такие задачи, как формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование общества; воспитание у обучающихся начальной школы эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру.
В Уставе начальной общеобразовательной школы №16 села Летняя Ставка отмечена необходимость создания детских общественных объединений, привлечения детей к сохранению истории своего народа, через функционирование школьного музея национальной культуры туркменского народа.
В Уставе средней общеобразовательной школы №14 аула Эдельбай к основным задачам устава относится обеспечение"национального самоопределения личности учащихся", "содействие воспитанию межнационального взаимопонимания" в "условиях полинациональной школы".
Отличительной особенностью Устава средней общеобразовательной школы №1 г. Минеральные воды является тот факт, что предполагается создание федеральных и инновационных площадок для поликультурного воспитания и разностороннего развития личности.
Мы проанализировали уставы школ и пришли к выводу о том, что в документах всех экспериментальных школ недостаточно полно представлены задачи и содержание работы по
приобщению детей кязыку, культуре, искусству, литературе народов, населяющих Российскую Федерацию и, в частности, регионы, в которых проживают переселенцы из Туркменистана.
Назрела необходимость активизировать поликультурное образование, позволяющее освоить этнокультурные традиции народов Российской Федерации, полиэтнической среды родного края, туркмен-переселенцев. Анализ документов экспериментальных школ позволил нам убедиться в важности и актуальности избранного направления исследования.
В рамках разработанной нами теоретической модели представлены основные показатели ценностного отношения младших школьников к этнической культуре народа. Выявлено три группы ведущих качеств личности, направленных на осознание сущности и значимости этнокультурного наследия разных народов: мотивационно-ценностные, когнитивные, конативные.
Были проведены три этапа опытной работы: констатирующий, формирующий и контрольный. Специфика исследования позволила сосредоточить усилия на эмпирической работе с младшими школьниками, проживающими в геополитическом пространстве Туркменского и Благодарненского районов Ставропольского края. Именно в этих местах наиболее плотно сосредоточены представители туркменского этноса, переселившиеся на территорию Ставропольского края еще в XIX веке, сохранившие свою самобытность, культуру, язык и традиции.
Содержание и технология экспериментальной работы определялись теоретической моделью формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса. Конструкция модели сложилась в результате теоретико-методологического анализа литературных источников. Системно-структурное обоснование основных компонентов модели послужило условием определения принципов экспериментальной работы и критериев мотивационно-ценностного, когнитивного и конативного показателей в структуре личности младшего школьника.
Мотивационно-ценностные показатели отражали уважительное отношение младшего школьника к собственной национальной идентичности и к идентичности другого; наличие социальной активности и познавательного интереса к этнокультурной среде иных народов; стремление к дружескому взаимодействию с представителями иных культур.
со
1-й
о си
-О 0-ш СК
к X ш и
о си
со
Ё
35
•х.
>
<
I ш
з: ж а
<
а ш
а
36
Когнитивные показатели ценностного отношения младших школьников к этнической культуре отражали стремление к овладению этнокультурными компетенциями, основами языка и фольклора, правилами общения и совместной деятельности.
Конативные показатели выражены в стремлении школьника к совместной деятельности с представителями туркменского этноса, в проявлении уважения, сотрудничества, взаимопомощи, дружеского участия к представителям туркменского этноса; в стремлении к совместной творческой деятельности через использование элементов национальной культуры туркменского народа в практике.
Экспериментальная программа носила просветительскую, ориентационную, направляющую и профилактическую функции. Технология реализации программы "Цветок дружбы - Дос-тлыгыц гули" и преподавания спецкурса "Родные истоки" была направлена на ознакомление школьников с культурой общения туркмен через использование фольклора, поэзии, народных песен.
На этапе формирующего эксперимента была разработана и внедрена в практику виртуальная игра "Путешествие вокруг света: Туркмения" (http://turkmenia.96.lt/). Технология компьютерной игры уникальна тем, что она позволила педагогу привлечь школьников к путешествию по миру. В нашем исследовании дорожная карта путешествия определяла конечную цель - Туркменистан. Реализация технологии виртуальной игры способствовала развитию этнокультурной составляющей в
мотивационно-ценностнои, когнитивнои и конативной сферах личности.
Экспериментальная работа строилась на идеях проектно-творческой деятельности и отражала вопросы социальных отношений, бытового уклада, культуры и достижений туркменского народа. В качестве примеров можно представить следующую тематику: "Моя родина в фотографиях и рисунках", "История моего села - история моего народа", "Прикладное искусство русского и туркменского народов: общее и разное". Для реализации проектов использовалась технология коллективных творческих дел.
В процессе эмпирического исследования формирование и проявление ценностного отношения к культуре туркменского этноса в практике современной школы отслеживалось с помощью мониторинга, представляющего из себя поэтапный процесс оценки состояния исследуемого явления.
Результаты свидетельствуют об увеличении количества испытуемых, имеющих высокие показатели ценностного отношения к культуре туркменского этноса на 23,7%.
Это значение совпало с уменьшением количества испытуемых со средними (-15,4%), и низкими (-8,3%) показателями.
Обобщенные данные свидетельствуют о том, что школьников с устойчивыми этнокультурными ценностными ориентациями стало на 2,7% больше. Разность средних и низких показателей соответствуетзначениям (-2%), (-1,3%). Наши выводы и рассуждения позволили наглядно представить на рисунке сравнительные данные, констатирующего и контрольного экспериментов.
Сравнительные показатели динамики ценностного отношения младших школьников к культуре
туркменского этноса
Сравнительные показатели результатов констатирующего и контрольного экспериментов свидетельствуют о том, что динамика ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса очевидна.
Результаты экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что эффективность формирования ценностного отношения к туркменскому этносу у младших школьников обусловлена учетом возрастных
и индивидуальных особенностей детей, она задается объективным диагностическим инструментарием изучения личности. Успех проведенной работы обеспечивался разработкой и внедрением теоретической модели, программы и технологии работы в избранном направлении.
Примечания:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации". Опубликовано: 31 декабря 2012 г. в "РГ" - Федеральный выпуск № 5976.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" 2013. - С. 27-28.
FEATURES DISPUTED BEHAVIOR OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES
Marenchuk Yulia Alexandrovna, PhD of Biological science, Associate Professor, Chair of Protection in Emergency Situations, North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: antropophiWmail.ru
Rozhkov Sergey Yuryevich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Chair of Tactical and Special and Fire
Preparation, Krasnodar University Ministry of internal Affairs of Russia (Stavropol branch), Stavropol
E-mail: rozshkov69@gmail.com
Noskov Oleg Igorevich, Under-graduate Student
E-mail: oieg.noskov. 1994@maii.ru
Novikov Sergey Viktorovich, Under-graduate Student
North-Caucasian Federal University, Stavropol
Research is devoted to the influence of the features of temperament of the future teachers of life safety fundamentals of the behavior of the person in a conflict situation. Established experimentally how the test behavior strategies depend on their individually-typological features.
Keywords: conflict; conflict behavior; the teacher; emotional stability; extrovert; introvert; temperament; temperament types.
ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исследование посвящено влиянию особенностей темперамента будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности на поведение личности в конфликтной ситуации. Экспериментальным путем установлено, насколько стратегии поведения испытуемых зависят от их индивидуально-типологических особенностей.
Ключевые слова: конфликт; конфликтное поведение; учитель; эмоциональная устойчивость; экстраверт; интроверт; темперамент; типы темперамента.
УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08
© Маренчук Ю.А., 2016 © Рожков С.Ю., 2016 © Носков ОМ, 2016 © Новиков С.В., 2016
I
Человек практически всегда находится в обществе, его везде окружают другие люди - знакомые и незнакомые. Где бы ни был человек, он находится во взаимодействии с индивидами той группы, членами которой они являются, где каждый имеет свои индивидуальные особенности: характеристики темперамента, коммуникативные особенности, предрасположенность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды.
В общеобразовательных учреждениях учебно-воспитательный процесс являет собой сложную систему взаимоотношений: "учитель - ученик", "учитель - учитель", "ученик - ученик", "директор - учитель", "учитель - родители", "родители - дети" и др. От эффективности взаимодействия вышеперечисленных логических цепочек, как участников образовательного процесса, зависит достижение поставленных им целей - воспитание гармонично развитого человека, как личности с высоким творческим потенциалом самосовершенствования и саморазвития. Тем не менее, в настоящее время, процесс
МАРЕНЧУК Юлия Александровна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра Защиты в чрезвычайных ситуациях, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь ап иорорЬ^@таИ. г и
СО
1-й
о
CU
-О Q-LQ СК
ь-X ш
о о
CU
со
S
37