Абдуллаева Самира Гейдар кызы, Патраков Эдуард Викторович, Гордеева Елена Евгеньевна О ЦЕННОСТЯХ ГУМАННЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ...
УДК 37.015.31
О ЦЕННОСТЯХ ГУМАННЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
© 2016
Абдуллаева Самира Гейдар кызы, соискатель кафедры социальной безопасности
Физико-технологического института Патраков Эдуард Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной безопасности Физико-технологического института Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина,
Екатеринбург (Россия) Гордеева Елена Евгеньевна, главный специалист Управление образованием Администрации, Екатеринбург (Россия)
Аннотация. Усиление миграционных потоков в мире и в России неизбежно вызывает проблемы соотношения традиционных ценностей различных культур. Наиболее остро на эту ситуацию реагируют школы, чья образовательная среда становится по сути поликультурной. При этом, как отечественная (российская), так и зарубежная философская мысль за несколько столетий накопили существенный потенциал исследований гуманизма и гуманных межличностных отношений. На наш взгляд, этот потенциал сейчас может обрести новое прикладное звучание. С другой стороны, имеется большое количество исследований по вопросам ценностных отношений мигрантов. В частности, показано, что ценности совершенствования, в соответствии с теорией ценностей С. Шварца (Schwartz, S. J.), играют существенное значение для мотивации миграции и определяют доминанту социального поведения в среде иммиграции. В третьих, современная школа сегодня не в полной мере готова быть действительно поликультурной средой. Сложность заключается в том, что, на наш взгляд, идеология толерантности сегодня нуждается в переосмыслении. Таким образом, в своем исследовании авторы пытаются соединить три обозначенных аспекта и предложить некоторые подходы по формированию гуманных межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды.
Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, миграция, гуманизм, гуманные межличностные отношения.
ABOUT THE VALUES OF HUMANE RELATIONS BETWEEN PEOPLE IN THE CONDITIONS OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
© 2016
Abdullayeva Samira Heydar Qizi, applicant of the chair "Social Safety", Institute of Physics and Technology Patrakov Eduard Victorovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair
"Social Safety", Institute of Physics and Technology Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg (Russia)
Gordeeva Elena Evgenyevna, chief specialist Yekaterinburg City Department of Education, Yekaterinburg (Russia)
Abstract. The intensification of migration in the world and in Russia inevitably raises the problem of interrelation between the traditional values of different cultures. The most serious reaction to this comes from schools where, in fact, educational environment is becoming multicultural. Herewith, for several centuries Russian and foreign philosophic thought has accumulated a substantial potential in the investigation of humanism and humane relations between people. In our opinion now this potential can gain a new application with the necessity of making relations between people more humane beginning with the school. On the other hand, a number of European and especially Israeli scientists have carried out a vast amount of serious research devoted to the migrants' evaluative attitude that we cannot but take into consideration. Particularly the values of perfection (according to the Schwartz Theory of Basic Values) are shown to play an important role for the motivation of migration and to determine the dominant of social behavior in the immigration environment. Moreover, today modern school is not completely ready to be a multicultural environment. To our mind, the difficulty lies in the fact that today the ideology of tolerance needs to be comprehended and transformed into the sphere of interpersonal relationship humanization. Thus, in their research the authors try and combine three aspects mentioned above and suggest some ways to form humane interpersonal relationship in conditions of multicultural educational environment.
Keywords: multicultural educational environment, migration, humanism, humane interpersonal relationship.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Миграционные процессы занимают лидирующее место среди глобальных изменений современной цивилизации. При этом, с философско-психологических позиций, исследователи выделяют проблемы соотношения ценностей, которые регулируют поведение как самих мигрантов, так и коренных жителей [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. В этой связи, изучение ценностей различных социальных групп, поликультурных сообществ, может способствовать улучшению межкультурных отношений.
Сегодня в России второе по величине иммигрантское население в мире, после США [9]. Вероятно, это связано с быстрым экономическим ростом: в течение истекших пятнадцати лет Россия поднялась от группы развитых стран в группу очень развитых стран [10]. Соответственно, происходит и социокультурная трансформация российского общества [11; 12]. Например,
этнический состав учащихся претерпевает существенные изменения в сторону увеличения доли выходцев из Закавказья, Центральной и Юго-Восточной Азии. Такие дети, особенно младшего возраста, испытывают существенные трудности психологической адаптации в ино-культурной школьной среде [13; 14].
«Концепция модернизации образования» и другие документы федерального уровня [15; 16; 17] указывают на необходимость формирования культуры межнациональных отношений. Но данный посыл должен обретать конкретные действия в повседневной профессиональной деятельности психологов, педагогов и администрации образовательных учреждений. Специалисты должны уметь работать с многообразием ценностей обучающихся, без психолого-педагогических деструкций. При этом, мы знаем, что трансформация ценностей - весьма медленный процесс. А в зрелом возрасте ценности вообще меняются крайне редко и под влиянием сильнейших
Абдуллаева Самира Гейдар кызы, Патраков Эдуард Викторович, Гордеева Елена Евгеньевна О ЦЕННОСТЯХ ГУМАННЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ...
и длительных обстоятельств [18; 19].
Обращаясь к истории философской мысли, важно отметить, что проблемой определения природных и социальных составляющих формирования близких гуманности феноменов, - нравственности и альтруизма, - в середине XIX - начале XX веков плодотворно занимались русские философы П. Л. Лавров и П. А. Кропоткин. Выдающийся русский философ П. А. Кропоткин писал о том, что ценность - явление общественное [20]. Перенося проблему нравственности на глобальный уровень, и, взаимоувязывая нравственность со свободой, философ подчеркивал, что истинный международный союз возможен будет только при наиболее полном развитии каждой отдельной народности. Научное эхо его высказывания не ослабевает и по сей день. Вообще отечественные философы внесли важный вклад в изучение факторов формирования нравственности (И. Т. Фролов, А. А. Гусейнов, В.А. Ядов и др.)
Проблемам взаимодействия в условиях поликультурной образовательной среды посвящены исследования А. Г. Омаровой, З. Т. Гасанова, Р. З. Хайруллина, Т. Н. Калечи, И. Л. Набок, В. Г. Собкина и др.
Проблема формирования ценностных отношений к личности исследовалась в работах И.Ф. Богдановича, С.И. Гессена, Н.И. Новикова, Н.И. Пирогова, М.М. Снегирева и др.
Сущности толерантного межкультурного взаимодействия и подготовки к нему занимались Г. Г. Абдулкаримов, Г. У. Солдатова, И. Пчелинцева, Г. Д. Дмитриев и др.
Также в контексте нашего исследования ценны работы в области психологии духовности (Б. С. Братусь, А. А. Гостев, Л. Н. Собчик, Д. А. Леонтьев, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков, В. Франкл, и др.).
По мнению практически всех перечисленных выше исследователей, культура межнациональных отношений зависит от умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Но по сути дела, в основе этой культуры должно находиться само гуманное мировоззрение.
Однако эти авторы не в полной мере рассматривают культуру межнациональных отношений в контексте культуры личности, без учета возрастных особенностей учащихся. Поэтому этот аспект нуждается в более глубоком и всестороннем анализе и осмыслении.
Специфика условий формирования и характер мировоззрения конкретных социальных групп определяют социокультурную трансформацию общества, динамику ценностей и особенностей идентичности [21].
Итак, мы видим, что ценности (прежде всего, ценности гуманных межличностных отношений) формируются именно в обществе. В этом контексте интересно обратить внимание на исследование ценностей мигрантов. Например, с точки зрения теории ценностей С. Шварца, миграция в быстро растущую страну может способствовать достижению мотивационных целей, выраженных в ценностях самоулучшения (достижение высокого социального положения и контроля над людьми и ресурсами).
Также отметим, что, согласно социально-психологическим исследованиям, вектор реализации ценностей сегодня сориентирован в большей степени на устройство комфорта на всех уровнях своего существования [22; 23; 24; 25].
Исходя из этого, школьному образованию необходимы новые инструменты гуманизации межличностных отношений.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В части поликультурной коммуникации сегодня ученые в своих исследованиях преимущественно применяют диалоговый подход, ориентированный на рост и сохранение
культурного разнообразия, равноправного и взаимообо-гащающего поликультурного взаимодействия. Но обратим внимание, что исследуемые этими учеными проблемы носят либо теоретико-декларативный характер, либо сфокусированы на определенных практических задачах. Они не выявляют специфику формирования гуманных межнациональных отношений. Между тем, гуманизация межличностных отношений сегодня особенно актуальна [26; 27; 28; 29; 30; 31].
Современные педагогические и психолого-педагогические реалии требуют учитывать в образовании этнокультурный фактор. На наш взгляд, учет этого фактора может быть реализован наиболее эффективно на основе гуманных межличностных отношений.
Формирование целей статьи (постановка задания). Таким образом, актуальность изучения психолого-педагогических аспектов формирования гуманных межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды обусловлена тем, что сегодня они являются частью нового этапа в развитии науки, становлении новой научной картины мира.
Изучение ценностей молодежи в условиях многонациональных образовательных коллективов сможет оказать существенную роль в стабилизации межличностных отношений и успешной адаптации мигрантов. В этом мы видим прикладную значимость изучаемой темы.
Формирование ценностей гуманных межличностных отношений осуществляется преимущественно в комплексе психолого - педагогических условий, которые включают в себя и социальную среду. При этом, школьному сообществу важно понимать, связаны ли сегодня ценности учащихся с их этническим компонентом. Для этих целей авторами работы было проведено пилотное исследование, краткие результаты которого представлены далее.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Эмпирическая база: обучающиеся общеобразовательных учреждений города Екатеринбурга.
Генеральная совокупность: обучающихся 13-17 лет г. Екатеринбурга - 43536.
Объем выборочной совокупности: учащиеся 8-9 классов - 1 050 чел. (24-30 чел. на одно ОУ); учащиеся 10-11 классов - 750 чел. (20-21 чел. на одно ОУ); квотирование по полу, возрасту и иным социальным, демографическим и экономическим признакам в ходе исследования не применялось.
Опрос проведен в 30-ти образовательных учреждениях г. Екатеринбурга, в т.ч.: школы - 25, лицеи - 1, гимназии - 3, учреждение дополнительного образования - 1.
Метод сбора информации: анкетирование. Поставленные в рамках данного исследования задачи реализованы с использованием метода полуформализованного анкетирования с использованием целенаправленной выборки учащихся.
Содержание вопросов: ценностные ориентиры, этническая принадлежность, отношение к лицам другой национальности, формы проведения досуга, качества успешного современного человека, мнения о будущем предлагалось распределить по пяти уровням от «совсем не похож на меня» до «очень похож на меня».
Половозрастная и этническая структура респондентов представлена в таблице 1 и 2.
Таблица 1 - Половозрастная структура респондентов (% от общего числа)
Пол Возраст, количество полных лет
13 14 15 16 17 18 19 Всег
Муж. 0,2 6,6 14.6 14.6 9,3 2,6 0,1 47,9
Жен. 0,2 7,6 16,5 12,7 11.4 3,6 0,1 52,1
Всего: 0,4 14,2 31,1 27,3 20,7 6,2 0,2 100, 0
Абдуллаева Самира Гейдар кызы, Патраков Эдуард Викторович, Гордеева Елена Евгеньевна педагогшесше
О ЦЕННОСТЯХ ГУМАННЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ... науки
Таблица 2 - Этническая структура респондентов (% от общего числа)
Национальность % Национальность % Национальность %
Русский 80,6 Таджик 0,3 Казах ОД
Татарин 7,9 Мариец 0,3 Осетин ОД
Киргиз 1.4 Езид 0,2 Кореец од
Башкир 1,2 Дагестанец 0,2 Грузин од
Украинец 1=1 Кабардинец 0,1 Поляк од
Азербайджанец 0,8 Лезгин 0,1 Аварец од
Арияшш 0,7 Чеченец 0,1 Мордвин 0.1
Немец 0,6 Вьетнамец 0,1 Болгарин од
Еврей 0.4 Молдаванин 0,1 Якут 0.1
Узбек 0,3 Удмурт 0,1
Грек 0,3 Белорус 0,1
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
1. Ценности гуманных межличностных отношений в целом не представлены как определяющие доминанты поведения старших школьников. К числу наиболее важных ценностей подростков, которые можно поставить на верхушку ценностной иерархии, относятся «семья» (социальная и материальная стабильность собственного родственного круга) и «любовь» (построение потенциально длительных отношений с представителями противоположного пола). К числу наименее важных жизненных ценностей относится «сознание собственной полезности для общества». Каких-либо соотношений между этнической принадлежностью и ценностями выявлено не было. Следует отметить, что данная иерархия ценностей одинаково характерна для учащихся всех возрастов, принимавших участие в опросе, и от пола респондента также не зависит, за некоторым исключением.
2. Приоритет на ценности семьи и ближнего социального окружения рассматривается респондентами как один из способов выживания и реализации потребности в доверии.
3. Имеются различия в отношениях к реализуемым программам гражданско-патриотического воспитания, отношения к гражданским нормам и нормативно-правовым актам, понимание механизмов правовой защищенности граждан, гражданская ответственность и правовая поведенческая культура.
В данной работе представлена лишь небольшая часть результатов исследования. Полное исследование включало исследование педагогов, социокультурные особенности региона. Более полные результаты исследования будут представлены в следующих статьях авторов. Дальнейшие исследования могут быть сосредоточены в области психологических особенностей образовательной среды многонациональных образовательных учреждений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бергсон, А. Два источника морали и религии / А. Бергсон; [пер. с фр., прим. А. Б. Гофмана]. - М.: КДУ,
2010. - 288 с.
2. Берри Дж. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. - М.: Гуманитарный центр, 2007
- 560 с.
3. Гасанов З. Т. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим направлениям. - Махачкала: Издательство ДГПУ, 1998. - 389 стр.
4. Монсонова А.Р. Этноконфессиональная принадлежность как фактор формирования системы ценностных ориентаций молодежи (на примере Байкальского региона). — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. —136 с.
5. Санина М. К. Концептуальная основа модели педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе. Сочи,
2011. - с. 71-74.
6. Слободчиков И.М. Одиночество личности: природа, структура, содержание, механизм развития // Психология и психотехника. М.: Общество с ограниченной ответственностью «НБ-Медиа», 2009.
- №2 - С. 26-35. Режим доступа: http://elibrary.ru/item. 130
asp?id=22598266 (дата обращения: 25.02.2016).
7. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Шайгерова Л. А. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии // Национальный психологический журнал. - 2011. - №2(6). Режим доступа: http://elibrary. ru/item.asp?id=17219640 (дата обращения: 25.02.2016).
8. Bardi, A., Buchanan, K. E., Goodwin, R., Slabu, L., & Robinson, M. (2014). Value stability and change during self-chosen life transitions: Self-selection versus socialization effects. Journal of Personality and Social Psychology. 106(1), 131.
9. UN DESA, United Nation Department of Economic and Social Affairs Population Division (2015). International migration. Режим доступа: http://www.un.org/en/develop-ment/desa/population/theme/international-migration/ (дата обращения: 25.02.2016).
10. The World Bank (2015). GDP growth. Режим доступа: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP. KD.ZG (дата обращения 25.02.2016).
11. Базарова Д. Р. Особенности структурно-содержательных характеристик образа жизни современной молодежи // Вестник Бурятского государственного университета, 5/2015, С. 14-17.
12. Карнышев А. Д. Этнопсихологические проблемы взаимосвязи патриотизма и межнационального согласия в поликультурном обществе // Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 3 (63) Т. 3.
13. Набок И. Л. Педагогика межнационального общения. М.: Академия, 2010. - 304 с.
14. Омарова А. Г. Воспитание культуры межнационального общения на уроках литературы // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 11 - С. 137-138.
15. Государственная программа «Гражданско-патри-отическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795).
16. Гражданско-патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -2015 годы».
18. Баранов, В. Е. Личностное бытие как проблема социальной философии: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Баранов Владимир Евгеньевич. - СПб, 2008. - 34 с.
19. Гафуров, М. А. Человечность как социокультурное явление: автореф. дис. ... канд. филос. наук.: 09.00.11 / Гафуров Мадриль Абдрахманович. - Уфа., 2010. - 26 с.
20. Кропоткин, П. А. Избранные труды / Пётр Алексеевич Кропоткин; [сост., авторы вступ. ст. П. И. Талеров, А. А. Ширинянц; автор коммент. П. И. Талеров]. - М: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 896 с.
21. Никулина М.А. Проблемы социокультурной модернизации Росси // Взаимодействие народов и культур на Юге России: история и современность. Тезисы докладов региональной научной конференции (19-20 сентября 2007 г.). Отв.ред.ак.Г.Г.Матишов - Ростов н\Д: Изд-во: ЮНЦ РАН, 2007. 122 с. С. 79-80. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23916270 (дата обращения: 25.02.2016).
22. Локтев К. И., Василенко В. С. Особенности адаптивного поведения у людей с разным уровнем развитости смысловой сферы личности и представлениями о развитии духовности // В мире научных открытий. —2013. — № 9(45). — С. 254-276.
23. Phinney, J. S., Horenczyk, G., Liebkind, K., & Vedder, P. (2001). Ethnic identity, immigration, and well being: An interactional perspective. Journal of social issues, 57(3), 493-510.
24. Tartakovsky, E., & Cohen, E. (2014). Values in the АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)
Абдуллаева Самира Гейдар кызы, Патраков Эдуард Викторович, Гордеева Елена Евгеньевна О ЦЕННОСТЯХ ГУМАННЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ...
bank: Value preferences of bank frontline workers and branch managers. European Journal of Work and Organizational Psychology, 23(5), 769-782.
25. Tartakovsky, E., & Schwartz, S. H. (2001). Motivation for emigration, value priorities, psychological well-being, and cultural identifications among young Russian Jews. International Journal of Psychology, 36(2), 88-99.
26. Барбаков, А. А. Гуманизм и гуманность / А. А. Барбаков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 11 (25) - 2 ч. Ч. II. - С. 44-56.
27. Березина, Е. М. Идея милосердия в религиозной морали / Е. М. Березина // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2010. - № 4. - С. 19-23.
28. Волков, Ю. Г. Гуманистическая перспектива. Статья первая / Ю. Г. Волков // Безопасность Евразии. -2005. - № 3. - С. 189-212.
29. Дементьева, П. С. Глобальный гуманизм как идеология XXI века / П. С. Дементьева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2008. - № 14. - С. 249-251.
30. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. -М.: Народное образование 1999. - 208 с.
31. Еланова, М. М., Мантатова, Л. В.Гуманизация образования в целях устойчивого развития: монография / М. М. Еланова, Л. В. Мантатова. - Улан- Удэ: изд-во ВСГТУ, 2006. - 153 с.