лоарофкоюшьш
гс)дготс:)1ЬКА
РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УМЕНИИ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Д.А. Никифоров, ЯГУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, оздоровительный режим, здоровый образ жизни.
С целью выявления этноприродо-сообразности здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры нами были проанализированы литературные источники по здоровому образу жизни (ЗОЖ), фи-$ зической культуре, ОБЖД, касающи-
еся здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Комплексное обследование учащихся школы (2002 г.) выявило нарушение физического развития в 19,5% случаев. Преобладала сниженная масса тела при нормальном росте (12,8%), ожирение (3,2%). У 65% детей — изменение осанки, у 22,4% — плоскостопие, патология органов ЛОР у 26%, абсолютно здоровыми призваны 5% обследованных. Следующим фактором риска для здоровья детей является низкая двигательная активность. Среднесуточная двигательная активность детей, постоянно проживающих в условиях севера, в зимнее время снижается по сравнению с летним на 50—70%, в то время как на юге страны — на 15-30%.
В технологии здоровьесбережения предусмотрено целенаправленное и
системное обучение подростков теории саморазвития личности. Основная роль принадлежит курсу «Формирование здоровьесберегающих умений и навыков на занятиях физической культуры» (У11—Х1 классы), который дает подростку базовую Ф
психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим саморазвитием, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы сбережения своего здоровья. Данный курс является теоретической базой физкультурнооздоровительной работы в условиях сельской школы.
Спецкурс построен с учетом возрастных потребностей и возможностей подростка и представляет следующую структуру по классам.
VII кл.- Научи себя быть здоровым (самообразование) (5 ч.);
VIII кл.- Утверждай себя в ЗОЖ (самоутверждение) (6 ч.);
IX кл.- Найди себя в мире здоровья (самоопределение) (6 ч);
X кл.- Умей управлять собой (саморегуляция) (7 ч);
119
XI кл.— Научись реализовать себя В целях эффективного результата в мире ЗОЖ (самоактуализация) были разработаны специальные педа-(7 ч). гогические ступени (табл. 1).
Таблица 1
Педагогические ступени формирования здоровьесберегающей образованности школьников
1 ступень «Я и Мир Здоровья» Проявление интереса к своему здоровью, своему внутреннему духовному миру. Знание понятия «Качество жизни», «Культура здоровья», «ЗОЖ», «здоровьесбережение», «традиции», «жизненная позиция». Имеет навыки самоанализа, самооценки, саморефлексии, самоутверждения.
2 ступень «Моя жизненная позиция — быть здоровым» Осознание собственного Я. Знание понятий «воля», «ответственность», «дружба», «цель», «самовоспитание», «самообразование», «самоутверждение», «самоопределение». Имеет сформированные здоровьсеберегающие умения и навыки. Испытывает потребность в знаниях о ЗОЖ, здоровьесбережении, способен к самообразованию, обладает культурой информационного взаимодействия с миром здоровья. Знание основных традиций введения ЗОЖ и образ Я. Самоопределение или создание образа «Я — здоровый человек». Определение себя в мире здоровья.
3 ступень «Быть примером» Осознание ценностей понятия «самоуправление», «самоактуализация», «самореализация». Умеет управлять собой в трудных ситуациях. Разбирается в традициях здоровьесбережения. Изучает традиции здоровьесбережения своего народа. Знаком с условиями создания здоровьесберегающей среды, способами достижения здоровья, физических и личностных качеств.
#
Собственный педагогический опыт работы в сельской школе привел нас к выводу о целесообразности включения в учебную программу физической культуры специальных разделов о здоровьесбережении.
На таких специальных занятиях физической культуры прежде всего создаются условия для формирования здоровьесберегающих умений и навыков подростков, а именно:
1. Соблюдаются физиологические основы физкультурно-оздоровительного режима занятий.
2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обу-
120
чения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебновоспитательного процесса).
3. Формируется здоровый образ жизни.
Для формирования здоровьесберегающих умений и навыков подростки изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам:
— «спорт и здоровый образ жизни»;
— «здоровое питание и влияние его на здоровье»;
— «основы безопасности жизнедеятельности»;
— «проблемы выживания в современном мире»;
Допрофессиональная подготовка
— «здоровье и культура общения».
Использование в практике здоровьесберегающих традиций народа Саха способствует развитию у подростков коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, а также познавательных способностей. В этой связи необходима интерпретация здоровьесберегающих технологий и традиций самосохранения, которое будет складываться из следующих компонентов:
— аксиологического;
— интеллектуального;
— эмоционального;
— деятельностного.
П.Ф. Лесгафт отметил, что именно народные игры положены в основу системы физического образования. Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Действительно, через традиционные народные игры формируется физическое качество и культура здоровья. Широкое применение народных игр и формирует здоровое поколение.
Выход из сложившейся ситуации видится нам в разработке такой методической системы, которая, будучи направленной на формирование здоровьесберегающих умений и навыков в процессе усвоения его на различных уровнях познания — рациональном, эмоциональном, чувственном, физическом,— способствует формированию здоровьесберегающих навыков и умений. Создание таких условий предполагает формирование знания о здоровом образе жизни, потребности к здоровьесбережению.
На занятиях уделялось внимание формированию здоровьесберегающих умений и навыков как умению самостоятельно анализировать ситуацию и проявлять самостоятельность и инициативность. Максимальная этнова-леологизация учебно-воспитательного процесса, выражающаяся в выполнении учащимися определенных задач, которые моделировали физкультурнооздоровительную работу учителей. На занятиях использовались традиционные народные игры, формирующие знания о здоровьесбережении. Так, при организации подвижных игр на занятиях мы создавали специальные ситуации, когда подросткам необходимо было найти ответ и достойно выйти из данных проблемных ситуаций. Ситуации требовали спокойствия, уверенности в своих силах, воли.
Якутские национальные традиции здоровьесбережения, предназначенные для физического развития и сохранения жизненной силы, т.е. здоровья, мы подразделили на пять разновидностей: физические упражнения, подвижные игры, настольные игры, развлечения и национальные виды спорта. Интерпретация заключается именно во взаимопроникновении физических упражнений и элементов традиционных народных игр. К примеру, при выполнении физических упражнений копируются элементы игровых движений, повадки птиц, животных, другие упражнения служат для развития физических качеств.
Народные подвижные игры являются специфическими традициями здровьесбережения. Как показывает анализ историко-этнографической, эт-нопедагогической литературы, народная игра использовалась в древности
121
именно в целях укрепления физических качеств и здоровья подрастающего человека.
Планирование и построение занятий на природе от простого созерцания к сложному на взаимосвязанных и сменяющихся друг друга циклах по принципу «расширяющихся и углубляющихся по спирали» создают благоприятные условия формирования здоровой среды и являются комплексным средством воспитания и развития. Полученные данные свидетельствуют о том, что регулярные занятия по программе «Формирование здоровьесберегающих умений и навыков подростков на занятиях физической культуры» привели к существенному увеличению результатов выполнения тестов региональной программы физической культуры Республики Саха (Якутия), особенно заметны сдвиги по физической и скоростной выносливости. На основе научно-литературного анализа нами разработана инновационная методика обучения пониманию и смысловому моделированию физической подготовки с учетом индивидуальных особенностей учащихся с использованием элементов национальных видов спорта. При разработке использован принцип осознанного отношения к физическим нагрузкам как здоровьесберегающей технологии. При разработке измеримых целей обучения с помощью данной методики учитывались состояние здоровья, индивиудальные способности, природные задатки и т.д. В соответствии с последними здоровьесберегающая технология включает: умение быстро ориентироваться в ситуации; умение выполнять физические упражне-
ния; умение определять особенности упражнений с элементами национальных видов спорта; умение подражать движениям животных и птиц, умение оценивать важность упражнений. Нами разработаны рекомендации по отбору специальных физических упражнений, разработке системы здоровьесберегающих технологий, физических упражнений и контроля.
В ходе разработки методики и исследования ее эффективности нами был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте участвовали учащиеся школ Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия). В качестве контрольной группы были взяты параллельные группы того же класса (всего 145 человек). Для разработки заданий использовались элементы национальных видов спорта, традиционные национальные игры и специально разработанные упражнения (движение животных и птиц).
Задания выполнялись только в экспериментальной группе. Для получения объективных данных сформулированы критерии оценки результатов выполнения данных заданий, где четко обозначены цели, учтены средства и способы их выполнения. При детальном анализе выполненных учащимися заданий мы использовали метод оценки статистической сложности каждого задания для экспериментальной и контрольной групп (табл. 2). Для оценки статистической сложности заданий рассчитывался коэффициент статистической формулы К по формуле К = 1 — ппр./побщ., где ппр. — количество правильно выполненных физических упражнений, побщ.— общее количество правильно выполненных упражнений.
122
#
Допрофессиональная подготовка
Таблица 2
№ физич. упраж. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 0,7/0,7 -/0,6 -/0,8 -/0,2 0,9/0,2 0,8/0,5 0,9/0,4 -/- 1/0,6
2 0,6/0,4 -/0,2 -/0,7 -/0,5 0,8/0,6 0,6/0,3 0,9/0,4 -/ 0,9/0,4
3 0,6/0,4 -/0,3 -/0,4 -/0,4 0,6/0,5 0,6/0,3 0,6/0,3 1/0,7 0,8/0,4
4 0,3/0 -/0,2 -/0,4 -/0,3 0,5/0,2 0,5/0,1 0,6/0,3 1/0,5 0,7/0,3
5 0,4/0,1 -/0,1 -/0,1 -/0,2 0,6/0,3 0,6/0,2 0,4/0,1 0,8/0,2 1/0,3
Значения К представлены в таблице для контрольной группы (числитель) и экспериментальной группы (знаменатель).
Ниже приводятся характеристики отдельных заданий и результаты их выполнения, полученные в ходе проведенного эксперимента. К примеру, задание «Выполнение прыжка «Куо-бах» (прыжок с обеих ног одновременно 7—12 раз), направлено на развитие навыков прыжка и скоростных способностей.
Результат выполнения данного задания приведен на диаграмме 1, где четко прослеживается положительная динамика при работе учащимися экспериментальной группы с обоими типами заданий. Успешное выполнение задания требует самостоятельных действий учащихся, высокой степени сформированно-сти перечисленных выше умений и
достаточно высокого физического развития. Постепенное снижение статистической сложности учебных задач свидетельствует о положительной динамике формирования необходимых умений и стратегий ведения ЗОЖ.
Таким образом, результаты выполнения свидетельствуют в целом о различной динамике обучаемости учащихся экспериментальных групп и о различной степени сформирован-ности у них необходимых умений и навыков ЗОЖ.
С целью выяснения отношения учащихся к ЗОЖ была разработана анкета для определения самооценки учащихся. В соответствии с результатами анкетирования 83% учащих-
№ заданий
Диаграмма 1. Динамика результатов обучения
123
#
ся считают, что научились работать над собой, имеют сформированные навыки ведения ЗОЖ и смыслового анализа отрицательного воздействия алкоголя, курения на физическое здоровье человека. В своих оценках учащиеся отмечают, что такие неординарные физические упражнения интересней, полезней как для учебы (74%), так и для ведения ЗОЖ (87%). Анкетирование выявило у учащихся повышение удовлетворенности процессом обучения и его результатами, а также возможностью самостоятельного решения задач ЗОЖ, отношения к жизни.
Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать выводы об эффективности разработанной методики и устойчивом существенном различии показателей обучаемости и их динамики в контрольной и экспериментальной группах. Применение нестандартных физических упражнений и заданий позволяет выявить и проверить способности учащихся. Оценка учащихся данной методики и их отношение к физической культуре в процессе обучения убедительно свидетельствуют о развитии мотивации к ЗОЖ. Четкая постановка целей деятельности и наличие содержательной
обратной связи оказали положительное влияние на концентрацию внимания, мобилизовали усилия учащихся, повысили их настойчивость и упорство, побудили их рационально действовать.
Таким образом, применение данной инновационной методики обучения пониманию и смысловому моделированию здоровьесберегающих технологий с интеграцией национальных видов спорта и традиционных физических упражнений позволяет развить у учащихся мотивацию ведения ЗОЖ, следовательно, способствует формированию общих и специальных знаний о ЗОЖ, их систематизации, что важно для формирования потребности ЗОЖ.
Литература:
1. Ханбиков Я.И. Татарские народные традиции физического воспитания // сб.: 2 уч.зап. КГПИ. Вып.105. Из истории педагогики Татарии.— Казань, 1972.
2. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения.— М.: Педагогика, 1988.- С. 399.
3. Лесгафт П.Ф. Избранные труды // Сост. И.Н. Решетень.- М.: Физкультура и спорт, 1987.- С. 359.