Научная статья на тему 'Развитие здоровьесберегающих умений и навыков учащихся на занятиях физической культуры в сельской школе'

Развитие здоровьесберегающих умений и навыков учащихся на занятиях физической культуры в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифоров Д. А.

The wildlife, a huge resource of exercises of the movements basedfounded by imitation and poses of the animal, natural phenomena, use of elements of an extreme case, and also imagination of pupils and the teacher, allow to be engaged in harmony in wildlife of native edge self-knowledge, self-development, self-improvement and self-realization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифоров Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation health of saving up erudition on physical training employment(occupations) in a village comprehensive school

The wildlife, a huge resource of exercises of the movements basedfounded by imitation and poses of the animal, natural phenomena, use of elements of an extreme case, and also imagination of pupils and the teacher, allow to be engaged in harmony in wildlife of native edge self-knowledge, self-development, self-improvement and self-realization.

Текст научной работы на тему «Развитие здоровьесберегающих умений и навыков учащихся на занятиях физической культуры в сельской школе»

лоарофкоюшьш

гс)дготс:)1ЬКА

РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УМЕНИИ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Д.А. Никифоров, ЯГУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, оздоровительный режим, здоровый образ жизни.

С целью выявления этноприродо-сообразности здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры нами были проанализированы литературные источники по здоровому образу жизни (ЗОЖ), фи-$ зической культуре, ОБЖД, касающи-

еся здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Комплексное обследование учащихся школы (2002 г.) выявило нарушение физического развития в 19,5% случаев. Преобладала сниженная масса тела при нормальном росте (12,8%), ожирение (3,2%). У 65% детей — изменение осанки, у 22,4% — плоскостопие, патология органов ЛОР у 26%, абсолютно здоровыми призваны 5% обследованных. Следующим фактором риска для здоровья детей является низкая двигательная активность. Среднесуточная двигательная активность детей, постоянно проживающих в условиях севера, в зимнее время снижается по сравнению с летним на 50—70%, в то время как на юге страны — на 15-30%.

В технологии здоровьесбережения предусмотрено целенаправленное и

системное обучение подростков теории саморазвития личности. Основная роль принадлежит курсу «Формирование здоровьесберегающих умений и навыков на занятиях физической культуры» (У11—Х1 классы), который дает подростку базовую Ф

психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим саморазвитием, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы сбережения своего здоровья. Данный курс является теоретической базой физкультурнооздоровительной работы в условиях сельской школы.

Спецкурс построен с учетом возрастных потребностей и возможностей подростка и представляет следующую структуру по классам.

VII кл.- Научи себя быть здоровым (самообразование) (5 ч.);

VIII кл.- Утверждай себя в ЗОЖ (самоутверждение) (6 ч.);

IX кл.- Найди себя в мире здоровья (самоопределение) (6 ч);

X кл.- Умей управлять собой (саморегуляция) (7 ч);

119

XI кл.— Научись реализовать себя В целях эффективного результата в мире ЗОЖ (самоактуализация) были разработаны специальные педа-(7 ч). гогические ступени (табл. 1).

Таблица 1

Педагогические ступени формирования здоровьесберегающей образованности школьников

1 ступень «Я и Мир Здоровья» Проявление интереса к своему здоровью, своему внутреннему духовному миру. Знание понятия «Качество жизни», «Культура здоровья», «ЗОЖ», «здоровьесбережение», «традиции», «жизненная позиция». Имеет навыки самоанализа, самооценки, саморефлексии, самоутверждения.

2 ступень «Моя жизненная позиция — быть здоровым» Осознание собственного Я. Знание понятий «воля», «ответственность», «дружба», «цель», «самовоспитание», «самообразование», «самоутверждение», «самоопределение». Имеет сформированные здоровьсеберегающие умения и навыки. Испытывает потребность в знаниях о ЗОЖ, здоровьесбережении, способен к самообразованию, обладает культурой информационного взаимодействия с миром здоровья. Знание основных традиций введения ЗОЖ и образ Я. Самоопределение или создание образа «Я — здоровый человек». Определение себя в мире здоровья.

3 ступень «Быть примером» Осознание ценностей понятия «самоуправление», «самоактуализация», «самореализация». Умеет управлять собой в трудных ситуациях. Разбирается в традициях здоровьесбережения. Изучает традиции здоровьесбережения своего народа. Знаком с условиями создания здоровьесберегающей среды, способами достижения здоровья, физических и личностных качеств.

#

Собственный педагогический опыт работы в сельской школе привел нас к выводу о целесообразности включения в учебную программу физической культуры специальных разделов о здоровьесбережении.

На таких специальных занятиях физической культуры прежде всего создаются условия для формирования здоровьесберегающих умений и навыков подростков, а именно:

1. Соблюдаются физиологические основы физкультурно-оздоровительного режима занятий.

2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обу-

120

чения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебновоспитательного процесса).

3. Формируется здоровый образ жизни.

Для формирования здоровьесберегающих умений и навыков подростки изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам:

— «спорт и здоровый образ жизни»;

— «здоровое питание и влияние его на здоровье»;

— «основы безопасности жизнедеятельности»;

— «проблемы выживания в современном мире»;

Допрофессиональная подготовка

— «здоровье и культура общения».

Использование в практике здоровьесберегающих традиций народа Саха способствует развитию у подростков коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, а также познавательных способностей. В этой связи необходима интерпретация здоровьесберегающих технологий и традиций самосохранения, которое будет складываться из следующих компонентов:

— аксиологического;

— интеллектуального;

— эмоционального;

— деятельностного.

П.Ф. Лесгафт отметил, что именно народные игры положены в основу системы физического образования. Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Действительно, через традиционные народные игры формируется физическое качество и культура здоровья. Широкое применение народных игр и формирует здоровое поколение.

Выход из сложившейся ситуации видится нам в разработке такой методической системы, которая, будучи направленной на формирование здоровьесберегающих умений и навыков в процессе усвоения его на различных уровнях познания — рациональном, эмоциональном, чувственном, физическом,— способствует формированию здоровьесберегающих навыков и умений. Создание таких условий предполагает формирование знания о здоровом образе жизни, потребности к здоровьесбережению.

На занятиях уделялось внимание формированию здоровьесберегающих умений и навыков как умению самостоятельно анализировать ситуацию и проявлять самостоятельность и инициативность. Максимальная этнова-леологизация учебно-воспитательного процесса, выражающаяся в выполнении учащимися определенных задач, которые моделировали физкультурнооздоровительную работу учителей. На занятиях использовались традиционные народные игры, формирующие знания о здоровьесбережении. Так, при организации подвижных игр на занятиях мы создавали специальные ситуации, когда подросткам необходимо было найти ответ и достойно выйти из данных проблемных ситуаций. Ситуации требовали спокойствия, уверенности в своих силах, воли.

Якутские национальные традиции здоровьесбережения, предназначенные для физического развития и сохранения жизненной силы, т.е. здоровья, мы подразделили на пять разновидностей: физические упражнения, подвижные игры, настольные игры, развлечения и национальные виды спорта. Интерпретация заключается именно во взаимопроникновении физических упражнений и элементов традиционных народных игр. К примеру, при выполнении физических упражнений копируются элементы игровых движений, повадки птиц, животных, другие упражнения служат для развития физических качеств.

Народные подвижные игры являются специфическими традициями здровьесбережения. Как показывает анализ историко-этнографической, эт-нопедагогической литературы, народная игра использовалась в древности

121

именно в целях укрепления физических качеств и здоровья подрастающего человека.

Планирование и построение занятий на природе от простого созерцания к сложному на взаимосвязанных и сменяющихся друг друга циклах по принципу «расширяющихся и углубляющихся по спирали» создают благоприятные условия формирования здоровой среды и являются комплексным средством воспитания и развития. Полученные данные свидетельствуют о том, что регулярные занятия по программе «Формирование здоровьесберегающих умений и навыков подростков на занятиях физической культуры» привели к существенному увеличению результатов выполнения тестов региональной программы физической культуры Республики Саха (Якутия), особенно заметны сдвиги по физической и скоростной выносливости. На основе научно-литературного анализа нами разработана инновационная методика обучения пониманию и смысловому моделированию физической подготовки с учетом индивидуальных особенностей учащихся с использованием элементов национальных видов спорта. При разработке использован принцип осознанного отношения к физическим нагрузкам как здоровьесберегающей технологии. При разработке измеримых целей обучения с помощью данной методики учитывались состояние здоровья, индивиудальные способности, природные задатки и т.д. В соответствии с последними здоровьесберегающая технология включает: умение быстро ориентироваться в ситуации; умение выполнять физические упражне-

ния; умение определять особенности упражнений с элементами национальных видов спорта; умение подражать движениям животных и птиц, умение оценивать важность упражнений. Нами разработаны рекомендации по отбору специальных физических упражнений, разработке системы здоровьесберегающих технологий, физических упражнений и контроля.

В ходе разработки методики и исследования ее эффективности нами был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте участвовали учащиеся школ Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия). В качестве контрольной группы были взяты параллельные группы того же класса (всего 145 человек). Для разработки заданий использовались элементы национальных видов спорта, традиционные национальные игры и специально разработанные упражнения (движение животных и птиц).

Задания выполнялись только в экспериментальной группе. Для получения объективных данных сформулированы критерии оценки результатов выполнения данных заданий, где четко обозначены цели, учтены средства и способы их выполнения. При детальном анализе выполненных учащимися заданий мы использовали метод оценки статистической сложности каждого задания для экспериментальной и контрольной групп (табл. 2). Для оценки статистической сложности заданий рассчитывался коэффициент статистической формулы К по формуле К = 1 — ппр./побщ., где ппр. — количество правильно выполненных физических упражнений, побщ.— общее количество правильно выполненных упражнений.

122

#

Допрофессиональная подготовка

Таблица 2

№ физич. упраж. 1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 0,7/0,7 -/0,6 -/0,8 -/0,2 0,9/0,2 0,8/0,5 0,9/0,4 -/- 1/0,6

2 0,6/0,4 -/0,2 -/0,7 -/0,5 0,8/0,6 0,6/0,3 0,9/0,4 -/ 0,9/0,4

3 0,6/0,4 -/0,3 -/0,4 -/0,4 0,6/0,5 0,6/0,3 0,6/0,3 1/0,7 0,8/0,4

4 0,3/0 -/0,2 -/0,4 -/0,3 0,5/0,2 0,5/0,1 0,6/0,3 1/0,5 0,7/0,3

5 0,4/0,1 -/0,1 -/0,1 -/0,2 0,6/0,3 0,6/0,2 0,4/0,1 0,8/0,2 1/0,3

Значения К представлены в таблице для контрольной группы (числитель) и экспериментальной группы (знаменатель).

Ниже приводятся характеристики отдельных заданий и результаты их выполнения, полученные в ходе проведенного эксперимента. К примеру, задание «Выполнение прыжка «Куо-бах» (прыжок с обеих ног одновременно 7—12 раз), направлено на развитие навыков прыжка и скоростных способностей.

Результат выполнения данного задания приведен на диаграмме 1, где четко прослеживается положительная динамика при работе учащимися экспериментальной группы с обоими типами заданий. Успешное выполнение задания требует самостоятельных действий учащихся, высокой степени сформированно-сти перечисленных выше умений и

достаточно высокого физического развития. Постепенное снижение статистической сложности учебных задач свидетельствует о положительной динамике формирования необходимых умений и стратегий ведения ЗОЖ.

Таким образом, результаты выполнения свидетельствуют в целом о различной динамике обучаемости учащихся экспериментальных групп и о различной степени сформирован-ности у них необходимых умений и навыков ЗОЖ.

С целью выяснения отношения учащихся к ЗОЖ была разработана анкета для определения самооценки учащихся. В соответствии с результатами анкетирования 83% учащих-

№ заданий

Диаграмма 1. Динамика результатов обучения

123

#

ся считают, что научились работать над собой, имеют сформированные навыки ведения ЗОЖ и смыслового анализа отрицательного воздействия алкоголя, курения на физическое здоровье человека. В своих оценках учащиеся отмечают, что такие неординарные физические упражнения интересней, полезней как для учебы (74%), так и для ведения ЗОЖ (87%). Анкетирование выявило у учащихся повышение удовлетворенности процессом обучения и его результатами, а также возможностью самостоятельного решения задач ЗОЖ, отношения к жизни.

Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать выводы об эффективности разработанной методики и устойчивом существенном различии показателей обучаемости и их динамики в контрольной и экспериментальной группах. Применение нестандартных физических упражнений и заданий позволяет выявить и проверить способности учащихся. Оценка учащихся данной методики и их отношение к физической культуре в процессе обучения убедительно свидетельствуют о развитии мотивации к ЗОЖ. Четкая постановка целей деятельности и наличие содержательной

обратной связи оказали положительное влияние на концентрацию внимания, мобилизовали усилия учащихся, повысили их настойчивость и упорство, побудили их рационально действовать.

Таким образом, применение данной инновационной методики обучения пониманию и смысловому моделированию здоровьесберегающих технологий с интеграцией национальных видов спорта и традиционных физических упражнений позволяет развить у учащихся мотивацию ведения ЗОЖ, следовательно, способствует формированию общих и специальных знаний о ЗОЖ, их систематизации, что важно для формирования потребности ЗОЖ.

Литература:

1. Ханбиков Я.И. Татарские народные традиции физического воспитания // сб.: 2 уч.зап. КГПИ. Вып.105. Из истории педагогики Татарии.— Казань, 1972.

2. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения.— М.: Педагогика, 1988.- С. 399.

3. Лесгафт П.Ф. Избранные труды // Сост. И.Н. Решетень.- М.: Физкультура и спорт, 1987.- С. 359.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.