Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА'

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворцов Василий Борисович, Киселев Михаил Валентинович

Подготовка специалистов для уголовно-исполнительной системы представляет собой сложный и многогранный процесс. Особая роль при этом отводится повышению квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников учреждений и территориальных органов ФСИН России. Формирование необходимых компетенций у сотрудников и руководителей любого уровня реализуется в течение нескольких периодов, связанных с обучением в вузе, самообразованием, приобретением опыта практической деятельности, осуществлением наставничества со стороны более опытных сотрудников, посещением занятий в рамках служебной подготовки и получением дополнительного профессионального образования. Обучение специалистов в системе дополнительного профессионального образования, с учетом наличия требований к профессиональным и личностным качествам сотрудников уголовно-исполнительной системы, предполагает разработку поэтапного модульного содержания программ повышения квалификации, что, несомненно, позволяет повысить эффективность формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов, в том числе и руководителей. Вместе с тем вышеназванные программы обучения должны предусматривать поэтапную подготовку как руководителей учреждений, так и отраслевых руководителей, то есть руководителей структурных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Это позволит в дальнейшем осуществлять выработку взвешенных и эффективных решений на основе всестороннего знания профессии и соответственно скрупулезного анализа профессиональной деятельности, а также грамотного взаимодействия с руководителями других структурных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворцов Василий Борисович, Киселев Михаил Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF MODULAR EDUCATION IN LEARNING ENVIRONMENT OF THE DEPARTMENTAL INSTITUTE

Raining of specialists for the penal enforcement system is a complex and multifaceted process. A special role is given to professional development and professional retraining of employees of institutions and territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia. The formation of the necessary competencies of employees and managers of any level is realized during several periods associated with studying at a university, self-education, gaining practical experience, mentoring by more experienced employees, attending classes as part of official training and obtaining additional professional education. Training of specialists in the system of additional professional education, taking into account the requirements for the professional and personal qualities of employees of the penal enforcement system, involves the development of a phased modular content of professional development programs, which undoubtedly allows to increase the effectiveness of the formation of professional competencies of future specialists, including managers. At the same time, the above-mentioned training programs should provide for both step-by-step training of future heads of institutions and branch managers, that is, heads of structural divisions of institutions and bodies of the penal enforcement system. This will allow us to further develop balanced and effective decisions based on a thorough knowledge of the profession and, accordingly, a thorough analysis of professional activity, as well as competent interaction with the heads of other structural divisions of institutions and bodies of the penal enforcement system.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

DOI 10.37523/SUI.2021.45.4.012 УДК 378.1

Дворцов Василий Борисович

кандидат педагогических наук, начальник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России, Томский институт повышения квалификации работников ФСИН России, 634057, Россия, г. Томск, ул. Говорова, 10, e-mail: inst@samlawin.ru

Vasiliy B. Dvortsov

Candidate of Pedagogics,

Head of Tomsk Institute for Advanced Training

of penal officers of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Tomsk Institute for Advanced Training of penal officers

of the Federal Penitentiary Service of Russia,

10, Govorov str., Tomsk, Russia, 634057,

e-mail: inst@samlawin.ru

Киселев Михаил Валентинович

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры организации исполнения наказаний,

Томский институт повышения квалификации

работников ФСИН России,

634057, Россия, г. Томск, ул. Говорова, 10,

e-mail: inst@samlawin.ru

Mikhail V. Kiselev

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Assistant of the Department of Organization of Execution of Punishments,

Tomsk Institute for Advanced Training of penal officers of the Federal Penitentiary Service of Russia, 10, Govorov str., Tomsk, Russia, 634057, e-mail: inst@samlawin.ru

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

Аннотация. Подготовка специалистов для уголовно-исполнительной системы представляет собой сложный и многогранный процесс. Особая роль при этом отводится повышению квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников учреждений и территориальных органов ФСИН России.

Формирование необходимых компетенций у сотрудников и руководителей любого уровня реализуется в течение нескольких периодов, связанных с обучением в вузе, самообразованием, приобретением опыта практической деятельности, осуществлением наставничества со стороны более опытных сотрудников, посещением занятий в рамках служебной подготовки и получением дополнительного профессионального образования.

Обучение специалистов в системе дополнительного профессионального образования, с учетом наличия требований к профессиональным и личностным качествам сотрудников уголовно-исполнительной системы, предполагает разработку поэтапного модульного содержания программ повышения квалификации, что, несомненно, позволяет повысить эффективность формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов, в том числе и руководителей.

Вместе с тем вышеназванные программы обучения должны предусматривать поэтапную подготовку как руководителей учреждений, так и отраслевых руководителей, то есть руководителей структурных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Это позволит в дальнейшем осуществлять выработку взвешенных и эффективных решений на основе всестороннего знания профессии и соответственно скрупулезного анализа профессиональной деятельности, а также грамотного взаимодействия с руководителями других структурных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: образовательная среда, технология модульного обучения, подготовка кадров, проектирование программ повышения квалификации, компетенции.

Summary. Training of specialists for the penal enforcement system is a complex and multifaceted process. A special role is given to professional development and professional retraining of employees of institutions and territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia.

The formation of the necessary competencies of employees and managers of any level is realized during several periods associated with studying at a university, self-education, gaining practical experience, mentoring by more experienced employees, attending classes as part of official training and obtaining additional professional education.

INTEGRATION OF MODULAR EDUCATION IN LEARNING ENVIRONMENT OF THE DEPARTMENTAL INSTITUTE

© 2021 Дворцов В. Б., Киселев М. В.

Training of specialists in the system of additional professional education, taking into account the requirements for the professional and personal qualities of employees of the penal enforcement system, involves the development of a phased modular content of professional development programs, which undoubtedly allows to increase the effectiveness of the formation ofprofessional competencies offuture specialists, including managers.

At the same time, the above-mentioned training programs should provide for both step-by-step training offuture heads of institutions and branch managers, that is, heads of structural divisions of institutions and bodies of the penal enforcement system. This will allow us to further develop balanced and effective decisions based on a thorough knowledge of the profession and, accordingly, a thorough analysis of professional activity, as well as competent interaction with the heads of other structural divisions of institutions and bodies of the penal enforcement system.

Keywords: educational environment, technology of modular training, personnel training, design of advanced training programs, competencies.

Огромную роль в жизни человека занимает профессия, которая позволяет ему обеспечивать его потребности. Конечно, о потребностях и возможностях говорить можно бесконечно, начиная с философских проблем и заканчивая этическими, но нас в большей степени интересует процесс профессионального становления человека, который, в той или иной степени, востребован как специалист и постоянно с этой целью поддерживает и повышает свою профессиональную квалификацию. То есть, мы ведем речь о человеке, который, получив определенный набор компетенций, стремится стать востребованным на рынке труда на продолжительный период времени.

В 1896 г. А. П. Чехов в своей повести «Моя жизнь» писал: «Наше дело - учиться, учиться, стараться накапливать, возможно, больше знаний, потому что серьезные общественные течения там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании» [1, с. 68]. История развития человечества подтверждает актуальность этих слов, так как развитие научных процессов и многого другого невозможно без наличия знаний и умения практически применять их, а равно и управлять данными процессами.

Аналогично изменениям общественных процессов изменяется и уголовно-исполнительная система. Ретроспектива ее развития наглядно показывает все события, которые пережила система с начала ее развития и до сегодняшнего дня. Каждый из этапов ее развития предъявлял новые требования к персоналу учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. С увеличением функций возникала и необходимость в соответствующих специалистах. Все эти процессы предполагали и обеспечение уголовно-исполнительной системы кадровым потенциалом, имеющим соответствующий уровень профессиональных компетенций.

Многие профессии в системе на сегодняшний день не имеют особой специфики, поскольку они существуют во всей социально-экономической среде (врачи, финансисты, строители и т. д.). Однако имеются профессии, которые существуют только в уголовно-исполнительной системе или в отдельных федеральных органах исполнительной власти, и подготовка таких специалистов осуществляется только в ведомственных образовательных организациях высшего образования.

Специфика деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы обусловлена задачами, которые стоят перед ней.

Для реализации задачи подготовки и дальнейшего развития кадрового потенциала в уголовно-исполнительной системе построена система непрерывного образования, которая позволяет поддерживать профессиональную квалификацию сотрудников и работников на должном уровне. Но, как и всегда, без проблем не обходится, и на сегодняшний день к их числу можно отнести даже не финансовую составляющую, а кадровую.

Службу в пенитенциарной системе нельзя отнести к числу тех, о которой мечтают в детстве, однако без нее трудно, да и в принципе невозможно обойтись государству, и это накладывает серьезный отпечаток на комплектование личным составом учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Это выражается в существенной «текучести» кадров, постоянном некомплекте и иных составляющих данной проблемы, связанных с требованиями, предъявляемыми к сотруднику, состоянием здоровья соискателя на вакантную должность и многими другими факторами. Все это предполагает бережное отношение к кадровому составу, но бережность не должна стать синонимом всепрощения, такой подход на практике неприемлем. Здесь необходимо вести речь о создании для сотрудников условий службы, близких к комфортным, развитии их возможностей и знаний, что в дальнейшем создаст условия для карьерного роста и, что немаловажно, материального благополучия.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Материальная составляющая должна стимулировать сотрудника к развитию и самореализации в интересах службы, и для реализации этой задачи созданы все необходимые условия, начиная от возможности карьерного роста, что само по себе предполагает увеличение денежного довольствия, и заканчивая созданной системой непрерывного образования, которая, в свою очередь, позволяет повышать профессиональный уровень.

Вместе с тем проблема комплектования уголовно-исполнительной системы личным составом носит нетривиальный характер, так как делится на некоторое количество составляющих, связанных с уровнем должностей, подлежащих замещению (младший, средний и старший начальствующий состав), спецификой этих должностей, местом прохождения службы и многим другим.

Комплектование должностей младшего начальствующего состава носит менее проблематичный характер с точки зрения требований, предъявляемых к образованию соискателя, при этом вопрос некомплекта на этом уровне до сих пор носит не совсем удовлетворительный характер, в том числе выражающийся в текучести кадров (увольнение в короткие сроки по различным причинам).

Комплектование должностей среднего и старшего начальствующего состава имеет более сложную структурную составляющую, начиная с соответствующего образования, специальности и заканчивая определенными формальностями, предусмотренными нормативно -правовыми документами.

Понимая эту структуру, нетрудно предположить, что невозможно укомплектовать все вакантные должности за счет выпускников ведомственных образовательных организаций высшего образования, так как количество выпускников меньше количества имеющихся вакансий, кроме того, далеко не по всем необходимым специальностям ведется подготовка специалистов в ведомственных образовательных организациях. В принципе, в этом и нет особой необходимости, учитывая возможность укомплектовать эти должности выпускниками, имеющими соответствующие специальности гражданских образовательных организаций высшего образования. Дальнейшее становление специалиста уголовно-исполнительной системы зависит от множества факторов, из которых можно выделить несколько основных. На наш взгляд, к ним относятся: наставничество; желание сотрудника; заинтересованность руководства; выстроенная система дополнительного профессионального образования; стремление сотрудника стать специалистом и построить карьеру.

Как видно из вышеизложенного, речь идет о формировании дополнительных компетенций к тем, которые были сформированы в образовательных организациях высшего образования.

Так как речь идет о расширении компетенций, значит, человек должен познавать новое. Это разумно, ведь чтобы подтвердить, что ты - профессионал, недостаточно предъявления диплома, необходимо еще и научиться применять полученные знания на практике, а это достаточно трудоемкий и скрупулезный процесс, очень многое в котором зависит от молодого специалиста. Этот путь, особенно на первом этапе, достаточно труден как в профессиональном, так и в психологическом плане, и, чтобы его успешно преодолеть, требуется необходимая и достаточная помощь наставника и руководства. При этом свою профессию необходимо, как минимум, уважать, так как она, в том числе, является и источником дохода, а это подразумевает необходимость не отставать от эволюции профессиональных процессов.

Для этих целуй и создана система дополнительного профессионального образования. Кроме того, законодатель предусмотрел обязательное регулярное повышение квалификации соответствующих категорий государственных служащих, в том числе и сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Однако здесь есть одно поправимое противоречие, а именно не всегда руководитель хочет направлять на обучение подчиненного сотрудника, руководствуясь при этом любыми предлогами, и иногда его доводы резонны. Данная ситуация должна решиться посредством качественной организации учебного процесса в образовательной организации дополнительного профессионального образования, что позволит заинтересовать руководителей в обучении подчиненных сотрудников, так как повышение профессионализма сотрудников будет способствовать повышению эффективности несения службы в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Суть данного вопроса можно отразить цитатой, авторство которой различные источники приписывают разным известным людям, в том числе великому полководцу А. В. Суворову: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа». Иными словами, задача одних - стремиться к знаниям, а других - качественно обучать, и это достигается усилиями двух сторон. Соответственно в эту формулу обучение как предоставление услуги никак не вписывается. На наш взгляд, это все-таки миссия, которая подразумевает и определенную ответственность. Обоюдное стремление является залогом успеха и, возвращаясь к цитате, исключает «мертвых» и «слепых».

С одной стороны, можно сказать, что система повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования ФСИН России имеет отработанный и устоявшийся характер, что, в свою очередь, позволяет достигать требуемого результата. Но, с другой стороны, совершенство не имеет предела, и самое главное заключается в подходе к формированию программы обучения.

Концепции развития образования взрослых рассматривались в работах ведущих ученых С. И. Архангельской, В. С. Артамонова, Г. А. Бордовского, Б. С. Гершунского, Ю. А. Конаржев-ского, В. Ю. Кричевского, В. А. Садовича и др. [2].

Компетентностный подход в образовании освещен в работах В. И. Байденко, В. А. Болотова, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, В. В. Лаптева, А. К. Марковой, А. В. Райцева, А. П. Трипицыной, С. А. Писаревой и др. [3].

Концепции непрерывного образования нашли отражение в работах Б. С. Гершунского,

A. Т. Глазунова, А. Н. Лейбовича, С. И. Осиповой, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко и др. [4].

Положения деятельностного подхода в образовании - в работах Л. С. Выготского,

B. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Л. Г. Петерсона, В. А. Сластенина и др. [5, 6].

Реализация модульных образовательных программ позволит успешно решать поставленные задачи благодаря тому, что для них характерны:

целевая установка на развитие личности обучающихся;

проектирование содержания образования в соответствии с профессиональной деятельностью; субъект-субъектный характер взаимодействия между преподавателем и обучающимися; опора на субъективный опыт обучающихся;

представление учебного материала в виде системы познавательных, практических и профессиональных задач, заданий и упражнений;

мотивационное обеспечение профессионального образования.

С учетом проведенного анализа научных работ мы пришли к выводу о том, что целесообразно формировать программы обучения из нескольких модулей (наиболее целесообразно -из трех), каждый из которых подразумевает обучение на конкретном этапе профессиональной деятельности сотрудника. В качестве примера-пояснения можно привести следующую логическую цепочку прохождения обучения:

первый этап - прохождение обучения по программе повышения квалификации по специальности, соответствующей занимаемой должности;

второй этап - прохождение обучения по программе повышения квалификации, специальности сотрудника, стоящего в резерве на выдвижение на руководящую должность в структурном подразделении учреждения;

третий этап аналогичен второму, но при этом подразумевается резерв на выдвижение на должность руководителя структурного подразделения территориального органа.

Такой подход, по нашему мнению, позволит существенно поднять профессиональный уровень сотрудников уголовно-исполнительной системы. Сотрудник будет видеть перспективы своей карьеры, что обеспечит стабильность работы структурных подразделений учреждений и органов, так как программы подразумевают формирование компетенций именно в пределах определенной специальности, что, несомненно, должно привести к наиболее качественному функционированию учреждений уголовно-исполнительной системы.

Вместе с тем формирование соответствующих программ должно быть обеспечено качественным учебно-методическим обеспечением, в том числе с учетом соответствующих цифровых технологий и, конечно же, высоким профессионализмом профессорско-преподавательского состава.

С учетом того что повышение квалификации проходят сотрудники, уже имеющие соответствующий практический опыт работы, программы должны носить сугубо проблемный и предметный характер, который позволяет формировать профессиональные компетенции. Не должно быть избыточности учебных дисциплин, так как повышение квалификации подразумевает совершенствование именно профессиональных качеств, а не краткий экскурс во все имеющиеся проблемы службы (данные вопросы рассматриваются в пределах служебной подготовки). Особенно это актуально для первого этапа, который позволяет формировать специалиста высокого класса с учетом его базового образования, опыта и желания познавать; тем не менее в данном случае речь идет именно о специалисте, но никак не о руководителе.

ПЕМГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Программы второго и третьего этапов формируются исходя из управленческого подхода, а именно с учетом того, что обучающийся уже является руководителем либо планируется к назначению на руководящую должность структурного подразделения. Это подразумевает, что содержание программы носит управленческий характер, но базируется на руководстве коллективом, выполняющим функции по одной специальности, то есть речь идет о формировании руководителя отраслевого структурного подразделения соответствующего уровня. Очевидно, что имеется в виду не многопрофильный руководитель учреждения, а именно руководитель определенного профессионального направления.

Вне всяких сомнений, при решении кадровых вопросов можно опираться на опыт сотрудника, но быть хорошим специалистом и быть хорошим руководителем - это разные вещи. Возможно, для профессиональной и психологической подготовки будущих руководителей есть необходимость воспользоваться возможностями ведомственных образовательных организаций ФСИН России; кроме того, это позволит соискателю на соответствующую должность осмыслить и соизмерить свои силы и возможности.

Русский поэт и общественный деятель Н. И. Рыленков писал: «Мой друг, не надо опытом кичиться, На нем всегда минувшего печать, Мудрец не тот, кто любит поучать, А тот, кто сам не устает учиться» [7].

Гармонично выстроенная система подбора, расстановки и обучения кадров позволяет решить двухуровневую задачу, заключающуюся в повышении профессионального уровня сотрудников и качественного формирования резерва кадров, что, в свою очередь, будет стимулировать сотрудников к повышению своего профессионального уровня, позволяющего осуществлять карьеру и удовлетворять свои профессиональные амбиции.

Кроме того, повышение образовательного уровня с учетом наличия определенного опыта позволит более эффективно, с учетом скрупулезного анализа современных подходов решать служебные задачи, моментально исключая возникновение ошибок, а подчас и создание никому не нужных проблем, решение которых приводит опять к исходному положению, то есть «сами создаем, сами решаем, а результат равняется нулю (как говорится, «наработались»)».

Грамотная и профессиональная обстановка позволит создать и хороший климат в коллективе, что также приведет к положительному результату и при этом, вероятнее всего, снизит текучесть кадров и соответственно некомплект личного состава. Все это позволит решать в коллективе задачи на основе сугубо профессионального подхода и максимально исключить возможность принятия авантюрных решений.

Данный опыт уже имеют образовательные организации Министерства обороны Российской Федерации в системе дополнительного профессионального образования. Так, в Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации реализуются в числе прочих следующие образовательные программы [8]:

профессиональная переподготовка офицеров органов военного управления и организаций Вооруженных сил по специальности «Военное и государственное управление»;

профессиональная переподготовка военных специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере педагогики высшей школы.

Реализация указанных программ позволяет качественно решать задачи по подготовке командного состава Вооруженных сил Российской Федерации, что, по нашему мнению, применимо и в образовательных организациях ФСИН России.

Кратко подводя итог вышесказанному, уместно обратить внимание на тот аспект, что все развивается в динамике, в том числе и общество. Поскольку процесс этот длительный, изменения могут влиять и на определенные профессии, а также их востребованность. Данный фактор играет большую, а часто и решающую роль в конкурентном положении человека на рынке труда. И это еще одно направление кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы. Отсутствие же особенностей прохождения службы, вплоть до получения новой профессии можно решить посредством обучения выпускников гражданских высших образовательных организаций, поступивших на службу в уголовно-исполнительную систему, по программам профессиональной переподготовки в системе дополнительного профессионального образования. На наш взгляд, это быстрее адаптирует молодого сотрудника к условиям службы и позволит приобрести компетенции, необходимые для исполнения своих служебных обязанностей и дальнейшего профессионального роста.

Все это указывает на необходимость человека совершенствовать себя всю жизнь, так как, отстав по развитию от времени, можно окончательно потерять свою конкурентоспособность.

В связи с этим в заключение хотелось бы привести слова римского государственного деятеля и философа Луция Аннея Сенеки (4 г. до н. э. - 12 апреля 65 г. н. э.): «Век живи - век учись тому, как следует жить» [9, с. 526]. Конечно же, можно говорить о различных контекстах этой фразы, но профессия - это тоже часть жизни, а иногда и самая большая.

Библиографический список

1. Чехов А. П. Моя жизнь (рассказ провинциала) // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М.: Наука, 1974-1982.

2. Лебедева Н. В. Диверсификация дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы в рамках андрагогического подхода // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 4 (57). С. 160-163.

3. Громыко Ю. В. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития // Международный региональный журнал. 1993. № 4. С. 4-55.

4. Черновалова Г. А. Возможности дистанционных технологий в образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 1. С. 57-56.

5. Коршунова Н. Л. Деятельностный подход в современном образовании: сущность, проблемные зоны, перспективы реализации // Известия ВГПУ. 2014. № 2 (263). С. 55-59.

6. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М: Педагогика, 1986. 240 с.

7. Мудрые четверостишья Николая Рыленкова [Электронный ресурс]. URL: http://poet-smol.livejournal.com/6906.html (дата обращения: 02.09.2021).

8. Военная академия Генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://vagsh.mil.ru/ (дата обращения: 02.09.2021).

9. Новая философская энциклопедия: в 4 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 2010. 2816 с.

References

1. Chekhov A. P. Moya zhizn' (rasskaz provintsiala) [My life (the story of a provincial)]. Chekhov A. P. Polnoe sobranie sochinenii i pisem: v 30 t. [The complete collection of works and letters: in 30 volumes]. Moscow, 1974-1982 [in Russian].

2. Lebedeva N. V. Diversifikatsiya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya spetsialistov sotsial'noi sfery v ramkakh andragogicheskogo podkhoda [Diversification of additional professional education of social sphere specialists within the framework of andragogical approach]. Vestnik Cherepo-vetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovets State University], 2014, no. 4 (57), рр. 160-163 [in Russian].

3. Gromyko Yu. V. Obrazovanie kak sredstvo formirovaniya i vyrashchivaniya praktiki obshchestvenno-regional'nogo razvitiya [Education as a means of forming and cultivating the practice of socio-regional development]. Mezhdunarodnyi regional'nyi zhurnal [International Regional Journal], 1993, no. 4, рр. 4-55 [in Russian].

4. Chernovalova G. A. Vozmozhnosti distantsionnykh tekhnologii v obrazovanii [Possibilities of distance technologies in education]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 2010, no. 1, рр. 57-56 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Korshunova N. L. Deyatel'nostnyi podkhod v sovremennom obrazovanii: sushchnost', prob-lemnye zony, perspektivy realizatsii [Activity approach in modern education: essence, problem areas, prospects of implementation]. Izvestiya VGPU [Izvestiya VSPU], 2014, no. 2 (263), рр. 55-59 [in Russian].

6. Davydov V. V. Problemy razvivayushchegosya obucheniya [Problems of developing learning]. Moscow, 1986, 240 р. [in Russian].

7. Mudrye chetverostish'ya Nikolaya Rylenkova [Wise quatrains by Nikolai Rylenkov]. URL: http://poet-smol.livejournal.com/6906.html Accessed: 02.09.2021) [in Russian].

8. Voennaya akademiya General'nogo shtaba vooruzhennykh sil Rossiiskoi Federatsii [Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation]. URL: https://vagsh.mil.ru/ Accessed: 02.09.2021) [in Russian].

9. Novaya filosofskaya entsiklopediya: v 4 t. [New Philosophical Encyclopedia: in 4 vols]. Moscow, 2010, 2816 р. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.