Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН - ЧЛЕНОВ ЕАЭС В РАМКАХ ОБЩЕГО РЫНКА ТОВАРОВ: ПРЕПЯТСТВИЯ РАЗВИТИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН - ЧЛЕНОВ ЕАЭС В РАМКАХ ОБЩЕГО РЫНКА ТОВАРОВ: ПРЕПЯТСТВИЯ РАЗВИТИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (ДАЛЕЕ - АПК) / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ДАЛЕЕ - ЕАЭС) / ЕДИНЫЙ РЫНОК / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПОЛИТИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЫНОК ТОВАРОВ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX (HEREINAFTER - AGRIBUSINESS) / SECURITY / EURASIAN ECONOMIC UNION (HEREINAFTER-EAEU) / SINGLE MARKET / INTEGRATION / INTEGRATION PROCESSES / NATIONAL SECURITY / NATIONAL INTERESTS / POLICY / FOOD SECURITY / GOODS MARKET / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / STRATEGIC GOALS / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC DEVELOPMENT / ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вартанова М.Л.

В настоящее время евразийский экономический союз проводит направленную работу по преодолению разобщенности изнутри внутри самого объединения, а также по продвижению и развитию единой скоординированной политики в разных областях экономики и в частности в сфере агропромышленного комплекса. Вместе с тем, в случaе провaлa дальнейшего взаимодействия, которое может выразиться как в потере государствaми-членaми и их политическими элитами интереса к развитию евразийской экономической интеграции, так и в случае отсутствия желания государств - членов ЕАЭС идти на взаимные уступки и разумные компромиссы, дальнейшее будущее единого рынка ЕАЭС и в целом проекта глубокой интеграции на евразийском пространстве кажется неоднозначным. Подобным способом, экономическая связь стран в рамках ЕАЭС содержит ровно как отрицательные, таким образом, и положительные тренды. Невзирая в наименьшую динамику формирования экономик самих государств и незначительную часть обоюдной торговли, необходимо установить, то, что государства находят более результативные инструменты партнерства и продолжают создавать запланированные общие интеграционные структуры, законодательную основу организации и форматы взаимодействия в области агропромышленного комплекса и иных, более значимых с целью государств областях экономики. В ближайшей и среднесрочной перспективе вплоть до 2025 г. удачное формирование и развитие интеграции стран - членов ЕАЭС в рамках общего рынка товаров станет находиться в зависимости от ряда условий. Предотвращение сохраняющихся изъятий, нетарифных барьеров, увеличение эффективности аграрного рынка ЕАЭС, согласованная промышленная и макроэкономическая политика имеют все шансы раскрыть путь с целью для дальнейшего развития единого рынка ЕАЭС. Поэтапные базовые принципиальные консолидирующие факторы в современных условиях роста динамизма глобализации мирового рынка и обострения вызовов и угроз в мире обеспечат запуск пакетных процессов интеграции ЕАЭС, то есть будут способствовать усилению интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of the countries - members of the EAEU within the common market of goods: development obstacles and solutions

Currently, the Eurasian economic Union is working to overcome the fragmentation within the Association itself, as well as to promote and develop a single coordinated policy in different areas of the economy and in particular in the field of agriculture. At the same time, in case of failure of further interaction, which can be expressed both in the loss of interest by the member States and their political elites in the development of Eurasian economic integration, and in the absence of the desire of the EAEU member States to make mutual concessions and reasonable compromises, the further future of the EAEU single market and the project of deep integration in the Eurasian space as a whole seems ambiguous. In a similar way, the economic relations of the countries within the EAEU contain exactly both negative and positive trends. Despite the smallest dynamics in the formation of the economies of the States themselves and a small part of mutual trade, it is necessary to establish that the States find more effective instruments of partnership and continue to create the planned common integration structures, the legislative basis of the organization and formats of interaction in the field of agriculture and other, more important for the Prevention of remaining exemptions, non-tariff barriers, increasing the efficiency of the agricultural market of the EAEU, coordinated industrial and macroeconomic policies have all chances to open the way for the further development of the single market of the EAEU. Step-by-step basic fundamental consolidating factors in the modern conditions of the growth of the dynamism of globalization of the world market and the aggravation of challenges and threats in the world will ensure the launch of package processes of integration of the EAEU, that is, will contribute to the strengthening of integration processes.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН - ЧЛЕНОВ ЕАЭС В РАМКАХ ОБЩЕГО РЫНКА ТОВАРОВ: ПРЕПЯТСТВИЯ РАЗВИТИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

18. Scientific report "High-tech business in the regions of Russia" 2017. DOI: http://i-regions.org/images/files/ranepa19.pdf (circulation date: 10/17/2018)

19. The program "Digital Economy of the Russian Federation." DOI: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (Appeal Date: 10/17/2018

20. The strategy of socio-economic development of the Krasnodar Territory for the long term. DOI: http://economy.krasnodar.ru/razr-strat/files/Proekt_Strategii.pdf (circulation date: 10/17/2018)

21. Digitalization of the economy. DOI: http://bit.samag.ru/uart/more/67 (address: 17/10/2018)

М.Л. Вартанова к.э.н., доцент, старший научный сотрудник, Центр исследований социальных и социально-политических исследований, Институт социально-политических исследований Российской академии наук

M.L. Vartanova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher, Center for Social and social and political studies, Institute for Social and Political Studies

Russian Academy of Sciences

ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН - ЧЛЕНОВ ЕАЭС В РАМКАХ ОБЩЕГО РЫНКА ТОВАРОВ: ПРЕПЯТСТВИЯ РАЗВИТИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В настоящее время евразийский экономический союз проводит направленную работу по преодолению разобщенности изнутри внутри самого объединения, а также по продвижению и развитию единой скоординированной политики в разных областях экономики и в частности в сфере агропромышленного комплекса.

Вместе с тем, в случaе провaлa дальнейшего взаимодействия, которое может выразиться как в потере государствaми-членaми и их политическими элитами интереса к развитию евразийской экономической интеграции, так и в случае отсутствия желания государств - членов ЕАЭС идти на взаимные уступки и разумные компромиссы, дальнейшее будущее единого рынка ЕАЭС и в целом проекта глубокой интеграции на евразийском пространстве кажется неоднозначным.

Подобным способом, экономическая связь стран в рамках ЕАЭС содержит ровно как отрицательные, таким образом, и положительные тренды. Невзирая в наименьшую динамику формирования экономик самих государств и незначительную часть обоюдной торговли, необходимо установить, то, что государства находят более результативные инструменты партнерства и продолжают создавать запланированные общие интеграционные структуры, законодательную основу организации и форматы взаимодействия в области агропромышленного комплекса и иных, более значимых с целью государств областях экономики.

В ближайшей и среднесрочной перспективе вплоть до 2025 г. удачное формирование и развитие интеграции стран - членов ЕАЭС в рамках общего рынка товаров станет находиться в зависимости от ряда условий.

Предотвращение сохраняющихся изъятий, нетарифных барьеров, увеличение эффективности аграрного рынка ЕАЭС, согласованная промышленная и макроэкономическая политика имеют все шансы раскрыть путь с целью для дальнейшего развития единого рынка ЕАЭС.

Поэтапные базовые принципиальные консолидирующие факторы в современных условиях роста динамизма глобализации мирового рынка и обострения вызовов и угроз в мире обеспечат запуск пакетных процессов интеграции ЕАЭС, то есть будут способствовать усилению интеграционных процессов.

Annotation. Currently, the Eurasian economic Union is working to overcome the fragmentation within the Association itself, as well as to promote and develop a single coordinated policy in different areas of the economy and in particular in the field of agriculture.

At the same time, in case of failure of further interaction, which can be expressed both in the loss of interest by the member States and their political elites in the development of Eurasian economic integration, and in the absence of the desire of the EAEU member States to make mutual concessions and reasonable compromises, the further future of the EAEU single market and the project of deep integration in the Eurasian space as a whole seems ambiguous.

In a similar way, the economic relations of the countries within the EAEU contain exactly both negative and positive trends. Despite the smallest dynamics in the formation of the economies of the States themselves and a small part of mutual trade, it is necessary to establish that the States find more effective instruments of partnership and continue to create the planned common integration structures, the legislative basis of the organization and formats of interaction in the field of agriculture and other, more important for the

Prevention of remaining exemptions, non-tariff barriers, increasing the efficiency of the agricultural market of the EAEU, coordinated industrial and macroeconomic policies have all chances to open the way for the further development of the single market of the EAEU.

Step-by-step basic fundamental consolidating factors in the modern conditions of the growth of the dynamism of globalization of the world market and the aggravation of challenges and threats in the world will ensure the launch of package processes of integration of the EAEU, that is, will contribute to the strengthening of integration processes.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс (далее - АПК), безопасность, Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС), единый рынок, интеграция, интеграционные процессы, национальная безопасность, национальные интересы, политика, национальные интересы, продовольственная безопасность, продовольственное обеспечение, рынок товаров, социально-экономическое развитие, стратегические цели, экономическая безопасность, экономическое развитие, экономическое сотрудничество.

Keywords: agro-industrial complex (hereinafter - agribusiness), security, Eurasian economic Union (hereinafter-EAEU), single market, integration, integration processes, national security, national interests, policy, national interests, food security, food security, goods market, socio-economic development, strategic goals, economic security, economic development, economic cooperation.

Как и любaя сложтая и масштабная структура, ЕАЭС сталкивается с целым рядом проблем. Одна из главных - дисбаланс внутри союза. Судя по всему, в следующем году экономика Российской Федерации продолжит свой рост, и это скажется на жизни всего Евразийского союза. Но есть некоторые проблемы, например, товарооборот между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан (не говоря уже про торговлю между Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой, Республикой Армения. Таким образом, Россия остается главным торговым центром ЕАЭС. Чтобы экономика ЕАЭС крепла, нужно, чтобы торговые отношения между странами шли напрямую.

Еще одна проблема - это малый объем внутренней торговли инвестиционными товарами, то есть теми, которые обеспечивают рост прибавленной стоимости в дальнейшем. Это, прежде всего машины и оборудование. Тут некоторый рост демонстрируют только Российская Федерация и Республикой Беларусь. Республикой Беларусь, например, старается размещать сборку своей техники на территории Казахстана и Российской Федерации. Но в целом пока 90 % потребляемых инвестиционных товаров производится за пределами ЕАЭС.

Однако есть еще некоторые проблемы. Например, при создании единых рынков. Внутри ЕАЭС уже создан единый рынок фармацевтики, запускают другие рынки, но только к 2025 году обещают создать единый рынок нефти и газа, немного раньше. Отсутствие таких единых рынков сегодня заметно сдерживает развитие промышленности, ее техническое перевооружение.

Другой пока не урегулированный вопрос - это технические регламенты ЕАЭС, которые постоянно уточняются, дорабатываются, но все равно есть сомнения в их выполнимости. Это

связано с тем, что значительная доля продукции, поступающей, например, в Российскую Федерацию, заявляется как казахстанский или белорусский экспорт, но на самом деле происхождение этих товаров, чаще всего, как правило, китайское или европейское.

И следующим этапом развития ЕАЭС, по мнению ряда экспертов должен стать валютный союз. Однако об этом пока речь не идет, говорят только о возможном создании некой криптовалюты как единой валюты ЕАЭС.

Еще одним препятствием на пути развития единого рынка товаров Союза является сохранение и возможное усиление дисбаланса между масштабами и структурой экономик государств - членов объединения. Россия является крупнейшим поставщиком товаров на единый рынок Союза [7], обеспечивая 62,4 % экспорта в рамках объединения, а также вторым по размеру потребителем товаров в рамках ЕАЭС (34,1 % импорта). И это свидетельствует о высокой зависимости внутреннего рынка Союза от динамики развития российского рынка, что приводит к переносу негативных тенденций, которые могут проявляться в экономике одних государств - членов, на экономики других стран ЕАЭС.

Наконец, следует отметить влияние политических факторов на динамику развитию единого рынка товаров ЕАЭС в средне- и долгосрочной перспективе. Внешним фактором по отношению к ЕАЭС в данном случае является обострение отношений Российской Федерации и стран Запада, вызванное украинским кризисом. В ответ на секторальные санкции ЕС, США и некоторых других стран Российская Федерация ввела продовольственное эмбарго на импорт на свою территорию продуктов питания из этих государств.

Поскольку другие государства - члены ЕАЭС не поддержали запрет на импорт данных продуктов на свою территорию, сложилась ситуация, когда запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию продукты питания поставлялись на территорию других стран ЕАЭС (в первую очередь, в Республика Беларусь), а затем реэкспортировались на территорию Российской Федерации как товары белорусского происхождения [7].

Подобная практика создала серьезные трения между партнерами по ЕАЭС, и при дальнейшей эскалации ситуации она угрожает привести к разочарованию государств-членов в едином рынке товаров ЕАЭС, который в данном случае используется против ее внешнеполитических интересов.

Возможное решение этой проблемы видится в дальнейшем совершенствовании и согласовании правил определения происхождения товаров и развитии независимой наднациональной системы мониторинга, а также сертификации товаров и разрешении торговых споров (Суд ЕАЭС).

В настоящее время в деле обеспечения продовольственной безопасности стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) наблюдаются значительные результаты. Однако в некоторых областях зависимость от импорта все еще остается слишком высокой.

Следует отметить, что за несколько последних лет страны ЕАЭС достигли заметных успехов в сфере обеспечения населения основными продуктами питания собственного производства, что не в последнюю очередь связано с введенными Российской Федерацией в 2014 г. против западных стран контр санкциями. Так, только за прошлый год прирост производства сельскохозяйственной продукции в союзных государствах составил 4,5 %, а уровень обеспеченности населения основными продуктами питания, произведенными внутри ЕАЭС, превысил 90 %.

По итогам прошлого года заметно выросло производство большинства видов сельскохозяйственной продукции. Если совокупный ВВП стран ЕАЭС за 2016 г. сократился на 0,3 %, то рост аграрно-производственного комплекса (АПК) составил около 4 %. Для сравнения, совокупный рост союзной промышленности в 2016 г. составил всего 0,2 %.

Темпы роста отдельных отраслей заметно опережали средний уровень прироста производства в АПК. Так, производство сыров и творога за прошлый год выросло почти на 3 %, муки - более чем на 3 %, мяса - более чем на 6 %, растительных масел - более чем на 7 %. Во многом рост «евразийского» АПК был обеспечен Россией, которая с 2014 г. начала уделять сельскому хозяйству более пристальное внимание.

По данным Минсельхоза РФ, рост производства сельхозпродукции за 2016 г. превысил 4 %, тогда как в 2015 г. он равнялся 2,6 %. Производство пшеницы в прошлом году выросло на 19 % (до 73,3 млн. тонн), кукурузы - на 5 % (до 13,8 млн. т), гречихи - на 38 % (до 1,2 млн. т.), сахарной свеклы - на 24 % (до 48,3 млн. т), подсолнечника - на 15 % (до 10,7 млн. т), сои

- на 15 % (до 3,1 млн. т). Более скромными были успехи в животноводстве. Так, производство скота и птицы в живом весе выросло на 4 % (до 14 млн. т), а молока - осталось на уровне 2015 г. (30,8 млн. т).

Тем не менее, пока нельзя назвать безоблачным положение ЕАЭС в сфере обеспечения продовольственной безопасности. По целому ряду товарных позиций сохраняется сильная зависимость от импорта, которая в критической ситуации может привести к возникновению дефицита и резкому росту цен. По данным ЕЭК, только за прошлый 2017 год союзные государства импортировали сельхозпродукции более чем на $26 млрд. В больших объемах по-прежнему импортируются овощи, фрукты, мясные продукты, большинство которых без особых проблем может производиться внутри ЕАЭС [21].

Особую тревогу вызывает зависимость от импортного оборудования в животноводстве и птицеводстве, а также импорт семян сахарной свеклы, подсолнечника, кукурузы, картофеля и некоторых других культур. По словам министра по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК С. Сидорского, государства ЕАЭС ежегодно закупают импортных ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции на $4,5 млрд., что является непозволительной «роскошью».

Сохраняется зависимость от импорта овощей, фруктов (в частности, яблок и груш), мясных и молочных продуктов, то есть тех товаров, производство которых возможно в природно-климатических условиях Евразийского региона. «Каждое третье яблоко, потребляемое в союзе, поставляется из третьих стран.

Экономики государств - членов ЕАЭС ежегодно теряют около $1 млрд. для обеспечения спроса столь обычным для нашей климатической зоны фруктом» [15].

7 апреля 2017 г. председатель правительства РФ Д. Медведев на заседании коллегии Минсельхоза заявил о существенном укреплении продовольственной безопасности страны. «Мы обеспечиваем себя и зерном, и картофелем, и сахаром, и растительным маслом, и мясом,

- отметил он, - это пять из восьми показателей Доктрины продовольственной безопасности».

Однако в правительстве осознают, что произошло это во многом из-за рекордного урожая 2016 г., без которого успехи Российской Федерации в АПК были бы значительно более скромными. Кроме того, пока не выполненными остаются такие пункты доктрины, как самообеспечение рыбой, пищевой солью и молоком, внутреннее производство которых должно составлять 80-90 %.

Мониторинг продовольственной безопасности ЕАЭС, проведенный ЕЭК в 2014 г., когда влияние российских контрсанкций еще не сказалось, показал, что наиболее проблемными отраслями АПК для Республики Армения являлось обеспечение населения мясом птицы (уровень собственного производства - 21,5 %), сливочным (17,5 %) и растительным маслом (14,5 %), сахаром (47,1 %) и колбасными изделиями (49,3 %).

Одной из серьезнейших проблем, с которой сталкивается Евразийский экономический союз, является отсутствие должного информационного сопровождения его функционирования, либо плохое качество такой информационной работы. И Республика Армения не исключение. По данным Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) уровень общественной поддержки членства Республики Армения в ЕАЭС серьезно упал с 67 % в 2013 году, когда было официально объявлено о решении Республики Армении вступить в Таможенный Союз, до 46 % в 2016 году.

Одновременно с этим за указанный период отмечается рост числа лиц, относящихся отрицательно к ЕАЭС, с 5 % до 15 %, а также увеличение количества безразличных с 19 % до 33 %. В качестве одной из существенных причин специалистами называется сознательное продвижение со стороны ряда СМИ и части экспертного сообщества тезиса о наличии недостатков и проблем в экономике Республики Армения исключительно по причине ее участия в

ЕАЭС: «коррупция, монополизм, всевластие импортеров, отсутствие конкуренции, протекционизм для крупных игроков и теневой экономики», - что фактически прикрывает проколы финансово-экономической политики властей страны с перекладыванием ответственности за них на интеграционное образование.

Сложно не согласиться с тем, что свое влияние на восприятие итогов членства Республики Армения в Союзе, безусловно, оказал экономический кризис в Российской Федерации, который существенно повлиял на платежеспособность российских граждан, что не могло не отразиться на покупке армянской продукции и инвестиционных возможностях Российской Федерации.

Помимо смягчения негативных последствий экономического кризиса Евразийский экономический союз предоставляет ряд возможностей, которые позволят всем его членам извлечь для себя серьезные выгоды. Так, в условиях ЕАЭС Республики Армении по силам обеспечить рост ВВП в 7 % при условии удвоения объемов экспорта: в частности, эксперт отметил, что благодаря уменьшению цен на энергоресурсы, цены на сельхозпродукцию тепличных хозяйств, преимущественно идущих на экспорт, должны снизиться на 10 %, что значительно увеличивает конкурентоспособность армянских предприятий. Перед армянскими властями стоят задачи более эффективного использования возможностей, предоставляемых членством в ЕАЭС и союзными отношениями с Россией, особенно по части более активного развития экспортного потенциала республики.

Таким образом, как на экспертном, так и на правительственном уровнях в Армении есть разумное понимание и адекватное восприятие Евразийского экономического союза. Интеграционное объединение не есть что-то волшебное, автоматически улучшающее жизнь граждан от самого факта членства страны в ЕАЭС, это набор определенных возможностей, позволяющих достичь позитивных интеграционных эффектов.

Еще одним немаловажным направлением деятельности Армении в рамках членства в ЕАЭС является работа на переговорах по созданию зоны свободной торговли Союза с Исламской Республикой Иран. Так, на недавнем Инвестиционном форуме Республику Армения по солнечной энергетике позиционировали «своеобразным мостом между Исламской Республикой Иран и Евразийским экономическим союзом» [13], что создает, по его мнению, все возможности для реализации многочисленных инвестиционных программ, как со стороны государства, так и частного сектора. Так, армянские экономисты подчеркивают перспективность сотрудничества с Ираном в таких сферах как транспорт и энергетика. Иран интересуют транзитные возможности Республики Армения для импорта своих товаров.

Последние два года функционирования ЕАЭС и членства Армении в интеграционном объединении пришлись на спад в мировой экономике, политику санкций в отношении Российской Федерации. Тем не менее, Евразийский экономический союз не просто устоял, но и демонстрирует тенденции к развитию [15].

В ряде СМИ многие проблемы в странах-членах Союза искусственно увязывают с ЕАЭС, однако Союз только представляет возможности и условия для экономического развития, успех которого зависит от эффективности прилагаемых усилий со стороны государств-участников ЕАЭС. Действующее правительство Республики Армения демонстрирует адекватное понимание и восприятие Евразийского экономического союза не только на словах, но и на деле.

Похожая ситуация складывалась в Кыргызской Республике, которому больше всего не хватало мяса птицы (11,1 %), сахара (19,6 %) и растительного масла (21,4 %). Республика Беларусь обеспечивала себя всеми основными видами продовольствия, кроме фруктов. Республика Казахстан производил недостаточно винограда (43,1 %), сахара (43,2%), мяса птицы (43,7 %), сыров и творога (47,2 %), яблок (52,8 %), колбасы (53,7 %) и сливочного масла (59,3 %). Российской Федерации же не хватало винограда (52,4 %), яблок и груш (65,1 %), сыров, творога и сливочного масла (60,7 %) и мяса крупного рогатого скота (72,4 %).

В договоре о создании ЕАЭС закреплено положение о проведении согласованной агропромышленной политики, включающей координацию действий по развитию аграрного рынка

и формирование общесоюзных среднесрочных прогнозов. В соответствии с ними рост производства в сельском хозяйстве ЕАЭС в 2016-2017 гг. должен составить 8 %, экспорт - увеличиться на 19 %, а импорт - сократиться на 15 %. Средний показатель обеспеченности продовольствием в 2017 г. составит 94 %. С учетом взаимной торговли планируется достичь полного самообеспечения ЕАЭС по мясу птицы. Экспорт зерна по прогнозу вырастет до 40 млн. т., импорт мяса и мясопродуктов - снизится до 900 тыс. т., молочной продукции - до 3,2 млн. т, сахара - до 0,2 млн. т.

Вместе с тем, в отдельных сферах значительная зависимость от импорта сохранится. Так, уровень обеспечения Российской Федерации говядиной с учетом взаимных поставок составит 79 %, Республики Армения и Республика Казахстан мясом птицы - 83 % и 81 %, а Кыргызстана и Республики Армения растительным маслом - 85 % и 79 %. Особенно значительной в обеспечении ЕАЭС останется доля импорта фруктов, уровень которого по итогам 2017 г. вырастет с 62 до 65 %.

При этом площадь посевных площадей для овощей, где зависимость от импорта еще недавно была критической, к 2018 г. планируется увеличить по сравнению с 2016 г. на 11%, что позволит почти полностью закрыть потребности в них. Производство рыбы и морепродуктов к 2020 г. планируется увеличить вдвое. Каждая из стран ЕАЭС постепенно формирует свою специализацию в сфере АПК.

Если для Российской Федерации приоритетными направлениями являются производство зерна, свинины, мяса птицы, фруктов и тепличных овощей, то для Республики Казахстан, располагающего обширными пашнями и пастбищами - зерна и говядины, Беларуси - молока и мяса, а Кыргызской Республики и Республики Армения - овощей, фруктов и продуктов их переработки.

Экспортные возможности Республики Беларусь позволяют ей заместить 8-15 % общесоюзного производства молока, Республики Армения - 4 % рынка колбасных изделий и баранины, Республики Казахстан - 9 % производства молочной продукции, 12 % макаронных изделий и 4 % - шоколада, Российской Федерации - 13 % мяса птицы и 76 % безалкогольных напитков.

В целом же необходимость обеспечения продовольственной безопасности позволяет как нельзя лучше реализовать принципы общего экономического пространства, максимально задействовав природно-климатические преимущества и производственные возможности каждого из союзных государств в сфере АПК.

В будущем ЕАЭС может расширить свою географию. Интерес к сотрудничеству с Евразийским экономическим союзом проявляют около 50 стран Европы, Азии и Латинской Америки.

В перспективе до 2025 г. успешное развитие интеграции государств - членов ЕАЭС в рамках единого рынка товаров будет зависеть от ряда условий. Устранение сохраняющихся изъятий, нетарифных барьеров, повышение эффективности Суда ЕАЭС, согласованная промышленная и макроэкономическая политика могут открыть дорогу для формирования по-настоящему единого рынка ЕАЭС [8].

Ныне различные функционирующие проекты национального формирования и развития стран - членов ЕАЭС с различными сроками выполнения на перспективу вплоть до 2025 г. сберегут собственные главные отраслевые ориентиры и нацеленность по применению собственной доли участия в Евразийском экономическом союзе с целью их последующего формирования и поддержания государственных экономик.

Период становления ЕАЭС в 2015-2016 гг. пришелся как раз на такую эпоху глобальной экономической нестабильности и нарастания кризисных явлений в мировой и региональной политике [15]. Тем не менее, государства-члены Союза поставили перед собой ряд амбициозных задач в сфере экономической интеграции. В перспективе до 2025 г. в ЕАЭС планируется преодолеть оставшиеся препятствия в сфере движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, создание единого рынка энергоресурсов, развитие скоординированной про-

мышленной политики, политики в сфере сельского хозяйства, формирование общего цифрового пространства, координация внешнеэкономических связей Союза, создание общей транспортной и логистической инфраструктуры.

В настоящее время евразийский экономический союз проводит направленную работу по преодолению разобщенности изнутри внутри самого объединения, а также по продвижению и развитию единой скоординированной политики в разных областях экономики и в частности в сфере агропромышленного комплекса.

Однако, вплоть до 2025 г. Евразийскому экономическому союзу с целью поддержания интеграционных взаимосвязей будет необходимо решить несколько наиболее значимых вопросов. Во-первых, преодолевать противоречия реальной торговой политики государств и единой таможенной территории, связанные с нетарифными ограничениями, четким выполнением правил происхождения товаров, сокращением доли экспортных пошлин, определяемых странами самостоятельно. Во-вторых, для дальнейшего формирования общих рынков сельхозпродукции должна вестись работа не только над полной фито- и ветеринарной сертификацией товаров, но и над созданием единого органа ветеринарного и фитосанитарного надзора. В-третьих, необходимы действия по определению специализации стран в обрабатывающей промышленности, созданию на ее основе межгосударственных производственных объединений [6].

Вместе с тем нельзя отрицать наличие определенных трудностей в реализации интеграционного проекта. Часть этих сложностей обусловлена особенностями внутреннего развития государств-членов, несовпадением их экономических интересов, стремлением защитить внутренний рынок и отечественных производителей. Это закономерный процесс в условиях любого интеграционного образования, о чем нам свидетельствует пример ЕС и процессов европейской интеграции.

Другая часть проблем связана с особенностями экономической турбулентности в глобальной экономике, большой волатильностью финансовых и энергетических рынков, сложной внешнеполитической конъюнктуры, что в условиях высокой взаимозависимости особенно болезненно отражается на развивающихся экономиках.

Развитие сбалансированной системы продовольственных рынков немыслимо без устойчивого и эффективного развития хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса, определяющих формирование ресурсной базы рынков. В то же время именно регулируемый рынок призван обеспечить эквивалентность обмена товарами и стимулировать приток инвестиционных ресурсов в аграрную сферу [5].

На наш взгляд, общий макроэкономический эффект от членства в ЕАЭС для каждой страны-участницы состоит в быстром росте следующих факторов, при условии научной разработки и внедрения пакетных решений ЕАЭС, пакетных обязательств члена ЕАЭС, пакетной экономической политики ЕАЭС, пакетных проектов ЕЭАС и пакетных процессов интеграции ЕАЭС с целью развития интеграции в объединении:

- устойчивый и стабильный рост ВВП, выравнивание уровней экономического развития стран - участников членов ЕАЭС;

- рост благосостояния граждан стран ЕАЭС вследствие увеличения занятости населения;

- снижение цен на услуги и товары за счет устранения торговых ограничений, уменьшения логистических издержек от перевозки сырья и экспорта товара;

- рост производства, соответствующий увеличению спроса на товары и услуги;

- рост уровня заработной платы населения благодаря снижению издержек и повышению эффективности и производительности труда.

По мере насыщения внутреннего торга российскими продуктами «акцент слаженной политики станет понемногу сдвигаться в сторону активизации научно-технического и инно-ваторского взаимодействия государств ЕАЭС в области глубокой обработки аграрной продукции и реализации общих планов, предусматривающих формирование продукта с значительной добавленной ценой.

Данное представление определяет воздействия, нацеленные на улучшение интеграционных действий в области агропромышленного комплекса в Евразийском экономическом союзе» [2].

Формирование и дальнейшее развитие единой системы прогнозирования АПК в ЕАЭС обусловлено необходимостью обеспечения сбалансированного функционирования внутренних продовольственных рынков на основе предсказуемости результатов деятельности национальных АПК, как на краткосрочную, так и на среднесрочную перспективу.

Источники:

1. Багдасарян К.М. Позиции стран Евразийского экономического союза в мировой экономике на современном этапе // Вестник университета (Государственный университет управления). -2016. № 9.

2. Вартанова М.Л. Результаты интеграции Евразийского экономического союза в области АПК: проблемы и перспективы развития // Российское предпринимательство. 2018. Том 19. № 7.

3. Вартанова М.Л. Межотраслевое торговое сотрудничество стран ЕАЭС как ключевой индикатор интеграционных процессов // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 8.

4. Вартанова М.Л. Основные направления экономического развития и перспективы экономической интеграции стран ЕАЭС // Экономические отношения. - 2018. - Том 8. - № 3.

5. Вартанова М.Л. Прогнозирование роста производства сельхозпродукции и увеличение внутреннего спроса в условиях импортозамещения // Российское предпринимательство. -2018. - Том 19. - № 6. - С. 1803-1824.

6. Вартанова М. Л., Дробот Е. В. Перспективы расширения евразийского пространства в контексте укрепления торгово-экономического и финансового сотрудничества России и Китая // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 9.

7. Вартанова М. Л., Дробот Е. В. Влияние непростых противоречивых процессов на рост отечественного сельского хозяйства // Российское предпринимательство. 2018. Том 19. № 1.

8. Дробот Е.В. Единая система тарифных преференций Евразийского экономического союза: особенности функционирования и направления развития // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 24. С. 3995-4020.

9. Дробот Е.В. Особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях санкционной политики // Российское предпринимательство. - 2016. - Том 17. -№ 16. - с. 1879-1902.

10. Дробот Е.В., Костылева С.О. Актуальные проблемы экономической интеграции России в мировую экономику в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Экономические отношения. - 2016. - Том 6. - № 4. - С. 125-131.

11. Липин А. С. Оценка интеграционных процессов в Едином экономическом пространстве на примере торговли товарами / А. С. Липин, О. В. Полякова // Практика интеграции. - 2014. - № 1 (22). - C. 80-96.

12. Мигранян А. А. Перспективы евразийской интеграции: векторы и направления интеграционного взаимодействия в условиях современной геоэкономической конъюнктуры // Alatoo Academic Studies. 2015. № 4. С. 120-126.

13. Осадчая Г.И., Вартанова М.Л. Трудности экономической интеграции государств-членов ЕАЭС и возможности их преодоления // Экономические отношения. - 2018. - Том 8. -№ 4.

14. Осадчая Г.И., Юдина Т.Н. Евразийский экономический союз: нормативно-правовое обеспечение и тенденции свободного движения рабочей силы. Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 3 (122). С. 144-153.

15. Осинина А., Глотова И. Развитие интеграции в аграрной сфере ЕАЭС к 2025 г. / Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 году. Рабочая тетрадь. Спецвыпуск / 2017 / [Е.С.

Алексеенкова, И.С. Глотова, А.В. Девятков и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2017. 44 с.

16. Ре шение высшего евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 28. Об основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ро ссийско-Белорусский экспертный клуб. Точки роста ЕАЭС: экономика, безопасность, общество. // Аналитический доклад. М. - 2018.

18. Рязанцев С.В., Тер-Акопов А.А. Факторы интеграционных процессов. В сборнике: Мировая экономика в условиях "управляемого хаоса" и позиции России Сборник научных статей по итогам научного семинара 29 октября 2014 г. - 2014. С. 143-149.

19. Рязанцев С.В., Тер-Акопов А.А. Факторы интеграционных процессов. В книге: Сборник тезисов XII научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2014. С. 223-226.

20. Рейтинг экономик. Doing Business. Всемирный банк. - URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings

21. Статистика внешней и взаимной торговли // Евразийская экономическая комиссия.

- URL: http: //www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/intra/Pages/2016/ 12.aspx

22. Ткаченко М.Ф., Журова А.В. Интеграция рынков факторов производства в ЕАЭС. Монография / М.Ф. Ткаченко, А.В. Журова; Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования "Российская таможенная академия". Москва. - 2016.

23. Экономическое развитие стран ЕАЭС и перспективы экономической интеграции до 2025 г. Аналитическая записка НП РСМД. 15 июня 2017 г. - URL: http://russiancouncil.ru/papers/EAEU2025-Policybrief-ru.pdf

Sources:

1. Bagdasaryan K.M. Positions of the countries of the Eurasian Economic Union in the world economy at the present stage // University Bulletin (State University of Management). - 2016. No. 9.

2. Vartanova M.L. Results of integration of the Eurasian Economic Union in the field of the agroindustrial complex: problems and development prospects // Journal of Russian Entrepreneurship. 2018. Vol. 19. No. 7.

3. Vartanova M.L. Interindustry trade cooperation of the EAEC countries as a key indicator of integration processes // Journal of Russian Entrepreneurship. - 2018. - Volume 19. - No. 8.

4. Vartanova M.L. The main directions of economic development and prospects for economic integration of the EAEC countries // Economic relations. - 2018. - Volume 8. - No. 3.

5. Vartanova M.L. Forecasting the growth in agricultural production and an increase in domestic demand under conditions of import substitution // Journal of Russian Entrepreneurship. - 2018.

- Volume 19. - No. 6. - P. 1803-1824.

6. Vartanova ML, Drobot EV Prospects for the expansion of the Eurasian space in the context of strengthening trade, economic and financial cooperation between Russia and China // Journal of Russian Entrepreneurship. - 2018. - Volume 19. - No. 9.

7. Vartanova ML, Drobot EV Influence of complex contradictory processes on the growth of domestic agriculture // Journal of Russian Entrepreneurship. 2018. Vol. 19. No. 1.

8. Drobot EV Unified system of tariff preferences of the Eurasian Economic Union: features of functioning and direction of development // Journal of Russian Entrepreneurship. 2017. Vol. 18. No. 24. P. 3995-4020.

9. Drobot E.V. Peculiarities of foreign economic activity of the Russian Federation in the context of sanctions policy // Journal of Russian Entrepreneurship. - 2016. - Volume 17. - No. 16. -p. 1879-1902.

10. Drobot EV, Kostyleva SO Actual problems of Russia's economic integration into the world economy under the conditions of functioning of the Eurasian Economic Union // Economic Relations. - 2016. - Volume 6. - No. 4. - P. 125-131.

11. Lipin A.S. Evaluation of integration processes in the Common Economic Space using the example of trade in goods / AS Lipin, OV Polyakova // Integration practice. - 2014. - No. 1 (22). - C. 80-96.

12. Migranyan AA Perspectives of Eurasian integration: vectors and directions of integration interaction in the conditions of modern geoeconomic conjuncture // Alatoo Academic Studies. 2015. № 4. P. 120-126.

13. Osadchaya GI, Vartanova ML Difficulties of economic integration of the EEA member states and the possibility of overcoming them // Economic relations. - 2018. - Volume 8. - No. 4.

14. Osadchaya GI, Yudina TN The Eurasian Economic Union: regulatory support and trends in the free movement of labor. Social policy and sociology. 2017. T. 16. № 3 (122). Pp. 144-153.

15. Osinina A., Glotova I. Development of Integration in the Agrarian Sector of the EAPS by 2025 / Prospects for the development of the EAPS Project by 2025. Workbook. Special Issue / 2017 / [E.S. Alekseenkova, I.S. Glotova, A.V. Devyatkov and others]; [Ch. Ed. I.S. Ivanov]; The Russian Council on Foreign Affairs (INF). Moscow: NP RSMD, 2017. 44 p.

16. Decision of the Higher Eurasian Economic Council of October 16, 2015, No. 28. On the main directions of economic development of the Eurasian Economic Union.

17. Russian-Belarusian Expert Club. Points of growth of the EAEC: economy, security, society. // Analytical report. M. - 2018.

18. Ryazantsev SV, Ter-Akopov AA Factors of integration processes. In the collection: The World Economy in the Conditions of "Managed Chaos" and the Position of Russia Collection of scientific articles on the results of the scientific seminar on October 29, 2014 - 2014. P. 143-149.

19. Ryazantsev SV, Ter-Akopov AA Factors of integration processes. In the book: Collection of theses of the XII scientific-practical conference of students, graduate students and young scientists. - 2014. P. 223-226.

20. Rating of economies. Doing Business. The World Bank. - URL: http://russian.doingbusi-ness.org/rankings

21. Foreign and Mutual Trade Statistics // Eurasian Economic Commission. - URL: http: //www.eurasiancommission.org/en/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/in-tra/Pages/2016/12.aspx

22. Tkachenko MF, Zhurova A.V. Integration of factor markets in the EEA. Monograph / M.F. Tkachenko, A.V. Zhurova; State Higher Educational Institution of Higher Education "Russian Customs Academy". Moscow .- 2016.

23. Economic development of the EAEC countries and prospects for economic integration until 2025. Analytical note of the NP INF. June 15, 2017 - URL: http://russiancouncil.ru/pa-pers/EAEU2025-Policybrief-en.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.