Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН ЕАЭС'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ДАЛЕЕ - ЕАЭС) / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / SECURITY / COOPERATION / EURASIAN ECONOMIC UNION (HEREINAFTER - EAIS) / INTEGRATION / INTEGRATION PROCESSES / POLITICS / NATIONAL INTERESTS / MAIN DIRECTIONS / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / STRATEGIC GOALS / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осадчая Г. И., Вартанова М. Л.

Одна из главных целей на ближайшее время - ликвидация остающихся барьеров, изъятий и ограничений, мешающих формированию общего экономического пространства, выработке единых подходов к формированию промышленной и аграрной политики; выстраивание логистических и технологических цепочек. Кроме того, на сегодняшний день недостаточное внимание на национальном уровне уделяется макроэкономическим ориентирам. Цель разработки Основных направлений экономического развития Евразийского экономического союза (далее - Основные направления, ОНЭР) состояла в формировании основы для координации действий государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены, Стороны), реализации интеграционных мер и действий по направлениям, влияющим на конкурентоспособность экономик государств-членов. Авторы статьи отмечают, что разработка в перспективе интеграционных мер и действий по направлениям позволит создать общие интеграционные условия. Кроме того, необходимость определения критериев интеграционного взаимодействия в тех сферах экономики, в которых вероятность получения дополнительного интеграционного эффекта наиболее высокая, а размер эффекта существенен для экономик всех (большинства) государств-членов. В этой связи в основу формирования общих для всех участников целей и задач экономического развития Союза положен принцип учета национальных интересов, то есть тех целей и задач, которые государства-члены ставят перед собой и регламентируют в национальных программах развития, а различия в структуре экономик и экономической политике государств-членов позволили рассмотреть их в качестве факторов взаимодополняемости. Таким образом, дополнительный эффект для государств-членов будет выражаться в ускорении достижения национальных стратегических целей и получении приращения национальных экономических результатов за счет осуществления интеграционных мер и проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of common goals and objectives of economic development of the EAEU countries

One of the main goals for the near future is the elimination of the remaining barriers, exceptions and restrictions that prevent the formation of a common economic space, the development of common approaches to the formation of industrial and agricultural policy; building logistics and technological chains. In addition, to date, insufficient attention at the national level has been given to macroeconomic targets. The purpose of the development of The main directions of economic development of the Eurasian economic Union (hereinafter - the Main directions, ONER) was to form the basis for the coordination of actions of the member States of the Eurasian economic Union (hereinafter - the member States, the Parties), the implementation of integration measures and actions in areas affecting the competitiveness of the economies In the future, the development of integration measures and actions in the areas will create General integration conditions. In addition, the author notes the need to determine the criteria of integration cooperation in those areas of the economy in which the probability of obtaining additional integration effect is the highest, and the size of the effect is significant for the economies of all (most) member States. In this regard, the basis for the formation of common goals and objectives of the economic development of the Union for all participants is the principle of taking into account national interests, that is, the goals and objectives that member States set themselves and regulate in national development programs, and differences in the structure of economies and economic policies of member States allowed to consider them as factors of complementarity. Thus, the additional effect for the member States will be to accelerate the achievement of national strategic goals and gain an increment of national economic results through the implementation of integration measures and projects.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН ЕАЭС»

Г.И. Осадчая д.социол.н., профессор, руководитель Центра исследования социальных и социально-политических исследований евразийской интеграции, Институт социально-политических исследований

Российской академии наук G.I. Osadchaya doctor of medical sciences, professor Center for the Study of Social and Socio-Political Studies of Eurasian Integration, Institute for Social and Political Studies Russian Academy of Sciences

М.Л. Вартанова к.э.н., доцент, старший научный сотрудник, Центр исследований социальных и социально-политических исследований, Институт социально-политических исследований Российской академии наук

M.L. Vartanova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher, Center for Social and social and political studies, Institute for Social and Political Studies

Russian Academy of Sciences

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ СТРАН ЕАЭС

Аннотация. Одна из главных целей на ближайшее время — ликвидация остающихся барьеров, изъятий и ограничений, мешающих формированию общего экономического пространства, выработке единых подходов к формированию промышленной и аграрной политики; выстраивание логистических и технологических цепочек.

Кроме того, на сегодняшний день недостаточное внимание на национальном уровне уделяется макроэкономическим ориентирам. Цель разработки Основных направлений экономического развития Евразийского экономического союза (далее — Основные направления, ОНЭР) состояла в формировании основы для координации действий государств — членов Евразийского экономического союза (далее — государства-члены, Стороны), реализации интеграционных мер и действий по направлениям, влияющим на конкурентоспособность экономик государств-членов.

Авторы статьи отмечают, что разработка в перспективе интеграционных мер и действий по направлениям позволит создать общие интеграционные условия. Кроме того, необходимость определения критериев интеграционного взаимодействия в тех сферах экономики, в которых вероятность получения дополнительного интеграционного эффекта наиболее высокая, а размер эффекта существенен для экономик всех (большинства) государств-членов.

В этой связи в основу формирования общих для всех участников целей и задач экономического развития Союза положен принцип учета национальных интересов, то есть тех целей и задач, которые государства-члены ставят перед собой и регламентируют в национальных программах развития, а различия в структуре экономик и экономической политике государств-членов позволили рассмотреть их в качестве факторов взаимодополняемости.

Таким образом, дополнительный эффект для государств-членов будет выражаться в ускорении достижения национальных стратегических целей и получении приращения национальных экономических результатов за счет осуществления интеграционных мер и проектов.

Annotation. One of the main goals for the near future is the elimination of the remaining barriers, exceptions and restrictions that prevent the formation of a common economic space, the development of common approaches to the formation of industrial and agricultural policy; building logistics and technological chains.

In addition, to date, insufficient attention at the national level has been given to macroeconomic targets. The purpose of the development of The main directions of economic development of the Eurasian economic Union (hereinafter — the Main directions, ONER) was to form the basis for the

coordination of actions of the member States of the Eurasian economic Union (hereinafter — the member States, the Parties), the implementation of integration measures and actions in areas affecting the competitiveness of the economies

In the future, the development of integration measures and actions in the areas will create General integration conditions. In addition, the author notes the need to determine the criteria of integration cooperation in those areas of the economy in which the probability of obtaining additional integration effect is the highest, and the size of the effect is significant for the economies of all (most) member States.

In this regard, the basis for the formation of common goals and objectives of the economic development of the Union for all participants is the principle of taking into account national interests, that is, the goals and objectives that member States set themselves and regulate in national development programs, and differences in the structure of economies and economic policies of member States allowed to consider them as factors of complementarity.

Thus, the additional effect for the member States will be to accelerate the achievement of national strategic goals and gain an increment of national economic results through the implementation of integration measures and projects.

Ключевые слова: безопасность, взаимодействие, Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС), интеграция, интеграционные процессы, политика, национальные интересы, обеспечение безопасности, основные направления, социально-экономическое развитие, стратегические цели, экономическая безопасность, экономическое сотрудничество.

Keywords: security, cooperation, Eurasian economic Union (hereinafter - EAIS), integration, integration processes, politics, national interests, security, main directions, socio-economic development, strategic goals, economic security, economic cooperation.

Унификация «правил игры» в экономической жизни «евразийской пятерки» остается сердцевиной всего проекта ЕАЭС. Но результаты этой работы напрямую связаны с безопасностью стран организации — этому вопросу в докладе уделено особое внимание. Стабильная траектория развития этих государств обеспечивает устойчивость общественно политической жизни «евразийской пятерки» [12].

Далека от согласованности кредитно-денежная политика стран Союза. Как отмечает В. Путин в своем обращении, «донастройка» [12] Союза возможна только при условии «обеспечения всеобъемлющего и безусловного выполнения всеми государствами — членами союзных норм и взятых на себя обязательств — даже если это предполагает корректировку национальных законодательств» [12]. Заполнение этих «интеграционных лакун» и устранение ограничений позволит увеличить экономические выгоды от евразийской интеграции для стран — участниц ЕАЭС.

Положительная социально-экономическая динамика снижает вероятность распространения экстремистских идей и движений. Унификация законодательства, четкие и прозрачные правила передвижения товаров, капитала и рабочей силы снижают уровень коррупции и преступности на пространстве ЕАЭС. Поэтому рассмотрение интеграционных вопросов без формулирования ответов на современные вызовы в сфере безопасности стран Евразийского экономического союза на сегодняшний день бесперспективно.

При разработке Основных направлений были поставлены и решены следующие задачи:

- определить общую цель и задачи экономического развития Евразийского экономического союза (далее — Союз, ЕАЭС);

- сформировать возможные сценарии экономического развития Союза;

- определить направления, которые, исходя из национальных стратегий, актуальны для всех государств-членов и сотрудничество по которым обеспечит дополнительный интеграционный эффект для национальных экономик и рост их конкурентоспособности;

- определить критерии выбора сфер экономик (отраслей, секторов) с позиции результативности интеграционного сотрудничества;

- оценить экономический потенциал Союза («размер эффекта интеграции») через систему макроэкономических показателей.

Основные направления разработаны до 2030 года, в том числе с учетом того, что в большинстве государств-членов 2030 год является прогнозируемым или одним из промежуточных годов реализации стратегических (концептуальных) национальных документов. В качестве вариантов рассматривались также:

- 2020 год: распространенный период бизнес-планирования (стратегии крупных компаний);

- 2025 год: завершение переходного периода по Договору о Союзе;

- 2050 год: срок реализации крупных инфраструктурных проектов 20-25 лет, а также самый продолжительный срок реализации стратегий среди государств-членов (стратегия «Ка-захстан-2050»).

Ключевая идея ОНЭР была сформулирована исходя из самого определения документа, зафиксированного в Договоре о Союзе. Основные направления — документ рекомендательного характера, определяющий перспективные направления социально-экономического развития, к реализации которых стремятся государства — члены Союза за счет использования интеграционного потенциала объединения и конкурентных преимуществ государств-членов в целях получения дополнительного экономического эффекта каждым государством-членом.

Во-первых, речь идет о рекомендательном характере документа ОНЭР, с одной стороны, должен был отразить вопросы экономической политики государств-членов, с другой стороны, его рекомендательность предопределила применение принципа «мягкой» координации экономической политики по выбранным направлениям. «Мягкая» координация экономических политик не только выполняет стабилизирующую функцию, но и создает ключевые условия для проявления интеграционных эффектов:

- Выравнивание уровня развития государств-членов;

- Адаптация к встраиванию в глобальную экономику;

- Обеспечение «четырех свобод»;

- Повышение конкурентоспособности экономик, в том числе в результате транснационализации мер (взаимное проникновение лучших подходов и практик реализации экономической политики).

Во-вторых, документ, согласно определению, должен включать перспективные направления социально-экономического развития.

Для разработки (и последующей реализации) основных направлений применялся принцип горизонтальной связи вертикальных процессов интеграции. Данный подход предполагал разработку Основных направлений не по отраслевому принципу с описанием долгосрочных интеграционных мер в каждом секторе (отрасли), а по принципу определения условий, которые являются «универсальными» для целей развития любой сферы интеграции в рамках Союза. Выбор в качестве основного объекта документа направлений социально-экономического развития позволил решить данную задачу.

Разработка в перспективе интеграционных мер и действий по направлениям позволит создать общие интеграционные условия. Кроме того, стояла задача определить критерии интеграционного взаимодействия в тех сферах экономики, в которых вероятность получения дополнительного интеграционного эффекта наиболее высокая, а размер эффекта существенен для экономик всех (большинства) государств-членов.

Для решения этой задачи в документе определены критерии выбора сфер экономики, обладающих интеграционным потенциалом.

В-третьих, в соответствии с определением документа, в результате сотрудничества каждая страна должна получить дополнительный экономический эффект за счет реализации интеграционного потенциала объединения и конкурентных преимуществ государств-членов.

В соответствии с ОНЭР дополнительный экономический эффект за счет интеграционного фактора до 2030 года является следствием «классических» интеграционных эффектов: «создания торговли», «экономии на масштабе», «синергии, в том числе технологической» и др.

Ключевым эффектом для долгосрочного развития Союза является синергетический эффект. Базовая идея любого стратегического документа совместного развития группы стран состоит в обеспечении синергии национальных экономик (ресурсов) для получения дополнительного более существенного эффекта.

Основополагающий фактор будущего ЕАЭС — это выбор сценария развития. Первый сценарий: расширять сферу услуг, увеличивать внутреннее потребление за счет кредитов, грантов, продажи стратегического сырья — или второй сценарий: обеспечить развитие экономики посредством современных технологий, существенного роста экспорта готовой продукции. Выбор очевиден. Фактически в Договоре о Евразийском экономическом союзе отмечена необходимость способствовать развитию экономики по второму, существенно более эффективному сценарию. Следует отметить, что «взаимное торговое сотрудничество стран Евразийского экономического союза является одним из ключевых индикаторов интеграционных процессов в регионе, при этом интенсификация и диверсификация взаимной торговли является важным фактором повышения потенциала долгосрочного экономического сотрудничества стран ЕАЭС» [1].

Также важно отметить, что Основные направления развивают положения Договора о Союзе в иной «системе координат». Если Договор о Союзе построен по функциональному принципу, то Основные направления -по принципу выделения направлений (факторов) повышения конкурентоспособности.

Таким образом, Основные направления обеспечивают взаимосвязь отраслевых, секторальных, функциональных направлений интеграции в рамках Союза, позволяют выстраивать элементы общей системы стратегического целеполагания, обобщать и приводить результаты работ по долгосрочным программам к сводным оценкам синергетического эффекта.

Исходя из этого, Основные направления следует рассматривать как дополняющий национальные меры инструмент в целях развития каждого государства — члена ЕАЭС.

Реализация ОНЭР должна привести в совокупности к следующим процессам в экономиках государств-членов: увеличение объемов и диверсификация не сырьевого экспорта, снижение зависимости от импорта из третьих стран, эффективное перераспределение национальных ресурсов, высвобождающихся в результате интеграционного сотрудничества. При этом масштаб и динамика интеграционных эффектов будут зависеть от глубины интеграционных процессов, амбициозности разрабатываемых и принимаемых интеграционных мер и действий и, соответственно, степени реализации основных направлений.

В этой связи были разработаны сценарии долгосрочного развития Союза в зависимости от уровня и характера интеграционных процессов. «Преимущества интегрированной экономики несомненны. Поэтому актуальнейшей задачей становится поиск внутренних резервов союза и использование интеграционных возможностей» [2].

В сфере безопасности представляется целесообразным рассмотреть следующие предложения:

1. Легализация частных военных компаний (ЧВК) путем формирования единого в своей методологической основе общеевразийского законодательства. Важно не допустить, чтобы этот процесс шел в управляемом режиме, учитывая значимость ЧВК в современном мире, в т. ч. для безопасности крупных корпоративных структур. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность процессов формирования и деятельности ЧВК среди партнеров по ЕАЭС.

2. Обеспечение безопасности глобально значимых логистических проектов. Это может и не потребовать создания специфического военного потенциала, но точно потребует нового

Точки роста ЕАЭС: экономика, безопасность, общество. Рекомендации по укреплению ЕАЭС уровня политического взаимодействия и обмена информацией между спецслужбами и правоохранительными органами.

3. Создание совместных операционных и аналитических центров, включая и усовершенствованную систему мониторинга рисков.

4. Сближение законодательств по борьбе с политическим экстремизмом религиозным радикализмом включая методологическую отработку критериев для признания факта экстремистской деятельности. Важно предотвратить ситуации, когда опросы борьбы с конкретными экстремистскими группировками и отдельными политиками становятся источником дестабилизации политических отношений между партнерами.

5. Развитие практики совместных международных гражданских мониторинговых миссий в дополнение к официальным структурам мониторинга, действующим на национальной основе. Особенно в странах ЕАЭС (ОДКБ), граничащих с очагами международной напряженности (Афганистан, Иран, Турция, при определенных условиях — Балканы и др.).

Участники — представители государственных экспертных структур, гражданское общество, возможно, международные эксперты. Цель — мониторинг и прогноз ситуации в сопредельных со странами ЕАЭС (ОДКБ) государствах и регионах, а также гражданское модериро-вание конфликтов на ранней стадии развития.

В этой связи в основу формирования общих для всех участников целей и задач экономического развития Союза был положен принцип учета национальных интересов, то есть тех целей и задач, которые государства-члены ставят перед собой и регламентируют в национальных программах развития, а различия в структуре экономик и экономической политике государств-членов позволили рассмотреть их в качестве факторов взаимодополняемости.

Таким образом, дополнительный эффект для государств-членов будет выражаться в ускорении достижения национальных стратегических целей и получении приращения национальных экономических результатов за счет осуществления интеграционных мер и проектов.

Источники:

1. Вартанова М.Л. Межотраслевое торговое сотрудничество стран ЕАЭС как ключевой индикатор интеграционных процессов // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 8.

2. Вартанова М. Л. Основные направления экономического развития и перспективы экономической интеграции стран ЕАЭС // Экономические отношения. - 2018. - Том 8. - № 3.

3. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Перспективы расширения евразийского пространства в контексте укрепления торгово-экономического и финансового сотрудничества России и Китая // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 9.

4. Дробот Е.В. Единая система тарифных преференций Евразийского экономического союза: особенности функционирования и направления развития // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 24. - с. 3995-4020.

5. Дробот Е.В. Особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях санкционной политики // Российское предпринимательство. - 2016. - Том 17. -№ 16. - с. 1879-1902.

6. Дробот Е.В., Костылева С.О. Актуальные проблемы экономической интеграции России в мировую экономику в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Экономические отношения. - 2016. - Том 6. - № 4. - С. 125-131.

7. Липин А. С. Оценка интеграционных процессов в Едином экономическом пространстве на примере торговли товарами / А. С. Липин, О. В. Полякова // Практика интеграции. - 2014. - № 1 (22). - C. 80-96.

8. Мигранян А.А. Перспективы евразийской интеграции: векторы и направления интеграционного взаимодействия в условиях современной геоэкономической конъюнктуры // Alatoo Academic Studies. 2015. № 4. С. 120-126

9. Осадчая Г.И., Вартанова М.Л. Трудности экономической интеграции государств-членов ЕАЭС и возможности их преодоления // Экономические отношения. - 2018. - Том 8. -№ 4.

10.Осадчая Г.И., Юдина Т.Н. Евразийский экономический союз: нормативно-правовое обеспечение и тенденции свободного движения рабочей силы. Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 3 (122). С. 144-153.

11.Решение высшего евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 28. Об основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза.

12.Российско-Белорусский экспертный клуб. Точки роста ЕАЭС: экономика, безопасность, общество. // Аналитический доклад. М., - 2018.

13.Рязанцев С.В., Тер-Акопов А.А. Факторы интеграционных процессов. В сборнике: Мировая экономика в условиях "управляемого хаоса" и позиции России Сборник научных статей по итогам научного семинара 29 октября 2014 г. - 2014. С. 143-149.

14.Рязанцев С.В., Тер-Акопов А.А. Факторы интеграционных процессов. В книге: Сборник тезисов XII научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 2014. С. 223-226.

15.Ткаченко М.Ф., Журова А.В. Интеграция рынков факторов производства в ЕАЭС. Монография / М.Ф. Ткаченко, А.В. Журова; Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования "Российская таможенная академия". Москва. - 2016.

Sources:

1. Vartanova M.L. Interindustry trade cooperation of the EAEC countries as a key indicator of integration processes // Journal of Russian Entrepreneurship. - 2018. - Volume 19. - No. 8.

2. Vartanova M.L. The main directions of economic development and prospects for economic integration of the EAEC countries // Economic relations. - 2018. - Volume 8. - No. 3.

3. Vartanova M.L., Drobot E.V. Prospects for the expansion of the Eurasian space in the context of strengthening trade, economic and financial cooperation between Russia and China // Journal of Russian Entrepreneurship. - 2018. - Volume 19. - No. 9.

4. Drobot E.V. Unified system of tariff preferences of the Eurasian Economic Union: features of functioning and direction of development // Journal of Russian Entrepreneurship. - 2017. - Volume 18. - No. 24. - p. 3995-4020.

5. Drobot E.V. Peculiarities of foreign economic activity of the Russian Federation in the context of sanctions policy // Journal of Russian Entrepreneurship. - 2016. - Volume 17. - No. 16. - p. 1879-1902.

6. Drobot E.V., Kostyleva S.O. Actual problems of Russia's economic integration into the world economy under the conditions of functioning of the Eurasian Economic Union // Economic Relations. - 2016. - Volume 6. - No. 4. - P. 125-131.

7. Lipin A.S. Evaluation of integration processes in the Common Economic Space using the example of trade in goods / AS Lipin, OV Polyakova // Integration practice. - 2014. - No. 1 (22). - C. 80-96.

8. Migranyan A.A. Perspectives of Eurasian integration: vectors and directions of integration interaction in the conditions of modern geoeconomic conjuncture // Alatoo Academic Studies. 2015. № 4. P. 120-126.

9. Osadchaya G.I., Vartanova M.L. Difficulties of economic integration of the EEA member states and the possibility of overcoming them // Economic relations. - 2018. - Volume 8. - No. 4.

10. Osadchaya GI, Yudina TN The Eurasian Economic Union: regulatory support and trends in the free movement of labor. Social policy and sociology. 2017. T. 16. № 3 (122). Pp. 144-153.

11. Decision of the Higher Eurasian Economic Council of October 16, 2015, No. 28. On the main directions of economic development of the Eurasian Economic Union.

12. Russian-Belarusian Expert Club. Points of growth of the EAEC: economy, security, society. // Analytical report. M., - 2018.

13. Ryazantsev S.V., Ter-Akopov AA Factors of integration processes. In the collection: The World Economy in the Conditions of "Managed Chaos" and the Position of Russia Collection of scientific articles on the results of the scientific seminar on October 29, 2014 - 2014. P. 143-149.

14. Ryazantsev S.V., Ter-Akopov A.A. Factors of integration processes. In the book: Collection of theses of the XII scientific-practical conference of students, graduate students and young scientists 2014. P. 223-226.

15. Tkachenko M.F., Zhurova A.V. Integration of factor markets in the EEA. Monograph / M.F. Tkachenko, A.V. Zhurova; State Higher Educational Institution of Higher Education "Russian Customs Academy". Moscow .- 2016.

Т.С. Орлова

профессор кафедры Экономики предприятий, д-р филос. наук, Уральский государственный экономический университет

T.S. Orlova

professor of Department of Enterprise Economics Ural State University of Economics (otsdom@mail.ru) И.С. Савицкая магистр кафедры Экономики предприятий Уральский государственный экономический университет

I.S. Savickaya

master of Department of Enterprise Economics Ural State University of Economics (renies@yandex.ru, 89995698439)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПОСТРОЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ

СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация. В современных условиях быстро растущей конкуренции на рынке образовательных услуг, базовыми факторами успешного развития организации становятся рациональность структуры и эффективность процессов управления во всех ее элементах и подсистемах. В данной статье авторами рассмотрены основные факторы эффективности организации и сущность системного подхода к управлению эффективностью фирмы. Рассмотрены история создания и отличительные особенности использования сбалансированной системы показателей (ССП) в управлении эффективностью фирмы. Указаны этапы внедрения и использования сбалансированной системы показателей в организацию. Раскрыто содержание каждой из проекций системы. Определены факторы успеха стандартной дошкольной образовательной организации. Определена миссия стандартной дошкольной образовательной организации (детского сада). Осуществлена адаптация сбалансированной системы показателей для частной дошкольной образовательной организации в связи с ее миссией в целях повышения ее эффективности управления. Основными перспективами системы определены финансовая, клиентская, процессная, а так же обучения и роста. В рамках каждой из перспектив системы сбалансированных показателей определены отдельные стратегические цели, мероприятия по их достижению, ключевые показатели эффективности и связующие инициативы. Основными целями частной дошкольной образовательной организации заданы: увеличение прибыли организации, увеличение числа клиентов, улучшение системы планирования и организации предоставления услуг, повышение квалификации персонала и улучшение материально-технической базы. Сделан вывод о том, что применение сбалансированной системы показателей эффективно как для крупных фирм в форме разработки специализированного программного обеспечения, так и для малых организаций в общем виде без специализированного программного обеспечения, особенно в условиях ограниченного бюджета.

Annotation. In modern conditions of rapidly growing competition in the market of educational services, the rational structure and efficiency of management processes in all its elements and subsystems become the basic factors for successful development of an organization. In this paper, the authors explore the main factors of organizational effectiveness and the essence of a systematic approach to the effectiveness of firm management. Also, the authors reviewed the history of creation and the distinctive features of the use of a Balanced Scorecard (BSC) in the performance management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.