Научная статья на тему 'Интеграция социальных сетей и сервисов Интернета 2. 0 в процесс преподавания иностранных языков: необходимость или блажь?'

Интеграция социальных сетей и сервисов Интернета 2. 0 в процесс преподавания иностранных языков: необходимость или блажь? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция социальных сетей и сервисов Интернета 2. 0 в процесс преподавания иностранных языков: необходимость или блажь?»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

С.В. Титова

ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И СЕРВИСОВ ИНТЕРНЕТА 2.0 В ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ БЛАЖЬ?

Бум социальных сетей в Интернете - закономерное явление эпохи. Ученые говорят, что люди разучились чувствовать и думать поодиночке.

Кевин Келли. Мы - это Сеть

В настоящее время, как известно, перед высшим образованием стоит вопрос о смене парадигмы содержания и методов обучения, о переходе от идеологии передачи готовых знаний к идеологии формирования профессиональных и деятельностных компетенций и навыков, т.е. навыков поиска, анализа и критической оценки информации, навыков работы в группе, самостоятельной и проектной деятельности и т.д. Взрывное развитие цифровых и информационных технологий привело к тому, что содержание предметного знания уже не является уникальной собственностью конкретного профессора и конкретного вуза. Это заставляет преподавателей высшей школы "пересмотреть формы доставки информации и оценки знаний в учебном процессе"1. Интеграция социальных сетей и сервисов Интернета 2.0 в преподавание иностранных языков - это не дань моде, а насущная необходимость для преподавателей, которые стремятся оптимизировать процесс обучения, сделать его более эффективным и мотивированным для обучающихся.

Сам термин Веб 2.0 был придуман и введен Т. О'Рейли в статье "What Is Web 2.0?", опубликованной в 2005 г. в журнале "Компьютер". Номерами в софтверной индустрии обычно обозначают новое издание продукта, в который были внесены принципиальные изменения. Каковы же особенности этих принципиально новых программных продуктов? Во-первых, в числе основных характеристик Веб 2.0 О'Рейли называет ориентацию на создание контента и его классификацию силами не персонала сайтов, а самих пользователей

Интернета, что приводит к радикальной децентрализации в сочетании с безграничным доверием, которое получают пользователи. Но именно ориентация на коллективное вместо профессионального наполнения Сети вызывает у многих недоверие. Особенно жесткой критике сейчас подвергается Википедия (wikipedia.org), которая, как известно, является любимым справочным сайтом студентов всего мира и часто ими посещаемым.

Во-вторых, новые веб-сервисы превратились из хранилища информации в платформу, т.е. в средство для решения целого ряда новых задач. Сайт или программа Веб 2.0 - не библиотека разнообразного контента, а программная среда для формирования этого контента. Данные характеристики наблюдаются практически во всех новинках последних лет: от рекламы по поисковым словам (Google Adsense), сайтов интернет-объявлений (Craiglist) до Вики-педии и блогов. Причем существующие на сегодняшний момент социальные сети позволяют создавать контент любого вида. Так, с помощью них можно:

• общаться между собой, записывать мысли и комментарии (ЖЖ или блог);

• создавать народные энциклопедии с помощью технологии wiki-wiki (Wikipedia.org, Letopisi.ru);

• размещать фотографии, таблицы, графики (flickr.com, fotki.ru);

• публиковать видеоматериалы (youtube.com, video.mail.ru), презентации (slide.com, SlideShare.com);

• размещать коллекции закладок-ссылок (Del.icio.us. www.bobr-dobr.ru);

• обмениваться сообщениями (Skype, Messenger). В-третьих, социальные сервисы открыли совершенно новые

возможности общения для участников Сети, т.е. появилась возможность создания виртуальной личности участника Сети и гибкого управления ею. Центральным элементом любой социальной сети являются пользователи. В " классическом" Интернете основой является информация или контент, расположенный на тысячах разных сайтов, вокруг которого и "вращаются" все пользователи. Сегодня, когда насыщение информационного поля является достаточным, если не избыточным, на первый план выходят интересы пользователя. Как известно, в рамках каждого интереса у человека есть следующие потребности: поиск информации, общение с людьми с этим же интересом, самовыражение в рамках данного интереса или увлечения. Классический Интернет на данный момент удовлетворяет потребность в информации только за счет глобальных поисковых систем и большого количества разрозненных сайтов и порталов. Возможность общения и самовыражения существует в Интернете лишь для интересов вроде романтических знакомств или тематически узких сообществ профессионалов в той или иной

14 ВМУ, лингвистика, № 3

области, информацию о которых достаточно сложно найти даже посредством качественных поисковиков, таких, как Google, Yahoo, Yandex и др. Таким образом, основными характеристиками Веб 2.0, которые отличают его от классического Интернета, являются креативность, доступность, социальность.

Одним из ключевых сервисов общения в социальных сетях является блог или веблог. Под этим словом скрывается сервис, позволяющий вести личный дневник, записи в котором располагаются в обратной хронологической последовательности. Пользователи имеют возможность с помощью электронного журнала создать свой образ целостной личности, с ее портретом, интересами, склонностями и привычками. Они также могут выстраивать свою иерархию общения, в отличие от обычного интернет-форума: близкий друг, родственник, знакомый или кто-то еще. В результате в социальных сетях выстраиваются так называемые круги - круг друзей, круг коллег по цеху, круг одноклассников и т.д. Считается, что идея публичных авторских дневников принадлежит англичанину Т. Бернерсу-Ли, который еще в 1993 г. разместил на своем сайте список ссылок на новые сайты и обновления программ. В 1999 г. уже открылся первый портал portal.eatonweb.com, который объединил пионеров движения "блогинга", ведущих авторские дневники. В это же время компания Pyra разработала программу для блогов под названием Blogger.com, а программист Б. Фитцпатрик закончил писать свою программу для ведения дневников с целью поддерживать связь со своими одноклассниками. Программа называлась Livejournal и отличалась от других чрезвычайной примитивностью и простотой в использовании. Наконец, известный сетевой деятель и популярный блогер П. Мерхольц переделал термин web log (запись в вебе) на we blog, в результате чего и появилось современное понятие "блог". Сегодня наиболее популярными программными средами для англоязычных блогов являются:

• Blogger.com.

• Livejournal.com.

• Blogspot.com.

Веблог отличается от классического сайта прежде всего простотой создания, поскольку от пользователя не требуются знания по HTML-верстке, по дизайну, знания в области сетевого маркетинга для продвижения сайта. В веблог очень легко вносить коррекции даже посредством мобильных видов связи, а также добавлять новые модули благодаря философии "open source". В своем личном дневнике можно создать настоящую виртуальную библиотеку-справочник, так как данная программная платформа позволяет публиковать, хранить, обрабатывать, классифицировать различную по виду и содержанию информацию благодаря системе рубрикации при помощи

тэгов, Я88-потокам, ленте новостей и др. Поскольку блог является личным пространством общения, в отличие от форумов, чатов, конференций и т.д., пользователь может сам создать свой круг общения и администрировать процесс коммуникации, что очень важно для организации учебной дискуссии по какому-либо вопросу.

Таким образом, веблог - это та социальная сеть, которая наилучшим образом подходит для использования в дидактических целях, поскольку она позволяет хранить и классифицировать необходимую и избыточную учебную информацию в любом виде (графики, карты, рисунки, фотографии, видео), создавать открытые и закрытые сообщества для обсуждения проблем и заданий, для реализации групповых проектов, контролировать усвоение учебной информации посредством онлайн-тестов, опросов и обсуждений, рецензий и др. Например, посредством сервиса del.ici.ous, предназначенного для хранения закладок на веб-страницах, студенты могут создавать веблиографию по своей теме исследования. Отличие от обычной веблиографии состоит в том, что каждая закладка должна быть помечена особыми тегами с комментариями, такие закладки можно добавлять и пользоваться ими с любого компьютера. Эта форма работы особенно важна при создании проектных групповых работ, когда преподаватель должен оценивать вклад в проект каждого участника группы.

Учебный веблог - это также инструмент эффективной организации и систематизации учебного процесса. Во время использования веблога как инструмента организации учебного процесса обучающиеся развивают навыки поиска, анализа и критической оценки информации, работы с информационными потоками в Сети, работы в группе и самостоятельной работы, навыки аналитической работы, а также, что особенно важно, у изучающих иностранные языки развивается коммуникативная компетенция посредством активного участия членов учебного сообщества в обсуждениях. На каждое сообщение преподавателя или члена учебной группы пишется множество комментариев. В этом плане комментируемый блог очень похож на форум, именно в комментариях происходит общение между участниками учебного сообщества. Именно в процессе неформального общения преподавателя и студентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, высказывать свое собственное мнение по той или иной проблеме, происходит также развитие навыков критического мышления. Преподавателю удается посредством данной программной платформы "погрузить" членов учебной группы в критические дискуссии, продемонстрировать им, что приобретать знания и определенные навыки и умения можно не только просто запоминая изложенную информацию, гораздо важнее "добыть" ее самим в результате поиска ответа на вопрос,

обсуждения и критической оценки выдвинутых предположений, анализа и систематизации правильных и неправильных решений. Модернизация форм педагогического контроля стимулирует обучающегося к самооцениванию, сравнению полученных результатов с прогнозируемыми с последующей самокоррекцией.

Учебный блог на http://blogger.com (http://governmentdemocracy. blogspot.com) успешно используется автором в специализированном курсе, посвященном вопросам социально-политического устройства современного американского общества, для студентов IV курса отделения регионоведения и международных отношений. Первоначально учебный веблог "Government, Democracy and Society" на английском языке использовался для систематизации и организации учебного материала: была создана веблиография и библиография курса, опубликована программа курса, которая достаточно часто корректируется в ходе учебной работы, опубликованы PowerPoint-презентации по курсу. Позже возникла идея использовать блог для контроля усвоения пройденного материала: студентам предлагалось выполнять текущие тесты, проблемные и исследовательские задания (case study, stimulation) по пройденным темам, поисковые задания с указанием необходимых веб-ресурсов для сбора и анализа информации. Причем данные задания, выполняемые студентами, регулярно комментируются как преподавателем, так и другими членами группы, что стимулирует создание атмосферы неформального учебного общения. Как оказалось, именно это виртуальное общение в рамках заданной темы особенно нравится студентам, являясь мощным мо-тивационным моментом в учебной деятельности такого рода.

В данный момент в учебный блог "Government, Democracy and Society" интегрировано несколько англоязычных социальных сервисов: del.ici.ous - для создания электронной библиографии, flikr.com, photobucket.com - для размещения изображений, фотографий, карт, схем, slideshare.com - для размещения слайд-презентаций учебного материала.

Таким образом, интеграция сетей и сервисов Интернета 2.0 в преподавание иностранных языков не только оправданна, но и необходима, поскольку это позволяет вводить особый вид учебной виртуальной коммуникации между участниками сетевой группы, способствует систематизации учебной информации, оптимизации учебного процесса и организации самостоятельной работы студентов, модернизации форм учебного контроля и предоставления материала, повышению мотивации обучающихся.

Примечание

1 Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 20082016 // Эксперт. 2007. № 32.

Литература

Возможности и направления использования современных концепций социального Интернета (Веб 2.0) и информатизации школьного образования в России: Материалы круглого стола. МГУ, апрель 2007.

Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Эксперт. 2007. № 32.

Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0. в помощь учителю. М., 2007.

CambellA. Weblogs for Use with ESL Classes // The Internet TESL Journal. 2003. N 9: http://iteslj.org/Techniques/Cambell-Weblogs.html

Cambell A. Weblog Application for EFL/ESL Classroom Blogging: A Comparative Review // TESL-EJ. 2005. N 9 (3): http://www.cc.kyoto-su.ac.jp/information/tesl-ej/ej35/m1/html

Godwin-Jones B. Blogs and Wikis: Environment for Online Collaboration // Language Learning and Technology. 2003. N 7: http://llt.msu.edu/vol7num2/ emerging/default.html

O'Reilly T. What Is Web 2.0? Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software // http://www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/ news/2005/09/30/what-is-web-20.html.

Stanley G. Blogging // ELT. 2005: http://www.teachingenglish.org.uk/think/ resources/blogging.shtml

Weblogs for Teaching // http://efl-esl-skills.wikispaces.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.