Научная статья на тему 'Блог как сфера представления стереотипизированного образа носителя культурно-языковых ценностей'

Блог как сфера представления стереотипизированного образа носителя культурно-языковых ценностей Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
12
0
Поделиться
Ключевые слова
БЛОГ / BLOG / СТЕРЕОТИПИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ / STEREOTYPED IMAGE / КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURAL AND LINGUISTIC VALUES / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATIONAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Кудряшов Игорь Александрович, Калашникова Анна Александровна

В гипертекстуальном дискурсе как важнейшей части кибер-культуры среди первостепенных возникает вопрос о стереотипизированном субъекте коммуникации. В виртуалистике рождается понятие «пользователь», объединяющее как тех, кто создает виртуальную коммуникативную среду, так и тех, кто ее «населяет», причем зачастую это одни и те же люди. Стереотипная сетевая личность характеризуется тем, что она представлена в коммуникативном Интернет-пространстве в редуцированном виде: в гипертекстуальном континууме человек это совокупность текстов, созданных им самим, либо другими людьми о нем.

BLOG AS A SPHERE OF REPRESENTING THE STEREOTYPED CULTURAL AND LINGUISTIC VALUE BEARER

In the hypertextual discourse as the important part of cyber-culture there appears a question on the stereotyped communication subject. In virtualistics there appears the notion of the user integrating both the ones who create the virtual communicative sphere and the ones who populates the sphere; often these are the same people. The stereotyped network personality is characterized by the fact that it is represented in the communicative Internet-space in the reduced way: in the hypertextual continuum a person is the set of the texts generated by him / her either by the other persons about him / her.

Текст научной работы на тему «Блог как сфера представления стереотипизированного образа носителя культурно-языковых ценностей»

блог как сфера представления стереотипизированного образа носителя культурно-языковых ценностей

Игорь Александрович Кудряшов,

доктор филологических наук, профессор кафедры теории языка Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ФГОУ ВПО «Южный федеральный

университет»

Анна Александровна Калашникова,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета

В гипертекстуальном дискурсе как важнейшей части кибер-культуры среди первостепенных возникает вопрос о стереотипизированном субъекте коммуникации. В виртуалистике рождается понятие «пользователь», объединяющее как тех, кто создает виртуальную коммуникативную среду, так и тех, кто ее «населяет», причем зачастую это одни и те же люди. Стереотипная сетевая личность характеризуется тем, что она представлена в коммуникативном Интернет-пространстве в редуцированном виде: в гипертекстуальном континууме человек - это совокупность текстов, созданных им самим, либо другими людьми о нем.

Ключевые слова: блог, стереотипизированный образ, культурно-языковые ценности, информационное общество.

blog as a sphere of representing the stereotyped cultural and linguistic value bearer

I. A. Kudryashov,

Doctor of Philology, Professor of the Institute of Philology of the Theory of Language, Journalism and Intercultural Communication FSEIHPE "Southern Federal University"

Anna Alexandrovna Kalashnikova,

Candidate of Philological Sciences, Docent of the Foreign Language Department of Rostov State

Building University

In the hypertextual discourse as the important part of cyber-culture there appears a question on the stereotyped communication subject. In virtualistics there appears the notion of the user integrating both the ones who create the virtual communicative sphere and the ones who populates the sphere; often these are the same people. The stereotyped network personality is characterized by the fact that it is represented in the communicative Internet-space in the reduced way: in the hypertextual continuum a person is the set of the texts generated by him / her either by the other persons about him / her.

Key words: blog, stereotyped image, cultural and linguistic values, informational society.

Один из самых значимых процессов в современной России - это технологический и организационный переход к информационному обществу. Социолог Мануэль Кастельс сравнивает влияние Интернета на формирование информационного

и. А. кудряшов, А. А. КАЛАШНИКОВА

общества с влиянием электрического двигателя на социальную и техническую сферы индустриальной эпохи [Кастельс, 2004: 301]. Одно из основных свойств Интернета - его открытость с точки зрения технической архитектуры и социальной организации. Благодаря этому реализуется его способность к саморазвитию, так как пользователи Интернета являются одновременно и разработчиками используемой технологии, и творцами Интернет-дискурса. Результатом саморазвития Всемирной сети явилось появление концепции Веба 2.0 - понятия неоднозначного, не имеющего четких границ. Главной принципиальной особенностью Веба 2.0 можно назвать усиление веб-технологии за счет так называемого «коллективного разума» - возможности получателя информации быть также ее производителем, участвовать в создании медиа. Практически все принципиальные отличия новой концепции от концепции Веба 1.0 вытекают из данной особенности.

И, по мнению Тима О'Рейли, основателя «О'Рейли медиа», сторонника движений за свободное программное обеспечение и программное обеспечение с открытым исходным кодом, самой «растиражированной» особенностью Веба 2.0 стали блоги - веб-страницы, организованные по принципу хронологических дневников с простыми и удобными методами администрирования, не предполагающие наличия специальных знаний и доступные всем. Их доступность стала столь широка, а популярность блогов вышла на такой уровень, что в 2004 году американская телерадиокомпания ABC назвала блоггера - абстрактного автора сетевого дневника - «Человеком года». Важно отличать явление блога от форума: в блоге один человек или небольшая группа заранее скоординированных людей пишет мини-статьи, а желающие могут каждую статью комментировать. Публика при этом не может начинать новые темы, писать свои статьи - по крайней мере, не в том же самом блоге. Форум же подразумевает равноправность всех участников на одной площадке: любой может открыть тему/статью в рамках форума. Действительно, в рамках исследования языковой личности в пространстве блогосферы обратимся к вопросу о том, как же определяется само понятие «блог».

Согласно словарной статье из Webster, блог - это «сетевой дневник; персональный хронологический журнал мыслей, публикуемый на веб-странице». Русскоязычная Википедия, свободная онлайновая энциклопедия, создаваемая коллективным трудом добровольных авторов, порождение Веба 2.0, как и сами блоги, дает данному явлению такое определение: «Блог - это веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для бло-гов характерны недлинные записи временной значимости. Отличия блога от традиционного дневника обусловлены средой: блоги обычно публичны и предполагают наличие стороннего читателя, который имеет возможность вступить в публичную полемику с автором». В качестве дефиниции блога англоязычная Википедия предлагает такой вариант: «веб-сайт, поддерживаемый индивидуумом либо группой лиц, содержащий регулярные записи, отображающиеся в хронологическом порядке и комментирующие и описывающие происходящие события, а также сопровождаемые графикой, либо видео». Сьюзан Херринг, профессор университета штата Индиана (США), являющаяся видным исследователем вопросов, связанных с

устройством и функционированием блогосферы, определяет блог как «постоянно обновляемые Интернет-страницы, где записи, относящиеся к конкретным датам, располагаются в обратном хронологическом порядке» [Herring, 2004: 55].

Журнал «Компьютерра» - флагман отечественной компьютерной журналистики - дает блогу такое определение: «Блогом называется сетевой дневник - сайт, на котором в обратно-хронологическом порядке (последние записи вверху) расположены дневниковые заметки на самые разные темы. Наиболее распространенными в русскоязычном секторе Сети являются блоги личные, принадлежащие конкретному автору, записи в котором ведутся на темы, определяемые владельцем (блог-гером). Из серверов, предоставляющих возможность вести дневник, среди русскоязычных пользователей популярны «Живой журнал», «Живой Интернет», Diary.ru и др. За пределами Рунета популярны сайты MySpace.com, Blogger.com, а также блоги, запущенные на отдельных сайтах». Отметим, что в подавляющем большинстве дефиниций блог определяется сквозь призму понятия «дневник». К подобному толкованию прибегают практически все исследователи этой проблемы, однако это не может являться полностью правомерным. Дело в том, что, хотя у блога и дневника и имеются определенные общие черты, например, датированные постоянно обновляемые записи, зачастую выражающие мысли и мнение автора, в качестве контента, все же блог - это не дневник в полном смысле этого слова. В качестве универсального толкования примем максимально широкое и полное определение и будем понимать блог как Интернет-сайт, либо особый раздел того или иного сайта, где содержатся датированные записи, расположенные в обратном хронологическом порядке, зачастую имеющие мультимедийную составляющую и обладающие возможностью комментирования, а также просмотра каждой из записей на отдельной странице. Утвержденной типологии блогов в настоящее время еще нет, но вполне возможно выделить несколько различных классификаций блогов. Так, блоги можно характеризовать согласно тому, кто является их автором:

- личный блог, он ведётся одним человеком, чаще всего автор личного блога является его владельцем, реже подобный блог ведет наемный/приглашенный кре-ативщик;

- социальный (иначе - коллективный) блог. Его ведет группа лиц, приглашенная владельцем блога по правилам, предопределенным хозяином дневника. В рамках коллективного возможно также выделение специфического вида - корпоративного блога. Такие журналы ведутся сотрудниками одной организации;

- призрачный блог - журнал, который ведет от чьего-либо лица неустановленный автор, скрытый за некоей маской (это может быть маска мифического, придуманного индивида, также может иметь место мимикрия под известное лицо). Призрачный блог чаще всего - блог-игра.

Также различаются блоги, обладающие специфическими чертами в отношении наполнения:

- контентный блог (публикуется авторский, первичный текст);

- ссылочный блог/ мониторинговый / линкблог (основное содержание - откомментированные ссылки на другие сайты);

и. а. кудряшов, а. а. Калашникова

- цитатный блог (превалируют цитаты из других блогов, чаще всего подобный тип блога ведется так называемыми ботами - роботизированными «авторами»-программами). Существует подвид цитатного блога - тамблелог, записи в блоге размещаются в одном определенном формате (видео, музыка, дискуссия и т. д.).

Кроме того, блоги можно разделить по наличию/ виду используемого в них мультимедиа:

- текстовый блог (основным содержанием такого рода дневников являются тексты);

- фотоблог (в подобного рода журналах превалируют фотографические работы);

- видеоблог (основное содержание - видеофайлы);

- музыкальный блог (в качестве наполнения выкладываются файлы с музыкой);

- подкаст, блогкастинг (автор надиктовывает текст и выкладывает его в виде аудио-файлов).

Разделяются блоги и по тому, на какой технической основе они созданы. Самый распространенный вид - это блог на блог-платформе - дневник, ведущийся на мощностях той или иной веб-службы (LiveJournal, Livelnternet и др.). Менее распространены так называемые Stand alone-блоги. Они создаются на собственном отдельном хостинге, при помощи собственного «движка».

Российский медиа-исследователь Павел Протасов предлагает свой вариант типологии блогов, который выглядит следующим образом. Во-первых, выделяются блоги, занятые «отбором и классификацией». По большей части это развлекательные дневники, нередко коллективные. В результате отбора в них попадают, как правило, интересные ссылки. Ярчайший представитель - один из самых больших отечественных «коллективных блогов» Dirty.ru, а из ведущихся одним человеком -блог Арсения Федорова apazhe.ru (ранее располагался на apazhe.livejournal.com). «Пожалуй, «интересное» и «смешное» - это как раз то, фильтрацией чего должны заниматься люди, поскольку машина с этим не справится», - полагает Протасов. К «классифицирующим» блогам примыкают и чисто развлекательные дневники. Комментарии здесь можно смело отключать: ценность «обратной связи» для автора мизерная (например, на сатирическом сайте Максима Кононенко http://www. vladimir.vladimirovich.ru именно так и сделано).

Второй тип блогов по Протасову - блоги, занимающиеся «оценкой и интерпретацией». Этот формат более уместен в специализированных журналах. Один из ярких примеров - Shneier on Security - блог, посвященный безопасности, ведущим которого является признанный авторитет в этой области криптограф Брюс Шнайер. Его мнение по вопросам безопасности, то есть «оценка и интерпретация» - это именно то, что привлекает читателей. Привнося в «специальное» элементы «коллективного», можно получить еще более удачный и интересный вариант (например, блог RealClimate, посвященный погодным явлениям). Специализированных блогов в последнее время возникает все больше, и это, по мнению многих исследователей, весьма многообещающий формат блога: только он использует особенности «индустрии объяснений» в полной мере, являясь инструментом распространения не текстов, а мнений и идей.

Еще одна разновидность блогов - блог знаменитости. Главная причина популярности данного вида та же, что и у «желтой» прессы - желание увидеть кумира «в халате на лестничной клетке». Впрочем, иногда знаменитостью становятся именно благодаря ведению сетевого дневника. Некоторые авторы приобретают известность, сравнимую по размеру аудитории с популярностью интернет-СМИ. В качестве примера приведем журналиста Максима Кононенко (ранее называл себя MrParker, теперь ведет блог под ником maxim_kononenko), литераторов Сергея Минаева (amigo-095), Марту Кетро (marta_ketro) и Екатерину Великину (katechkina).

Последний тип блогов, выделяемый Павлом Протасовым, - «разъяснительные» блоги. То, что мы живем в условиях перенасыщения информацией, давно уже стало общим местом. За внимание аудитории ежедневно борются сотни производителей информации и подчас весьма изощренно. К категории «разъяснительных» относятся тематические блоги. В этой форме удобно существовать кратким текстам, интересным, прежде всего, содержанием и пригодным к встраиванию в личную тематическую «газету», которую каждый из потребителей формирует «под себя». Набор RSS-каналов, по которым новости регулярно поступают с выбранных сайтов, либо френдлента (лента последних сообщений блогеров, выбранных читателем и отмеченных им как «френды» (друзья)), - и есть такая «газета». Подводя итог этой классификации, стоит отметить еще раз, что сетевой дневник является средством индивидуальной информации и коммуникации.

В западной лингвистической науке первоначально анализом блогов занимались сами первые блоггеры. Так, в рамках подобных исследований, Р. Блад выделяет три типа блогов: фильтры (основное внимание уделяется внешней по отношению к автору информации, такие журналы представляют собой коллекции ссылок, сопровождаемые комментариями), частные дневники (содержат информацию внутреннего по отношению к блоггеру характера, то есть посвящены его размышлениям, отчетам, отзывам) и записные книжки (отличаются большим, чем в фильтрах и частных блогах размером записей, представляют собой развернутые эссе) [Blood, 2000: 301]. Еще одну интересную классификацию Интернет-дневников предлагает Сандип Кришнамурти. Он подразделяет блоги на четыре основных типа, опираясь на их различия в рамках двух измерений: личное против тематического и индивидуальное против общественного [Krishnamurthy, 2007: 109].

В настоящее время серьезному изучению проблемы развития блогосферы на Западе уделяется большое внимание. Так, в университете Индианы (США) группой ученых создана научная школа BROG (Blog Research on Genre project / Проект жанрового исследования блогов). Основатель и руководитель этого проекта - Сьюзан Херринг. В качестве предшественника блога-дневника BROG полагают жанр бумажного дневника, а как прототип блога-фильтра называют колумнизм - редакторскую колонку, при этом С. Херринг называет блог смешанным жанром, развитие которого основано на технологическом факторе, так как именно благодаря появлению новых технологий стало возможно появление самого блога.

и. А. кудряшов, А. А. КАЛАШНИКОВА

Рис. 1. Классификация блогов по С. Кришнамурти

Вообще, по мнению ученых BROG, блоги являются промежуточным звеном между обыкновенными HTML-страницами и асинхронной формой компьютерно-опосредованной коммуникации (форумами), способствуя их сближению и постепенному стиранию границ между ними [Herring, 2007: 5].

Рис. 2. Блоги как промежуточное звено между веб-страницами и асинхронной КОК

Исследователи блогосферы выдвигают различные версии появления блогов и называют в качестве создателей этого явления разных лиц. По одной версии, первый дневник в Интернете завел студент Джастин Холл в 1994 году (Justinhall.com). Появление этого сайта особого внимания тогда не привлекло, но первый камень был заложен.

Другие исследователи утверждают, что идея публичных авторских дневников принадлежит Тиму Бернерс-Ли - знаменитому британскому ученому, одному из изобретателей Интернета и автору множества разработок в области информационных технологий. На своей первой Интернет-страничке Info.cern.ch Тим Бернерс-Ли еще с 1992 года выкладывал список новых сайтов и ссылок на обновления браузеров. Но вопрос, был ли первый сайт «отца интернета» первым блогом, достаточно спорный.

Бытует точка зрения относительно того, что создателем первого блога стал ученый и программист из Калифорнии президент компании UserLand Дэйв Вайнер -создатель популярных в свое время программ ThinkTank, Ready and MORE. Блог Вайнера Scripting News (Scriptingnews.com) был первым блогом, приобретшим широкую известность у пользователей интернета. Именно Вайнер разработал в 1994 году RSS - непременный элемент практической стороны ведения блога. RSS -технология автоматизированной поставки информации. Аббревиатура RSS расшифровывается как Really Simple Syndication либо Rich Site Summary - «очень простое приобретение информации» или «обогащенная сводка сайта», соответственно. Технология RSS предназначена для обмена информацией (дискретными отрывками документов) в Сети: достаточно подключиться к одному или нескольким источникам (их называют feeds, среди них значительная часть - газеты, информационные агентства, справочные и поисковые службы), и на заданный адрес автоматически будет приходить новейшая информация по указанной тематике. Упомянуть технологию RSS стоило по той причине, что она широко используется блог-сервисами, а ее появление и дальнейшее распространение уже сыграло свою роль в трансформации медиа, предоставив аудитории новые средства мониторинга событий. Блог Дэйва Вайнера Scripting News являлся лентой заметок, состоящей из цитат различных СМИ и комментариев автора. Оригинального контента там было немного, но все же по своим функциям Scripting News представлял собой именно Интернет-дневник. Первые записи в блоге были сделаны 1 апреля 1997 года. Именно этот год признается большинством исследователей годом рождения веблога, «началом новой эры».

Известна и точная дата рождения термина weblog - «веб-журнал». 17 декабря 1997 года это понятие впервые упомянул создатель и автор Интернет-дневника Robot Wisdom (Robotwisdom.com) Джон Барджер. Слово веблог образовалось из словосочетания logging the web (в вольном переводе - «веду дневник в сети»). В свою очередь, слово «блог», которым мы пользуемся ныне, возникло в результате своеобразной «языковой реформы» в апреле - мае 1999 года. Активный сетевой персонаж Питер Мерхольц (блог Peterme.com) разделил слово weblog на словосочетание we blog (мы ведем блог). Таким образом, появился новый глагол to blog, имеющий значение «совершать действия, направленные на ведение онлайн-дневника». И уже из глагола to blog появилось существительное blog, используемое ныне для обозначения такого явления, как Интернет-дневник.

Washington Profile сравнивает дальнейшее развитие блогов с ростом снежного кома. Уже в 1998 году был составлен первый список блогов, а через год софтверная компания Pitas создала бесплатную доступную для всех желающих платформу для организации блогов EatonWeb (Portal.eatonweb.com). Через год, в августе 1999, небольшая фирма Pyra Labs открыла портал Blogger.com. Популярность этого ресурса, несмотря на его изначальную ориентированность на представителей IT-индустрии, превзошла успех EatonWeb. Служба Блоггер.ком оказалась еще удобнее и проще, и именно ее появление дало толчок к массовому росту блогосферы. В том же 1999 году появилась блог-служба, чей сервис стал самым популярным в Рунете - LiveJournal (Livejournal.com). К истории создания этого сервиса, известного

и. а. кудряшов, а. а. Калашникова

как Живой Журнал или ЖЖ, в связи с его огромной популярностью в России, мы обратимся отдельно.

Вскоре произошел серьезный прорыв в области программного обеспечения для блога. Ранее блоггеры с успехом публиковали свои заметки на сторонних сайтах-платформах, однако текстам необходимо было преодолеть ценз в виде редакторов и администраторов. В декабре 1999 года Расти Фостер создал программу Scoop, позволившую пользователям управлять своими записями и комментариями к ним самостоятельно, без участия третьих лиц. Таким образом, благодаря изобретению Фостера блоги начинают приобретать современные черты.

По мере развития блогов, систем их индексирования и обмена информацией, появился термин «блогосфера». Он построен аналогично термину «ноосфера» и подобным ему. Блогосфера - это совокупность всех блогов в качестве сообщества или социальной сети. Существующие в мире блоги так или иначе связаны между собой. Блоггеры читают, комментируют и ссылаются друг на друга, таким образом, создается специфическая субкультура. Понятие блогосферы делает упор на одно из основных отличий блогов от обычных веб-страниц и Интернет-форумов: связанные между собой, блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

2. BloodR. Weblogs: A History and Perspective. 2000. http://www.rebeccablood.net/ essays/weblog_history.html

3. Herring S. C., ScheidtL. A., Bonus S., Wright. E. Bridging the Gap: A Genre Analysis of Weblogs. Indiana Unv., 2004.

4. Herring S. C. A Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated Discourse. 2007. http://www.languageatinternet.de/articles/2007/761

5. Krishnamurthy S. The Multidimensionality of Blog Conversations: The Virtual Enactment of September 11. In Maastricht, The Netherlands: Internet Research 3.0. London, 2007.

REFERENCES

1. Castelz М. Internet Galactic Галактика: Mediatations on Internet, Business and Society. Yekaterinburg: U-Faktoria, 2004.

2. BloodR. Weblogs: A History and Perspective. 2000. http://www.rebeccablood.net/ essays/weblog_history.html

3. HerringS. C., ScheidtL. A., Bonus S., Wright. E. Bridging the Gap: A Genre Analysis of Weblogs. Indiana Unv., 2004.

4. Herring S. C. A Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated Discourse. 2007. http://www.languageatinternet.de/articles/2007/761

5. Krishnamurthy S. The Multidimensionality of Blog Conversations: The Virtual Enactment of September 11. In Maastricht, The Netherlands: Internet Research 3.0. London, 2007.