Научная статья на тему 'Статус блога как феномена сетевой компьютерной коммуникации'

Статус блога как феномена сетевой компьютерной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
489
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
блог / блогосфера / жанр / сетевая компьютерная коммуникация / blog / blogosphere / genre / internet computer communication / online communication

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Е. Н. Галичкина

Исследуется статус блога как феномена сетевой компьютерной коммуникации. Выделяются критерии типологизации. На основании критериев описываются разножанровые тексты, представленные внутри российской блогосферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status of blog as a phenomenon of Internet computer communication

The status of blog as a phenomenon of Internet computer communication is considered. Typological criteria are singled out. Different genres presented within the Russian blogosphere have been highlighted.

Текст научной работы на тему «Статус блога как феномена сетевой компьютерной коммуникации»

ПРАГМАЛИНГВИСТИКА

УДК 81'42 ББК 81.2-5

Е.Н. Галичкина*

СТАТУС БЛОГА КАК ФЕНОМЕНА СЕТЕВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Ключевые слова: блог, блогосфера, жанр, сетевая компьютерная коммуникация; blog, blogosphere, genre, internet computer communication, online communication

Исследуется статус блога как феномена сетевой компьютерной коммуникации. Выделяются критерии типологизации. На основании критериев описываются разножанровые тексты, представленные внутри российской блогосферы.

The status of blog as a phenomenon of Internet computer communication is considered. Typological criteria are singled out. Different genres presented within the Russian blogosphere have been highlighted.

Среди многочисленных жанров сетевой компьютерной коммуникации существует такой, чей жанровый статус подвергается сомнению вследствие его размытой сущности. Речь идет о блогах как популярном способе взаимодействия пользователей сети Интернет. Чаще всего под блогом понимают сетевой дневник пользователя, тем самым отождествляя его с конкретным жанром. На «жанровость» блога сегодня существуют различные точки зрения - от его признания как жанра, до полного отрицания и расширенной трактовки с подробной аргументацией. Цель данной статьи - рассмотреть блог как феномен сетевой компьютерной коммуникации и уточнить его жанровый статус.

Исследователи феноменов сетевой компьютерной коммуникации по-разному относятся к блогу вследствие его многоаспектности и

* Галичкина Елена Николаевна, кандидит филологических наук, Астраханский государственный университет

112

динамичности. Так, К. Лансфорд говорит о семантической динамике, которую претерпел сам термин: «The term blog began as the shortened name for a Web log, or an annotated record of the Web sites a Web designer had consulted. A blogging program's ability to record and publish chronological entries on the Web, however, soon attracted the attention of diarists, essayists, and journalists. Today, blogs range from online diaries read by groups of friends, to bibliographic entries collected by a team working on a research project, to political or editorial commentary written by news reporters» [16, с. 812].

В исследованиях С. Кришнамурти [15] и С. Хэрринг [14] веблог признается сетевым жанром на том основании, что в подавляющем своем количестве блоги являются сетевыми дневниками. Другие исследователи, Е.-Т. Бонелли и Дж. Синклер, говорят о несформиро-ванности феномена блога как устойчивого жанра, признавая, впрочем, его связь с журнализмом и жанрами СМИ: «...More recently the growth of electronic communication has given rise to several new and equally abundant sources, notably <...> blogs as uncharted territories whose communicative properties and characteristics are as yet unknown» [11, с. 208]. Среди прочих форм Интернет-общения Е.-Т. Бонелли и Дж. Синклер называют блоги феноменами неформального и неконвенционального сетевого взаимодействия, стилистически приближенными к устной разговорной речи, являясь при этом формой «письменной разговорной речи» [11, с. 213].

На неформальный характер текстов блогов указывает также Герберт Каннингем, противопоставляя их формальным (официальным) текстам СМИ или текстам, размещаемым в сети различными институциональными источниками: «Some scenarios illustrate how application software can mediate between the text and the structured infor-

mation needs of various types of user. In each case, the user specifies information need to IT development staff, who then prepare a custom extraction system. The input materials are increasingly defined as subsections of the World Wide Web, either the formal materials of news, company sites, etc., or the informal Web of weblogs» [12, с. 667]. Существует также мнение, что блог - это не жанр, а собственно сетевое пространство для различных видов коммуникации в сети, т.е. сайт [7, с. 8]. Более подробно, но в том же ключе высказываются создатели сетевой энциклопедии «Википедия»: «Блог - это веб-сайт, содержание которого наполняется самим пользователем. Блог выполнен в стиле журнала и располагает сообщения в обратном хронологическом порядке. Блог позволяет выпускать комментарии или новости по любым вопросам, таким как кулинария, политика или местные новости. Иногда блоги выполняют функции личных дневников» [6].

Н. Бейм полагает, что блог является своеобразной интерактивной оболочкой для актуализации в сетевой коммуникации текстов, относящихся к жанру комментария, причем подчеркивается, что ком-ментативность блога порождает вторичный жанр, вовлекающий в коммуникацию интерактивного читателя - жанр дискуссии [9, с. 780]. Эта точка зрения, предполагающая актуализацию в блогах различных сетевых жанров, поддерживается подавляющим большинством современных исследователей виртуальной коммуникации как процесса взаимодействия пользователей Интернета, как отечественными [1]; [2]; [5]; и др., так и зарубежными [8]; [10]; [13]; [17] и др.

Относительно жанровой классификации текстов блогов следует отметить, что исследователи не предпринимали таких попыток кроме разделения блогов на сетевые кластеры. Так, Саймон Кришнамурти предложил выделять общественные дневники (social diaries) [15]. С.

Херринг ближе всех подошла к жанровым характеристикам текстов блогов, обозначив нолидж-блоги (knowledge-blogs) как тексты, содержащие информацию о деятельности определенного предприятия или образовательного учреждения, сущность которой пользователи обсуждают в процессе общения [14]. С. Херринг первая применила к жанровой типологизации текстов блогов критерий наличия информативности, что позволило Д. Раузу (D. Rowse), выявить 20 информативных жанров текстов блогосферы: он именует их постами (сообщениями - posts): 1) сообщения-инструкции; 2) информационные сообщения; 3) обзоры; 4) списки или перечни; 5) интервью; 6) кейс (учебный или типичный пример); 7) истории реальных людей; 8) сообщение-ссылка; 9) исследование; 10) прогнозы 11) споры; 12) гипотезы; 13) насмешки и др., побуждающие читателя к действию [18]. Можно сразу заметить некоторую непоследовательность типологии Д. Рауза, которая проявляется, в списочном перечислении типов текстов, и в смешивании формальных и неформальных текстов блогосферы. Однако, в содержательном плане, эту типологию нельзя не одобрить.

Попытка типологизации жанров текстов блогосферы потребовала поиска стабильных критериев. Данных критериев, как нам представляется, может быть несколько: критерий - строгость / нестрогость тематико-дискурсивного соответствия в зависимости от характера общения впервые применил С.В. Донсков к описанию жанровых особенностей англоязычных и русскоязычных газетных текстов [3]; критерий формальность / неформальность общения дает возможность типизировать тексты блогов по признаку наличия / отсутствия коммуникативной тональности общения; критерий степени информативности позволяет типизировать тек-

сты блогов по их прагматической направленности, т.е. по наличию абстрактно-индивидуальной (мнения, состояния души пользователей) или конкретной и общественно-значимой (знания о явлениях, процессах, суждения о феноменах) информации; семиотический критерий предполагает фиксацию наличия / отсутствия аудиальных, визуальных и визуально-графических компонентов в Интернет-общении в рамках блогосферы. Для жанровой стратификации применим также дискурсивный критерий, дающий представление о типе дискурса, в пространстве которого актуализируется тот или иной жанр текста блога. Наконец, презентационный критерий констатирует наличие / отсутствие в тексте блога признаков самопрезентации автора текста, попыток намеренного или нарочитого демонстрирования собственной персоны с целью воздействия на читателя текста [4].

Среди текстов строгих жанров стало возможным выделение таких текстов, как:

1) Сообщения-инструкции, которые дают указания пользователю, направляют к решению некой проблемы или содержат директивы к пользованию инструментами, оборудованием, поведению в сети и т.п. Они преимущественно характеризуются формальностью общения, но в то же время, могут быть как сугубо клишированными, содержащими исключительно директивы пошагового алгоритма действий, так и дружескими проявлениями искреннего желания помочь пользователю, нетипичными для жанра инструкции.

2) Сообщения-списки - появляются обычно в следующем, жестко формализованном виде: «Давайте составим список десяти лучших...», «Семь причин, почему.», «Пять любимых.». «Посты такого рода популярны у читателей, а интерактивный режим, в кото-

ром работают блоги, позволяет их дополнять и корректировать» [7, с. 54].

3) Среди строгих жанров текстов блогов многочисленны тексты-консультации, характеризующиеся высокой степенью информативности, которые дают профессионалы по запросу участников блого-сферы. Они представляют собой четко стуктурированные, ясно сформулированные кластеры информации, нейтральные в эмотив-ном отношении и насыщенные терминологией, поскольку относятся, как правило, к определенной отрасли знания. В качестве примера приведем текст юридической консультации, размещенной в блоге юридических сообществ сайта blogi.mail.ru:

Подскажите, какие пособия должны выплачиваться молодой маме в Подмосковье. [в: пособия молодой маме

С 1 января 2008 года в Московской области при рождении первого ребенка будет выплачиваться единовременное пособие в размере 10 000 рублей. Размер единовременного пособия при рождении второго ребенка увеличится с 5 000 до 20 000 рублей, при рождении третьего и последующих детей - с 15 000 до 30 000 рублей. В случае рождения двух детей одновременно будет выплачиваться по 25 000 рублей на каждого ребенка (сейчас 15 000 рублей на ребенка), в случае рождения трех и более детей одновременно - 100 000 рублей на семью (сейчас 20 000 рублей на каждого ребенка).

К текстам нестрогих жанров, отвечающим критериям высокой степени эмотивности, наличию дискурсивности, семиотичности и презентационности, можно отнести:

- социально-нейтральные тексты (ненавязчивые советы и инструкции, аллегории, моралите или басни, поэтические, житейские истории, просьбы, рекомендации, мемуары и др.);

- тексты агональной направленности (критические эссе, тексты-опровержения, тексты-напоминания о фактах социальной истории, требования, обличения, памфлеты, политические анекдоты и т.п.);

- тексты смеховых жанров анекдота, шутки, комедии положений, профессиональной байки.

Остановимся на социально-нейтральных текстах. Тексты ненавязчивых советов характеризуются сочувственной тональностью, в них отсутствует жесткая директивность. Такой вид текстов часто ген-дерно маркирован: участницы блогосферы часто дают доброжелательные советы и инструкции.

Например, в следующем диалоге на blogi.mail.ru: Подскажите плиз )))как вставить с видео@.mail.ru в блоге моего сообщества?Подскажите - умоляю :) НЕ: Подскажите плиз)))

Я вставляю ролики с сайта http://www.youtube.com/ Если Вы не можете и с этого сайта вставить, то я Вам объясню, как это делается. Просто я не совсем поняла, наверное. Не поняла разницу между вставкой роликов с сайта ютубе и с сайта майл.ру. Покажите мне ролик, который Вы хотите вставить. Извините, я не профи, но что-нибудь придумаем :)

Или вот еще так: я добавляю майловский ролик, который мне понравился, в «Избранное». Там есть такая функция под самим роликом. Таким образом, ролик оказывается в моем «Избранном» в

моих роликах на «Моем Мире». А затем его уже добавить в запись блога можно без проблем. В новой записи блога мы нажимаем справа на слово «видео». Появится страница с моими роликами на «Моем Мире». Я выбираю нужный мне ролик, ставлю около него мышкой точечку, затем снизу нажимаю на слово «вставить».

Перед нами инструкция, которая характеризуется отсутствием жесткой структурированности в пошаговости действий. Автор, стремится помочь встревоженному партнеру по коммуникации, приходит на помощь, «по-женски» успокаивая (ответный смайлик), вселяя оптимизм (что-нибудь придумаем). Искренность общения прослеживается в признании автора текста инструкции в своем малом профессионализме (просто я не совсем поняла вопрос, наверное. Не поняла разницу.. .извините, я не профи).

4) Большой популярностью в блогосфере пользуются тексты-аллегории как своеобразное стремление авторов блогов творчески проявить себя в сети, реализовать свои, возможно, непризнанные в реальной жизни, художественные наклонности. Сам факт размещения аллегорий в блогах и их содержание подчеркнуто презентацион-ны.

В российской блогосфере нередки тексты, наполненные мора-лизаторским содержанием, жанр которых вполне можно соотнести с средневековым жанром моралите или басни. Они содержат в себе сентенции житейской мудрости и завершаются этической максимой. Их информационный потенциал, как правило, беден в силу рефлек-тивно философского характера, за исключением того, что в тексте отражается житейский опыт. Они слабо формализованы, но в то же время высока их презентационность, метафоричность.

5) Среди текстов российской блогосферы довольно часто встречаются тексты-житейские истории. Это, как правило, повествование о своей жизни, быте. В этом жанре, отличающемся харак-

и и и ^ I V

терной для российской блогосферы жалобной тональностью, отмечены рассказы как женщин, так и мужчин. Если первые, в основном, делятся своими любовными и материнскими проблемами, то среди мужской части пользователей блогов типично стремление поделиться с партнерами по коммуникации проблемами «мужского» свойства (потеря работы, трудоспособности, проблем с социальными институтами).

Таким образом, изучение различных точек зрения исследователей позволило нам сделать вывод о том, что жанровый статус, приписываемый блогу рядом ученых, не подтверждается. Тот факт, что в блогосфере существуют не только сетевые дневники, но и многочисленные разножанровые тексты, заставляет считать блог специфическим пространством для актуализации текстов, характеризующихся широкой тематикой и жанровым многообразием.

Типологизация жанров текстов блогов возможна при условии их соответствия определенным критериям. Базовым критерием предлагается считать строгость / нестрогость тематико-дискурсивного соответствия в зависимости от характера, и тогда в виртуальной компьютерной коммуникации выделяются строгие и нестрогие жанры. Среди прочих критериев можно выделить следующие: формальность / неформальность общения; степень информативности; семиотичность текста; фиксация дискурсивности; презентацион-ность. Среди текстов строгих жанров стало возможным выделение таких текстов, как сообщения-инструкции, сообщения-списки, советы-запреты, консультации, лингвосемиотическое описание которых ос-

новывается на их соответствии таким критериям, как формализованное, директивность, высокая степень информативности. К текстам нестрогих жанров, отвечающим критериям высокой степени эмотив-ности, наличию дискурсивности, семиотичности и презентационно-сти, можно отнести: социально-нейтральные тексты; тексты агональной направленности; тексты смеховых жанров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

[1] - Атабекова А.А. Лингвистический дизайн WEB-страниц: проблемы «коммуникативных неудач» // Материалы международной научно-практической конференции «Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах» - «Коммуникация-2002» («Communication Across Differences») - Ч. 1. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. - С. 148-153.

[2] - Буторина Е.А. А поговорить? Интернет как лингвистический феномен, № 1. - М.: «Мир медиа XXI», 1999. // http://npi.iip.net/mirmedia/99_1/spravochnik_1/but.html (Дата обращения: 11.10.2009).

[3] - Донсков С.В. Сопоставительное исследование жанровых особенностей англоязычных и русскоязычных газетных текстов. Дисс. ... канд. филол. наук. - Тверь, 2004.

[4] - Олянич А.В. Презентационная теория дискурса. Монография. -М.: Гнозис, 2007.

[5] - Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика: Учебное пособие. - М.: Едиториал УРСС, 2004.

[6] - Сетевая энциклопедия «Википедия» // http://www.wikipedia.com (Дата обращения: 10.10.2009).

[7] - Ющук Е.Л. Блог: создать и раскрутить. - М.: Вершина, 2008.

[8] - Barrett C. More About Weblogs. Retrieved December 31, 2003, from 1999, May 11 // http://www.camworld.com/journal/rants/99/05/11.html

[9] - Baym N.-K. Interpersonal Life Online / In S. Livingstone & L. Lie-vrouw (Eds.) The Handbook of New Media, Student Edition. Sage Publications (updated version of the article from the 2001 first edition), 2006.

[10] - Blood R. Weblogs: A History and Perspective. (2000, September 7) // http://www.rebeccablood.net/essays/weblog_history.html (Дата обращения: 08.09.2009)

[11] - Bonelli E.-T., Sinclair J. Corpora / In: Encyclopedia of Linguistics. - Elsevier, 2006.

[12] - Cunningham H. Automatic Information Extraction / In: Encyclopedia of Linguistics. - Elsevier, 2006.

[13] - Henning J. The Blogging Iceberg (2003, October 4) // http://www.perseus.com/blogsurvey/thebloggingiceberg.html (Дата обращения 09.10.2009).

[14] - Herring S. Bridging the Gap: A Genre Analysis of Weblogs, 2004 // http://chutry.wordherders.net/archives/002623.html (Дата обращения 05.10.2009).

[15] - Krishnamurthy S. The Multidimensionality of Blog Conversations: The Virtual Enactment of September 11 / In: Maastricht, The Netherlands: Internet Research 3.10. 2002. // http://www.aoir.org/2002/programme.htm (Дата обращения: 05.10.2009).

[16] - Lunsford K. Computer-Supported Writing / In: Encyclopedia of Linguistics. - Elsevier, 2006.

[17] - Nunberg G. I Have Seen the Future, and It Blogs (2001). - // http://www.csli.stanford.edu/%7Enunberg/blog.html (Дата обращения: 05.10.2009).

[18] - Rowse D. Problogger // http://www.problogger.net/archives/2005/11/29/20-types-of-blog-posts-battling-bloggers-block/ (Дата обращения: 10.10.2009).

УДК 81.42 ББК 81.2-5

А.В. Голодное*

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСУАЗИВНОЙ СТРАТЕГИИ ОЦЕНОЧНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ТЕКСТА РИТОРИЧЕСКОГО МЕТАДИСКУРСА**

Ключевые слова: дискурс, риторический метадискурс, коммуникативная стратегия, оценка, персуазивная стратегия, персуазивная техника, стратегия оценочного информирования; communicative strategy, discourse, evaluation, persuasive strategy, persuasive technique, rhetorical discourse, strategy «evaluating information»

В статье рассматриваются особенности реализации персуазив-ной стратегии оценочного информирования в различных типах текста риторического метадискурса (рекламном объявлении, публичном политическом выступлении и проповеди) и приводятся примеры специфических для данных типов текста персуазивных техник, направленных на достижение общей персуазивной цели риторического метадискурса.

* Голоднов Антон Владимирович, кандидат филологических наук, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург

** Исследование выполнено в рамках проекта, финансируемого ДААД и Министерством образования и науки РФ по программе «Immanuel Kant» (2009 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.